Душа и тело

Душа и тело

КНИГИ О СВТ. ЛУКЕ


Крымская епархия под началом Святителя Луки
Сост.: прот. Николай Доненко, С.Б.Филимонов Симферополь: Н.Оріанда, 2010. – 576 с. илл.
Основу настоящей книги составили недавно рассекреченные документы из Государственного архива Автономной Республики Крым и архива Главного Управления Службы Безопасности Украины в Автономной Республике Крым, содержащие уникальную информацию о жизни и трудах святителя-исповедника архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) и истории руководимой им в 1946 — 1961 годах Крымской епархии. Иллюстрирована фотодокументами, многие из которых публикуются впервые.
Читать online
Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором ГПУ – НКВД – МГБ.»
Из серии Мартиролог Украинской Православной Церкви ХХ столетия. Выпуск 2/ Составитель Валякин А.В. Главное управление СБУ в АР Крым, Симферополь, 2012.
Книга выпущена по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и представляет собою сборник выявленных архивных материалов следственных дел в отношении епископа Луки (Войно-Ясенецкого Валентина Феликсовича), трех его арестов и одиннадцати лет тюрем и ссылок, а также рассекреченных в 2010 г. документов из фонда Секретного делопроизводства архива Главного управления СБУ в АР Крым
Читать, скачать PDF
Марущак В. «Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого»:
Имя Святителя Луки, великого подвижника Русской Православной Церкви XX века, известно ныне всему миру.

В православной Греции, например, его почитают так же широко, как и на его родине. И это не случайно: его молитвенное предстательство пред Господом за нас, грешных, так же горячо и могуче, как и его земные подвиги в качестве милосердного врача и мужественного епископа Церкви. Третье издание книги расширено, по сравнению с двумя предыдущими, более чем вдвое. Печатаются тексты донесений крымских уполномоченных «по делам религии», рисующие достоверную атмосферу той жизни, в которой Святителю довелось нести свой Крест. Описываются многочисленные чудеса, совершающиеся по молитвам этого удивительного святого.
Читать online версию
Лисичкин В. «Лука, врач возлюбленный»:
Эта книга – жизнеописание святителя-хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). Жизнь владыки Луки была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Подобный примеров немного даже в древние времена, когда люди были более богобоязненными. В наше же время духовного оскудения особенно важно на примере святых современников понять, каким образом бороться с неверием в себе и обществе, каким стяжать Божию благодать, ведущую тесными вратами в Царствие Небесное.
Поповский М. «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга»:
Имя Святителя Луки, великого подвижника Русской Православной Церкви XX века, известно ныне всему миру. В православной Греции, например, его почитают так же широко, как и на его родине. И это не случайно: его молитвенное предстательство пред Господом за нас, грешных, так же горячо и могуче, как и его земные подвиги в качестве милосердного врача и мужественного епископа Церкви. Третье издание книги расширено, по сравнению с двумя предыдущими, более чем вдвое. Печатаются тексты донесений крымских уполномоченных «по делам религии», рисующие достоверную атмосферу той жизни, в которой Святителю довелось нести свой Крест. Описываются многочисленные чудеса, совершающиеся по молитвам этого удивительного святого.
Читать pdf-версию
прот.Николай Доненко, С.Б.Филимонов.»»Разработку Луки продолжаем…»»:
Основу книги «Разработку Луки продолжаем…» составляют недавно рассекреченные документы— докладные записки сотрудников МГБ СССР и информационно-отчетные доклады уполномоченных по делам РПЦ при Совете министров СССР по Крымской области о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) на Крымской кафедре (1946-1961). Пристальный и недоброжелательный контроль со стороны власти за каждым поступком и словом святителя ныне стал документальной летописью его исповеднических трудов по просвещению народа Божия учением Христовым, противостояния воинствующему безбожию и свидетельством непоколебимой веры в Промысл Божий. Новая книга знакомит нас с документами, которые хранились под грифом «секретно» или «сов. секретно» И несмотря на то, что это сборник документов, книга читается легко, с большим интересом: последовательно и логично подобран материал, дающий глубокое и правдивое представление об обстановке на Крымском полуострове в послевоенный период и в 50-60-е годы XX столетия.
Читать pdf-версию
Глущенков В. «Святитель Лука — взгляд в будущее»:
Жизнь и творчество архиепископа Луки, в миру профессо­ра-хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, уди­вительно современны.Потомственный дворянин, талантливый ученик столично­го художественного училища, выдающийся ученый-медик, милосердный хирург и автор великих медицинских моно­графий, во времена церковного раскола и жесточайших гоне­ний на Православную Церковь был бесстрашным проповедни­ком и последовательным апологетом Православия. В государ­стве воинствующего атеизма он нес бремя власти правящего архиерея и писал богословские трактаты.Жестокие парадоксы эпохи он преодолевал своей жизнью. Был узником сталинских застенков и лауреатом Сталинской премии I (высшей) степени. Был гоним из ссылки в ссылку, лишен возможности лечить больных и преподавать — и до­рогим званым гостем тогда, когда признанные научные авто­ритеты и хирурги-практики были бессильны помочь имени­тым больным…Черная мантия монаха — знак покаяния и смирения перед Богом и людьми. Белая мантия доктора, профессора — знак незапятнанного служения больным и немощным…Предлагаемая книга — плод изучения и глубокого пере­живания событий жизни святителя-хирурга и осмысления его творческого наследия современным хирургом, ученым, пра­вославным верующим Владимиром Алексеевичем Глущенко-вым. Она будет интересна и полезна как церковному читате­лю, так и светскому: от студентов-медиков до людей, сохра­нивших воспоминания о тех уже далеких годах, когда слу­жил Богу и людям, исцелял святитель и исповедник Рус­ской Православной Церкви архиепископ Лука Крымский — профессор хирургии Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Священник Шевченко Г. «Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный»:
Очерк посвящен врачебной деятельности Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), являющегося видным хирургом XX века и одновременно иерархом Русской Православной Церкви, отнесенным к лику святых, в земле российской просиявших Жизненный путь Святителя просматривает автор, способный оценить его со всех сторон; и с церковной, и со светской, а, точнее говоря, с медицинской стороны. Автор книги, хирург Юрий Леонидович Шевченко, на собственном опыте знает практическую и теоретическую, а также административную составляющую медицинского дела. (Все перечисленные составляющие занимают видное место в жизни святителя Луки.) Академик РАМН, РАЕН, РВМА Ю. Л. Шевченко является основоположником такого направления, как гнойно-септическая кардиохирургия, он прошёл путь от фельдшера до Главного хирурга России, министра здравоохранения РФ. Им организован НИИ Грудной хирургии и Национальный медико-хирурги­чес­кий центр имени Н. И. Пирогова.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Дух, душа и тело

Несколько десятилетий нашего века Русская Церковь жила под прессом, жесточайших гонений. Одним из многих аспектов этих гонений был террор морально-интеллектуальный. Монополизировав все ветви культуры, атеистическая власть провозгласила именем науки, что Бога нет. Скольких маловерных эти навязчивые декларации сделали еще более маловерными! Но и твердые в вере, но малознающие (а большие знания всегда были и всегда будут уделом меньшинства) не знали, что возразить, когда окончательный приговор религии им приносили из безбожного мира их собственные дети или внуки. Здесь, несомненно, одна из главных причин пресечения преемственности веры в большинстве русских семей.

Особое внимание гонители уделяли тому, чтобы заставить Церковь безмолвствовать перед лицом самых яростных и бесстыдных на нее нападений. Знаменитая сталинская Конституция под «свободой совести» понимала «свободу отправления религиозного культа и антирелигиозной пропаганды», очевидным образом (о чем многократно заявляли различные «официальные лица») отказывая Церкви в праве «религиозной пропаганды». Условием «тихого и безмятежного жития» для священника и для всякого христианина был отказ от проповеди. Во многих церквах проповедь вообще перестала звучать, в других – ограничивалась «евангельскими темами», часто в акцентированно археологческом освещении. Апологетика (защита веры от безбожия) оказалась под полным запретом, и даже в духовных семинариях и академиях, когда они возродились после четвертьвекового перерыва, курс с таким названием отсутствовал.

Книга, которая перед вами, есть труд по апологетике. Ее автор Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он почувствовал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Церкви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан. После недолгого пребывания на менявшихся по чужой воле кафедрах – долгие годы заточения. Потом наступили годы хрупкого и двусмысленного «сталинского конкордата», когда под влиянием военных событий произошло, в довольно узких рамках, возрождение церковной жизни.

У подавляющего большинства священников, вернувшихся из тюрем и лагерей, было одно чувство: «ну вот, теперь мы можем служить», владыка Лука хотел не только служить, но и бороться за души тех, кто был далек от Церкви. Так возникла эта книга, одно из замечательных произведений церковного «самиздата», который кстати, сказать, существовал и в самые опасные годы, когда в помине не было интеллигентского литературного самиздата, не говоря уж о политическом.

В своей книге архиепископ Лука рассматривает теорию высшей нервной деятельности академика И. Павлова, которую в СССР объявили высшим достижением материализма, и показывает, что единственное философское учение, которое позволяет включить в себя павловскую теорию, это самое антиматериалистическое из всего, что дала философия в нашем веке, учение А. Бергсона. Когда с такого рода апологетической теорией выступает лауреат Сталинской премии по медицине, она гораздо более весома, чем если бы ее стал развивать хотя бы и большой богослов, но менее искушенный в естественных науках.

При оценке книги приснопамятного Владыки Луки мы должны всегда помнить о целях, которые ставил себе автор. Книга эта не есть трактат по догматическому богословию или антропологии. Скажем, различение духа и души здесь вовсе не есть метафизическое утверждение. И сами эти понятия в изложении высокопреосвященного автора в большой степени динамичны: признавая влияние телесной стороны человека на духовную, автор видит и обратное влияние духа на тело, и «духом» называет сферу, где преобладает и владычествует духовная сторона, а «душою» – ту сферу, где духовное сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него.

Замечательная книга человека, который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь делом, словом и писанием, будет и впредь помогать многим и многим в обретении веры, радости о Господе и в преодолении «антирелигиозных предрассудков».

Протоиерей ВАЛЕНТИН АСМУС

О жизни архиепископа ЛУКИ

На фотографии Высокопреосвященный Владыка Лука запечатлен в Алуште незадолго до его блаженной кончины.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкии, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать – православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.

Каждый человек наделен душой и телом. Даже закоренелые материалисты не отрицают, что в человеке есть нечто необъяснимое наукой, некие сверхвозможности. Их можно называть «сверхсознанием», «интуицией» или «высшим инстинктом», объяснять деятельностью мозга, чувствительностью к неким энергетическим полям или просто «внутренней природой» человека. Мы назовем это душой и попробуем разобраться в том, как душа человека связана с нашим телом, как они функционируют и развиваются, в чем душа и тело похожи, а в чем они различаются.

Душа человека начинает свое формирование в момент зарождения человеческой жизни. Можно сказать что сперматозоид и яйцеклетка помимо физической формы обладают некоей энергией, которая объединяясь с вечной Божественной энергией дает начало новой вечной жизни.

Пока тело человека развивается в утробе матери, его дух также формируется вместе с ним. Момент рождения человека, его первый вздох – это момент соединения его сформировавшихся тела и души. С этого момента начинается этап земной жизни и время для физического и духовного роста и созревания.

Душа и тело человека представляют собой его внутреннюю и внешнюю природу. Можно сказать, что по внешним характеристикам они совершенно идентичны. Люди, способные видеть духовным зрением, могут четко описать и черты лица и какие-то внешние особенности духовного «я». Экстрасенсы могут по внешнему облику души человека четко определить, какие органы тела у него не в порядке. Например, если в духовном облике человека на месте расположения его желудка находится темное пятно, то это может указывать на серьезные проблемы с физическим органом – желудком.

Душа и тело для своего роста и развития нуждаются в определенных элементах. Для роста и развития нашего тела требуется свет и воздух. Причем и свет и воздух должны обладать строго определенными параметрами. Для идеального развития человека подходит только солнечный свет. Мы, конечно, можем выдержать какое-то время при свете электролампы или свечи, но полноценной такую жизнь назвать уже нельзя. То же самое касается воздуха, который должен обладать строго определенным составом – кислород, азот, водород, другие элементы в определенных соотношениях. Только при этом условии мы сможем полноценно жить и развиваться на земле. Так запрограммировано наше тело.

Наша душа также «запрограммирована» на получение определенных элементов для своего полноценного развития. «Воздухом» для нашей души является любовь Бога. Подобно тому, как человек рвется из душной комнаты к чистому горному воздуху, мы всей душой рвемся и стремимся к чистой Божественной любви. Это уже заложено в каждом человеке, ни один из нас не успокоится, и никогда не будет чувствовать себя полностью удовлетворенным без Бога. Никакая другая любовь никогда не заменит нам того «воздуха», для которого созданы наши «духовные легкие». То же самое касается и света, который нужен нашей душе – Божественной истины. Мы можем выбирать, во что мы хотим верить, можем следовать каким-то определенным философиям, но наша душа всегда будет искать связи с Богом и Его яркого солнечного света. Так уж она создана.

Кроме света и воздуха и душа и тело нуждаются в питании. Человек получает физическую энергию, когда употребляет в пищу растения и животных, а также пьет воду. Подобно этому, человек получает духовную энергию, когда читает книги, слушает музыку, занимается каким-то любимым делом. То, чем человек питает и наполняет свои тело и душу – его личная ответственность. Однако не стоит забывать, что питание напрямую влияет на здоровье и качество жизни. Это относится как к телу человека, так и к его душе. Нездоровая еда и вредные привычки ведут к появлению и развитию множества болезней и лишают человека жизненных сил, подобно этому нездоровые увлечения, пошлость, просмотр порнографии, грязные слова и выражения – все это является ядом, отравляющим душу.

Душа и тело взаимосвязаны и непосредственно влияют друг на друга, поскольку обмениваются друг с другом определенными элементами. Происходит это постоянно и непрерывно. Наша душа передает телу духовные элементы, наполняющие наше тело особой духовной энергией и силами. Каждый из нас испытывал моменты вдохновения и радости, когда кажется, что тело просто парит в воздухе. Тогда нам становится по плечу любая задача. Сон, еда, физические удовольствия при этом отходят на второй план, и мы на короткое время становимся суперменами. Это случается обычно в те моменты, когда мы делаем что-то хорошее для других людей. Причина этого кроется в том, что наше тело в момент действия вырабатывает определенный «витальный» элемент, который передается нашей душе.

Положительные витальные элементы дают положительную энергию нашей душе, и в ответ она наполняет наше тело положительным «духовным» элементом, который в свою очередь наполняет нас радостью и вдохновением и способен даже излечивать болезни. Негативные витальные элементы – когда мы совершаем эгоистичные поступки – передают нашей душе негативную энергию. Соответственно получив такую негативную энергию, душа передает нашему телу негативный духовный элемент. Тогда нас начинают переполнять чувства отчаяния, депрессии и наши силы постепенно куда-то исчезают.

Несмотря на то, что душа и тело формируются одновременно и какое-то время развиваются вместе, приходит момент, когда они должны будут навеки разделиться. Тело человека имеет свое определенное время и пространство, тогда как душа существует вне этих понятий. Ответственность человека состоит в том, чтобы в отведенное ему время развить свою душу и приготовить ее для жизни в вечности. Подобно тому, как младенец в утробе матери формирует свои физические органы, душа человека в течение его земной жизни развивает свои «духовные органы», необходимые ему для вечной жизни. И если уж люди так заботятся о своем внешнем виде, своем здоровье, которые во многом заложены генетически и со временем все равно исчезают, насколько же больше мы должны заботиться о своем вечном духовном «внешнем виде» и духовном «здоровье», которые напрямую зависят от нас и будут сопровождать нашу вечную жизнь после смерти физического тела.

Архиепископ Антоний (Черемисов). Исповеднический подвиг святого целителя архиепископа Луки (войно-Ясенецкого) и его деяния в памяти красноярцев // Архиепископ Антоний (Черемисов). Доклады на междунарожных конференциях. – Красноярск: Красноярское Воскресение, 2006.

Архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) под надзором ОГПУ – НКВД –МГБ: сборник документов. – Симферополь, 2012.

Ахундова И. Святитель Лука: «Раненые салютовали мне ногами…»

Ахундова И. Как святитель Лука стал греческим святым. Беседа с С.С. Шестопаловым.

Блохина Н. Н., Калягин А. Н.Врачеватель тела, души и духа. (К 120-летию В. Ф. Войно-Ясенецкого). // Сибирский медицинский журнал. 1997. №№ 1,2. С. 53-55.

Богомолов Б. П., Светухин А. М.Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. К 130-летию со дня рождения // Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова. 2007. № 12. С. 69.

Варшавский В. Т., Змойро И. Д. Войно-Ясенецкий: две грани одной судьбы // Звезда Востока. № 4.

Вострышев М. Донос из Крыма // Православная Москва. 1995. №29 (53).

Гирич А. (протоиерей). «Служение святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Тамбовской кафедре (1944-1946 гг.)». Дипломная работа по предмету «История Русской Церкви». — Московская православная духовная академия. 2011.

Глущенков В. Святитель Лука — взгляд в будущее. – Ростов-на-Дону, 2007.

Глянцев С.

П.Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий (Архиепископ Лука) в ссылке в Северном крае (Архангельск, август 1931 г. — ноябрь 1933 г.) // Анналы хирургии. 1998. № 3. С. 77—80.

Грекова Т. Два служения доктора Войно-Ясенецкого // Наука и религия. 1986. №8.

Кассирский И. А.Воспоминания о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком. // Наука и жизнь. 1989. № 5. С. 76-89.

Кожевников С. Святитель Лука: «Я полюбил страдание…» // Православное слово Сибири. 2015. №5. С. 8 – 9.

Крымская епархия под началом святителя Луки: сборник документов / сост. прот. Николай Доненко, С.Б.Филимонов. – Симферополь: Н.Оріанда, 2010.

Кульчицкая В. Воин Ясенецкий // Старое и новое. 1999. №4. С. 198 – 201.

Кученкова В. Войно-Ясенецкий. Тамбов, 1994. // Новая тамбовская газета. 05.05.1995.

Лисичкин, В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). – М. : Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2011.

Лисичкин В.А. Земский путь святителя Луки. – М.: Псалтирь, 2005.

Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ. – М.: Троицкое слово, 2001.

Лисичкин В. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). — М.: Издательский совет Русской Православной церкви, 2009.

Лука (Войно-Ясенецкий): Статья в Википедии.

Малягин В. Святитель Лука Симферопольский (Войно-Ясенецкий). – М.: ООО «Даниловский благовест»; ИД «Комсомольская правда».

Марущак В. (протодиакон). Житие священноисповедника Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Святитель-хирург.

Марущак В. (протодиакон). Святитель-хирург. Житие архиепископа Войно-Ясенецкого. — М.: Даниловский благовестник, 2010.

Михайлова (Посашко) В. / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ // Фома. 2011. №7.

Нектарий (Антонопулос), архимандрит. Кухонный «скальпель», видение студента и другие свидетельства о святителе Луке.

Нектарий (Антонопулос), архимандрит. Святитель Лука: вся жизнь – истечение любви.

Никитин В. А.Несгибаемый страстотерпец // Слово. 1990. № 5. С. 45-48.

Памятные места Святителя Луки Войно-Ясенецкого в Красноярске / под ред. О.С. Кечина. – Красноярск: ООО «Дар», 2015.

Поповский М.А.Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. — М.: Данилов мужской монастырь, 2010.

Пузин Н.П. Несколько писем В.Ф. Войно-Ясенецкого (Л.Н. Толстому, Н.П. Пузину). // Слово. 1991, №3.

«Разработку Луки продолжаем…». Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и Крымская епархия. 1946 – 1961 гг.: сборник документов / сост. прот. Н. Доненко, Филимонов С.В. – М.: Изд-во сретенского монастыря, 2011.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий: Житие на сайте издательского дома «Русскiй паломникъ».

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Житие на сайте «Азбука веры»

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. (т. 2, ч. 3, гл. 10).

Сизых Т. П.О двух воинах, защищавших отечество — д.м.н., профессоре Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком и начмеде эвакогоспиталя 15/15 Надежде Алексеевне Бранчевской. // Сибирский медицинский журнал. 2005. № 3. С. 98-106.

Ханенко Б. И., Григорьева Л. И.Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович // Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н. И. Дроздов. — Красноярск: КОО Ассоциация «Русская энциклопедия», 1998. С. 109—110.

Ханов Г. (священник) Безмездный целитель XX века. Житие святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Шевченко Г (священник).Приветствует вас святитель Лука, врач возлюбленный. — СПб.: Наука, 2009.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело

Современное естествознание о переходе материи в энергию

В современной физической литературе превращение пары электрон-позитрон в излучение часто называют «аннигиляцией» (уничтожением) материи; обратный процесс называют «материализацией. Физики, утверждают, что энергия обладает массой, а масса принадлежит некоторой реальности — материи. Это, конечно, не отождествление энергии с материей, и электричество, как бы ни было оно близко по своей сущности к материи, остается для нас энергией и при этом важнейшей, основной частью атомной энергии. Новые формы энергии – радиоволны, инфракрасные лучи, внутриатомная энергия. …Если электричество не может быть названо материей, а несомненно должно считаться энергией. Со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными. А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального».

Нет основания к тому, чтобы отрицать законность веры и уверенности в существование чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи.

Сердце как орган высшего познания.

Иннервация сердца поразительно богата и сложна. Оно все оплетено сетью волокон симпатической нервной системы и через нее теснейшим образом связано с головным и спинным мозгом. Целую систему церебральных волокон получает оно от блуждающего нерва, по которым передаются ему многосложные воздействия центральной нервной системы и, весьма вероятно, посылаются в мозг центростремительные чувственные импульсы сердца. Мало еще изучены и полны неизвестности функции симпатической и вегетативной нервной системы, но уже теперь вполне ясно, что они глубоко важны и многосторонни. И что особенно важно для нас, этим нервным узлам и волокнам несомненно принадлежит очень важная роль в физиологии чувствительности. Современный цивилизованный человек путем работы над собой приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности все еще могут указать нам на его переживания. Таким образом, сердце и осталось для нас органом чувств, тонко указывающим наше субъективное состояние и всегда его изобличающим. Для врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регуляция сердечной работы, обусловленной мышечной деятельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регуляция сердечной работы при различных волнениях, кои не ведут к мышечной работе. Оттого так легко поражается сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнениям. Таким образом, наши анатомо-физиологические знания о сердце не только не мешают, а скорее даже побуждают нас считать сердце важнейшим органом чувств, а не только центральным мотором кровообращения. Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше. О сердце речь идет чуть ли не на каждой странице Библии, и впервые читающий ее не может не заметить, что сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мысли и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце по Священному Писанию есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.


Мозг и дух. Дух в природе.

Дух выступает за пределы мозга со всех сторон. Деятельность мозга ограничивается переводом в движение небольшой части того, что происходит в сознании (Бергсон «Творческая эволюция»).

Один великий всеобщий закон развития управляет всем мирозданием, и не может быть остановки в развитии, не может быть резкой границы между нею и неорганической природой. Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа. Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Душа животных и человека.

Душа в простейшем ее виде, у животных — это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства.

У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами

Святого Духа, которые св. пророк Исаия (II, 1-3) называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности. Есть люди духовные по апостолу Павлу (1 Кор. 2, 14). Есть, как мы говорили, люди — скоты, люди — трава, есть и люди — ангелы. Первые мало чем отличаются от скотов, ибо духовность их очень низка, а последние приближаются к бесплотным духам, у которых нет ни тела, ни души.

В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т. е. с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия).

Самосознание есть функция духа, а не ума. Дарованное нам от Бога действие благодати Божией познаем мы не духом мира сего, а духом нашим, дарованным нам от Бога.

Такая же мысль и в словах премудрого Соломона: Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч. 20, 27).

Это значит, что духовность есть высшее достижение человеческой души.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

«Сила и невинность» Ролло Мэй

6. Пять уровней силы.

· Сила жить. Если ребенок лишен переживания того, что его действия могут вызвать ответную реакцию окружающих, — он забивается в угол, не говорит, не развивается, угасая физиологически и психологически.

· Самоутверждение – каждое живое существо нуждается не только в том, чтобы быть, но и утверждать свое бытие. Физическое выживание как таковое уходит на второй план, уступая место задаче выжить, сохранив свою самооценку (сознание, самосознание). Если в семье ребенок получает признание и ощущение значимости как само собой разумеющееся, он принимает их как должное и обращает внимание на иные вещи. Если самоутверждение блокировано, оно превращается в навязчивую потребность.

· Отстаивание своего Я. Эта форма поведения, характеризующаяся большей силой и направленностью вовне. Готовность реагировать на нападение. «Вот он Я! Я требую внимания».

· Агрессия.

Если в течении некоторого времени возможность отстаивания своего Я блокируется, начинают проявляться более жесткие формы реакции. Человек вторгается в сферу власти и престижа другого, вторгается на его территорию, забирая себе ее часть.

· Насилие. Носит в основном физический характер, поскольку предыдущие фазы, на которых сохраняется способность действовать с помощью рассуждения и убеждения, блокированы. В типичном случае стимул, поступающий индивиду извне, трансформируется в импульс нападения, миную кору головного мозга (зомбиподобное омертвение сознания, невроз, психоз, насилие). Приступ дикой ярости может возникнуть как у трехлетнего ребенка (в форме истерики), так и у шестидесятилетнего.

· Насилие – это взрыв бессилия

Виды силы.

Сила есть способность производить или предотвращать изменения (возможность и действительность) без разрушения идентичности другого человека или мира.

А. Эксплуатация. Деструктивный вид силы. Она представляет собой подчинение себе людей ради какой либо пользы, которую они могут доставить тому, кто обладает силой (рабство). Насилие или угроза насилием. Отсутствует выбор или спонтанность со стороны жертвы.

Б. Манипуляция. Власть над другим человеком. Манипуляторную власть может навлечь на себя человек собственным отчаянием и тревогой. После такого первоначального соглашения остается у человека мало возможности спонтанности и выбора. Человек вооруженный не ружьем, а хитростью.

В. Соперничество. Сила направленная против другого. Человек поднимается выше не по своим заслугам, а потому, что противник опускается ниже. Недостаток сокращает сферу человеческой общности. Переход к конструктивности силы (соревновательная сила). Если кто-то против тебе, то он не над не под тобой и принятие его вызова может пробудить дремлющие в тебе возможности.

Д. Забота. Сила применяемая для другого. Пример забота родителей о детях. Управление государством. Заботливая сила проистекает из заботы о благополучии группы.

Е. Интегративная сила. Сила единения с другим человеком, сила со-действия. Интегративна сила может приводит к росту посредством гегелевского диалектического процесса тезиса, антитезиса и синтеза.

Подлинная невинность человека, придерживающегося ненасилия, является источником его силы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *