Душа человека

Душа человека

Определение души

Словом «душа» мы называем дживу, вечное нематериальное «я». В этом смысле нельзя говорить, например, «у меня есть душа» или «моя душа», потому что душа — это я сам, и у меня (души) есть тело — грубое и тонкое (см. «Парадоксы ошибочного отождествления с телом»).

Такое значение слова «душа» приводится и в словаре русского языка:

Душа3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти (С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, М.: Азбуковник, 1998).

Есть и другие значения этого слова.

Например, душой называют психику человека — его характер, мысли, чувства и т. п. Но, как мы уже говорили*, эта сфера является внешней по отношению к нашему «я». Психика человека, его ментально-эмоциональный склад, является формой тонкого материального тела — ума. Характер, желания, образ мыслей человека меняется, тогда как «я» остаётся неизменным.

Приведём диалог Духовного учителя с ученицей, иллюстрирующий этот момент*.

Ученица: Если я — та же личность, как получается, что десять лет назад у меня была совершенно другая философия и взгляды на жизнь, чем сейчас?

Учитель: Откуда ты знаешь, что у тебя была совершенно другая философия?

Ученица: Я помню.

Учитель: Потому что ты существовала. Ты была тем же самым «я», что и сейчас, и у тебя были определённые идеалы, определённая философия, определённые взгляды. Может быть, ты была отчаянной молодой девушкой, а теперь ты консервативная мамаша.

Ученица: Да.

Учитель: Но несмотря на то, что твои личностные качества, твои отношения с людьми изменились, и теперь ты хороший человек, и у тебя другая жизненная философия, твоё «я» по-прежнему то же самое, а всё остальное — меняется. Ты — та же личность, осознающая, какие у тебя взгляды сейчас. И поскольку в прошлом ты существовала, ты знала, какие у тебя были взгляды тогда. Ты понимаешь это?

Ученица: Да.

Учитель: «Я» — это постоянный принцип. Твоё тело и твой ум поменялись. Ум и тело постоянно меняются. Атомные частицы, из которых состоит тело, меняются, твоя философия меняется, твои представления постоянно меняются. Но ты — в центре. Ты — личность, и ты осознаёшь все эти изменения.

Несмотря на непрерывные изменения тела и ума, существует постоянный фактор, или основа, — это вы, живое существо.

Поэтому мы, в отличие от вероучителей христианских церквей, не используем слово «душа» для обозначения психической — ментальной и эмоциональной — сферы, которая не духовна, а материальна. В психике может проявляться также и духовный характер живого существа, но это особый случай, требующий отдельного обсуждения (см. «Проявление духовных качеств в материальной сфере»).

Для того чтобы подчеркнуть полностью духовный, нематериальный характер души, мы часто говорим «духовная душа». Душа — это индивидуальное живое духовное существо, неделимая частица духа, жизни.

Также мы называем духовную душу, или дживу, личностью, поскольку «личность» — синоним слова «я». Джива обладает индивидуальной, личностной природой. В этом смысле личность полностью духовна, хотя иногда под личностью понимают «материальную личность», т. е. опять же ментально-эмоциональный склад человека.

А теперь небольшой фрагмент из книги Духовного учителя «Кто вы? Открытие своего истинного „я“».

Слушатель: Что такое сознание?

Учитель: «Сознание» — это то неотделимое, неотъемлемое, присущее вам, вашему «я», свойство, которое даёт вам возможность воспринимать мысли, чувства, мир и т. д., а также воспринимать само ваше существование как таковое (самосознание, ощущение «я есть»).

В этом смысле под сознанием понимается не поток содержимого ума (мыслей, чувств, эмоций, представлений, образов и т. д.), а то присущее вам свойство или способность, которое позволяет вам, личности, воспринимать поток содержимого ума. Вы, личность, являетесь наблюдателем, свидетелем потока содержимого ума. Сознание — ваше естественное свойство (более того, ваша сущность), которое делает это наблюдение возможным. Как таковое, сознание нельзя отделить от вас, личности.

С другой стороны, под «сознанием» иногда понимают «материальное сознание», т. е. содержимое ума (мысли, чувства, желания и т. д.).

Советуем почитать (послушать, посмотреть) в связи с этой статьёй:
Кто вы? Открывая ваше истинное «я»,
Вы — духовная душа, искра Бога,
Жизнь после жизни (видео)

Основы ежедневной практики медитации и очищения сознания по системе бхакти-йоги даны в статье Урок медитации

* Кто вы? Открывая ваше истинное «я». Часть 2.

* Лекция «Вы — тело?», 31 июля 1983 г.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски

Поиск Лекций

Готовые сочинения 15.3 к сборнику ОГЭ-2016 И.П. Цыбулько

«Что такое душевные силы?» (вариант 1)

Душевные силы — это такие качества человека, как стойкость, терпение, выносливость, упорство, сила воли — всё то, что помогает справиться с различными жизненными трудностями. Люди, обладающие силой духа, способны достичь желаемого результата. Душевные силы могут понадобиться человеку как в большом деле, так и в малом. Аргументирую свои слова конкретными примерами.

В тексте В.Г.Распутина душевные силы помогают мальчику Сане собрать богатый урожай таёжной ягоды голубицы. Это было непросто сделать, так как ягод наросло в этот год очень много, мальчику приходилось в течение всего дня пробираться через густые заросли кустарников, неоднократно нагибать к себе ветки, носить туда и обратно наполненный сладкими плодами бидон. Особенно трудно было собирать голубицу во время дождя, так как она «давилась, мялась, к рукам налипали листья». Но Саня не только успешно справился с этой работой, но и получил большое удовольствие, что свидетельствует о его выносливости и трудолюбии.

Необыкновенными душевными силами обладает и лётчик Мересьев, герой «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Сколько терпения и упорства понадобилось Мересьеву для того, чтобы после ампутации обеих ног в результате выполнения боевого задания снова вернуться к профессии истребителя! Он смог пересилить боль во время выполнения специальных физических упражнений и научился ходить на протезах. Благодаря упорным тренировкам, Мересьев осуществил свою мечту.

Таким образом, люди, обладающие душевными силами, вызывают искреннее восхищение и глубокое уважение. (209 слов)

15.3 «Что такое душевные силы?» (вариант 2)

Душевные силы — это внутренние ресурсы человека, благодаря которым он способен жить полноценной жизнью, справляться с трудностями, работать, творить. Но душевные силы могут иссякать, и, чтобы этого не случилось, их нужно подпитывать. Существует множество способов сделать это: послушать любимую музыку, прочитать интересную книгу, пообщаться с приятными людьми или же просто остаться наедине с природой. Докажу свою точку зрения примерами.

В тексте В.Г.Распутина мальчик Саня, оказавшись в тайге, ощутил необыкновенный прилив душевных сил. То, что он увидел утром, после тревожной ночи, вызвало у него целую палитру эмоций: и восторг, и умиротворение, и какое-то нечеловечески сильное и огромное чувство, от которого Саня «готов был выскочить из себя и взлететь, … , он готов был на что угодно». Для мальчика источником душевных сил стала природа.

А для Петра Гринёва, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», источником душевных сил стала любовь к дочке коменданта Маше Мироновой. Именно это высокое чувство помогло Гринёву пройти многие испытания: вытерпеть насмешки и оскорбления Швабрина, выжить самому и спасти свою возлюбленную во время захвата крепости Пугачёвым, достойно держаться на суде.

Таким образом, душевные силы необходимы каждому человеку. ( 177 слов)

«Что такое душевные силы?» (вариант 3)

Душевные силы — это внутренние ресурсы человека, благодаря которым он способен справляться с трудностями, работать, творить. Порой душевные силы необходимы человеку как воздух, для того чтобы просто жить.

У каждого свой источник душевных сил. Для одного это общение с природой, а для другого — память о родном человеке. Докажу свою точку зрения конкретными примерами.

В тексте М.Горького говорится о том, что рассказчик очень любил вместе со своей бабушкой совершать походы в лес. Лес притягивал героя и оказывал на него волшебное воздействие. По его признанию, лес вызывал у него «чувство душевного покоя и уюта». Оказавшись в этом живительном уголке природы, рассказчик забывал про свои неприятности, его душа будто обновлялась, а силы восстанавливались. Это значит, что именно природа была для мальчика источником душевных сил.

А вот для Анны Федотовны, героини рассказа Б.Васильева «Экспонат №», источником душевных сил были две ценные в её понимании вещи: единственное письмо от сына, погибшего на фронте во время Великой Отечественной войны, и письмо его товарища, написанное после смерти сына. Каждый вечер пожилая женщина перечитывала эти письма. Память о сыне поддерживала в ней жизнь. Но когда письма были украдены, Анна Федотовна лишилась своего жизненного источника, и душевные силы её покинули навсегда.

Таким образом, душевные силы необходимы каждому человеку. (200 слов)

«Что такое душевные силы?» (вариант 4)

Душевные силы — это внутренние ресурсы человека, которые помогают ему прожить жизнь достойно, совершая добрые дела, помогая тем, кто нуждается в помощи. Душевные силы толкают человека на смелые и благородные поступки. Это несложно доказать конкретными примерами.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка рассказывается о старом стороже Тарасе, который однажды спас от гибели лебедя, а потом приютил птицу у себя. Поступок Тараса свидетельствует о том, что перед нами духовно сильный человек, очень добрый и неравнодушный к чужой беде.

Духовной силой может обладать не только взрослый человек, но и ребёнок. Вспомним героя рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского Тёму. Когда мальчик обнаружил, что его любимицу Жучку злой человек бросил в колодец, он бросился ей на помощь. Для спасения несчастного животного необходимо было спуститься на самое колодезное дно. Мысли об этом наводили на ребёнка ужас. Но Тёма справился со своим страхом, потому что понимал, что совершает доброе дело. Так душевные силы помогли мальчику побороть свои слабости и вытащить Жучку из колодца.

Таким образом, в душевных силах нуждается каждый человек. (159 слов)

«Что такое добро?» (вариант 5)

Добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро, как правило, ассоциируется с великодушием и любовью по отношению к людям и ко всему живому. Человек, делающий добро, не может думать только о себе, он всегда позаботится и об окружающих. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами.

В тексте Е.А.Пермяка рассказывается о дедушке, который очень хотел, чтобы его внук Алёша вырос хорошим и добрым. Однажды мудрый старик при Алёше похвалил незнакомого человека, который смастерил скамейку. При этом дед сделал акцент на том, что незнакомец в этот момент думал не о себе одном, а обо всех людях. Слова деда отозвались в сердце Алёши, и мальчику тоже захотелось сделать что-то хорошее для других, а именно: отремонтировать и покрасить старые калитку и скамейку. Так внук сделал доброе дело.

Порой доброе дело равносильно подвигу. В связи с этим вспоминается история известного чемпиона по плаванию Шаварша Карапетяна. Однажды он оказался свидетелем падения троллейбуса в Ереванское озеро. Не раздумывая, спортсмен бросился на помощь тонущим людям. В результате в одиночку, рискуя собственной жизнью и здоровьем, он смог вытащить из холодной воды 20 пассажиров. После этого случая здоровье Шаварша Карапетяна было серьёзно подорвано. Но разве думал об этом чемпион, когда спасал людей?! Его поступок по праву можно назвать не только добрым делом, но и подвигом.

Таким образом, добро несовместимо с равнодушием и эгоизмом. (215 слов)

«Что такое добро?» (вариант 6)

Добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро выражается в великодушии, милосердии, любви и заботе. Дать человеку мудрый совет, открыть истину — это тоже добро. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами.

В тексте А.Сент-Экзюпери мудрый Лис сделал для своего нового друга доброе дело — он открыл ему две истины, говоря такие слова: «зорко одно лишь сердце» и «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эти истины помогли Маленькому принцу разобраться во многих важных вещах и в самом себе.

Вспомним также доброе дело одного из героев другого произведения — повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Пётруша, молодой и неопытный дворянин, отправлялся на службу, отец, желая своему сыну только добра, дал ему совет беречь честь смолоду. В дальнейшем отцовское благословение помогло Петру Гринёву достойно пройти через все испытания, которые выпали на его долю. Доброе дело сделал отец для своего сына!

Таким образом, добро многогранно и проявить его можно по-разному. (150 слов)

«Что такое добро?» (вариант 7)

Добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро выражается в великодушии, милосердии, любви и заботе по отношению ко всему живому. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами.

В тексте Ю.Яковлева главный герой — мальчик Коста — взял на себя заботу о собаке, которая осталась без хозяина, так как он погиб в море. Мальчик испытывал к несчастному животному сострадание и очень хотел помочь. Каждый день он приносил на берег еду для собаки, гулял с ней и даже сделал сделал дом из старой лодки. Поступки Косты свидетельствуют о том, что у него доброе сердце.

Немало примеров того, как люди спасают животных, можно привести и из жизни. Вот такую добрую историю я услышала совсем недавно. В Ростове мужчина спас ворону. Он шел по делам, когда увидел, что во дворе высотки на дереве висит раненая ворона, защемленная ветками. Как рассказали соседи, птица застряла сутки назад. Она попыталась освободиться, но лишь сломала крыло. Мужчина-спаситель вскарабкался на дерево, достал пернатую и отвез в ветеринарный госпиталь, где птицу обследовали и оказали необходимую помощь, после чего молодой человек забрал ворону с собой, чтобы ухаживать за ней, пока не срастётся крыло, а потом отпустить на волю.

Таким образом, подобные истории согревают душу и напоминают о том, что жизнь без добра невозможна. (204 слова)

Рекомендуемые страницы:


>
Душа человека

Вместо предисловия

Душа – это творение Божие, а все сотворенное Богом прекрасно. Уже по своему творению душа является особо тонкой, возвышенной, разумной, исполненной необычайной красоты и предназначена для пребывания в ней Бога. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам, чистым и безгрешным, не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются храмом Духа Святого, а о человеческой душе.

Душа – бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. О том, какой драгоценностью является она в очах Божиих, свидетельствует тот факт, что ради возвращения ее первообразной красоты пострадал воплотившийся Сын Божий. Господь Спаситель приходил на землю и претерпел страдания для спасения наших бесценных душ. Поэтому все богатства мира – ничто в сравнении с душой.

Она, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «лучше и выше всего мира».

К сожалению, вследствие грехопадения извратился богосозданный порядок, и все силы и способности души, созданной прекрасной и гармоничной, также поражены грехом. Душа болеет, причем болезни, которые ее поражают, разнообразны, так же как разнообразны ее силы и способности. Самое печальное здесь то, что в нашем падшем состоянии наше нездоровье мы воспринимаем как естественное нам, нашу растленность считаем нормой для человеческой природы. В этом состоянии, чтобы вернуть своей душе здоровье, то есть первозданную согласованность всех ее сил и свойств, нам необходимо прилагать неимоверные усилия, которые на святоотеческом языке называются подвигом. Подвижник ведет внутреннюю брань, то есть войну, с диаволом и самим собой – своими порочными пожеланиями и страстями.

Наградой за этот труд является исцеление всей человеческой природы и даже приобщение человека к нетварной божественной жизни, то есть обо́жение. О том, что это возможно, свидетельствует опыт множества святых подвижников, прошедших путь внутренней брани и достигших естественного состояния человеческой природы, когда душа добровольно подчиняется Богу, а тело подчиняется душе. В таком состоянии душа человеческая поистине становится храмом Святого Духа, и Бог живет в ней.

Двусоставная природа человека

По учению Православной Церкви, человек состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела. Мысль о душе человеческой как сущности, особенной и несравненно превосходящей по своему значению все чувственное, пронизывает все откровенное учение о человеке Ветхого и Нового Заветов. Говоря в Книге Бытия о творении человека, Боговидец Моисей указывает подробности, которые во многом объясняют таинственную двусоставность человеческого существа: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Тело человека создано из земли – этим в человеке представлен материальный мир, но при создании Бог вдохнул в него и дух жизни – этим в нем представлен духовный мир. Это значит, что человек – сложное существо, в котором находятся в единстве и гармонии видимое и невидимое, материальное и духовное.

Телесно-духовный состав человека подтверждают и другие места Священного Писания. Так, безвинный страдалец Иов, обращаясь к утешающим его друзьям, говорит: Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? (Иов.

13, 14). Псалмопевец взывает пред Богом: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15, 10). А вот как говорит Екклесиаст о кончине человека: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).

Книги Нового Завета также свидетельствуют о том, что человек состоит из души и тела. Так, Христос говорит Своим ученикам: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).

А вот слова апостола Иакова: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Также и апостол Павел учит: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20). Итак, и Ветхий, и Новый Завет согласно свидетельствуют о сложности человеческой природы: человек является соединением материального начала (тела) и духовного (души).

Природа души

В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божием. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа – существо, совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими совершенствами и преимуществами. Она есть дыхание Божие и имеет природу не земную, а премирную, небесную. Она есть высшая и превосходнейшая часть человека.

Богообразная душа – существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное – невидима, как животворное – бессмертна. Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение душе: «Душа – сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, не имеющая определенной формы – пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения. Душа свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли. Все это душа получила от благодати Творца, от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы».

Итак, душа имеет «особый вид природы». Какова же природа души? «Душа есть существо умносозерцаемое, – говорит святитель Григорий Богослов, – вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божественного (конечно, не в собственном значении сего слова), струя невидимого Божества и бесконечного света. Божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере (в теле), однако Божественный и неугасимый». Значит, душа, как дуновение, исшедшее из уст Божиих при сотворении человека, несет на себе отпечаток Божества и предназначена для пребывания в ней Бога. Именно это делает ее драгоценностью, самой прекрасной во всем сотворенном мире.

Животные также имеют души, но они кардинально отличаются от человеческих душ. По словам святителя Иоанна Златоуста, принципиальная разница между ними заключается в том, что у людей душа разумная, а у животных чувствующая. Вообще, по классификации преподобного Антония Великого, все живые существа разделены на четыре вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы, другие имеют ум, дух, душу, тело и дыхание – каковы люди, иные имеют дыхание и душу – каковы животные, а иные только жизнь – каковы растения, в которых жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия.

Естество человеческой души подобно ангельскому естеству, однако оно имеет от него очень важное отличие, которое заключается в том, что душа соединена с перстным телом и своей деятельностью должна оживотворять его. «Человек – это самое сложное и самое разнообразное существо, – говорит святитель Григорий Богослов, – душа у него от Бога, Божественная, и имеет небесное благородство, а тело – из праха земного; что Бог для души, то душа для тела, соединяя его и управляя им». Именно это предназначение, данное душе, делает ее, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «лучше и выше всего мира».

Свойства души

Итак, душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всем созданным, любимейшее Богом творение, запечатленное тайной благодати и премудрости Его. В отличие от тела, которое устроено сложно, природа души проста. Вот как говорит об этом преподобный Максим Исповедник: «Если всякое сложение и разложение уместно только в телах, то душа – не тело, так как непричастна ничему такому. Как образ мысленного, мы называем ее мысленной, а как образ бессмертного, и нетленного, и невидимого, мы и в ней признаём эти качества. Как образ нетелесного – и нетленной, то есть чуждой всякой вещественности».

Таким образом, главные свойства души, по Максиму Исповеднику, – это нематериальность (бестелесность) и бессмертие. Другие важные свойства ее природы – это свобода, разумность и самосознание. Без этих свойств своей природы душа не смогла бы стать госпожой тела и управлять им, к чему она призвана от самого своего сотворения.

Бестелесность

Прежде всего душа есть существо невещественное и простое – бестелесное, и это естественно: как хозяйка тела, она необходимо должна отличаться от того, чем призвана владеть. Она имеет духовную природу, так что Священное Писание, говоря о ней, прямо называет ее духом: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8, 16); Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11). Поэтому душу нельзя видеть телесными очами, нельзя осязать, вообще ощущать какими бы то ни было телесными чувствами.

Именно душа является причиной жизни и движения тела, сама не нуждаясь при этом в оживотворяющем начале (именно в этом заключается ее богоподобие). «Если душа есть живое тело, то его что-то должно двигать изнутри, – говорит преподобный Максим Исповедник. – Тогда придется предположить, что в душе есть душа. Если же скажут, что нас движет Бог, то должны будут признать Божество причиной и тех неуместных и срамных движений, которых у нас, как известно, очень много».

Человек есть существо, образуемое единством тела и души, и без тела он был бы не человеком, а Ангелом, равно как с одним телом без Божественного духа он был бы животным. Тело, по словам святителя Кирилла Александрийского, – орудие души, некий вид ее одеяния или покрывала.

То, что душа и тело, столь разнородные по своей природе, при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз. По мнению святителя, душа связана с телом для того, «чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу… чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны. Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас». «Тело тленно и маловременно и без души не живет, – говорит святитель Григорий Богослов, – а душа Божественна и бессмертна и, будучи вдуновением Бога, соединена с телом для испытания и восхождения к богоподобию».

Итак, лишь вместе с телом мы можем идти по пути обожения: спасение души, к которому мы все стремимся, есть одновременно и спасение тела, потому что лишь единение материального тела и бестелесной души может называться человеком.

Свобода

Душа также – существо свободное. Мысль о свободе человеческой души выражается в бесчисленных местах Священного Писания. Во-первых, везде, где даются человеку заповеди и от него требуется повиновение закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей человеку предлагаются разные награды, и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются виновному разные наказания, временные и вечные. Например: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19); Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить (Нав. 24, 15); Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность (Сир. 15, 14–15); Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17).

Святые отцы и учителя Церкви доказывали свободу души человеческой тем, что мы имеем сознание о своей свободе, что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного и отличает человека от низших животных. Только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу, а без свободы нет ни религии, ни нравственности, ни заслуги в совершении дел добродетели.

Тело само по себе несвободно. «Глазу естественно смотреть и слуху слушать, почему же одного отвращаются они, а другое избирают? – вопрошает преподобный Афанасий Великий. – Кто отвращает глаз от зрения? Или кто заключает для слышания слух? Или кто удерживает от естественного стремления вкус, по природе назначенный для вкушения? Кто запрещает до иного касаться руке, по природе деятельной? Кто производит сие вопреки тому, что естественно телу? Или почему тело, отвращаясь от требуемого природой, склоняется на совет другого (то есть ума) и обуздывается его мановением? Все сие доказывает не иное что, как разумную душу, владычествующую над телом. Тело не само себя движет, но приводится в движение другим, как и конь не сам себя впрягает, но понуждает его владеющий им. Потому и даются людям законы – делать доброе и отвращаться от порока; для бессловесных же, лишенных разумности и мышления, и худое остается невнятным, и доброе безразличным».

Именно душа должна совершать свободный выбор между добром и злом, небом и землей, а тело лишь следует за ней по пути порока или добродетели. Если душа вступает на путь обожения, то и тело преображается; вместе они составляют нового человека, когда, по слову апостола Павла, становится возможным отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума нашего (Еф. 4, 22–23).

Свойство свободы предполагает, что душа может добровольно склоняться либо к добру, либо ко злу. Но Бог в само существо души человеческой вложил иго нравственных обязанностей. В человеческую душу вложена духовная внутренняя сила, которая помогает человеку победить в себе все низменные и греховные устремления. Человеку присуще нравственное веление идеи блага – долг, который имеет оправдание в совести и разуме. Это этическая категория, обозначающая нравственные и юридические обязанности человека перед семьей, перед ближними, перед обществом в целом, государством, Церковью. Но сказанным нравственные и юридические обязанности не ограничиваются, ибо кроме обязанностей, относящихся только к себе подобным в разных отношениях и планах, есть у человека обязанности и перед тем, что выше его, и перед тем, что ниже его, то есть перед Богом и всем сотворенным миром, хозяином которого человек призван быть.

Нравственность определяет жизнь человека, его совесть, мировоззрение, поведение, отношение к Богу, к закону Божию, к людям, к окружающему миру. Образ жизни человека часто влияет на его нравственность. С преподобным преподобен будеши… и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26–27). Нравственность может определяться свободным нравственным союзом и законом между Богом и человеком, тогда она проявляется в любви, послушании, доброй совести, чистоте, вере к Создателю, и со стороны Бога при этом посылаются благословение, покров, мир. И наоборот, за великие нечестия люди лишаются своего величия, и Божие наказание тяготеет над ними.

Дух и душа. Этимология и история слов и понятий

А.Ф. Лосев писал: “В слове и особенно в имени – все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков, и не может быть никакой психологии мысли, равно как и логики, феноменологии и онтологии вне анализа слов и имени” (105, с. 25). Применительно к проблеме духа и души эта мысль как нельзя более актуальна.

Наиболее яркая и развернутая попытка проследить историю этих слов, приобретения ими философско-теологического значения принадлежит русскому философу М. Гершензону (46). Его концепция заключается в следующем. Этимологически “дух” и “душа” равно означают “дыхание” и происходят от индоевропейских корневых слов dhu и dheu, означающих быструю подвижность, веяние. Постепенно смыслы этих слов разошлись, причем, не как равноправные. Главный “ствол” – dhu –“дух”, а слово “душа”‑“отросток первого”‑отпочковалось от него.

“Биография” слова “дух”, говорит М. Гершензон, необыкновенна, ее можно сравнить с карьерой Наполеона: “Не так чудесно было венчание скромного корсиканца-поручика французской короной, как восшествие слова “дух” на высшую ступень величия в русской речи” (46, с.81). “Происходя из древнего, но чужеземного и незнатного рода, из санскритского вещественного “дуновения”, оно постепенно достигло у нас смысла наивысшей умопостигаемой сущности, общей уже и людям и Божеству” (46, с.80). Переломным моментом Гершензон считает приобретение словом “дух” значения “запаха”, после чего оно наполняется “субъективностью”, абстрагируется от вещественности, развоплощается и становится бесплотной силой.

Мысль о постепенном восхождении слова “дух” на высшую ступень абстракции и значимости, безусловно, верна, но с принципиальной позицией Гершензона нельзя согласиться. Он отвлекается от рассмотрения греческих, латинских и других эквивалентов, между тем, очевидно, что становление их в качестве философско-теологических понятий происходило в тесной связи русской культуры с европейской и греко-латинской. В частности, термин “дух святой” является не автономным изобретением русского языка, а переводом греческого библейского термина. Гершензон не различает, где чисто бытовые слова превращаются в специальные термины. Только этим можно объяснить очевидно неверное утверждение о “первичности” понятия духа по отношению к понятию души.

Краткую историю этих слов дает также Н. Бердяев (19), но он неправомерно сближает понятие духа с понятиями нуса и логоса.

Попытаемся проследить подлинную историю этих слов. Первые смутные их значения возникли в обыденном языке и лишь потом стали предметом философско-теологической рефлексии. В русском языке слово “дух” имеет огромное число значений (в “Словаре русского языка ХVIII века” отмечено только групп значений – 13). При этом разброс значений – от самого возвышенного (“дух святой”) до максимально низменного (вонь, скверный запах). Все эти значения сохранились и до сих пор, однако, в низменном значении слово употребляется теперь гораздо реже, а в возвышенном – чаще.

Читая переводную литературу и встречая слово “дух”, не всегда можно быть уверенным, что перевод правильно передал

мысль автора. Дело в том, что однозначных соответствий между разными языками в этом пункте нет. Например, в “Русско-латинском словаре” Кронеберга слову “дух” соотносятся слова spiritus, afflatus, anhelitus, anima, animus. В то же время и слову “душа” также соотносятся слова anima, animus, spiritus, и кроме того mens, которому, в свою очередь, соотнесен “ум”, которому (кроме mens) соотнесены также ratio, intellectus. Сверх всего русскому “умный” соотнесены непроизводные от названных слов, а sagar, sapiens, silus и др. Сравнение с другими языками еще более усложняет картину. Если латинское anima ‑ это душа и даже дух, то почему французское animal – животное? Если русские “духовенство”, “духовная музыка” и т.п. производны от “дух”, то латинский корень аналогичных слов совсем другой — clericatus, а лицо духовного сана обозначается по латыни, во французском и английском языках ecclesiasticus (от библейского персонажа Экклесиаста).

Из сказанного ясно, что истории слова и идеи духа должны быть рассмотрены совместно. В латинском и всех романских языках слова “душа” и “дух” соответствуют греческим псюхе и пневма, но ни в коем случае не нусу и не логосу. То же самое можно сказать и о русских словах. Кажется, что псюхе (дыхание) и пневма (тоже дыхание, но, кроме того, дуновение, вдыхаемый воздух) почти синонимы, но это не так. Различие в их первичной семантике сказалось в судьбе этих слов.

Псюхе изначально‑это дыхание как признак живого, в том числе и человека. Мертвое не дышит, не дышащее мертво. В обыденности это и сейчас главный признак жизни. Точно такой же изначальный смысл и у латинского анима, поэтому именно оно соотносится с псюхе, а не спиритус или другие слова. Так же русское “дышать” (от dhu) имеет смысл – поддерживать жизнь, и от него – “душа”, соотносимая с псюхе и анима. Постепенно (до всякой философии) путем гипостазирования свойства дыхания как функции поддержания жизни псюхе стала пониматься как нечто отдельное, пребывающее в теле (soma) и делающее его живым, т.е. свойство или функция начинает мыслиться как “вещь” – душа. Таким образом, греческая философия имела готовое понятие души задолго до появления понятия “дух” и лишь рефлексировало его. В латинском языке все это еще более очевидно, так как одно из значений anima – жизнь,

animo – одушевлять в смысле делать живым, церковный термин animalis spiritus означает “жизненный дух”. Возникновение философских понятий типа мировой души Платона является результатом абстрагирующей и синтезирующей работы рефлексивной мысли, причем стихийные первичные смыслы подспудно (а иногда и явно) сохраняются, ибо мировая душа – тоже оживляющее начало, принцип движения. То же можно сказать и о “природной душе” у Гегеля. В русском слово душа очевидно связано с “дышать”, а не “дуть”, т.е. имеет ту же этимологическую основу.

Иную судьбу и смысловые трансформации имеет слово “пневма”. Изначально оно предстает как обозначение чего-то относительно внешнего живому. Пневмо – дую, если и дышу, то как указание не на признак живого, а на некоторое действие с внешним материалом (воздухом). Поэтому в дальнейшем (уже в философии) пневма стала пониматься как внешняя человеку субстанция. В стоицизме пневма‑это тончайшая и подвижнейшая смесь огня и воздуха. Именно поэтому постепенно пневма начинает мыслиться как мировое активное субстанциальное, но не грубо вещественное начало (дух) и вошла в греческий перевод текста Библии в термин “пневма агион” (“дух святой”).

По этим же причинам аналогом греческого пневма выбран (стихийно) из множества слов со значением дыхания спиритус, и в латинском переводе Библии греческому “пневма агион” соответствует “спиритус санктус” (дух святой). В русском языке со словами “дышать” и “дуть” в смысловом отношении произошла та же эволюция: они превратились в слова “душа” и “дух” соответственно.

Слово “душа” тяготеет к телу и гипостазируется как некое автономное духовное образование в теле и с ним так или иначе связанное. Понятия пневма, спиритус, дух стали тяготеть к идеям ума, нуса, идеального, не связанного с телесностью вообще, обладающему континуальностью, внепространственностью и вневерменностью. А это и есть современное понятие духа в самом общем смысле. Дух начинает мыслиться как надмировое начало, Бог.

Проблема соотношения Бога как духа и души как принадлежности тела теологически сложна, однако филоофско-логически она довольно прозрачна. М. Гершензон приводит рассуждение автора Палеи ХIV века, где тот отрицает происхожде-

ние души из существа Бога. Если бы она была из существа Божия, то у всех была бы одинакова, но ее “видим разьньство, она в одном мудра в другом же есть буя, в друзем же не разумлева, а в друзем же размыслива , и нравом …на злое клонится, иная же на благое … божие же существо не разделяется, не переменяется” (46, с.89). Как говорит Гершензон, “душа индивидуальна, она заперта в личности как ее собственность”, а дух вездесущ, он – весь мир наполняющая энергия”. Таким образом, в чисто философском плане различие между духом и душой (как исторически возникшее смыслонаполнение слов) очевидно: дух – мировое идеальное нетелесное начало, душа – локальное, пребывающее в теле (хотя и нетелесное) образование. Но этот итог не окончателен, так как остается еще вопрос: обладает ли человек, помимо души, еще и духом и если да, то как человеческий дух относится к духу мировому.

Философская идея духа

Европейская философия не “изобрела” понятие духа, а восприняла его в христианские времена из христианской религии и народного сознания. Философия же духа, по авторитетному мнению Н.А. Бердяева, впервые создана в немецкой классической философии от Канта до Гегеля (19), хотя некоторые основополагающие идеи можно найти у немецких же мистиков Экхарта и Беме. Вместе с тем несомненно, что философское учение о духе было подготовлено развитием философских идей от античности до средневековья. В философии духа обе линии сливаются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *