Филиппийцам глава 2

Филиппийцам глава 2

Введение

Филиппы

Павел и Филиппы

Гонения

Настоящая дружба

Повод для написания послания

Проблема

Объяснение

Прекрасное послание

Послание к Филиппийцам

При изучении Послания к Филиппийцам мы не встречаем какие-либо критические вопросы; никто из критиков Нового Завета не оспаривал его подлинности. Мы можем без всякого сомнения считать Послание к Филиппийцам подлинным посланием апостола Павла.

Филиппы

При выборе места для проповеди Евангелия Павел всегда подходил как стратег: он выбирал место, которое было не только важно само по себе, но и служило ключом ко всей области. И сегодня еще многие места, в которых проповедовал Павел, являются шоссейными или железнодорожными узлами. Таким же местом были и Филиппы, у которых были три важные отличительные черты.

1. Вблизи находились золотые и серебряные рудники, которые разрабатывались еще со времен финикийцев. Правда, в эпоху христианизации они были уже выработаны, но они превратили Филиппы в крупный торговый центр античного мира.

2. Этот город основан Филиппом Македонским, отцом Александра Великого Македонского, и носит его имя. Город стоит на месте древнего города Кренида, что значит Горный родник. Филипп Македонский основал этот город в 368 г. до Р. Х., учитывая стратегически самое важное место в Европе. Здесь проходит горная цепь, разделяющая Европу и Азию — восток от запада; и город господствовал над дорогой, идущей из Европы в Азию. Именно поэтому у Филиппы произошла одна из великих исторических битв: здесь Марк Антоний разбил Брута и Кассия и решил, тем самым, будущую участь римской империи.

3. Вскоре после этого Филиппы получили звание римской колонии. Эти римские колонии были интересные административные учреждения. Они не были колонии в том смысле, что они были аванпостами цивилизации в еще неисследованных частях мира. В первую очередь, они имели военное значение. Рим имел обычай посылать группы воинов-ветеранов, отслуживших свой срок и получивших римское гражданство, на поселение в города, стоявшие на стратегически важных дорогах. Обычно такие группы состояли из 300 ветеранов с женами и детьми. Колонии представляли собой центральные точки в великой римской системе дорог, расположенные так, что можно было быстро прислать подкрепления из одной колонии в другую. Колонии создавались для поддерживания мир и контроля стратегически важных центров в обширной римской империи. Сперва колонии организовывались в Италии, но вскоре они уже были разбросаны по всей империи, по мере роста империя. Позже правительство давало звание колонии любому городу за верную службу.

Где бы ни находились эти колонии они всегда представляли собой маленький кусочек Рима и их главной отличительной чертой была гордость своим римским гражданством. Говорили на языке римлян, одевались в римские одежды, соблюдали римские обычаи; члены городского самоуправления носили римские звания и делали все то, что делалось в самом Риме. Жители упорно и неизменно оставались римлянами и никогда и не думали ассимилироваться с местными жителями, среди которых они поселились. Римская гордость слышна в обвинении, выдвинутом против Павла и Силы в Деян. 16,20.21: «Сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш городи проповедуют обычаи, которые нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять».

«Наше же жительство — на небесах», пишет Павел филиппинской церкви (3,20). . Римский колонист, в какой бы обстановке он ни находился, никогда не забывал, что он римлянин, так и христиане никогда ни в каком обществе не должны забывать, что они — христиане. Нигде люди не гордились так своим римским гражданством, как в римских колониях.

Павел и Филиппы

Павел впервые пришел в Филиппы во время своего второго миссионерского путешествия, около 52 года. Влекомый видением македонца и его призывом прийти и помочь, Павел отплыл из Александрии Троадской в Малой Азии и высадился в Европе в городе Неаполе во Фракии, а оттуда пошел в Филиппы.

О пребывании Павла в Филиппах рассказано в Деян. 16. В центре ее стоят три человека — Лидия, торговка багряницею; служанка, доставлявшая своим господам большой доход своими прорицаниями; и римский тюремщик. Это дает необычную картину античной жизни. Лидия была азиаткой, а имя ее, может быть, вовсе и не имя, а лишь кличка «лидийская дама» — дама из Лидии.

Служанка была уроженкой этих мест — гречанкой. А тюремный страж был римским гражданином. Эти трое были не только различной национальности, они так же стояли на различном социальном уровне. Лидия была торговка багряницей, одним из самых дорогих товаров античного мира. Служанка была рабыней и потому, в глазах закона вообще не человек, а живое орудие. Тюремный страж был римским гражданином: он принадлежал к солидному римскому среднему классу, из которого набирали гражданских служащих. Все они представляли верхний, низкий и средний класс тогдашнего общества.

Гонения

Павел был вынужден покинуть Филиппы после бури гонений и незаконного заключения в темницу. Это гонение унаследовала и церковь в Филиппах. Павел пишет филиппийцам, что они разделили с ним его узы и утверждение благовествования (1, 7). Он просит их не страшиться ни в чем своих противников, потому что они переносят то, что он сам уже вынес и что еще выносит (1,28-30).

Настоящая дружба

Между Павлом и Филиппийской церковью завязались узы дружбы, каких у него не было ни с другими церквами. Он с гордостью заявлял, что никогда не принимал помощи ни от одного человека и ни от одной церкви, а удовлетворял свои потребности своими собственными руками. И лишь от Филиппийцев согласился принять дар (4,16). И когда Павел пошел дальше и пришел через Афины в Коринф, лишь Филиппийцы помогли ему в нужде (2 Кор. 11,9). «Братия мои возлюбленные и вожделенные, — называет он их, — радость и венец мой … в Господе» (4,1).

Повод для написания послания

Павел писал это послание, находясь в римской тюрьме. У него были на это особые причины.

1. Это благодарственное послание. Прошли годы, стоит 63 или 64 г., и вновь Филиппийцы прислали ему подарок (4,10.11).

2. В нем говорится о Епафродите. По-видимому, Епафродит не просто принес Павлу подарок, но должен был остаться при Павле, чтобы служить ему. Но Епафродит заболел; он тосковал по дому и волновался, потому что знал, что его родные дома тоже волновались о нем. Павел послал Епафродита домой с такой характеристикой: «Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти» (2,29.30). Какие трогательные слова! Павел, сидящий в тюрьме в ожидании смерти и пытается облегчить положение Епафродита, когда тот неожиданно и против своего желания был вынужден идти домой. Это верх христианской учтивости.

3. Послание воодушевляет Филиппийцев перед лицом постигших их испытаний (1,28-30).

4. Послание — призыв к единству. Именно с этим связан отрывок о беззаветном смирении Иисуса Христа (2,1-11). В Филиппийской церкви поссорились две женщины и они угрожали миру в церкви (4,2), а лжеучители пытались увести Филиппийцев с пути истинного (3,2). Послание — призыв поддерживать единство Церкви.

Проблема

И именно в этом заключается проблема, в связи с которой написано было Послание к Филиппийцам.

В 3,2 послание принимает неожиданный оборот. До 3,1 — все дышит ясностью и безмятежностью и, кажется, послание спокойно идет к своему завершению, но вдруг, без всякого предупреждения идет следующее: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания». Нет никакой связи с предыдущими словами. Далее, 3,1 выглядит как конец послания: «Впрочем братия мои, — говорит Павел, — радуйтесь о Господе». И вот, после кажущегося заключения Павел начинает еще раз сначала!

Из-за этого резкого перелома многие ученые считают, что Послание к Филиппийцам, в дошедшей до нас форме, это не одно послание, а два объединенных в одно. Они считают, что 3,2-4,3 — это благодарственное и предостерегающее послание, написанное сразу после прибытия Епафродита в Рим, а 1,1-3,1 и 4,4-23 — это послание написанное значительно позже и посланное с Епафродитом, когда он отправился домой. Мы знаем, что Павел наверняка написал не одно послание в Филиппы, потому что Поликарп говорит о нем в своем послании к Филиппийской церкви: «удалившись от вас он писал вам послания».

Объяснение

И, тем не менее, нет основания для того, чтобы делить это послание на два. Внезапный перелом от 3,1 к. 3,2 можно объяснить еще и иначе.

1. В то время как Павел писал послание, поступили новые сведения о проблемах, возникших в Филиппах, и тогда он оборвал свою мысль, чтобы перейти к новой теме.

2. Но самое простое объяснение сводится к следующему.

Послание к Филиппийцам — личное послание, а личное письмо никогда не излагается в логической последовательности, как научный трактат. В таком письме мы излагаем вещи по мере того, как они приходят в голову; мы беседуем с друзьями на бумаге; и ассоциации и последовательность мыслей, совершенно понятные для нас, могут вовсе не быть такими очевидными для других. Такой внезапный переход к другой теме может и здесь объясняться гем, что это личное письмо.

Прекрасное послание

Для многих из нас Послание к Филиппийцам -самое прекрасное из всех написанных Павлом. Его называли и по-другому: Послание превосходных вещей, а также Послание радости. В нем снова и снова повторяются слова радость и радуйтесь. «Радуйтесь всегда в Господе, — пишет Павел, — и еще говорю: радуйтесь». Даже в тюрьме он направил сердца своих друзей и наши сердца к радости, которой никто не может отнять.

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

Всё делайте без ропота и сомнения,чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.Итак, я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

Впрочем, я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Введение.

Во время своего второго миссионерского путешествия Павел посетил город Филиппы. Благодаря его служению там, несколько человек уверовали в Иисуса Христа как в своего Спасителя. Среди них — Лидия со своей семьей, а также тюремный страж и его семья (Деян. 16:14-34).

Вскоре после визита Павла в Филиппы там была основана церковь. Эта церковь помогала апостолу в его деятельности, и данное послание было написано ей в признательность за это, но также и с целью оказать духовную помощь верующим в Филиппах.

По своему тону, послание является сугубо личным, а по излагаемым в нем поучениям — практическим. Павел подчеркивает, что верующим нужно радоваться во Христе. Слово «радость» (хара) встречается в письме четыре раза (1:4,25; 2:2; 4:1), а «радоваться» (хайро) и порадоваться в той или иной форме — одиннадцать раз (1:18-дважды; 2:17-18 — четыре раза; 2:28; 3:1; 4:4 — дважды, 10). Кроме того, апостол часто упоминает здесь о разумении того, кто является детем Божиим. Образ жизни человека всегда отражает образ его мышления и то, что занимает его разум.

Хотя в послании содержится много поучений и наставлений, в нем преобладает некая главная тема, и все они так или иначе развивают ее. Тема эта — «Живите Христовой жизнью».

Время написания.

Апостол находился в тюрьме, когда писал это послание. Вероятнее всего это было тюремное заключение в Риме. Об этом свидетельствует упоминание о «дворцовой страже» (в русском тексте — «претория») в 1:3, и озабоченность апостола в связи с возможно скоро предстоящей ему смертью (стихи 20-26). В таком случае послание было написано в 61 или 62 г.

Когда филиппийские верующие узнали о том, что Павел находится в тюрьме в Риме, они послали Епафродита, который, возможно, был у них пресвитером, чтобы тот послужил апостолу. Епафродит ободрил Павла, в частности, и тем, что рассказал ему о добром отношении к нему филиппийцев.

Он доставил узнику и денежную помощь от них, чтобы как-то облегчить ему пребывание под стражей (4:18). Трижды до этого (два раза, когда Павел был в Фессалониках, и один, когда он был в Коринфе) оказывали ему христиане материальную помощь (Фил. 4:15-16; 2-Кор. 11:9). Послание к Филиппийцам можно рассматривать как благодарственное письмо за их щедрые дары.

Находясь в Риме, Епафродит так сильно заболел, что едва не умер (Фил. 2:27). Однако выздоровел и, уезжая домой, взял с собою это послание апостола, чтобы передать его христианам в Филиппах.

Филиппы были римской колонией (Деян. 16:12). После битвы при Филиппах в 42 г. до Р. Х. император Антоний приказал части своих солдат основать там поселение. Затем в 30 г. до Р. Х. император Октавиан переселил в Филиппы и другие колонии некоторых римлян из Италии. Новым поселенцам даны были особые привилегии, включая так называемое «италийское право». Оно означало, что колонисты рассматривались как живущие на итальянской земле.

Они сохраняли римское гражданство и пользовались всеми вытекавшими из него правами, плюс освобождались от уплаты налогов. А посему слова Павла: «Только живите достойно» (буквально «живите как достойные граждане») и «наше же жительство на небесах» (в греческом оригинале «наше гражданство на небесах»; 3:20) для филиппийских верующих звучали с особым смыслом.

План книги:

I. Поощрение к христианскому образу жизни (1:1-30)

А. Павел благодарит святых в Филиппах (1:1-8)

1. Вступление (1:1-2)

2. Благодарение за их постоянное свидетельствование (1:3-6)

3. Благодарение за филиппийцев, разделявших с апостолом благодать Божью (1:7)

4. Бог — свидетель Павловой любви и ним (1:8)

Б. Молитва Павла за святых в (1:9-11)

1. Молитва о любви (1:9-10)

2. Молитва о плодах праведности (1:11)

В. Павел филиппийцам — о себе (1:12-30)

1. Мужественное свидетельство (1:12-18)

2. Непоколебимое убеждение (1:19-26)

3. Торжественные наставления (1:27-30)

II. Примеры христианской жизни (2:1-30)

А. Верующий призван разделять образ мыслей и чувств Сына Божия (2:1-18)

1. Если есть… (2:1)

2. Наставления (2:2-4)

3. Уничижение Христа (2:5-8)

4. Вознесение Христа (2:9-11)

5. Продолжение наставлений (2:12-18)

Б. Верующий призван подражать образу жизни слуг Божиих (2:19-30)

1. Тимофей и Павел (2:19-24)

2. Епафродит и Павел (2:25-30)

III. Увещания жить по-христиански (3:1-21)

А. Верующие не должны полагаться на плоть (3:1-14)

1. Призыв, начинающий главу (3:1)

2. Чего следует избегать (3:2-3)

3. Чему надо следовать (3:4-14)

Б. Верующие должны «ходить» так, чтобы угождать Богу (3:15-21)

1. «Хождение» в зрелости (3:15-16)

2. Умение наблюдать, быть — бдительными (3:17-19)

3. Завершение «хождения» (3:20-21)

IV. Чем определяется способность жить христианской жизнью (4:1-23)

А. Христос — центр (4:1-7)

1. Твердо стоять в Нем (4:1-3)

2. Радоваться в Нем (4:4)

3. Жить в свете Его присутствия (4:5-7)

Б. Божие присутствие в верующих (4:8-9)

1. Достойный образ мышления (4:8)

2. Достойное поведение (4:9)

В. Божие попечительство о нуждах человеческих (4:10-20)

1. Об умении быть довольным (4:10-13)

2. Благословение даяния и получения (4:14-20)

Г. Заключение (4:21-23)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Комментарии из Женевской Библии: Филиппийцам 2 глава

2:1-4 Поэтика этих стихов придает словам Павла особую убедительность. Призыв (ст. 1) с четырехкратным «если» является основанием для увещаний ст. 2-4.

2:1 во Христе. Единение со Христом побуждает верующих быть едиными между собой, а чтобы следовать примеру Христа, быть подобными Ему, верующим необходимо быть во Христе (ср. ст. 5).

отрада любви. Букв.: «отрада от любви». Верующие могут черпать воодушевление в любви Христа к ним (Гал. 2,20), в своей ответной любви ко Христу и во взаимной любви верующих (ст. 2).

общение духа. Это выражение можно перевести и так: «общение, производимо Духом».

2:2 одни мысли… ту же любовь… единодушны и единомысленны. Этот стих настойчиво подчеркивает идею единства (1,27).

2:3 по любопрению. Гордость побуждает к соперничеству, питает амбиции и тем самым ведет к конфликтам, а не к гармонии в личных взаимоотношениях (1,27; 2,2.14). Смирение же предполагает заботу о потребностях и интересах других людей (ст. 4). Любовь (ст. 2) – предпосылка смирения (1,9; 1 Кор. 13,4.5).

2:5 Этот стих служит связкой между увещаниями ст. 1-4 и 6-11. Упоминая о гордыне, вызвавшей разделение среди филиппийцев (1,27 – 2,4), Павел говорит о Христе как высшем проявлении смирения. Для Павла Христос не просто образец, Он – Господь и Спаситель (2,11; 3,20), являющийся примером (Рим. 15,1-3; 2 Кор. 10,1;).

2:6 Он, будучи образом Божиим. «Будучи» подразумевает не просто бытие, но и обладание. Христос обладает полнотой Божественного достоинства; вочеловечившись (ст. 7), Он не лишился Своего Божества.

равным Богу. Быть «образом Божиим» означает быть равным Богу.

2:7 уничижил Себя. Букв.: «опорожнил Себя». Этим не сказано, что Христос лишился свойств Своего Божества. Выражение это означает, что, став человеком, Он отдал Себя полностью, до конца. Природа Его самоуничижения определена такой последовательностью: «приняв»… «сделавшись»… «став». Павел говорит о том, что Христос расстался со Своими вышними привилегиями и состоянием, а не о том, будто Он отказался от Своего Божества и Его силы. Христос принял вид раба, не расставшись со Своим Божеством в Своем воплощении. Оно проявляется явно.

приняв образ раба. Это выражение подчеркивает добровольный отказ Христа от Своего превознесенного положения (ком. к 2,6).

сделавшись подобным человекам. Христос – подлинный человек. Слово «подобным» не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен (2 Кор. 5,21) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом.

по виду став как человек. Эти слова подтверждают и усиливают вышесказанное.

2:8 смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением «уничижил Себя» (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле.

быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца (Евр. 10,5-9) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть.

смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21-26).

2:9 Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына.

превознес Его. Глагол «превознес» здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, – Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком.

имя выше всякого имени. См. ком. к 2,11.

2:10 пред именем Иисуса. Это может означать «имя, принадлежащее Иисусу» (т.е. «Господь», ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус «преклонится всякое колено», дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус – производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает «Яхве спасает».

небесных, земных и преисподних. Выражение это всеобъемлющее, но, возможно, в первую очередь имеется в виду покорение враждебных демонических сил (ср. Еф. 1,19-21; Кол. 2,15).

2:11 всякий язык исповедал. Преклонение должно сопровождаться исповеданием.

что Господь Иисус Христос. Точнее: «что Иисус Христос – Господь». Христос превознесен за Свое смирение; Он прославлен Своим смирением (ср. Мф. 23,12). «Имя превыше всякого имени» (ст. 9) – Господь. В Септуагинте, греческом перевод еврейского ВЗ, Бог именуется Господом (греч. – кириос). Христос провозглашен Тем, Кем Он всегда был – Богом истинным. Исповедуя, что «Иисус Христос – Господь», тварный мир признает Его Божество со всеми присущими Ему свойствами. Воздаваемая хвала охватывает и Его человечество (Иисус), и Божество (Господь) Христа; поклонение воздается Христу как Богочеловеку.

в славу Бога Отца. Следовательно, Иисус Христос есть Сын Отчий. Поклонение подобает и Христу, и Отцу. Единство Лиц Троицы таково, что поклонение Сыну воздает славу и Отцу. В Послании к Филиппийцам Павел не называет Иисуса Сыном Божиим, как в других местах (напр., Рим. 8,3; Гал. 4,4).

2:12 Итак. Павел завершает свой призыв, опираясь на наивысший пример – Христа. Присутствие апостола побуждает филиппийцев к послушанию, но главный импульс – «Бог производит в вас» (ст. 13), так что их послушание может совершенствоваться и в отсутствие Павла (1,27).

со страхом и трепетом. Имеются в виду благоговение и почитание, а не панический ужас. Такие чувства пробуждаются не заботой о «вечном благополучии», а присутствием Самого Бога в жизни человека (ст. 13).

совершайте свое спасение. Как и в 1,28, под спасением понимается здесь полно искупление; особенно подчеркивается освящение верующих. Дело освящения требует исполнения увещаний ст. 1-5.

2:13 Бог производит в вас и хотение и действие. Посильные старания человека (ст.

12) отнюдь не являются нарушением державной воли Божией, они предписаны Самим Богом во исполнение Его спасительных целей (ср. Еф. 2,8-10). Приведя в пример Христа, Павел утверждает, что воля и действия филиппийцев не самодеятельны: именно в них проявляется собственно Божия воля (4,13; 1 Фес. 2,13).

2:14 без ропота и сомнения. Филиппийцам следует избегать примера древних израильтян (Исх. 15,24; 16,7-9; 1 Кор. 10,10). Вполне возможно, что филиппийцы роптали на руководителей общины подобно тому, как израильтяне роптали на Моисея (ст. 29; 1 Фес. 5,12.13).

2:15 неукоризненными и чистыми… непорочными. Эти определения в значительной мере совпадают. Павел описывает, какие качества требуются от «чад Божиих» в жизни. Они должны сиять «как светила в мире», резко выделяясь на фоне своих «строптивых и развращенных» современников, но, вместе с тем, должны быть для них источником надежды (Мф. 5,14-16; Деян. 2,40).

2:16 содержа. Павел заботится о том, чтобы филиппийцы хранили верность благовестию Иисуса Христа (1,27; 2,1-5), поэтому возможен и перевод «крепко держась».

слово жизни. Это определение относится как с самому благовестию, так и к основанному на нем этическому учению (1,27; 4,8.9).

к похвале моей. К похвале Павла в «день Христов» (1,6.10) больше послужит духовное возрастание филиппийцев, чем его собственное (1,9-11).

2:17 соделываюсь жертвою. Точнее: «Но если я и становлюсь жертвенным возлиянием» за жертву. Павел имеет в виду не свои теперешние страдания, а возможность, пусть и не неизбежную, своей мученической кончины. Жертвенное возлияние, сопровождавшее жертву, обычно было вином, не кровью.

2:21 все ищут своего. Этот стих перекликается со ст. 4, где есть выражение «заботиться только о себе». Жизнь Тимофея являет пример того смирения, к которому Павел призывает филиппийцев, и отражает смирение Самого Христа (ст. 5-11).

2:22 как сын отцу. Тимофей тесно сотрудничал с Павлом в проповеди Христа Господа; оба они рабы Христовы (1,1). Как верному слуге Христову, Тимофею естественно «искренно заботиться» о других (ст. 20).

2:23 как скоро узнаю, что будет со мной. В трудных обстоятельствах (1,29.30), в ожидании, возможно, и суда, Павел нуждается в таком человеке, как Тимофей. В ст. 23,24 Павел повторяет свои надежды, уже высказанные в 1,19-26.

2:24 в Господе. Планы относительно Тимофея и самого Павла зависят от воли Божией (ст. 19).

2:25 Епафродит. Этот сотрудник Павла, как и Тимофей, достоин уважения. Повинуясь Христу, он посвятил себя служению собратьям по вере – и филиппийцам (4,18), и Павлу, ради которого он рисковал жизнью (ст. 26,27,30).

← Филиппийцам 1 • Филиппийцам 3 →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *