Флорищева пустынь легенды и история

Флорищева пустынь легенды и история

Основание Свято-Успенской Флорищевой пустыни восходит к середине XVII века, когда на Флорищевой горе, у берега реки Лух возникла небольшая монашеская община. «Пустынями» в те времена называли безлюдные, глухие места, — именно в такие, подальше от Мира, стремились христианские подвижники. Но настоящим основателем обители считается Святитель Иларион, при котором небольшая монашеская община в заклязменьской глуши превратилась в крупный и почитаемый монастырь.

Святитель Иларион родился в 1631 году вНижнем Новгородев семье священника Анания (к числу учеников которого относят знаменитого патриарха Никона – инициатора «раскола»). С началом никонианской реформы Иларион, по совету отца, отправился из Коломны в далёкую Флорищеву пустынь, возможно затем, чтобы избавить себя от мук выбора – принимать или нет никонианскую реформу. Почти тридцать лет – с 1653 по 1681 годы – Иларион был настоятелем Флорищевой пустыни. Община быстро росла и слава о пустыни распространилась настолько, что настоятель Иларион был приглашен царём Алексеем Михайловичем в Москву для важного духовного дела – «изгнания бесов из богадельни на Кулишках».

Вступивший на престол в 1676 году Фёдор Алексеевич особо благоволил к Флорищевой пустыни и её настоятелю Илариону. Уже с 1677 года Иларион стал духовником царя, и в этом же году Фёдор Алексеевич совершил своё первое богомольное паломничество в пустынь. Результатом паломничества был царский указ, повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни, и дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году, и в том же году царь Фёдор Алексеевич снова прибыл в обитель на освещение нового храма. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона, и возвёл его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским и Владимирским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его контролем (Троицкая церковь было построена целиком на его личные средства).

Весь комплекс монастырских строений был сооружен в период 1681-1703 годов, т.е. по меркам XVII века – единовременно. Монастырь отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Такое пространственное решение архитектурного комплекса, в котором, к тому же, доминировала отдельно стоящая колокольня (её высота больше высоты главного культового сооружения – Успенского собора) была внове в конце XVII века.

Архитектура самих зданий также уникальна для своего времени. Они выдержанны в суровом, монументальном стиле XVI века. В Успенском соборе в качестве прототипа легко угадывается Успенский собор Московского Кремля (построенный в свою очередь по образцам Владимиро-Суздальской Руси), а также его «клоны» — Успенский собор в Ростове Великом, и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1525 год). В этом же духе выстроены надвратная Петропавловская (1692 год), Троицкая церкви (1684 год), и угловая церковь Зосимы и Савватия (1703 год).

Во внешнем убранстве храмов нет и следа столь популярного в конце XVII века «каменного узорочья», не прослеживается и влияния «нарышкинского барокко». Строгая, нарочито архаичная по меркам своего времени архитектура Флорищевой пустыни и её новаторская планировка вводит эту обитель в круг уникальных монастырских ансамблей, занимающих видное место в истории русской архитектуры и градостроительства.

Лежавший в советское время в руинах монастырь ныне является действующим, и начиная с 2003 года активно восстанавливается. Володарский районный музейный центр (г.Володарск, Нижегородская область) организует автобусные экскурсии в Свято-Успенскую Флорищеву пустынь для всех желающих.

В посёлке Фролищи Нижегородской области находится Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

Постройки Фролищенского монастыря

В состав монастыря Флорищева пустынь входят следующие храмы:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Троицы Живоначальной
  • Церковь апп. Петра и Павла и Ефрема Сирина (надвратная)
  • Церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (фундамент XVIIIв.)
  • Колокольня монастыря

Остальные постройки монастыря во Фролищах

  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Монастырские погреба
  • Казначейский корпус
  • Голицынский корпус
  • Просфорная келья
  • Кузница
  • Хозяйственный (скотный и конный) двор(XVIIIв.)
  • Жилой дом для трудников (XIX в.)
  • Хозяйственный корпус (XVIIIв.)
  • Больничный корпус (начало XVIII в.)
  • Рухлядный корпус
  • Келейный корпус
  • Бывшее братское кладбище
  • Сторожевая башня
  • Восстанавливаемые стены и башни ограды
  • Южный въезд

Маршрут: Нижний Новгород — Большое Козино — Фролищи — Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь — озеро Светлое
Любители внедорожного экстрима 1 мая опробовали на традиционных соревнованиях по бездорожью «Трофиклиника» (в этот раз под названием «До звезды») новый необычный формат.
На старте (в лесу недалеко от Большого Козино) организаторы подняли плакат с координатами финиша. А дальше кто как: кто рванул с места в карьер, кто приостановился подумать, поискать наиболее проходимый и быстрый путь. Как оказалось, финиш был аж на границе Володарского и Гороховецкого районов: в селе Фролищи, где находится знаменитый монастырь Флорищева пустынь. Участники финишировали уже к вечеру, «до звезды».

Не имея на данный момент полноприводного авто, мы с собачей отправились потусоваться на спортивной. Правда, вперед забегая, скажу, что диплом все равно завоевали. В специально для нас открытой номинации «Сусанин» :)). Потому что километров 150 поблуждали от места старта до места финиша :). Сначала пробку от Сормова до ж/д переезда перед Козино отстояли знатную. Самый «тяжелый» выезд в летние выходные, как известно, здесь. Сфоткала пока шуховскую башню на ул. Кима.

Прибыли на точку старта, где уже никого не застали, что и немудрено, потому что все уже уехали искать финиш, где и был лагерь. Собака сказала, что никуда не поедет, пока не попьет, не поест, не пописает и вообще, что ей очень тесно и неуютно на пассажирском сиденье. Согласилась потерпеть за печеньки.

Наконец доехали по М7 до Фролищ (поворот на них после Талашманово).

Потом 26 км вконец убитого асфальта, затем через село и в лес. В очередной раз убедилась в главном правиле колодок: они всегда кончаются в праздники и выходные (я их-таки поставлю два дня спустя, но вылезут другие тормозные проблемы).
Ближе к вечеру участники финишировали. Правда, на финише ждал еще один заезд – преодоление брода на скорость. Сражение маленькое, но не все смогли, не лебедясь, проехать. Потом было награждение дипломами в 4-х классах, после чего участники начали что-то разъезжаться, потому что оргам пришлось уехать раньше.

Мы остались вшестером, включая собаку, под звездным ночным небом на поляне в лесу. Чудно и тихо! Текила, рыбка с решеточки!..
Утром было красивое зрелище, как моя спортивная грациозная Прелюдия ехала по песку и лужам в брутальной подстраховочной компании в лице «шишиги» и Лексуса 570 (если че, там 5,7 литров , про ГАЗ-66 и говорить не стоит). Их помощь не понадобилась, но чертовски красиво!
В селе разъехались. Я решила поснимать монастырь (56º23′551′′N 043º37′ 688′′E). Была тут 2 года назад с Фондом «Дать понять» Галины Филимоновой. Сейчас Свято-Успенский мужской монастырь весьма похорошел, хотя и тогда уже был прекрасно восстановлен.


Роспись в храме продолжают восстанавливать, и она очень красивая. Вообще реконструкция впечатляет, хотя есть еще на территории монастыря много развалившихся строений, куда реставрация пока не добралась.

История у монастыря яркая и показательная. Разрушен в 1923 году. До начала 21-го века Флорищева пустынь находилась в запустении, но с 2005 года, когда был возобновлен мужской монастырь, начались активные работы по ее восстановлению. Об этом можно прочитать на сайте поселка Фролищи (frolishi-kraeved.narod.ru).
А про то, почему село ФРолищи, а место ФЛорищева пустынь, говорится следующее:
«Первые документальные сведения о людях, проживавших в местности, где ныне располагается поселок Фролищи, восходят к началу 17 века. В те времена здесь, среди дремучих лесов, вдали от городов и деревень, жили и трудились бортники и лесорубы. Один из них, Флор, вел свое хозяйство в районе высокого холма, расположенного недалеко от мирно несущей свои янтарного цвета воды лесной речки Лух. Как и все в этой округе, он занимался сбором меда, патоки и воска, которые производили дикие лесные пчелы, а также заготовкой превосходной древесины, в изобилии произраставшей в окрестных лесах, сплавляя ее по вышеупомянутой реке Лух. Жил ли этот Флор один или была у него семья, были ли у него другие помощники в ведении его нелегкого хозяйства, об этом летописи умалчивают. Имя Флора попало в исторические списки благодаря другим обстоятельствам. История гласит, что этот бортник неоднократно слышал чудный колокольный звон, исходивший как бы из чрева холма, который, впоследствии, был назван Флорищевой горой. При этом Флор испытывал некое чувство торжества и благоговения, о чем рассказывал своим соседям, также бортникам и лесорубам Илье и Михаилу, а также всем, с кем ему доводилось общаться. Конечно же, эти новости распространились далеко за пределы окрестных урочищ. Узнав о них, в конце первой половины 17 века в дебри Флорищевы пришел схимонах Мефодий, который поселился недалеко от реки Лух, построив себе в «зело густой чаще» келью. Как гласит летопись, Мефодий был «муж свет житцем, прозорлив и пророческого дара исполнен». В скором времени пустынное уединение старца было нарушено двумя иноками. Это были Варлаам и Макарий из села Пурех, которое в свое время являлось вотчиной князя Д.М.Пожарского. Эти иноки, испросив разрешения у Мефодия построить рядом с его келией свою, начали проводить там подвижническую жизнь».
До 1990-го в монастыре находилась воинская часть. Как все это выглядело – несложно представить. Там, кстати, хорошие информационные стенды поставлены со старыми и новыми фотками. Можно сравнить. Там же и краткая история. На территорию не пускают без всей этой атрибутики: платков и юбок, но экскурсии проводят. Вроде и иностранцы есть.
Монастырь основан в середине 17 века схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский.

Было много особо чтимых икон: Божией Матери Владимирская, написанная иконописцем Иваном Чириным в 1464 году, Троеручицы – дар патриарха Никона, Успения, Вседержителя, Кипрская и другие, написанные знаменитым царским иконописцем 17 века Симоном Ушаковым. В 18 веке в монастыре нашел приют сподвижник Петра I Борис Голицын, казанский воевода, принявший постриг под именем Боголеп.
На обратной дороге навигатор показал озеро Светлое. Оказалось очень красивое и тихое бездонно-синее озеро. Палаточный городок, машинки. Но и мусор тоже. Хотя меньше, чем обычно бывает в подобных местах. Может потому, что и народ вроде был не типичный: тихо, дети играют, приличные машины, никаких девяток и «боже, какой мужчина!» на весь лес и т.п.
А еще встретили подснежники. Целые поляны. До чего же они нежные и вместе с тем мужественные: лес еще почти голый, а они пробились. Тянутся лицом к солнцу, и внутри цветка как будто маленькое солнце.
Что же касается колдобин до Фролищ от М7, то эта дорога к храму храм не красит. Может, сделают все-таки? Монастырь – не только православная святыня, но и важный культурно-туристический объект.
Наталья Резонтова, журнал «Автопутешествия»
Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *