Феодосий и антоний печерские

Феодосий и антоний печерские

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране.

Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф.10:37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благосло-вением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Преподобные Антоний и Феодосий Печёрские Чудотворцы. Икона, XVIII век

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп.

Нестор Летописец и Симон.

Православие.Ru

Предисловие

Преподобные Антоний и Феодосий по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри на Руси существовали и до них. Вскоре после Крещения Руси на княжеские средства было основано несколько обителей, но, как говорится в «Повести временных лет»: «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением».

Действительно, придя с Афонской горы в Киев, преподобный Антоний, обойдя все эти монастыри, не нашел подходящей обители и был вынужден ископать себе пещеру. Туда к нему собрались и другие подвижники, одним из которых был преподобный Феодосий.

Но преподобный Антоний – отшельник по своему монашескому устроению: вскоре после создания Печерской обители ушел в уединение. Труд по созиданию монастыря ложится на плечи преподобного Феодосия, являющего собой тип монашества деятельного, идущего навстречу миру. Он благоустраивает Печерский монастырь, но не только в том внешнем плане, как были благоустроены княжеские и боярские обители, но и духовно. Для этого из Византии был выписан Студийский общежительный устав.

Так, трудом и молитвой преподобных Антония и Феодосия, была создана образцовая обитель, постриженники которой несли монашеские идеалы дальше по всей Руси – и южной, и северо-восточной. Во все последующие века «в Киев по обещанию» поклониться преподобным Антонию и Феодосию шли со всей России.

Поэтому цель данного сборника – рассказать об основателях русского монашества, заложивших традицию благочестивого общения между миром и монастырем. В книге, посвященной преподобным Антонию и Феодосию, представлены их развернутые жития, а также поучения преподобного Феодосия. Молитвенный раздел включает в себя акафист и молитвы преподобным. Сборник также содержит подробный рассказ о созданной преподобными Антонием и Феодосием обители, ее храмах и пещерах. Помимо этого, в приложениях представлен ряд исследований, посвященных жизни и деятельности преподобных Антония и Феодосия, а также отрывки из «Повести временных лет», созданной в Киево-Печерской обители.

Анна Маркова

Докиевский период

Преподобный Антоний – уроженец города Любеча, близ Чернигова. В миру будущего преподобного звали Антипа. Точная дата его рождения неизвестна; согласно преданию, он родился во время правления великого князя Владимира Святославича – святого крестителя Руси.

С детства он имел в душе страх Божий и желал принять монашество. Поэтому в ранней юности Антипа оставил родительский дом и отправился в путь по Руси, Болгарии и Византии. Так он достиг Царьграда (Константинополя), а затем и Афонской горы. Там обошел он монастыри и видел жизнь иноков, во плоти подражающих Ангелам. И, еще более воспламенившись любовью ко Христу, желая последовать жизни тех отцов, пришел он в один из находящихся там монастырей (согласно преданиям, это был монастырь Ксилургу или Эсфигмен) и молил игумена принять его в обитель.

Игумен исполнил его просьбу, и вскоре Антипа был пострижен с именем Антоний. Будучи научен иноческому житию, преподобный Антоний, угождая во всем Богу, подвизался в добродетелях, преуспевая в покорности и послушании, так что все радовались за него.

Когда уже немало времени провел он на Святой горе, будучи праведен во всех делах своих, так что многие просили его духовного совета и помощи, было извещение от Бога игумену – отпустить преподобного на Русь. Игумен пригласил его и сказал: «Антоний, иди назад на Русь, чтоб и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой горы».

Получив благословение, преподобный Антоний вернулся на Русь и пришел в Киев. Здесь он обошел все обители, которые были основаны вскоре после Крещения Руси, но не нашел такого, который бы соответствовал духу Афонской горы. Тогда преподобный поселяется в Варяжской пещере на берегу Днепра. Однако он недолго прожил там. Вскоре после смерти князя Владимира между его сыновьями началась кровавая междоусобица, так что преподобный Антоний был вынужден вновь уйти на Афон.

По окончании междоусобицы игумену Афонского монастыря, где подвизался преподобный Антоний, вновь было извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божья воля, чтоб ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой горы».

Начальный период жизни преподобного в Киеве

В то время на месте прежних подвигов преподобного Антония, в Варяжской пещере, подвизался священник из села Берестова Иларион – будущий митрополит Киевский. Преподобный же Антоний, вернувшись туда, прежде всего обратился к Богу с молитвой: «Господи, да будет на месте этом благословение святой Афонской горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь».

После этой молитвы поселился Антоний там и начал жить, постоянно молясь Богу; ел он сухой хлеб и пил воду в меру – и то через день, а иногда через два; иногда же не вкушал целую неделю, пребывал в бодрствовании день и ночь и копал своими руками большую пещеру напротив прежней. Одним из первых сотаинников преподобного был тот самый священник Иларион, по совету преподобного Антония принявший монашеский постриг. Однако вскоре иеромонах Иларион вынужден был покинуть уединение. По воле великого князя Ярослава Мудрого он был поставлен митрополитом Киевским.

Постепенно слух о подвижнике, пришедшем с Афона, разнесся по всем окрестностям. К нему стали обращаться за советом все жаждущие духовной жизни. Еще одним сподвижником преподобного Антония стал переживший многие страдания преподобный Моисей Угрин. Собрались туда и другие братья, желающие жить под руководством преподобного. Имя одного из них, упомянутого в «Жизнеописании преподобного Антония», – Великого Никона – по сей день вызывает споры церковных историков: был ли это некий искусный образованный инок, ранее подвизавшийся, подобно самому преподобному Антонию в обителях Византии или Болгарии, или же под этим именем принял схиму смещенный с митрополичьей кафедры Иларион. В любом случае, в лице Великого Никона община преподобного Антония получила священника, который по благословению преподобного постригал в монашество и совершал богослужение для братии. Сам преподобный Антоний по смирению и склонности к отшельнической жизни не желал принимать священный сан.

Тогда же пришел к преподобному Антонию и его будущий ближайший сподвижник – преподобный Феодосий, которому в то время было около двадцати трех лет. Преподобный Антоний благословил его на постриг, и преподобный Никон постриг юношу во иночество.

Примерно в это же время, по долгом княжении, скончался князь Ярослав Мудрый; власть принял старший его сын Изяслав и стал княжить в Киеве. Будучи наслышан о подвижнической жизни преподобного Антония, князь пришел к нему с дружиной, прося у него благословения и молитвы. Посещение князя еще более прославило преподобного, но также привело его к некоторым искушениям.

Опираясь на слова Спасителя: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6: 37), преподобный Антоний никому не отказывал в духовном руководстве, принимая к себе всех жаждущих монашеской жизни. И вот к преподобному обратились люди из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича: сын знатного боярина Иоанна и Ефрем, слуга княжеский.

Беседуя с преподобным Антонием и усердно изучая Священное Писание, сын боярский возжелал иноческого жития. Об этом он сказал лишь преподобному. Отвечал ему старец: «Благое желание твое, чадо, и мысль твоя исполнена благодати, но остерегайся, чадо, вдруг богатство и слава мира сего позовут тебя назад». На следующий день юноша с пышной свитой пришел в обитель; поклонившись инокам, он снял с себя одежду боярскую и положил ее перед преподобным Антонием и также коня в богатом убранстве поставил перед ним и сказал: «Все это, отче, красивые соблазны мира сего, и сделай с ними что хочешь, я же от всего этого уже отрекся и хочу стать монахом и с вами поселиться в пещере этой и поэтому не вернусь в дом свой». Испытав твердость его намерений, преподобный Антоний благословил преподобному Никону постричь его. Тот же, как требует обычай, прочел молитву, постриг его, одел в монашеское одеяние и имя нарек ему Варлаам.

Также и Ефрем, управляющий всем хозяйством князя Изяслава, умолял преподобного Антония принять его в обитель. По благословению преподобного Никон постриг и его. Принятие этих двоих в общину вызвало конфликт с князем и стало серьезным искушением и для преподобного, и для братии.

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ

(983-1073 гг.; около 1036-1074 гг.)

Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, виднейшие церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосии, оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.

Преподобный Антоний родился в 983 г. в городе Любеч на Черниговщине, имел светское имя Антипа. С детских лет посвятил себя богоугодным делам. В то время монашеская жизнь на Руси была еще мало известна, поэтому юный Антипа отправился в греческую землю, славившуюся своими монастырями, и поселился на святой горе Афон. Праведная жизнь афонских монахов произвела на юношу огромное впечатление и вскоре он принял постриг под именем Антония. В 1013 г., по настоянию своего наставника, он вернулся па Русь, дабы содействовать развитию монашеской жизни. Прибыв в Киев, Антоний обошёл все монашеские обители в поисках пристанища. В столице к тому времени уже существовало несколько монастырей, основанных монахами-греками, но все они, по мнению Антония, были слишком комфортными. На Афоне он привык к другому. Не желая мириться с бесчинством и кровавой усобицей, наступившей после смерти князя Владимира, преподобный Антонин возвращается на Афон, но уже в начале 30-х годов XT в. снова приезжает в Киев. В это время великокняжеский стол занимал сын Владимира князь Ярослав Мудрый, чтивший церковный устав и заботившийся о развитии церковной жизни на Руси.

Поиски достойного обиталища привели Антония к загородной княжеской резиденции Берестово. Здесь, на живописной днепровской круче он нашёл оставленную Иларионом пещеру, в которой и поселился. В пещере Антоний проводил все время за молитвами и постом, довольствуясь черствым хлебом и водой. Вскоре слава о праведном и мудром монахе разошлась по Киевской земле, к нему стали приходить люди. Одни просили благословения, другие слушали наставления и жили по его примеру. Со временем у него появились последователи. Они начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и соорудили под землёй небольшую церковь. Печерский монастырь, хотя и не имел официального статуса, превратился в значительный духовный центр Киевской Руси. Здесь жили также известные общественные и церковные деятели, в частности Никон, бывший митрополит Иларион. Авторитет Антония Печерского был настолько велика что сын Ярослава Изяслав, унаследовавший в 1054 г, киевский престол, прежде всего пришёл к нему за благословением. Он передал монахам Берестову гору, на которой со временем и раскинулся Киево-Печерский монастырь. В это время пришёл в монастырь и благочестивый Феодосии. Антоний вначале отказался принять его в братию, ссылаясь на тяжёлую, лишённую всех радостей бытия жизнь в монастыре, но Феодосии сумел убедить выдающегося подвижника в серьёзности своего выбора. Наставничество и постриг двадцатилетнего юноши, которому суждено было прославить Печерский монастырь, поручили блаженному Никону. За смиренную жизнь и высокую духовность Феодосии вскоре был посвящен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи и фактически стал правой рукой Антония.

Между тем, отношения монастыря с властью стали напряжёнными. Непримиримость к злу, непоколебимая принципиальность аскета часто ставили Антония в оппозицию к великокняжеской власти. Первый конфликт возник в связи с постригом близкого к Изяславу молодого боярина Варлаама, принятого в монастырь вопреки воле родителей. Конфликт с Изяславом усугублялся и прозападной политической ориентацией князя, состоящего в браке с дочерью польского князя Болеслава II Смелого, его благосклонностью к Ватикану. Временами споры доходили до прямых угроз и притеснений. Не раз киевский князь грозился наказать Антония и закрыть монастырь, но вынужден был считаться с его популярностью.

Преподобный Антоний, предпочитая уединённую аскетическую жизнь, в 1061 г. поставил над братией Варлаама, а для себя выкопал отдельную пещеру на соседней горе. Вскоре здесь появилось еще несколько пещер. Так возник новый пещерный лабиринт, впоследствии получивший название Ближних, или Антониевых, пещер — в отличие от старых, которые стали называться Дальними, или Феодосиевыми.

В 1062 г. Варлаам был переведён в княжеский Дмитриевский монастырь и Антоний поставил печерским игуменом Феодосия, при котором монашеская община возросла до 100 человек. Маленькая церквушка не могла уже вместить всей братии, и преподобный Антоний благословил возведение на горе над пещерами церкви Успения Пресвятой Богородицы, чтобы монахи, продолжая жить в своих подземных кельях, могли проводить там богослужения. По легенде, однажды, во время молитвы Антония, произошло чудо: они с Феодосием были перенесены в Константинополь и явлены Богородице. От неё получили золото, которое отдали мастерам-строителям, чтобы те, по велению Богоматери, отправились в Киев для строительства повой церкви. Когда же мастера, прибывшие в монастырь, стали расспрашивать Антония, где бы он хотел построить храм, святой три дня молился, чтобы Господь указал достойное место. В первую ночь Антоний просил, чтобы на землю упала роса, а на месте будущей церкви было сухо. Вторую ночь он просил у Господа сухой земли, а на месте церкви — росу. На третий день Антоний благословил избранное место и велел измерить его золотым поясом, взятым из иконы Спасителя Шимоном, сыном варяжского князя, когда тот оставлял родину. Тридцать поясов в длину, двадцать в ширину — таким было веление Господа. Успенский собор, основанный в 1073 г. (построен в 1078 г.), стал основой будущей Верхней лавры, главным храмом Печерского монастыря.

Преподобный Антоний, хотя и был суровым аскетом, страстным молитвенником и целителем, не стоял в стороне от политических событий, происходивших в государстве. Когда в 1068 г. вспыхнуло восстание против Изяслава, вынужденного спасаться бегством за границу, Антоний поддержал восставших. Через год, когда Изяслав с помощью польских войск вернулся в Киев, Антоний в знак протеста оставил столицу и ушёл в Чернигов, где был принят братом Изяслава Святославом. Он поселился в пещере на Болдиной горе близ Чернигова. Но вскоре вернулся в Киев. Летом 1073 г. Антоний скончался и был похоронен в своей лаврской пещере. Существует легенда о чудесном утаивании его мощей. С приближением смерти святой созвал братию и простился с нею, после чего земля обрушилась и оградила его от монахов. Те попытались» прокопаться к нему, но из земли вырвалось пламя, а когда повторили попытку, на них хлынула вода. Так монахи осознали, что это — воля Божья.

После преподобного Антония светочем русской церкви и подвижником Киево-Печерской лавры был преподобный Феодосии. Родился он около 1036 г. в городе Васильев (ныне Васильков) вблизи Киева, в боярской семье. Вскоре семья переехала в Курск на Черниговщине, где отец получил должность тиуна (управляющего). Здесь и прошли молодые годы Феодосия. Он получил хорошее образование, проявил незаурядные способности в учёбе и усвоении книжной мудрости. Много читал о подвижничестве адептов раннего христианства и решил перенимать их опыт. Ещё с ранних лет он сторонился сверстников, чуждался детских игр и развлечений. Всё свободное время проводил в молитве и посещал церковь, удивляя окружающих набожностью и благочестием. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец. Согласно социальному положению родителей, Феодосии должен был посвятить себя служебной карьере, но мечтал о монашеской жизни. Категорически отказался от дорогой одежды и ходил в лохмотьях, словно нищий. Покупал зерно и сам выпекал просвиры, которые затем приносил в дар церкви. Всё это, конечно, не нравилось матери — женщине волевой и решительной. Она считала, что своим образом жизни Феодосии компрометирует и позорит семью, и всячески ему препятствовала. Не найдя взаимопонимания с матерью, Феодосии несколько раз Пытался бежать из дома. Первый раз он присоединился к паломникам, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и прочих святых местах Востока, но мать разыскала сына и вернула домой. Неудачной оказалась и вторая попытка, когда он тайно ушёл в соседний город и поселился у священника. В третий раз юноша подался в Киев с твёрдым намерением стать монахом. Так он попал в Печерский монастырь, где в 1058 г. принял постриг. Со временем мать нашла его и там, долго и слёзно умоляла вернуться к светской жизни, но в итоге сама постриглась в монахини при монастыре Св. Николая в Киеве.

Став членом братии, Феодосии проявил незаурядное подвижничество во всех сферах монашеской жизни. Часто ночью он раздевался по пояс и отдавал своё тело на растерзание комаров, а днём занимался хозяйственными работами, требовавшими незаурядной физической силы и выносливости. Носил жёсткую, грубую власяницу.

Спал сидя. Ел немного черствого хлеба и варёных овощей. Уже будучи игуменом, преподобный Феодосии не только не умерил свои подвижнические подвиги, но и приумножил их. Силы черпал в молитве.

В период игуменства Феодосия усилилась связь Печерского монастыря с Византией. По его инициативе, в монастыре был введён Студийский устав, со временем ставший нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот чрезвычайно суровый устав регулировал повседневную жизнь монахов, определял строгий порядок церковных богослужений. С того времени жизнь в монастыре приобрела устоявшуюся организационную форму. Феодосии стремился осуществить главное требование этого устава: устранить личную собственность и сделать имущество всех монахов общим. При его игуменстве на поверхности земли были возведены кельи, куда переселились монахи, а в пещерах впоследствии стали хоронить умерших. Отныне «в затворах» оставались лишь схизматики.

Печерский монастырь постепенно превращался в значительный культурный центр, чему немало способствовала творческая деятельность самого игумена. Сохранилось одиннадцать его произведений: два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монахам и одна молитва. Феодосии Печерский выдвинул идею духовного контроля над светской властью. Считал, что спастись может не каждый христианин, а лишь аскет, подвижник или тот, за кого он заступится перед Богом своими молитвами; выдвигал положение, что игумен — духовный учитель князя, а князь — защитник и опекун монастыря. Он осуждал усобицы между братьями Ярославичами, происходившие в 60-70-е годы XI в. В отличие от Антония, поддерживавшего черниговского князя Святослава Ярославича, был решительным сторонником Изяслава Ярославича. Феодосии открыто осуждал Святослава, который 1073 г. лишил власти старшего брата и сам занял великокняжеский престол. Стараясь задобрить праведного игумена, Святослав посетил Печерский монастырь, внес богатые пожертвования на строительство Успенского собора и подарил монастырю землю из угодий княжеского села Берестово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *