Евангелие на каждый

Евангелие на каждый

>ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Предыдущий день

Четверг 25-й седмицы по Пятидесятнице

(2Сол.2:13–3:5; Лк.18:31–34)

Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 31 — 34:

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

2-е послание Апостола Павла к Солунянам , глава 2, стих 13 — глава 3, стих 5:

13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 18:31-34) Лк.18:31. Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
Лк.18:32. ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
Лк.18:33. и будут бить и убьют Его: и в третий день воскреснет.

Господь предсказывает ученикам о страданиях Своих для двух целей. Во-первых, чтобы показать, что Он будет распят не против воли и не как простой человек, не знающий своей смерти, но что Он знает о ней прежде и претерпит ее добровольно. Поскольку, если бы Он не желал пострадать, то, как предвидящий, уклонился бы от этого. Ибо против воли попадаться в чужие руки свойственно незнающим о том вперед. Во-вторых, чтобы убедить их легко переносить будущие обстоятельства, как известные им предварительно и случившиеся с ними не внезапно. Если же, Господи, на Тебе имеет совершиться давно предсказанное пророками, то зачем Ты восходишь в Иерусалим? За тем самым, чтобы Мне совершить спасение. Итак, Он идет добровольно.

Лк.18:34. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Впрочем для сего Он говорил, а ученики не понимали тогда ничего. Ибо «слова сии были для них сокровенны», особенно слова о Воскресении. И прочих слов они не разумели, например, о том, что предадут Его язычникам; но слов о воскресении решительно не разумели, потому что они не были в употреблении. Да и не все иудействующие веровали даже и во всеобщее воскресение, как это видно на саддукеях (Мф.22:23). Быть может, ты скажешь: если ученики не разумели, то зачем же, наконец, Господь говорил им о сем вперед? Какая польза для их утешения во время крестных страданий, когда они не разумели сказанного? За то немалая польза была тогда, когда они впоследствии вспоминали, что сбылось именно то, чего они не поняли, когда предсказывал им Господь. Это видно из многого, особенно же из слов Иоанна: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что тáк было о Нем написано» (Ин.12:16) И Утешитель, напомнив им все, вложил им достовернейшее свидетельство о Христе. А о том, как погребение было тридневное, довольно сказано в толковании на прочих евангелистов (см. гл. 12).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: «слова сии были для них сокровенными» (Лк.18:34). А после не судили, «что вéдети» верующим, «тóчию Иисуса Христа и Сего распята»* (1Кор.2:2). Не пришло время, они ничего и не понимали в тайне сей; а пришло оно – поняли, и всем преподали и разъяснили. Это и со всеми бывает, да не в отношении только к этой тайне, но и ко всякой другой. Непонятное в начале со временем становится понятным; словно луч света входит в сознание и уясняет то, что прежде было темным. Кто же это разъясняет? Сам Господь, благодать Духа, живущая в верующих, ангел-хранитель, – только уж никак не сам человек. Он тут приемник, а не производитель. При всем том, иное остается непонятным на целую жизнь, и не для частных только лиц, но и для всего человечества. Человек окружен непонятнос­тями: иные разъясняются ему в течение жизни, а иные оставляются до другой жизни: там узрится. И это даже для богопросвещенных умов. Отчего же не открывается теперь? Оттого, что иное невместимо, стало быть, нечего и говорить о нем; иное не сказывается по врачебным целям, т. е. было бы вредно знать прежде­временно. В другой жизни многое разъяснится, но откроются другие пред­меты и другие тайны. Сотворенному уму никогда не избыть тайн непостижимых. Ум бунтует против этих уз: но бунтуй – не бунтуй, а уз таинственности не разорвешь. Смирись же, гордый ум, «под крепкую руку Божию» (1Пет.5:6) и веруй!

* Апостол Павел: «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.18:31–34)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся к Нему страданиях и смерти. Его Крестные страдания — исполнение Писаний: «Совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом». Снова и снова Господь показывает нам, что Священное Писание — поистине слово Божие, и все, что оно возвещает, в точности и в полноте исполнится.

В Символе веры мы исповедуем Христа «страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день по Писаниям». Сколь многие, ищущие истину, уверовали, что Христос пришел от Бога, потому что увидели в Нем исполнение всех ветхозаветных пророчеств. Это знание упраздняет соблазн Креста, Крест становится высшей честью и славой: «Так написано, и так подобало пострадать Христу». И мы видим, что упоминание о бесчестии, которое будет нанесено Христу, имеет особое значение: «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить». Всякое уничижение, какое только может быть, примет Христос, чтобы приобщиться в полноте человеческому страданию. Но, как и всегда, говоря о Своих страданиях и смерти, Христос предсказывает Свое воскресение. Оно упразднит всякий страх и превратит скорби в радость. «И в третий день воскреснет» Господь.

Какое смятение вызывают у учеников эти слова Спасителя! Это противно всем их понятиям о Мессии и о Его Царстве. «И они ничего не поняли». Их заблуждение было столь глубоким, что они просто не желали понимать эти слова буквально, и они не могли вместить их ни в каком смысле. Потому «они не разумели сказанного». Слова сии были «сокровенны», сокрыты от них, и они не могли принять их. Они знали эти пророчества, возвещающие о славе Мессии, и с нетерпением ждали их исполнения, пропуская все, что в них говорилось о Его страданиях. Сколько бед и заблуждений, и лжеучений существует в мире, оттого что люди читают так, частично, Священное Писание, выбирая из него то, что им нравится.

Задумаемся, как мы относимся сегодня к тем пророчествам слова Божия и святых отцов, которые еще не исполнились. Ждем, когда Церковь просияет небывалой славой в последние дни? И не хотим замечать то, что ей, следующей за Своим Господом, с неизбежностью предстоит, воображая, что это уже все позади.

***

Протоиерей Павел Великанов

Незадолго до торжественного Входа в Иерусалим, Спаситель отводит в сторону Своих самых близких учеников и сообщает им нечто, что их ум категорически отказывается принимать. Он приводит им древние пророчества о страдающем Мессии, Который будет предан, над Которым будут издеваться, ругать Его, и в конце концов Его просто убьют. Но затем на третий день Он воскреснет.

Как пишет евангелист Лука, ученики ровным счетом ничего не поняли. Совсем. Возникает вопрос: а зачем говорить что-то, что всё равно не будет воспринято?

Как-то мне довелось участвовать в одном круглом столе о проблемах воскресных школ. Один из участников, уважаемый священник уже в летах, в сердцах сказал: «Ну и что, если ни один из ходивших в воскресную школу детей потом в Церкви не останется? Зато когда он будет валяться вдрызг пьяный где-то под забором, балансируя между жизнью и смертью, ему вспомнится и эта воскресная школа, и светлый храм, и причастие, и как он, ещё чистый и хороший, молился Богу. И если там, под забором, сквозь пьяную слезу он вспомнит какие-то слова к Богу – я буду считать, что воскресная школа своё отработала!»

Спаситель потому и вкладывал совершенно неприемлемые, непонятные слова в головы учеников, что знал: еще совсем немного, чуть больше недели – и они будут в полной растерянности от происходящего беззакония. Словно все силы зла собрались вместе – и уничтожили их любимого Учителя. Они не слышат сейчас Его слов – но всё же слова сказаны, они проложили едва заметным пунктиром направление для мыслей. Пусть сейчас для них это неприемлемо – но через несколько дней у них не останется иного варианта, чтобы понять происходящее. И уже после славного Воскресения, они неожиданно обнаружат в глубинах своей памяти: слушайте, а помните, Он нам когда-то про всё это говорил – да только мы ничего понять не могли! Вот, оказывается, о чем речь-то шла!

Нам, конечно, далеко до такой тончайшей Божественной педагогичности. Мы так изящно работать не умеем. Но сколько раз приходилось убеждаться: самое простое слово, сказанное вовремя, не от «большого ума», а от простого и открытого сердца, могло изменить всё течение жизни. Только, как правило, не сразу. Иногда требовались годы для того, чтобы это некогда посеянное семечко проросло и заявило о себе со всей накопленной силой. Но если деликатно промолчать в своё время – и прорастать было бы нечему.

Заметим, что Спаситель не просто говорил «от Себя», Он говорил «от Писания». Не только для ветхозаветной культуры, но и для христиан по сей день слова Священного Писания – абсолютный авторитет. Да, есть разные толкования, надо понимать контекст сказанного, не всё следует принимать буквально – но это частности. Главное другое: сквозь слова Писаний веет Дух Божий, и там, где это веяние встречается с теплом живого сердца – Дух обретает действенную силу.

Вот почему так важно – и так нужно – регулярно читать Евангелие, апостольские послания, библейские книги. Тот, кто научится не жонглировать библейскими цитатами, словно в цирке, а на самом деле практически применять их в жизни – получит неисчерпаемый кладезь мудрости и силы слова. Вот чем хорошо бы позанимать себя в эти дни Рождественского поста – задаться целью перечитать какую-то библейскую книгу, или прочесть то, до чего никак руки не доходили – и пост станет хорошей ступенькой в нашем движении к Богу!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Мужество бывает разным. К примеру, человек может совершенно неожиданно столкнуться с внештатной ситуацией, с чужой бедой и опасностью и не раздумывая без малейшего колебания и расчёта броситься на помощь. И этот поступок будет проявлением мужества. Но есть и мужество иного рода, когда человек осознает то, что ему угрожает, когда у него есть время всё взвесить и есть возможность уклониться от опасности, но при всём при этом он выбирает прямой путь и идёт на встречу очевидной и неминуемой опасности. Очевидно, что это второе, холодное мужество выше горячего внезапного порыва, хотя и порыв достоин похвалы и подражания. Многие способны на героический поступок под влиянием минутного порыва, но лишь человек беспримерной храбрости может идти навстречу ожидающей его опасности, которую он мог бы избежать, повернув назад. Господь Иисус Христос прекрасно осознавал, что ждёт Его впереди. У него не было никаких иллюзий относительно окончания Своего земного пути. При этом у Него было достаточно времени, чтобы всё взвесить и принять решение. У Него было достаточно возможностей уйти от опасности, сохранить Свою жизнь. Даже в том случае, если бы Христос Спаситель не сделал ничего больше, Его мужество способно было бы поставить Его в один ряд с величайшими героическими фигурами мировой истории. Зная неоднократные предупреждения о том, что должно произойти со Христом в Иерусалиме, можно отчасти удивляться, почему крест, на котором Он умер, явился для Его учеников такой потрясающей неожиданностью. Дело в том, что они просто не могли понять того, что Он им говорил. Несмотря на все слова Христа, на все детальные разъяснения, Его ближайшие ученики не могли расстаться с общеиудейским представлением о Мессии как о непобедимом Царе и они до последней минуты цеплялись за надежду, что в Иерусалиме Христос применит всю Свою власть и силу, предстанет во всем Своём величии, победит и уничтожит всех Своих врагов. Христовы ученики не понимали, что победить можно не только путём физического воздействия, а уничтожить можно не только через убийство. Пример побеждённого и уничтоженного Савла, который превратился в первоверховного апостола Павла, ещё не был им известен, а пример побеждённого и уничтоженного сборщика налогов Левия, ставшего апостолом и евангелистом Матфеем хотя был перед глазами, но ускользал от их внимания.

Сегодняшнее евангельское чтение не несёт в себе какого-либо прямого поучения, но его краткое историческое повествование содержит в себе предупреждение всем тем, кто его слышит или читает. Человеческий ум имеет тенденцию обращать внимание только на то, что ему хочется. И истолковывать информацию в нужном для себя ключе. Никто так не ослеплён как тот, что не хочет видеть. В глубине сердца нам хотелось бы думать, будто неприятная истина — вовсе и не сбудется, а то, что нежелательно вовсе не осуществится. И мы должны всегда бороться с желанием слышать лишь то, что хотим слышать и с желанием выбирать из текста Священного Писания лишь те места, которые нам понятны и приятны, закрывая уши для тех мест, которые понуждают изменить свою жизнь и измениться самим. Сегодняшний евангельский отрывок учит нас быть внимательными ко всякому, даже самому краткому слову Спасителя нашего и Бога.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Перед нами отрывок, в котором Иисус Христос первый раз открыто рассказывает апостолом о той судьбе, которая Его ожидает. Удивительна реакция учеников. Они совершенно не понимают сказанного. В чем же причина? Ведь Господь говорит все ясно и предельно конкретно. Все дело в представлениях апостолов о том, каким должен быть Мессия-Христос. В их сознании Он великий царь, Который идет в Иерусалим отнюдь не для того, чтобы умереть позорной смертью (для любого еврея сама мысль об этом была весьма странной и даже абсурдной). Он идет туда для того, чтобы занять престол, который принадлежит Ему по праву. Затем Он восстановит великое еврейское царство, уничтожит всех врагов и подарит мир человечеству. Они же, Его верные ученики, займут почетные должности при царском дворе. То есть апостолы видят себя участниками триумфального шествия. Мысль о том, что на самом деле это траурная процессия и впереди маячит жуткая смерть на кресте, настолько не укладывается в их сознании, что оно просто отказывался понимать услышанное. «Скорее всего, — думают они, — Господь опять говорит нам притчами, как Он любит это делать». В результате подобные настроения приводят к тому, что в момент предательства и крестных страданий апостолы испытывают страшное потрясение: они бросают Спасителя, а некоторые и просто отрекаются от Него. Разбегаются в страхе кто куда.

Видимо, так устроен всякий человек. Зачастую мы слышим лишь то, что хотим слышать. В первую очередь это касается нашего общения с окружающими людьми. Казалось бы, порой, вот идет разговор. Однако если присмотреться и прислушаться, никто и не стремится выйти за рамки самого себя, услышать другого, понять, что он хочет сказать, вникнуть в его слова, мы просто говорим о своем. По сути это разговор с самим собой в присутствии посторонних. Безусловно, такая форма общения наносит огромный удар по отношениям: однажды наступит кризис, возникнет конфликт непонимания.

Но речь идет не только о бытовой сфере. Это напрямую касается и наших отношений с Богом. Даже во время молитвы, которая предполагает диалог, попытку услышать Творца, говорим только мы сами. Звучат только наши просьбы, а внутри нас шумят различные мысли, чувства и желания. В этой какофонии мы и не можем ничего разобрать. Сокрушаемся, что Бог не слышит нас и не отвечает.

Отцы Церкви хорошо понимали эту особенность человеческой природы. А потому стремились больше молчать не только своими устами, но и своим умом, всеми своими чувствами и желаниями, чтобы услышать, что говорит им другой человек, что им отвечает Бог. Многие из них, пытаясь достичь в этом совершенства, уходили в пустыни, в мир абсолютной тишины, где голос Творца звучит громче.

Для тех, у кого нет такой возможности, Церковь установила период поста. Это отнюдь не просто время гастрономических ограничений. Это время, когда человек, посредством внешних и внутренних ограничений, должен постараться замолчать своими чувствами, мыслями и желаниями. Замолчать для того, чтобы постараться услышать и понять другого человека. Чтобы суметь проникнуть на ту глубину своего сердца, в которой Бог ведет с нами непрестанный диалог.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О «сокровенном»
(2Сол.2:13–3:5, Лк.18:31-34)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Петр, испуганный судьбой юноши, который, предпочтя богатство, отошел от Иисуса Христа, – со страхом напомнил: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Господь успокоил его. Он пообещал, что «нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более».

Господь сказал, как власть имеющий. И вдруг тут же отвел в сторону учеников, и, не слышно для остальных, сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его; и в третий день воскреснет». И это говорит Тот, кто минуту назад столько наобещал Своим последователям! Ученики ничего не поняли. Потому что, как объясняет Евангелист, «слова сии были для них сокровенны».

«Сокровенны»… Такое удивительное, объемное слово. Но что, в свою очередь, сокрыто за ним? Часто оно звучит как укор тому, кто, имея глаза, не видит, и, имея уши, не слышит. Что-то бывает сокровенным, потому что «тьма ослепила» «глаза» (1 Ин.2:11). Или – потому что «бог века сего ослепил умы, чтобы» «не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Кор.4:4). Могут и страсти ослеплять, сокрывая истину. Сребролюбец, не желая расстаться с богатством, сам закрывает глаза, и хочет, чтобы прямое, очевидное повеление все раздать и следовать за Христом – оказалось бы только притчей, которую надо разуметь как-нибудь «духовно».

А ученики были ослеплены лучами славы своего Учителя. Их ослепляла и радостная надежда – во много раз получить за понесенные труды. И вдруг – эти слова, что Его Самого оскорбят, оплюют, и, в конце концов, распнут! Они, наверное, тоже подумали, что это какая-то новая, еще не истолкованная притча.

Итак, надо заботиться, чтобы никакое пристрастие не ослепляло ни глаз, ни ума. Чтобы, например, богатые «не высоко думали о себе и уповали бы не на богатство неверное», но «богатели добрыми делами, были щедры и общительны». В попытках объяснить необъяснимое надо также беречься «негодного пустословия» и «лжеименного знания».

И тогда «сокровенное» предстанет в своем чистом виде: как Божественная тайна, которую не разгадывать надо, но – погрузиться в нее, и которую «в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих, и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.

Ему честь и держава вечная! Аминь». (1 Тим.6:15-16).

Следуя плану чтения Евангелия на каждый день, вы подробно узнаете о жизни Христа.

Длина плана чтения Евангелия: 45 дней (Вы прочитаете все четыре Евангелия за 45 дней).

Библия на каждый день — все планы чтения.

Советы по чтению Евангелия ежедневно

  1. Начните читать Евангелие сегодня — лучшего времени не найдете.
  2. Заблаговременно установите время для чтения евангелия на каждый день. Установите расписание и придерживайтесь его – так вы сами себя дисциплинируете.
  3. Читайте Евангелие ради понимания и обучения, а не ради чтения как такового.

План чтения «Евангелие на каждый день»

День 1 — Евангелие от Матфея 1; Евангелие от Матфея 2

День 2 — Евангелие от Матфея 3; Евангелие от Матфея 4

День 3 — Евангелие от Матфея 5; Евангелие от Матфея 6

День 4 — Евангелие от Матфея 7; Евангелие от Матфея 8

День 5 — Евангелие от Матфея 9; Евангелие от Матфея 10

День 6 — Евангелие от Матфея 11; Евангелие от Матфея 12

День 7 — Евангелие от Матфея 13; Евангелие от Матфея 14

День 8 — Евангелие от Матфея 15; Евангелие от Матфея 16

День 9 — Евангелие от Матфея 17; Евангелие от Матфея 18

День 10 — Евангелие от Матфея 19; Евангелие от Матфея 20

День 11 — Евангелие от Матфея 21; Евангелие от Матфея 22

День 12 — Евангелие от Матфея 23; Евангелие от Матфея 24

День 13 — Евангелие от Матфея 25; Евангелие от Матфея 26

День 14 — Евангелие от Матфея 27; Евангелие от Матфея 28

День 15 — Евангелие от Марка 1; Евангелие от Марка 2

День 16 — Евангелие от Марка 3; Евангелие от Марка 4

День 17 — Евангелие от Марка 5; Евангелие от Марка 6

День 18 — Евангелие от Марка 7; Евангелие от Марка 8

День 19 — Евангелие от Марка 9; Евангелие от Марка 10

День 20 — Евангелие от Марка 11; Евангелие от Марка 12

День 21 — Евангелие от Марка 13; Евангелие от Марка 14

День 22 — Евангелие от Марка 15; Евангелие от Марка 16

День 23 — Евангелие от Луки 1; Евангелие от Луки 2

День 24 — Евангелие от Луки 3; Евангелие от Луки 4

День 25 — Евангелие от Луки 5; Евангелие от Луки 6

День 26 — Евангелие от Луки 7; Евангелие от Луки 8

День 27 — Евангелие от Луки 9; Евангелие от Луки 10

День 28 — Евангелие от Луки 11; Евангелие от Луки 12

День 29 — Евангелие от Луки 13; Евангелие от Луки 14

День 30 — Евангелие от Луки 15; Евангелие от Луки 16

День 31 — Евангелие от Луки 17; Евангелие от Луки 18

День 32 — Евангелие от Луки 19; Евангелие от Луки 20

День 33 — Евангелие от Луки 21; Евангелие от Луки 22

День 34 — Евангелие от Луки 23; Евангелие от Луки 24

День 35 — Евангелие от Иоанна 1; Евангелие от Иоанна 2

День 36 — Евангелие от Иоанна 3; Евангелие от Иоанна 4

День 37 — Евангелие от Иоанна 5; Евангелие от Иоанна 6

День 38 — Евангелие от Иоанна 7; Евангелие от Иоанна 8

День 39 — Евангелие от Иоанна 9; Евангелие от Иоанна 10

День 40 — Евангелие от Иоанна 11; Евангелие от Иоанна 12

День 41 — Евангелие от Иоанна 13; Евангелие от Иоанна 14

День 42 — Евангелие от Иоанна 15; Евангелие от Иоанна 16

День 43 — Евангелие от Иоанна 17; Евангелие от Иоанна 18

День 44 — Евангелие от Иоанна 19; Евангелие от Иоанна 20

День 45 — Евангелие от Иоанна 21

Евангелие

У этого термина существуют и другие значения, см. Евангелие (значения).

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον «благая весть»; от εὖ «добро, благо» + ἀγγελία «весть, известие») — в христианстве, весть о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Иисусом Христом и апостолами. В узком смысле Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг — Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Термин «Евангелие» употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:23, Мф. 9:35, Мф. 24:14, Мф. 26:13) и в Евангелии от Марка (Мк. 1:14, Мк. 13:10, Мк. 14:9, Мк. 16:15), а также в других книгах Нового Завета не в значении «книга», которое было введено позже, а в значении «благая весть», например:

И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

— (Мк. 16:15)

Евангельский канон

Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Эти четыре Евангелия впоследствии вошли в состав канонических книг Нового Завета Библии, который был утверждён соборами в Православной церкви. Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора.

По мнению Дональда Гатриruen, тексты исходно были анонимными, и авторство каждого Евангелия было согласовано только в начале второго века. В XVIII веке решение об авторстве впервые было поставлено под сомнение.

Первые три текста содержат немало параллельных мест и именуются синоптическими (от др.-греч. σύνοψις — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.

С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в четырёх видах. Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.

Евангелие в окладе, 1772 год, Москва Основная статья: Последовательность евангельских событий по четырём евангелистам

В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесного воскресения и вознесения, а также проповеди, поучения и притчи.

Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.

Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство.

Древнейшие рукописи

Папирус P1: Матфея 1 (датируется 250 годом)

См. также Список унциальных рукописей Нового Завета

См. также Список папирусов Нового Завета

См. также Новый Завет#Текстология

Наиболее древние известные сохранившиеся рукописи текстов Евангелия датируются 150−250 годами. В 2015 году опубликовано предварительное сообщение об обнаружении в составе склеенной из папируса египетской погребальной маски небольшого фрагмента Евангелия от Марка с датировкой до 90 года. Наиболее древний полный список канонического четвероевангелия (в Синайском кодексе) датируется IV веком.

Авторство

Евангелие, 1644 год, Вильно См. также: Авторство Библии

По мнению большинства учёных, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) было явно указано на авторство Евангелий:

Церковь всегда и всюду считала и считает, что четыре Евангелия имеют апостольское происхождение. Ибо то, что Апостолы проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники впоследствии под вдохновением от Святого Духа передали нам в Писаниях как основание веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Неканонические Евангелия

Существуют также тексты, не признаваемые историческими христианскими церквями за истинные. Это так называемые апокрифы. Отказ Церкви от этих текстов объясняется сомнениями в их подлинности и достоверности описываемых в них событий.

Состав Евангелий

Состав книг Нового Завета (куда вошли Евангелия) был зафиксирован Церковью в IV веке, однако структура из четырёх Евангелий (синоптических и от Иоанна), была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем церковные деятели (святые отцы и учители Церкви) написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.

Христос с апостолами (Миниатюра из Сийского Евангелия. 1339 год)Армянская рукопись Евангелия, 1269 год

Канонические Евангелия

  • Евангелие от Матфея
  • Евангелие от Марка
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна

Апокрифические Евангелия

  • Евангелие от египтян
  • Евангелие от ессеев
  • Евангелие от евреев
  • Евангелие от евионитов
  • Евангелие Евы
  • Евангелие от Петра
  • Евангелие от Марии
  • Евангелие от Никодима
  • Евангелие от Филиппа
  • Евангелие Иуды
  • Евангелие от Фомы
  • Папирус из Оксиринха (неканонический отрывок из синоптиков)
  • Папирус Эджертона (неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
  • Тайное евангелие от Марка

Псевдоапокрифы

  • Евангелие от Варнавы (средневековая мистификация, написанная с мусульманских позиций)
  • Тибетское Евангелие

Евангелия детства

  • Евангелие детства от Фомы
  • Протоевангелие Иакова
  • Евангелие Псевдо-Матфея
  • Арабское евангелие детства Спасителя

Евангелие в богослужении

Православие

Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной литургии, молебнов на некоторых церковных таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. В Русской Православной Церкви оно написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые тематические зачала. Оклад (риза) — переплёт такого Евангелия богато украшен выгравированными по металлу иконописными изображениями воскресшего Христа (в центре) с обращёнными к Нему евангелистами (по углам). Богослужебное Евангелие с заложенной вышитой золотистыми нитями парчовой закладкой, в храме находится в алтаре на престоле поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем). Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия является священным. Освящаться может только его оклад — богато украшенная обложка.

Во время хиротонии во епископа архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия, во образ того, что в этом сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

Требное Евангелие — это богослужебное Евангелие уменьшенных (для удобства совершения различных треб) размеров.

Евангелия как жанр художественной литературы

В эпоху модернизма появляются евангелия как жанр художественной, а не религиозной литературы. В них сохраняется апелляция к автору (повествователю) как участнику событий, но эта апелляция становится литературным приёмом.

  • Евангелие от митьков
  • Евангелие от Афрания Кирилла Еськова
  • Евангелие от Иисуса Жозе Сарамаго
  • Евангелие от Иуды Генрика Панаса
  • Евангелие от Соловьёва
  • Евангелие от Пилата Эрика-Эммануэля Шмитта
  • Евангелие от Деборы Андрея Лазарчука
  • Евангелие от Тимофея Брайдера и Чадовича
  • Евангелие от палача Братья Вайнеры
  • Агнец. Евангелие от Шмяка, друга детства Иисуса Христа, Кристофер Мур.

См. также

  • Новый Завет
  • Последовательность евангельских событий по четырём евангелистам
  • Евангелиарий
  • Апракос
  • Лекционарий
  • Евангельские заповеди
  • Евангельские гимны
  • Аграфы — изречения, приписываемые Христу и не записанные в канонических Евангелиях
  • Инджиль — исламское виденье Евангелия

Примечания

  1. БРЭ, 2007.
  2. Евангелие // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. В оригинальном древнегреческом тексте: греч. εὐαγγέλιον
  4. «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)» Книга 3 Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. • Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. • Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре.
  5. 85 правило святых апостол
  6. 60 правило Лаодикийского собора
  7. Святаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго, из 39 послания о праздниках с толкованием епископа Никодима (Милаша). Правило 2. Дата обращения 25 сентября 2018. Архивировано 9 марта 2014 года.
  8. Стихи святаго Григория Богослова о том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета.
  9. Стихи святаго Амфилохия, епископа Иконийскаго к Селевку о том, какие книги приемлются.
  10. 33 правило Карфагенского собора
  11. 1 2 Harris, Stephen L., Understanding the Bible. Palo Alto: Mayfield. 1985.
  12. 1 2 3 4 Donald Guthrie, New Testament Introduction (Leicester, England: Apollos, 1990), pp. 37-40
  13. Owen Jarus. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel. LiveScience. January 18, 2015.
  14. Dei Verbum — «Слово Божие». Догматическая конституция о Божественном Откровении. Ст.18
  15. Ткаченко А. А. Канон библейский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2012. — Т. XXX. — С. 212–257. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  16. Толкования на Мк. 16:14. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.
  17. Толкования на Мк. 16:15. bible.optina.ru. Дата обращения 11 декабря 2015.

Литература

  • Евангелие / А. А. Ткаченко // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 504. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
  • Пономарёв А. В., Свящ. Андрей Рахновский, Прот. Леонид Грилихес, Свящ. Димитрий Юревич, Иером. Николай (Сахаров), Архим. Ианнуарий (Ивлиев). Евангелие // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XVI. — С. 585-634. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.
  • Лопухин А. П. Евангелие // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 172
  • Преображенский П. Ф. Евангелие // Литературная энциклопедия: В 11 т. / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: И. М. Беспалов, П. И. Лебедев-Полянский, И. Л. Маца, И. М. Нусинов, И. А. Скрыпник, В. М. Фриче ; Отв. ред. А. В. Луначарский; Отв. секретарь О. М. Бескин. — М.: Изд-во Ком. Акад, 1930. — Т. 4: Евангелие — Ишки. — Стб. 716
  • Евангелие на проекте Мир.Человек.Слово. Богослов.Ru. Архивировано 22 августа 2011 года.

Ссылки

Тексты в Викитеке

  • От Матфея святое благовествование
  • От Марка святое благовествование
  • От Луки святое благовествование
  • От Иоанна святое благовествование

Переводы, толкования

  • На славянском и русском наречии / Издание Российского библейского общества, 1821.
  • Новый Завет в переводе с древнегреческого В. Н. Кузнецовой
  • Библия-Центр — поиск и толкование Евангельских книг
  • Толкование на Евангелия. Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891. (Поиск толкования слов и их употребления в Библии)
  • Толкование Библии — построчное толкование книг Нового Завета

Форма жития

Тип жития

Сборники

Апокрифические жанры

Связанные статьи

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NDL: 01123931

Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

Перед…

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Конечно, желательно читать не только Святое Евангелие, но и толкования святых отцов, так как многое из Священного Писания нам может быть непонятно по причине древности происходящего, многое по нашей духовной неопытности.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *