Этимология слова грех

Этимология слова грех

Грех — этимология

Сергей Колибаба

Всяк, иже себе царя творяй, противится богу;
в законе, богом данном Моисею от 2 закона число 5:
да не умрут отцы за сыны, ни сынове да не умрут
за отцы, но каждый за свой грех да умрет
Екатерина II. Манифесты и Указы (1773)
Проявления греха столь многочисленны, что его невозможно описать устно или письменно, каждое деяние человека в зависимости от обстоятельств цели, места, времени, способа, и т.д., совершения можно отнести к поступку грешному или к благодеянию.
С точки зрения иудеохристианской доктрины (теологии), грех является проступком, который нарушает Божественный план по развитию мира. Нарушая Заповеди (работающая программа развития) человек, отказывается от связи с Богом, выпадает из установленных социальных отношений, становится изгоем и врагом общества, а врагов, как известно — уничтожают. Чтобы не блуждать в многочисленных запретах (365) Торы (делай — не делай), еврейские мудрецы вывели краткую формулу безгрешной жизни: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения» (Вавилонский Талмуд. Мишна, Шаббад 31 а).
В данной работе мы попытаемся ответить на «технические» вопросы этимологии термина: когда появился образ-сигнал, как он описан в библейском сюжете, какими терминами иврита выражался этот образ и какова связь его с русским термином «грех»?
1) Существующая этимология
Викисловарь
Корень: -грех-. Значение — религ. нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. grexъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. грЪхъ (др.-греч. amartima , русск. грех, укр. гріх, болг. грехът, сербохорв. гри;jex (род. п. гpиjexa), словенск. greh, чешск. hrich, словацк. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrech, н.-луж. grech. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. гр;ховати, г[р};ховьн[ъ}. Сюда же греши;ть. Скорее всего, слав. grexъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; Младенов сравнивает также с греч. chrimata (деньги) . Относительно знач. — ср.: др.-инд. tapas ср. «жара, боль» от tapati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех), собственное сравнение которого с греч. chrio «мажу, умащаю», chroia «кожа, цвет», лит. grieju, grieti «снимать сливки», graistau, graistyti «снимать пенки» неубедительно; однако и сравнение последнего с др.-инд. bhresati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghres- с губным согласным из bhramc — «падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grexъ с латышск. greizs «косой», лит. graizas — то же. Из близкого к *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри;ч «холм», др.-прусск. gr;iwa-kaulin «ребро», исходит Буга.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
ГРЪХЪ , м. 1. Грех. Бяше некоторый уноша въ град много зъло сътворивъ яко и Лотъ съгршивъ… и покаявъся о мнозЪхъ своихъ грЪсЪхъ. Патерик Син., 384. XI—XII вв. А то вЪдаетъ государь вашъ, да и вы ради государя своего, что о крестьянства не радите и грЪхъ убогихъ людей не ищете, и тотъ грЪхъ богъ на васъ взыщетъ. Польск. д. III , 790. 1571 г. 2. Вина, ошибка, погрешность. 3. Несчастье, беда. И Михалко так рек: что, г(осподи)не, говорити! грех мои ко мне пришолъ, туесми, г(осподи)не, д(е)р(е)вню манастырскую Ильинскую зжог з житом и з животом. АСВР II , 543. 1503 г., и т.д.
б) Национальный корпус русского языка
Митрополит Алексей. Послание митрополита Алексея духовенству, баскакам, сотникам и боярам Черленого Яра с поучением христианам и известием о решении спора по поводу церковной юрисдикции их земли между сарайским епископом Афанасием и рязанским епископом Василием в пользу последнего и о выдаче Василию указной заповедной грамоты на Черленый Яр (1356-1457)
«И паки ту же благодать дал им и власть: «Елико аще свяжете на земли грех ради человечьских, связани будут на небесех; елико аще разрешите на земли, будуть разрешени на небесех»».
в) Википедия. Первородный грех
«Концепция «первородного греха» имеет смысл только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе ее нет. Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354-430) в 396 г. в трактате De diversis quaestionibus ad Simplicianum («О различных вопросах к Симплициану») и к настоящему времени повсеместно принят христианством.
В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, когда был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия впервые дано в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года: «Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни».
3) Обобщение и вывод
а) Маловероятно, чтобы «праславяне» (по Максу Фасмеру) были знакомы с понятием «грех». «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало … Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» (Повесть временных лет).
б) Есть заповедь – есть грех, нет заповеди – нет греха
Все заповеди Библии делятся на две части, ДЕЛАЙ (АСЭ) и НЕ ДЕЛАЙ (ЛО ТААСЭ), представление в обществе о человеческом грехе пополнялось в ходе исторического развития. Совершенствовалось общество – появлялись новые виды греха, их интерпретировали, объясняли последствия (почему, для чего, чем закончится?) и закрепляли в назидательной форме (не делай) письменно в литературе.
* Иудаизм не знает понятия «первородный грех» (т.е. первый грех, совершённый Адамом и Евой), от которого ведет отсчет грехов христианство. Человек не рождается грешником и что от рождения никто не «порабощен грехом», каждый человек в равной степени расположен как к греху, так и к праведности.
* Апостол Павел понимал проблему греха так: «где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15); «я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7); «без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь грех ожил. А я умер; и таким образом заповедь, данная мне для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:8,9,10). Основатель иудеохристианства четко определили свою позицию в «первородном грехе», нет Закона (Заповедей) – нет понятия греха.
Вывод
Следовательно, искать мы должны сюжет Библии, в котором появляется новое социальное понятие — «грех», т.е. то действие, за совершение которого наказывает Бог (степень тяжести наказания различна – по делам).
4) Термин «грех» в Библии
а) Бытие, гл. 1. В главе описывается, как Бог создаёт мертвую (небо, земля) и живую (птицы, звери) природу и человека – «мужчину и женщину сотворил их». В заключение Творения Бог выделяет людей из живого мира, даёт им первое напутствие: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь», и делает их властителями над всем живым миром.
Итак, первая заповедь данная человеку – продолжение рода; понятие греха, преступления – отсутствует. Нет практики жизни (жизнь только создана) – нет и теории (что можно делать, а чего нельзя) – всё «хорошо весьма».
б) В гл. 2 Бытия древние философы детализируют, где и каким образом Бог создал человека. Здесь появляется первая заповедь ограничивающая деятельность человека:
2:16: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Комментаторы этого стиха высказывают мнение, что Адам не прошёл духовного развития (был молод). «Преждевременно «вкусив плод», не окрепший духовно Адам, попал под влияние сил зла… Согрешив же, человек сознаёт свою «наготу», т.е. несовершенство, и ощущает, что его общение с Создателем прервано: между ним и стеной встал грех». http://shchedrovitskiy.ru/PDF/I_skazal_i_Web.pdf?1
Итак, в главе 2 авторы Бытия предостерегают человека, сообщают, что некоторые действия могут повлечь за собой его смерть; в этом сюжете ещё нет четкого определения понятия «грех».
в) Бытие, гл. 3. Сюжет этой главы рассказывает о последствиях «вкушения плодов», Бог наказывает Адама и Еву высылкой из Эдемского сада и создаёт трудности в их жизни; «в поте лица твоего будешь есть хлеб», «в болезни будешь рождать детей».
г) Бытие, гл. 4. Адам и Ева рожают сыновей, Каина (земледелец) и Авеля (скотовод), они приносят дары Богу, Господь обращает внимание (призрел) только на дары Авеля.
5. «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился (гневаешься)? и отчего поникло (нравственный слом) лице твое? 7. если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех (ХЕТ) лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил (Х.Р.Г., ХАРАГ) его».
После изгнания Адама и Евы из райского сада, Господь продолжает воспитательную работу (даёт наставления, указания, предостерегает), объектами его внимания становится молодое поколение людей, Каин и Авель. В ситуации с дарами, Бог призывает Каина (человеку дана свобода воли) господствовать над своими низменными чувствами, и предупреждает его – «у дверей грех лежит». Здесь применен термин РАВАЦ (лёжка), который используется только по отношению к животным – не становись животным, не дай захватить свой разум животному началу.
Таким образом, в этом сюжете Библии впервые появляется термин «грех» в связке с термином «убийство человека» — ХАРАГ.
д) Электронная еврейская энциклопедия. Грех
«Обозначая грех многими синонимами, чаще всего словами хет (также хаттаа, хаттат), авон, пеша, ашам (или ашма), исходный смысл которых соответственно отвечает понятиям `промах`, `извращение`, `нарушение`, `вина`, Библия, однако, не соотносит их смысловые оттенки с тем или иным видом прегрешения. … Согласно Пятикнижию, источник греха лежит в ложной направленности человеческой воли. Книга Бытия усматривает причину греха не в природе человека, а в пагубном влиянии внешней злой силы (Быт. 3:1–13). Человек способен и обязан преодолеть влечение к греху (Быт. 4:7). Он обладает свободой выбора между добром и злом (Втор. 30:15, 19) и поэтому несет полную ответственность за свои поступки. Грех влечет за собой наказание, воздержание от греха — награду (Втор. 30:17–20). Упорствование в грехе возбуждает гнев Божий и ведет к гибели грешников (Быт. 6:5–7)».
4) Терминология иврита
Первое упоминание термина «грех» в Библии находится в тесной связи с термином ХАРАГ, ХАРЕГ убийство, убивать.

* Согласно Русской Правде (свод наказаний) самым страшным (дорогим) грехом в средневековой Руси (время формирования русского языка) было – убийство и увечье человека.
Правда Роськая (1016-1054)
1. «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривенъ.
19. Аще убьють огнищанина въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надоб;; а въ подъ;здъномъ княжи 80 гривенъ.
22. А въ княжи тивун; 80 гривенъ.
* Приведем термин «грех» в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем слово справа налево – ХЕРГ; у нас сразу появляется корень иврита – Х.Р.Г. убивать; в Библии применяется 164 раза.
ГРЕХ = наоборот ХЕРЕГ = ивр. ХАРАГ, ХОРЕГ, ХЕРЕГ, ХАРЕГА убивать, убийство, умерщвление, смертная казнь.
* Библейский образ
Второзаконие 13:9: «но убей (Х.Р.Г.) его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (наказание за идолопоклонство).
Екклесиаст 3:3: «время убивать (Х.Р.Г.), и время врачевать; время разрушать, и время строить».

Что такое грех. Понятие греха с различных аспектов

Лара Козиорова

Что такое «грех». Понятие «греха» с позиции религий мира, с социального, философского, духовного, психологического и эзотерического аспектов. Что такое «грех» на самом деле…
Накануне Крещенского праздника тема о грехах будет одной из самых актуальных…
Понятие греха – одно из центральных в мировых религиях. Религии гласят, что грех – это любое из действий, нарушающее «волю бога», а именно предписания, данные религиозными заповедями и кроме того, перечнями особо важных «смертных грехов». Рассмотрим «грех» со стороны религий мира, также с социального, духовного аспектов и с позиции философии и эзотерики.
В Православии грехом может быть не только действие, но и состояние души человека (лень, отчаяние, зависть, или ревность, алчность, итд). Если в качестве греха рассматривать мировоззрение людей в целом, то к «греху», помимо неисполнения «божьей воли» относятся и недостаточной силы вера, попытки заглянуть в будущее (гадания, предсказания), аборт (как средство избавления от нежеланной беременности), желание обольщения, состояние обиды, и даже чрезмерная надежда на помощь кого-то из близких людей – тоже грех…
В Исламе понятия греха еще шире (это не только слабость пред искушением «шайтана»), ибо в Исламе есть разделения на «большие» и «малые» грехи. К категории большого греха (помимо неисполнения заповедей) относятся совершение непозволительных действий в пределах Мекки, многобожие (есть только Аллах), и даже бегство с поля боя… Малые грехи включают в себя множество предписаний на все случаи жизни, например, даже такие, как запрет есть и пить из серебряной и золотой посуды, также мужчинам нельзя носить ни золотых украшений, ни защитных амулетов, ни одежды из шелка (к женщинам предписания еще строже)… Или о том, что запрещается ложиться спать перед ночным намазом, или после молитвы вести разговоры, не касающиеся вопросов веры…
В иудаизме грех – нарушение семи заповедей сынов Ноевых… Например, есть такой грех, как «авера», что означает преступление, заход за черту, есть грех, называемый «хет» — это отклонение, ошибка, или падение на соблазн… По Торе грех – тот поступок, который является «неправденым», нарушающим Высшие законы и который совершен в момент помутнения рассудка… Но в иудаизме понятие «грех» рассматривается не только по Торе, а более обширно и с четырех сторон:
«С точки зрения мудрости, грех — это вредоносный поступок по отношению к другим людям и/или к самому себе;
Пророчество определяет грех как смерть.

(Жизнь — это связь с ее источником, Творцом; грех символизирует отказ человека от этой связи — следовательно, приравнивается к смерти.)
По Торе, грех — это глупость; необдуманный и неправедный поступок, нарушающий планы Всевышнего о том, как должен существовать и развиваться мир. В момент совершения греха в душе человека наступает затмение, и он идет вразрез со своим истинным желанием;
но Бог усматривает во грехе не только отпадение от Него, но и новую возможность: Всевышний даровал Тору, способность самосовершенствования и силы для борьбы с грехом», — милдраш Ялкут Шимони.
Но, если в Православии отказ от греха происходит через покаяние (грехи отпускает Церковь), а непростительным грехом (по Евангелию) является лишь «хула на Духа» (Мф. 12:31), то в Иудаизме есть такое понятие, как раскаяние (тшува), что являет собой процесс, происходящий в сознании человека, ведущий его к отказу от былого греха, после чего ему открывается путь приближения к Богу, а в Исламе грех, что был совершен осознанно и по своей воле, является вообще непростительным и остается неискупленным, а потому он будет упомянут в день Страшного суда каждому человеку, совершившему грешной поступок когда-либо в совей жизни…
В Индуизме для широких масс понятие «греха» с давних древних времен религиозные деятели очень умело подменили понятием наказания «Кармой», что в корне искажает суть самой Кармы, ибо Карма – есть ниша каждого в Мироздании и Карма не приравнивается к греху, однако поступки человека, в том числе и его грех, несомненно, накладывают печать на индивидуальную карму (подробнее о Карме в статье «Понятие кармы. Взаимосвязь кармы и реинкарнации»)… Поэтому, «карму» выгодно перенаправили в категорию неминуемых последствий за свои действия и свели лишь к земному закону причинно-следственных связей. Ты в карме – значит ты в Сансаре.
«Этих жестоких ненавистников, худших из людей, я постоянно низвергаю во чрево демонов в кругах перерождения», — Кришна.
Интересно, что от Сансары не освобождает и «хорошая карма», ибо ты очистился от поступков, но еще не очистился от желаний:
«Знатоки трех Вед, пьющие сому, чьи злодеяния очищены, поклоняются Мне с помощью жертв и желают попасть на небеса. Они, достигнув чистого мира Господа богов, наслаждаются на небесах небесными удовольствиями богов. Усладившись обширным небесным миром, они снова вступают в мир смертных, когда их заслуги исчерпаны; так, согласно закону трех Вед, желая наслаждений, они обретают состояние ухода и возвращения», — Свод Законов Ману-смрити, перевод с санскрита.
Мало того, в индуизме есть отельные слова, обозначающие собой смысл «грех».
«Mahash cid agna enaso abhiika uurvad devanam uta martyanam» с санскрита:
«(Избавь нас,) о Агни, в решающую минуту даже от великого греха, от заключения богов и смертных!» -перевод Елизаренковой.
«Индуисты не могут отказаться от понятий правильного и неправильного точно так же, как все остальные люди. Некоторым идея религии без греха кажется привлекательной, но индуизм не станет такой религией только потому, что кто-то так считает. Индуизм признает, что человек не соответствует объективным стандартам, и это не должно нас удивлять», — Уинфрид Кордаун.
В Буддизме понятие «греха» еще более витиевато. Оно не звучит конкретным словом «грех», оно лишь обозначает неверное восприятие действительности. Поэтому, основной грех, который тащит за собой все остальные грехи – это уверовать в Майю… В иллюзию… В иллюзорную природу реальности. Поэтому, в Буддизме важно такое духовное состояние, как просветление, что означает раскрытое и свободное от иллюзии осознание, а следовательно утрата зависимости от материальных оков. Поэтому, монахи уходят в горы, где и живут в своём в уединении, сводя к минимуму социальные связи, пребывают в медитации, соблюдают аскезу… Если нет явного соблазна, то и «греховной мысли» тоже нет…
Мы рождаемся изначально грешными? На этот вопрос отвечает Протестантская Церковь:
«Грех живет в каждом человеке. Всё человечество, потомство Адама, стало грешным (Рим. 3:10–20, 23). Человек уже рождается грешным (Пс. 50:7 — «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», Пс. 57:4). Грех поражает душу (сердечные помыслы) человека («Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21) «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9); Матф. 15:18–20. Человек не может искупить свой грех собственными усилиями (Пс. 48:8)».
Для чего в социуме необходимо понятие «греха»?
Естественно, «грех» — это великий сдерживающий фактор, держащий в повиновении массы людей. Своего рода – это страховка от бунтов, восстаний, революций и прочей непокорности властям, итд. К тому же, фактор страха перед «Божиим наказанием» — основная идея религий мира, поэтому покаяние, смирение и послушание – вот триединство, ведущее в «рай». Так как религия и политика всегда шли рука об руку, то, разумеется, что подобные постулаты были весьма выгодны во все времена… Покорность и послушание – главные качества «истинного верующего».
«Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живет с Богом, устремляет свой ум в божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живет в земном раю», — Старец Паисий Святогорец.
«Кто не удаляется добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех. Причины же греха суть следующие: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем, не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется сим в греховные страсти; и поэтому человек должен тщательно остерегаться сего», — преподобный Исаак Сирин.
«Связывая и убивая душу временно, грех убивает ее и вечно, если мы здесь не раскаемся от всего сердца в наших грехах и беззакониях», — святый праведный Иоанн Кронштадтский.
Кроме того, гипертрофированные устрашения по принципу «проявил неповиновение в покорности воле божией, захотел более лучшей жизни, чем даёт тебе Бог, в мыслях позарился на что-то…, а в общем слове — согрешил – получи расплату в виде болезни, утраты, или какого-либо еще наказания, которое ты непременно получишь Свыше», — как нельзя кстати идут «на руку» государственным мужам и правителям мира…. Чтобы не недовольства против реформ проявляли, а думали о своём внутреннем… И даже плакать о болезнях, или каких-либо утратах – тоже по своей сути грех (не по тому, уважаемые, плачете), ибо самое главное, что должно быть у человека в жизни – это его вера в бога:
«Мы плачем об утратах, оскорблениях, о болезни, о горе и многом ином. Но забываем или не знаем, что причиной утраты чего-то земного является отчужденность от Бога, утрата Его в своем сердце, что, оскорбляя кого-то, мы оскорбляем Закон Божий и Самого Бога; что болезнь – это Божий инструмент для отвращения нас от греховного направления жизни; что горе – это уже более крайние меры Божии по нашему уразумлению. И отсутствие нашей борьбы с грехами косвенно выливается плачем о земных скорбях. Греховность – это единственное несчастье нашей жизни. Грехи нас отторгают от Бога, убивают в нас остатки образа и подобия Божия. И самое трагичное, что мы не ощущаем грех как дорогу в ад, как смерть, как капкан, как непроходимую ограду, отгораживающую нас от Бога и от ближних. Грехи наши – вот настоящая причина всех зол, и, не устранив эту причину, не сможем мы жить спокойно и счастливо», — Преподобный Иоанн Лествичник.
Посвяти свою жизнь борьбе с грехами – будешь и истинным верующим, и правильным гражданином для своего государства, ибо: «не будешь грешить в течении жизни – попадешь в рай», «не греши никогда – и обретёшь спасение»… Понятно, что и религиозные, и социальные аспекты здесь тесно переплетаются, где граней разделения почти нет…
С философского аспекта «грех» — это выражение индивидуумом какого-либо зла, что обозначает любого рода явные преступления. Философское понятие греха опирается на Онтологию, а значит грех в философии всё-таки рассматривается на основе религиозных писаний. Введение себя в грех – это грехопадение, а вот насколько сильный этот грех – вопрос уже довольно абстрактный.. Философия трактует грех как «извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом, грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни». Но философское рассмотрение отличается от религиозного понимания греха тем, что подразумевает наличие свободы воли (выбора) у индивидуума, а это значит, что человек может как совершить «грех», так и сам снять его с себя, искупив свою вину поступком, но не через исповедь, ни через священнослужителей, ни через молебны богу…. В этом основное отличие философского от религиозного аспектов.
Со стороны духовности, понятие «грех» имеет двойной взгляд: а) со стороны посторонних лиц на поведение другой личности; б) сам человек оценивает свои поступки через призму собственной личной философии, через свою совесть и через сравнение «я» и другие.
Со стороны взгляда посторонних лиц грех – это служение собственному эгоизму. Посторонние люди, дающие оценку нравственности, проецируемую на поступки другого человека, заметят сразу любое отклонение от шкалы моральных ценностей и норм (чего, вполне естественно не заметит сам индивидуум). Но, однако, «служение собственному эгоизму» — понятие довольно размытое в своих границах, потому что такому «служению» со стороны, за неимением полной информации, можно приписать что угодно: не уступил место в общественном транспорте — думаешь только о себе, а значит, грешен… А то, что, допустим, человек может плохо себя чувствовать, или ехать уставшим с суточной рабочей смены – это уже никого из стоящих рядом пассажиров не интересует: вердикт поставлен…
Относительно собственной оценки своего поведения: здесь надо учитывать тот фактор, что людям свойственно оправдывать себя и свои слабости. В этом случае индивидуум, оценивая сам себя, то есть, свои поступки, опирается лишь на голос своей совести. И часто бывает так, что некоторые действия и поступки посторонние лица непременно посчитали бы грехом, сам человек далеко так считать не станет, ибо совесть спокойна. Иными словами, если на душе неспокойно относительно неправоты каких-то своих действий, то «грешок» имеется, а если внутри никаких противоречий нет – всё замечательно.
Грех в психологии.
С позиции психологии понятия «грех» вообще не существует как такового. Мало того, «хороший» психолог, как и хороший адвокат, может оправдать любой «грех», сделав виноватым кого угодно и что угодно, кроме самого клиента: несчастливое детство, грозную воспитательницу, «мама рано перешла на искусственное вскармливание, а это значит, что ребенок уже с первых месяцев почувствовал предательство матери», или «он стал живодёром, потому что когда ему было пять лет на него зарычал соседский пёс», итд (и прочая чушь). В общем, в психологии понятия греха нет, но есть перечень массы причин, которые являются побудителем к соответствующим поступкам.
Грех в эзотерике.
В той эзотерике, что «для широкого профиля» понятия греха не существует. Кроме того, так как со времён древности шла постоянная вражда между тотальной властью церкви и адептами просвещения, то наперекор церковным уставам, обретало свою силу следующее мнение: «идея греха создана священниками, чтобы подавлять вас, порабощать вас, унижать вас, разрушать ваше чувство достоинства», что в общем-то послужило толчком к вседозволенности… Чем и воспользовались псевдоэзотерические группировки, типа «Сатанизм по Лавею», или «философия полной свободы» по Кроули, или Хаббарду ….
Какие еще есть более глубокие отличия? Здесь уже вступает в силу настоящая оккультная философия: если церковь отрицает «многобожие», то эзотерика признавая Величие «Единого Отца», при этом знает о кармической иерархии (карма здесь рассматривается не как наказание за содеянное, то есть за какой-то грех, а как индивидуальная ниша для каждой световой субстанции, обладающей Дживой (душой), в общей системе Мироздания, относительно Дхармы и закона Эволюции. Эзотерика видит Бога в каждой живой сути и сущности (не важно травинка это, улитка, или человек)… А оккультные ритуалы, посвященные элементалиям (духам природы и четырём стихиям) церковь вообще посчитала бы явным грехом и оскорблением Бога… Понятно, что чтобы обратиться к Богу – для этого не нужно идти в церковь (мечеть, или любой другой священный храм), для этого также не нужны никакие посредники и свечи «образам»… Для этого нужно просто заглянуть в себя, в свою душу, в своё нутро, в своё сердце… Бог там…
Если бы у адепта оккультной философии спросили: «Снимет ли исповедь, или смоет ли купание в Крещенской воде грехи с человека?», — он бы только улыбнулся (посмеялся)… А вот церковный служитель, напротив, со всей серьёзностью ответит своё утвердительное «да»…
В оккультной философии понятия «греха» нет, но жизнедеятельность человека в этом мире (также все его желания, мысли и поступки) не исчезнут бесследно: всё записывается хрониками Акаши, что и создаст личную кармическую базу для каждого воплощенного здесь на Земле… Таким образом, колесо перерождний (как бесконечное движение души) вполне логически обосновывает себя: в противном случае, то есть, если бы не было реинкарнаций, то не было бы никакого смысла для единичного (и тут же конечного) «спуска души в плотную материю»…
Еще один насущный для всех вопрос: «Отвечают ли дети за грехи своих родителей, и наоборот?» Ответ таков: Естественно, нет. Но пугать этим любят как раз псевдоэзотерики, ибо чтобы делать деньги на «снятии негативных родовых программ и венцов безбрачия из-за совершенных когда-то тяжелых грехов», — для начала эту идею нужно прочно вбить в сознание массам, и манипулировать потом фактором страха, основанном на пророчествах о несчастных судьбах потомков… Это не правда… Правда в том, что каждый в этом мире отвечает только за себя: за свою жизнь, в том числе за свои грехи, согласно закону причинно-следственных связей…
Бывают такие случаи, что дети начинают довольно дотошно копировать своих родителей, тогда, соответственно, они копируют и все их установки и ментальные шаблоны, тем самым вроде бы подтверждая подобные постулаты о «родовых программах и также грехах», тех же, что есть и у их родителей (родственников). Но оккультная философия опирается на закон свободной воли (выбора), которого никто не отменял, ибо этот закон и есть суть для каждой индивидуальности (в противном случае, все люди были бы просто клонами друг друга, что противоречило бы закону Эволюции в принципе. То есть, растущий человек может как копировать своих родителей, так и по мере взросления выбирать свой собственный путь… Поэтому, еще раз: каждый в этом мире отвечает только за свои поступки (и прогрешения).
Что такое «грех» на самом деле?
Каждый сам для себя определяет это понятие. Но в общих словах, грех – это действие (или помысел) разрушения.., стрела зла, причиняющая боль.., уничтожение того, что уничтожать никак нельзя… Не является важным о чем идёт речь, и на кого (на себя, или на любое другое живое существо) направлен посыл уничтожения, важно одно: ничто не проходит бесследно…

Происхождение слова грех

Грех. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса «х» по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало «то, что жжет, мучает».

Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

грех

Общеславянское — grechъ (ошибка, путаница).

Древнерусское — гр(ять)хъ.

Старославянское — гр(ять)хъ.

Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Древнерусское слово восходит к общеславянской основе grechъ, образованной из groi-s-us — «заблуждение», «путаница», «ошибка».

В XI в. была известна и другая древнерусская форма этого слова — «съгр(ять)за» (ошибка, смешение), от «гр(ять)зь» — «грязь».

Родственными являются:

Чешское — hrich.

Польское — grzech.

Производные: грешный, грешить, греховный.

Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

род. п.

греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. грѣховати, грѣховьнъ (Супр.); см. Мейе, RS 6, 131. Сюда же греши́ть. Скорее всего, слав. grěxъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; см. Педерсен, IF 5, 53: Младенов 113 (последний сравнивает также с греч. χρήματα). Относительно знач. ср. др.-инд. tápas ср. «жара, боль» от tápati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех); см. Бернекер 1, 350 и сл., собственное сравнение которого с греч. χρίω «мажу, умащаю», χροιά «кожа, цвет», лит. griejù, griẽti «снимать сливки», graistaũ, graistýti «снимать пенки» неубедительно (см. также Брюкнер 161 и сл.); против см. Шарпантье (AfslPh 37, 47 и сл.); однако и сравнение последнего с др.-инд. bhrḗṣati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghrēṣ- с губным согласным из bhraṃc̨-«падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grěxъ с лтш. grèizs «косой», лит. graĩžas — то же; см. Эндзелин, ВВ 27, 190; Ильинский, ИОРЯС 20, 3, 69; Петерссон, Vgl. sl. Wortst. 9; М. — Э. 1, 647 и сл. Из близкого к. *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри̑ч «холм», др.-прусск. grēiwa-kaulin «ребро», исходит Буга в РФВ 66, 236 и сл. Иначе о др.-прусск. слове см. Траутман, Apr. Sprd. 342. См. еще грёза. — Т.

Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Грех. Общеслав. Того же корня что и греза (см.). Исходное значение — «промах, ошибка», ср. погрешить (против истины), огрехи. Аналогическое развитие значения наблюдается в др.-инд. pataka «грех» < «падение». Религиозное значение — из ст.-сл. яз.

Происхождение слова грех в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова грех в толковых словарях.

>Слово грех

Слово грех английскими буквами(транслитом) — grekh

Слово грех состоит из 4 букв: г е р х

Значения слова грех. Что такое грех?

Грех

Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе.

ru.wikipedia.org

ГРЕХ —религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка.

Новая философская энциклопедия. — 2003

ГРЕХ ГРЕХ Большая разница, не хочет человек грешить или не умеет. Сенека Мы живем так, что внезапно увидеть нас — значит поймать с поличным. Сенека Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Иоанн Златоуст После смерти нас встречают два вопроса.

Сводная энциклопедия афоризмов

Грех. Во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суевер. представлений). Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества.

drevniy_mir.academic.ru

Грех Во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суеверных представлений).

Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Грех — евр. хет, авера. Грех. Это слово, которое чаще всего обозначает терзание души человеческой вследствие грехопадения (Быт. 3), вражду против Бога (Рим 8:7) и преступление против Его закона (1 Иоан. 3.4)…

Библейский энциклопедический словарь. — 1868

Грех -это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Грех первородный

ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ , 1) первый грех, совершенный Адамом и Евой; 2) последствия этого греха. Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блж.

Православная энциклопедия

Грех первородный – нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о послушании Ему (Быт. 3), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Грех (фильм, 1991)

ГРЕХ (1991) ГРЕХ, СССР, Укртелефильм, 1991, цв., 130 мин. Психологическая драма. По мотивам одноименной повести Владимира Винниченко. 1916 год. Киев. Молодая женщина оказывается в круговороте событий кануна революции. В ролях…

Энциклопедия кино. — 2010

Грех — психологическая кинодрама, снятая студией «Укртелефильм» в 1991 году по мотивам одноименной пьесы «Гріх» Владимира Винниченко. 1916 год. Киев. Молодая женщина оказывается в круговороте событий накануне революции.

ru.wikipedia.org

Грех. История страсти

«Грех. История страсти» — художественный фильм. В студенчестве у Сергея случилась драма — из окна его комнаты выбросилась молодая особа. Страдание от совершенного греха заставляет Сергея отречься от мира и стать монахом.

ru.wikipedia.org

ГРЕХ. ИСТОРИЯ СТРАСТИ. 1993, 105 мин., цв., “Никола-фильм” при участии “Ленфильма”. жанр: мелодрама. реж. Виктор Сергеев, сц. Евгений Козловский, опер. Дан Шмелев, Павел Лебешев, худ. Евгений Гуков, комп. Эдуард Артемьев, зв.

Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

ГРЕХ. История страсти. Россия, Никола-фильм, 1993, цв., 115 мин. Авантюрно-психологическая мелодрама. В ролях: Александр Абдулов (см. АБДУЛОВ Александр Гаврилович), Ольга Понизова (см. ПОНИЗОВА Ольга Валерьевна)…

Энциклопедия кино. — 2010

Первородный грех

Первородный грех или прародительский грех (peccatum originale, vitium originis). — По библейскому учению, грехопадение (см.) Адама не только внесло порчу в природу прародителей, но отразилось преемственно и на всех их потомках.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ, согласно христианскому вероучению, состояние всего человеческого рода, приобретенное им в результате грехопадения Адама. Учение о прирожденной греховности, унаследованной всеми людьми от Адама…

Энциклопедия Кругосвет

Первородный грех грех, совершенный прародителями человеческого рода – Адамом и Евой. По библейскому учению их грехопадение внесло порчу в природу человека, отразилось на всех последующих поколениях.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Грехопадение, или первородный грех

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолют. повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства.

Атеистический словарь. — М, 1986

Грехопадение, или первородный грех – согласно библейскому мифу – нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла».

История культуры и искусств. — 2010

Семь смертных грехов

Гла́вные грехи́ или коренны́е грехи́ (лат. peccata capitalia, англ. capital sins, сapital vices, cardinal sins) — термин, которым в католическом богословии называют семь основных пороков, порождающих множество других грехов: гордыня, алчность…

ru.wikipedia.org

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ — если эти С. С. Г. совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые, грехи известны как «простительные».

Евразийская мудрость от А до Я

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ, один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние).

Энциклопедия Кругосвет

Русский язык

Грех/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

ГРЕХ 23.04.2017 21:48

ГРЕХ – надежных данных о происхождении этого слова в научной этимологии нет. Ученые утверждают, что на славянской почве это древнейшее слово восходит к представлению о смешении, ошибке. В говорах до сих пор сохраняется однокоренное слово сгреза, сгрезиться – «ошибка, ошибиться». Ошибку также называют огрехом, погрешностью. Родственными по происхождению считают также слова грязь, гроза, груз. Возможно,грех происходитот древнего корня*gher- «гореть желанием, хотеть». В этом случае, однокоренным является английское greed «жадность». Согласно народным языковым представлениям, грех — это сила разрушения и смерти, которая тянет, притягивает человека к себе.

Тяга ко греху делает сердце человека тяжелым, утяжеляет всю его жизнь. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Бытие, 4:3-7). Чем более греховодники привлекаются грехом друг к другу, тем далее они отступают от Бога, чтобы ослабить свою связь с Ним, навлекая на себя грядущее горе: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта» (Пророчество Исайи, 30:1-2). Прийдя в мир, чтобы очистить его от греховных уз и примирить человечество в сердце Своем, Иисус Христос столкнулся со всеобщим заблуждением. Заблуждающие люди уверены, что находясь в плену у своих греховных влечений и страстей, они являются свободными: «Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (От Иоанна, 8:33-36).

См. влечение, раб, тяга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *