Евгений шестун православная педагогика

Евгений шестун православная педагогика

В восточных провинциях Римской империи в I в. н.э. возникают ран­нехристианские общины, отражав­шие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населœения Римской империи. Οʜᴎ боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи прежде всœего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 – 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя полу­чили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, ли­тературу и философию с позиций христианского вероуче­ния. Собственно христианское воспитание и образование осу­ществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа ʼʼНо­вый заветʼʼ кумранитов.

Благодаря находке во время археологических раскопок ре­лигиозных текстов, спрятанных от римлян, можно представить себе характер раннехристианского воспитания. Каждый член общины должен был не только передать единоверцам всœе свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение ʼʼвсœе знанияʼʼ. В общинœе практиковались коллек­тивные формы обучения, совместное изучение священных тек­стов, прежде всœего рукописей Ветхого завета͵ апокрифических произведений.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их в связи с этим ʼʼучителя­ми праведностиʼʼ. Основными способами обучения были уст­ные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение пропове­дей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух пе­реводов священных текстов с древнееврейского на арамейс­кий и греческий и т.д. Особое значение в христианских общи­нах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как бо­гоугодному делу. Содержание образования ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинœений, состоящее из двух частей – Ветхого завета и Нового завета. Первая часть – иудейские священные тексты 2-го и 1-го тысячелœетий до н.э. Древнейшие библейские тексты — ϶ᴛᴏ притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, со­держание которых было положено в основу воспитания. Вто­рая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целœей и со­держания воспитания.

В эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на гре­ческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, кото­рый получил название ʼʼСептуагинтаʼʼ. Это способствовало рас­пространению по всœему Средиземноморью христианских идей, особенно богато представленных в разделœе Библии ʼʼМудрость Иисуса сына Сираховаʼʼ, написанном в виде поучений. Все это подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и посланий апостолов.

Новый завет был создан в христианской среде в 1–11 вв. н э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и ду­ховное развитие всœех христианских народов. В корне его ле­жит Евангелие, в переводе с греческого – ʼʼблагая вестьʼʼ. Четыре Евангелия являются собранием повестей о жизни и Учении Иисуса Христа͵ где не только попутно изложены новые цели воспитания, но и предложены формы и способы их достижения. Новый завет включает в себя 27 книг, напи­санных разными авторами, из которых наиболее известны­ми являются Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их педагогические идеи можно считать синтезом эллинистичес­ких и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в ос­нове которых лежит учение о любви ко всœем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направле­нии христианского идеала.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителœем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителœей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.

Развивались в эту эпоху и крупные центры просвещения, возникшие ранее, к примеру школа христианского богосло­вия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н.э. Климентом Александрийским, а в III в. – Оригеном, видным богословом и философом. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н.э.) – священнослужитель и руководитель школы был автором до­шедшей до нас книги ʼʼПедагогʼʼ, в которой он отмечал, что помимо внешней образованности человек должен обладать ре­лигиозным чувством. Цель воспитания, по Клименту, – вве­сти ребенка в христианский образ жизни. Климентом деталь­но описаны правила поведения ребенка.

Семь свободных ис­кусств рассматривались лишь в качестве дополнительного средства воспитания.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога – образец для подражания воспитанникам.

Климент Александрийский полагал, что должно уметь ста­вить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения. При этом он отмечал, что целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не ʼʼнаучениеʼʼ, а – ʼʼулучшение душиʼʼ. Через убеждающее сло­во учителя дети знакомятся с образами лучших людей, отме­ченными святостью жизни, побуждающими молодежь посту­пать подобным же образом, подражать ʼʼизбравшим доброʼʼ, отвергая зло. Именно это является лучшим средством для ук­репления души человека.

Ориген (ок. 186–253/254) видел в человеке ʼʼсоединœение тела с духомʼʼ, что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека.

Важно отметить выработанное христианством новое от­ношение к труду, тесно связанное с учением о нравствен­ности. Хорошо известны слова апостола Павла: ʼʼКто не хо­чет трудиться, тот не ешьʼʼ. Труд для христианина рассматри­вался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для той эпохи, хотя и находила своего предтечу в лице киника Антисфена.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания – хрис­тианское воспитание. Стоит сказать, что для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

Наиболее видным христианским мыслителœем эпохи Древ­него Рима – одним из ʼʼотцов церквиʼʼ, как стали называть впоследствии деятелœей раннего христианства, чье учение было ортодоксальным, а жизнь почиталась святой, был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354–430). Августин был ши­роко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 ᴦ., начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствова­нии. В автобиографическом труде ʼʼИсповедьʼʼ он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с дет­ских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августи­ну, – слияние с Богом. В трактате ʼʼО граде Божьемʼʼ он сделал попытку соединить античные и христианское учения в одно – учение о греховности, добре и зле, о любви, спасении и по­каянии. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыс­лей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина зак­лючена в душе и лишь познание этой истины приводит раз­вивающегося человека к Богу.

Уже в ранних христианских монастырях организовывались книгохранилища, создавались ученые труды и учебные книги. Так, религиозный государственный деятель остготского госу­дарства Кассиодор (ок. 487 – ок. 578) основал в Италии мона­шеское общежитие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ благодаря библиотеке и скрипторию стало одним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всœех средних веков: ʼʼНастав­ление в божественном чтенииʼʼ, ʼʼНаставление в мирском чте­нииʼʼ, ʼʼОб орфографииʼʼ и др.

В V–VI вв. в Европе еще кое-где сохранились грамматические школы римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обучения.

План-конспект-1

по предмету «Педагогика и психология»

1999-2000 учебный год

Литература:

1) Учебник — священник Евгений Шестун «Православная педагогика», Самара, 1998.

Предисловие
  • Три направления развития отечественной педагогики:

1.Стремится к модернизации педагогических технологий по развитию знаний, умений и навыков при сохранении методической основы, сложившейся в советской школе.
2.Введение личностно ориентированных зарубежных образовательных технологий, прогрессивных, но подменяющих традиционные формы.

3.Обращает к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания и является наиболее перспективным, т.к. восстанавливает традиции, уклад жизни и формы национального опыта.

  • Наследие традиционной педагогики не было осмыслено ни секуляризованным образованием (конец 19-начало 20 вв.), ни, тем более, атеизмом, т.к. фундаментом Российской школы и педагогики всегда было Православие, которое ориентировало на поиск духовного смысла жизненных явлений. Российская педагогика по сути своей православна.

Слово «Педагогика» — греч — «детоводительство»

  • Пастырь должен быть педагогом, т.к. православная педагогика — это часть «душепопечения», которое является сущностью Церкви.

  • Светская педагогика ориентирована только на решение задач земных, православная воспитывает для вечной и земной жизни, причём приоритетным является духовно-нравственное становление личности, на втором плане стоит психофизическое развитие и процесс социализации. Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит к восстановлению утерянной полноты в педагогике.

  • Источники: 1.Священное Писание; 2.Творения святых отцов и учителей Церкви; 3.Работы православных педагогов.

Введение

Человек и духовный мир

  • Вхождение современного человека в духовный мир

Существует много вероисповеданий и учений, духовно неопытный человек защищаясь от них может прийти и к атеизму, но отрицание духовных реалий не может оградить от воздействия, зачастую, тёмных губительных сил.

Другой путь – «практический идеализм», при которой стремятся расширить осознанное бытие за пределы видимого материального мира.

Всего два пути вхождения духовный мир: религиозный и псевдорелигиозный.

  • Религия и её основные признаки

Слово «религия» имеет два основных значения – благоговение и соединение. Религия – таинственный духовный союз, живое единение человека с Богом.

Главные признаки религии по определению профессора Осипова А.И.:

  • исповедание личного духовного начала – Триипостасного Бога. Он есть Любовь и конечная цель;

  • убеждение в том, что человек способен к духовному единению с Богом через веру и особый характер жизни по догматам и заповедям религии, убеждение в принципиальном отличии человека от других творений, его бессмертии, придающем жизни полноценный смысл;

  • важным признаком является утверждение первичности для человека духовного и нравственного по сравнению с материальными ценностями, религия – это не средство от различных заболеваний, её цель –исцеление от нравственных недугов, соединение с Богом и введение в жизнь вечную;

  • наличие культа, как совокупности всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, присущих религии и призванных выражать веру, надежду и любовь человека, призванных совершать таинственное общение с Богом.

Признаки религии — суть форма, в которой содержится действительная ценность её и в которой является с поразительной силой для каждого, полноценно вступившего на религиозный путь жизни, что и выразил апостол Павел словами: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2,9)

  • Церковь Христова – новый Ноев Ковчег

Теоретическое и практическое освоение духовного мира для нас возможно только в религиозной, православной, церковной жизни.

По определению митрополита Филарета Московского Царство Божие включает в себя три сферы бытия: Царство Природы, Царство Благодати и Царство Славы. Церковь Христова с её учением, благодатными таинствами и сакраментальной духовной жизнью есть Царство Благодати и призвана, как Ноев ковчег спасать между двумя онтологическими пределами – творением и обожением, творение – это начало, обожение –это конец.

Церковь есть Тело Христово, это жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым.

Иисус Христос – Сын Божий и Богочеловек, принявший не только человеческое тело, но душу, и сознание, и волю, и чувства – стал как мы, человеком, но не имел греха, и совершил это для спасения человечества.

Сегодня нужно быть особенно осмотрительными. Иоанн Богослов восклицает: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире…» (1 Ин.4, 1-3)

Предмет и основные понятия православной педагогики

Определение православной педагогики

  • Проблемы религиозного обоснования педагогики

В последние два столетия в педагогике разрабатывалось немало оригинальных систем, и обращены они исключительно к личности человека, перед которым раскрыто множество путей и возможностей, но не все они ведут к спасению..

В основе – поиск источника духовно-нравственного роста личности, но он определяется свободным признанием или отвержением Бога. Желание обойтись без Бога, уклониться от встречи с Ним проявляется в различных формах:

Натурализм – наиболее приземлённая форма, низводящая мышление до элементарной причинности. Возлагает упование на силы природы и человека, абсолютизирует научное знание и низводит духовную жизнь к психологизму. Личное бессмертие в при таком мировоззрении – «инобытие» в других людях (Ленин).

Трансцендентализм – признаёт наряду с силами природы и наличие высшего начала. В основе – учение о верховном значении мира ценностей. Но и это учение, не признавая Бога, как единственное высшее начало и умалчивая о демонах, лишает педагогику определённости, а в религиозном плане уводит к мистицизму и оккультизму.

В конечном счёте – есть только религиозная и безрелигиозная педагогика.

  • Религиозное обоснование педагогики как проблема государственная

1992 г. – Закон РФ «Об образовании», ст.2 о принципах государственной политики в области образования;

1996 г., январь – новый закон «Об образовании», который расширил прежний;

1997 г., сентябрь – Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле Закона признаётся особая роль Православия в истории России, в развитии её духовности и культуры. Всвязи с принятием Закона, исполняющая власть должна разработать:

1)нормативное и программно-методическое обеспечение;

2) новое содержание образования в сотрудничестве с учреждениями науки, культуры и искусства;

3) стратегию подготовки преподавателей;

4) создать институт специалистов, курирующих духовно-нравственное направление в образовании.

В Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» видим тенденцию прошлых лет: «Религиозные объединения отделены от государства», — государства, в котором проживает значительное количество верующих людей. Преодоление её состоит в разработке реального, конкретно-исторического, духовно-нравственного содержания отечественного образования, что является задачей как государственной, так и научной.

  • Религиозное обоснование педагогики как научная проблема

1996 г., август – «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании»: 1) статья 8 — в числе основных задач обозначается сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

2) статья 3 – говорится о свободе преподавателя в выборе метода изложения учебного предмета и свободе студента получать знание согласно склонностям.

Статьи этого Закона о особом служении государственной системы по защите национальной духовности и культуры, огромную роль в развитии которых всегда играло Православие. В настоящее время может идти речь о придании духовно-нравственному образованию статуса, аналогичного экономическому, правовому и т.д. Правомочно говорить не вообще воспитании и образовании, а о воспитании и образовании именно традиционном.

В настоящее время в России существует трёхчастная форма государственного образования: 1) федеральный стандартный компонент; 2) национально-региональный компонент; 3) школьный компонент. Национально-региональный компонент мало разработан и при разработке необходимо учитывать национальные интересы, традиции, уклад жизни, уровень нравственного, хозяйственного, культурного развития.

Традиционно учительская семинария в обеспечивала в конце 19 – начале 20 вв. национально-региональный компонент и это нужно возрождать.

  • Религиозное обоснование педагогики как личная проблема педагога

Обращение педагога к обоснованию педагогики с религиозной точки зрения не от знания, теории или разума, — это выбор сердца. Этот выбор труден после периода тоталитаризма и схоластики в образовании. Обращение педагогов к Богу в современной России затруднено почти 200-летней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами, что привело к отторжению большой части интеллигенции от Церкви и явилось плодотворной почвой для оккультизма, магизма и сектантства.

  • Особенности православной педагогики

Наделение педагогики христианским смыслом, освещение её Светом Христовым следует из понимания христианства как учения спасительного для человечества. Священник Василий Зеньковский говорил о том. Что христианство больше знает о человеке, больше верит в него, глубже понимает его, чем философия просвещения.

Цель жизни православного человека состоит в духовном единении с Богом через воцерковление жизни. В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви невозможно достичь основной цели воспитания и жизни. Естественное развитие ребёнка обнимает все стороны бытия человека: тело, ум, чувство, волю и дух, соответственно им и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, духовно-нравственное и религиозное.

Определение: Православная педагогика – воцерковлённая педагогика и педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику – это значит наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Педагогика воцерковления – педагогика преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке, явление Его миру посредством духовно-нравственного совершенствования человека. В добродетели, в святости, в достижении даров святого Духа.

Д/задание: Учебник с. 6-27

Похожие главы из других работ:

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

1.2. Педагогика игры.

Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. По-этому при разработке проблем общественного дошкольного воспи-тания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности…

Измерение образовательных эффектов и результатов интенсивного образовательного модуля (на примере образовательного модуля «топ менеджеры будущего»)

1.3 Мыследеятельностная педагогика

В 1954 году в Москве сформировался Московский логический кружок (позднее Московский методологический кружок), в котором проводились интенсивные методологические исследования и разработки основания научного мышления…

Инновационные технологии, используемые на занятиях в дошкольном учреждении

1.8. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов…

История возникновения и развития педагогики в Древней Греции и в эпоху Возрождения

1. Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования — ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.

Воспитание как сложное…

Мировые дидактические концепции

3.2.2 Педагогика Дистервега

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в этой трактовке — это следование за процессом естественного развития человека…

Организация досуга молодежи на примере Всероссийского детского центра «Океан»

1.1 Педагогика досуга

Предметом педагогики досуга является процесс педагогической организации досуга. Досуговая деятельность представляет собой многоуровневую структуру, основными уровнями которой является потребление…

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Наука наряду с идеологией, религией, искусством и т.д. представляет собой одну из форм человеческого сознания и выступает как исторически сложившаяся система упорядоченных знаний…

Педагогика: наука и искусство

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика…

Педагогическая система М. Монтессори

3. Специальная педагогика и педагогика Монтессори

воспитание монтессори специальный педагогика Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают…

Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству

1.1 Педагогика НХТ как наука

Педагогика НХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества…

Проблемы обучения детей-мигрантов

1. Миграционная педагогика.

Психолого-педагогическая ценность дидактической игры

1.2 Педагогика игры

Одна из главных сфер воспитания детей до школы — игра. Поэтому при разработке проблем общественного дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности…

Связь педагогики с другими науками

1.1 Педагогика как наука

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования — ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное…

Связь педагогики с другими науками

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования — ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное…

Становление педагогики как науки

1.1. Педагогика как наука

Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус-ловии выделения специфического предмета исследований. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *