Дьявол в мелочах

Дьявол в мелочах

Что значит «дьявол кроется в деталях»?

26 августа 2015, 19:46

Как я уже раньше замечал, запрос о дьяволе, который в деталях, привлекает энное количество людей. Только находят они малость не то 🙂

Распространённая трактовка идиомы «дьявол кроется в деталях» («дьявол скрыт в мелочах», «the devil is in the details») — в любом плане есть пара мелочей на которые стоит обратить внимание, иначе, в дальнейшем, проблем не оберёшься. Так же, как вариант, — при реализации плана недосмотр в, казалось бы, незначительных местах может привести к краху.

Моя любимая Википедия (на которую, говорят, ссылаться стало моветоном) говорит так:

Идиома «Дьявол кроется в деталях» говорит о некой непредусмотренной планированием мелоче, и восходит к «Бог в деталях» («Бог в мелочах»), выражающую идею что любое дело должно быть сделано тщательно (любая деталь имеет значение).

Авторство выражения «Бог в мелочах» приписывается разным людям.

The New York Times в некрологе от 1969 года связвает эту фразу с архитектором немецкого происхождения Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe (1886–1969)). На данный момент уже общепризнано, что авторство принадлежит не ему.

Часто это выражение упоминается у немецкого историка искусства Аби Варбурга (Aby Warburg (1866–1929)). Хотя, биограф Варбурга Эрнст Гомбрих (Ernst Hans Gombrich) сомневается в авторстве.

Ранняя форма «Le bon Dieu est dans le détail» (хороший Бог в деталях) приписывается Густаву Флоберу (1821–1880).

«Знакомые Цитаты Бартлетта» («Bartlett’s Familiar Quotations») отмечают это выражение как анонимное.

Google Ngram Viewer (забавный сервис, не знал о нём) утверждает, что фраза «the devil is in the details» не появляется в коллекции до 1975 года. В Google Books фраза упоминается в книге 1969 года как уже устойчивое выражение.

Иногда встречаются модификации: «Управление в деталях», «Правда в деталях».

Так же Уильям Сафир (William Safire (1929–2009) упоминает эту фразу в статье для The New York Times (30 июля 1989 г.) и цитирует редактора «Знакомых Цитат Бартлетта»: «Нам до сих пор не ясно с „Бог (или дьявол) кроется в деталях“. Мы знаем что Мис ван дер Роэ использовал её обсуждая архитектуру; предполагается авторство Флобера, но до сих пор не найдено подтверждение в его записях. Мне кажется, это мог сказать Джон Рёскин (John Ruskin), фраза как раз в стиле его высказываний о качестве исполнения, но для подтверждения нам всё так же не хватает цитатат».

Что такое интерьер без тысячи мелочей? Вы только представьте себе: шикарная комната, старинная мебель, прекрасные узоры на стенах и всё. Больше в комнате ничего нет. Можно ли назвать такую обстановку законченной? Конечно же нет. Прекрасность и уникальность каждой комнаты заключается в уникальном сочетании всех мелочей, что в ней есть.

Десятки лет назад свечи были единственными осветительными приборами в доме. Светильники и канделябры, конечно, делались витыми, из золота или с позолотой, но в большинстве своём оставались вещью больше необходимой, чем украшающей. Сейчас уже другие времена, и старинный витой канделябр со свечами скорее придаёт комнате шарм, чем освещение. Они могут то, что не под силу порой электрической лампе – создать уникальную атмосферу праздника, которую мы все так любим.

Невозможно представить дом без зеркал.

Отражая свет и окружающие предметы, оно как бы создаёт дополнительное пространство в комнате и увеличивает освещённость в ней. Опытный и талантливый дизайнер может творить «чудеса» с помощью зеркал. Самая маленькая и неприметная деталь может быть многократно увеличена и размножена благодаря этим стёклам. Помещённое в раму, зеркало привносит в комнату ещё больший антураж старины, пышных балов, ярких сказок. Однако это уже не столь популярно в наше время. Людям современности доступна роскошь, о которой и не мечтали несколько десятков лет назад. Сегодня можно найти цветные, классические или полупрозрачные зеркала. В зависимости от фантазии, форма зеркал также может быть самая необыкновенная. Всё это помогает создать уникальный и прекрасный интерьер в комнате.

Не смотря на развитие электроники, всё такими же популярными остаются механические часы. Похожие по внешнему виду, как правило, на небольшое архитектурное сооружение, эти устройства продолжают радовать глаз во многих помещениях с самым разнообразным интерьером. Но время неумолимо идёт вперёд, и, как результат, менялись и формы часов. Они становились всё мельче. Сейчас уже сложно встретить часы с кукушкой, боем, или с механизмом, который нужно заводить подвешиванием гирек. Однако для уникальных интерьеров такие устройства могут стать ценнейшим дополнением.

Всем нам известны шторы, основная задача которых – прикрыть внутреннее убранство дома от завистливых глаз окружающих. Но в последнее время в моду стали входить чисто декоративные их собратья – гобелены. Масштабные полотна, закрывающие стены, они, как правило, украшены настолько пышно, что их можно принимать за произведения искусства. Различные узоры и цвета на гобеленах являются настолько обширным полем для фантазии дизайнера, что их полезность невозможно переоценить.

«Бог – в деталях», но также: «Дьявол в деталях». Оба выражения кажутся очень старыми. Когда же они появились и кто тут был раньше – Бог или дьявол?

Раньше был Бог, хотя «раньше» не значит «очень давно». Выражение «Бог – в деталях» создано в XX веке. В печати оно появилось не позднее 1937 года, со ссылкой на немецкого историка и теоретика искусства Аби Варбурга.
Аби Варбург (по рождению Абрахам Мориц) (1866–1929) большую часть своей жизни посвятил изучению итальянского Возрождения. Почти через 30 лет после смерти Варбурга его ближайшая сотрудница Гертруда Бинг процитировала слова, которые однажды он написал о себе на своем любимом итальянском языке: «Ebreo di sangue, Amburghese di cuore, d’anima Fiorentino» – «По крови еврей, сердцем – гамбуржец, душой – флорентиец».
С 1925 года Варбург вел в Гамбургском университете семинар по итальянскому искусству.

Здесь господствовал междисциплинарный подход, предполагавший изучение современных художнику обрядов, символов, языка, философии и даже естественных наук. По сообщению Эрнста Гомбриха, ученика Варбурга, девизом семинара было изречение:

Der liebe Gott steckt im Detail.
(Бог таится в деталях.)

Более известен французский вариант: «Le bon Dieu est dans les détails» – «Бог – в деталях». Немецкий искусствовед Эрвин Панофски безосновательно приписал эти слова Гюставу Флоберу (в книге «Смысл и толкование изобразительного искусства», 1955).
В 1922 году, за три года до первого семинара Варбурга, было опубликовано стихотворение Бориса Пастернака «Давай ронять слова…», написанное в 1917 году. Заканчивалось оно строками:

Ты спросишь, кто велит?
– Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, – подробна.

Разумеется, пастернаковский «бог деталей» не то же самое, что «Бог в деталях» Варбурга.

Отдаленным прообразом девиза Варбурга можно, пожалуй, считать высказывание Плиния Старшего: «Природа вещей ни в чем не выражается так полно, как в самом малом (…nusquam magis quam in minimis, tota est)» («Естественная история», XI, 2, 4).

Так обстоит дело с «Богом в деталях»; а что можно сказать насчет дьявола? Выражение «Дьявол (таится) в деталях» (нем. «Der Teufel steckt im Detail») получило широкое распространение с 1960 х годов.

Изречение «Бог – в деталях» чаще всего встречается в работах по истории и теории искусства, когда хотят подчеркнуть важность изучения всей совокупности фактов. Значение формулы «Дьявол в деталях» иное: нечто, на первый взгляд хорошее, может оказаться не столь уж хорошим при более тщательном рассмотрении.

Область применения второй сентенции шире, поэтому именно она стала основной.

Детали скрывает дьявол

Дьявол кроется в деталях — не следует доверять первому впечатлению, делать выводы по бросающимся в глаза фактам, принимать на веру казалось бы заслуживающие уважения сведения. Объективное суждение появляется лишь с изучением всего относящегося к делу: в том числе мелочей, деталей, восприятие которых может в корне изменить уже сложившееся мнение

Но от чего в деталях кроется именно дьявол, а, допустим, не косолапый мишка или Снежная королева?
Потому что дьявол, как известно, существо хитрое, умное, коварное и насмешливое. Его хлебом не корми, дай потешиться над человеческой глупостью, леностью и легковерием. Ведь копаться в деталях, анализировать мелочи, собирать крохи со стола познания — занятие нудное, сложное и долгое. Чем ему предаваться, проще довериться кому-то: соседям, газетам, ТВ…

Происхождение, авторство поговорки «дьявол кроется в деталях» не известны. Но существует китайская, которая ей вторит «поймай самого маленького чертика, и он приведет тебя к своему главному»

Примеры деталей, которые скрывает дьявол

Шестидневная война

Факт
Летом 1967 года Израиль атаковал Египет и в течение шести дней разгромил его в так называемой «Шестидневной войне»
Вывод
Израиль — агрессор, который должен нести ответственность за содеянное
Детали

  • 1967, 7 апреля — Воздушный бой над Голанами между сирийскими и израильскими истребителями.

    6 сирийских самолётов сбиты. Самолёты Израиля пытались помешать сирийской тяжёлой артиллерии, расположенной на Голанах, обстреливать еврейские поселения расположенные в внизу в Галилее

  • 1967, 21 апреля — Через две недели после воздушного боя заместитель министра иностранных дел СССР Малик заявил, что Израиль подвергает риску «само существование государства»
  • 1967, 4 мая — министр информации Сирии заявил: «(эта битва будет) продолжена более серьёзными сражениями, пока Палестина не будет освобождена, а сионистское присутствие не закончится»
  • 1967, 11 мая — Израиль предупредил СБ ООН о том, что в случае продолжения провокаций со стороны Сирии (она выдвинула тяжёлую артиллерию в демилитаризованную зону), он сочтёт себя в праве прибегнуть к самообороне
  • 1967, 12 мая — Посол СССР передал египтянам информацию о концентрации сил ЦАХАЛа у границы с Сирией, хотя Израиль мобилизацию не начинал. Телеграмма посла в Москву звучала так: «Сегодня мы передали египтянам информацию касательно концентрации израильских войск на северной границе для внезапного нападения на Сирию. Мы рекомендовали правительству ОАР предпринять надлежащие шаги» (ОАР — объединенная арабская республика (Сирия и Египет)
  • 1967, 13 мая — Посол СССР в Израиле Д. С. Чувакин посетил Премьер-Министра Израиля Леви Эшкола и выразил ему «протест против угрожающей концентрации израильских войск на сирийской границе». Ошеломленный Эшкол заверил посла, что никакого нападения на Сирию не планируется, и предложил ему совместную поездку на север — немедленно, прямо сейчас, чтобы самому убедиться. Посол отказался.
  • 1967, 14 мая — Египет начал вводить в Синай пехотные и танковые части
  • 1967, 15 мая — (Египет объявил чрезвычайное положение. Две танковые дивизии демонстративно прошли по Каиру и отправились к мостам через Канал
  • 1967, 16 мая — Президент Египта Насер потребовал от войск ООН в Синае перебазироваться в сектор Газы
  • 1967, 17 мая — Насер потребовал эвакуировать войска ООН из Газы, Синая и вообще от границ с Израилем.
  • 1967, 18 мая — Войска ООН, патрулировавшие линию прекращения огня 1948—1956 годов, покинули свои базы в Синае и Газе
  • 1967, 18 мая — Обращение египетского генерала Муртаги к армиии: «Египетские войска заняли позиции согласно заранее разработанным планам. Дух наших войск высок, ибо наступил день, которого они давно ждали — священной войны»
  • 1967, 19 мая — Египетские войска вошли в Шарм э-Шейх, обосновались в бывших местах дислокации войск ООН в Газе и Синае
  • 1967, 20 мая — Всеобщая мобилизация в Израиле. Занятия в школах сокращены, автобусы все направлены в распоряжение армии, оснащались всем необходимым бомбоубежища, рылись окопы и траншеи, понимая, что правительству понадобятся деньги, тысячи граждан заблаговременно заплатили налоги, в министерство обороны хлынул поток пожертвований, включая драгоценности и обручальные кольца
  • 1967, 21 мая — Насер закрыл для израильских судов Тиранский пролив: «Тиранский пролив является частью наших территориальных вод. Ни одно израильское судно не будет впредь пропущено через него. Одновременно мы запрещаем доставку через пролив в Израиль стратегических товаров на судах других стран». Акабский залив делили между собой Египет, Иордания, Саудовская Аравия и Израиль, следовательно, пролив не мог быть объявлен территориальными водами кого бы то ни было — это нарушало все конвенции по морскому праву
  • 1967, 22 мая — Египет объявил о военном союзе с Ираком
  • 1967, 24 мая — Начался трехдневный визит министра иностранных дел Израиля А. Эвена по странам Западной Европы и в США с просьбой вмешаться в разгорающийся конфликт. Без результата
  • 1967, 24 мая — Египет начал блокаду Тиранского пролива
  • 1967, 24 мая — Иордания завершила мобилизацию и открыла свою границу для войск Саудовской Аравии и Ирака
  • 1967, 26 мая — Президент Египта Насер в речи, обращенной к египетским профсоюзам, сказал, что «война, если она разразится, будет тотальной, и целью ее будет уничтожение Израиля»
  • 1967, 30 мая — В Египет прибыл король Иордании Хусейн. Он подписал с Насером пакт о совместной обороне и передал свою армию в распоряжение египетского генштаба. В тот же день иракские танковые части вступили в Иорданию и перешли на Западный берег, а иракская авиация перебазировалась на ближайшие к Израилю аэродромы. Саудовская Аравия сконцентрировала свою армию на иорданской границе в районе Акабского залива. В Египет был отправлен алжирский экспедиционный корпус.

    В общей сложности Израилю противостояла объединённая арабская армия численностью 530 тысяч человек, имевшая 2 500 танков и 940 боевых самолётов. Вооружённые силы Израиля после всеобщей мобилизации насчитывали 264 тысячи человек, 800 танков и 300 самолётов

  • 1967, 30 мая — В Аммане глава ООП (Организация Освобождения Палестины) Ахмед Шукейри заявил: «Когда мы освободим Палестину, то поможем уцелевшим евреям вернуться в страны исхода. Но я сомневаюсь, что кто-то вообще уцелеет»
  • 1967, 2 июня — Совещание правительства Израиля о сроках начала войны. Решено, что атака начнется не раньше понедельника, 5 июня
  • 1967, 5 июня — Начало Шестидневной войны. 40 самолетов поднялись в воздух с израильских аэродромов и пошли на запад, в сторону моря. Первая волна израильской авиации провела над египетскими аэродромами ровно 7 минут. Через три минуты эти аэродромы оказались накрыты второй волной…

Вывод: так называемая «агрессия Израиля против Египта» — следствие антиизраильской политики арабских стран, поддерживаемых Советским Союзом. Атака 5 июня была превентивным ударом, не соверши которого Израиль проиграл бы надвигающуюся войну

Распад СССР

Факт
1991, 8 декабря — главы Белоруссии, России и Украины, собравшись в белорусском селе Вискули, констатировали прекращение существования СССР
Вывод
Ельцын, Кравчук, Шушкевич «развалили Советский Союз»
Детали

  • Эстонская ССР провозгласила выход из состава Союза 20 августа 1991 года
  • Литовская ССР провозгласила выход из состава Союза 11 марта 1990 года
  • Латвийская ССР провозгласила выход из состава Союза 21 августа 1991 года
  • Азербайджанская ССР провозгласила выход из состава Союза 30 августа 1991 года
  • Грузинская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 апреля 1991 года
  • Российская Федерация провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года
  • Узбекская ССР провозгласила независимость 31 августа 1991 года
  • Молдавская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 августа 1991 года
  • Украинская ССР провозгласила выход из состава Союза 24 августа 1991 года
  • Белорусская ССР провозгласила выход из состава Союза 8 декабря 1991 года
  • Туркменская ССР провозгласила выход из состава Союза 27 октября 1991 года
  • Армянская ССР провозгласила выход из состава Союза 23 сентября 1991 года
  • Таджикская ССР провозгласила выход из состава Союза 9 сентября 1991 года
  • Киргизская ССР провозгласила выход из состава Союза 31 августа 1991 года
  • Казахская ССР провозгласила независимость 16 декабря 1991

Вывод: президенты Украины, Белоруссии, России Кравчук, Шушкевич, Ельцын, подписавшие Беловежские соглашения, не разваливали Советский Союз, а лишь утвердили то, что уже существовало в реальности

«Дьявол кроется в деталях» — свидетельство того, что единой правды, общечеловеческой истины не существует. Есть множество правд, зависящих от точек зрения, коих миллионы, то есть именно от тех самых деталей, в которых кроется дьявол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *