Экклезиаст

Экклезиаст

Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, – всё суета!

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать насаженное;

Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

А блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, которые делаются под солнцем.

Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела.

Не торопись языком твоим и сердце твое да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги.

Как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

Во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты.

Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.

Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того.

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.

Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается.

Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых.

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы.

Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей?

Сердце мудрого знает и время и устав… для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет кто скажет ему?

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.

Нет лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его.

Человек не может постигнутъ дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех.

Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

Мудрость лучше воинских орудий.

Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую.

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.

Труд глупого утомляет его.

Пиры устроиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать.

Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди.

Умножающий знание умножает печаль

Наталия Добродеева

(ораторская речь)
Как часто слышим мы от наших мудрейших учителей и почитаемых нами родителей «Scientia est potentia» — «Знание – сила» или же другое крылатое выражение – «Знание – свет, незнание – тьма». Но размышляли ли Вы, высокопочтенные граждане, над вопросом, являются ли эти слова верными для каждого из нас или жизнь преподносит нам такие ситуации, в которых лучше не знать истины? Именно этой теме будет посвящено сегодня мое выступление.
Мыслители античных времен и известные нам поэты нашего государства высказывали иные идеи в своих трудах; для них знание – не было абсолютным критерием счастья и залогом хорошей жизни. Правитель царства израильского, легендарный Соломон, сын царя Давида и Вирсавии, в «Книге Экклезиаста» приводит к нашему размышлению явные доказательства того, что «от многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль». Так ли это? Я поддерживаю мысль Соломона, ибо даже мой, небольшой, жизненный опыт заставляет меня убедиться в истинности этих слов.
О высокопочтенные граждане, что пытаемся познать мы, живя в этом бренном мире? Суть вещей и тайны природы, человеческую психологию и самого себя. Да! Труднее всего нам познать именно самих себя. Но не кажется ли Вам, высокопочтенные граждане, и Вам, о мудрые магистры, что иногда лучше не знать правду, скрывающуюся за завесой сознания?
Как радостно бывает молодому разуму, когда он открывает нечто новое и, как ему кажется, нечто неизвестное доселе! И какое огорчение ждёт его, когда он узнает, что кто-то давным-давно уже сделал это открытие. Знание принесло ему несчастие, глупец же оставался бы в радости и счастии, наивно полагая, что он мудрее всех живших до него. Соломон устами Экклезиаста говорил: «Нет для человека иного счастья, как есть и пить, и чтобы душе его было хорошо от труда его». Но узнавший, что труд оказался тщетным, счастлив не будет, душе его не будет покоя. Так что же, о высокопочтенные граждане, неужели, следуя этому, надо нам оставаться глупцами и отказываться от знания истины?
Нет! Нет, я не призываю вас оставаться в неведении! Ибо «мудрость – лучшее орудие, а один ошибающийся погубит много доброго». Идя по любому пути, глупец, встречая людей умнее себя, в их глазах все равно будет выглядеть глупцом. И считая себя мудрым, он только себя и обманывает, ибо «не хватает ему разума» убедить других в своей мудрости.
Но часто ли, о высокопочтенные граждане, один глупец встречается с множеством мудрецов? Нет, намного чаще мудрый попадает в общество глупых. Но и в этом случае беда настигает его: глупость человеческая не знает границ и то, что оказывается за рамками понимания глупцов, подвергается насмешкам и издевательствам.

Сколько история знает случаев, когда мудрейшие люди были затравлены соотечественниками и объявлены сумасшедшими? Великое множество. Имена их хоть и известны нам, но со временем будут забыты. И нет никакой разницы, был человек глупцом при жизни или мудростью своею поражал человечество – «участь одна всем». «Умирает мудрый наравне с глупым».
«Scio me nihil scire» — «Я знаю, что ничего не знаю». Так говорил Сократ. И если бы мы решились связать эти изречения Соломона и Сократа, то оказалось бы, что ничего не знающий не знает и горя. Но, о высокопочтенные граждане, не значит ли это и того, что знание о своем незнании приносит нам печаль? Позднее, намного позднее Джордано Бруно писал, что вдвойне слеп тот, кто не видит своей слепоты.
Горько и страшно мне, когда вижу я поколение юных слепцов, бредущих во тьме незнания и жизнь свою посвящающих одним только развлечениям. Пройдет время, исчезну и я, и Вы, и никто из ныне подрастающих глупцов не сможет вспомнить наши имена. И никто из них не сможет узреть в толпе ни одного мудреца. И не будет ни одного мудреца, понимающего, что вокруг него глупцы.
Быть ли глупцом и оставаться вечно счастливым, закрывая глаза на истину, или же быть открытым для знаний и становиться мудрее, но страдать от понимания несовершенства мира и людей, живущих вокруг нас – каждый выбирает сам. Наша жизнь – лишь погоня за ветром. И пока мы живы, я призываю Вас, о высокопочтенные граждане, ЗНАТЬ, ибо у нас, живых, есть такой выбор, ибо «мертвые ничего не знают». Знайте и ощущайте эту жизнь во всей противоречивости и насыщенности эмоций и чувств. И если станет плохо Вам на душе, знайте, Вы – ЖИВЫ. И Вы намного живее тех, кто вечно счастлив, но не способен прочувствовать человеческое горе.
***
Античный образ, ЧГУ, г. Череповец, 2012 г.

© Copyright: Наталия Добродеева, 2012
Свидетельство о публикации №112122700207

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Наталия Добродеева

Рецензии

Написать рецензию

Нас мучает вопрос — а в чём же Мира суть?
От мыслей от таких порою не вздремнуть,
Но вряд ли успокоимся узнавши —
Ведь с «ношею» такой нам точно не уснуть!
Так и есть, чем больше знаний и понимания происходящего, тем больше и печалей…
Галюша 14.03.2013 11:36 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На мой взгляд, лучше знать правду, хоть и горькую.
Наталия Добродеева 17.03.2013 21:40 Заявить о нарушении

Я тоже за правду, хотя большинству она совершенно не нужна:)
Галюша 18.03.2013 15:25 Заявить о нарушении

Пофиг на такое большинство, вот честно. Покрывать их «большущесть» меньшинство тем более не обязано.
Наталия Добродеева 19.03.2013 06:53 Заявить о нарушении

🙂 за правду обидно и за её искателей…
Галюша 19.03.2013 11:44 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Наталия Добродеева

О названии этой книги и о том, почему Соломон назвал себя именем, стоящим в названии книги — много спорят. Древнееврейское слово «кохелет» переводится «созывающий собрание». Греческое слово «экклесиастес», указанное в Септуагинте, означает «член собрания», экклесии.
Но как бы ни называли Соломона — Кохелетом или Экклесиастом, ясно одно: в этом сборнике Соломон поделился жизненным опытом человека, получившего мудрость от Бога. Поэтому никто из людей, прожив даже самую яркую жизнь, не сможет придти к более правильным выводам — в сравнении с Соломоном.
Если человек желает прожить жизнь мудро, то лучше, конечно, ему воспользоваться уже готовыми советами Соломона и извлекать уроки из его ошибок, записанных в книге.
А если человеку всё равно, как жизнь прожить — можно и вовсе этой книгой пренебречь. Только замечено, что, особенно к старости, многие люди приходят к похожим выводам.
К чему – это наблюдение?
К тому, что лучше смолоду становиться такими мудрыми, как Соломон: зачем человеку мудрость в старости, когда уже нет возможности ею пользоваться?
1:1Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Своё повествование Соломон начинает с представления себя, чтобы ни у кого и никогда из читателей не возникало сомнений в идентификации автора-писателя. Итак, сын Давида, царь Иерусалимский — автор боговдохновенных строк. Соломон, образно собирающий собрание Божьего народа, собирает его не для пустых посиделок и не для легкомысленного времяпровождения, а для того, чтобы «присутствующие» на собрании (читающие эту книгу) имели возможность сначала научиться от Соломона — Божьей мудрости. А после — и применять её в своей жизни.
1:2Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!
Кажется, взгляд Соломона на жизнь — пессимистичен: после такого начала напрашивается вывод, что все последующие слова Соломона понесут информацию о полной бессмысленности бытия человеческого.
Однако, если обладать долготерпением и понимать, что у мудрого Соломона есть, чему поучиться и поэтому имеет смысл дослушать его до конца – то можно будет узнать и о том, что НЕ является суетою.

1:3Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
О сомнительной пользе не прекращающегося труда: ни жизнь он не удлиняет, ни счастья не прибавляет, ни здоровья, даже удовлетворение от трудов своих далеко не каждый человек получает.
К какому выводу мы должны бы придти, сидя на собрании у Соломона — после этих его слов?
К простому человеческому: незачем труд делать смыслом всей своей жизни, так как он не приносит человеку ощутимой пользы потому, что никому и никогда не удавалось пользоваться плодами своих трудов дольше, чем длится собственная жизнь. Польза от труда — это как мираж в раскаленной пустыне: вот он, как бы и есть, но его тут же и нет.

1:4,5Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Наблюдения Соломона: Земля с человеком или без – существует давно, соблюдает Божий устав, и потому устройство её стабильно вовеки. А вот человек на земле — субстанция преходящая. Каким бы род человеческий не был, как бы высоко и гордо не шагал по ней, покоряя и побеждая всё, что есть под солнцем, в итоге — он вернётся в землю, которая его временно носит. Эта — непреложная истина, побуждающая разумных людей не думать о себе слишком высоко. Долгожительница земля указывает человеку его истинное место в теперешней системе Божьего бытия: пока что, в этом веке — человек краткодневен и немощен.

Вечность для любого творения в мироздании Божьем, в том числе — и для человека — возможна только при условии его постоянства в послушании Богу.

1:6Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.

Циклическая и упорядоченная роза ветров, упражняющаяся в постоянстве изо дня в день — также наглядный пример нескончаемой вечности: в хаосе не может быть вечности, Всевышний — Бог порядка и стабильности, ни одно из Его творений, предназначенное для вечности, не располагает правом жить по своим собственным законам и нарушать Божий устав.

Почему? Потому, что все Его творения связаны «коллективной ответственностью» и друг от друга зависят: если солнце не взойдёт — земля и всё, что на ней- погибнет, если ветер остановится — остановится и круговорот воды в природе, земля и всё, что на ней погибнет от жажды. И т.д.
И до тех пор, пока человек не поймёт, что и он — не сам по себе «венец творения» и «царь природы», а связан коллективной ответственностью со всем мирозданием Бога — не бывать ему в вечности у Бога.

1:7Все реки текут в море,
А вот этого закона для вод земли — Соломон без подсказки Бога — знать никак не мог: не имел возможности проверить течение ВСЕХ рек земли и понять, что направление каждой из них — к морю.
но море не переполняется: это чудо также без Божьей помощи трудно было бы Соломону заметить: возможности не имел проверить уровень вод в морях и океанах.
к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. А здесь — закон круговорота воды в природе: откуда было Соломону знать, каким образом реки возвращаются «вспять», если течение их направлено строго к морю?
Этот простой текст доказывает боговдохновенность слов Соломона: без знаний, полученных от Бога, Соломон не смог бы определить устав для жизни вод земли. Ему не хватило бы жизни, чтобы узнать этот факт — даже если бы он всю её посвятил изучению рек и морей .

Но, даже не зная множества всех сложных процессов в круговороте воды в природе, человек может сделать правильный вывод об очень продуманной и хорошо отлаженной организации всех систем бытия. Всё, на что человек обращает своё внимание, указывает ему на то, что во всём сущем видимом есть порядок, организованность, цикличность, стабильность и надежность.
1:8Все вещи — в труде: Даже самая заурядная и простая вещь, которой пользуется человек, появилась на Божий свет благодаря человеческому труду. Человек — маленький творец и творит из элементов окружающей среды для себя разные изделия, которые облегчают ему жизнь или делают её приятнее. И это — тоже дар от Бога людям.
не может человек пересказать всегоколоссально много того, о чём можно говорить, что можно описать словами и даже вечности не хватит для того, чтобы дать описание всему сущему, видимому в нашей материальной Вселенной и тем более — невидимому.
Также вовеки человеку не может надоесть смотреть на этот мир глазами своими и слушать происходящее — ушами своими:

не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
чУдно мы устроены: наши глаза и уши могут пропустить через себя миллионы терабайт информации и этого никогда не будет слишком много. Легко справляются с такой нагрузкой наши органы чувств. Зрение и слух — как раз на вечность и рассчитаны, поэтому человеку не надоедает ни смотреть, ни слушать.
Анализируя даже эти качества, несложно прийти к выводу, что, в сущности, человек даже в этом веке может «увидеть» себя в вечности Бога, ведь вечность — это когда НИЧТО из того, чем человек наделён при сотворении — не надоедает и не утомляет.

1:9Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Многие природные явления, однажды начавшись, продолжают своё циклическое движение из века в век. Да и сам человек неизменен по своей сути, только вещи вокруг него могут меняться, «декорации» и названия общественно-политических формаций, в которых он живёт. Но всё равно есть определенные рамки, «заданные параметры», в пределах которых всё и происходит с человеком.

Соломон учит человека иметь уравновешенную точку зрения на ту «новизну, с которой сталкивается каждый человек, познавая жизнь в этом мире: ни одному человеку не следует возвышаться над другими и думать, что его опыт, знания и открытия по жизни — единственные и неповторимые в своём роде.
1:10Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но было уже в веках, бывших прежде нас.
Речь тут не идёт о достижениях научно-технического процесса. Речь идёт о том, что всё, что было и с чем сталкивается человек — оно так было всегда, даже то «новое», которое кому-то кажется уникальной новизной — если поискать в истории человечества, то непременно — хотя бы в прообразах — обнаружится. Вновь пришедшие в этот мир повторяют труды своих предшественников, даже не подозревая об этом.
Какое бы явление в жизни человека не происходило, оно, однажды начавшись, также подчинено закону многократного повторения. Так устроил Бог мир человеческий: сущность человека, заложенная в него Богом при сотворении — у всех одинаковая, она не устаревает и не приходит в негодность и через тысячелетия. Как первый человек, так и современный имеют одни и те же потребности (желания есть, спать и т.д), устремления (улучшать условия жизни и получать от неё удовольствие), свойства (строение человека — одинаковое для всех) и возможности (способность трудиться и добиваться своих целей — есть у каждого).
Всё в совокупности делает процесс жизни каждого человека — весьма предсказуемым и повторяющимся: могут изменяться лишь «декорации» на сцене исторических эпох живущих в разные времена, но сущность человека, как и его действия по реализации человеческой сущности — неизменны, ибо и они созданы для вечности.
1:11Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Попытки удержать в памяти важные события своей жизни — каждым вновь приходящим человеком — также на удивление постоянны, хотя и совершенно бессмысленны: смерть и время неизбежно стирают любые даже самые качественные следы человеческие, оставленные на земле.
Однако желание человека помнить вечно какие-то важные вехи в своей жизни или людей, с какими пришлось пересечься в пространстве и времени — также говорит о желании жить вечно и никогда не терять свои ценные приобретения.

1:12Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
Соломон, оставляя науку Божьей мудрости слушающим его — не хвастает своим высоким положением царя в среде человеческой, но подготавливает умы слушателей к пониманию простых вещей. К тому, например, что если царь, имеющий все возможности прожить жизнь эффектно, счастливо, красиво, осмысленно, полезно и прочее, к чему, как правило, стремятся все люди – пришёл к выводам о том, что все эти стремления — пустые и не приносят удовлетворения жизнью, то тем более, не стоит расходовать свою жизнь на приобретение всего этого — тем, кто не имеет ни царских возможностей, ни царских способностей. Смысл жизни человека — совсем в другом. Кто дослушает этого царя до конца — тот и узнает, в чём именно.

1:13и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом:
Прежде, чем определить, в чём же смысл жизни для человека — Соломон решил исследовать множество разных смыслов, по- очереди пробуя достигать ВСЕХ вообще целей, какие только может ставить перед собой человек живущий.
это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Найти методом проб и ошибок — в чём же смысл жизни и к чему человек на самом деле должен стремиться, чтобы иметь удовлетворение от самого себя живущего — занятие непростое. Но оно не возникло само по себе: Бог заложил в человека потребность искать «своё место под солнцем» и пытаться понять, зачем же он пришёл в этот мир и что должен успеть сделать. Пробуя себя в разных «ролях», на разных «подмостках» и поприщах, в разных сферах деятельности и в разном возрасте – человек рано или поздно всё же способен определить, ГДЕ же и КТО же — он сам, а ЧТО в нём — ему навязали жизненные обстоятельства или неопытность.

1:14Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Но даже и нашедший себя человек, даже тот, кому повезло и кто смог определить, что же в жизни на самом деле должен делать он — и тот рано или поздно поймёт, что для этого века нет смысла и в нахождении себя самого: ну, допустим, приобретя богатый жизненный опыт, определил Соломон, кто он и что он, что ему следует делать, а что — нет, чтобы быть счастливым человеком. Ну и какой в этом смысл, если на его пороге — к этому времени уже маячит смерть? И если он, нашедший, наконец, себя, уже даже не сможет своим приобретением воспользоваться?

Неудовлетворённость (томление духа) от всего, за что бы ни брался человек и чего бы ни добивался — итог всякого дела в конечном итоге: нет ничего, что могло бы дать человеку продолжительное счастье и удовлетворённость жизнью.
Вот потому-то сказал Соломон, что все усилия человека — бессмысленны и не приносят полного удовлетворения, ибо смерть разрушает любые смыслы жизни, даже самые найденные, даже самые выдающиеся.

Позже Экклесиаст показал единственный способ обрести продолжительное счастье — это посвятить жизнь служению Богу, Эк.12:13.

1:15Кривое не может сделаться прямым
Если Бог благоволил сделать нечто кривым, то человек не сможет выпрямить того, что покривил Бог.
Здесь — о бессмысленности попыток человека улучшить или исправить то, что сотворил Бог: ни один человек не сможет, вмешавшись на своё усмотрение в замысел Бога — принести пользу ни себе, ни ближнему, ни мирозданию Бога.
и чего нет, того нельзя считать. Так же бессмысленно и даже глупо опираться на версии «возможно» или «вероятно», строя планы на основании «а, может, появится…или …авось, да вырастет». Не может и не появится и не вырастет, если не было посажено: если нет того, на что ты рассчитываешь, то и не рассчитывай на то, что оно появится всего лишь по твоему желанию или даже из-за твоих усилий. Будь реалистом: шкуру неубитого медведя хотя и делят, и даже, бывает, дерутся из-за неё, но это занятие — бессмысленное и глупое. Исходи всегда только из того, что УЖЕ у тебя есть.

1:16Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17 И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;
Итак, Соломон, имея возможность и способность попробовать ВСЕ виды устремлений человеческих и добиваться желаемого, тем не менее, не обрадовался этому, но понял, что все его усилия, и знания, и приобретения — в конечном итоге не принесли ему никакой пользы и никакого удовлетворения. Сплошное «томление духа» — напрасное ожидание пользы и длительного удовлетворения от трудов и усилий своих.
Удовлетворения царь Соломон в своей жизни от множества дел и знаний своих — не получил. Значит, не в них смысл. Значит, нам с вами ко всем царским приобретениям Соломона — и начинать стремиться незачем: благодаря мудрости Соломона, заранее известно, что всё это — бессмысленное занятие

1:18потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Почему же, чем больше приобретений, знаний о жизни и жизненного опыта — тем больше печали и скорби у каждого человека?
Потому, что как только человек приобретает, наконец, что-то ценное, он со временем начинает понимать, что рано или поздно он потеряет всё, чем так дорожит. Старость и смерть отберут у него всё: результаты трудов, здоровье, семьи, ближних, жизнь –ВСЁ, чем человек может быть счастлив в этом веке.
Итого: умножая познания из опыта жизни, человек начинает понимать, что на всё время и случай, что он не может ничего спланировать из за того, что в его планы может вмешаться роковая случайность. К тому же, его жизнь так скоротечна и мала, что он, начав глобальное дело, не может сам довести его до конца, но и не может проследить, чтобы последующие поколения продолжили его мудро и в соответствии с волей начавшего. И от этого — скорбь.

Начав с выводов о напрасно затраченных усилиях, далее Соломон решил рассказать, на что же именно он свои усилия тратил, «пробуя на вкус» земные прелести в надежде выяснить, что же в жизни ему больше всего понравится.

Christine: другие произведения.

Многие знания умножают печали?

Журнал «Самиздат»:

He who knows not, and knows not that he knows not, is a fool. Shame him. He who knows not, and knows that he knows not, is a child. Teach him. He who knows, and knows not that he knows, is asleep. Wake him. He who knows, and knows that he knows, is a wise man. Follow him. Deccan Herald (пер. см.ниже) *** Или, если перефразировать, «горе от ума?» Вспомним главного героя этого произведения, Чацкому действительно его ум счастья не принес: он слишком либерально мыслил и, как следствие, был не принят обществом. Но на дворе XXI век и можем ли мы сказать, что это произведение и сейчас актуально? Действительно ли многие знания умножают печали? Думая над этим вопросом, сразу приходят на ум известные поговорки: «Меньше знаешь, крепче спишь» и «Много будешь знать, раньше состаришься». И, действительно, располагать какими-либо конфиденциальными бывает очень даже чревато. Но я хотела бы осветить этот вопрос с точки зрения интеллектуального уровня развития личности. А именно, насколько мешают нашей современной жизни знания, и мешают ли? Мир движется вперед в ускоренном темпе, и, казалось бы, без знаний никуда. Но разве не слышали ли вы хотя бы раз, что в жизни добиваются всего люди далеко не умные, но обязательно хваткие.

Люди же умные, но не обладающие этим качеством (хваткостью), довольствуются малым. И даже, наоборот, их знания мешают им достичь определенных высот. Так может именно не умение применить свои знания в жизнь «умножает печаль?» И, действительно, мы можем перечитать кучи книг, но зачем нам эти бесполезные кладези знаний. Да, они повышают духовный и культурный уровень человека. Да, это дает чувство некоего превосходства над окружающими, большинству из которых не дано понять многих вещей. Но опять встает вопрос, нужны ли им эти знания? Людям и так хорошо, не задумываясь, допустим, над тем, что такое любовь, или каковы последствия глобализации для общества? Им не надо задумываться над судьбами мира, они живут собой. А интеллектуалы, наблюдая за процессами общества, умеют делать выводы. И им становится тем горше, чем больше они знают. К тому же таких людей зачастую не любят, потому что, мне кажется, глубоко в сознании люди более глупые испытывают перед ними некоторый комплекс, их задевает это.

Так «горе от ума?» Лично я не могу прийти к более менее ясному выводу, хоть и, казалось бы, прочтя мое эссе можно подумать, что лучше ничего не знать и ни о чем не думать. Но все же надо кому-то взять на себя такую ношу как знания и вести общество вперед. И даже если это действительно принесет печаль, надо уметь с этим справиться, потому что кто, как ни человек умный, продвинет общество вперед. ________ Тот, кто не знает и не знает, что он не знает, — дурак. Устыди его. Тот, кто не знает и знает, что он не знает, — ребенок. Научи его. Тот, кто знает и не знает, что он знает, — спящий. Разбуди его. Тот, кто знает и знает, что он знает, — лидер. Следуй за ним.

Связаться с программистом сайта.

Сайт — «Художники» .. || .. Доска об’явлений «Книги»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *