Гавриил возвестивший Марию 8 букв

Гавриил возвестивший Марию 8 букв

Традиции и обряды праздника

В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. В этот день церковные наставники надевают голубое облачение. В храмах проводится всенощное бдение, которое начинается с великого повечерия.

Службы имеют литургические особенности, зависящие от дней недели. Если Благовещение и Пасха совпадают (Криопасха), то каноны праздников соединяются.

В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.

Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.

В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.

У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.

Что нельзя делать на Благовещение

В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.

7 апреля не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.

7 апреля следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.

Приметы и поверья

  • Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай.
  • Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.
  • Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.
  • Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.
  • Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.

Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

Праздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века — это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

Реклама

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря — дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» . Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

В богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω — радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография. Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку.

В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь — символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил — с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии — Благовещение у источника (кладезя) — представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел — слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге — символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 — начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период — на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах — в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

В искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче — Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия — здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света — символ приснодевства, аналой — символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи — знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов — картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).

Глава 1. АНГЕЛ ГАВРИИЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕВЕ МАРИИ, ВОЗВЕЩАЯ ЕЙ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА

Явился деве именем Мария, из рода Давидова, из колена Иудина, ангел Господень Гавриил. Дева сия жила в святости и чистоте, пребывая в посте и в молитве. В день тот была она в одиночестве, и ангел Гавриил, войдя к ней, приветствовал ее, говоря: «Радуйся, Мария! Господь с тобою!»

Дева смутилась от слов ангела; и сказал ей ангел: «Не бойся, Мария, ибо обрела ты благодать у Бога, избравшего тебя, и вот, родишь ты пророка, которого пошлет Он народу Израилеву, да узрят они законы Божьи с правдой в сердцах».

Дева же сказала ангелу: «Как рожу я сына, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Мария, Господь Бог, что сотворил человека без человека, сделает так, что зачнешь ты без мужа, ибо нет для Него ничего невозможного!»

И сказала Мария: «Ведаю я, что Господь всемогущ, и да свершится воля Его». И сказал ей ангел: «И вот, зачнешь ты во чреве своем пророка, которого наречешь именем Иисус; и не будет он пить вина и вкушать нечистое, ибо младенец сей свят от Бога». И склонилась Мария в смирении, говоря: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».

И отошел от нее ангел, и восславила дева Господа, говоря: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат меня все роды, ибо сотворил мне величие Всемогущий, свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу Свою и рассеял надменных помышлениями сердца их. Низложил сильных с престолов их и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Ибо неизменно обетованное Им Аврааму и семени его до века».

Глава 2. ОСТЕРЕЖЕНИЕ, ДАННОЕ ИОСИФУ АНГЕЛОМ ГАВРИИЛОМ КАСАТЕЛЬНО ДЕВЫ МАРИИ

Мария, узнав волю Божью и опасаясь, что люди позавидуют ей в том, что имеет она младенца во чреве своем, и забросают ее камнями, обвинив в блудодеянии, вышла замуж за праведника из рода своего, именем Иосиф: будучи мужем благочестивым, жил он в страхе Господнем и служил Ему постом и молитвой, живя от трудов рук своих, ибо был он плотником. Зная сего человека, выбрала дева его в мужья себе и открыла ему Божью волю*.


Иосиф, человек благочестивый, узнав, что Мария уже имеет младенца во чреве своем, хотел отпустить ее, ибо убоялся он Господа. Но вот, явился во сне ему ангел Господень и сказал: «О Иосиф, почему не хочешь принять ты Марию, жену свою? Знай, что зачатое во чреве ее — по воле Господа. И родит дева сына, которого наречешь ты Иисус; и не будет пить он вина и вкущать нечистого мяса, ибо младенец сей свят от Бога уже в лоне материнском. Ибо он есть пророк Господа, посланный народу Израиле-ву, дабы обратить сердца людей к Господу, как то предписано законом Моисеевым. И придет он в силе, которой наделит его Господь, и будет вершить великие чудеса, чрез которые многие спасутся». Иосиф, восстав ото сна, возблагодарил Господа, и был он с Марией всю жизнь свою, служа Всевышнему со всей чистотой сердца своего.

Глава 3. ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕСТВО ИИСУСА, ПОЯВЛЕНИЕ АНГЕЛОВ, СЛАВЯЩИХ ГОСПОДА

Правил в те дни Иудеей царь Ирод по велению кесаря Августа, и Пилат начальствовал во дни первосвященства Анны и Каиафы*.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле; и пошли все записываться каждый в свой город, и каждое племя шло на перепись. Пошел также и Иосиф из Назарета, города Галилейского, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, женою своей, которая была беременна. Иосиф пришел в Вифлеем, и, поскольку город был мал и собралось там великое множество людей из краев разных, не нашел места на постоялом дворе. А посему остановился он за городом в пристанище пастухов.

И пока Иосиф был там, исполнились дни, когда Мария должна была родить. И была дева окружена величественным сиянием, и родила она сына своего безо всякой боли, и взяла его на руки свои, и, спеленав его, положила в ясли, потому что не было им места на постоялом дворе. И пришло великое множество ангелов Господних, исполненных радости, в пристанище то, воздавая хвалу Господу и возвещая мир боящимся Его. Мария и Иосиф возблагодарили Бога за рождение Иисуса и воспитывали его с радостью великой.

Глава 4. АНГЕЛЫ ВОЗВЕЩАЮТ ПАСТУХАМ О РОЖДЕНИИ ИИСУСА, И ТЕ, ПОСЛЕ НАХОЖДЕНИЯ МЛАДЕНЦА, ВОЗВЕЩАЮТ О НЕМ

В то время были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им ангел: «Я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился в городе Давидовом младенец, и он есть пророк Господень, который принесет великое спасение дому Израилеву. Найдете вы младенца с матерью его, которая благословлена Господом нашим». И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и возглашающее мир всем. Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь через ангела Своего». И, поспешив, пришли многие пастухи в Вифлеем в поисках родившегося младенца. И нашли они за пределами города младенца, воздали почести ему, отдали матери его дары и рассказали ей о том, что они увидели и услышали. Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем, и Иосиф вознес благодарение Господу. И возвратились пастухи к стадам своим, возвещая всем людям о величии увиденного ими.

И наполнилась горная Иудея страхом, и всякий отложил слова сии в сердце своем, говоря: «Что же думать нам о младенце сем?»

Глава 5. ОБРЕЗАНИЕ ИИСУСА

На восьмой день, согласно закону Божьему, взяли они младенца и принесли его во храм, дабы обрезать его. И свершили над младенцем обрезание, и дали ему имя Иисус, коим нарек его ангел Господень прежде зачатия его во чреве. И укрепились Мария и Иосиф в вере, что младенец сей призван был, дабы спасти или ввергнуть в бездну многих. А посему убоялись они Господа и воспитывали ребенка в страхе Господнем.

Благовещение в живописи

Алессо Бальдовинетти.
«Благовещение Марии».

…Мария, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. Испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его…

Протоевангелие Иакова. 11:1-4.

* * *

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1513.

…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…

Евангелие от Луки. 1:26-35.

* * *

Альбрехт Альтдорфер.
«Благовещение».
1506-1538.

Андрей Рублёв.
«Благовещение».
Благовещенский собор Московского Кремля.
XV век.

Андрей Рублёв, мастерская.
«Благовещение».
1408.
Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Баварский мастер.
«Благовещение».

Бартелами д’Эйк.
Алтарь Благовещения. «Благовещение».

«Благовещение».
Греция. XVIII век.

Поздняя греческая икона, напротив, совершенно недвижна. Это «первое Благовещение», или «Благовещение у источника», — сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Лишенные символического значения здания у греческого мастера не менее условны, чем в новгородской иконе: они образуют плоскую декорацию, на фоне которой стоят фигуры персонажей. Эта своеобразная театральность при полном отсутствии передачи пространства роднит греческий образ с народной картинкой – лубком.

А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

* * *

«Благовещение».
Россия, Новгород (?).
XVI век.

…Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Мария изумилась объявленной ей вести и спросила: «Как же это будет, если я мужа не знаю?» Место действия обозначено велумом – полотнищем, переброшенным между зданиями, которое символизирует в евангельских сценах преемственную связь Ветхого и Нового заветов. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя. Тем самым взгляду верующего дозволяется только созерцать чудо, не переступая границы священного чертога. Эта условность, однако, не мешает передаче движения: оно подчеркнуто уклоном пола, на котором архангел, кажется, едва удерживается, и необычным изображением его крыльев, развернутых в разные стороны.

А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

* * *

Василий Иванович Суриков.
«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

Герард Давид.
«Благовещение».

Джованни Баттиста Тьеполо.
«Благовещение».
Между 1724 и 1725.

Джованни Баттиста Чима да Конельяно.
«Благовещение».
1495.

Джорджо Вазари.
«Благовещение».

Доменико Беккафуми.
«Благовещение».

Леонардо да Винчи.
«Благовещение».

Лоренцо ди Креди или Леонардо да Винчи.

«Благовещение».

Лоренцо Коста.
«Благовещение (Читающая Мария)».

Лоренцо Лотто.
«Благовещение».
Около 1527.
Пинакотека комунале (Реканати).

Мариотто Альбертанелли.
«Благовещение».

Михель Кокси.
«Благовещение».
1580-е.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Педро Нуньес дель Валье.
«Благовещение».
Между 1623-1630.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Робер Кампен.
«Благовещение».

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь трёх волхвов.
«Благовещение Марии».

Рогир ван дер Вейден.
«Благовещение».

С. Мартини.
«Благовещение».
1333.

Сандро Ботичелли.
«Благовещение».

Симон Вуэ.
«Благовещение».
1632.

Фра Беато Анджелико.
«Благовещение».
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *