Эйнштейн верил в бога

Эйнштейн верил в бога

Альберт Эйнштейн о БОГЕ, религии и атеистах

Славен Любомиров 3

Николай Кладов: =Ну-ну. Забавно. Так и хочется приписать себя к дремучим воинствующим атеистам. Я бы мог привести здесь высказывания всех великих о вере в бога, но зачем? Вот цитаты одного из ваших «веруюших» : «Боги созданы человеческой фантазией» (языческие боги – да(С.Л.)). «Учёные не склонны верить в силу молитвы сверхъестественным существам». «Бог это плод человеческой слабости» Все сказанное относится к Альберту Эйнштейну. Так что Вы, господин соврамши…=
Ответ.
Судя по всему, это Вы, г-н Кладов, не только соврамши (нет ни одной ссылки на первоисточник), но и незнамши, как всякий дремучий воинствующий атеист. )
А это Альберт Эйнштейн о Вас:
«Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня». (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97). .
«Есть и фанатичные атеисты… Они похожи на рабов, по-прежнему чувствующих гнёт цепей, сброшенных после тяжелой борьбы.

Они бунтуют против «опиума для народа» — для них невыносима музыка сфер. Чудо природы не становится меньше оттого, что его можно измерить человеческой моралью и человеческими целями». (Цит. по: Max Jammer, Einstein and Religion: Physics and Theology, Princeton University Press, 2002, 97).
Альберт Эйнштейн о БОГЕ:
;;;
1. «Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное — это детали». (цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times, London, Hodder and Stoughton Ltd., 1973, 33).
2. «Мы похожи на ребенка, попавшего в огромную библиотеку, в которой множество книг на разных языках. Ребенок знает, что кто-то эти книги написал, но не знает, как они были написаны. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок смутно подозревает, что в расположении книг есть некий мистический порядок, но что это за порядок — он не знает.
Мне кажется, что даже самый мудрый из людей выглядит именно так перед Богом. Мы видим, что вселенная устроена удивительным образом и подчиняется определенным законам, но эти законы мы едва понимаем. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, что движет созвездиями». (Цит. по: Denis Brian, Einstein: A Life, New York, John Wiley and Sons, 1996, 186).
3. «Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный — все мы принадлежим Богу». (цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
4. «Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, — Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной». (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
5. «Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога». (Цит. по: Brian 1996, 119).
6. «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, — это ощущение тайны. Оно лежит в основе подлинной науки. Тот, кто не испытал этого чувства, кого уже не охватывает благоговение — практически мертв. Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога». (Цит. по: Libby Anfinsen 1995).
7. «Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом». (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann 1979, 66).
8. «Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога».(Цит. по: Holt 1997).
9. Макс Яммер (почетный профессор физики, автор биографической книги «Эйнштейн и религия» (Einstein and Religion, 2002), утверждает, что широко известное высказывание Эйнштейна «Наука без религии хрома, религия без науки слепа» — квинтэссенция религиозной философии великого ученого. (Jammer 2002; Einstein 1967,30).
10. «В иудеохристианской религиозной традиции мы находим высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она формирует надежное основание всех наших устремлений и ценностных суждений». (Albert Einstein, Out of My Later Years, New Jersey, Littlefield, Adams and Co., 1967, 27).
11. «Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня». (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).
12. «Истинная религия — это подлинная жизнь, жизнь всей душой, со всей ее добротой и праведностью». (Цит. по: Garbedian 1939, 267).
13. «За всеми величайшими достижениями науки стоит уверенность в логической стройности и познаваемости мира — уверенность, которая сродни религиозному переживанию… Эта глубокая эмоциональная уверенность в существовании высшей разумной силы, открывающейся в непостижимости Вселенной, и есть моя идея Бога». (Einstein 1973, 255).
14. «Напряженная умственная деятельность и изучение Божьей Природы — вот те ангелы, что проведут меня сквозь все невзгоды этой жизни, дадут утешение, силу и бескомпромиссность». (Цит. по: Calaprice 2000, ch. 1).
15. Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу «Сатердей ивнинг пост» (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
«- Какое влияние оказало на вас христианство?
— В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина.
— Читали ли вы книгу об Иисусе, написанную Эмилем Людвигом?
— Портрет Иисуса, написанный Эмилем Людвигом, слишком поверхностен. Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
— Верите ли вы в исторического Иисуса?
— Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой».
;;;;;
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН — ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ
Нобелевская премия: Альберт Эйнштейн (1879-1955) был награжден Нобелевской премией по физике в 1921 году — за вклад в развитие квантовой теории и «за открытие закона фотоэлектрического эффекта». Эйнштейн — один из основателей современной физики, создатель теории относительности. В декабре 2000 года средства массовой информации (по данным агентства «Рейтер») назвали Эйнштейна «человеком второго тысячелетия».
Гражданство: Германия; позже был гражданином Швейцарии и США.
Образование: доктор философии (физика), Цюрихский университет, Швейцария,1905г.
Профессиональная деятельность: эксперт патентного бюро, Берн, 1902-1908 гг.; профессор физики в университетах Цюриха, Праги, Берна и Принстона(Нью-Джерси).
Можете посмотреть, что думали о БОГЕ другие великие учёные на http://www.scienceandapologetics.org/text/314.htm Они верили в Бога:пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые

© Copyright: Славен Любомиров 3, 2016
Свидетельство о публикации №216050101331

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Славен Любомиров 3

Рецензии

Написать рецензию

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья — о религиозных взглядах Альберта Эйнштейна. О книгах с таким названием см. Эйнштейн и религия (значения).
Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна были широко изучены. Тем не менее, до сих пор не утихают споры и ходят мифы о его убеждениях, взглядах и отношении к религии. Он говорил, что верит в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но не в персонифицированного Бога — такую веру он подвергал критике. Он также называл себя агностиком, но открещивался от ярлыка «атеист», предпочитая «смирение, соответствующее слабости нашего понимания природы разумом и нашего собственного бытия».
Эйнштейн был воспитан нерелигиозными родителями-евреями. В Автобиографических заметках Эйнштейн писал, что постепенно терял веру в раннем детстве:
…Я — хотя я был ребёнком нерелигиозных родителей — был глубоко религиозным до 12 лет, когда моей вере настал резкий конец. Вскоре, благодаря чтению научно-популярных книг, я стал убеждаться, что многое в библейских историях не может быть правдой. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с впечатлением будто государство обманывает молодёжь; это был сокрушительный вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинно-следственных связях. Мне вполне ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости являлся первой попыткой освободиться от оков «личного эго» от существования, в котором доминировали желания, надежды, примитивные чувства. Там, вовне, был этот большой мир, который существует независимо от нас, людей, и являющийся огромной вечной загадкой для нас, доступной, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму. Созерцание этого мира манило освобождением, и я скоро убедился, что многие из тех, кого я научился ценить и уважать, нашли свою внутреннюю свободу и уверенность, отдавшись целиком этому времяпрепровождению. Мысленный охват в рамках доступных нам возможностей этого вне-личного мира, который представлялся мне наполовину сознательно наполовину бессознательно, как высшая цель. Те, кто так думал, будь это мои современники или люди прошлого вместе со сделанными ими выводами, были моими единственными неизменными друзьями. Дорога к этому раю была не так удобна и завлекательна, как дорога к религиозному раю, но она оказалось надёжной, и я никогда не жалел, что выбрал её
— Einstein, Albert (1979). Autobiographical Notes. Chicago: Open Court Publishing Company, pp. 3-5
И Вашей статьи :
«Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента.»
Я тоже это считаю наиглавнейшим.
Кто знает КАК? был создан мир — тот и есть верующий.
Остальные — демагоги, которые обманывают себя и других. НК.
Николай Кладов 01.05.2016 19:34 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Ответ: http://www.proza.ru/2016/05/02/1203 Наука и религия непримиримы? Две стороны познания?
Славен Любомиров 3 03.05.2016 20:41 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Славен Любомиров 3

Тщательное рассмотрение того, что говорил Эйнштейн о своих взглядах на религию, показывает, что мировоззрение гениального ученого невозможно уместить в стандартные схемы, тяготеющие к делению на черное и белое. Те, кто полагают, что Эйнштейн верил в существование бога, справедливо отмечают, что сам Эйнштейн говорил, что он религиозен и что он верит в бога. Однако они пропускают тот факт, что Эйнштейн подразумевал под «богом», «верой в бога» и «религиозностью» совсем не то, что подразумевают верующие иудеи, мусульмане, христиане и представители многих других религий, а также множество официальных церквей (вроде Католической церкви, Англиканской или Русской православной церкви). Действительно, сам Эйнштейн написал, что, «с точки зрения иезуитского священника я, конечно, атеист». Подробнее см. здесь.

Я включил Эйнштейна как агностика в этот перечень атеистов на основании следующих фактов.
Он утверждал, что не верит в персонифицированного бога.
Он написал одному адресату, что его можно назвать агностиком.
Но он не желал называть себя атеистом.

Ниже приводятся цитаты, на которых базируются приведенные заключения.

от 24 апреля 1929.
Эта цитата появилась после того, как теория относительности была подвергнута критике с религиозных позиций. Это побудило раввина Нью-Йоркской синагоги Герберта Гольдштейна (Herbert Goldstein) послать Эйнштейну телеграмму, чтобы спросить ученого, верит ли он в бога. Текст телеграммы гласил: «Do you believe in God?» Эйнштейн ответил:

Из письма от 24 апреля 1954.
22 апреля незнакомый Эйнштейну человек, назвавший себя атеистом, послал ему длинное письмо, в котором в частности выражал сомнение в достоверности статьи о религиозных взглядах Эйнштейна, которую он читал. Эйнштейн ответил по-английски:

Перевод выделенного фрагмента:

«Это была, конечно, ложь — то, что вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного бога (personal God), и я никогда не отрицал этого, но выразил это отчетливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это только безграничное восхищение устройством мира, насколько наша наука способна его постичь».

В 1950 году некто по имени Гай Ренер (Guy H. Raner) обратился с письмом к Эйнштейну, прося еще раз разъяснить его взгляды по вопросу существования бога. Он написал:

Эйнштейн ответил в письме:

Отрывок из письма Альберта Эйнштейна Морису Соловину от 1 января 1951 года:

«Мне вполне понятно Ваше упорное нежелание пользоваться словом «религия» в тех случаях, когда речь идет о некотором эмоционально-психическом складе, наиболее отчетливо проявившемся у Спинозы. Однако я не могу найти выражения лучше, чем «религия», для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той ее части, которая доступна человеческому сознанию. Там, где отсутствует это чувство, наука вырождается в бесплодную эмпирию. Какого черта мне беспокоиться, наживают ли попы на этом капитал. От этого все равно нет лекарства…»

В «Автобиографических заметках» Эйнштейн написал следующее об эволюции его взглядов на некоторые вопросы религии:

Из письма, написанного изначально по-немецки:

Из письма чикагскому раввину о предполагаемых религиозных значениях теории относительности:

Эйнштейн не верил в БОГА? Ложь! По Дюкас, Хофман

Славен Любомиров 5

1. Множество высказываний А.Эйнштейна свидетельствует о его вере в БОГА.
«Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога». (А.Э.)(Цит.

по: Brian 1996, 119).
«Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный — все мы принадлежим Богу». (А.Э.)(цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
«Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога»(А.Э.).(Цит. по: Holt 1997).
И специально для атеистов:»Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня». (Альберт Эйнштейн).(Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).
2. Все лукавые и спекулятивные утверждения о том, что Эйнштейн не верил в БОГА, основаны практически на одной книге Э.Дюкас, Б.Хофман «Альберт Эйнштейн как человек», в которой опубликованы фрагменты из переписки А.Э. или его пометки на письмах. И особенно часто приводится цитата из неопубликованного ранее ответа А.Э.на частное письмо некоего атеиста.
Давайте разберёмся, что на самом деле написал атеисту А. Эйнштейн, но прежде посмотрим на его многочисленные высказывания о БОГЕ и религии в той же книге.
1) 24 января 1936 г. Эйнштейн пишет:
«Научные исследования исходят из того, что, что все на свете подчиняется законам природы; это относится и к действиям людей. Убежденность в существовании основных всеобъемлющих законов природы также зиждется на вере. … Ученый-исследователь не склонен верить, что на события может повлиять молитва, то есть пожелание, обращенное к сверхъестественному Существу. » (А.Э.)
То есть, учёные верят во всеобъемлющие законы природы, но возникает законный вопрос – кто их установил? Если ответить, что сама «природа» для себя установила законы, тогда, поскольку законы гармоничны, упорядочены, разумны, установлены с необыкновенной точностью и целесообразностью, придётся ответить на вопрос – в чём, в ком сосредоточен разум природы, создавшей столь разумную систему законов? В элементарных частицах, атомах, молекулах, в камне, в энергии, в звёздах и т.д.?
Но они сами ограничены и подчинены законам! Причём законы касаются вопроса существования любой системы, и взаимосвязи различных систем, значит, установлены извне тем, в Руке Которого жизнь и смерть любой системы. Кто ТВОРЕЦ всех Законов Мироздания и всего Сущего? Кто ими управляет? Кто Сам свободен от закона и не зависит ни от чего? Кто трансцендентен всему (за пределами всего и не зависим ни от чего), и в то же время имманентен (близок, присущ всему, всё пронизывает), чтобы всем управлять?
Единственный ответ: ТВОРЕЦ Всего Сущего есть Всемогущий, всеведущий, Абсолютный Разум – БОГ.
Но это — никак не дедушка, сидящий на облачке (как примитивно представляют себе Бога дети или малограмотные люди), и про которого А. Эйнштейн говорит — я не верю в такого Бога. Подобная наивная религиозность была для него не приемлема. И мы, православные, тоже не верим в такого примитивно и наивно представляемого «бога», и ни один здравомыслящий человек не верит. Кстати, атеисты в своём помрачении именно так примитивно представляют «бога», и всем доказывают очевидный факт – такого «бога» нет. На духовное, более глубокое понимание сущности БОГА они, увы, не способны.
2) В какого же БОГА верит А.Эйнштейн? А то, что он верит, несомненный факт. Его многочисленные высказывания и сам смысл их говорят лишь о том, что он отвергает примитивную и наивную веру в некий примитивно персонифицированный образ Бога. Но он говорит о высшем понимании Бога, доступным далеко не всем и называет его «космическим религиозным чувством».
В каждом творении присутствует дух его Творца, как в картинах Рафаэля и Микеланджело, в музыке Моцарта и Баха.
Эйнштейн ощущает дух ТВОРЦА в Мироздании, в природе, в её законах: Вот что он пишет 24.01.1936г. (1) : «… каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется дух, значительно превосходящий наш человеческий. Перед лицом этого высшего духа мы, с нашими скромными силами, должны ощущать смирение. Так занятия наукой приводят к благоговейному чувству особого рода, которое в корне отличается от наивной религиозности».
И этот высший дух, значительно превосходящий наш человеческий, вызывает человеческое смирение и благоговейное чувство особого рода, которое А.Э. называет «космическим религиозным чувством».
«Моя религиозность состоит в смиренном восхищении безмерно величественным духом, который приоткрывается нам в том немногом, что мы, с нашей слабой и скоропреходящей способностью понимания, постигаем в окружающей действительности». (5 августа 1927 г.)
В наличие этого высшего духа Эйнштейн не только сам не сомневается, но и считает, что каждый, кто серьезно занимался наукой, приходит к убеждению, что в законах природы проявляется высший дух, значительно превосходящий наш человеческий.
Он верит и знает, что этот высший дух есть, существует и именно его он называет Богом. Но как далёк Его Образ Бога (Дух) от образа «дедушки на облачке»!
И, мы, Православные христиане, подтверждаем в соответствии с Евангелием — БОГ это дух. «Бог есть Дух» (Ев. Иоанна 4:24), и в нас он вызывает смирение и благоговейное чувство.
А. Эйнштейну дано было познать Истинного БОГА, пусть только одну из Его граней. Но никому не дано познать БОГА в полной мере, хотя ближе всего к Истине оказалось христиане, ибо познали БОГА не только через Библию, природу, но и лицом к лицу — в Сыне БОЖИЕМ, Иисусе ХРИСТЕ.
3) Всю свою жизнь и время А.Э. посвящал науке. Именно в изучении Природы он интуитивно познал БОГА.
Для А.

Э. не случилось познание БОГА из Священного Писания, хотя он был знаком с Библией. Он восхищался нравственной высотой Моисея, ХРИСТА, призывал подражать им. Но в то же время, как-то не осознавал, что Моисей — человек БОЖИЙ, а ХРИСТОС – Сын БОЖИЙ, и именно этим обусловлена их духовно-нравственная высота.
А.Э. тяготел к любви, смирению, милосердию, но эти Божественные качества не мог соединить с Всемогущим БОГОМ — Творцом, Законодателем, в котором не увидел БОГА-любовь, не ощутил близость БОГА в своей повседневной жизни.
Он ошибочно считал, что высшие проявления человеческой души: этика, нравственность, любовь — дело чисто человеческое, не нужное БОГУ. Может быть, эти взгляды сформировался оттого, что у него не было особенно времени на его личную жизнь, и он, полностью погружённый в научную деятельность, встречался с БОГОМ и благоговейно смирялся перед Его Величием лишь на просторах научных исследований?!
4) Но с другой стороны, логика подсказывает, что БОГ истины, гармонии, красоты в природе и Вселенной, такой же как и в человеке и в отношениях среди людей, то есть он должен быть БОГОМ милосердия, нравственности, любви. Видимо, размышлять над этими вопросами А.Э. было некогда, а физика и космология были далеки от нравственных проблем.
Одностороннее видение БОГА рождало в нём противоречивые высказывания и недопонимание многих людей его отношения к БОГУ и религии. Не зная глубоко Евангелия, он не мог понять смысла жизни человека и человечества, цели их существования, поскольку физика эти вопросы не рассматривает.) Наука пытается ответить на вопрос – как? Но вопрос «Зачем?» её не интересует. А религию больше всего интересует именно этот вопрос – Зачем?!!!
А.Э. прав – «Природа цели не ставит», но ТВОРЕЦ перед ней ставит цели и задачи, и она беспрекословно их исполняет. «Да произведёт Земля….!» — и земля производит! «Да будет Свет!» — и Свет является во тьме!
Если нет Цели у человека – быть Богом и жить вечно с БОГОМ, то и бессмертие, как бы ни к чему, и души без тела вроде бы не существует – умер, тело распалось и «кранты». А как же душа? Личность, душа, с её высокими чувствами, мыслями, стремлениями, имеет нематериальное, духовное тело, она — дух! И она живёт вечно. Но это надо знать, а эти знания невозможно найти в научных трудах по физике. Они — в Священном Писании.
5) Двойственность отношения к БОГУ у А.Э. проявляется в том, что его личный опыт в науке утверждает, что БОГ, есть! И БОГ – это высший Дух, который являет себя всюду, во всех Законах Мироздания. Но будучи отдалённым от Церкви, от непосредственного общения и единения с БОГОМ, от молитвенного общения с БОГОМ, А.Э. не может «представить себе персонифицированного Бога, прямо влияющего на поступки людей и осуждающего тех, кого сам сотворил». «Не могу сделать этого, несмотря на то, что современная наука ставит под сомнение, в известных пределах, механическую причинность». (5 августа 1927 г.)
Но здесь же пишет, что оценивал научные теории, задавая себе вопрос: » если бы я был Богом, создал бы я Вселенную, устроенную таким вот образом?» Что это как не персонификация, уподобление Бога себе, а себя – Богу?
6) А.Э. прекрасно понимает разницу, религиозное чувство – это преклонение перед Творцом, а не перед замыслом и творением. Но сами посудите, не логичнее ли преклоняться не перед замыслом, а перед Автором этого замысла – Великим Мыслителем и ТВОРЦОМ – БОГОМ?).
21 марта 1942 г. он писал: «Благоговейное чувство, порожденное ощущением логической постижимости глубочайших взаимосвязей, совсем другого рода, чем чувство, обычно именуемое религиозным. Это почтительное преклонение перед замыслом (Чьим?-С.Л.)), который выявляет себя в строении материальной Вселенной».
И тут же сам себе противоречит: «Во всем этом нет ничьей воли и никакой цели, никакого долженствования, а лишь бытие». Опять двойственность. Надо бы определиться — либо умопостижимый Чей-то великий замысел (замысел — идея, смысл), гармоничное, построенное по точным, (БОГОМ) установленным законам, бытие, либо же — никакого замысла, автора, цели, воли и смысла, то есть бессмысленное и умонепостижимое в своём хаосе и неопределенности бытие?
Но науку, как и А.Э., подобные вопросы не волнуют, им проще думать, что всё как-то само собой выстроилось и упорядочилось. И тут же — «Нелегко заглянуть в карты, которые Бог держит в руках…» А.Э.
Н. И. ПИРОГОВ (1810-1881), русский учёный, врач.
Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума.
7) А далее А.Э.: «Оно (бытие) не заставляет нас создавать божество по своему образу и подобию — персонаж, предъявляющий нам требования и интересующийся нами как индивидуальностями». Бытие не заставляет, но Создатель этого бытия очень даже интересуется вершиной своего творения – человеком, и к каждому предъявляет свои требования.))
Эйнштейн не принял квантовой теории и сказал, имея в виду вероятностную картину мира, соответствующую квантовой физике: «Господь Бог не играет в кости». На это гениальный физик Нильс Бор возразил ему: «Однако не наше дело предписывать Богу, как Он должен управлять миром». Сейчас квантовая теория – основа не только атомной физики, но её законы используются практически во всех научных дисциплинах. И великие тоже ошибаются.
8) И наконец, цитата из письма, наиболее часто используемая атеистами.
22 марта 1954 г. человек, отрекомендовавшись атеистом, объявил, что подлинное образование приобретается чтением книг, процитировал статью о религиозных взглядах Эйнштейна и выразил сомнение — верно ли они изложены. Иронически отозвался о разных аспектах формальных религий. Говоря о миллионах людей, которые молятся Богу на разных языках, он заметил, что Богу нужен огромный штат для регистрации всех людских прегрешений.
А.Э. письмо понравилось. Мы не знаем, какую статью читал автор письма и что там было написано, вероятно, что действительно ложь, потому что, А.Э пишет в ответ: «То, что Вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, разумеется, ложью. Эту ложь систематически повторяют. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно».
И это понятно, ибо невозможно для А.Э., да и для нас тоже, представить БОГА – Главой некоего Департамента или Министерства, где миллиарды чиновников (ангелов, вероятно))) строчат донесения о прегрешениях людей. Точно также как детские представление о БОГЕ как о «дедушке на небушке», были неприемлемы для А.Э. (Справедливости ради, надо сказать, что некоторым простым и чистым душам достаточно веры в Боженьку на Небе, чтобы всю жизнь жить благочестиво и свято, по Заповедям БОЖЬИМ. И их Господь БОГ не оставит без награды).
Но А.Э. был религиозен по-другому. «Если во мне есть нечто религиозное, это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его». «Моя религиозность состоит в смиренном восхищении безмерно величественным духом, который приоткрывается нам в том немногом, что мы, с нашей слабой и скоропреходящей способностью понимания, постигаем в окружающей действительности». (5 августа 1927 г.)
«Перед лицом этого высшего духа (Кого же, если ни Бога?! Другого высшего Духа нет!) мы, с нашими скромными силами, должны ощущать смирение». Перед ЛИЦОМ высшего духа, то есть, перед Лицом БОГА? А как же отрицание персонифицированного, личностного БОГА? У безличного Бога, естественно, нет Лица?)) Опять противоречия.)
3. И тем ни менее Альберт Эйнштейн верил в БОГА, как Высшего Духа, являющего себя в Законах Мироздания. И эта грань БОГА не противоречит понятию об Истинном БОГЕ.
Все остальные противоречия и заблуждения от неглубокого знания и недопонимания второго важнейшего источника познания БОГА – Священного Писания, о котором у А. Эйнштейна остались только детские воспоминания.
6 декабря 1917 г., когда шла мировая война, Эйнштейн написал из Берлина своему другу Генриху Зангеру в Цюрих. Слова его не потеряли злободневности:»Как могло случиться, что эпоха, столь любящая культуру, могла оказаться так чудовищно безнравственной? Все больше и больше убеждаюсь, что милосердие и любовь к ближнему — ценнее и выше всего остального… Весь наш хваленый технический прогресс — да и вся наша цивилизация — подобны топору в руках психически больного преступника». «Милосердие и любовь к ближнему…» — это же слова Евангелия, проповедь ХРИСТА.
Мнение Эйнштейна об Иисусе Христе было высказано в его интервью американскому журналу «Сатердей ивнинг пост» (The Saturday Evening Post, 26 октября 1929 г.):
«- Какое влияние оказало на вас христианство?
— В детстве я изучал и Библию, и Талмуд. Я иудей, но меня завораживает яркая личность Назарянина. … Иисус настолько масштабен, что не поддается перу фразеров, даже очень искусных. Христианство нельзя отвергнуть лишь на основании красного словца.
— Верите ли вы в исторического Иисуса?
— Разумеется! Невозможно, читая Евангелие, не почувствовать реальное присутствие Иисуса. Его личность дышит в каждом слове. Никакой миф не обладает столь мощной жизненной силой».
4. Наука, не поднимая головы и глаз, денно и нощно занята изучением БОЖЬЕГО творения, иногда не видя Самого БОГА-ТВОРЦА. Прямое общение и единение с ТВОРЦОМ – это прерогатива религии. Другой уровень познания.
Но наука и религия не противоречат друг другу. Огромное большинство учёных всех времён и народов верили в БОГА. Вера — категория нравственная и никак не мешает ни научной, ни любой другой деятельности человека.
МАКС ПЛАНК
Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приводят к исповеданию Бога.

От религиозных фанатиков часто можно услышать, что тот или иной ученый был верующим. Конечно, даже в том случае, если ученый придерживался религиозных взглядов, это еще ни о чем не говорит, поскольку религия все равно никак не касается научной деятельности.

Однако часто верующие лгут.

К примеру, корректно ли называть Эйнштейна верующим? В качестве доказательства используется некая история – «Этим студентом был Эйнштейн».

В истории описано, как некий профессор убеждает студентов в том, что никакого бога не существует. И вдруг с ним вступает в спор некто, «доказывающий» смысл веры в бога, помимо прочего отвергающий теорию эволюции, и вот якобы это был Эйнштейн.

Конечно, никаких доказательств этому нет, данная история – выдумка. Такая же, как история христианской проповедницы Хоуп, которая спустя годы после смерти Дарвина сообщала о том, что якобы с ним беседовала, и он признавался, что был не прав, что теория эволюции неверна в своих основах.

Эйнштейн рассказывал о своих взглядах на религию много раз:

«Я — хотя я был ребёнком нерелигиозных родителей — был глубоко религиозным до 12 лет, когда моей вере настал резкий конец. Вскоре, благодаря чтению научно-популярных книг, я стал убеждаться, что многое в библейских историях не может быть правдой. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с впечатлением будто государство обманывает молодёжь; это был сокрушительный вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде».

Это указано в автобиографии. Вероятно, для того, чтобы не было спекуляций по теме. Ведь в действительности даже при жизни Эйнштейна его часто относили к «верующим ученым», что, конечно, не соответствовало действительности.

Впрочем, дело в Эйнштейне, поскольку он очень часто любил использовать философские обобщения того же Спинозы, и поэтому многие высказывания могли трактоваться неточно людьми, которые совершенно не разбираются в философии.

Бывало такое, что Эйнштейну писали письма о том, что его в очередной раз назвали религиозным. И он отвечал на подобное так:

«Это конечно ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его» (— Dukas, Helen (1981). Albert Einstein the Human Side. Princeton: Princeton University Press).

В 30-е годы ученый покинул Германию. С этого времени он стал жить в США, где, как известно, с ненавистью относились и к атеистам, и к социалистам (позиции фундаменталистов в 30-е годы были сильны).

Эйнштейн вызывал ненависть у консерваторов, поскольку во времена холодной войны опубликовал статью под названием «Почему социализм?» в марксистском журнале Monthly Review. За ним велось наблюдение, а многие христианские фундаменталисты даже предлагали выслать ученого из страны за взгляды.

Поэтому, конечно, не совсем понятно, на каком основании можно называть Эйнштейна верующим человеком. Да и не совсем ясно, во что, по мнению сторонников подобной версии, верил Эйнштейн?

Последнее, что он сказал о религии (незадолго до смерти):

«Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить» (из письма к немецкому философу Эрику Гуткинду).

Кем же по взглядам был Эйнштейн? Он называл себя агностиком, религиозным неверующим и пантеистом. Можно сказать: агностик, хотя в то же время нельзя сказать, что «чистый агностик» в духе Юма. Его агностицизм заключался не в том, что невозможно познание объективной реальности в принципе, а в том, что еще многое не познано, и распространялось это на науку, а не на бога. В то же время Эйнштейн всегда заявлял, что познание реальности возможно, т. е. он придерживался материалистических взглядов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *