Естественная религия в философии

Естественная религия в философии

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

комплекс представлений о некой изначальной и минимальной системе религ. верований и культов, развивавшийся рядом мыслителей эпохи Просвещения. Наиболее яркие концепции такого рода разработали Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и Д.Юм. Общими мотивами их теорий явл.: 1) Реальность высшего духовного принципа, определяющего закономерный и разумный порядок бытия, к-рый, как правило, мыслится в качестве безличного разумного начала, не вмешивающегося в естеств. течение природных процессов. 2) Необходимость почитания божеств. начала, но не во внешн. формально-культовых действиях, а в душе верующих. 3) Отождествление набожности, благочестия и нравственности; утверждение производности моральных норм от высшего нравств. принципа, «привитого» чел. разуму божеств. началом. 4) Первичная значимость личной совести в делах веры, повседневной деятельности и мышления. 5) Посмертному воздаянию за дела и поступки предшествует устойчивое моральное самоудовлетворение или, напротив, чувство моральной неполноценности. Для концепций Е.р. фр. просветителей характерна тенденция к сближению божеств. начала с универсальными з-нами природы и, одновременно, представление об условности божеств. оснований нравств.-культ. принципов (см. Деизм); англ. мыслители (Дж.Толанд, Д.Юм), напротив, акцентируют имманентность божеств. начала чел. разуму, а не всеобщей природе, существующей независимо от божеств. и нравств. принципов по з-нам мех. причинности. Попытки практ. реализации идей Е.р. предпринимались революционным правительством якобинцев во Франции (1792—94) в виде гос. культа Высшего существа, призванного заменить традиц. католич. религиозность. В этот же период фр. писатель А.Д. де Сад в своих романах «Жюстина, или Несчастья добродетели» (1791) и «Жюльетта, или Торжествующий порок» (1794) показал внутр. противоречивость просветительских учений о Е.р. Согл. ему, религия, основанная только на принципах рационального истолкования природы, м.б. либо почитанием «Бога во зле», воплощающего безразличность природы к созиданию и разрушению, либо религией тотальной безнравственности, поск. природа в своей универсальной деятельности равнодушна к условностям чел. моральных установлений. Теор. критику концепций Е.р. дали И.Кант в трактате «Религия в пределах только разума» и Г.В.Ф.Гегель в «Лекциях по философии религии». Кант утверждает, что религия не может истекать из к.-л. природных оснований в силу того, что природные явления в целом относятся к миру недоступных человеку «вещей в себе»; основанием религ. представлений явл. чувство морального долга, коренящееся в априорном и универсальном моральном з-не (см. Императив). Согл. Канту, реальным предметом религ. переживания явл. не некие естеств. или сверхъестеств. сущности, а принципы разумной нравственности, справедливости, уважения к себе самому и к другому. Гегель в своей диалектич. теории отвел Е.р. место примитивной религ. формы наивного обожествления природных сил и явлений, противопоставив ей внутренне-духовную и разумно-нравств. религию «гражд. протестантизма». Своеобразными реминисценциями идей Е.р. в совр. культуре можно считать учение А.Швейцера (1875— 1965) о «благоговении перед жизнью» и ряд близких концепций. Лит.: Вольтер. Философский словарь // Вольтер. Философские произв. М., 1988; Дидро Д. О достаточности естественной религии // Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1975. Т. 1; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1995; Юм Д. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2. Е.В.Гутов

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

— концепция, первоначально разработанная фр. философом Ж. Боденом в работе «Разговор семерых о возвышенных тайнах сокровенных вещей» и англ. мыслителем Г. Чербери. Религия предстает здесь практически тождественной подлинной морали, из нее почти устраняется догматика. Е.р. будто бы изначально распространялась на все человечество, и только в результате искажений разделилась на различные вероисповедания, заменившие исходную простоту сложностью церковной догматики и культа.
Сторонником Е.р. выступал Г.В. Лейбниц, разделивший религию на лежащую в границах человеческого разума и религию откровения. Сущностью Е.р. у Лейбница оказалось стремление к Богу как Высшему существу. Сначала это стремление является инстинктивным, оно составляет элемент любой религии, поэтому Е.р. — психологическая основа всякой позитивной религии. Естественная мораль и Е.р. имеют общий исток и полностью согласуются друг с другом. Человек не создает свое представление о Боге, но развивает представление, изначально заложенное в его душе, — вечную основу, общую для всех.
В дальнейшем концепция Е.р. развивалась в деизме, во фр. (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), англ. (А. Коллинз, Дж. Тиндаль) и нем. (Г.Э. Лессинг) Просвещении.
Руссо в «Эмиле» («Исповедь веры савойского викария») описывает «истинно-естественную религию», которая должна способствовать сосуществованию людей в границах общего блага.В Е.р. есть только два догмата: существование Бога и бессмертие души. К этим заповедям религии человечества в Е.р. добавляется еще признание священности общественного договора и законов.
Лессинг, как и все сторонники Е.р., жестко противопоставляет этический и догматический аспекты религии. Цель Е.р. — «признать Бога, принимая во внимание самые достойные знания в каждом нашем действии и мысли» («О возникновении религии откровения»). Ни одна позитивная религия не может считаться истинной в полном смысле этого слова, каждая из них — выражение религии разума, разработка ее усилиями данного народа на определенной ступени культуры. В развитии религии разума проявляется Божественный план воспитания человека.
В полемике с концепцией Е.р. христианские авторы (С. Батлер, Г. Фостер и др.) защищали исключительность христианства как религии откровения, подчеркивая ограниченность и несовершенство человеческого разума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *