Духовный регламент

Духовный регламент

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года — законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви.

Про­ект Духовного регламента по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра I со­став­лен епископом Псков­ским Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем, яв­лял­ся од­ним из яр­ких об­раз­цов литературного твор­че­ст­ва ав­то­ра. По­сле мно­го­численных ис­прав­ле­ний и по­пра­вок ца­ря, а так­же са­мо­го ав­то­ра, се­на­то­ров и ду­хо­вен­ст­ва (епи­ско­пов, ар­хие­ре­ев, ар­хи­ман­д­ри­тов) был ут­вер­ждён ука­зом Пет­ра I от 25 января (5 февраля); в окон­ча­тель­ной ре­дак­ции опуб­ли­ко­ван 16(27) сен­тяб­ря.

Ис­точ­ни­ка­ми для Духовного регламента по­слу­жи­ли «Сто­глав» (до­ку­мент, при­ня­тый на Сто­гла­вом со­бо­ре 1551 года), Корм­чие кни­ги XIII-XVII веков, про­тес­тант­ские цер­ков­ные ус­та­вы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент со­став­лен по об­раз­цу рег­ла­мен­тов ра­нее об­ра­зо­ван­ных гражданских уч­ре­ж­де­ний.

Со­сто­ял из трех час­тей: в первой час­ти да­но об­щее оп­ре­де­ле­ние но­во­го уст­рой­ст­ва цер­ков­но­го управ­ле­ния, во второй — оп­ре­де­лены обя­зан­но­сти Си­но­да, в третьей — свя­щен­ни­ков. Со­глас­но Духовному регламенту, цер­ковь бы­ла под­чи­не­на го­су­дар­ст­ву, пат­ри­ар­ше­ст­во уп­разд­не­но, вме­сто не­го уч­ре­ж­дён кол­ле­ги­аль­ный ор­ган управ­ле­ния РПЦ — Ду­хов­ный кол­ле­ги­ум (Си­нод). Царь объ­яв­лял­ся «край­ним су­ди­ёю» ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва, блю­сти­те­лем «пра­во­ве­рия и вся­ка­го в церк­ви Свя­той бла­го­чи­ния». Си­нод воз­глав­лял­ся пре­зи­ден­том (с мая 1722 года обер-про­ку­ро­ром Си­но­да, свет­ским чи­нов­ни­ком, пред­став­ляв­шим ин­те­ре­сы им­пе­ра­то­ра).

Духовный регламент пред­пи­сы­вал свя­щен­ни­кам за­бо­тить­ся о нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии при­хо­жан, усерд­но чи­тать им про­по­ве­ди или цер­ков­ные кни­ги («…все­ко­неч­ная ну­ж­да есть име­ти не­кия крат­кия и про­стым че­ло­ве­кам ура­зу­ми­тель­ныя и яс­ныя кни­жи­цы, в ко­то­рых за­клю­чит­ся всё, что к на­род­но­му на­став­ле­нию до­воль­но есть; и тыя кни­жи­цы про­чи­то­вать по час­тям в не­дель­ные и празд­нич­ные дни в церк­ви пред на­ро­дом»); вме­нял при­ход­ско­му ду­хо­вен­ст­ву док­ла­ды­вать гражданским вла­стям о «зло­умыш­лен­ни­ках го­су­дар­ст­вен­ных», ко­то­рые «на ис­по­ве­ди не изъ­я­вят рас­кая­ния и от­ка­за от сво­его на­ме­ре­ния» (тре­бо­ва­ние прак­ти­че­ски не ис­пол­ня­лось).

Ду­хо­вен­ст­во долж­но бы­ло вес­ти мет­рические кни­ги. Ус­та­нав­ли­вал­ся воз­рас­тной ценз для по­стри­га в мо­на­ше­ст­во (30 лет для муж­чин и 50 для жен­щин).

Так­же Духовный регламент обя­зы­вал Си­нод осу­ще­ст­в­лять цен­зу­ру всех ду­хов­ных со­чи­не­ний («Аще кто о чем Бо­го­слов­ское пись­мо со­чи­нит, и тое б не пе­ча­тать, но пер­вее пре­зен­то­вать в Кол­ле­ги­ум»). В 1917 году Духовный регламент был от­ме­нён По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ

Между многими, по долгу Богоданныя Нам власти, попеченьми о исправлении народа Нашего, и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от Него получив благопоспешества во исправлении как Воинскаго, так и Гражданскаго чина, пренебрежем исправление и чина Духовнаго.

И когда нелицемерный Он Судия, воспросит от нас ответа о толиком Нам от Него врученном приставлении, да не будем безответни. Того ради образом прежних, как в Ветхом, так и в Новом Завете, Благочестивых Царей, восприяв попечение о исправлении чина Духовнаго, а не видя лучшаго к тому способа, паче Соборнаго Правительства. Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным Нашим, всякаго чина, Духовным и мирским имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих Коллегий.

Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная на базе Нашего соизволения.

Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Ассессорам.

А понеже помянулось в сем Регламенте в первой части, в седьмом и осьмом пунктах, что Президент подлежати имать суду своея братии, сие есть тойжде Коллегии, аще бы в чем знатно погрешил; того ради определяем и голос оному иметь един с прочими равный.

Имеют же все Члены сея Коллегии при вступлении в свое дело, учинить присягу или обещание пред Святым Евангелием, по приложенной форме присяги.

Духовный регламент, законодат. акт, устанавливавший и регулировавший новый статус церкви и духовенства в Российской Империи. Был составлен по поручению Петра I архиеп. Феофаном (Прокоповичем), отредактирован царем, утвержден в февр. 1720. Верхи церк. иерархии согласились с новой формой высшего церк. управления (ВЦУ), установл. светской властью. Д. р. имел определяющее влияние на положение РПЦ в период 1721—1917. Со дня освящения в 1739 первой церкви в Чел. жизнь чел. духовенства, как и рос., строилась в соответствии с Д. р. Он состоял из 3 частей, отд.

пункты к-рых являлись законодат. установлениями, рассуждениями и комментариями, содержащими ист. примеры и ссылки, дающие представление о взглядах Феофана и Петра на осн. принципы церк. управления. В 1-й части Д. р. давалась общая характеристика нового устройства церк. управления (учреждение Духовной коллегии), обосновывались преимущества коллегиальной формы правления, доказывались его необходимость и законность. Во 2-й части определялась сфера компетенции Духовной коллегии, в 3-й — формулировались ее обязанности и состав. К тексту, напис. Феофаном и исправл. Петром, были добавлены пункты, составл. Духовной коллегией и одобр. царем. Согласно им коллегия получала назв. Святейшего Правительствующего Синода. Первое изд. Д. р. вышло 16 сент. 1721. Поскольку в нем было уделено недостаточно внимания белому духовенству и рядовому монашеству, в мае 1722 появилось 2-е изд., с дополнением — «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского». Первая часть «Прибавления…» под назв. «О пресвитерах, дьяконах и прочих причетниках» была посв. белому духовенству и оговаривала условия принятия сана, обязанности духовенства в отношении прихожан, вышестоящего духовного рук-ва и светских властей. Вторая, «О монахах», регулировала вопросы жизни в монастырях; порядок пострижения в монашество, избрания настоятелей монастырей, правила монастырской жизнедеятельности. Создав новую неканонич. форму ВЦУ в подражание протестантским образцам, гос-во в лице монарха пыталось подчинить себе духовенство, приравняв его к гос. служащим. Священникам вменялось в обязанность передавать властям информ. о преступлениях против гос-ва или умысле на него, получ. на исповеди. Т. о., гос-во посягало на церк. таинства. Установление контроля гос. власти над жизнью монастырей преследовало цель не столько исправить имевшиеся недостатки, сколько предотвратить зарождение духовной, идеологич. оппозиции абс. власти монарха. В качестве приложений к Д. р. обычно публиковались «Послание Святейшего Синода о браках правоверных лиц с иноверными» (изд. 18 окт. 1721), «Инструкция обер-прокурору Святейшего Синода» (утверждена 13 июня 1722).

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года , законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви. Проект Духовного регламента по поручению царя Петра I составлен епископом Псковским Феофаном Прокоповичем, являлся одним из ярких образцов литературного творчества автора. После многочисленных исправлений и поправок царя, а также самого автора, сенаторов и духовенства (епископов, архиереев, архимандритов) был утверждён указом Петра I от 25 января (5 февраля); в окончательной редакции опубликован 16(27) сентября.

Источниками для Духовного регламента послужили «Стоглав» (документ, принятый на Стоглавом соборе 1551), Кормчие книги 13-17 века, протестантские церковные уставы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент составлен по образцу регламентов ранее образованных гражданских учреждений. Состоял из 3 частей: в 1-й части дано общее определение нового устройства церковного управления, во 2-й — определены обязанности Синода, в 3-й — священников. Согласно Духовному регламенту, церковь была подчинена государству, патриаршество упразднено, вместо него учреждён коллегиальный орган управления РПЦ — Духовный коллегиум (Синод). Царь объявлялся «крайним судиёю» духовного ведомства, блюстителем «правоверия и всякаго в церкви Святой благочиния». Синод возглавлялся президентом (с мая 1722 обер-прокурором Синода, светским чиновником, представлявшим интересы императора). Духовный регламент предписывал священникам заботиться о нравственном состоянии прихожан, усердно читать им проповеди или церковные книги («…всеконечная нужда есть имети некия краткия и простым человекам уразумительныя и ясныя книжицы, в которых заключится всё, что к народному наставлению довольно есть; и тыя книжицы прочитовать по частям в недельные и праздничные дни в церкви пред народом»); вменял приходскому духовенству докладывать гражданским властям о «злоумышленниках государственных», которые «на исповеди не изъявят раскаяния и отказа от своего намерения» (требование практически не исполнялось). Духовенство должно было вести метрические книги. Устанавливался возрастной ценз для пострига в монашество (30 лет для мужчин и 50 для женщин). Также Духовный регламент обязывал Синод осуществлять цензуру всех духовных сочинений («Аще кто о чем Богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первее презентовать в Коллегиум»). В 1917 году Духовный регламент был отменён Поместным собором РПЦ (смотри Поместные соборы).

Реклама

Источн.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 6. №3718.

Лит.: Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886; Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской церкви. М., 1913; Верховской П. В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Ростов н/Д., 1916. Т. 1-2.

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Понятие Духовного Регламента. История разработки и издания……..5

§2. Основные положения Духовного Регламента…………………………….8

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 г., подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 г., а напечатанный впервые год спустя, уже по учреждении Синода. Точное название документа — «Регламент или устав Духовной Коллегии», хотя, как известно, предусмотренная в «Регламенте» коллегия была переименована на первом своем заседании в «Святейший Синод».

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?» дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве.

Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян.

В третьей части «Самих управителей должность и сила» определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

По мнению А.С. Павлова, «по своей форме и отчасти по содержанию «Духовный регламент» не есть только чисто законодательный акт, но вместе и литературный памятник. Он наполнен, подобно знаменитому «Наказу» Екатерины II, общими теоретическими рассуждениями, … содержит в себе разные проекты, например, об учреждении в России Академий, а нередко впадает в тон сатиры. Таковы, например, места о власти и чести епископской, об архиерейских визитациях, то есть объезде архиереями своих епархий, о церковных проповедниках, о народных суевериях, разделяемых и духовенством» .

В 1722 г. в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве.

В дополнение к «Регламенту» в 1722 г. издано также Императорское повеление о выборе «из офицеров доброго человека» для занятия должности обер-прокурора. К этому повелению в том же году была присовокуплена «Инструкция обер-прокурору».

Давать оценку «Регламенту» с точки зрения последствий его введения в русскую церковную жизнь значит высказать суждение о самой синодальной эпохе. В синодальный период он как важнейший церковно-правовой документ получал в литературе почти исключительно апологетическую оценку. С падением этой системы отпали резоны для такого отношения к нему. Совершенно очевидны все негативные черты самой эпохи, а значит, и «Регламента», который составлял фундамент правового устройства Церкви.

§1. Понятие Духовного Регламента. История разработки и издания

Главный акт петровского законодательства относительно церкви, заключающий в себе важнейшие начала реформы и целый ряд отдельных мер, из которых самое видное место занимает замена единоличной патриаршеской власти коллегиальным управлением синода. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу выработать план преобразования церковного управления по образцу гражданских коллегий. 11 февраля 1720 г. проект, составленный Феофаном, был исправлен Петром, а 23 февраля внесен на обсуждение сената, в заседание которого были приглашены находившиеся тогда в Петербурге 6 архиереев и 3 архимандрита. Сенаторы и духовенство утвердили Духовный Регламент без каких бы то ни было изменений и вслед за тем по царскому указу подписали его. После того Духовный Регламент был отправлен в Москву, Казань и Вологду, куда должны были съехаться другие провинциальные архиереи, архимандриты и игумены важнейших монастырей для выслушания и подписания его. К концу 1720 г. все подписи были уже собраны, и только местоблюститель патриаршего престола, Стефан Яворский, некоторое время уклонялся от подписания Духовного Регламента, ссылаясь на неясность отдельных его пунктов, но в конце концов и он должен был уступить. Осенью 1721 г., более чем через полгода после открытия действий синода, Духовный Регламент был напечатан под загл. «Регламент или устав духовной коллегии, по которому оная знать долженства своя и всех духовных чинов, и мирских лиц, поелику оные управлению духовному подлежат, и притом в отправлении дел своих поступать имеет» (см.

П. С. З., т. VI, № 5718, где Духовный регламент помещен под датой 25 января 1721 г.). Автор Регламента разделил его на 3 части: в 1-ой он дает общее определение нового устройства церковного управления посредством духовного коллегиума и доказывает его законность и необходимость, во второй определяет круг ведения синода, в третьей — обязанности отдельных духовных лиц, обращая при этом особенное внимание на епископов (см. Духовенство и Синод). Духовный регламент ставил церковное управление в строгую подчиненность верховной власти. Мысль о супрематии государя в церковных делах, свойственная Петру I и Феофану Прокоповичу, нашла себе выражение не только в мотивах закона, но и в самом содержании его, так как члены синода в приносимой ими присяге обязаны были клятвенно «исповедывать крайнего судью духовные сея коллегии быти самого всероссийского монарха».

По своей форме новое управление было согласовано с гражданскою администрацией, так что Духовный Регламент и не определяет порядка действий синода, прямо ссылаясь в этом отношении на генеральный регламент. Будучи по существу своему законодательным актом, Регламент в иных частях своих приближается скорее к политическому трактату. Его автор не ограничился ни описанием нового порядка, ни указанием его преимуществ, а присоединил ко всему этому еще язвительные нападки на старинные порядки управления и жизни духовенства и намеки на ту или другую личность из числа противников реформы; особенно богата ими глава «о проповедниках слова Божия», в которой рядом с наставлениями о том, как надо говорить проповеди, яркими, нередко переходящими в карикатуру чертами нарисован тип проповедника старой схоластической школы и имеется целый ряд злобных выходок по адресу Яворского. Эта оригинальная черта Регламента помешала ему всецело войти в жизнь и приобрести значение закона. Он охватывал притом только отдельные стороны жизни духовенства, не определял всецело отношения новых церковных учреждений к общей администрации. Посвященный преимущественно церковной иерархии, Духовный Регламент лишь вскользь говорил о белом духовенстве и не содержал почти никаких постановлений о монашестве. Синод тотчас же после своего учреждения нашел нужным исправить этот недостаток, тем более важный, по его мнению, что жизнь низшего духовенства, как белого, так и черного, сильно «развратилась», и выработал «прибавление к регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского». Прибавление это было пущено в продажу вместе с Регламентом, но затем было изъято из нее по распоряжению Петра, которому оно не было предварительно представлено на рассмотрение.

Просмотрев и исправив его, Петр вновь издал его в 1722 г. (см. в П. С. З., № 4022). Здесь подробно определялись условия и порядок вступления в священнический сан, обязанности священника по отношению к прихожанам, духовному начальству и светской власти, порядок поступления в монашество, правила монастырской жизни. Ряд других указов царя и синода закончил как формирование церковного управления на новых началах, так и установление государственного контроля над жизнью сословия.

§2. Основные положения Духовного Регламента

Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:

президент;

два вице-президента;

четыре советника

четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства).

Представителем императора в Синоде был обер-прокурор.

Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов.

Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства; впервые в Московской Руси создавалась система школ. Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен, касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник, по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком, ни фанатиком. Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники, «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков». Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами», то этот институт уничтожался.

Институализировалась духовная цензура.Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.

Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество, продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак.

Заключение

Религиозные реформы Петра I носили сугубо секулярный характер и направлены были на бюрократизацию церковного аппарата, подчинениецеркви монарху и воплощение в русской церковной жизни принципов протестантизма.

Итак, можно констатировать, что на протяжении 1721 — 1722 гг. — в рамках проведения решающего этапа церковной реформы Петра I — в нашей стране подверглись реформированию как организация церковного суда, так и церковное судопроизводство. Что касается церковного судоустройства, то наиболее значимым изменением здесь следует признать означавшее отмену патриаршества учреждение Святейшего Правительствующего Синода, который занял в системе органов церковного правосудия место суда третьего (высшего) звена. При этом во всех частях механизма церковной власти сохранилось традиционное структурное единство административных и судебных органов. Иными словами, обособленные от органов управления церковные суды не появились в России и при Петре I. ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 г. — законодательный акт, регулировавший отношения государства и Русской Православной Церкви. Он определял порядок управления Церковью, состав, права и обязанности высших церковно-административных органов.

Духовный регламент завершил церковную реформу, начатую Петром I. Его составил псковский епископ Феофан Прокопович по поручению государя в 1718-1720 гг., а исправил сам Петр I. Документ был издан и вступил в силу в январе 1721 г.

Церковное управление преобразовывалось по образцу гражданских коллегий: упразднялось патриаршество, и вводился коллегиальный орган — Духовная коллегия, вскоре названная Святейшим Правительствующим Синодом. По Указу 11 мая 1722 г. руководителем Синода становился обер-прокурор — светский государственный чиновник, назначаемый царем. В соответствии с Табелью о рангах, должность обер-прокурора соответствовала лишь 4-му классу государственных служащих. «Верховным судьей» и фактическим главой Синода был император. Он утверждал все распоряжения в области церковного управления. Таким образом церковь полностью подчинялась государству, а высшее церковное управление находилось под контролем светской власти.

Торжественное открытие Духовной коллегии (Синода) состоялось 14 февраля 1721 г. В 1722-1723 гг. патриархи ряда православных автокефальных (самостоятельных) церквей Востока признали церковную реформу, проведенную Петром I.

В 19 в. положения Духовного регламента были включены в Основные законы Российской империи.

Список литературы

1. Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви, М.:2001

2. Ключевский В.О., »2Курс Русской истории», часть 1, «Москва», 1937г

3. Живов В.М.Церковные преобразования, М.:2001

4. Цыпин В.А. Церковное право. Клин,»Христианская жизнь»2004

5. Титов Ю.П. История государства и права России. М., 2003.- 324 с.

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993. С.-200 c.

7. Исаев И.А. История государства и права в России в вопросах и ответах М., 2003.- 234 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *