Душе моя восстани

Душе моя восстани

Душе моя, востани, что спиши? Канон Критского, Чт

Алкора

из http://www.stihi.ru/2015/03/14/8742
Поэтический перевод 9-и песен канона Андрея Критского ЧЕТВЕРГА первой седмицы Великого Поста:
Песнь 1. Чт.
Мой Помощник во всём, Покровитель,
Ты явился ко мне ко спасенью,
Ты прославлен, как Бог Вседержитель,
Бог отца моего, Бог над всеми…
Агнец Божий, к Тебе припадаю,
Пред Тобой, согрешил, Иисусе,
Тяжко бремя грехов — я страдаю,
Даруй слёз умиленья, молюсь я
О прощенье Твоём и рыдаю. —
Милосердия, милости даруй…
Не входи в Суд со мной, не исследуй
Все слова мои, злые стремленья:
Нет прощенья поступкам, что сделал,
Справедливы Суда обличенья.
По щедротам Твоим, их презревши,
Мне прости тяжкий груз злодеяний,
Ты один в доброте преуспевший
Это можешь: прими покаянье!
Не отринь… Расточил я богатства,
Что Ты дал, я чуждался святого,
Добродетельным не был, мытарства
Заслужил я, но жажду благого!
Ты помилуй мя, Боже, помилуй,
Алчу милости доброго Бога,
Дай исправиться воли и силы,
Чтобы к свету нашёл я дорогу.
Благодатная, Верная Сыну,
Ты земные оставила страсти,
Добродетель Твоя не угаснет,
Пресвятая любовь не остынет!
Три Лица Пресвятых во Едином,
На Суде не отринь меня грозно,
Умиления даруй мне слёзы,
Грех мне душу мертвит хладной льдиной.
Богородица — Помощь, Надежда,
Всех, кто просит, заступницей будь мне,
Сбросить тяжесть греховной одежды
Помоги: исцеленья путь труден.
Песнь 2. Чт.
«Видите, видите, Я — сущий Бог,
В древности манну пославший народу,
Прямо из камня я высек вам воду,
В мёртвой пустыне всем выжить помог».
«Мужа убил я, — промолвил ЛамЕх,-
Язвой и раной мне стало убийство»,-
И зарыдал… Помня это, стань чистой
Снова, душа! Не носи больше грех,
Скверное тело и ум в помраченье
Трепет подарит тебе и мученье.
Как умудрилась воздвигнуть ты столп,
Сделать твердыней позор вожделений?
К счастью, Творец обуздал это зло,
Плачь же, душа, помня тяготы древних.
Каина принял проклятье ЛамЕх,
Став сластолюбцем, и я свое тело
Всё осквернил ради грубых потех.
Разве такого пути ты хотела?
Пролил огонь наш Господь, словно дождь,
На содомлян, попалив безобразье.
Или, душа, ты такого же ждёшь?
В жерле геенны стать прахом и грязью?
Я весь изранен, врагом изъязвлён,
Стрелы его, ум и тело пронзившие,
Мучат и жгут, я грехом опалён,
Сам для страданий построил узилище.
Руки Мария простёрла к Творцу,
Как милосердная Дева Заступница,
И пролагает дорогу к Отцу,
Чтобы покаяться, чтобы задуматься…
Троица, что Безначальна, Одна
И Неделима, Нетварна и Вечна,
Душу заблудшую видишь до дна,
Но оправдать мне ничтожество нечем.
Все ж милосердно от смерти избавь,
Я согрешил, но раскаяний полон…
Дева Пречистая, милость Твоя —
Добрый покров возле Божья престола.
Песнь 3. Чт.
На камень заповедей вечных
Мне сердце утверди, Господь,
Ты свят один, ответить нечем,
Когда грехи колеблют плоть.
Агари, древней египтянке,
Ты уподобилась, душа,
Жить в грешном блуде было сладко?
Знать новый Измаил мешать
В твоём пути законно будет,
А дерзость Божий люд осудит.
О лестнице с земли до неба
Тебе Иаков рассказал.
Так что ж, душа, ты ищешь хлеба,
Не благочестия, а зла?
Не избираешь путь надёжный,
Себя не устремляешь ввысь?
Мельхиседеком быть не сможешь —
Путей Исусовых держись!
Как Он среди людей, смиренно
Будь милосердной, крест неси,
Душа моя, хоть плоть и тленна,
Ты о бессмертии проси!
О преступленьях воздыхая,
Покайся грешная душа,
Пока не начата другая —
Пред Богом жизнь, где ты дышать
Не сможешь, сути не меняя.
Закроет дверь Господь в чертог,
И брачный пир, и благость Рая
Вновь не вернёшь: сберечь не смог!
Не обратись столпом из соли,
Страшись примера содомлян,
Пока ещё живёшь в Сигоре,
О милосердии моля!
Не отвергай мольбы, Владыко,
Тебя просящих грех простить,
Даруй прощения: великий
На сердце груз — как с ним идти?
Ты Бога Давшая, кто Сына
Здесь воплотила от Отца,
Его Питавшая, не стынет
К Тебе любовь в людских сердцах!
Песнь 4. Чт.
О Твоем пришествии, Господь,
Услыхал пророк и устрашился,
Бог от Девы? Словом стала плоть?
Слава Силе Божьей — Он явился!
Время жизни коротко моё,
Много в ней печали и пороков —
Заслужил такое бытиё!
Призови для покаянья к сроку,
Помоги мне Истину познать,
И не стать добычей воли вражьей,
Милосердно грех прости опять ,
Облегчи мой крест — спасенья жажду!
Человек на царство облечён,
Награжден венцом и багряницей,
И богат, и праведен, учён —
Но пришлось за миг всего лишиться.
Если даже лучший среди нас,
Стал повержен кознями упавших,
Что же ты, душа, не ждёшь свой час,
Или суд заслуженный не страшен?
Как же я заносчив на слова,
Дерзок сердцем, горделив без меры,
Словно фарисей, не вижу зла
В том, что на себя направил веру,
Даруй мне смирение, Господь,
Мытарем молю о снисхожденье,
Осквернил умом и делом плоть,
Стал добычей тёмных наваждений.
Истуканом сделал сам себя,
Душу погубил свою страстями,
Милосердный, грешного приняв,
Не суди сурово — перестану
Нарушать законы, я стыжусь,
Что был слаб, что стал врагу я пищей,
Ты — Спаситель мне, очисти ржу
Я в грязи живу и духом нищий.
В глубине пороков Ты чиста,
Изумляя ангельские сонмы,
Помолись Мария, чтобы стал
Я таким же светлым, невесомым…
Песнь 5. Чт.
Не спящего в ночи меня молю
Направить в путь, мой милостивый Боже,
Чтоб Волю мог я исполнять Твою,
Чтоб на Тебя быть в благости похожим.
Ты уподобь себя, душа, жене,
Согбенно к Иисусу припадавшей,
Чтоб кривизну исправил Он во мне,
И смог ходить я прямо и бесстрашно
Стезей Господней… Ты — колодец мой,
Глубокий, источающий в мир воды,
Самаритянкой встану и живой
Струи коснусь, чтоб быть Тебе подобным!
Силоаомом будет мне слеза,
Что источаю в скорби я, Владыка,
Чтоб, омывая сердце и глаза,
Твой Свет Предвечный видеть, поелику
Ты есть Господь, спасающий от зла.
С любовью чистой жажду я придти,
И поклониться низко Древу Жизни.
О Дева Всеблаженная, Святи,
Как лестница на небо, стань нам ближе
И удостой подняться над собой,
Чтоб покаянно грех изжить любой.
В Тебе Единство в Трех, мы Бога славим,
И повторяем: Свят Отец, Свят Сын,
Свят Дух Святой. Молитвой и делами
Хотим восстать, в служенье не остыв.
Нетленная Святая Мать и Дева,
Через Тебя облекся плотью Бог,
Творец миров соединился с Древом,
Чтоб человек иметь бессмертье мог.
Песнь 6. Чт.
От сердца моего воззвал я к Богу,
И Он услышал вопль из ада мой,
И жизнь вернул, и указал дорогу
От гибели спасая, вёл Домой.
Я драхма с царским ликом, что однажды
Ты, наш Спаситель, в мире потерял,
Но есть светильник — Слово. Сын отважно
Нам пролил свет на сущность бытия.
Восстань и низложи плотскИе страсти,
Как Иисус Амалика, душа,
Кто обманул другого, тот не властен
Себя спасти, он слово не сдержал,
Был обольщен людьми из Гаваона,
Поправших силу Божьего Закона.
Чтоб угасить пожар страстей, Мария,
Ты пролила на нас потоки слёз.
Их даруй мне! Как много натворил я,
За то, что грешен, пострадал всерьёз.
Ты на земле жила по благодати,
Была во всем бесстрастна и чиста.
Так помолись за нас, Святая Матерь,
Об очищенье нашем у Христа.
«Я Троица Несоставная, в Лицах
Раздельна, но Едина в существе, —
Сказал Отец и Сын, и Дух — так длится,
Так было, будет присно и теперь».
Родило чрево нам на землю Бога,
Он с нами жил и принял образ наш,
Твоей молитвой к Сыну понемногу
Мы оправдаем каждый вдох и шаг.
Душа моя, восстань, ты спишь? Опомнись,
Конец уже так близок — пробудись!
Нельзя так жить, душа, не беспокоясь,
Просить пощады Бога торопись!
Песнь 7. Чт.
Мы согрешили, жили беззаконно,
Неправо поступали пред Тобой,
Заветов не исполнили достойно,
Но не оставь, Господь, перед бедой!
Мы чистоты не сохранили, Боже,
Ты — милосерден, кто иной поможет?
Все дни мои прошли, как сновиденье,
Но я, как ЕзекИя, пробуждён
И плачу горько — я ли не злодеем
Себя нашёл в конце земных времён?
Какой Исайя мне наполнит душу,
Когда есть Бог, готовый всех нас слушать?
К Тебе я, припадая, приношу
Слова мои, омытые слезами,
Я, как блудница вечная, грешу,
И в беззаконных сделках погрязаю,
Умилосердись, о Владыка мой,
Восстанови, верни к Тебе — домой.
Затмил Твой образ, заповедь нарушил,
Вся красота во мне помрачена,
Погас светильник от страстей, всё глуше
Во мне поёт Давид, коптит свеча
Моей души от прегрешений мерзких,
Будь милосерд, Спаситель наш Вселенский!
Покайся, обратись, откройся Богу,
Моя душа: Спаситель знает всё,
Давидова псалтирь зовет в дорогу,
По коей Ангел в Небо вознесёт.
Воззвавши к Богоматери Пречистой,
Смог обуздать я марево страстей,
Свирепствовавших прежде, обольстивших
Меня в скорбях; мне даруй, Дева, тех,
Кто станут мне опорой, будут в помощь —
Твои молитвы всех ценней сокровищ!
Ты на кого так долго уповала?
И для кого Ты изнуряла плоть?
О, Мати преподобная, Ты стала
Той купиной горящей, где Господь
Явился нам, — моли Его о мире
Для тех кто чтит Его, Он милосерд,
О нас, рабах Твоих, молись!

Псалтыри
Величат Бога и отводят смерть.
Проста, и Нераздельна, и Едина,
Как сущность, как Святое Божество,
Свет Истины, к Тебе неукротимо
Вся тварь стремится, как на Торжество.
Песнь 8. Чт.
Пред Кем трепещут херувимы,
Кого Небесный славит хор,
Хвали, Вся тварь, Святое Имя!
От века, присно, до сих пор.
Я на главу излив, как миро,
Сосуд из слёз, молюсь Тебе,
Взыскую милости и мира,
Скорблю блудницей о вине,
Прошу избавить плоть от скверны,
Груз скорби тяжек непомерно.
Никто, как я, перед Тобою
Так не грешил, Спаситель мой.
Прими меня с добром — изгоем
Быть не хочу, пленён я тьмой.
Ты пощади меня, Спаситель,
Как добрый Пастырь, возврати
Своё создание в обитель
Твоих овец: мои пути
В тенётах грешных наваждений.
Спаси от тягот заблуждений!
Когда, как Судия, воссядешь,
Открыв величие Своё,
Вселишь в нас ужас, грозным станешь,
Печь запылает, чтоб в неё
Направить всех, кто многогрешен,
Все затрепещут безутешно.
Мать Света вечного — Мария,
От тьмы страстей освободив,
Надежду грешным подарила,
Хвали, душа, Её пути!
Святой Зосима удивился,
Увидев Ангела, как плоть,
Был преисполнен, восхитился:
«Поистине, велик Господь!»
Собезначальный Сын и Отче,
Животворящий Дух Благой,
Один в Трёх Лицах, всё, что хочет,
Во благо Он творит легко.
Порфира Мысли, плоть Господню
Ты соткала внутри себя.
О, Мать Пречистая, не стоим
Твоих щедрот, душой скорбя
О наших слабостях, мы славим
Твой пурпур риз, Твой Свет души,
Пребудь во всех поступках с нами,
Чтоб, видя образ, не грешить.
Песнь 9. Чт.
Рождество неизъяснимо без семени,
Плод без мужа был рождён — стал без тления,
Божий Сын преобразил здесь природу всю,
В восхищении весь мир перед святостью!
Милосердный Бог, спаси и помилуй мя,
Сын Давидов исцелил бесновавшихся,
Как разбойнику, скажи в доброте слова:
«Ты прибудешь в Рай со Мной!»,
и не страшно мне…
Поносил Христа разбойник: «Беспомощный!»,
А другой в Нём разглядел светлый Божий лик,
На кресте погибли все, крик исторгнувши,
Но один был принят в Рай — всех высот достиг!
Мир подземный опустел — казни крестные,
Распадались камни гор, полнясь горечью,
Свет померк, и на земле содрогалось всё,
На кресте узрев Творца, твари корчились…
Ты не требуй от меня плод раскаянья,
Истощилась вся во мне сила прежняя.
Нищеты духовной дай, сокруши меня,
Чтоб как жертву смог нести дар служения.
Ты, всё знающий Судья, с сонмом ангельским
Если явишься судить, будь к нам милостив:
Я грешил, я был не прав, редко каялся,
Только взор не отводи — я хочу спастись!
Сонмы ангельских чинов, племена людей —
Все Тобой восхищены, Дева Светлая,
Превзошла природу Ты, воплотивши здесь
Бога нашего Отца, Мать Всепетая!
Отче праведный Андрей, помолись за нас,
Восхваляющих Творца от скорбей избавь,
Искушенья отведи, чтобы в Судный час
Милость Божья помогла не погибнуть зря…
Досточтимый наш Андрей,
Пастырь Критский наш,
Помолись, чтоб все простил нам грехи Господь.
Славит Сына и Отца, славит Дух душа,
Нераздельных Трёх в Одном,
сотворившем плоть!
Сохраняй нетленным град, Бога Родшая,
Под водительством Твоим мы, как в крепости,
Сколь ни ринет к нам врагов в дом непрошенно,
Твой покров — защита нам в каждом бедствии.
Рождество неизъяснимо без семени,
Плод без мужа был рождён — стал без тления,
Божий Сын преобразил здесь природу всю,
В восхищении весь мир перед святостью!
Издано.
Полный перевод (с молитвенными концовками песен), а также соответствующий всем песням текст оригинала на церковно-славянском языке можно прочитать на моей авторской странице ПРОЗА.РУ, начало — http://www.proza.ru/2016/03/24/1679

ДУША

Душа… Ласкательно называют душенька, пренебрежительно – душонка.
По словарю Ожегова, душа – это внутренний, психологический мир человека, его сознание. Даль в своем толковом словаре сообщает нам, что душа – это бессмертное душевное существо, одаренное разумом и волею. Душевные и духовные качества человека — совесть, внутреннее чувство.
Душой интересовались люди еще с незапамятных времен. В древности ее представляли особой силой, обитающей в теле человека и животного, а иногда даже и растения. Душа покидала тело только во время сна, а после сна снова возвращалась в тело. Окончательно душа покидала тело, когда человек, животное или растение умирали. Однако считалось, что и после смерти душа продолжает жить, она покидает тело, но не умирает, а переселяется в другое существо. Этот процесс приобрел название метемпсихоза. В древности даже были специальные учения о мировой душе, об одушевленности космоса. Душой интересовались известные философы, ученые, такие как Платон, Аристотель, Декарт. Например, Аристотель считал, что душа – это активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. А Декарт разделял душу и тело как две самостоятельные субстанции. Постепенно, с развитием человечества, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
Когда человек умирает, он отдает Богу душу, душа с телом расстается. Тот, кто исполняет завещание, высказывает волю умершего человека, его души, называется душеприказчиком. Телом управляет человек, а душой – Бог. Отсюда выражение «как бог на душу положит» – положиться на удачу, как придется.
Называют душу и сердцем, хотя это два различных понятия. Однако, когда люди говорят, что у человека нет сердца, это означает, что у этого человека жестокая душа. И вообще, очень часто сердце и душу связывают между собой.
Душа – это нечто крайне важное, то, что делает человека человеком. Недаром в языке имеются такие идиомы, как «широкой, доброй души человек» – о хороших людях и «бездушный тип» – о плохих людях.
Бездушие – бессердечность. Человека, не умеющего сочувствовать, любить, быть добрым и искренним, называют бездушным. Вот что говорит в своем словаре Даль о слове «бездушный» — человек, не одаренный душою; лишившийся души, мертвый, умерший или убитый; поступающий так, будто бы в нем не было человеческой души, бесчувственный к страданиям ближних, черствый, холодный, себялюбивый.
Есть еще одно слово «равнодушный», означающий человека, которому все совершенно безразлично, он лишен интереса к чему-либо. Равнодушный человек ничуть не лучше бездушного, и кажется, что у равнодушного человека тоже нет ни сердца, ни души.
Если двое людей, действительно, дружат, уважают или даже любят друг друга, они в первую очередь «ценят в другом душу», толком даже не зная, что это такое. Они живут «душа в душу», то есть между ними как бы образуется некая связь, позволяющая понимать друг друга без слов. Часто они ведут «задушевные разговоры» – разговоры о том, что можно доверить только самому близкому человеку. Обращение «душа моя» используется только по отношению к любимому человеку. Если мы кого-то сильно любим, так что ничего не жалко для этого человека, то говорим «души не чаем». О верном человеке говорят, что он «предан душой и телом».
Если мы желаем сделать человеку приятное, то дарим ему что-нибудь «от всей души» или идем «со всей душой», «открываем душу». В любом случае, отдать другому часть своей души считается в нашем языке необходимым условием к сближению (в противовес бездушному, формальному общению). И «в глубине души» надеемся, что нам ответят тем же самым.
У этого слова нет полных синонимов, и это неудивительно. Душа у человека одна, и не просто одна (нос тоже один), а едина. И хотя различные науки пытаются давать некоторые толкования этому понятию, которые могут сойти за синонимы (например, «астральное тело»), это все остается на уровне предположений.
Некоторые эмоции выражены в языке фразеологизмами через это слово. Так, например, «душа в пятки ушла» — от испуга, «душа развернулась» — от чего-то большого и хорошего. «Стоять над душой» — мешать, портить настроение. Мы видим, что при положительных эмоциях душа как бы расширяется, и человек радостно дышит полной грудью, а при отрицательных – напротив, съеживается, уменьшается или прячется.
Очень характерно, что о душе говорят как о живом существе – «душа радуется», «душа гуляла», «сколько душе угодно», «душа болит», «в душе нет покоя», «мятущаяся душа».

Но как сказал один поэт, «душа обязана трудиться», только тогда она оправдывает свое предназначение.
Все, с чем связана душа, – высокое, неземное, «духовная пища» – пища для души, высокие идеалы, хорошая литература.
Одухотворенный — значит, проникнутый возвышенным чувством. Одушевить – придать духовные силы.
«Подумать о душе» – перестать удовлетворять только потребности тела, задуматься о высших ценностях; «душеспасительный» – назидательный, воспитывающий; «для души» – для себя, то, что интересно.
Взаимосвязь души и тела показана во фразеологизме «в чем только душа держится», «еле-еле душа в теле» – так говорят о больном человеке.
Душа-человек, душка – милый, очень приятный в общении. Одновременно в языке существует тенденция рассматривать группу людей как целое, отсюда выражения «душа компании», «душа общества» – о лидере, популярном человеке.
Душа обозначает искренность. Так, «говорить по душам» – значит говорить правду, «в душе» – то, что человек думает, но не говорит; искренне поздравляют – «от всей души», «отвести душу» – высказать все, что накопилось; прилагательное «душевный» – обозначает искренний. «Поработать с душой», «вложить душу в дело» — значит, сделать что-то очень хорошо, с полной отдачей.
Душа не лежит к кому-то, к чему-то — означает то, что этому человеку не нравится что-то или кто-то, а почему — он не может сказать, чисто интуитивно не нравится.
Легло на душу, по душе – понравилось .
Чист душой – человек добрый и положительный.
Но из этой фразы следует, что душа бывает и нечистой, недоброй, темной. Тогда с таким человеком поговорить по душам не удастся. И делает он всё «без души», удовлетворяя только потребности тела.
Душа в языке может принимать значение совести. «Взять на душу» – сделать какой-то поступок, противоречащий принципам честности, взять на совесть. «Продать душу» – потерять совесть, стать бесчестным. «Готов продать душу дьяволу» – готов на все.
Душа – внутренний мир человека, то, что не предназначено для общества. Если хотят что-то такое узнать, то «вытягивают душу», «залезают в душу», «тянут за душу». Сказать какую-то гадость, обидеть – «плюнуть в душу». Если же человек экстраверт, ничего не скрывает, вся жизнь его публичная – то у него «душа нараспашку». Одновременно, «душа спрятана» (есть фраза «в глубине души» — т.е. очень-очень глубоко, с первого взгляда и не заметишь), и только что-то очень сильное может «взять за душу», «тронуть душу». Какой-то душещипательный или душераздирающий фильм.
Еще одна грань у слов, образованных от слова «душа». Казалось бы, что может плохого получиться из такого благородного слова? А из этого слова образованы ужасные, леденящие нашу душу и заставляющие ее трепетать, слова, такие как «душегуб» (народное) — убийца, злодей; «душить» — убивать, с силой сжимая горло, «душевредный», «душепагубный» и др.
Человек в русском языке (а значит, и менталитете) ассоциируется прежде всего с душой. В частности, наше понятие «никого» = нашему же «ни души», и не равно не нашему nobody («ни тела»). В прошлом (сейчас значительно реже), людей так и мерили – в душах. Например, 10 душ холопов. Поскольку это определение слегка уничижительно, в наше время оно почти пропало.
Однако же, таинственным образом один из фразеологизмов вытащил душу на сугубо материальный уровень. Фраза «за душой ни гроша» означает именно бедность. По счастью, это единственный отрицательный пример прагматизма нашего языка. Ведь есть же вещи, которые мы делаем безо всякой личной выгоды. В таких случаях на удивленный вопрос «зачем?» следует лаконичное «для души».
И вот прекрасные строки о душе из стихотворения Аделины Адалис:
Нет, мы не рождаемся с душой:
Жизнью вырабатываем душу.
Этою поправкой небольшой
Вечную иллюзию разрушу, –
Страхам старины и новизны –
Вымыслу о бренности – не верьте:
Смертными на свет мы рождены,
Чтобы зарабатывать бессмертье…

душа

ДУША, душ’а, -и, вин. п. душу, мн. ч. души, душ, ~м, ж.
1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-н.

Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём д. держится (о хилом, больном человеке; разг.). Д. не лежит к кому-чему-н. (нет расположения, интереса к кому-чему-н.). Д. не принимает чего-н. (не хочется; разг.). Д. меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Д. радуется (очень радостно, приятно; разг.). Д. в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить д. в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-н. (неотступно находиться около кого-н., торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-н. (бестактно вмешиваться в чью-н. жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой ни телом не виноват (нисколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-н. (на свою совесть; разг.). За душу берёт что-н. (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-н. (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-н. (измучить чем-н. нудным, томительным; разг.). Д. нараспашку у кого-н. (о том, кто всегда открыт, откровенен, чистосердечен; разг.). Д. не на месте или д. болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Д. с телом расстаётся (смерть пришла; разг.). О душе пора подумать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.
3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.
4. перен., чего. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Д. всего дела. Д. общества.
5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу приходится, досталось (на одного человека).
6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская д. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.: о людях, фиктивно числящихся где-н.).
• Душу тянуть (вытягивать, мотать) из кого (прост.) мучить чем-н. надоедливым, томительным.
Души не чаять в ком (разг.) очень любить. Души не чаять в детях.
Душа моя! (разг.) в обращении: милый (-ая).
Душа-человек (разг.) очень хороший, отзывчивый человек.
Без души без воодушевления, без подъёма.
С душой отдаваясь целиком, с вдохновением.
В душе 1) мысленно, про себя. В душе согласен; 2) по природным склонностям. Поэт в душе.
Для души (разг.) для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов.
По душе (разг.) нравится. Работа ему по душе.
За душой нет ничего у кого ничего нет у кого-н.
По ~м (говорить, беседовать) откровенно.
С дорогой душой (разг.) очень охотно.
За милую душу (разг.) легко, без усилий.
Как бог на душу положит (разг.) как придётся, кое-как.
С души воротит от чего (прост.) о чувстве отвращения.
уменьш.-ласк. душенька, -и, ж. (к 1 и 2 знач.)
пренебр. душонка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.).
прил. душевный, -ая, -ое (к 1 знач.) и душевой, -ая, -ое (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу населения). Душевой надел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *