Феофан затворник азбука веры

Феофан затворник азбука веры

Краткое житие святителя Феофана, Затворника Вышенского.

празднование совершается 10/23 января

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий), родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника Василия Тимофеевича Говорова. Мать его Татьяна Ивановна была дочерью священника. В 1837 году Георгий окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1841 году он принял монашество с именем Феофан и окончил академию. Затем будущий святитель преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 году иеромонаха Феофана направили в Иерусалим в составе Русской Духовной Миссии. Начальником Миссии был архимандрит (затем епископ) Порфирий (Успенский). Отец Феофан посетил Святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Он изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. В 1855 году будущий святитель в сане архимандрита преподавал в СПДА, затем был ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года он — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректор СПДА. В 1859 году архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Святитель Феофан устраивал церковно-приходские и воскресные школы, заботился о повышении образования духовенства. С июля 1863 года он на Владимирской кафедре. Все духовные академии избрали его почетным членом, а СПДА удостоила и звания доктора богословия. В 1866 году по прошению святитель был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время после богослужения и молитвы святитель Феофан посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года он ушел в затвор.

Святитель совершал богослужения, занимался литературно-богословскими трудами (истолкованием Священного Писания и переводом творений древних отцов и учителей), писал много писем. Он отмечал: «Писать это служба Церкви нужная… Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение подобно учению святого старца Паисия Величковского, особенно рассуждения о старчестве и умной молитве. Наиболее значительные труды святителя «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня; при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Он был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. В 1988 году святитель Феофан, Затворник Вышенский, прославлен в лике святых.

Все новости


Сайт предназначен для ознакомления широкого круга читателей с творчеством святителя Феофана Затворника — выдающегося русского духовного писателя, богослова, подвижника и учителя христианской жизни, церковно-государственного деятеля.

В специальном разделе сайта представлены электронные публикации текстов произведений святителя в восстановленной авторской редакции, а также варианты текстов, вошедших в тома Полного собрания творений.

Тексты публикуются по мере их подготовки текстологической группой Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений .

Тексты творений святителя Феофана даются на сайте в авторской (дореволюционной) орфографии и пунктуации — с соблюдением принципов правописания, принятых святителем при их публикации в дореволюционных изданиях.

Сайт выступает в качестве площадки для формирования основы богословского, историко-литературного и реального комментария к творениям святителя, который в дальнейшем будет сопровождать каждый том издания.

Комментарий создается членами Научно-редакционного совета и приглашенными специалистами в рамках соответствующего раздела сайта , который функционирует в режиме закрытого сообщества.


Святитель Феофан Затворник

10 января 1815 — в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника родился Георгий Васильевич Говоров, будущий святитель Феофан, Затворник Вышенский.

1837 — окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

1841 — пострижен в монашество в Киево-Братском монастыре, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в Киево-Печерской Лавре.

1847–1853 — служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где собрал немало рукописей и изданий на греческом языке.

1853 — возведен в сан архимандрита.

1855–1856 — ректор Олонецкой духовной семинарии.

1856–1857 — настоятель русской посольской церкви в Константинополе.

1857–1859 — ректор и профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

1859 — хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. На Тамбовской кафедре служил четыре года и прославился как замечательный проповедник и просветитель.

1863 — перемещен на Владимирскую кафедру, на которой пробыл три года.

1866 — подал прошение об увольнение на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Сначала был назначен ее настоятелем, однако вскоре сложил с себя все полномочия и начал вести подвижническую жизнь в уединении, первые шесть лет не уходя в затвор.

1872 — затворился в отдельном флигеле, принимая к себе лишь духовника и келейника, а с миром общаясь только письменно. По мнению известного исследователя духовного наследия свт. Феофана архимандрита Георгия (Тертышникова) († 1998), «время затвора — важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо именно тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги…». Именно в период затвора были созданы основные богословские и переводные труды святителя Феофана, в которых был обобщен духовный опыт многих подвижников Церкви.

6 января 1894, в праздник Крещения Господня, преставился ко Господу и был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

1988 — на Поместном Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых как «подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». В том же году мощи святителя были положены в ближайшем к монастырю храме во имя преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки.

29 июня 2002 — состоялось перенесение мощей свт. Феофана Затворника в Успенскую церковь Свято-Успенского Вышенского монастыря. На этом торжестве присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 марта 2009 — состоялось перенесение мощей свт. Феофана Затворника в Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Дни памяти — 10/23 января (преставление) и 16/29 июня (перенесение мощей).

Икона «Феофан Затворник» изображает православного святого, который известен миру, как Георгий Говоров. Он родился в 1815 году в Орловской губернии, село Чернавское. Отец Георгия был священником, который растил сына в соответствии с христианскими нормами. В 1837 году Георгий оканчивает Духовную Семинарию, после чего решает поступить в Духовную Академию. После ее окончания он постригся в монахи. Его нарекают именем Феофан. Монах Феофан преподает в СДПА, а в 1847 году отправляется в Иерусалим в составе Русской Духовной Миссии. Здесь он посещает монашеские обители, святые места, беседует с афонскими старцами, изучает древние рукописи. В Иерусалиме святой Феофан смог выучить французский, арабский, еврейский и греческий языки.

В период Крымской войны Миссия была отозвана на родину, и святой Феофан, который находится в сане архимандрита, снова начинает преподавать, а через несколько лет становится ректором Духовной Семинарии. В 1856 году святой Феофан назначается настоятелем церкви в Константинополе, а через год становится ректором СПДА. В 1859 году архиепископ Феофан стал епископом Шацким и Тамбовским. Он начинает поднимать народное образование, устраивая воскресные и церковноприходские школы, и даже открывает женское училище. Епископ повышает образование духовенства, заведуя Владимирской Кафедрой.

В 1866 году святитель Феофан решает уйти от мирских дел и уходит в Успенскую Вышенскую пустынь, которая располагается на территории Тамбовской епархии. Это был не просто уход на покой, но подвизание на новые благие дела.

Святой Феофан не только молится, но и занимается письменными трудами. А в 1872 году он уходит в затвор, где пишет богословские труды, в которых переводит труды отцов, истолковывает Писание.

В своей письменной деятельности святой Феофан Затворник делает упор на возрождение духовности общества. Учение Феофана похоже на учение Паисия Величковского, но при этом имеет свои индивидуальные особенности.

Святитель Феофан Затворник скончался в 1894 году. После смерти на лице усопшего оставалась блаженная улыбка. Святой был похоронен в Казанском Соборе, находящемся в Вышенской пустыни. Канонизация святого Феофана Затворника состоялась в 1988 году. Он был возвышен за вклад в духовное возрождение общества, а также за многочисленные труды, которые используются и изучаются по сей день. Икона святителя Феофана Затворника почитается 10 января.

Феофан Затворник

Родился святитель Феофан, известный всему миру как Затворник Вышинский или просто Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров), 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии.

В 1841 году, в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем была служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изучение аскетической письменности православного Востока).

1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру…

В 1866 году, находясь на самом, казалось бы, «взлете» практической деятельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии. Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание».

Автор множества книг и писем, в которых наставлял самый широкий круг лиц, от иерархов до простых мирян, в опыте углубления духовной жизни и созерцательной молитвы. Почил 1894 года, канонизирован в 1988. Память 10 января.

Труды Феофана Затворника

Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.

До затвора написаны:

Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
Книга лекций «Путь ко спасению» (1868—1869) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).

На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:

«Собрание писем» (полностью издано после смерти в 1898—1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.

Монументальный перевод патристической литературы — «Добротолюбие».

Перевод сочинения «Невидимая брань».

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Некоторые его мысли и мнения о нём

Свт. Феофан известен не в последнюю очередь за поддержку учения о мытарствах, обычно цитируется его высказывание «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».

В одном из своих писем писал: «У вас там, — и всюду — охают и охают. Беда! беда! и беда видна. Но никому в голову не приходит — загородить и завалить источник беды. Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай!

не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло все вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, Материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются <…> Кто виноват в этом? Правительство. Оно позволило. Следовательно, кому следует всё это пресечь? Правительству.»

В преддверии Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, в декабре 1876 года писал А. В. Рачинскому: «Зачем это наши, переходя за Дунай, всегда возятся с крепостями?! Мне думается, что, перешедши за Дунай, надобно около крепостей устроить только сильную блокаду, чтобы турки не могли оттуда носа показать; действующею же армиею идти далее без остановки, — чрез Балканы — к Константинополю. <…> Войско около крепостей всё будет цело: ибо турки побоятся делать нападения. Надо только устроить, чтоб оно в здоровых местах расположено было, и продовольствие получало достаточное. А чрез взятие-то крепостей сколько народа гибнет! <…> Думается, флот при этом должен будет оставить Чёрное море и упрятаться в Босфор и Мраморное море из опасения быть тут заперту без пищи и пития <…> Исповедую грех свой, что взялся не за своё дело, излагая всё сие. Но меня сильно занимают эти мысли вот уже сколько времени.»

Критически относился к святителю и его творческому наследию Н. А. Бердяев, говоря что он: «был мало оригинален как мыслитель, не чувствовал никаких проблем и высказывал возмущающие нравственные и социальные взгляды».

В 1954 году, к 60-летию преставления святителя, епископ Русской православной церкви за границей Аверкий (Таушев) писал о его значении: «<…> находясь в глубине своего затвора, ещё в 60-70 годах прошлого столетия прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось. <…> Исполнилось и предречение свят. Феофана о том, что „вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления“, ибо „таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему“.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *