Экзорцист

Экзорцист

Родилась в 1952 году в небольшой деревушке в Баварии. Её родители были очень религиозны, что отразилось на её воспитании. В 1968 году у неё начались сильные эпилептические припадки. Лечение в психиатрической клинике не дало никакого положительного эффекта, более того, там у Аннелизы началась депрессия. Кроме того, священные предметы, вроде распятия, и церкви начали вызывать у неё сильное отвращение. Она начала считать, что является одержимой дьяволом, неэффективность медицинской помощи только укрепляла эту уверенность. Ей назначали всё новые препараты, но безуспешно.

В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз «эпилепсия», хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Шесть демонов Аннелиз Михаэль: известнейший случай экзорцизма :

Это в некоторой степени касается истории, случившейся с молодой немецкой девушкой по имени Аннелиз Михаэль. Родилась она в 1952 году и, судя по всему, была самым обыкновенным ребенком, но с одним исключением. Насколько известно, она была чрезвычайно религиозна – вера в Бога была единственной вещью, которую она никогда не подвергала сомнению.

В 1969 году началось путешествие семнадцатилетней Аннелиз, из которого она так и не смогла вернуться. Почти за одну ночь вся её невинная жизнь превратилась в абсолютный ужас.

В один прекрасный день, по совершенно непонятной причине тело девочки начало трясти. Аннелиз старалась изо всех сил, однако остановить тряску она не могла. Вскоре она попала в клинику, где врачи диагностировали эпилептический припадок, от которого её и начали лечить.

Однако что-то или кто-то подсказывало девочке, что диагноз не был верен. Во время молитв ей начали видеться странные фигуры, похожие на демонов и бесов; ей снились кошмары, и странные злые голоса постоянно что-то нашептывали ей. Аннелиз никому не рассказывала об этом, поскольку считала это божьим испытанием.

После двух лет непрерывных «испытаний», Аннелиз посчитала, что она стала одержимой. Тогда она обратилась к своему психиатру и рассказала о голосах, которые пытались контролировать её действия. Врач признал девочку шизофреничкой и приписал антипсихотические препараты.

Однако препараты девочке не помогали, ей становилось только хуже. Уже не надеясь на помощь медицины, Аннелиз начала умолять своих родителей о помощи. Она хотела, чтобы из неё изгнали демонов.

Вместе с родителями она пыталась найти человека, способного провести ритуал экзорцизма, однако перед ними постоянно закрывали двери…

В конце концов, им все же удалось найти пастора – Эрнста Альта – который был готов выполнить обряд, если его церковь даст свое одобрение. Одобрение не было дано: девушке посоветовали обрести покой с помощью укрепления веры и праведной жизни. Аннелиз знала, что её вера уже была непоколебимой, а праведная жизнь – абсолютно полной.

К 1974 году Аннелиз перестала походить на счастливую, милую девушку, которую все любили. Теперь она была отдалена от всего человеческого и постоянно находилась на грани эмоционального взрыва. Она нападала на членов семьи и друзей безо всякого повода, оскорбляя их, насылая проклятия и даже кусая.

Наконец, убедившись, что Аннелиз была одержима не одним, а сразу несколькими демонами, церковь дала разрешение на исполнение Римского ритуала. Однако процесс изгнания пошел не очень хорошо. Потребовалось три человека, чтобы удерживать её на кровати, но и этого не хватило – её пришлось приковать.

Сначала казалось, что ритуал работает. Медленно жизнь Аннелизы возвращалось к норме. Она вернулась в школу и начала регулярно посещать церковные службы.

Однако прошло не так много времени, прежде чем все поняли, что короткая пауза – не более чем уловка, призванная усыпить внимательность. Вскоре Аннелиз поняла, что находится в более сложном положении, чем когда-либо – к симптомам добавились внезапные моменты полного паралича.

Пастор снова начал проводить ритуал экзорцизма. Он продолжал в течение нескольких месяцев, день за днем, ночь за ночью. Всякий раз, при возможности, члены семьи Аннелиз и её друзья принимали участие в ритуале.

Аннелиз совсем перестала есть. Руки и ноги ослабли. Из-за постоянных коленопреклонений сухожилия в коленях порвались, однако ничего не работало.

К лету 1976 года Аннелиз была при смерти. Она была истощена от нехватки еды и страдала от пневмонии, сопровождающейся высокой температурой. Родители помогали ей становиться на колени и молиться – сама она уже была не в состоянии. Наконец, не в силах держаться, она попросила об отпущении грехов, рассказала о своих страхах, а затем скончалась.

Охваченные чувством вины и скорби по поводу гибели их любимой дочери, родители отказались верить в вынесенное обвинение: по мнению судмедэкспертов, Аннелиз погибла из-за обезвоживания и недоедания.

В качестве доказательства предполагаемого безумия были предъявлены несколько аудиокассет, записи которых были сделаны во время ритуалов изгнания. Самая популярная версия среди медиков заключалась в шизофрении, однако никто так и не смог объяснить, почему медикаменты, которые Аннелиз принимала на протяжении нескольких лет, не действовали.

Из-за отсутствия прецедентов, судебное разбирательство не было настолько тщательным, каким оно могло бы быть. Оба родителя Аннелиз и пастор были признанными виновными в убийстве по небрежности и приговорены к шести месяцам тюремного заключения.

Германская комиссия позже официально заявила, что Аннелиз не была одержимой. Однако их мнение вряд ли могло сравниться с мнением тех, кто знал девушку: мнением её семьи, пастора, близких людей. Могила Аннелиз – это то место, куда до сих пор приходят, чтобы помолиться за душу девушку, которая осмелилась бороться с дьяволом.

Многие вопросы о Аннелиз и её предполагаемой одержимости остаются без ответа до сих пор. Один из вопросов связан с фильмом «Изгоняющий дьявола». Многие скептики до сих пор считают, что девушка просто-напросто подражала фильму.

Родители Аннелиз и её друзья утверждали, что ко времени выхода фильма – в 1974 году – она была слишком больна, чтобы ходить по кинотеатрам. Однако, не смотря на этот факт, многие продолжают утверждать, что голоса на аудиокассетах очень похожи на фразы и голоса из фильма. Эти люди, кажется, забывают, что симптомы Аннелиз начались практически за пять лет до выхода фильма.

Другие же подняли вопрос о том, почему родители девушки не смогли силой кормить её. Показания, данные на суде, утверждали, что если девушку на протяжении недели до смерти удалось бы покормить хотя бы раз, она бы не умерла.

Есть еще одно популярное утверждение – на случай с Аннелиз могли повлиять некоторые другие факторы, не выявленные в ходе судебного разбирательства. Например, ходили слухи, что мать Аннелиз родила внебрачного ребенка за четыре года до рождения Аннелизы. Девочка по имени Марфа умерла в возрасте восьми лет, что заставило многих считать, это наказанием за грех.

Чтобы убедиться, что та же участь не постигнет Аннелиз, её мать стала вести праведную жизнь. Многие считают, что это оказало большое влияние на религиозную преданность самой девушки. Она развешала по стенам своей комнаты иконы святых, всегда хранила рядом святую воду и регулярно молилась.

Некоторые из её друзей признались, что Аннелиз казалась одержимой идеей искупления не только своих грехов, но и грехов своих родителей. Любую свою неудачу Аннелиз имела свойство чрезвычайно преувеличивать. Это, в свою очередь, могло привести к самовнушению одержимости демонами.

Итак, окончательно ответа на вопрос одержимости Аннелиз Михаэль до сих пор нет. Что уж говорить о конкретном случае, если большинство церквей еще не определилось, существует ли вообще одержимость? Однако даже при условии существования одержимости стоит взвесить все за и против. Безусловно, может показаться, что девушка не была одержимой. Однако репутации лжеца у неё не было, так что стоит полагать, что она говорила правду, когда называла себя одержимой.

У этого термина существуют и другие значения, см. Экзорцист (значения).

Заклинатель или экзорцист (греч.έπορκιστής, έφορκιστής, εξορκιστής — заклинающий, от греч.έπορκίζειν, έφορχίζειν — заклинать, лат.exorcist) — особая должность в составе клира в древней христианской церкви. Обязанность заклинателей состояла в чтении особых молитв над бесноватыми, эпилептиками и подобными больными.

Степень экзорцистов, или заклинателей, восходит к древним верованиям в возможность заклинания злых духов. В раннехристианскую эпоху (I — начало IV вв). эта способность была, как считали приверженцы христианской религии, распространена среди них. Св.

Иустин Философ в «Разговоре с иудеем Трифоном» говорит: «Мы, верующие в распятого при Понтии Пилате Иисуса Христа Господа нашего, заклинаем всех демонов и нечистых духов, и держим их в нашей власти»:

«больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.» (Матф.10:8)

Экзорци́ст — один из существовавших до II Ватиканского собора чинов церковнослужителя в Римско-католической Церкви. Экзорцисты существовали только в рамках западной литургической традиции, на Востоке их не было. Исторически экзорцисты причислялись к малым чинамклира (лат.ordines minores), к числу которых кроме них принадлежали остиарии, чтецы и аколиты.

Чин появился в Католической церкви в XVI веке после Тридентского собора. Название не имеет никакого отношения к современному пониманию слова «экзорцизм», как практике изгнания бесов из одержимых (священники, изгоняющие бесов, также называются экзорцисты) и связано с обрядом экзорцизма, проводящимся в ходе таинства крещения для очищения оглашенных от первородного греха. Первоначально совершать этот обряд было одной из обязанностей экзорцистов, однако впоследствии этот обряд стал, как и таинство крещения, совершать священник. Во время литургии экзорцисты, как и другие малые чины, облачались в суперпеллицеум. Часто экзорцистат рассматривался как предварительная ступень к диаконату и священству.

После II Ватиканского собора чин экзорциста был упразднён в motu proprio папы Павла VIMinisteria quaedam от 15 августа1972 года и в инструкции Конгрегации богослужения и таинствImmensae caritatis от 29 января1973 года. Как и другие малые чины чин экзорциста сохраняется в традиционалистических общинах (например, Братстве Святого Петра).

Кто такой экзорцист?

Экзорцизм – обряд изгнания бесов и демонов из человека. Он существует в самых разных культурах и религиях и призван с помощью молитв, заклинаний и других обрядовых действий избавить человека от сущности, которая сидит внутри и отравляет жизнь. Кто такой экзорцист – в этой статье.

Кто такой экзорцист и чем он занимается?

Об одержимости бесами упоминается еще в Новом Завете. Их умело изгонял Иисус Христос и его апостолы, а сегодня эту процедуру, которую, кстати, признают в качестве официальной, проводит духовное лицо низшего ранга. Но по понятным причинам на такое отваживаются не все священнослужители, ведь для этого нужно быть по-настоящему воцерковленным человеком, иметь непоколебимую веру в Бога, огромную силу воли и самое главное – не бояться, потому как слабый человек может стать игрушкой в «руках» бесов, к тому же считается, что семья и близкие люди экзорциста тоже находятся в опасности.

Кто такой экзорцист зависит от контекста и культуры. Ими являются ламы, раввины, священники, шаманы, ведьмы, медиумы, знахари и т.д.

Тем, кто интересуется, как стать экзорцистом, стоит ответить, что для этого нужно официально получить духовный сан, то есть выучиться на священнослужителя, или же пойти своей дорогой, то есть стать так называемым нео-экзорцистом. Последние обладают совершенно иным подходом и стилистикой. Прежде чем узнать, как стать экзорцистом в домашних условиях, необходимо удостовериться, что для этого имеются соответствующие способности – магические, эзотерические, способности к гипнозу и др. Даже не все из тех, кто проводит ритуалы от имени дьявола, берутся за изгнание бесов, потому как знают, какую опасность это таит.

Как проводится обряд экзорцизма?

Какой-либо определенной процедурой экзорцизм не является, поэтому тем, кто интересуется, как стать экзорцистом, стоит поближе познакомиться с обрядами, характерными для разных конфессий:

  1. Православные священнослужители, занимающиеся «отчиткой», как еще называют экзорцизм, собирают одержимых в храме и двигаются по проходу со святой водой и кадилом, кропя каждого и читая определенные молитвы. Они открыто призывают дьявола уйти именем Христа. Молитвы над беснующимися приводятся в современных требниках, а также более ранних трудах, например, Апостольских постановлениях, Требнике Петра Могилы и др. После изгнания демона священнослужитель призывает человека к праведной жизни и вере, иначе его пустую душу снова могут занять демоны, причем в еще большем количестве.
  2. Католики проводят обряд похожим образом. Выполняют его в изолированном месте, например, часовне, где епархиальный епископ, получивший разрешение вышестоящих глав церкви, проводит обряд, читая молитву за терзаемого человека. Ему могут помогать светские, но произносить формулу экзорцизма они не имеют права.
  3. В иудаизме проводится ритуал, который называется диббук. Его проводит цадик, что переводится как «праведник». При этом в зависимости от способа проведения ритуала человек избавляется от беса либо через искупление грехов, либо демон изгоняется в ад, покидая тело через маленький палец на ноге, где после этого остается кровоточащая ранка.
  4. В исламе также проводится экзорцизм, более известный как «изгнание джина».

Где учат тому, как стать экзорцистом?

Тем, кто интересуется, где учат стать экзорцистом, стоит ответить, что такие уроки преподают в академии «Тру-Кросс», университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. Причем абитуриентов там обучают не только церковным предметам, но и основам психиатрии, чтобы они смогли отличить реальную одержимость от признаков шизофрении и других заболеваний.

Изгоняющие бесов

И по сей день православные священники проводят ритуалы, избавляющие людей от одержимости

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы, с помощью определенного религиозного ритуала. Явление это очень древнее и восходит к самым истокам христианства.

В Евангелии изгнанию бесов отведено довольно значительное место. Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, не перенеся «соседства» с духами злобы, бросились в пропасть. «Как твое имя?» — вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион» (то есть множество — А.С.), — отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые упоминается о том, что человек может быть одержим сразу же многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после нисхождения Святого Духа, его обрели и апостолы. Теологи утверждают, что именно через них, основателей христианской церкви, эта способность перешла к их последователям — священникам.

Наибольший расцвет экзорцизма приходится на первые века нашей эры — период гонений на христианскую веру, когда служители Бога тайно собирались в катакомбах. Считается, что на заре христианства его приверженцы, постоянно готовые к мученичеству ради своей веры, были наиболее чисты и потому могли творить великие чудеса. Тем не менее количество страдающих от злых духов во много раз превышало количество людей, имеющих власть над бесами. И экзорцистам эпохи раннего христианства приходилось изгонять нечисть днем и ночью.

В Средние века количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому, невелико — ведь служители церкви то и дело впадали в различные тяжкие грехи. При этом, однако, среди них появилось огромное число людей, уверенных, что им по силам экзорцизм, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Многие из подобных высоко возомнивших о себе священников состояли на службе у инквизиции. Свои провалы на поприще экзорцизма они обычно оправдывали тем, что злой дух, вселившийся в данного человека, слишком силен и с одержимым требуется провести дополнительные ритуалы.

Несчастных людей окуривали всякими отвратительными запахами, оглушали боем барабанов, морили голодом и прижигали тело раскаленным железом. Предполагалось, что бес не выдержит телесных страданий и выйдет вон. Но, как правило, пыток не выдерживала сама жертва этих чудовищных обрядов. Заявляя, что таким образом погибший человек освободился от власти нечистой силы, инквизиторы считали его смерть оправданной.

Постепенно удачная и неудачная практика изгнания злых духов накапливалась и обобщалась. На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком.
С окончанием Средневековья об изгнании бесов как бы забыли. Череда великих войн и революций, потрясших человечество, отодвинула мир сакральный на второй план. Современная католическая церковь к экзорцизму официально больше не прибегает. А вот православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, православных священников, действительно умеющих изгонять бесов, можно буквально пересчитать по пальцам.

Отчитка — русский экзорцизм

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение крестным знамением, а также курение ладаном. Помните поговорку «бежит, как черт от ладана»? Она как раз об одержимых.

Отчитывать имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, читают обычную молитву о здравии. В некоторых случаях она тоже помогает.

Отдельно стоит сказать и о самой молитве, изгоняющей бесов. Она является самой длинной в каноне православной церкви — продолжительностью около 20 минут. Читают ее на старославянском. Текст молитвы был разработан и успешно опробован как верное средство от бесов много веков назад. С тех пор ни одно слово в молитве никогда не менялось.

На сегодняшний момент самым известным местом изгнания бесов в России является Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Лавра — спасение от бесов

Свято-Троицкая Сергиева лавра является одним из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всех областей России и ближнего зарубежья приезжают в лавру, чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет просто отдать дань уважения, кто-то — попросить совета или крепкого здоровья. Но есть и те, кто приезжает в лавру, ища избавления от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры отец Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта довольно небольшая, так что людям порой приходится стоять даже в коридоре, плотно прислонившись друг к другу.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять, пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы собравшиеся набрались мужества и сил: ведь отчитка — очень тяжелый процесс.

Когда отец Герман появляется на пороге храма, то по толпе проносится ропот, кое-где слышится плач и крики. Это начинают волноваться бесы. Отца Германа трудно с кем-то спутать — столь колоритна его внешность. Несмотря на свой преклонный возраст, он бодр и энергичен, а светлое лицо с пронзительными глазами очень напоминает лики со старинных икон.

Когда я впервые приехал в лавру, собирая материал для этой статьи, мне отец Герман показался довольно хмурым и жестким человеком. Но потом я понял, из-за чего складывается такое впечатление: у него крайне тяжелая и ответственная работа, он борется с врагом рода человеческого. Причем для него эта война вполне зримая.

Когда отец Герман поднялся на аналой, я мысленно напрягся. Неужели вот прямо сейчас будут изгонять бесов? Однако прежде чем производить отчитку, Герман каждый раз проводит полуторачасовую проповедь. «Грех — это тоже болезнь, — говорит он, — и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

Народ слушал проповедь, затаив дыхание. Люди всех возрастов и практически всех социальных слоев в молчании внимали словам отца Германа. Здесь можно было увидеть и банкира, приехавшего в лавру на 600-м «Мерседесе», и простую женщину из соседней деревни. От одержимости не застрахован никто.

Наконец, когда отец Герман приступил к отчитке, началось страшное. Я боялся этого момента — и не зря. Гнетущая тишина сменилась какофонией звуков, многие из которых даже не имели ничего общего с человеческим голосом. Некоторые люди визжали. Другие надрывно кричали. Несколько детей заговорили взрослыми мужскими голосами. Особенный ужас в меня вселила стоявшая рядом благообразная пожилая женщина, которая во время отчитки принялась громко лаять.

Сильней всех бесновалась дама лет сорока, оказавшаяся довольно близко от отца Германа. Ее руки и ноги дергались, словно у марионетки, а устами заговорил бес. Я отчетливо слышал, как она, а вернее, вселившаяся в нее нечистая сила вещала мужским басом, перечисляя, в какие века, при каком царе и в ком жил этот злой дух. «И из тебя не уйду!» — летели с губ одержимой его крики.

Отец Герман подошел к ней вплотную и поднял на уровень ее лица большой золотой крест. «Замолчи! — приказал священник, и бес повиновался. — А теперь изыди!» Женщина осела на руки родственников. По тому, как ее лицо стало медленно приобретать осмысленное выражение, можно было понять, что бес отступил. По лицу несчастной катились слезы.

Как я потом узнал, это была вполне рядовая отчитка. Храм Иоанна Предтечи помнит еще и не такое. Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и заносить на отчитку в храм вместе с ней. После отчитки он сам ушел домой.
Изгонять бесов — это труд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки мне мельком удалось увидеть отца Германа. Он выглядел так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни.

Признаки одержимости

Перед тем как везти человека на отчитку, необходимо убедиться, действительно ли он одержим. С первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот основные из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение освященного креста может вызывать у него физические муки. То же самое происходит, если он вдыхает ладан. Одержимый физически не сможет принять ни одно из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях, потере сознания и плохом самочувствии даже за пределами церкви. Еще один признак одержимости — так называемое буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным. Или, ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам, он вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Одержимость или психопатия?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, одним из типов шизофрении является имитация одержимости. Больной полностью уверен, что им овладел бес, но на самом деле он просто психически болен, хотя во время отчитки может вести себя как одержимый.

Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Во время отчитки в церкви помимо отца Германа присутствуют несколько его помощников. Они приходят до начала службы и внимательно осматривают всех прихожан. Если они видят людей не бесноватых, а больных психически, то советуют сопровождающим увести их со службы, потому что больному будет еще хуже.

Возникает вопрос: каким образом священники отличают психически больного от реально одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является возможность чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые из священников имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же все они занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно.

Еще не так давно с каждым желающим попасть на отчитку проводили беседу, чтобы выявить, действительно ли он одержим или просто психически болен. Но в последние несколько лет одержимых стало столько, что на индивидуальные беседы у священников не хватает сил.

Как попасть на отчитку?

Священники советуют: прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку, посоветуйтесь со священником из вашего прихода и получите его благословение.

Кроме того, есть некоторые условия, которые нужно обязательно соблюсти.

На отчитку не допускаются некрещеные люди, а также крещеные, но без нательного креста. Перед отчиткой рекомендуется сутки поститься и читать молитвы.

Отчитки в лавре проводятся практически каждый день приблизительно в 13.00, но приезжать туда надо заранее. Сама лавра находится недалеко от станции Сергиев Посад, дальше пешком. Денег за отчитку никаких платить не надо.

В изгнание бесов современному человеку очень трудно поверить, невзирая на то, что оно официально признано православной церковью и о нем можно прочесть в церковных изданиях. Мои личные сомнения на этот счет были, однако, преодолены в результате всего лишь одного приезда в лавру. Впрочем, священники настоятельно не рекомендуют приходить на отчитку из праздного интереса — ведь никто не знает, в кого решит вселиться лишившийся очередной жертвы злой дух.

Антон СОЛОВЬЕВ

Экзорци́ст (от греч. ἐξορκισμός) – церковный чин в ранней церкви.

«Особый церковный чин экзорциста появился в III в. Он был ниже диакона, но выше чтеца и привратника. О чине экзорцистов впервые упоминается в письме папы Корнелия (до 253), которое цитирует Евсевий (Церковная история. 6.43.14). Десятое правило Антиохийского собора (341 г.) позволяло сельским епископам рукополагать экзорцистов.

В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. При рукоположении будущему экзорцисту епископ торжественно передавал книгу, в которой были собраны молитвы для изгнания бесов, и произносил при этом следующие слова: “Прими и запомни, и да будешь иметь власть возлагать руки на одержимого (energumenum), как крещеного, так и катехумена”. Отметим, что в некоторых церквах экзорцистов специально не рукополагали, так как считали умение изгонять бесов, подобно пророческому призванию, особым харизматическим даром. При отсутствии экзорцистов изгнание бесов поручали пресвитерам и диаконам».
диакон Павел Гаврилюк

«Священное Писание, в частности Деяния апостолов, свидетельствует, что одним из даров Святого Духа, в обилии подававшихся христианам древней Церкви, был и дар изгнания нечистых духов из одержимых ими. И Сам Господь, указывая на те дарования, которые будут присущи истинно уверовавшим в Него, говорил Своим ученикам и апостолам: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…» (Мк. 16:17). И сила веры первых христиан, самая их жизнь по этой вере были первоначально таковы, что именем Христовым они действительно заставляли демонов выходить из тех, кто, по евангельскому слову, сделался для них «домом» (Мф. 12:43-45).
Со временем, когда церковная жизнь стала приобретать все более и более «организованный» характер, то есть по мере установления в ней различных степеней уже не только священно-, но и церковнослужителей (таких, например, как чтецы, иподиаконы и т.п.), в Церкви появилась и такая степень, как экзорцист. В обязанность экзорцистов входило, например, чтение так называемых заклинательных молитв над оглашаемыми, готовящимися к принятию крещения, чтение подобных молитв над страждущими от нечистых духов.
Впоследствии из практики Православной Церкви это особое церковное «послушание» постепенно ушло. Заклинательные молитвы (или молитвы запрещения) перед крещением читает сегодня совершающий это Таинство священник. Существует так же особый чин, совершающийся над теми, кто находится в состоянии одержимости нечистыми духами. Совершаться он может в настоящее время только по благословению Архиерея и, конечно, от пастыря, подъемлющего подобный труд, требуется, чтобы он жил жизнью чистой и строгой, по выражению из чина пресвитерской присяги, «от суетных обычаев мира устраненной». Иначе он рискует сам стать игрушкой в руках у той страшной силы, от которой будет пытаться освободить страждущих. С ним может произойти то же, что с сыновьями иудейского первосвященника Скевы, которые пытались изгонять бесов, говоря: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19:13). Деяния апостолов повествуют, что однажды злой дух сказал им в ответ: «Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а вы кто?». И затем человек, в котором находился этот дух, «бросился на них» и, «одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19:15-16)».
игумен Нектарий (Морозов)

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-44)

Браться за дело изгнания бесов могут лишь редкие подвижники, получившие такой дар от Бога.

Согласно канонам заниматься экзорцизмом возможно только по благословению епископа (26 правило Лаодикийского собора 364 г.).

См. ОТЧИТКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *