Евангелие от матфея толкование

Евангелие от матфея толкование

Название: Блаженный Феофилакт Болгарский — Толкование на святое Евангелие. Том 1-2.
Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский
Форматы: fb2, pdf, rtf
Год издания: 2010
Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол.

XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем.
Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви. Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста.
Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.
Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911.
+ Содержание:
ТОМ 1
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский
Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского
Творения блаженного Феофилакта
Истолковательные сочинения
Обличительные сочинения
Поучительные сочинения
Исторические сочинения
Письма
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский
О Четвероевангелии
Толкование на Евангелие от Матфея
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Глава двадцать пятая
Глава двадцать шестая
Глава двадцать седьмая
Глава двадцать восьмая
Святитель Димитрий Ростовский
Тропарь, глас 3-й
Кондак, глас 4-й
Толкование на Евангелие от Марка
О Евангелии от Марка
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Святитель Димитрий Ростовский
Тропарь, глас 3-й
Кондак, глас 2-й
ТОМ 2
Толкование на Евангелие от Луки
О Евангелии от Луки
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Глава двадцать вторая
Глава двадцать третья
Глава двадцать четвертая
Святитель Димитрий Ростовский
Толкование на Евангелие от Иоанна
Жизнеописание евангелиста Иоанна (по Софронию)
Предисловие к евангелию от Иоанна
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая
Глава двенадцатая
Глава тринадцатая
Глава четырнадцатая
Глава пятнадцатая
Глава шестнадцатая
Глава семнадцатая
Глава восемнадцатая
Глава девятнадцатая
Глава двадцатая
Глава двадцать первая
Святитель Димитрий Ростовский

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

>Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Издание преемников А. П. Лопухина*

Том VIII

1911 г.

Толкование на Евангелие от Матфея

Введение

Новый Завет

Состав Нового Завета

Разделение новозаветных книг по содержанию

Краткая история канона священных книг Нового Завета

Порядок новозаветных книг в каноне

История канона Нового Завета со времени реформации

На каком языке написаны священные книги Нового Завета

Текст Нового Завета

Переводы и цитаты

Судьба новозаветного текста

Евангелие

Четвероевангелие

Взаимные отношения Евангелий

Достоверность Евангелий

Евангелие от Матфея

Литература

Евангелие от Матфея

Глава 1. 1. Надписание. Родословие Иисуса Христа. 18. Рождество Христово.

Глава 2. 1. Поклонение волхвов Спасителю. 13. Бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет. 16. Избиение Иродом младенцев в Вифлееме. 19. Возвращение из Египта в Назарет.

Глава 3. 1. Выступление Иоанна Крестителя на проповедь, его внешний вид и образ жизни в пустыне. 5. Крещение и обличения Иоанном фарисеев и саддукеев. 12. Крещение Иисуса Христа.

Глава 4. 1. Искушение Иисуса Христа диаволом в пустыне. 12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум. 17. Проповедь Иисуса Христа и избрание учеников. 23. Дальнейшая проповедь в Галилее, исцеление больных и стечение к Христу множества народа.

Глава 5. 1. Нагорная проповедь. Девять блаженств. 13. Соль земли и свет мира. 17. Отношение Христа к ветхозаветному закону. 21. Заповедь не убий. 27. Заповедь не прелюбодействуй. 33. Клятвы. 38. Закон возмездия. 43. Любовь к врагам.

Глава 6. 1. Нагорная проповедь: о милостыне. 5. О молитве. 14. О прощении грехов ближним. 16. О посте. 19. О земных и небесных сокровищах. 22. О светлом и помраченном глазе. 24. О невозможности служить двум господам. 26. О пище. 28. Об одежде. 31. О надежде на Бога и искании Царства Божия.

Глава 7. 1. Нагорная проповедь: суд (осуждение) ближних. 6. Извращенная, неправильная ревность к «святыне». 7. О молитве. 13. Тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь. 15. Ложные пророки. 24. Заключительная притча.

Глава 8. 1. Исцеление прокаженного. 5. Исцеление слуги сотника. 14. Исцеление тещи Петра и многих других больных. 18. Рассказ о людях, желавших следовать за Христом. 23. Укрощение бури на Галилейском озере. 28. Исцеление гадаринских бесноватых.

Глава 9. 1. Исцеление расслабленного в Капернауме. 9. Призвание Матфея, устроенный им пир и беседа по поводу заявлений, сделанных фарисеями и учениками Иоанна.

Глава 10. 1. Послание двенадцати апостолов на проповедь. 16. Указание на опасности, которым подвергнутся апостолы во время своей проповеди. 26. Приглашение к безбоязненному исповеданию Христа. 34. Вражда между людьми. 37. Условия следования за Христом. 40. Заключение.

Глава 11. 1. Вопрос Крестителя и ответ Иисуса Христа. 7. Свидетельство Христа об Иоанне Крестителе. 16. Обличение неверовавших иудеев. 20. Обличение неверовавших городов. 25. Речь к труждающимся и обремененным.

Глава 12. 1. Срывание учениками колосьев в субботу. 9. Исцеление сухорукого в субботу и обличение фарисеев. 15. Исполнение пророчества о Христе Исаии. 22. Обличение фарисеев по поводу обвинения в сношениях с Веельзевулом. 38. Ответ на просьбу о знамении. 46. Мать и братья Христа.

Глава 13. 1. Притча о сеятеле. 10. Цель притчей. 18. Объяснение притчи о сеятеле. 24. Притча о плевелах. 31. Притча о зерне горчичном. 33. Притча о закваске. 34. Пророчество об учении в притчах. 36. Объяснение притчи о плевелах. 44. Притча о сокровище, скрытом в поле. 45. Притча о купце, ищущем хороших жемчужин. 47. Притча о неводе. 51. Заключение образной беседы. 53. Пребывание в Назарете.

Глава 14. 1. Тревоги Ирода Антипы. 3. Казнь Иоанна Крестителя. 13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. 22. Утишение бури на озере. 34. Возвращение в землю Геннисаретскую.

Глава 15. 1. Споры и учение по поводу «предания старцев». 21. Исцеление дочери хананеянки. 29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами.

Глава 16. 1. Просьба фарисеев и саддукеев о знамении с неба и ответ им Спасителя. 5. Закваска фарисейская и саддукейская. 13. Исповедание Петра. 21. Речь Христа о страданиях. 24. Учение о кресте.

Глава 17. 1. Преображение. 9. Вопрос учеников об Илии. 14. Исцеление бесноватого отрока. 22. Речь о смерти и воскресении. 24. Уплата подати на храм.

Глава 18. 1. Спор учеников о том, кто больше в Царстве Небесном. 6. Учение о соблазнах. 10. Учение о спасении погибших. 15. Учение примирении с братьями. 21. Учение прощении обид. 23. Притча о жестоком рабе.

Глава 19. 1. Путешествие в Иерусалим. 3. Учение о браке и разводе.

Глава 20. 1. Притча о работниках в винограднике. 17. Возвещение о страданиях. 20. Просьба матери сынов Зеведеевых. 29. Исцеление двух слепцов.

Глава 21. 1. Вход Иисуса Христа в Иерусалим. 10. Очищение храма. 18. Бесплодная смоковница. 23. Вопрос первосвященников и старейшин о власти Христа и ответ Его им. 28. Притча о двух сыновьях. 33. Притча о злых виноградарях.

Глава 22. 1. Притча о брачном пире царского сына. 15. Вопросы фарисеев об уплате подати кесарю. 23. Вопросы саддукеев — о воскресении. 34. Вопросы законника о главной заповеди. 41. Христос — Сын Давидов.

Глава 23. 1. Обличительная речь против книжников и фарисеев. 36. Предсказание о судьбе Иерусалима.

Глава 24. 1. Повод к эсхатологической речи Христа. 4. События пред концом. 15. Бедствия пред вторым пришествием. 29. Второе пришествие. 32. Увещания к бодрствованию.

Глава 25. 1. Притча о десяти девах. 14. Притча о талантах. 31. Пророчество о страшном суде.

Глава 26. 1. Совещание о предании Христа смерти. 6. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. 14. Предательство Иуды. 17. Приготовление пасхальной вечери. 20. Обличение предателя. 26. Установление таинства причащения. 31. Предсказание об отречении Петра. 36. В Гефсимании. 47. Взятие под стражу. 57. Суд и поругание. 69. Отречение Петра.

Глава 27. 1. Постановление Синедриона о предании Спасителя на суд Пилата. 3. Гибель Иуды. 11. Суд у Пилата. 15. Варавва и осуждение на распятие. 27. Издевательства воинов. 32. Шествие на Голгофу и распятие. 39. Злословия и насмешки. 50. Смерть Иисуса Христа.

57. Погребение Иисуса Христа. 62. Запечатывание гроба и приставление стражи.

Глава 28. 1. Воскресение Иисуса Христа. 11. Подкуп стражи. 16. Явление воскресшего Христа ученикам в Галилее.

Читать онлайн PDF-версию книги (А.П. Лопухин. Толковая Библия. Том 8. Издание С. Петербург 1911 г.).

Купить Толковую Библию под редакцией профессора А. П. Лопухина в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги

О неработающей ссылке сообщите нам на e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter**

<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>

Блаженный Феофилакт составил на греческом языке комментарий ко всему Новому Завету, кроме Откровения. В своих толкованиях он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста.

>ТОЛКОВАНИЕ НА
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Глава первая

Книга родства.

Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам, ибо они таким образом писали: «Видение, которое видел Исайя» (Ис. 1, 1) или «Слово, которое было к Исайи» (Ис. 2, 1)? Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки обращались к жестокосердым и непокорным, а потому и говорили, что это Божественное видение и слово Божие, чтобы народ убоялся и не пренебрег, что они говорили. Матфей же говорил с верными, благомыслящими, равно и послушными и поэтому не сказал предварительно ничего подобного пророкам. Имею сказать и другое нечто: что видели пророки, то они видели умом, созерцая это чрез Святого Духа; поэтому и называли это видением. Матфей же не умственно видел Христа и созерцал Его, но нравственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, созерцая Его во плоти; поэтому не сказал: «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал: «Книга родства».

Иисуса.

Имя «Иисус» не греческое, но еврейское, и в переводе значит «Спаситель», ибо словом «яо» у евреев говорится о спасении.

Христа.

Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился против греха, и как Первосвященник, ибо Он Сам принес Себя в жертву за нас. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, и помазан преимущественно пред другими, ибо кто иной имел Духа так, как Господь? В святых действовала благодать Святого Духа, во Христе же действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос вместе с Единосущным Ему Духом совершал чудеса.

Сына Давидова.

После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.

Сына Авраамова.

Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем.

Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами.

Авраам родил Исаака.

С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит «отец языков», а Исаак — «радость», «смех». Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака.

Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его.

Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен.

Иуда родил Фареса и Зару от Фамари.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *