Экзегетика в философии

Экзегетика в философии

Экзеге́тика(др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») – раздел богословия, занимающийся истолкованием смысла Священного Писания.

Необходимость экзегетики связана со смысловой многомерностью библейского текста. Глубокое понимание библейского текста требует четкого выявления его символических, аллегорических, буквальных и иных смыслов.

Если Герменевтика изучает сами методы истолкования этих смыслов, то экзегетика сосредотачивается на самом содержании текста, на возможных вариантах толкования. При этом понимание библейского текста подразумевает не придачу тексту новых смыслов, а правильную реконструкцию исходных, сообщенных человечеству Божественным Откровением.

Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны Святые Отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге. Основание православной экзегетики – святоотеческая традиция истолкования библейского текста, в связи с чем экзегетика тесно связана с патристикой. Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой.

Основные принципы патристической экзегетики заключаются в следующих моментах:
1.

вера в Боговдохновенность Священного Писания
2. признание Богочеловеческого характера Священного Писания
3. понимание Священного Писания как неотъемлемой части Священного Предания Церкви
4. единство Священного Писания
5. Христоцентризм Священного Писания
6. единство познания Библии и духовного опыта Богопознания.
7. многоплановость библейского текста, наличие в нем нескольких смысловых измерений.

***

Есть вещи, которые мы можем понять лишь в свете учения Церкви: Священное Писание следует понимать разумом Церкви, разумом Христовым, потому что Церковь не меняется; в своем внутреннем опыте она продолжает жить той же жизнью, какой жила в первом веке; и слова, сказанные в Церкви Павлом, Петром, Василием или другими, всегда сохраняют свое значение.
Так, после предварительного восприятия на нашем собственном, современном языке мы должны обратиться к тому, что понимает под этим словом Церковь; только тогда мы можем быть уверены в смысле данного текста и имеем право начать думать и делать выводы».
митрополит Сурожский Антоний

Экзегетика.

Экзегетика — искусство символического толкования текстов, преимущественно религиозных. Толкование Библии в русле экзегезы связано с именем иудейского мыслителя Филона Александрийского конец I в.

до нашей эры — начало I в. нашей эры). Он использовал греческую культуру и философию при толковании иудейского Священного Писания. Среди предшественников Филона в деле толкования иудейского Писания можно назвать Аристобула Александрийского. Также возможно сопоставление экзегезиса Библии, предпринятого Филоном, со стоическим и пифагорейским экзегезисом самого авторитетного текста греческой культуры — поэм Гомера, как греческие экзегеты видели за описаниями сражений, кораблекрушении и возвращений домой философские истины, так Филон, изучавший греков, увидел истины греческой философии за текстом Пятикнижия. Филон разработал обширную экзегетическую схему- Во-первых, им была написана серия трактатов, первый из которых посвящен сотворению мира (Peritis kata Moisea kosmopoias лат. De opificio mundi) и за которым следуют жизнеописания патриархов, включая жизнеописания Моисея, как примеры «живых законов» (жизнеописания эти очень напоминают легенды о жизни Пифагора). За ними последовала серия работ о Десяти заповедях и отдельных законах, которая заканчивалась трактатом «О вознаграждениях и наказаниях» (De рrаemiis et poenis). Во-вторых, Филон предпринял последовательное и буквально построчное толкование на Книгу Бытия. Начинается этот экзегезис первыми тремя книгами «Аллегорий Законов», затем, после некоторого перерыва, продолжается трактатом «Об изменении имен» (Peri ton metonomasomenon kai on eneka metonomasontai, De mutatione nominum) — комментарий на Бытия 17;1-22. Трактат «О снах» в 3 книгах, из которых сохранились две, тематически примыкает к предыдущему и посвящен толкованию снов Иакова (1-я кн.), Иосифа, фараона, пекаря и дворецкого (2-я кн.). Наконец, третья последовательная серия трактатов, которая полностью сохранилась только в средневековом армянском переводе, включает в себя толкования в форме «вопросов и ответов» на Книги Бытия и Исхода Множество других трактатов Филона посвящено экзегезе отдельных мест Писания.

Всего комментариев: 18

Уважаемые дамы и господа !
„МАДАРА АГРО“ является крупнейщей производственной компанией для изготовления прицепной сельскохозяйственной техники в Болгарии.
„МАДАРА АГРО“ имеет опыт в производстве 80 видов сельскохозяйственного инвентара в 30 продуктовых групп, со мировыми стандартами.
Предлагаем широкий ассортимент продукции, охватывающий почти полную производственную необходимость каждого почвообрабатывающего предприятия.
Его можете рассмотреть на нашем веб-сайте: http://www.madaraag

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *