Елизавета или Варвара?

Елизавета или Варвара?

Как преподобномученица Елизавета и инокиня Варвара свои земли обходили

Денис Ахалашвили

Это сейчас у нас в Покровском постоянно пребывают своими мощами настоятель нашего храма священномученик Сергей Увицкий, преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара, святой праведный Симеон Верхотурский, и никто этому особо не умиляется, а раньше мы о таком и мечтать не смели. Визиты великих святынь, особенно в больших городах, совершаются постоянно, и попасть к ним может любой желающий. А тогда святые мощи привозили порой буквально на час, и люди бросали все свои дела, отпрашивались с работы, забирали детей из школ и садиков и бежали в храм. И сейчас бегут.

«Слышал, к нам в Екатеринбург пояс Пресвятой Богородицы привезут, а у меня с партнерами в бизнесе проблемы, надо обязательно пойти помолиться!» «Ивановна, ты давно на боли в ногах жалуешься, тебе надо идти обязательно!» Здоровье, деньги, хорошая работа, удачная покупка (продажа), сиюминутные проблемы, снова здоровье и снова деньги – это каждый из нас слышал возле святынь не раз и не два. И если скажешь современному человеку, что такое, мягко говоря, утилитарное отношение к святым лишает нас действительно важного и нужного для души и спасения, рискуешь натолкнуться на непонимание. Это как прямая линия с президентом, где ему рассказывают о местных коммунальщиках, хамоватых начальниках, грязных подъездах и очередях в садиках. А иначе зачем вообще президент нужен, если не решит вопрос с моим грязным подъездом?

Святые, в отличие от президента, общаются с народом по прямой связи не раз в год, а ежедневно с утра до вечера и помогают во всякой нужде просящей смиренной души, ибо кто как не они знает о сострадании и милости Божией. Поэтому очереди к их мощам в больших городах растягиваются на часы и километры.

Но это в больших городах, а в провинции, где порой человек занят элементарным выживанием, таких проблем вообще нет, как у того, кто лежит в глубокой коме. Какая духовность, если мне есть нечего? И не надо поминать о бабушках, которые всю жизнь проходили в одних туфлях и за все Бога благодарили. Эти бабушки, прошедшие революции и войны, для нас как звезды на небе, а мы избалованные, изнеженные и слабые.

В моем родном Камышлове с населением около тридцати тысяч три храма, куда постоянно ходит от силы несколько сотен человек. Но перед каждым из них я готов поклониться, потому что вера в маленьком городе давно стала исповедничеством. Верующий – значит, с ним бесполезно обсуждать передачу «Давай поженимся» или бесконечные слезливые сериалы, потому что он их просто не смотрит. И перемывать косточки начальству он не станет, так же как и обсуждать соседей. Неудобные они для современного мира, неправильные какие-то.

Когда я говорю сыновьям своего друга-настоятеля, что мы собираемся прийти к ним в школу, они морщатся и просят не приходить. На мой удивленный вопрос они честно говорят, что к священникам среди одноклассников отношение не очень. Другое дело, если бы папа был известным спортсменом, важным чиновником или бизнесменом каким-нибудь!

Тогда все бы завидовали, а так лучше не надо. Что уж говорить о святых, чьи имена большинство даже правильно выговорить не может?

Когда по благословению епископа Каменского и Алапаевского Мефодия с 11 октября, дня обретения мощей Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, нового общецерковного праздника, преподобномученица Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара в ковчеге своими святыми мощами стали обходить Каменскую епархию, я решил поехать с ними. И не куда-нибудь, а в самую что ни на есть глубинку.

В рабочем поселке Пышма, куда я сначала приехал, проживает около пяти тысяч человек, а храм Богоявления находится в самом его центре. Чтобы почтить память Великих Заступниц и Покровительниц уральской земли, пришли человек пятнадцать, половина из которых были работниками храма, трое священников и один заезжий журналист. Было бы воскресенье – пришло бы больше.

Мощи в Пышме

Пока служили акафист и молебен, народ стал подходить. Вот в храм вбежала запыхавшаяся мама с мальчиком, которого она крепко держала за руку. Она быстро перекрестилась, а затем стала что-то шептать мальчику на ухо, указывая на ковчег с мощами. Мальчик слушал и кивал, глядя на него широко открытыми глазами. После акафиста подошел к мощам, приложился, а потом без подсказок опустился перед святыней на колени.

Затем появился рабочий в комбинезоне, долго смотрел на ковчег, потом прошептал: «Это та самая княгиня, которую большевики в шахту живой сбросили?» Получив утвердительный ответ, он скривился, как от зубной боли, купил белую розу – символ жертвенного служения Великой княгини Елизаветы и поставил в вазу рядом с мощами. Храмовые бабушки шептали ему, чтобы он приложился, а он стоял, никого не слушая, и напряженно смотрел на ковчег.

Какая-то женщина привела бабушку с палочкой в огромном пуховом платке и халате под тяжелым пальто. Перед ковчегом она сразу начала утирать слезы, а потом подвела бабушку к мощам и показала, что надо приложиться. Бабушка послушно приложилась, женщина отвела ее в сторону, а сама бухнулась на колени и стала о чем-то жарко просить. Вволю наплакавшись, утерла слезы, купила большой календарь и увела бабушку из храма.

Когда мощи привезли в Савино, в храме святой великомученицы Параскевы был престольный праздник, поэтому встреча святыни была торжественной и долгой. Все вставали перед ковчегом с мощами на колени, многие плакали. Было много детей.

Мощи в Савино

Настоятель храма отец Алексий говорил, как важно в наше время иметь любящее сострадающее сердце, как у Великой княгини Елизаветы, которую Господь почтил мученичеством и великим дерзновением к Богу. И привел пример из собственной жизни, как легко забыть о ближнем и потерять мир душевный. Когда он приехал за мощами, к нему подошел человек, который очень хотел попасть к ним в храм, и просил батюшку рассказать о нем. А батюшка со святыней! И прихожане ждут, и все мысли только о том, как поскорей привезти святыню. И он от человека просто отмахнулся. А сейчас сильно переживал.

«Потому что, дорогие мои, – обратился он к народу, – все наши радости и утешения ничего не стоят, если мы, пускай даже и ненароком, кого-нибудь обидим и лишим милости Божией! Моя совесть меня обличила, и я каюсь в том, что этому человеку не помог и оттолкнул! Прошу вас быть внимательными и чуткими ко всем, кого вам посылает Господь, чтобы исполнять святую заповедь Христовой любви и быть христианином не только по званию, но и по существу, какой была Великая княгиня Елизавета!» Давно я не видел столько живой искренней радости, взаимных теплых слов и поцелуев, как в храме на этом молебне.

Мощи в Савино

После Савино я встречал ковчег с мощами в Камышлове в храме Сорока Севастийских мучеников. Еще на остановке увидел наших прихожанок из Покровского. «Вы куда?» – «Как куда, в Сорока Севастийских, конечно, матушку Елизавету встречать!» – «Так ведь она через два дня к нам в храм приедет!» Они переглядываются и смеются. «Знаем, Денис, знаем! Но никаких сил ждать нет! Мы сейчас святой княгине Елизавете в Сорока Севастийских помолимся, а потом у нас в Покровском! Это же такая милость Божия, что не передать!»

Когда мы добрались до храма, отец Олег уже привез ковчег с мощами, поставил их на украшенный цветами аналой, а сам пошел готовиться к молебну в алтарь. Хотелось бы дальше написать, что народу собралось не протолкнуться, потому что и город родной, и храм, любимый с детства, и настоятель-друг, но это было бы неправдой.

Народу пришло человек тридцать, и народ это был больше церковный, который и в Алапаевск в монастырь Новомучеников возле шахты каждый год ездит, и крестными ходами по святым местам ходит. Каждый день они читают неумолкаемую Псалтирь и ездят, друг другу помогают. Летом картошку помогают бабушкам копать, огород чистят, зимой дрова колют и снег убирают. И в храме после службы устраивают вечери любви с домашними разносолами и пирогами.

Я смотрел на этих украдкой утирающих слезы, счастливых, в большинстве своем пожилых бедных людей, оставивших все свои дела и заботы ради встречи с преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой и инокиней Варварой, и думал о словах Евангелия, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:29).

Им, работящим, скромным и бедным, не мыслящим себя без храма, взаимной заботы и молитвы, Великая княгиня Елизавета была родной и любимой матерью, которая привезла великие дары любви, без которой человек уже не может пройти мимо чужой беды и остаться равнодушным. Это и есть начало святости, когда делание добра становится не просто естественным, а необходимым как воздух, без которого сердце задыхается и болит.

Молебен у мощей в Камышлове в храме Сорока Севастийских мучеников

На этом можно было бы поставить точку, если бы я случайно не заметил стоящую в углу неверующую маму своего товарища, которую и на великих праздниках в храме не встретишь. Сейчас она утирала слезы и время от времени крестилась, опустив голову и мало замечая происходящее вокруг.

А после молебна у меня зазвонил телефон. Это звонил настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Четкарино отец Димитрий. В их маленькую деревню ковчег с мощами везти не предполагалось, но прихожане собрались и сказали настоятелю, что им без матушки Великой княгини Елизаветы ну никак нельзя! Делай, говорят, отец, что хочешь, но княгиню Елизавету нам привези!

Отец Димитрий немного оторопел от такой ревности своих прихожан, стал думать, молиться, как беде помочь, и Господь не оставил, вразумил! У нас в Покровском соборе есть писаная икона алапаевских мучениц с частицами их святых мощей. Эту икону отец Димитрий после литургии к себе в храм привез. На молебен половина деревни собралась, и стар, и млад, и был у них такой праздник, что ни словом сказать, ни пером описать!

День памяти преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары


Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV и принцесса Алиса

Родителями Эллы были Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV и принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории. Гессен – небольшое герцогство площадью в 21 тысячу квадратных километров, расположенное в самом центре Германии. Герцогская семья вела очень скромный образ жизни. Жители герцогства так любили герцогиню Алису, что после ее смерти на собранные деньги установили ей памятник с надписью «Алисе – незабвенной Великой герцогине».


Английская королева Виктория

Бабушка будущей княгини – знаменитая английская королева Виктория. Она пробыла на троне 63 года, и период ее правления – викторианская эпоха – считается временем расцвета Британии. Кстати, Элла и ее сестра Алиса (будущая российская императрица Александра Феодоровна) много времени провели в Осборн-хаусе – резиденции королевы Виктории – под пристальным оком грозной бабушки.


Семья Гессен

У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елизавета, Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (будущая императрица Российская Александра Феодоровна) и Мария . Великая герцогиня Алиса воспитывала детей в строгих правилах: они сами убирали свои комнаты, постели, самостоятельно следили за своим туалетом, топили камин. Впоследствии Великая княгиня Елисавета не раз говорила: «В доме меня научили всему». Но главное – в семье Гессен детей учили состраданию. Дети вместе с матерью ездили по больницам, навещали сирот в приютах, посещали дома инвалидов…


Элла

Безмятежное детство у маленькой Эллы закончилось очень рано. Когда ей было 9 лет, насмерть разбился ее младший брат Фридрих. А спустя 3 года все члены семьи Гессен заболели дифтеритом – болезнью, которая в те времена плохо поддавалась излечению. Герцогиня Алиса выхаживала детей, но вскоре четырехлетняя Мария умерла, а вслед за ней в возрасте 35 лет скончалась и сама Алиса. Четырнадцатилетняя Элла всеми силами пыталась облегчить горе своего отца, утешала младших сестер и брата, пытаясь хоть в малой мере заменить им мать. Эти несчастья закалили характер юной Елизаветы. Многие вспоминали, что уже тогда Элла проявляла исключительную душевную доброту и милосердие.


Первая красавица Европы

Вскоре об Элле из рода Гессен заговорили по всей Европе. Считалось, что в Старом Свете есть только две красавицы – и обе Елизаветы: супруга императора Франца Иосифа Елизавета Австрийская и Елизавета Гессенская. Повзрослевшая Элла была ослепительно красива, при этом все отмечали ее одухотворенность, обаяние и чарующую душевную красоту, простоту и изящность ее манер, притягательность ее пленительных глаз. К ней сватались самые известные и аристократичные мужчины Европы, среди которых были Фридрих Баденский и прусский кронпринц Вильгельм…


Елисавета со своим супругом Великим князем Сергеем Александровичем

…Но выбор Елизаветы пал на Великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. Элла и Сергей знали друг друга давно, еще детьми, так как Сергей в юности не раз гостил и в Германии у семьи Гессен и в Англии у королевы Виктории.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца состоялось их венчание. Причем обряд проходил дважды: сначала по православному обряду, потом – по протестантскому. Кстати, на свадьбу принцессы Елизаветы в Россию приехала и ее младшая сестра Алиса. Здесь она встретила своего будущего супруга цесаревича Николая Александровича.

После венчания молодые поехали в роскошный дворец на Невском проспекте, который Великий князь Сергей купил незадолго до свадьбы. Там их по русскому обычаю встречали хлебом-солью император Александр III и императрица Мария Феодоровна. Медовый месяц молодожены провели в имении Ильинское. Современники отмечали красоту новой супружеской пары и их схожесть друг с другом.

После свадьбы княгиня Елисавета Феодоровна под руководством мужа занялась изучением русского языка, истории Русского государства и Русской Православной Церкви. Князь Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, он строго соблюдал посты, ездил по монастырям и жил по уставу Святой Церкви. Княгиня во всем следовала за супругом. В своих письмах Елисавета пишет, что она невероятно счастлива с мужем. В свете о князе Сергее ходило немало нелицеприятных слухов, но сама Элла в письмах к родным писала, что очень любит своего мужа и любима им: «Пусть мужья и жены всегда любят друг друга так, как мы…»


Великие князья Сергий Александрович, Павел Александрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна
в храме Св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме

В 1882 году князь Сергей Александрович основал Императорское Палестинское общество, главной задачей которого стала забота о паломниках из России, посещавших Святую Землю. С его помощью были выкуплены такие библейские святыни, как Мамврийский дуб, часть горы Голгофы и Гефсиманский сад. На Масличной горе по повелению императора Александра III был построен монастырь в память его матери православной императрицы Марии Александровны и освящен в честь ее небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Спасителя.

На освящение монастыря приехали Великие князья Сергей и Павел Александровичи и княгиня Елисавета Феодоровна. Пораженная красотой храма, она произнесла: «Как бы я хотела быть похороненной здесь». Ее словам суждено было сбыться.

Портрет Елисаветы Феодоровны кисти Фридриха Августа фон Каульбах

Именно после поездки на Святую Землю, паломничества в Назарет, посещения Святой горы Фавор и Гроба Господня княгиня Елисавета принимает решение перейти в Православие. 1 января 1891 года она пишет отцу о своем решении: «Я все время думала и читала и молилась Богу указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином». 13 апреля 1891года, в Лазареву субботу, над княгиней Елисаветой Феодоровной был совершен чин присоединения к Православной Церкви через миропомазание с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери Крестителя Господня пророка Иоанна Предтечи.

В этом же году князь Сергей Александрович был назначен на должность генерал-губернатора Москвы. А вскоре жители Москвы смогли оценить милосердие супруги губернатора. Княгиня Елисавета посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей и повсюду старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, как могла улучшала условия жизни несчастных.

При всем своем безграничном милосердии к больным, страдающим людям лишь одного княгиня Елисавета категорически не могла принять. Она была активная сторонница любых самых жестких и решительных мер по отношению к революционерам и террористам. «Неужели нельзя судить этих животных полевым судом? – спрашивала она у императора. – Необходимо сделать все, чтобы не допустить превращения их в героев… Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет». Она словно бы предчувствовала, что рука террориста разрушит ее семейное счастье.

4 (17) февраля 1905 года князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Уже через несколько минут Елисавета была на месте взрыва. Ее пытались удержать, отвести от страшного зрелища, но она не позволила. С помощью солдат, стоя на коленях в снегу, не плача, она своими руками собрала и положила на носилки части тела мужа, разбросанные взрывом, которые потом отнесли в церковь Чудова монастыря и положили перед амвоном.

…Потом княгиня отправилась во дворец и переоделась в траурное платье, которое решила больше не снимать. На третий день после смерти мужа она поехала в тюрьму, где содержался его убийца. До нас дошла лишь часть беседы, которая состоялась между ними. «Я не хотел убивать Вас, – сказал ей Каляев. – Я видел его несколько раз в то время, когда имел бомбу наготове, но Вы все время были с ним, и я не решился его тронуть». «И Вы не сообразили, что убили меня вместе с ним?» – спросила княгиня Елисавета. Она призывала Каляева покаяться, оставила убийце Евангелие и маленькую икону, но, выйдя из тюрьмы, произнесла: «Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он осознает свой грех и раскается в нем». Интересно, что княгиня Елисавета, которая всегда была сторонницей решительной борьбы с террористами, даже обратилась к императору Николаю II с просьбой помиловать убийцу ее мужа… Но ее прошение было отклонено.

С момента гибели князя Сергея Великая княгиня не снимала траур, много молилась, держала строгий пост. А на месте взрыва по ее просьбе был установлен памятник-крест, созданный по проекту художника В.М. Васнецова с выбитыми у подножия креста словами Иисуса Христа из Евангелия от Луки: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23, 34). Кстати, этот памятник-крест был снесен большевиками 1 мая 1918 года, причем активное личное участие в сносе креста принимали В.И. Ленин и Я.М. Свердлов.

После трагической гибели мужа княгиня Елисавета навсегда удалилась от света, посвятив себя делам милосердия и благотворительности. Она распродала все свое имущество: уникальные драгоценности, великолепные картины… Часть вырученных денег отдала в казну и родственникам, а оставшуюся сумму решила использовать для создания в Москве обители милосердия.

В мае 1907 года с благословения митрополита Московского и Коломенского Владимира княгиня Елисавета приобрела у купца К.А. Соловьева владение с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом на Большой Ордынке в Замоскворечье, а в 1909 году докупила прилегающий к обители участок с домом. В самом большом двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, в другом – церковь и больница, рядом аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника, духовника обители, школьные классы для девочек приюта и библиотека.

Марфо-Мариинская обитель милосердия открылась 23 (10) февраля 1909 года. В этот день Великая княгиня впервые после гибели мужа сняла траурное платье, облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать сестер основанной ею обители, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Выбирая название для своей обители, княгиня Елисавета Феодоровна решила посвятить ее святым праведным Марфе и Марии – сестрам праведного Лазаря Четверодневного. В Евангелии есть рассказ о том, как Мария села однажды у ног Христа и стала слушать Его учение, тогда как Марфа в это время одна заботилась об угощении Гостя. Это было не в традиции иудейских женщин – сидеть с мужчинами и слушать их разговоры, но Мария не могла оторваться и продолжала с жадностью ловить слова Христа. «Марфа же заботилась о большом угощении и подошедши сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 40-42). Называя обитель в честь двух сестер, княгиня Елисавета как бы объединяла два служения: «служение Марии» и «служение Марфы», служение монашеское и служение милосердия.

Знаменитый Покровский храм в обители был построен по проекту архитектора А. Щусева, внутреннее убранство расписал знаменитый художник М.В. Нестеров. К сожалению, при большевиках поразительные по своей красоте и жизни яркие фрески, созданные Михаилом Васильевичем Нестеровым, служители Санпросвета замажут темной краской…

Священник Митрофан Серебрянский, духовник Марфо-Мариинской обители

Княгиня Елисавета очень много работала над составлением Устава обители. Одно время она даже думала возродить древний институт диаконис, но потом отказалась от этой идеи. Однажды ей в руки попалась книга «Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-японской войны», написанная священником Митрофаном Серебрянским. Княгиня пригласила его в Москву, и в результате их бесед родился проект Устава Марфо-Мариинской обители. Более того, княгиня упросила отца Митрофана переехать в Москву и стать духовником ее обители. Тот поначалу колебался, не решаясь оставить свой приход в Орле и огорчить своих прихожан. Он даже сел писать княгине письмо с отказом, но в это мгновение пальцы на руке стали неметь и рука отнялась. Отец Митрофан принял это за знак свыше и попросил отправить княгине телеграмму с сообщением, что он согласен. Вскоре способности руки полностью восстановились.

Согласно принятому Уставу сестры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока (1 год, 3, 6 и более лет) они могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных обетов. Сестры в обители получали серьезную психологическую, духовную и медицинскую подготовку, лучшие врачи Москвы читали им лекции; в Покровском храме проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского и Географического обществ, духовные чтения…
В Марфо-Мариинской обители княгиня Елисавета вела подвижническую жизнь: спала на деревянных досках без матраса и тайно носила власяницу. Привыкшая с детства к труду, она все делала сама и как рядовая сестра участвовала во всех делах обители: ночами ухаживала за тяжелобольными, обходила беднейшие кварталы, помогая бедным, часто посещала страшный Хитров рынок, вызволяя оттуда малолетних детей…

Когда началась Русско-японская война, княгиня Елисавета немедленно организовала помощь фронту. Первым делом в залах Кремлевского дворца были созданы мастерские для помощи солдатам. Елисавета организовала отправку на фронт тюков с продовольствием, обмундированием и медикаментами, а также походных церквей с иконами и всем необходимым для богослужения. Княгиня не только собирала средства, которые потоком стекались в Кремль со всей Москвы и провинции, но и на свои личные средства подготовила и отправила на фронт несколько санитарных поездов. Помимо этого, для раненых солдат она устроила госпиталь и создала специальные комитеты для помощи вдовам и сиротам, лишившимся своих кормильцев на войне.

Почитание Великой княгини Елисаветы Феодоровны в те годы было поистине безграничным. Ее любили, ею восхищались, называя «белым ангелом Москвы».

«На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:

– Нельзя, господин, нельзя!
– Как нельзя? В церковь нельзя?
– Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за-ради Бога, не ходите, там сичас Великая княгиня Ельзавет Федровна и Великий князь Митрий Палыч…

Я сунул ему рубль – он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, Великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, – уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них». (Это – отрывок из чудесного рассказа «Чистый понедельник» Ивана Бунина).

…С приходом к власти большевиков страшные тучи стали стремительно сгущаться над страной. Это понимали и в России, и за рубежом. Королевские дома Европы пытались спасти княгиню от неминуемого ареста. Германское правительство даже добилось от правительства большевиков разрешения для Елисаветы Феодоровны покинуть Россию. Дважды к ней приезжал немецкий посол граф Мирбах с предложением уехать, но она не приняла его, передав на словах: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

…Ее арестовали 24 апреля (7 мая) 1918 года – на третий день Пасхи, в праздник Иверской иконы Божией матери. Арестовали по личному указанию В.И. Ленина. По его распоряжению председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский прислал для ее ареста отряд латышский стрелков. На сборы ей дали 30 минут. Прежде чем сесть в машину, настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна осенила всех плачущих сестер обители широких крестом и сказала: «Не плачьте! На том свете свидимся». Вместе с ней поехали две сестры – келейница княгини Варвара (Яковлева) и сестра Екатерина (Янышева). Другим сестрам чекисты не позволили сопровождать настоятельницу.

Напольная школа в Алапаевске, где содержались арестованные члены семьи Романовых

Опасаясь народных бунтов, большевистское правительство решило уничтожать членов семьи Романовых по-тихому и вдали от Москвы и Петрограда. Великую княгиню с сестрами вывезли сначала в Пермь, потом в Екатеринбург, оттуда в Алапаевск. Их поселили на окраине города в здании Напольной школы. Вместе с ними под арестом находились: великий князь Сергей Михайлович (младший сын Великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарь Федор Ремез, три брата Иоанн, Константин и Игорь (сыновья Великого князя Константина Константиновича), а также князь Владимир Палей (сын Великого князя Павла Александровича). В этом доме арестованные члены царской семьи прожили два месяца. Елисавета Феодоровна много трудилась и неустанно молилась. Она понимала: конец близок.

Убиение преподобномученицы Елисаветы

5 (18 июля) 1918 года чекисты получили от Ленина и Свердлова приказ уничтожить алапаевских узников. Глубокой ночью их посадили в телеги и отвезли на заброшенную шахту Новая Селимская в 18 километрах от Алапаевска. Там их зверски казнили: живыми (кроме князя Сергея Михайловича, которого застрелили) сбросили на дно шахты, а потом закидали бревнами и гранатами. За казнью, совершаемой большевистскими извергами, наблюдал местный крестьянин. Он рассказал, что, когда сталкивали в шахту Великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». И еще долгое время из-под земли доносились звуки Херувимской.

Церковь Святой Марии Магадалины в Гефсиманском саду, где находятся останки Великой княгини

Когда спустя 3 месяца белая армия под командованием Колчака освободила Алапаевск, то первым делом достали тела погибших. Было установлено, что они погибли в страшных мучениях от ран, голода и жажды. Было также установлено, что княгиня Елисавета Феодоровна упала не на самое дно шахты, а на выступ на глубину 15 метров. Рядом с ней оказался князь Иоанн. И даже на краю гибели Великая княгиня продолжала милосердствовать – в полной темноте она перевязала раны князя своим апостольником. Когда тела подняли на поверхность, все увидели, что пальцы Великой княгини и инокини Варвары были сложены для крестного знамения.

Рака с мощами святой Елисаветы в церкви Святой Марии Магдалины

Извлеченные тела неизвестный монах в наскоро сколоченных гробах через всю охваченную гражданской войной Сибирь повез сначала в Пекин, а затем в Харбин. За время долгого пути все тела сильно разложились, и лишь тело Великой княгини осталось нетленным.

Икона преподобномученицы святой Великой княгини Елисаветы

В ноябре 1920 года останки Елисаветы Феодоровны и ее келейницы Варвары по настоянию сестры Великой княгини принцессы Виктории через Шанхай и Порт-Саид были перевезены в Иерусалим. Здесь в так называемой Русской Гефсимании они обрели свой вечный покой: в склепе церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины стоят два гроба. В одном – нетленные мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, в другом – ее верной келейницы Варвары, которая отказалась покинуть свою игумению, чтобы спасти жизнь. Исполнилось желание княгини покоиться на Святой Земле. В ногах Великой княгини поместили шкатулку, которая всегда была с преподобномученицей. В ней находился оторванный взрывом палец Великого князя Сергея Александровича и прядь волос царственного мученика цесаревича Алексия.

Статуя княгини Елисаветы в Вестминстерском аббатстве

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца ино­ки­ня Вар­ва­ра бы­ла кре­сто­вой сест­рой и од­ной из пер­вых на­сель­ниц Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли в Москве. Бу­дучи ке­лей­ни­цей и сест­рой, са­мой близ­кой к Ве­ли­кой кня­гине Ели­са­ве­те Фе­о­до­ровне, она не пре­воз­но­си­лась и не гор­ди­лась этим, а бы­ла со все­ми добра, лас­ко­ва и об­хо­ди­тель­на, и все лю­би­ли ее. В Ека­те­рин­бур­ге сест­ру Вар­ва­ру от­пу­сти­ли на сво­бо­ду, но и она, и дру­гая сест­ра – Ека­те­ри­на Яны­ше­ва – про­си­ли вер­нуть их в Ала­па­евск. В от­вет на за­пу­ги­ва­ния Вар­ва­ра ска­за­ла, что го­то­ва раз­де­лить судь­бу сво­ей ма­туш­ки на­сто­я­тель­ни­цы. Как бо­лее стар­шую по воз­рас­ту, в Ала­па­евск вер­ну­ли ее. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну она при­ня­ла в воз­расте око­ло 35 лет.

В 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Лик милосердной Великой княгини Елисаветы Феодоровны можно увидеть и в Вестминстерском аббатстве в Лондоне. В конце XX века во время реставрационных работ на западном фасаде аббатства было принято решение установить в нишах над дверями статуи мучеников-христиан XX века, которые приняли смерть в своей родной стране. Россию там представляет самая добрая и милосердная душа России, «белый ангел Москвы», Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова.

Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент).
Иконописная школа. Сергиев Посад. 2002 год

Тропарь преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне, глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне, глас 2

Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.

Молитва святой преподобномученице Великой княгине Елисавете

О святыя новомученицы Российския великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во Обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара

18 июля — православные празднуют память святых преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович.

На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы.В обители, которая была названа Марфо-Мариинской были созданы два храма, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

Сестры обители дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. Святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Великая княгиня Елисавета

ПРМЦ. ЕЛИСАВЕТЕ
Тропарь, глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, / богомудрая Елисавето, / сугубым служением Марфы и Марии / Христа почтила еси. / Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, / яко жертва праведная Богу принеслася еси. / Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, / яко истинную наставницу усердно просим тя: / святая мученице великая княгине Елисавето, / моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 2

Величие подвига веры кто повесть: / во глубине земли, яко в раи светлости, / страстотерпица великая княгиня Елисавета / со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся / и, убиение претерпевающи, / о безбожных мучителех взываше: / Господи, прости им грех сей, / не ведят бо, что творят. / Тоя молитвами, Христе Боже, / помилуй и спаси души наша.

Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, глас 5

Великий князь Сергий Александрович и святая преподобномученица Елисавета

От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.

Молитва святой преподобномученице великой княгине Елисавете

О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во Обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары

Рукописная храмовая икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты (темпера), олифа, лак.
Размер представленной иконы 100х70 см.
Иконописец: Осипов Александр. Июль, 2019 год. г. Сергиев Посад.

  • Фотография иконы преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары
  • Иконография преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары
  • Житие преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары
  • В чем помогает образ святой Елисаветы и Варвары
  • Купить икону святой Елисаветы и Варвары
  • Какую икону купить в подарок
  • Рассчитать стоимость иконы

Икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, представленная на нашем сайте воплотила в себе наиболее характерный, канонический образ святых. Согласно традиции Русской Православной Церкви святые Елисавета и Варвара изображается в облачении Марфо-Мариинской обители и сапожках. Елисавета может быть с крестом или монастырем в руке.

На иконе изображены поясные фигуры новомучениц. Элисавета и Варвара одеты в облачение Марфо-Мариинской обители. В левой руке святая Елисавета держит монастырь, открытая правая ладонь обращена к молящимся, символизируя праведность и открытость чистой души.
Святая Варвара в руках держит крест, как напоминание о крестных страданиях Спасителя.
Правильные, гармоничные черты ликов олицетворяют духовную красоту небожителей. Выражение лиц строгое, без излишней чувственности и эмоциональности, показывают отрешенность от мира, сосредоточенность в служении Господу. Лики написаны нежными охристыми плавями. Розоватые тона румянца и губ, контрастируют с оливковым цветом санкиря, что придает лику дополнительный объем и выразительность, мягкость и теплоту.

Прямые и широкие складки одежды задают определенный ритм и движение иконе, выражают полноту упорядоченности духовных сил. В их строгом геометрическом построении проявляется упругость духовной энергии. Все элементы иконы прописаны тонкими, прозрачными плавями, которые придают глубину, мягкость, неземную воздушность облику преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары.

Икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской школе письма.

В чем помогают святые Елисавета и Варвара

Через иконы своих угодников Господь посылает нам просимое, полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искреннее будет наше обращение к ним. Икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары помогает наладить молитвенную связь со святыми заступницами. Имея перед собой зрительный образ святых мучениц, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. И по вере просящего Господь через Своих святых дает нам просимое.

Перед образом преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары молятся:

— Об укреплении веры
— О помощи в устроение земных дел
— Об исцелении телесных и духовных немощей.

Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары! Откройте им свое сердце в искренней молитве и они услышат нас, исцелят духовные и телесные немощи, помогут в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали. Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара услышат все наши молитвы и явят нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

Купить икону преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары

В иконописной мастерской Радонежъ вы можете заказать храмовую икону любого размера и сложности. Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Икона преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары выполненная иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святые угодницы Божии, Елисавета и Варвара будут сопутствовать вам на протяжении всего жизненного пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *