Френц реймонд кризис совести

Френц реймонд кризис совести

Рэймонд Франц, бывший член Руководящей корпорации Свидетелей Иеговы

Автор выходит далеко за рамки описания своих проблем. Он рассказывает о кризисе, с которым столкнулись Свидетели Иеговы во всем мире

— журнал «Христианство сегодня»

Правдивое изложение фактического материала, повествующее о структуре власти и внутренних процессах религиозной организации Свидетели Иеговы.

…эта книга — актуальный документ, подтверждающий значимость «свободы совести» и приглашающий по–новому взглянуть на классическую проблему того, как сохранить ее перед лицом постоянного, возрождения бюрократических и авторитарных структур

— д–р Джозеф Ф. Зигмунт,

доцент кафедры социологии Университета штата Коннектикут

Великолепно! Я поражен, что автор пишет о том многом, что пришлось испытать и мне. Похоже, что маленькие религиозные группы. не опирающиеся на истинное понимание Божьей благодати, наталкиваются на одинаковые подводные камни и ведут себя похожим образом

— д–р Десмонд Форд,

теолог, в прошлом член группы адвентистов седьмого дня, профессор Пасифик Юнион Колледж, лишен сана из–за несогласия по отдельным вопросам доктрины

Книга предупреждает о том, что может произойти, когда человек уступает организации право принимать решения, которые дал ему Бог

— Ким Киммонз, заместитель редактора издательства Франклин Пресс

В последние годы появилось много различных книг о Свидетелях Иеговы. За небольшим исключением, они довольно посредственного качества с точки зрения науки… Сейчас эта книга, снабженная множеством документов, рассказывающая о противоречивом религиозном движении, стала доступна Свидетелям и широкой общественности… Отныне ни один серьезный ученый или читатель не может игнорировать информацию, представленную Реймондом Францем. Авторы, считающие необходимым писать о реальных или выдуманных ошибках и недостатках движения, с которым им пришлось порвать, часто делают это с ненавистью и горечью. Ничего подобного вы не увидите в книге «Кризис совести». Напротив, спокойный и объективный тон повествования вызывает уважение и восхищение

— д–р Ингемар Линден,

профессор богословия

Даген, Стокгольм, Швеция

Трогательный рассказ… История жизни приоткрывает завесу над деятельностью организации Сторожевая Башня

— Архив общественных наук и религий

Париж, Франция

Нравится нам или нет, но нравственный выбор оказывает воздействие на каждого из нас. Это — одна из тех горько–сладких составляющих жизни, которые невозможно избежать. Она может превратить нас в богачей или бедняков, определить истинное качество наших взаимоотношений с теми, кто нас окружает. Все зависит от того, как мы ответим на ее вызов. Право выбора принадлежит нам — и этот выбор нечасто бывает легким.

Конечно, можно еще закутать совесть в некое подобие кокона самодовольства, пассивно «плыть по течению», ограждая внутренние чувства от всего, что может их потревожить. Когда возникают сложные вопросы, вместо того, чтобы занять определенную позицию, можно сказать: «Я это пережду. Пусть других это и касается — пусть кому–то даже будет плохо, — но только не мне». Некоторые всю жизнь вот так нравственно «пережидают». Но когда все сказано и сделано и жизнь подходит к концу, кажется, что те, кто могут сказать: «По крайней мере, я за что–то стоял», чувствуют большее удовлетворение, чем те, которые редко стояли за что бы то ни было.

Иногда мы спрашиваем, не превратились ли люди с глубокими убеждениями в нечто вроде исчезающей нации, о которой все когда–то читали, но которую сейчас мы так редко встречаем. Для большинства из нас сравнительно нетрудно действовать по совести, когда речь идет о делах не слишком важных. Чем больше поставлено на карту, чем выше цена, тем труднее ответить на вопрос о совести, принять нравственное решение и предугадать его последствия. Когда эта цена очень велика, мы оказываемся на нравственном распутье, в жизни наступает настоящий кризис.

Эта книга — именно о таком кризисе и о том, как люди справляются с ним, как он воздействует на их жизнь.

Надо признать, рассказы о людях, приведенные здесь, мало похожи на высокую драму суда над ересью Джона Уиклифа или на интригу международной охоты за неуловимым Уильямом Тиндэйлом, или на ужас угрозы быть сожженным как Майкл Серветус. Но борьба и страдания людей, о которых рассказано в этой книге, по–своему не менее напряженны. Немногие из них смогли бы сказать об этом так же красноречиво, как Лютер. И, тем не менее, они занимают практически ту же позицию, которую занял он, когда обращался к собранию из семидесяти человек, судивших его.

«Если я не убежден свидетельствами Писания или очевидным доводом (ибо я не доверяю лишь одному Папе или церковным советам, ведь хорошо известно, что они часто ошибались и противоречили самим себе), я связан Писанием, которое цитировал, и моя совесть покорна Слову Божьему. А поскольку действовать против совести небезопасно и неправильно, я не могу и не стану ни от чего отрекаться. На этом я стою. Я не могу иначе. Господь, помоги мне. Аминь».

Задолго до этих людей девятнадцать столетий назад апостолы Петр и Иоанн оказались в подобной ситуации, когда предстали перед судебным советом, состоявшим из самых уважаемых представителей исконной религии, и откровенно говорили:

«Справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?

Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Я очень близко знаю людей, о которых пишу. Они были или являются членами религиозной группы, известной как Свидетели Иеговы. Я уверен (и тому есть доказательства), что их опыт ни в коем случае не единственный, что подобное смятение чувств испытывают люди самых различных верований. Они сталкиваются с той же проблемой, что и Петр, и Иоанн, и многие мужчины и женщины последующих столетий: они борются за то, чтобы, находясь под давлением религиозных властей, оставаться верными своей совести.

Для многих это — эмоциональное «перетягивание каната». С одной стороны, они чувствуют, что не должны навязывать человеческий авторитет в своих взаимоотношениях с Создателем; должны отвергнуть религиозный догматизм, законничество и авторитарность, оставаться верными учению о том, что «всякому мужу глава» — Иисус Христос, а не человеческий религиозный орган. С другой стороны, они рискуют потерять всех друзей, разрушить семейные отношения, пожертвовать религиозным наследием, накопленным многими поколениями. На подобном распутье решения даются нелегко.

То, что здесь описано, не является «бурей в стакане воды», большой склокой в небольшой религии. Мне кажется, что любой человек может извлечь немало жизненно важного, размышляя над этим, ибо, хотя приводимые цифры невелики, проблемы более чем серьезны. Это — глубокие вопросы, на протяжении истории вновь и вновь приводившие мужчин и женщин к подобным кризисам совести. На карту поставлены свобода следовать духовной истине, не связанной ограничениями сверху, и право иметь личные отношения с Богом и Его Сыном, свободные от всякого посреднического вмешательства священника со стороны какой–либо церкви. Хотя многое из написанного на первый взгляд может показаться типичным только для Свидетелей Иеговы, на самом деле глобальные, глубокие вопросы оказывают влияние на жизнь людей любой веры, называющей себя христианской.

Для тех, кого я знаю, цена твердой веры в то, что «действовать против совести небезопасно и неправильно», была немалой. Некоторые вдруг обнаружили, что их отлучили от семьи в результате принятия официальной религиозной меры — отрезали от родителей, сыновей и дочерей, братьев и сестер, даже от дедушек, бабушек и внуков. У них нет больше радости свободного общения с давними, глубоко любимыми друзьями, которые подвергаются опасности пострадать от таких же официальных действий, Они воочию видят, как пятнается их доброе имя — а они зарабатывали его всю жизнь — и перечеркивается все, что это имя значило для тех, кто их знал. Таким образом, они лишены всякой возможности по праву действовать даже с самыми добрыми намерениями от имени тех людей, кого они ближе и лучше всего знают в своем кругу общения, в своей стране, во всем мире. Материальные потери, даже физическое воздействие и насилие, пожалуй, легче перенести, чем что–либо подобное.

вернуться

Это были заключительные слова защитной речи Лютера, произнесенной на заседании рейхстага в апреле 1521 года в г. Вормс (Германия).

В поисках христианской свободы

С момента моего ухода из Руководящего cовета Свидетелей Иеговы, органа, который в международном масштабе управляет поклонением и в значительной степени мышлением, речью и самой жизнью миллионов приверженцев этого религиозного движения прошло уже немало лет.

События, приведшие к моей отставке, и впоследствии к отлучению от организации (к лишению общения) подробно описаны в первой работе — «Кризис совести». Эта книга (первое ее издание) заканчивалась следующими словами:

Я очень признателен за то, что смог предоставить информацию, которую, как мне кажется, люди имеют право услышать. Многое еще можно и даже, наверное, нужно добавить для полноты картины. Не знаю, позволят ли время, жизнь и обстоятельства все это сказать; но мне достаточно того, что результаты написанного в этой книге, покоятся в руках Божьих.

Тогда мне был 61 год. За прошедшее с тех пор время мне написали и позвонили тысячи людей со всех уголков земли. Многие из тех, кто связался со мной, были Свидетелями Иеговы в прошлом, почти такое же количество составили те, кто еще находился в организации. Позвонившие и написавшие люди представляли все слои Общества. Отклики пришли от людей, которые (в прошлом или настоящем) были пионерами, специальными пионерами, миссионерами, служебными помощниками, старейшинами, городскими надзирателями, районными надзирателями, окружными надзирателями и координаторами филиалов.

Несколько сотен из них в свое время являлись работниками главного управления Общества Сторожевой башни в Бруклине (Нью–Йорк, США), были служителями одного из филиалов Общества в других странах или иностранными миссионерами. Ниже я приведу выдержки из некоторых полученных мною писем. При этом моей целью является не самовосхваление, а желание отразить обеспокоенность написавших мне людей, их переживания, продемонстрированные ими качества, их человеческие черты.

В целом их высказывания показывают, что информация из «Кризиса совести» восполнила особую потребность. Обсуждения в Руководящем Совете, процесс принятия решений и разработка учений, подготовка печатных материалов, распространяемых среди всех членов организации, — все это покрыто туманом секретности. Многие Свидетели, в том числе старейшины и другие занимающие ответственное положение лица, терзались чувством серьезной обеспокоенности, но не имели возможности увидеть всю картину целиком. В «Кризисе совести» были изложены факты, прежде им недоступные. Эти сведения, очевидно, послужили своего рода «катализатором»: они свели воедино отдельные элементы «нестыковок», которые люди видели в организациии и раньше, и помогли им понять причину существования подобных проблем. В результате у людей исчезло ложное чувство вины, созданное представлением о том, что служение Богу якобы непременно должно осуществляться через организацию, то есть, через организацию Свидетелей Иеговы. Книга помогла людям справиться с чувством отрезанности от Бога, возникшим единственно потому, что они были оторваны от этой организации, по своей воле или нет.

Весьма показательным в этом отношении является письмо от одного человека из Австралии, который вместе с женой на протяжении сорока лет был активным членом организации, но из–за неприятия определенных учений и требований Общества, в 1984 году был объявлен «отрекшимся от общения». Он сообщает:

Я пишу по просьбе семьи, чтобы выразить нашу глубокую признательность за ту огромную помощь, которую оказала нам книга «Кризис совести», прояснив и расширив наше понимание вопросов, причинявших нам беспокойство и душевную боль на протяжении многих лет. За то, что мой сын и его жена терпимо относились к нашему положению , они были лишены общения в 1986 году.

Эта книга очень помогла нам сохранить семейное единство в период сложнейшего жизненного кризиса, начавшегося с нашего отчуждения от движения . Она помогла нам в духовном смысле устоять на ногах и принять нравственные решения, отзываясь не на призывы организации, а на свои внутренние побуждения.

Молодая женщина, проведшая много лет в полновременном «пионерском» служении и позднее служившая в штаб–квартире Общества Сторожевой башни, рассказывает о трудностях, с которыми может столкнуться преданный «член организации», начав жить в истинно личных взаимоотношениях с Богом. Она пишет из Пенсильвании:

Ваш рассказ о том, что происходило с организацией и лично с вами, не только открыл мне глаза и сердце, но также подтвердил многое из того, что я сама чувствовала на протяжении лет…

~ 1 ~
Следующая страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *