Фото храма гроба господня в иерусалиме

Фото храма гроба господня в иерусалиме

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — Израиль

Храм Гроба Господня в Иерусалиме еще называется храмом Воскресения Христова. Место, на котором он стоит является конечной точкой дороги, по которой нес свой крест Иисус Христос на пути к месту казни. Здесь согласно Священному Писанию Иисуса Христа распяли, погребли, после чего он воскрес.

Впервые осуществила возведение церкви на этом месте царица Елена, мать императора Константина. Произошло это в 335 году. За последующие годы храм неоднократно разрушался, восстанавливался, сгорал, перестраивался, а со временем и расширялся. В современном виде храм был восстановлен в 1810 году после очередного пожара.

На сегодняшний день храм Гроба Господня представляет собой целый архитектурный комплекс, в который входит холм Голгофа, место распятия, ротонда, соборный храм Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой Елены, несколько действующих монастырей и прилегающих помещений и галерей. Храм открытый для туристов, а цены на экскурсии в Израиле зависят от выбранного маршрута и длительности рассказа гида.

Кафоликон является кафедральным храмом для Иерусалимской Православной церкви.

В наше время храм делят между собой шесть христианских обществ, которые представляют православное, римо-католическое и антихалкидонское вероисповедание.

Фасад храма с южной стороны (вход в храм) выполнен в стиле романской архитектуры 12 века. Колонна Святого Огня – это одна из коринфских колонн, которые оформляют правую сторону портала.

Она расколота почти наполовину от удара молнии в 1634 году.

Напротив входа внутри храма находится Камень Помазания, а за ним на стене выполнено большое мозаичное панно, изображающее снятие с Иисуса Христа креста и погребение его. Камень обрамляют 8 лампад, 4 из которых — православные, 2 – армянские, 1 – коптская и 1 – латинская.
Под сводами ротонды, левее Камня помазания расположена Кувуклия (часовня Гроба Господня).

В храме каждый год накануне Пасхи происходит одно из главнейших чудес христианского мира – схождение Благодатного Огня. Вынос Огня символичен – он показывает воскрешение Иисуса Христа. Ежегодно на это мероприятия приезжает в храм огромное количество верующих.

Главным алтарем храма является Гробница, к которой ежедневно приходят на паломничество массы людей.

Храм открыт с самого утра и до вечера каждый день.

>Храм Гроба Господня в Иерусалиме

01 Окт 2015

История храма

Храм Гроба Господня в Иерусалиме — это храм на территории, где находилась гробница, в которую было положено тело Иисуса Христа после его смерти на кресте. Евангелисты утверждают, что это была собственная новая гробница Иосифа из Аримафеи, которую он высек в скале, и вход в которую завалил большим камнем.

Это было в саду на месте Распятия, недалеко от Креста, который был водружен за стенами Иерусалима, в месте, называемом Голгофа, неподалеку от города. Могила находилась за пределами города, что подтверждается хорошо известным фактом: евреи не позволяют делать захоронения внутри города, исключения делались только для иудейских царей.

Никаких дополнительных упоминаний о месте Гроба Господня не было известно до начала 4 века. Но почти все ученые утверждают, что знание о месте было вынесено в устную традицию, и достоверность этого знания была доказана исследованиями, которые провел в 326 году император Константин, впоследствии он возвел над могилой Христа базилику. Это место, где сейчас стоит Церковь Гроба Господня.

Согласно исследованиям, свидетели нарождающейся христианской церкви в Иерусалиме, вскоре посетили Гроба Господня. Следуя обычаю своего народа, те, кто был обращен из иудаизма почитали и поклонялись гробнице, в которой лежал основатель их новой веры и источник их вечной надежды, и поэтому она была более священной и значимой для них, чем почитаемые на протяжении веков гробницы Авраама, Исаака, Иакова и Давида.

Христиане, жившие в Иерусалиме, когда Тит предпринял осаду города в 70-м году, бежали за Иордан, на Пеллу. Но, так как город не был полностью разрушен, и поскольку не было никакого закона, запрещающего их возвращение, они в 73 году снова вернулись в свою обитель.

Но, учитывая, что возвращение не было окончательным до 122 года, не может быть никаких сомнений, в восстановленном сообществе были многие, кто знал о расположении гробницы и привел к ней своих детей. Римские запреты, которые действовали для евреев в Иерусалиме на протяжении двухсот лет, после того, как Адриан подавил восстание Бар-Кохбы (132-35), возможно, способствовали обращению иудеев в христианство, но вполне возможно, что это не так.

К началу 4 века традиции посещения Иерусалима с целью проявления преданности стали настолько частыми, что Евсевий написал: «Христиане стекались со всех концов земли» .

Свидетельства о местоположении храма

Именно в этот период история начала предоставлять письменные свидетельства о местонахождении Гроба Господня. Самыми первыми писали об этом греческие священники: Евсевий, Сократ, и латинские священники, Руфин, Св. Иероним, Павлин из Нола и Сульпиций.

Наиболее значительными являются записи Евсевия, который пишет о могиле как очевидец, или по свидетельству очевидцев. Путем сравнения и анализа все показания можно кратко представить следующим образом: Елена, мать императора Константина, приказала воздвигнуть Крест Христа, как знак, который привел ее сына к победе.

Константин давно желал возвеличить место «Воскресения Господня» и создать храм в Иерусалиме, недалеко от места , называемого Голгофой, и, поощряя проект матери, наделил ее царской властью и обеспечил деньгами для строительства.

Елена и иерусалимский епископ Макарий обратили внимание на место «Страстей и Воскресения», где, как известно, стоял храм Венеры, возведенный римлянами, предположительно, во времена Адриана. Храм был снесен, а руины вывезены.

Тогда, как писал Евсий, и «воссиял памятник Воскресению Христа». Рядом с ним были найдены три креста, несколько гвоздей и указ Пилата о распятии Христа. Домыслы о местоположении Гроба Господня, таким образом, были опровергнуты.

Здание церкви

Здание Церкви Вознесения, построенное Константином, было освящено в 336 году. Храм Гроба Господня, выделяющийся на фоне скалы и увенчанный позолоченным куполом, располагался в центре ротонды диаметром 65 футов. Базилика, построенная к востоку от этого места на расстоянии 250 футов, располагалась в южной части Голгофы.

Атриум и пропилеи простирались на 475 футов. Великолепный памятник был уничтожен пожаром в 614 году, во время персидского вторжения под предводительством Хосрова II Парвиза. Двести лет спустя аббат Модест начал строительство новых зданий, которое было окончено в 626 г., при содействии патриарха Александрийского, пославшего в Иерусалим деньги и тысячу рабочих.

В 1010 году эти здания были уничтожены мусульманами. Меньшие церкви были возведены в 1048 году, и стояли до тех пор, пока крестоносцы частично не демонтировали их, используя для строительства великолепной базилики, которая была завершена в 1168 году. Как и в базилике Константина, так и в той, которую построили крестоносцы, в западной части над Гробом Господним поднималась ротонда.

Эта базилика была частично разрушена в результате пожара в 1808 году, когда ротонда Гроба Господня обрушилась.

Новая церковь, построенная по проекту греческого архитектора Комменеса на средства, предоставленные греками и армянами, была освящена в 1810 году.

Купол ротонды был перестроен в 1868 году, а в покрытии расходов участвовали Франция, Россия и Турция. В середине этой ротонды находится могила Христа, обнесенная монументом, построенным в 1810 году и заменившим разрушенный.

Храмовый комплекс

Размеры этого памятника — не эстетичной греческой постройки, облицованной палестинским красным и желтым камнем, несколько напоминающим мрамор, составляют 26 футов в длину и 18 футов в ширину. Его украшают небольшие колонны и пилястры, а в западной части он увенчан небольшим куполом, напоминающим, что в верхней части некогда была плоская терраса.

Напротив западной части, имеющей пятиугольную форму, расположена небольшая часовня, которая использовалась коптами. В каждой из боковых стен в восточной части имеется овальное отверстие, через которое греки в Святую Субботу распределяли «Благодатный Огонь». Верхняя часть фасада украшена тремя картинами: центральная принадлежит латинянам, та, что справа — грекам, а картина слева — армянам.

Храм Гроба Господня

На большие торжества, эти общины украшают все пространство золотыми и серебряными светильниками, а также цветами. Единственный вход расположен в восточном конце, где есть низкая дверь, которая ведет в небольшое помещение, называемое часовней Ангела. В середине на мраморном полу — небольшой пьедестал, которым отмечено место, где сидел ангел, откативший от входа в гробницу Христа камень.

Напротив входа находится меньшая дверь, через которую, если наклониться низко, можно проникнуть в четырехугольное помещение шириной — 6, длиной — 7 метров и высотой в 7 1/2 футов, ярко освещенное сорока тремя золотыми и серебряными лампадами, огонь в которых поддерживается латинянами, греками , армянами и коптами. Это Гроб Господен.

В северной части на расстоянии около двух футов находится могила, покрытая мраморной плитой. Пол, стены и потолок были также покрыты мраморными плитами, украшающими интерьер и защищающими скалу от паломников, которые были готовы унести с собой ее обломки.

Над могилой была арка, характерная для многих древних еврейских гробниц в окрестностях Иерусалима. До сих пор сохранились стены, которые поддерживали эту арку. Дверь точно соответствует той, которая вела в Гробницу Царей, где большой эллиптический камень у входа указывает на то, каким образом был закрыт Гроба Господен.

Храм Гроба Господня в наши дни

Ежегодно тысячи христиан стекаются в Храм Гроба Господня на богослужение, которое сопровождается «сходом» Благодатного Огня. Это самый благодатный период для пополнения многочисленных фото и видеоальбомов.

Вифлеемская звезда является рукотворной святыней, которая находится в Храме Рождества Христова.

Кубок, или как его еще называют Чаша Грааля, имеет большое количество копий, которые хранятся в разных музеях мира.

Храмовая года расположена в самом центре Иерусалима — города трех религий.

ГОЛГОФА (греческий — Γολγοθ?ς, от еврейского ??????? — череп), скальный выступ, где, согласно Евангельскому повествованию (сравни, например, Мф. 27:33-38; Ин. 19:17-19), был распят Иисус Христос; получил наименование от обширного скалистого района, находившегося на окраине Иерусалима, первоначально вне черты города. Происхождение топонима Голгофа неясно: некоторые раннехристианские авторы (например, Иероним Блаженный) полагали, что он происходит от названия места, где обезглавливали преступников.

Археологические исследования, предпринятые в 1960-80-е годы, позволили существенно прояснить топографию района Голгофы. Так, было установлено, что с 9-7 века до нашей эры склон холма Гарив, к которому морфологически принадлежит Голгофа, использовался как каменоломня. В 1 веке до нашей эры карьер был заброшен, близлежащую местность выровняли грунтовой подсыпкой; затем на культивированной почве был разбит сад. Сад ограничивали скалы, сохранявшие с востока и юга связь со склоном холма; как показали исследования, на склонах могли производиться захоронения — с запада в скалах были высечены две гробницы, известные как гробница Спасителя и гробница Иосифа Аримафейского. Южный выступ скал возвышался над садом в виде пика, будучи идентифицирован позднее как Голгофа.

Реклама

Современное местонахождение Голгофы в центре Старого города — результат перепланировки Иерусалима в римскую эпоху. В начале 40-х годов 1 века нашей эры Голгофа оказалась в черте городских стен, построенных Иродом I Агриппой (40-44 нашей эры). После разрушения Иерусалима римскими императорами Веспасианом и Адрианом новый римский город Элия Капитолина был возведён далее к северу, что обусловило нахождение Голгофы в центре новой римской городской планировки. При строительстве римского города сад и прилегающие скалы вновь засыпаны грунтом, а на образовавшейся искусственной платформе возведён Капитолий с теменосом (священным храмовым участком). Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Голгофой гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма. Археологические исследования позволяют локализовать на Голгофе небольшое святилище при храме Венеры.

Во 2-й половине 320-х годов, благодаря работам, инициированным императором Константином Великим и осуществлявшимся под контролем святителя Макария, епископа Иерусалимского (314-333), старые римские постройки были снесены, благодаря чему с запада в скальной породе вновь были открыты 2 гробницы, а на южной стороне выступил скальный массив Голгофы. Тогда же было произведено отделение гробницы Христа от массива скалы с запада и севера. Топографические изменения 1-й половины 4 века привели к тому, что Голгофа стала возвышаться обособленным утёсом на фоне стен первоначальной базилики Мартириум, будучи открытой с южной и восточной сторон её внутреннего двора. Вершина скалы могла служить для укрепления на ней распятий — так, на вершине скалы имеется углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Однако свидетельства паломников ранее 11 века об этом месте не упоминают, притом, что наиболее ранние свидетельства (5-6 века) указывают на наличие лунки для креста у подножия горы Голгофа. Подъём к вершине Голгофы, возможно, осуществлялся по ступеням, вытесанным в скальной породе.

В 1-й половине 7 века при перестройке Храма Гроба Господня Голгофа была включена в объём храма. Над Голгофой возведена так называемая церковь Голгофа, четырёхугольная в плане, соединённая с восточной стороны с базиликой Мартириум. После реконструкции, предпринятой в 11 веке, и после перестроек в эпоху крестоносцев Голгофа приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени. Для того, чтобы соединить Голгофу с Храмом Гроба Господня в одну церковь, была возведена двухэтажная капелла. Благодаря этому, попадая в Храм Гроба Господня, можно было непрерывно двигаться от капеллы к капелле, всё более и более приближаясь к Голгофе.

Современный вид Голгофа приобрела в результате восстановления Храма Гроба Господня после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы (в настоящее время практически не используется), ведущей в католическую часовню Совлечения одежд с улицы, на Голгофу ведут ещё две лестницы — правая, от дверей храма, и левая, от кафоликона. Сама церковь Голгофа разделена колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В православном приделе над местом, где, по преданию, был водружён Честной Крест, установлен беломраморный престол. Отверстие, где был поставлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застеклённых проёмах видны серая каменная поверхность Голгофы и трещина, прошедшая сквозь всю скалу в результате землетрясения в момент крестной смерти Христа (Мф. 27:57). Археологические исследования 1988 года показали, что Голгофа в её нынешнем состоянии является скальным выступом, возвышающимся с восточной стороны на 12,7 м, с северной стороны — на 8,9 м, с западной стороны – на 5 м. Значительная часть Голгофы расположена над выработанным карьером и почти пуста изнутри.

На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, прослеживающемуся с конца 4 века, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама. Многие раннехристианские авторы — Епифаний Кипрский (около 315-403), Иероним Блаженный и др. — писали о том, что Христос своею кровью омыл и очистил кости праотца Адама; это же предание позволяло установить ряд коннотаций сакральной топографии Голгофы и многих ветхозаветных сюжетов.

В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина, по которой, согласно традиции, струя крови Христа достигла черепа Адама. Археологически установлено, что при императоре Адриане углубление в скале Голгофы, известное как «могила Адама» (или «пещера Адама»), было перекрыто кладкой и не могло служить местом поклонения во 2-3 веках. Раннехристианские граффити в ней также отсутствуют. В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы Голгофы, устроенная в расширенной «пещере Адама», упоминается лишь с 7 века.

Иконография Голгофы обширна, так как неразрывно связана с иконографией Распятия. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к 4-5 векам. Мозаика 5 века в церкви Санта-Пуденциана в Риме показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Голгофы в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени (на византийских монетах, паломнических ампулах, флягах и др.). Вероятно, это является отражением реального оформления Голгофы в Храме Гроба Господня, известного по описаниям паломников. В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).

В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом. Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь, 9 век, ГИМ), иногда находящейся в пещере-разломе (Киевская Псалтирь, 1397, РНБ). В случаях, когда необходимо было изобразить три креста, Голгофа могла также иметь три вершины (Хлудовская Псалтирь). В поздней иконографии Голгофа с Адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях 18-20 века). В соответствии с апокрифическими сказаниями об Адамовой голове изображаются потоки крови из ран Христа, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042-1056). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквенными аббревиатурами; в последних часто встречается надпись «М. Л. Р. Б.», означающая «место лобное рай бысть».

«Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни в Афинах. Около 1100.

В европейской живописи, начиная с позднего Средневековья, распространена иконография Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.

Лит.: Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV века // Сообщения импер. Православного Палестинского общества. 1894. . Февр.; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христианского искусства… // Там же. 1895. . Июнь; он же. Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. №2; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Gibson S., Taylor J. Е. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: the archaeology and early history of traditional Golgotha. L., 1994.

Л. А. Беляев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *