Экстремизм среди молодежи

Экстремизм среди молодежи

Доклад заместителя руководителя Департамента образования города Москвы М.Е.Умрихиной на городской научно-практической конференции «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде» 16 сентября 2009 года

Уважаемые участники конференции!

Затяжной социально-экономический кризис, отказ от традиционных духовно-нравственных ценностей, популяризация в обществе радикальных, в том числе религиозных, воззрений спровоцировал рост проявлений экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве, внедрение в общественное сознание радикальных (в т.ч. религиозных) воззрений и их террористических проявлений, неконтролируемой миграции и неблагоприятной информационной среды.

По данным Московского комитета межрегиональных связей и национальной политики около 62% жителей Москвы неприязненно относятся к приезжим, поскольку те нарушают традиции и нормы поведения, сложившиеся в столице.

Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.

За 1 полугодие 2009 года в ОВД г. Москвы доставлено более 70 обучающихся школ, являющихся членами неформальных молодежных организаций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель снизился на 30 %. Тревогу вызывает продуманность, жестокий умысел и организация таких преступлений. Так, из 11 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии на почве национальной неприязни в 2009 году было 4 убийства.

Группировки экстремистки настроенной молодежи имеются во всех крупных городах и становятся все более многочисленными, организованными и политизированными.

Экстремистские и ксенофобские настроения среди несовершеннолетних характеризуются полярностью – от «мягких» форм ксенофобии до жестких агрессивно-расистских. Более того, подобные взгляды в последнее время становятся не только формой протеста, характерного для данного подросткового и юношеского возраста, но и в определенной степени специфической чертой молодежной субкультуры.

В современных условиях проблема совершенствования деятельности образовательных учреждений в области профилактики экстремизма, ксенофобии и национализма среди обучающихся становится наиболее актуальной. При этом отмечается дефицит комплексных теоретических и прикладных исследований в области проблем профилактики и превенции преступлений данного вида.

В действующих городских целевых программах, таких как «Столица многонациональной России», «Молодежь Москвы», «Столичное образование–5», в Плане мероприятий по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений и др. предусмотрены мероприятия по профилактике ксенофобии и экстремистских проявлений в подростковой и молодежной среде, такие как:

  • тематические Единые дни правовых знаний для обучающихся (воспитанников), родителей по теме «Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремисткой направленности»;

  • профилактические рейды «Подросток – Неформал» (совместно с ПДН ГУВД);

  • круглые столы, семинары и конференции — для специалистов системы образования;

  • Международная летняя школа русского языка на базе Детского оздоровительного лагеря «Московия»;

  • музей-медиацентр молодежных субкультур (МГПУ), одной из задач которого является проведение виртуальных экскурсий для обучающихся и педагогов;

  • Развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса (опыт ЮОУО) и др.

Вместе с тем, анализ работы образовательных учреждений в направлении профилактики ксенофобии и экстремизма выявил ряд проблем, решение которых связано с необходимостью переосмыслением системы работы среди обучающихся и воспитанников в данной области. В частности, акции и мероприятия предполагают лишь поверхностную осведомленность обучающихся в культуре и традициях народов, их быте и нормах жизни. Необходимо развивать индивидуальную, адресную работу с несовершеннолетними на всех ведомственных уровнях.

  • Департаментом образования разработана Концепция развития воспитания в городе Москве, целью которой является создание инновационного механизма развития воспитания в системе столичного образования с учетом социокультурных особенностей воспитательного пространства мегаполиса. В программу воспитания, разрабатываемую в рамках Концепции, отдельным блоком входит раздел «Профилактика ксенофобии и экстремизма в образовательной среде».

В развитие темы социально-психологического и научно-методического сопровождения педагогических кадров, хотелось бы напомнить случаи с участием взрослых, которые имели широкий общественный резонанс, и СМИ приписывали им национальную и этническую окраску:

— драка между членами команд после смотра-конкурса военно-патриотических клубов, в результате которой 14 несовершеннолетних получили телесные повреждения. (Юго-Восточное окружное управление образования, ЦО № 1804 и ЦО № 488).

— конфликт в школе с углубленным изучением английского языка между педагогом и обучающимся, в результате которого родители были вынуждены забрать сына (а заодно и младшую дочь) из школы и уехать в Баку на место постоянного жительства. По факту совершенных преступлений (телесные повреждения, оскорбления) педагог была признана виновной. (Юго-Западное окружное управление образования, ЦО № 1264).

Во всех вышеназванных конфликтах с участием подростков различных национальностей, фигурируют взрослые, которые вместо использования мирных форм прояснения ситуации и разрешения конфликта, демонстрировали роль «агрессора». А эта роль при сложившихся обстоятельствах получала национальную окраску.

Возможно, нашим педагогам не хватает знаний в области конфликтологии, умений применять специальные техники по успешному разрешению конфликтных ситуаций. Для решения этой задачи мы видим большой потенциал в школьных психологических службах, центрах психолого-медико-социального сопровождения, окружных методических центрах, высших учебных заведениях системы Департамента образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Органы исполнительной власти города Москвы в рамках своих компетенций и полномочий, а также действующих городских целевых межведомственных программ, о которых я упоминала выше, предпринимают комплексные меры по поддержанию социальной стабильности в сфере межэтнических отношений, профилактики экстремизма.

8 сентября 2009 года принято постановление Правительства Москвы № 945-ПП «О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы».

Перед Департаментом образования и образовательными учреждениями системы определены задачи

— активизации деятельности органов ученического самоуправления по формированию среди обучающихся идей межнационального согласия и гражданской солидарности, с использованием потенциала школьных служб примирения, работа которых направлена на профилактику конфликтов;

— организации на регулярной основе уроков интернационального воспитания в образовательных учреждениях; обучения педагогических работников по вопросам интернационального воспитания.

— разработке мер по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма среди обучающихся с привлечением общественных организаций, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

Путь к развитию у детей толерантности состоит в повышении их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию; снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров. Важно учить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека.

В 2009-2010 учебном году предусмотрено включить во все учебные программы курсов повышения квалификации для руководителей и педагогов образовательных учреждений обязательного модуля по вопросам поликультурного образования, воспитания гражданского самосознания, методики социокультурной адаптации мигрантов. Подобные модули разрабатываются специалистами кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования.

Воспитать у учащихся понимание того, что московское и российское общество составляют граждане различных мировоззрений, этнических и культурных традиций и особенностей сформировать у них толерантное отношение к людям иной национальности и вероисповедания – приоритетная задача столичного образования. Эти, ставшие уже традиционными формы работы, знакомят ребят с культурой и традициями иных народов, помогают воспитать чувство уважения и бережного отношения к истории человечества. 12 июня, в первые, в Москве на Воробьевых горах совместно с фондом «Ноосфера» мы провели городской фестиваль «Команда «Толерантность», участниками которого стали более 5 тысяч человек.

Праздник был хорошо воспринят юными москвичами и жителями города, поэтому считаем, что он должен стать традиционным итоговым мероприятием нашей работы за год по формированию толерантности и гражданского самосознания. В развитие этой деятельности 1 сентября в учреждениях образования прошел урок «Мы жители многонациональной столицы!».

Проблема ксенофобии в детско-подростковой среде является отражением общих проблем, существующих в обществе. Дети воспринимают отношения и установки взрослых, среди которых, как показывают социологические опросы, достаточно широко распространены негативные взгляды по отношению к мигрантам, людям других национальностей. В связи с этим вопросы ксенофобии, экстремизма, толерантности имеют политический и общесоциальный характер. Одну из определяющих ролей в процессе формирования установок по отношению к «другим» играет семья. Однако образовательные учреждения: школы и, не в последнюю очередь, детские сады занимают значительное место среди факторов, формирующих социальные взгляды, поведение и мировоззрение юного гражданина. Необходима продуманная образовательная и воспитательная политика образовательных учреждений, направленная на сближение детей из разных этнических, религиозных, социальных групп.

Для этого необходимо знание их особенностей, учет этих особенностей в работе с детьми, и, в конечном счете – нахождение общих интересов, объединяющих всех этических основ и организация совместной продуктивной творческой деятельности. В свою очередь, это предполагает подготовку учителей, воспитателей, способных вести такую работу как с детьми, так и с их родителями.

Сегодня Городская конференция призвана обсудить основные направления деятельности Департамента образования города Москвы, его структурных подразделений и подведомственных образовательных учреждений по профилактике ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде, построив их в соответствии с принципами системности, научности, и с учетом требований современной ситуации в столичном мегаполисе.

Уважаемые коллеги!

Завершить свое выступление я хотела бы словами из обращения Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева к школьникам и студентам 1 сентября: «Современный человек – образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей. Но, кроме необходимых личных качеств, важнейшим условием успеха является мир и порядок в нашем общем доме – России… Не случайно Конституция нашей страны начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле».

Благодарю за внимание!

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ДЕВИАНТОЛОГИЯ»

на тему «ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

ВЫПОЛНИЛА

Студентка гр 3.4 ОЗО

Зубкова М. Н.

ПРОВЕРИЛ

Шапинский В. А.

РОСТОВ – НА – ДОНУ

2010 г

ВВЕДЕНИЕ

I причины роста экстремистского поведения молодежи

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

III Противодействие молодежному экстремизму

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Для переходного периода российских реформ характерна нестабильность общесоциальных условий, которая проецируется и на криминальную ситуацию, в частности на преступность молодежи. Состояние и динамика преступности свидетельствуют о нарастании негативных процессов в подростковой среде. Уровень преступности подростков, если иметь в виду ее реальные масштабы, в среднем, по оценкам специалистов, в 4–8 раз выше, чем показатели зарегистрированной преступности, а по некоторым видам посягательств «ножницы» еще более значительны. Следовательно, социальная значимость, мера общественной опасности преступности подростков гораздо более высока, чем об этом можно судить по цифрам статистики1.

Это дает основание констатировать тот факт, что в России в настоящий момент имеет место достаточно сильная концентрация криминогенных факторов, что открывает дорогу к скольжению к максимально высокой степени криминализации общества. Экстремизм в поведении человека и социальных групп — явление, свойственное каждой исторической эпохе, не поддающееся, вероятно, полному искоренению. Но степень и острота проявления экстремистских настроений обусловлены социальными и экологическими трансформациями, ослаблением уровня целостности общества.

Распространение политического экстремизма в России стало одной из острейших проблем. Увеличивается количество преступлений, поднимается уровень насилия, его проявления становятся все более жестокими и профессиональными. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи, связанное с совершением действий насильственного характера по политическим мотивам.

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники2.

I причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники2.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии.

К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15–25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых3.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

II Молодежные экстремистские организации в постсоветской России

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма сохраняется концепция «молодежной субкультуры». Современный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции — молодежной субкультуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений «контркультурной оппозиции» левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями.

Стремительная трансформация России и начало ее демократизации в 1990-е годы не только интенсифицировали демонтаж советской административной системы, но и, к сожалению, привнесли хаос и анархию во многие сферы жизни общества, включая и политическую жизнь страны. Государство, руководствуясь псевдолиберальными лозунгами, ослабило идеологический контроль над обществом и частично отказалось от формирования совместно с основными социальными и политическими группами общества жизненно важных приоритетов и целей. Это способствовало усилению отчуждения общества и государства, развитию нелегитимных форм и способов решения групповых проблем и реализации потребностей и интересов социально-демографических, этнических, профессиональных, социокультурных общностей в постсоветской России. В стране все еще недостаточно реализуются важные и необходимые направления социальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения, образования, реализации инфраструктурных проектов, сохранения общественного спокойствия и безопасности граждан, преодоления этнонациональных конфликтов.

Такая ситуация оказалась чревата ростом напряженности в российском обществе, обострением социальных конфликтов, всплесками стихийных акций протеста и политического экстремизма. В итоге не исключается и перспектива нарастания оппозиционных настроений среди отдельных слоев населения, выбора ими сложных и весьма опасных для общества способов разрешения проблем на путях расширения политического экстремизма и терроризма. Не менее опасны и попытки целенаправленного и сознательного формирования структур, ориентированных на неконституционное, неправовое подавление неугодных, оппозиционных сил.

Составили эти движения представители молодого поколения, которые не смогли или не захотели интегрироваться в нестабильный социум страны, переживавшей кризисы инновационных социальных трансформаций. Повышению политической протестной активности молодых людей способствовало также то обстоятельство, что определенная часть ее привыкла к экстремальным обстоятельствам повседневной, обыденной жизни и проявляла склонность к политической активности экстремистского свойства, втягиваясь в этнонациональные, религиозные, социокультурные и иные общественно-политические конфликты в регионах ее проживания. Не случайно ряд российских и зарубежных экстремистских организаций в 1990-е годы пытались сделать ставку на молодежь как свой новый социальный и политический ресурс.

Большинство право- и левоэкстремистских организаций, партий и групп осуществляют попытки политической вербовки молодежи. Часть молодежи в результате негативных социальных последствий либеральных реформ 1990-х годов оказалась в состоянии дезадаптации в новой системе жизни, что вызвало пессимизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Известно, что протестная энергия молодого поколения — величина непостоянная. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказывается рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, разрыв в межпоколенческой преемственности. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни в России, проявляющейся в распространении многообразных форм протестного поведения в молодежной среде. Таким образом, парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, объективно обусловленная обострением общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Многочисленные исследования молодежного общества, в частности ВЦИОМ, отмечают сочетание в социальном портрете поколения агрессивности (50%) и цинизма (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Многолетние исследования социологов под руководством В.Т. Лисовского выявили разнобой в оценках типичных черт современного поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное» (20%), «циничное» (19%), «потерянных надежд» (17%), «протестующее» (12%), «скептическое» (7%). В мониторинговых исследованиях Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко противоречивость молодежного сознания проанализирована на основе динамики ценностных ориентаций молодежи, в основе которых на фоне традиционных ценностей усиливаются индивидуалистические установки, стремление к самостоятельности, автономности и независимости. Соответственно, в сознании молодежи повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к институтам социального контроля. Заметно усиливается аполитичность, сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом. На этой почве растет влияние в молодежной среде идеологии и организации правого и левого радикализма, экстремизма. Таким образом, все это способствовало развитию идей социального протеста в молодежной среде, а также созданию идеологических, организационно-политических структур, втягиванию части неформального молодежного движения в русло политического экстремизма.

Распространение молодежного экстремизма — одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате террористических действий в наземном, водном и воздушном транспорте, а также в общественных местах и учреждениях.

Экстремизм-это негативное социально-правовое явление, заключающееся в выражении социально-патологических крайних взглядов, отражающих убеждения, направленные на коренные изменения противоправными, преимущественно насильственными мерами сложившихся и устоявшихся общественных отношений в политической, экономической, духовной или социальной сферах либо их отдельных составляющих.

Актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер. Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации. Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт. Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Большинство преступлений экстремистского характера совершается несовершеннолетними в составе группы. Многочисленные молодежные банды, которые превращаются часто в экстремистские группировки. Приверженность детей и подростков совершать преступления или иные действия антиобщественной направленности в составе группы имеет под собой следующее обоснование.

Общеизвестно, что подростки особенно восприимчивы к влиянию сверстников.

Стремясь быть признанными в этой среде, они часто ищут компании других подростков, которые могли бы их оценить.

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма сохраняется концепция «молодежной субкультуры». Молодежная субкультура-культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности.

Конечно, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экстремизм, встречаются разные лица. Основную массу составляют социально неадаптированные подростки 14-17 лет, как правило, не работающие и не учащиеся или формально занятые, входящие в устойчивые агрессивные группы. Часто они называют себя «скинхедами». Эти лица совершают основную массу актов причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений, собственно, хулиганств, вандализма и надругательств над местами захоронений. Они же оказываются в первых рядах погромщиков при возникновении массовых беспорядков. Нередко указанными лицами совершаются и более тяжкие преступления, которые получают более полное отражение в уголовной статистики.

Подростково-молодежный экстремизм — взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Особую тревогу в связи с этим вызывает то, что немалая часть молодёжи в силу различных причин оказывается вовлечённой в сферу деятельности экстремистских, преступных организаций и движений. Ярким проявлением этого процесса является массовое участие молодёжи в межнациональных, межрасовых, религиозных конфликтах, рост молодёжной преступности и т. д.

Молодёжь — это не только «настоящее», но и будущее страны, поскольку в определённое время она естественным путём сменит старшие поколения в различных сферах социальной жизни. И если сегодня процессы общественного воспроизводства, формирования и развития молодёжи как одной из важнейших социально — демографических групп деформированы, подвержены влиянию негативных факторов, то это означает, что уже в настоящем и, несомненно, в будущем наше общество столкнётся с рядом новых сложных проблем, с самыми непредсказуемыми последствиями.

Список литературы:

  1. Кочергин Р. О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках: Criminological foundation of young people extremizm based on national and religious notes //Человек .2008. № 1. С. 117 — 120.
  2. Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М., Олма-пресс. 2009. С. 207.
  3. Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России// Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.) Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. с. 26-33
  4. Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Студенческая молодёжь и государственная молодёжная политика // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 4. — С. 114.

11 ноября в » Специализированной школе высшего спортивного мастерства» Центром исследования проблемы религии Акимата г.Астаны была проведена лекция на тему » Борьба с экстремизмом и терроризмом».

В актовом зале СК «Барыс» с участием сотрудников, тренеров и спортсменов «СШВСМ», сотрудников СДЮСШ № 10 и тренеров хоккейного клуба «Астана» было проведено мероприятие по профилактике экстремизма и терроризма. Начало состоялось с выступления начальника ТБ и ЧС «СШВСМ» он подробно рассказал обо всех требуемых мер пожарной безопасности и правилах эвакуации при пожаре. Каждому присутствующему была выдана памятка о пожарной безопасности, был проведен инструктаж как правильно пользоваться огнетушителем. От Центра исследования проблемы религии Акимата г.Астаны выступил Доцент кафедры религиоведения, кандидат философских наук Евразийского Национального Университета им.Л.Н.Гумилева Тышкан Кеншилик. В своей лекции на тему «Борьба с экстремизмом и терроризмом» он призвал всех к бдительности к посторонним предметам и людям. Он полностью раскрыл сущность понятий экстремизма и терроризма.

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Важной составляющей борьбы с проявлениями терроризма, экстремизма является также выявление очагов зарождения групп и организаций, проповедующих насильственный характер действий, а также структур, которые их поддерживают и финансируют. В борьбе против терроризма и экстремизма крайне важно применение использование всех форм противодействия распространению терроризма и экстремизма (политической, психологической, информационной). Казахстан с первых дней независимости является не просто одним из активных участников борьбы с международным терроризмом, но и инициатором объединения стран в этом противодействии. Эффективным является сотрудничество Казахстана в рамках организаций ШОС, ОДКБ, СВМДА, ОБСЕ и ООН. Так, проведенный по инициативе Казахстана в июне 2002г. первый саммит СВМДА принял итоговый документ — Алматинский акт, в котором были обозначены важнейшие принципы противодействия терроризму. Было подчеркнуто, что борьба с терроризмом должна стать по своему характеру и уровню глобальной, всесторонней и последовательной, а не избирательной и дискриминационной.
Не малозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды.

В ходе своего выступления Тышкан Кеншилик предоставил вниманию документальный фильм, рассказывающий о терроризме и экстремизме. Где выступила мама погибшего парня, со слезами на глазах она рассказывала, что незнакомые ей люди завербовали ее сына, и он уехал воевать в Сирию, где и был убит. Чтобы бороться с этими проблемами сегодня нужно проводить больше профилактических работ для молодежи и для всего населения Казахстана. Никогда нельзя оставаться равнодушным, особенно если это касается проблемы всего человечества. Если вы вдруг заметили, что ваш знакомый попал под влияние деструктивных псевдорелигиозных организаций, сообщите об этом.

В конце лекции всем присутствующим была выдана анкета с вопросами подготовленная «Научным исследовательским аналитическим центром по делам религии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *