Евреи и христиане

Евреи и христиане

Что такое иудаизм и во что верят иудеи?

Вопрос: Что такое иудаизм и во что верят иудеи?
Ответ: Что такое иудаизм и кто такие иудеи? Является ли иудаизм просто религией? Это культурная идентичность или просто этническая группа? Являются ли иудеи кланом людей или же народом? Во что верят иудеи, и все ли они верят в одно и то же?
Словарные определения «иудей» включают «член колена Иуды»; «еврей, израильтянин»; «член нации, существовавшей в Палестине с 6 века до н.э. по 1 век н.э.»; «лицо, принадлежащее по происхождению или обращению к древнему еврейскому народу» или «тот, чьей религией является иудаизм».
Согласно раввинскому иудаизму, иудеем может считаться тот, кто имеет мать-иудейку, или тот, кто формально обратился в иудаизм. Текст из книги Левит 24:10 часто цитируется в поддержку этого учения, хотя Тора не дает никаких конкретных утверждений. Некоторые раввины говорят, что данное правило не имеет ничего общего с тем, во что человек на самом деле верит. Они утверждают, что иудей не обязан быть последователем иудейских законов и обычаев, чтобы считаться таковым. Фактически, иудей может не верить в Бога вообще, но все равно будет считаться иудеем на основании вышеуказанной раввинской интерпретации.
Другие раввины настаивают, что если человек не следует заповедям Торы и не принимает «Тринадцать принципов веры» маймонидов (раввин Моше бен Маймон, один из величайших средневековых еврейских ученых), то он не может считаться иудеем. Хотя этот человек может быть «биологическим» евреем, он не имеет реальной связи с иудаизмом.
В Торе – первых пяти книгах Библии – Бытие 14:13 учит, что Абрам, общепризнанный как первый иудей, был описан как «еврей». Название «иудей» происходит от имени Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова и родоначальника одного из колен Израиля. По всей видимости, название «иудей» первоначально относилось только к членам племени Иуды, но когда после Соломона царство было разделено (3 Царств 12), этот термин стал относиться к любому в Иудейском царстве, в которое вошли племена Иуды, Вениамина и Левия. Сегодня многие считают, что иудеем является любой человек, являющийся физическим потомком Авраама, Исаака и Иакова, независимо от какого из исходных двенадцати колен он происходит.
Итак, во что же иудеи верят и какие основные заповеди иудаизма? Существует пять основных форм или сект иудаизма в современном мире – ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструкционистская и гуманистическая. Убеждения и требования каждой группы сильно отличаются, но краткий перечень традиционных верований иудаизма включает в себя следующее:
Бог есть Творец всего сущего, Он един, бестелесен (без тела) и только Ему следует поклоняться как абсолютному правителю вселенной.
Первые пять книг Библии на иврите были открыты Моисею Богом. Они не будут изменены или дополнены в будущем.
Бог общался с еврейским народом через пророков.
Бог контролирует деятельность людей, Он награждает их за добрые дела и наказывает за зло.
Хотя христиане базируют значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, что и иудеи, присутствуют существенные различия: иудеи, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения исходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет первостепенное значение и действия являются результатом этой веры.

Иудейская вера не приемлет христианской концепции первородного греха (вера, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда ослушались Божественных указаний в Эдемском саду).
Иудаизм настаивает на изначальной доброте мира и его обитателей как творений Божьих.
Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, исполняя «мицвот» (Божьи заповеди).
Спаситель не требуется или не является доступным в качестве посредника.
Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей, находящихся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенные в книге Исход 20:1–17 и Второзаконие 5:6–21, составляют краткое изложение Закона.
Мессия (помазанник Божий) грядет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там будет общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен.
Верования об Иисусе существенно отличаются. Некоторые считают Его великим нравственным учителем. Другие видят в нем лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его имени, в связи с запретом произносить имя кумира.
Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-либо мере считаются лучшими от других людей. Библейские тексты, такие как Исход 19:5, просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучения Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и отмечания праздников. Евреи не были избраны, чтобы быть лучшими от других, они были просто выбраны, чтобы быть светом для язычников и благословением для всех народов.

Сегодня стоит лишь ввести в интернет-поиск эти слова, чтобы убедиться, что по вопросу был ли евреем Иисус из Назарета на самом деле, ведутся ожесточенные споры. Прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос должным образом, нам следует задать себе другой вопрос: кто такие евреи? Даже этот вопрос имеет свои спорные элементы, и ответ на него зависит от того, кто отвечает. Но одно определение, с которым каждая из основных сект иудаизма – ортодоксальная, консервативная и реформаторская – вероятно согласятся, является следующей: «Евреем может быть любое лицо, чья мать была еврейкой, или любой человек, прошедший через формальный процесс обращения в иудаизм».

Хотя еврейская Библия нигде конкретно не утверждает, что должна быть использована материнская линия происхождения, современный раввинский иудаизм учит, что несколько отрывков из Торы именно это имеют в виду – например, Второзаконие 7:1–5; Левит 24:10 и Ездры 10:2–3. Также в Священном Писании есть несколько примеров обращения язычников в иудаизм (например, моавитянка Руфь, см. Руфь 1:16, где она выражает желание обратиться), которые после этого считались такими же евреями, как и этнические представители этой нации.

Итак, давайте рассмотрим эти три вопроса: Был ли Иисус этническим евреем? Был ли Иисус евреем в религиозном плане? И, наконец, если Иисус был евреем, то почему христиане не следуют иудаизму?

Был ли Иисус этническим евреем, и была ли Его мать еврейкой? Иисус четко отждествлялся с евреями тех дней, Его физическими соплеменниками и их религией (хотя исправляя ее ошибки). Бог специально послал Его в Иудею: «Он пришел к своим , но свои Его не приняли. Тем же , кто принял Его, Он даровал право быть детьми Бога. Это те, кто верит в Него (Иоанна 1:11–12), и Он четко сказал: «Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение – от иудеев» (Иоанна 4:22).

Первый стих Нового Завета четко определяет этническую принадлежность Иисуса к еврейскому народу. «Родословная Иисуса Христа, потомка Давида и Авраама» (Матфея 1:1). Как видно из отрывка в Евреям 7:14: «Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды», Иисус происходил из колена Иуды, из которого мы получили название «иудеи». А как насчет Марии, матери Иисуса? В генеалогии в Евангелии от Луки (глава 3) мы ясно видим, что Мария была прямым потомком царя Давида, что давало Иисусу законное право взойти на иудейский престол, а также определяло, что Иисус был этническим иудеем.

Был ли Иисус иудеем в религиозном плане? Оба родителя Иисуса «исполняли все, что велел Закон Господень» (Луки 2:39). Его тетя и дядя, Захария и Елизавета, также были религиозными иудеями, следовавшими Торе (Луки 1:6), так что мы можем видеть, что, вероятно, вся семья очень серьезно относилась к иудейской вере.

В Нагорной проповеди (Матфея 5–7) Иисус постоянно подтверждал авторитет Торы и пророков (Матфея 5:17), даже в Царстве Небесном (5:19–20). Он регулярно посещал синагогу (Луки 4:16), и Его учение уважали другие евреи тех времен (Луки 4:15). Он преподавал в еврейском храме в Иерусалиме (Луки 21:37), и если бы Он не был евреем, то Его бы просто не пустили в ту часть храма (Деяния 21:28–30).

Иисус также демонстрировал внешние признаки иудея, строго соблюдающего предписания религии. Он носил цицит (кисти) на Своей одежде (Луки 8:43, Матфея 14:36), служивший напоминанием о заповедях (Числа 15:37–39). Он отмечал Пасху (Иоанна 2:13) и пошел в Иерусалим (Второзаконие 16:16) в этот важнейший иудейский праздник паломничества. Он отмечал Суккот, или праздник кущей (Иоанна 7:2, 10), и пошел в Иерусалим (Иоанна 7:14), как предписано в Торе. Он также отмечал Хануку, праздник огней (Иоанна 10:22) и, вероятно, Рош а-Шана, праздник труб (Иоанна 5:1), посещая Иерусалим в обоих этих случаях, хотя это не было указано в Писании.

Очевидно, что Иисус считал Себя евреем (Иоанна 4:22) и Царем Иудейским (Марка 15:2). От рождения до последнего пасхального седера (Луки 22:14–15) Иисус жил как исполняющий законы иудей.

Итак, если Иисус был евреем, то почему христиане не следуют иудаизму? Законы иудаизма были даны Моисею для сынов Израилевых в священном и особом завете на горе Синай, записанном в книге Исход. В этом завете Бог написал свои законы на каменных скрижалях, и Израилю было велено исполнять все, что было открыто им. Но этот замечательный завет был лишь прообразом нового и лучшего завета, который Бог в один прекрасный день собирался дать Своему народу – и иудеям, и язычникам.

Этот новый завет записан в книге пророка Иеремии 31:31–34: «Настанут дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с потомками Израиля и с потомками Иуды Договор Новый – не такой договор, какой Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот договор они нарушили, хотя Я был их Владыкой, – говорит Господь. – Иной договор Я заключу тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу Закон Мой им в сердце, в их сердцах его начертаю. Я буду их Богом, они будут Моим народом! И никто больше не будет наставлять ближнего своего, брата своего, говоря: «Познайте Господа!» – ибо все они, от мала до велика, будут знать Меня, – говорит Господь. – Я прощу им преступление их, о грехе их больше не вспомню».

Христиане сегодня не следуют иудаизму, потому что Моисеев завет был исполнен в Иисусе Христе. Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить» (Матфея 5:17). И автор послания к Евреям пишет: «Называя этот Договор Новым, Он объявил первый договор устаревшим. А то, что устарело и стареет, скоро исчезнет» (Евреям 8:13).

Будучи христианами, мы больше не обязаны следовать прежнему завету, потому что Ветхий Завет был заменен. Теперь у нас есть лучший завет, с лучшей жертвой, под предводительством лучшего Первосвященника! «Итак, братья, благодаря крови Иисуса мы имеем свободный доступ в святилище. Он открыл нам туда путь – новый и дающий жизнь, путь через завесу, это значит, через принесение в жертву Своего тела. Наш великий Священник поставлен над всем домом Божьим. Так будем туда приближаться с преданным сердцем, в полноте твердой веры, с сердцами, очищенными от всего дурного, что было у нас на совести, и с омытыми чистой водой телами. Будем непоколебимо держаться неизменного исповедания того, на что мы надеемся, потому что верен Давший обещание (Евреям 10:19–23).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *