Евангелие от иоанна

Евангелие от иоанна

Толкование на Евангелие от Иоанна

Свидетельство древнехристианского Предания о происхождении четвертого Евангелия

Апостол Иоанн Богослов

Повод и цель написания Евангелия

План и содержание Евангелия от Иоанна

Возражения против подлинности Евангелия Иоанна

Самосвидетельство четвертого Евангелия

Язык и изложение четвертого Евангелия

Kомментарии к Евангелию Иоанна и другие сочинения, имеющие своим предметом это Евангелие

Глава 1. 1–18. Пролог к Евангелию. – 19–28. Свидетельство Иоанна Kрестителя о Христе перед иудеями. – 29–36. Свидетельство Иоанна Kрестителя перед своими учениками. – 37–51. Первые последователи Христа.

Глава 2. 1–12. Чудо на браке в Kане Галилейской. – 13–25. Христос в Иерусалиме. Очищение храма.

Глава 3. 1–21. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. – 22–36. Деятельность Христа в Иудее и последнее свидетельство Kрестителя.

Глава 4. 1–42. Христос среди самарян.

– 43–54. Возвращение Христа в Галилею.

Глава 5. 1–18. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу. Иудеи замышляют убить Христа за нарушение субботы и за Его учение о Себе как Сыне Божием. – 19–47. Речь Христа о Себе как об истинном Сыне Божием, Kоторому Отец отдал власть над миром.

Глава 6. 1–15. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. – 16–21. Хождение Иисуса Христа по морю. – 22–71. Речь, сказанная Христом в Kапернауме о Себе как о хлебе жизни.

Глава 7. 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Kущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи.

Глава 8. 1–11. Жена-грешница, прощенная Христом. – 12–59. Речь Господа о Себе как об истинном Мессии и обличение неверия иудеев.

Глава 9. 1–41. Исцеление слепорожденного.

Глава 10. 1–21. Речь Господа о Себе как о добром пастыре и действие этой речи на слушателей. – 22–42. Речь Господа о Себе как о Мессии и удаление Его в Заиорданскую страну.

Глава 11. 1–44. Воскрешение Лазаря. – 45–57. Действие этого чуда на народ, решение Синедриона умертвить Христа и удаление Христа в Ефраим.

Глава 12. 1–8. Помазание Христа в Вифании. – 9–19. Торжественный вход Господень в Иерусалим. – 20–36. Последнее выступление Христа в храме. – 37–50. Обозрение результатов Мессианской деятельности Господа Иисуса Христа.

Глава 13. 1–20. Омовение Христом ног учеников на вечери. – 21–30. Открытие предателя. – 31–34. Обращение Господа к ученикам с последними наставлениями. – 35–36. Вопрос апостола Петра и ответ Господа.

Глава 14. 1–31. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: об удалении Христа к Отцу, о вере и любви, молитве, Святом Духе и мире.

Глава 15. 1–27. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимоотношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру.

Глава 16. 1–33. Окончание прощальной беседы Христа с апостолами: о наступающих преследованиях; удаление Христа к Отцу; деятельность Святого Духа; счастливый исход испытаний, которым подвергнутся апостолы; услышание их молитв; рассеяние учеников Христа.

Глава 17. 1–26. Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа.

Глава 18. 1–11. Взятие Иисуса Христа воинами. – 12–27. Христос пред Анной и Kаиафой. – 28–48. Христос пред Пилатом.

Глава 19. 1–16. Христос пред Пилатом. – 17–29. Распятие Христа. – 30–42. Смерть и погребение Христа.

Глава 20. 1–10. Мария Магдалина и два ученика, Петр и Иоанн, при гробе. – 11–18. Явление Христа Марии Магдалине. – 19–23. Явление Христа ученикам в вечер дня воскресения. – 24–29. Явление Христа апостолу Фоме в присутствии других учеников. – 30–31. Заключение к Евангелию.

Глава 21. 1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию.

Читать онлайн PDF-версию книги (А. П. Лопухин. Толковая Библия. Том 9. Издание С. Петербург 1912 г.).

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>


Поиск по Библии**

Евангелие от Иоанна

Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21

ГЛАВА 1

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он -то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Автор.

В тексте имя автора не упоминается. Это в общем-то и не удивительно, потому что по своей литературной форме Евангелия отличаются от посланий или писем. Так, каждое из своих посланий апостол Павел начинал с указания своего имени, как это принято было в древнем мире. Но что касается составителей четырех Евангелий, то ни один из них по имени себя не называет. И все-таки как авторы они не остались неизвестными.

Ибо по ходу своей работы «раскрывали себя» в косвенной форме, либо имена их становились известными, донесенные до потомков преданиями.

Так называемые внутренние свидетельства того, кто именно написал четвертое Евангелие, составляют целую цепочку. 1) Слово «сие» (употребленное во втором случае — «и написал сие») в Иоан. 21:24 относится ко всему Евангелию, а не только к последней его главе. 2) «Сей ученик» в 21:24 относится к тому ученику, «которого любил Иисус» (21:7). 3) Из 21:7 становится ясно, что этот особенно любимый Иисусом ученик был из семи, перечисленных в 21:2 (Симон Петр, Фома, Нафанаил, двое сыновей Зеведеевых и двое, не названных по имени).

4) «Ученик, которого любил Иисус», возлежал на Последней вечере возле Господа, и это ему «сделал знак» Петр (13:23-24). 5) Он должен был входить в число двенадцати учеников, поскольку на Последней вечере были с Господом только они (Мар. 14:17; Лук. 22:14). 6) Из евангельских повествований следует, что Иоанн был в близких отношениях с Петром и вместе с ним входил в число трех особо приближенных Господом учеников (Иоан. 20:2-10; Мар. 5:37-38; 9:2-3; 14:33). Поскольку Иаков, брат Иоанна, был убит в 44 году по Р. Х. (Деян. 12:2), то быть автором этого Евангелия он не мог.

7) Выражение «другой ученик» в Иоан. 18:15-16, вероятно, относится к тому же самому ученику, «которого любил Иисус», поскольку оба эти выражения употреблены по отношению к одному и тому же лицу в 20:2. 8) Любимый ученик Иисуса стоял вблизи креста (19:26), и сказанное в 19:35, следуя всей этой «логической цепочке», относится к нему. 9) «Замыкая ее», сошлемся на слова автора четвертого Евангелия: «и мы видели славу Его» (1:14), которые мог сказать только очевидец происшедшего (сравните 1-Иоан. 1:1-4).

Итак, все эти факты, сведенные воедино, убедительно свидетельствуют в пользу того, что автором четвертого Евангелия был именно Иоанн, один из сыновей галилейского рыбака Зеведея.

Внешним свидетельством является утверждение церковной традиции, которая изначально объявила именно Иоанна, сына Зеведеева, автором четвертого Евангелия. Сошлемся на Поликрата, жившего в 69-155 гг. по Р. Х., который лично знал апостола Иоанна. Иреней (130-200 гг. по Р. Х.), епископ Лионский, свидетельствовал со слов Поликрата о том, что «Иоанн, ученик Господа, возлежавший у Его груди, составил Евангелие в дни своего жительства в Асии, в городе Ефесе» (книга «Против ересей»). Поликрат, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие, более поздние отцы Церкви, поддерживали эту точку зрения. А Евсевий уточнял, что двое из апостолов — Матфей и Иоанн — написали Евангелия, носящие их имена («История Церкви»).

Отличие этого Евангелия от других трех Евангелий.

Отличие это явно бросается в глаза при сравнении всех четырех Евангелий. К примеру, Иоанн ничего не говорит о родословной Иисуса, о Его рождении, крещении, искушении в пустыне, ни об изгнании Им демонов; оно не включает ни притчи, ни сцену Его преображения, не упоминает об учреждении Им Вечери Господней, а также умалчивает о Его агонии в Гефсиманском саду и о Его вознесении.

Повествование Иоанна сосредоточено на служении Иисуса в Иерусалиме, на иудейских народных празднествах, на контактах и беседах Господа с теми или иными людьми (например, главы 3-4; 18:28 — 19:16) и на Его общении с Его учениками и служении им (главы 13-17). Значительную часть этого Евангелия составляет то, что может быть названо «Книгой знамений» (1:19 — 12:50), которая включает рассказы о семи чудесах, совершенных Иисусом во свидетельство о том, что Он есть Мессия, Сын Божий. В эту же «книгу» входят Его замечательные беседы, в которых Он объясняет смысл и значение сотворенных Им чудес. Так, после насыщения 5000 человек (6:1-15) Иисус говорит о Себе как о «хлебе жизни», который дается миру Отцом Небесным (6:25-35).

Другой отличительной особенностью четвертого Евангелия являются семь «Я есмь» Иисуса (6:35; 8:12; 10:7,9,11,14; 11:25; 14:6; 15:1,5). Все эти особенности нужно постоянно иметь в виду при изучении Евангелия от Иоанна.

Ни одно из Евангелий не было задумано просто как биографическое повествование. Каждый евангелист из множества имевшегося у него материала выбирал то, что соответствовало поставленной им цели. Подсчитано, что прочтение вслух всех слов, сказанных Иисусом и записанных Матфеем, Марком и Лукою, заняло бы всего три часа. Совсем немного, если учесть, что служение Иисуса продолжалось около трех лет! Каждый евангелист описывая те или иные чудеса, совершенные Христом, и приводя притчи, сказанные Им, другие опускает.

В фокусе же каждого Евангелия — Благовестие о смерти и воскресении Иисуса Христа. Любое из них можно было бы назвать «Повествование о страданиях Господа, с попутными объяснениями», так как в центре каждого — смерть Христа (например, Мар. 11-16), а, помимо нее, — столько «дополнительной» информации, сколько требуется (к примеру, Мар. 1-10) для пояснения сути и характера Того, Кто приходил послужить людям и умереть за них.

Семь «знамений» Иисуса в Евангелии от Иоанна:

1. Превращение воды в вино в Кане (2:1-11)
2. Исцеление сына царедворца в Капернауме (4:46-54)
3. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в Иерусалиме (5:1-18)
4. Насыщение 5000 человек вблизи Галилейского моря (6:5-14)
5. Хождение по воде на море Галилейском (6:16-21)
6. Исцеление слепого в Иерусалиме (9:1-7)
7. Воскрешение Лазаря в Вифании (11:1-45)

Семь «Я есмь» в Евангелии от Иоанна:

1. «Я есмь хлеб жизни» (6:35)
2. «Я есмь свет миру» (8:12)
3. «Я есмь дверь овцам» (10:7 сравните со стихом 9)
4. «Я есмь Пастырь Добрый» (10:11,14)
5. «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25)
6. «Я есмь путь и истина и жизнь» (14:6)
7. «Я есмь истинная виноградная Лоза» (15:1 сравните со стихом 5)

Иоанн, сын Зеведея, был сотрудником Петра в Иерусалиме в первые годы после основания там церкви (Деян. 3:1 — 4:23; 8:14; 12:1-2). В дальнейшем Павел писал об Иоанне как об одном из «почитаемых столпами» Иерусалимской церкви (Гал. 2:9). Церковь эту возглавляли апостолы, но особую роль в руководстве ею играли Иаков, брат Иисуса Христа, Петр и Иоанн (Деян. 3:1; 4:3-21; 8:14-24; 15:7-11,13-21). В первые годы существования Иерусалимской церкви была заложена основа апостольского учения и проповеди.

После того, как к церкви присоединилось множество людей, члены ее «постоянно пребывали в учении Апостолов» — читаем мы в Деян. 2:42. Позднее число уверовавших во Христа возросло до 5000 человек (Деян. 4:4). Возникла необходимость в создании цельной богословской системы. В основу этой системы легло осуществление в Иисусе Христе мессианских ветхозаветных пророчеств. Преимущественное значение придавалось изучению Его «устной Торы», т. е. высказанных Им повелений (Матф. 28:20),

Согласно церковному преданию Евангелие от Марка было написано на основании проповедей Петра. Представляется, что в пользу этого свидетельствует и сказанное в Деян. 10:36-43;. Если исходить из этого, то напрашивается заключение, что Иоанну, много лет сотрудничавшему с Петром, хорошо был знаком этот подход к Христовой истине и принципы ее изложения.

После многолетнего пребывания в Иерусалиме (пожалуй, он провел там лет 20) апостол Иоанн переселился в малоазиатский город Ефес. Там, руководимый Духом Святым в процессе написания Евангелия, Иоанн значительно дополнил апостольское учение, разработанное ранее в Иерусалиме. Так, образ Иисуса Христа воссоздается Иоанном на основании наблюдений и фактов, 93% которых в синоптических Евангелиях не содержатся. Но, по словам Иоанна, даже и его «вклад» составил лишь малую часть того, что можно было бы сказать (Иоан. 20:3-31; 21:25). (Больше о том, как соотносятся между собой четыре Евангелия сказано во вступлениях к комментариям на Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка.)

Структура и тема.

Ключевым словом в Евангелии от Иоанна является «верить» (пистеуо), встречающееся в греческом тексте 98 раз (а вот соответствующее ему существительное «вера» (пистис) в оригинальном тексте не находим). Формы употребления упомянутого греческого глагола, по-видимому, говорят о том, что Иоанн хотел подчеркнуть непреходящность и жизненность активной веры в Иисуса Христа. Книгу можно разделить на следующие основные части: Пролог (1:1-18); «Книга знамений» (1:19 — 12:50); Прощальные наставления (главы 13-17); Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа (главы 18-20); Эпилог (глава 21).

Пролог соответствует здесь вступлению богословского характера, из которого читатели понимают, что слова и дела Иисуса — это слова и дела Бога, пришедшего во плоти. В «Книге знамений» описаны семь чудес, свидетельствующих о том, что слава Отца действует в Сыне. Последовательно описывая чудеса и излагая сопутствовавшие им беседы, Иоанн показывает, как прогрессировали в вере своей верующие и еще более ожесточались неверующие. К концу служения Иисуса — как отклик на него — возобладало неразумное неверие со стороны иудеев (12:37).

Целью прощальных наставлений Господа было подготовить Своих последователей к Его надвигавшейся смерти и к предстоявшему им служению.

Неверие иудеев достигает своей кульминации в «пасхальном разделе» Евангелия, а вера учеников утверждается в той его части, где описаны события, имевшие место после воскресения Христа. В эпилоге изложен план Господа, предусмотренный для Его учеников.

План книги:

I. Пролог (1:1-18)

А. Слово (Логос) в вечности и во времени (1:1-5)

Б. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:6-8)

В. Пришествие Света (1:9-13)

Г. Воплощение и откровение (1:14-18)

II. Явление Иисуса народу (1:19 — 12:50)

А. Ранний период служения Иисуса (1:19 — 4:54)

Б. Спор в Иерусалиме (глава 5)

В. Откровение Иисуса в Галилее (6:1 — 7:9)

Г. Возвращение Иисуса в Иерусалим и возобновление враждебного отношения к Нему (7:10 — 10:39)

Д. Великое знамение в Вифании (11:1-44)

Е. Заговор с целью убить Иисуса (11:45-57)

Ж. Окончание общественного служения Иисуса (12:1-36)

3. Неверие иудеев (12:37-50)

III. Иисус подготавливает Своих учеников (главы 13-17)

А. Последняя вечеря (13:1-30)

Б. Отшествие Иисуса приближается (13:31-38)

В. Иисус — путь к Отцу (14:1-14)

Г. Обещание Иисуса послать Утешителя (14:15-31)

Д. Виноградная лоза и ветви (15:1-10)

Е. Друзья Иисуса (15:11-17)

Ж. Ненависть мира (15:18 — 16:4)

3. Работа Духа Святого (16:5-15)

И. Предсказание перемен (16:16-33)

К. Ходатайственная молитва Иисуса (глава 17)

IV Страдания Иисуса, Его смерть и воскресение (главы 18-20)

А. Арест Иисуса (18:1-11)

Б. Иисус перед синедрионом, и отречение от Него Петра (18:12-27)

В. Гражданский суд над Иисусом (18:28 — 19:16)

Г. Распятие (19:17-30)

Д. Погребение (19:31-42)

Е. Пустой гроб (20:1-9)

Ж. Явление Иисуса Марии (20:10-18)

3. Явление Иисуса Его ученикам (20:19-23)

И. Явление Иисуса Фоме (20:24-29)

К. Цель написания книги (20:30-31)

V. Эпилог (глава 21)

А. Явление Иисуса «при море» (21:1-14)

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15-23)

В. Заключительные слова Иоанна (21:24-25)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Нет необходимости заниматься исследованием того, где и когда было написано это Евангелие: мы убеждены в том, что оно было передано посредством вдохновения от Бога Иоанну, брату Иакова, одному из двенадцати апостолов, отличавшемуся благородным характером ученика, которого любил Иисус, одному из трех приближенных Сына Давидова, удостоенных Им быть свидетелями того, что было скрыто от взоров остальных, в частности преображения и борения в саду. По свидетельству древних, Иоанн прожил дольше всех двенадцати апостолов и был единственным из них, кто умер естественной смертью: все остальные претерпели мученичество. Некоторые из них далее показывают, что он написал это Евангелие в Ефесе по просьбе служителей нескольких церквей в Асии в противовес ереси Коринфа (Corinthus) и евионитов, доказывавших, что наш Господь был обыкновенным человеком. Вероятнее всего, он написал его еще до своей ссылки на остров Патмос, ибо там он написал свой Апокалипсис, конец которого, как представляется, был задуман в качестве завершения всего канона Писания; и если это так, то это Евангелие не могло быть написано позже. Поэтому я не могу положиться на тех поздних отцов Церкви, которые утверждают, что он написал его в изгнании или же после своего возвращения из ссылки, то есть спустя много лет после разрушения Иерусалима, когда, по свидетельству одного из них, ему было девяносто или, по мнению другого, сто лет. Однако ясно, что он писал последним из четырех евангелистов, и если сравнивать его Евангелие с Евангелиями остальных, то невозможно не отметить следующие его особенности, а именно:

1. Он рассказывает о том, что не включили в свои повествования они; он замыкает шествие, и его Евангелие, словно арьергард или действующий со стороны тыла отряд, собирает на своем пути то, мимо чего прошли другие. Так имело место более позднее собрание премудростей Соломона (Прит. 25:1) и в то же время куда более лаконичное, нежели то, что было высказано Соломоном, 3 Цар. 4:32.

2. Он в большей мере открывает нам тайну того, что другие евангелисты изложили всего лишь как историю. Прежде всего было необходимо установить факты, что и было сделано в их повествованиях о тех событиях, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала, Лук. 1:1; Деян. 1:1. Но так как все это уже было подтверждено устами двух или трех свидетелей, то Иоанн спешит к совершенству (Евр. 6:1) и не полагает снова основание, но строит на нем, уводя нас все далее за завесу. Кое-кто из древних отмечает, что остальные евангелисты больше писали о ta swmatikav – телесной стороне образа Христа, тогда как Иоанн пишет о ta pneumatikav – духовной стороне Евангелия, его жизни и его душе; поэтому некоторые назвали это Евангелие ключом к пониманию других евангелистов. Именно оно открывает дверь в небо, откуда нам впервые слышится голос: «Взойдите сюда, взойдите наверх». Те из древних, которые считали, что четверо животных в видении Иоанна символизируют четверых евангелистов, самого Иоанна представляли в образе летящего орла: так высоко он парит и так ясно видит перед собой предметы Божественные и небесные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *