Еси значение слова

Еси значение слова

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы.

Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Св. князь АЛЕКСАНДР Невский

    Не в силе Бог, а в правде.

Св. АНТОНИЙ Великий

    Мужество есть твердость в истине.

    ***

    Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих.

Св. ВАСИЛИЙ Великий

    Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.

    ***

    Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза.

    ***

    Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много.

    ***

    Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым.

    ***

    Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?

    ***

    Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть.

    ***

    Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе с скотами.

    ***

    Чрево—самый неверный в договорах союзник. Это—ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет.

    ***

    Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить.

    ***

    Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.

    ***

    Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.

    ***

    Сверх меры полагается спать мертвым, а не живым.

ГРИГОРИЙ Богослов

    Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу. Чем меньше она понимает, тем больше она восхищается.

    ***

    И от милостыни подавай другим милостыню.

    ***

    Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным.

    ***

    Всего легче обманывать самого себя и, надмеваясь пустою славою, почитать себя чем-то, будучи ничем.

    ***

    Пугливый муж пугливые мысли имеет.

    ***

    Чем менее считают себя грешными, тем бывают грешнее.

    ***

    Бог творит все как хочет, а человек — как может.

    ***

    В печали не теряй надежды на благоденствие, и при успешном течении дел жди печали.

    ***

    Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко.

    ***

    Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение?

    ***

    Изрекать могут многие — понимают не все.

    ***

    Не суди по виду, суди по делам.

Св. ДАНИИЛ Заточник

    Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому — мудрых слов.

    ***

    Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь.

    ***

    Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество — воровством.

Св. ДИМИТРИЙ Ростовский

    Лучше, чтобы подчиненные любили тебя, нежели боялись; потому что от боязни рождается ложь и лицемерю, а от любви — истина и усердие.

    ***

    Не прельщайся чужим добром. ибо и свое скоро оставишь.

    ***

    Не увлекайся славою, чтобы тебе не обмануться своим благополучием, как часто обманываются ступающие на весенний лед.

    ***

    Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она необуздана разумом и воздержанием.

    ***

    Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответа .

Apхиепископ Нижегородский ИАКОВ

    Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним.

Свят. ИГНАТИЙ Брянчанинов

    Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели.

Apхиепископ Херсонский ИННОКЕНТИЙ

    Слава—один пустой дым, могущий заслепить на время глаза, но нисколько не стоющий того, чтобы гоняться за ним всю жизнь.

    ***

    Стремление к возвышению есть вместе стремление к унижению.

Св. ИОАНН Богослов

    Истина всегда одна, а ложь многолика.

    ***

    Безмолвное дело лучше бесполезного слова.

Священномученик ИОАНН Восторгов

    Государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия. Народ, отошедший от чистоты Православия, будет отдан в рабство нечестивым, как это и случилось с тем же Византийским Царством. До Неба вознесенная за свое Православие и верность Церкви, то есть Христу, она до ада низринется. Так погибнет и наша Россия…

Св. ИОАНН Дамаскин

    Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.

    ***

    Многие сильные побеждены бывают немощными.

    ***

    Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.

    ***

    Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.

    ***

    Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.

    ***

    Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.

    ***

    Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.

    ***

    Алчная душа всем злым делам начало.

Свт. ИОАНН Златоуст

    Где слава, там и зависть; где зависть, там клевета и козни.

    ***

    Сластолюбие заставляет нас делать то, о чем не смеем и говорить.

    ***

    Не будем желать лишнего; будем довольны малым, — и мы всегда будем богаты.

    ***

    Благородство — не в знатности предков, но в безпорочности нравов.

    ***

    Лихоимец несчастнейшую жизнь проводит, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе — ради того, что имеет, а в печали — ради того, чего еще не имеет.

    ***

    Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.

    ***

    Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Преп. ИОАНН Лествичник

    Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете.

    ***

    Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.

    ***

    Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и через них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих.

Св. прав. ИОАНН Кронштадтский

    Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский.

    ***

    Безумны и жалки интеллигенты наши. Они утратили по своему легкомыслию и недомыслию веру отцов своих, веру эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и Отечество наше.

    ***

    Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, говорит Господь, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 15, 55). Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты — безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское).

    ***

    Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отойдешь от твоей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет покаяния у русского народа, — конец мира близок. Бог отнимет от него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами…

    ***

    Ты читаешь романы, журналы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех Митрополит СЕРАФИМ (Чичагов).

    Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы,- говорит святой апостол (2 Тим. 3, 12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века, будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь — время усилий и трудов.

Авва СИЛУАН

    Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его.

Святитель ТИХОН Задонский

    Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят.

    ***

    Первый признак мудрости — сознавать свои погрешности.

    ***

    Познание себя и своей греховности есть начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, дабы избавиться от беды.

    ***

    Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать.

    ***

    Надобно прежде научиться управлять собою, а потом уже другими.

    ***

    Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка.

    ***

    Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит.

    ***

    Недостоен тот чести, кто ищет чести.

    ***

    Нет славнейшей победы — победить самого себя.

    ***

    Как слова сказанного возвратить, так и времени потерянного сыскать невозможно.

    ***

    Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал.

    ***

    Внешнее, видимое благочестие без внутреннего есть лицемерие н обман.

    ***

    Разум и добрая совесть нужны христианину начальнику. Без разума начальник будет, как слепой, заблуждаться, без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы

    ***

    Ум, помраченный похотью мира, не может вместить просвещения Божиего.

Святой ФЕОДОСИЙ Печерский

    Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими.

Святитель ФЕОФАН Затворник

    Надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне.

    ***

    Когда же ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя!..

    Плодом сего будет разномыслие: всякий о всем судит по своему, самовластие: всякий сам себе царь, и естественно после того, как у всякого стал свой ум царь в голове, разъединение и врозь – устремление сил: всякий о себе, и никто о других. Когда войдет все сие в жизнь и начнет быть преобладающим явлением, тогда начнется разложение, расстройство и уничтожение государственного тела.

Митрополит Московский ФИЛАРЕТ

    Надобно наблюдать, чтобы истина чрезмерною строгости не изгнала милости, чтобы милость излишним снисхождением не уклонилась от истины.

    ***

    Избирайте не того, кто ищет должности, но кого должность ищет.

    ***

    Награда не заслужившему есть не столько милость одному, сколько несправедливость против многих.

    ***

    Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания.

    ***

    Дела говорят сильнее слов.

    ***

    Не иноплеменное наставление производит добрых сынов отечества.

    ***

    Искусство все превращать в золото отнюдь не так важно, как искусство превращать мертвое золото в живую и от смерти избавляющую добродетель.

    ***

    Говори всегда правду с точностию и без уклончивости: и твоему простому слову будут верить, как клятве.

    ***

    Памятуй бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее.

    ***

    Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества.

Apхиепископ Черниговский ФИЛАРЕТ

    Дух времени—дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смяться над теми, от которых в восторга ныне.

    ***

    Кто ищет угодить миpy, тот не может угодить Богу.

    ***

    Ленивая и праздная жизнь тоже, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных.

    ***

    Сердце человеческое не может быть праздным; душа наша не может быть без дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышет чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией: она идет путем греxa, к аду.

Примеры употребления слова залихватский в литературе.

Младший лейтенант Алешин вынул из кармана шинели огромную коробку трофейных сигарет, залихватски толкнул коробкой козырек фуражки, сдвинул ее на затылок, отчего юное лицо стало наивно-детским, отчаянным, сказал добродушно: — Черти!

Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил, съел и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали.

Вдруг — точно нечистый его под руку подтолкнул — хлопнул на пол верстатку, весь набор, понятно, к свиньям, а сам Жаренов посыпал залихватской однообразной бранью.

В кафе забушевало подобно степному пожару веселье, оно постепенно набирало обороты, и рычала принесенная кем-то из партактива гармонь, и председатель ассоциации товаропроизводителей Бузулуцка, выбивая чечетку каблуками остроносых австрийских туфель, залихватски голосил: Вышла девушка на реку, Увидала в речке грека, Грека стал краснее рака, Повернулся к девке.

Открывая глаза, залихватски выкрикивал стоявшему на холме Вершинину: — Гришатински, Никита Егорыч!

Вышел клоун, втащил за собой упирающегося ишачка, поправил ему залихватскую соломенную шляпу, вынул будильник, коробку конфет и прокричал слово в слово то же самое, что и вчера.

У Ларионова вдруг перехватило дыхание, он сглотнул воздух с трудом, кадык на его загорелой жилистой шее подпрыгнул, как теннисный мячик, выражение стыда и отвращения на его лице удивительно не сочеталось с залихватски сдвинутой на затылок фуражкой.

Носишка взглянула и замерла: там, невдалеке, на кругленькой поляночке, маленькая черепаха играла на дудке, залихватски притопывая в такт музыке.

Движение убыстрялось, тут Тюрина принялась припрыгивать, да еще и с залихватским оханьем, — в их белгородской деревне выше всего ценилось в танце ритмичное припрыгивание и приплясывание, однако Клавдия Афанасьевна ее тут же приструнила, обозвав негром.

Павел уже собирался залихватски гикнуть и по-барски взяться за кредитную карту, но тут вспомнил, что карты у всех экспертов отобрали.

Пока Люка, судорожно глотая воздух, старался восстановить дыхание после доброго тычка локтем, а Найнив поправляла шаль, чтобы выглядеть хотя бы пристойно, из толпы напротив, пошатываясь, вышел Джуилин — коническая шапка залихватски сдвинута набекрень, куртка расстегнута, один рукав чуть ли не по земле волочится, в руке скособоченная деревянная кружка.

Наконец, преображенный патер сунул за пояс два пистолета и скрыл под залихватски загнутыми полями шляпы свои седые кудри и тонзуру.

Было еще и другое течение в посадском море: течение верхнее, вмещавшее двух земских начальников, следователя, станового, акцизных, но это течение шло далеко вверху, и в общем выходило так, что около бурлил какой-то тихий водоворот чуек, залихватских песен, разварной осетрины, фабричных труб, золоченых пуговиц, а среди них образовался узел тишины, пугливой тишины погоста.

Его залихватская фуражка героя-летчика казалась жестокой насмешкой над бедной, потной, отнюдь не лихой физиономией, и я при понимаю, что у меня возникло побуждение сдернуть эту фуражку у него с головы или хотя бы поправить ее, придать ей не такой нахальный излом, — побуждение, вполне родственное тому, какое испытываешь на детском празднике, где обязательно попадается ужасно некрасивый малыш в бумажном колпаке, из-под которого вылезает то одно, а то и оба уха.

Над сутолочной площадью понеслась залихватская мелодия: Рууди играл, насколько хватало легких.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Архимандрит Рафаил (Карелин)

О КАНОНАХ И АКАФИСТАХ

Не могли бы Вы мне сказать, что значит «радуйся» в акафистах и почему последний кондак в акафисте повторяется три раза и мы снова читаем первый икос и первый кондак? И почему в песнях канона «Слава и ныне» отделены? (И это даже часто бывает на богослужении, например: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших. И ныне и присно и во веки веков. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших» – почему «Слава и ныне» разделяются?)

Слово: «радуйся» – служило приветствием, с которым в древности обращались друг другу при встрече или начинали им письмо. Обращаясь к святым со словом: «радуйся», – мы выражаем свою веру в то, что они находятся в вечной радости, в высшей радости, в благодати Духа Святого. Троекратное повторение тринадцатого кондака служит выражением особой усиленной молитвы. Вторичное чтение первого икоса и кондака в конце акафиста является указанием на законченный цикл, который служит символом вечности. Разделение формулы славословия Святой Троицы говорит о многоплановости молитвы.

Славя Бога, мы тотчас обращаемся к своей греховности и недостоинству, чтобы это славословие было принято, так как, по словам премудрого Сираха, «не красна хвала в устах грешника» (Сир. 15,9).

Помогите мне понять ирмосы канонов, то есть что автор хочет этим сказать: «1. Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче. 2. Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество. 3. Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче. 4. От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда верою Тройческою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси. 5. Во глубине по-стла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила: воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися».

Я перескажу Вам смысл ирмосов, который будет более понятен, чем дословный перевод.

1. Господи, Творец неба и Созидатель Церкви, утверди меня в Твоей любви. Ты верх Желаний и твердость верующих, Ты един Человеколюбец (в смысле совершенной любви).

2. Господи, я услышал пророчество о Твоем таинстве (Боговоплощении), разумел Твои дела (дела спасения людей) и прославил Твое Божество.

3. Просвети нас Своими велениями – заповедями и силою («мышца означает силу, руку, действие) Твоею высокою (в смысле могущественною, непобедимою, высшею) мир (синоним благодати) даруй нам, Человеколюбец.

4. Отроки из Иудеи, переселенные в Вавилон, некогда (в определенное время, имеются в виду три отрока Анания, Азария и Мисаил, которые были брошены в огненную печь) верой в Святую Троицу победили, одолели стихию огня.

5. «Во глубине (на дне Чермного (Красного) моря) постла» – низверг, поразил некогда войска фараона (имеется в виду переход Моисея с еврейским народом через Чермное море, в котором была потоплена армия египетского фараона), «преоруженная сила» – непобедимая, непреодолимая сила, подразумевается Божественная сила, а воплотившийся Господь также поразил, уничтожил всезлобный грех, тяготевший над человечеством (имеется в виду Адамов грех). Господь прославился через Воплощение и Распятие: Крест – слава Божественной любви.

Объясните, пожалуйста, что значит каждая песнь в каноне и что значит ирмос в каждой песни канона? И в чем смысл чтения канонов и акафистов, если можно молиться своими словами?

Канон, то есть узаконенная форма, состоит из девяти песен. Ирмосом называется первый стих каждой песни. Эта структура была введена для унифицирования богослужения. Каноны и акафисты – это голос святых или же благочестивых людей, взятый как образец Церковью. Когда мы читаем внимательно церковные молитвы, то они усваиваются нам, становятся голосом нашей души. Если можно образно выразить эту мысль, то, читая каноны и другие церковные молитвы, мы поем в едином хоре со святыми гимн Богу. Каждый человек также может обращаться к Богу со своими словами.

Креститься ли с поклоном при чтении фразы: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче»? Это последнее предложение икоса в акафисте святому Николаю Чудотворцу.

Хорошо положить на себя крест и затем поклониться в конце кондака и икоса, но особого правила здесь нет.

Что такое акафист? По каким случаям его читают? И еще вопрос: читать молитвы или акафист лучше стоя? А сидя или лежа? (Я закрываюсь в ванной, сажусь в нее, включаю воду, зажигаю свечу и читаю, простите за подробности.) Не прогневаю ли я Бога и имя святого?

Акафист – это особый чин торжественных песнопений в честь Господа и святых. Его лучше читать стоя, но при недомогании или каких-либо трудностях можно читать сидя или даже лежа. Что касается молитвы в ванной комнате, то молиться везде можно. Старайтесь постоянно говорить Иисусову молитву, которая является основой всех молитв.

У меня проблемы во взаимоотношениях с мужем. На днях приснился сон, в котором матушка из церкви подарила икону святого Сергия Радонежского и молитву и сказала: «Читай, и все наладится». У меня вопрос: какая это может быть молитва и о чем этой иконе молятся?

Хотя не всем снам нужно верить, но будем надеяться, что этот сон от Бога. Приобретите икону и акафист святому Сергию и читайте акафист по возможности чаще. В акафисте Вы найдете все нужные для Вас прошения.

НАЗАД (На предыдущую страницу)

Следующая молитва

Предыдущая молитва

Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу

Господи, царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя; яже от юности и от науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чужую видев, и тою уязвлен бых сердцем, или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойного раба Твоего, и остави мя, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец; да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз; и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки. Аминь.

Вся, елика Ти согреших – все, в чем я согрешил перед Тобой (вся, елика – все, сколько; согреших – я согрешил). Днесь – сегодня. Паче же – и более того. Горе – хуже, горше. Яже – которые. От юности – с юности, с юных лет (а не «по причине юности»). От науки злы – от злого научения. От нагльства – от бесстыдства, дерзости. Аще – если.

Кляхся – я клялся. Похулих е – похулил его (далее в молитве следует еще ряд глаголов в форме 1-го лица прошедшего времени – аориста; укорих – я укорил; оклеветах – я оклеветал; опечалих – я опечалил, и т.д.). Безгодно – не вовремя. Свадих – возбуждал ссоры, ссорил кого-либо. Стоящу ми на молитве – когда я стоял на молитве. О лукавствии мира сего подвижеся – устремился к мирскому (к лжи мира сего). Лукавое – злое, дурное. Доброту чужую видев – видя чужую красоту (или же добрые свойства вообще: доброта означает и красоту внешнюю, и вообще совершенство). Тою уязвлен бых сердцем – ею был уязвлен в сердце. Неподобная глаголах – говорил не подобающее, непристойное. Моя же суть безчисленная согрешения – тогда как мои согрешения бесчисленны. Та бо вся и больша сих содеях – потому что я сделал все это и больше того.

+ В начале молитвы и в конце ее упоминается среди причин многочисленных грехов уныние: …Прости вся, елика Ти согреших… от уныния… Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего… Уныние принадлежит к числу восьми главных страстей, и борьба с этой страстью неизбежна для всякого христианина.

«Ставшему на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом».

Преподобный Иоанн Лиственничик

«Душа, уязвленная стрелою этой разорительной страсти, действительно засыпает для всякого стремления к добродетели и наблюдения за своими духовными чувствами… Главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает. Ум празднолюбца ни о чем другом не помышляет, как о пище и чреве, пока, встретив где-либо содружество в каком-либо мужчине или женщине, цепенеющих в такой же холодности, ввяжется в их дела и нужды… Противодейство ему главное будет: не уступай, сиди за делом».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя».

Преподобный Нил Синайский

В этой покаянной молитве приводится целый список грехов, которыми мы грешим ежедневно; чтобы это ежедневное покаяние было искренним, следует вникнуть в суть исповедуемых здесь грехов, в их связь и различие. О некоторых из них стоит сказать особо.

…Аще именем Твоим кляхся… Вот слова Самого Господа Иисуса Христа: Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 33-37). Несомненно, слова вечернего исповедания грехов говорят не только о непосредственной клятве, но и о всяком нарушении 3-й заповеди Закона Божия – о божбе и поминании имени Божия всуе (заметьте, что к нарушению этой же заповеди относит катихизис и невнимательность в молитве – как произнесение имени Божия с нарушением благоговения и лживое).

…Или похулих е в помышлении моем… Этими словами исповедаются хульные помыслы – отвратительные, грязные мысли и представления, возникающие прежде всего во время молитвы и за богослужением.

«Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес… Посему и мы, презирая его и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: Отойди от Меня, сатана: Господу Богу Моему поклонюся и Ему одному послужу (ср.: Мф. 4, 10); слова твои да обратятся на главу твою!»

Преподобный Иоанн Лествичник,

Преподобный Иоанн указывает и таинственную внутреннюю причину хульных помыслов: это – гордость. «Кто одержал победу над сею страстью, тот отринул гордость». «Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов: ибо причина и корень второго есть первое». К этим же, внутренне связанным с хулой, грехам против ближнего обращает наше внимание и молитва-исповедь:

…Или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих… Здесь говорится о прямом укоре (укорих), о запальчивом несправедливом осуждении (оклеветах кого гневом моим); наконец даже «справедливый» и не высказанный впрямую гнев так или иначе огорчает наших ближних (опечалих). Покаянная молитва обращает нас к корню этих грехов против ближнего: …или о чем прогневахся… Гнев принадлежит к числу восьми главнейших страстей.

«Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость».

Преподобный Иоанн Листвичник

«Не полезно гневаться, как без причины, так и по основательной причине; ибо справедливо воспрещено сие Господом (см.: Мф. 5, 22)».

Преподобный Нил Синайский

Гнев допустим лишь на бесов и на себя: «Гневайтеся на грех, то есть на самих себя и на диавола, чтобы не согрешить против Бога».

Преподобный Исихий Иерусалимский

…Или брата моего опечалих… Казалось бы, об этом грехе только что говорилось; но выше шла речь о печали, вызванной проявлениями гнева, а опечалить брата моего может и невнимание, и неразумие, и просто моя общая греховность.

…Или свдих… Свадити – ссорить, возбуждать раздор.

…Или кого осудих… Напомним слова апостола: Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4, 11-12).

…Или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся… Но выше уже говорилось: или о чем прогневахся; повтор ли это? Пожалуй приставка раз – указывает на другое качество, другой уровень исповедуемой страсти: достаточно сильную охваченность гневом (прогневахся может относиться и к мимолетному чувству).

…Или доброту чужую видев, и тою уязвлен бых сердцем… Уязвлен бых сердцем – то есть был ранен в самое сердце, получил болезненную сердечную рану (язву). Многозначность слова доброта позволяет отнести эту фразу как к соблазну чей-либо внешней красотой (сластолюбивым помыслам, жгучим и болезненным), так и к зависти, всегда мучительной; применяйте эти слова к вашей собственной душевной язве.

…Или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения… Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3-5).

Создатель этой молитвы – преподобный Ефрем Сирин…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *