Естественная религия

Естественная религия

Естественная религия – популярная концепция как теологов, так и некоторых философов-просветителей. Суть заключается в том, что религия – нечто естественное, и если даже люди сумеют преодолеть предрассудки, то все равно нужна «гражданская религия» или некая «религия любви».

В данном случае хотелось бы затронуть тему «естественной религии» с точки зрения именно религиозных адептов, т. е.

христиан, мусульман и иудеев. У них естественность религии заключается в том, что якобы их культ «извечен», а догмы вручил человечеству сам бог. В качестве примера можно процитировать муфтия Зяки Абдулкаримовича:»Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили».

Если верить таким людям, — а верят им многие в силу невежества, – то получается, что человек рождается религиозным. Мол, даже не стоит его обращать в религию.

Это имеет место, но это не обязательно, он и сам уверует.

Подобное иногда также подкрепляется верой во врожденные идеи, архетипы и проч. Отдельные индивиды доходят до заявлений о том, что существует «религиозный инстинкт».

Хотя никаких доказательств не прилагается. Имеются лишь ссылки на то, что, мол, «предки верили». И конечно, верующие подразумевают, когда говорят об этом, свою религию, обходя вниманием как языческие культы, так и еретические движения, не говоря уже о прошлом – тотемизме, анимизме и т. д.

Более того, если понимать структуру развития религиозных идей в целом, то можно заметить, что религия – это уже система, которая формируется долгие годы. Ведь вначале появляются отдельные верования, какие-то ритуальные действия и проч. А вот именно организованная религия – дело будущего. Никогда такого не было, чтобы религия появилась «вдруг», без предварительного накопления опыта, без влияния на нее философских систем, прошлых верований и общества в целом.

Также не стоит забывать, что все основные догмы религии нужно было сформулировать, сохранять, а затем и отстаивать, поскольку битва сторонников различных догм – нормальное состоянии во время становления религиозного культа.

В сущности, в определенный период существования общества религия была нужна, ее основная задача – унификация и централизация во времена становления феодального и сословного общества. Под эту цель в момент развития производительных сил подстраивались любые религиозные культы, в том числе философские системы (например, в Китае).

Преимущество единого культа (а также культуры, территории и языка) здесь очевидно, поскольку соединить многочисленные племена, народности идеей племенного божества – затея сомнительная. До становления государственной религии в некоторых странах была предпринята попытка создать пантеон языческих божеств, дабы «духовно» удовлетворить всех жителей конкретной местности. Однако такая идея в итоге провалилась, поскольку у людей все равно сохраняется антагонизм, а это угроза общественному строю.

В общем-то, религия – это инструмент, который используется довольно успешно долгие годы. И если посмотреть на деятельность с точки зрения политики и экономики, то видно, что собственно религиозные догмы там не играют никакой роли. Но в качестве социального института религия выполняет важнейшую роль в жизни отсталого общества, заменяя практически все современные социальные институты, которые сегодня принимаются как данность.

С развитием современного общества, то есть с началом урбанизации, роль религии уже не столь значительна. В плане «традиций», «патриотизма», «народного искусства» и т. д. религия может претендовать на некоторые преференции, что часто происходит не только в отсталом обществе, но и в довольно странах.

Не стоит еще забывать о том, что существует четкое разделение между народной религией и богословием. Народная религия – то, что рядовые граждане понимают под религией, несмотря на догмы. Она изменяется в основном в интересах общества. Богословие, впрочем, тоже подстраивается, поскольку нельзя сказать, что все древние установки до сих пор сохранены в неизменном виде.

А это говорит о том, что религия постоянно меняется, меняется и якобы «извечная мораль», которая как будто бы отличительная черта именно организованной религии. Можно также заметить, что в разных странах религиозный культ (например, православие, католицизм, ислам) всегда имеет свои особенности.

Все-таки религиозный культ никогда не был определяющим фактором, он всегда в лучшем случае «освящает» существующий строй и порядки, какими бы жестокими они ни были. И даже если вчера что-то было греховным, то в случае надобности это будет «сакральным» сегодня.

Поэтому если рассматривать религиозный культ, то стоит отказаться от сверхобобщений и смотреть на ситуацию каждой страны, обращая внимание прежде всего на то, чьи интересы отстаивает религиозная организация, какие функции она может выполнять в обществе реально, а не на словах.

В любом случае ясно, что религия – социальный феномен. Классическое определение Энгельса:

«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Ну а людям, которые считают, что человек рождается мусульманином, христианином и др. можно напомнить о тех, кто вырос в «естественных условиях» (раз уж речь о естественной религии). Это одичавшие дети, которые росли в условиях социальной изоляции.

Ясно, что такие люди не имеют никакого понятия о религии, никакие «врожденные идеи» и «архетипы» там тоже не обнаружены. Социализация, которая включает широкий комплекс мер, играет ключевую роль в формировании личности в любом обществе. Именно этим пользовалась в свою время и религия, дабы с ранних лет внушать собственно «естественность» религиозного культа.

Священным Писанием или Библией называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Библия — слово греческое, значащее «книги.» Ставится это слово по-гречески с артиклем «та,» во множественном числе, т.е. оно значит: «Книги с определенным содержанием.» Это определенное содержание есть Божие откровение людям, данное для того, чтобы люди нашли путь к спасению.

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначально, Богом — Моисею была дана лишь первейшая часть Библии, т.н. Тора, т.е. Закон, заключенный в Пятикнижии. Эти книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течении длительного времени только это Пятикнижие и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Но тотчас вслед за Торой, явились Писания, дополняющие ее: книга Иисуса Навина, дальше книга Судей, книги Царств, Паралипоменон (летописи). Дополняют книги Царств, книги Ездры и Неемии. Книги Руфь, Есфирь, Иудифь и Товит рисуют отдельные эпизоды истории избранного народа. Наконец, книги Маккавейские заканчивают историю древнего Израиля и доводят ее до цели, до порога пришествия Христова.

Так является следующий за Законом, второй отдел Священного Писания, называемым Историческими книгами. И в Исторических книгах встречаются отдельные поэтические творения: песни, молитвы, псалмы, а также поучения. В более поздние времена они составили целые книги, третий отдел Библии — Учительные книги. К этому отделу относятся книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновы, Премудрости Иисуса сына Сирахова.

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор.

Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сафония, Аггея, Захарии и Малахии.

Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической — Деяния Апостолов, Учительными — послания свв. Апостолов и Пророческой книгой — Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

комплекс представлений о некой изначальной и минимальной системе религ. верований и культов, развивавшийся рядом мыслителей эпохи Просвещения. Наиболее яркие концепции такого рода разработали Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и Д.Юм. Общими мотивами их теорий явл.: 1) Реальность высшего духовного принципа, определяющего закономерный и разумный порядок бытия, к-рый, как правило, мыслится в качестве безличного разумного начала, не вмешивающегося в естеств. течение природных процессов. 2) Необходимость почитания божеств. начала, но не во внешн. формально-культовых действиях, а в душе верующих. 3) Отождествление набожности, благочестия и нравственности; утверждение производности моральных норм от высшего нравств. принципа, «привитого» чел. разуму божеств. началом. 4) Первичная значимость личной совести в делах веры, повседневной деятельности и мышления. 5) Посмертному воздаянию за дела и поступки предшествует устойчивое моральное самоудовлетворение или, напротив, чувство моральной неполноценности. Для концепций Е.р. фр. просветителей характерна тенденция к сближению божеств. начала с универсальными з-нами природы и, одновременно, представление об условности божеств. оснований нравств.-культ. принципов (см. Деизм); англ. мыслители (Дж.Толанд, Д.Юм), напротив, акцентируют имманентность божеств. начала чел. разуму, а не всеобщей природе, существующей независимо от божеств. и нравств. принципов по з-нам мех. причинности. Попытки практ. реализации идей Е.р. предпринимались революционным правительством якобинцев во Франции (1792—94) в виде гос. культа Высшего существа, призванного заменить традиц. католич. религиозность. В этот же период фр. писатель А.Д. де Сад в своих романах «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1791) и «Жюльетта, или Торжествующий порок» (1794) показал внутр. противоречивость просветительских учений о Е.р. Согл. ему, религия, основанная только на принципах рационального истолкования природы, м.б. либо почитанием «Бога во зле», воплощающего безразличность природы к созиданию и разрушению, либо религией тотальной безнравственности, поск. природа в своей универсальной деятельности равнодушна к условностям чел. моральных установлений. Теор.

критику концепций Е.р. дали И.Кант в трактате «Религия в пределах только разума» и Г.В.Ф.Гегель в «Лекциях по философии религии». Кант утверждает, что религия не может истекать из к.-л. природных оснований в силу того, что природные явления в целом относятся к миру недоступных человеку «вещей в себе»; основанием религ. представлений явл. чувство морального долга, коренящееся в априорном и универсальном моральном з-не (см. Императив). Согл. Канту, реальным предметом религ. переживания явл. не некие естеств. или сверхъестеств. сущности, а принципы разумной нравственности, справедливости, уважения к себе самому и к другому. Гегель в своей диалектич. теории отвел Е.р. место примитивной религ. формы наивного обожествления природных сил и явлений, противопоставив ей внутренне-духовную и разумно-нравств. религию «гражд. протестантизма». Своеобразными реминисценциями идей Е.р. в совр. культуре можно считать учение А.Швейцера (1875— 1965) о «благоговении перед жизнью» и ряд близких концепций. Лит.: Вольтер. Философский словарь // Вольтер. Философские произв. М., 1988; Дидро Д. О достаточности естественной религии // Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1975. Т. 1; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1995; Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2. Е.В.Гутов

Оцените определение:

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Естественная религия

Концепция, первоначально разработанная фр. философом Ж. Боденом в работе «Разговор семерых о возвышенных тайнах сокровенных вещей» и англ. мыслителем Г. Чербери. Религия предстает здесь практически тождественной подлинной морали, из нее почти устраняется догматика. Е.р. будто бы изначально распространялась на все человечество, и только в результате искажений разделилась на различные вероисповедания, заменившие исходную простоту сложностью церковной догматики и культа.

Сторонником Е.р. выступал Г.В. Лейбниц, разделивший религию на лежащую в границах человеческого разума и религию откровения. Сущностью Е.р. у Лейбница оказалось стремление к Богу как Высшему существу. Сначала это стремление является инстинктивным, оно составляет элемент любой религии, поэтому Е.р. — психологическая основа всякой позитивной религии. Естественная мораль и Е.р. имеют общий исток и полностью согласуются друг с другом. Человек не создает свое представление о Боге, но развивает представление, изначально заложенное в его душе, — вечную основу, общую для всех.

В дальнейшем концепция Е.р. развивалась в деизме, во фр. (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), англ. (А. Коллинз, Дж. Тиндаль) и нем. (Г.Э. Лессинг) Просвещении.

Руссо в «Эмиле» («Исповедь веры савойского викария») описывает «истинно-естественную религию», которая должна способствовать сосуществованию людей в границах общего блага. В Е.р. есть только два догмата: существование Бога и бессмертие души. К этим заповедям религии человечества в Е.р. добавляется еще признание священности общественного договора и законов.

Лессинг, как и все сторонники Е.р., жестко противопоставляет этический и догматический аспекты религии. Цель Е.р.

— «признать Бога, принимая во внимание самые достойные знания в каждом нашем действии и мысли» («О возникновении религии откровения»). Ни одна позитивная религия не может считаться истинной в полном смысле этого слова, каждая из них — выражение религии разума, разработка ее усилиями данного народа на определенной ступени культуры. В развитии религии разума проявляется Божественный план воспитания человека.

В полемике с концепцией Е.р. христианские авторы (С. Батлер, Г. Фостер и др.) защищали исключительность христианства как религии откровения, подчеркивая ограниченность и несовершенство человеческого разума.

Источник: «Философский энциклопедический словарь».
Используемые сокращения.

Энциклопедия Современной Эзотерики: к началу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *