Духовный опыт старца иосифа исихаста

Духовный опыт старца иосифа исихаста

М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.

— 76 с.Предлагаемая книга является сборником писем к духовным чадам известного подвижника-исихаста Иосифа Афонского (1899-1959). Письма содержат множество наставлений старца о делании Иисусовой молитвы и прохождении духовной брани. Книга весьма полезна для монашествующих и мирян, внимательно проводящих свою духовную жизнь.Сборник несколько раз переиздавался в Греции. Перевод подготовлен по греческомy изданию 1996 г. Перевод с новогреческого В. А. Гагатика (с) Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998.Слово благодати — вода живая. Прохладной водой станет чтение этой смиренной книги для тех, кто хочет погасить в себе любовещественный огнь и зажечь в своем сердце невещественный огонь Божественной любви.
Эти письма старца Иосифа — плод его внутренней жизни, выражение его монашеского опыта, родник живой воды.
Кто жаждет этой воды — вот она, перед вами.
Это восемьдесят два письма из тех многих, которые написал старец, мудрый в божественном.
Он не выучил, он выстрадал божественное. И вот, мудро и непрелестно, смиренно и искусно учит он, описывая на этих страницах свою жизнь.
Вся книга разделена на две части. Первую составляют все письма, кроме одного, последнего. Оно одно составляет втоpyю часть книги. Это пространное письмо — в некотором роде трактат в виде письма, адресованный исихастy, живущемy в пустыне. Письмо разделено на двенадцать глав.
Все остальные письма — из переписки старца с его духовными чадами в миpy и вне мира, то есть к монашествующим и к мирянам. Некоторые из них живы, а некоторые преставились. Поэтомy оправдано, что имена и соответствующие личные моменты опущены.
Хорошо ли, плохо ли, мы оставили неисправленным цитирование отрывков из Священного Писания, которые с такой замечательной непринужденностью толкования использует богонаученный старец.
С самого начала возникало искушение в составлении примечаний. Мы задались вопросом: писать примечания к текстy или нет? Мы знаем, что сил y нас не хватает. Hо возможно, что и само своеобразие данного текста не поддается этомy. Во всяком случае, мы предпочли, чтобы от чтения текста в уме и сердце читателя осталась некоторая неопределенность, чем использовать примечания и комментарии.
Ибо прежде чем будет закончено чтение всей книги, большинство недоумений будет разрешено. Другие же превратятся в восторг и удивление многоопытномy, многострадальномy старцy и свышней мудрости его писаний.
С другой стороны, мы не делаем сейчас критического издания. Предлагаем, в пределах наших возможностей, готовое слово Божие в назидание и спасение душ. Итак, никаких примечаний.

(в миру Франгискос Коттис; 2.11.1897, дер. Лефке на о-ве Парос — 15.08.1959, Афон), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов. С именами учеников И. И. связано обновление и духовное возрождение 6 из 20 афонских мон-рей и многих обителей за пределами Св. Горы.

Родители будущего старца, Георгиос и Мария, были бедными, но благочестивыми людьми. Георгиос умер в 1907 г., и воспитание 6 детей легло на плечи Марии. По словам матери Франгискоса, вскоре после рождения сына она узнала о его предстоящей судьбе: явившийся ей во сне ангел записал имя младенца в некий список и забрал его, сказав, что он нужен Царю.

Франгискос не закончил начальную школу, т. к. после смерти отца он должен был помогать матери и братьям. В 1914 г. он отправился на заработки в Пирей. После прохождения военной службы поселился в Афинах, где по одним сведениям занимался мелкой торговлей, а по другим — работал поваром и затем кондуктором трамвая. В возрасте 23 лет молодой человек увлекся чтением духовной лит-ры, под влиянием к-рой начал подражать подвижнической жизни древних отцов на г. Пендели. В том же 1921 г., познакомившись с неким старцем из одной келлии в Карее, Франгискос раздал имущество бедным и отправился на Св. Гору, чтобы стать монахом.

На Афоне Франгискос вначале присоединился к братству старца Даниила Катунакийского, но затем он удалился оттуда в поисках более уединенного места для подвижничества. Юноше не удалось сразу найти для себя духовного отца, о чем он с горечью писал впосл.: «День и ночь я плакал о том, что не нашел Святую Гору такой, как пишут о ней святые». В частности, не увенчалась успехом его попытка поступить в ученики к старцу Каллинику Исихасту, поскольку последний отказывался обучать своих послушников умной молитве. Тогда И. И. начал вести отшельнический образ жизни, обитая в пещерах. Впосл. после многих суровых подвигов И. И. сподобился дара благодатной непрестанной молитвы.

Не найдя подходящего пристанища, Франгискос нек-рое время путешествовал по Афону, зарабатывая на жизнь изготовлением метел. В ходе этих странствий он познакомился и сблизился с мон. Арсением. По совету Даниила Катунакийского, указавшего молодым людям на важность послушания для духовной жизни, в кон. 1921 г. Франгискос и Арсений стали учениками простодушного и незлобивого старца Ефрема Катунакийского, албанца по происхождению, занимавшегося бондарным ремеслом. В 1925 г. Франгискос был пострижен в великую схиму с именем Иосиф.

Незадолго до своей смерти старец Ефрем переселился в скит свт. Василия Великого, где вскоре скончался. После его смерти И. И., уступая просьбе собрата, принял на себя обязанности главы общины, хотя о. Арсений был старше и годами, и по времени монашеского пострига. Оставшись вдвоем, И. И. и Арсений продолжили путешествия по Афону, возвращаясь в свою каливу только на зиму, а затем приняли решение жить там постоянно, занимаясь резьбой по дереву. Согласно воспоминаниям И. И., этот период жизни был связан для него с особенно тяжелыми искушениями. Так, однажды старцу явился в видении длинный строй монахов, приготовившихся к сражению с бесами. Высокий и славный военачальник предложил ему встать в первый ряд бойцов, на что И. И. с радостью согласился. За видением последовала жестокая духовная брань, продолжавшаяся 8 лет, в результате к-рой И. И., по его словам, «вошел во все прибежища врага и после жестокого единоборства вышел из них по благодати Господней». Важным событием в жизни подвижника стало обретение духовника старца Даниила, безмолвника и почти полного затворника, монашествовавшего в келлии прп. Петра Афонского в окрестностях Великой Лавры. От своего духовника И. И. перенял правило вкушать пищу (состоявшую из 1 меры хлеба и небольшого количества овощей) лишь 1 раз в день, не делая исключения для великих праздников.

В период пребывания в скиту свт. Василия Великого вокруг И.

И. стало формироваться небольшое монашеское братство: к старцу присоединились его родной брат Афанасий, о. Иоанн из Албании и о. Ефрем (впосл. иеромонах, возглавивший движение старостильников в г. Волос). Послушником И. И. нек-рое время был и известный подвижник мон. Герасим (Менайас), к-рый, несмотря на то что здоровье не позволяло ему остаться в братстве надолго, всегда вспоминал о старце с глубоким почтением. С тех пор как подвижники стали постоянно жить в своей каливе, И. И. приобрел большую известность, и к нему за советом приходило множество посетителей. Это обстоятельство нарушало уединенную обстановку, побуждая основателей братства искать новое место для монашеских подвигов.

И. И. в 1929 и 1930 гг. покидал Св. Гору для пострижения в монахини своей матери и основания в окрестностях г. Драма женского монастыря. В 1933 г. он возвратился на Афон, продолжая руководить 5 постриженными им монахинями посредством переписки.

В янв. 1938 г. И. И. вместе с о. Арсением присмотрели для себя заброшенную каливу в Малом скиту св. Анны, располагавшуюся в пещерах под скалистым обрывом, где они подвизались в течение следующих 30 лет. Подвижники обновили небольшую ц. св. Иоанна Предтечи и соорудили для себя из дерева, прутьев и глины хижину, разделявшуюся на 3 кельи, одна из к-рых предназначалась для И. И., другая для Арсения, а третья — для приходящего иеромонаха. Здесь И. И. и о. Арсений на некоторое время вновь остались вдвоем. Само расположение каливы и недостаток места для жилых помещений не предполагали присутствия др. братий. Тем не менее со временем к подвижникам присоединились новые ученики из числа молодых монахов, в т. ч. мон. Ефрем (впосл. игумен Филофея мон-ря, а затем основатель ряда мон-рей на территории США), мон. Иосиф (впосл. духовник мон-ря Ватопед и биограф старца), иером. Харалампий (впосл. игумен Дионисия прп. мон-ря).

Тяготы жизни в Малом скиту св. Анны (связанные прежде всего с необходимостью ежедневно поднимать грузы на большую высоту) плохо сказывались на здоровье молодых послушников, поэтому в июне 1951 г. И. И. принял решение переселиться поближе к морю. Им была выбрана калива св. Бессребреников в Новом скиту. В нач. 1958 г. здоровье старца резко ухудшилось, на его шее появился болезненный нарыв. Уступая просьбам духовных чад, И. И. согласился принять лечение, хотя и считал усилия медиков ненужными. В следующем году он страдал от сердечной недостаточности. В день Успения Пресв. Богородицы старец отошел ко Господу, предсказав свою кончину и предварительно причастившись на праздничной Литургии.

Мощи И. И. в наст. время находятся в Ватопеде, а честная глава и остальная часть мощей — в мон-ре прп. Антония Великого (шт. Аризона, США). Сообщалось о посмертных явлениях старца и о чудесах, имевших место при перенесении его мощей. И. И. почитается как местночтимый святой на Св. Горе Афон, а также в Румынии.

Сохранилось большое количество писем И. И. к родственникам и духовным чадам, посвященных различным вопросам духовной жизни. Подборка этих писем была опубликована старцем Ефремом из Филофеева мон-ря под заглавием «Выражение монашеского опыта». Перу старца принадлежит также сочинение «Десятигласная духодвижимая труба», где в образной форме описываются ступени, которые необходимо преодолеть подвижнику по пути к стяжанию благодати. Сочинениям старца свойствен своеобразный стиль, сочетающий архаизацию с простонародными выражениями и с использованием рифмованной прозы.

Соч.: ᾿Ιωσήφ, γέρων. ῎Εκφρασις μοναχικῆς ἐμπειρίας. ῾Ιερά Μονή Θιλοθέου. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996 (рус. пер.: Иосиф, старец. Выражение монашеского опыта / ТСЛ. Серг. П., 2006). Лит.: ᾿Ιωσήφ Βατοπαιδινός, γέρων. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 1983, 2005 7 (рус. пер.: Иосиф, мон. Старец Иосиф Исихаст / ТСЛ. Серг. П., 2000); idem. Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ἡσυχαστής: Βίος — Διδασκαλία — «῾Η Δεκάφωνος Σάλπιγξ» / ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001 5; idem. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης, 1886-1983. Συνασκητής Γέροντος ᾿Ιωσήφ τοῦ ῾Ησυχαστού. Λευκωσία, 2002; ᾿Ιωσήφ Μ. Δ. ῾Ο Γέρων ᾿Αρσένιος ὁ Σπηλαιώτης. Θεσσαλονίκη, 2002 2; ᾿Αφιέρωμα εἰς τόν ὅσιον Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστήν. Κύπρος, ῾Ιερά Μονή Μαχαιρᾶ, 2003; ᾿Εφραίμ (Κουτσού), ἀρχιμ. ῾Η ὑπακοή κατά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή // Σύναξις Εὐχαριστίας, χαριστήρια εἰς τιμήν τοῦ Γέροντος Αἰμιλιανοῦ. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 247-268; Αἴσθησις ζωῆς ἀθανάτου. ῾Ομιλίες γιά τόν Γέροντα ᾿Ιωσήφ τόν ῾Ησυχαστή. ῾Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου, 2005 2; ᾿Αλιπράντης Ν. Χ. Γέρων ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ᾿Από τήν Πάρο στίς σπηλιές τοῦ ῎Αθω. ᾿Αθήνα, 2006; Τριαντάφυλλος Γ. ῾Ο Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῾Ο Νηπτικός Πατήρ καί Διδάσκαλος: Ταπεινή ἀναφορά στήν ζωή καί στό ἔργο του. Πάρος, 2007; Γέροντας ᾿Ιωσήφ ὁ ῾Ησυχαστής. ῞Αγιον ῎Ορος, 2007; Ефрем (Кутсу), архим. Личность и труды старца Иосифа Исихаста // Россия — Афон: тысячелетие духовного единства: Междунар. науч.-богосл. конф. Москва. 1-4 окт. 2006 г. М., 2008. С. 31-39; он же. Влияние старца Иосифа Исихаста на аскетическую и литургическую жизнь Святой Горы // Там же. С. 39-42; Каллиакманис В., протопр. Дар различения помыслов в жизни и учении старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 42-50; Мандзаридис Г. Чистота ума и сердца по учению старца Иосифа Исихаста // Там же. С. 50-55.

А. В. Крюков

Мон. Иосиф Исихаст. Фотография. XX в.

Мон. Иосиф Исихаст. Фотография. XX в.

Формат(мм): 155*27*207
Количество страниц: 464
Год издания: 2016
Издательство: Свято-Успенская Почаевская Лавра
Тип обложки: твердая
Предлагаем вниманию благочестивых читателей книгу писем великого подвижника св. Горы Афон монаха Иосифа Исихаста. Издание состоит их трех глав. В первой приведены письма о. Иосифа к монашествующим и мирянам с наставлениями о духовной жизни. Вторая содержит 12 писем к пустыннику-исихасту, составляющих целый трактат о практике монашеского делания.

В третьей главе приводятся беседы старца с учениками о Божественной Благодати. Старец Иосиф не получил богословского образования — подвижническая жизнь, проводимая в согласии с Евангельским учением и наставлениями святых отцов, сделала его богословом, на своем опыте познавшим сверхъестественные откровения…
Содержание
Вместо предисловия – 3
Предисловие греческих издателей – 13
Часть 1. ПИСЬМА К МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ
1. Юноше, вопросившему о молитве Иисусовой – 18
2. Ему же о молитве Иисусовой и ответы на вопросы – 22
3. Монаху, вступающему на поприще подвижничества – 26
4. «Дитя мое, если ты будешь внимателен к тому, что я тебе пишу…» – 32
5. «Не одевайся в одни листья…» – 36
6. «Ты пишешь о гневе в сердце безумного…» – 39
7. «…Послушай об одном событии, происшедшем со мной» – 43
8. «Ты не вытерпишь всего этого ради Моей любви?» – 49
9. «Итак, Творец вдохнул в тебя и дал тебе дух жизни» – 52
10. «…Благодать всегда предшествует искушениям как некое извещение для приготовления» – 59
11. «Я, когда пришел на Святую Гору, нашел многих из отцов в делании и созерцании» – 64
12. «Так ум весь становится светом, весь — сиянием» – 68
13. «Благодать Божия зависит не от лет…» – 72
14. «Действительно велико, поистине, таинство послушания» – 74
15. «Итак, ты не хочешь послушаться меня и вернуться назад?» – 78
16. «…Когда восходишь на Голгофу, необходимо падать» – 84
17. «В час искушения не оставляй своего места…» – 88
18. «…Я снова встал и вступил в битву со всеми духами» – 92
19. «…Постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени» – 96
20. «Не отчаивайся! Со всеми это случается» – 99
21. «…Грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает» – 102
22. «Итак, не желаешь страдать? Не желай восходить» – 104
23. «А палка — защита от всякой страсти» – 108
24. «В тот вечер Бог показал мне злобу сатаны» – 111
25. «Прекращается действие чувств, и его восхищает созерцание» – 115
26. «Сестра о Господе и благоговейнейшая игумения…» – 118
27. «Я убегаю ради Бога, а о людях не пекусь» – 123
28. К монахине, принимающей святой и ангельский образ – 127
29. «Благословен Бог, возвышающий смертных еще с телом до жительства безплотных» – 129
30. «Без воли Господней мы не болеем и не умираем» – 134
31. «Мир для тебя уже умер, и ты для мира» – 141
32. «Малодушие же есть мать нетерпеливости» – 146
33. «Не могу вам описать, насколько благоугодны нашей Пресвятой целомудрие и чистота» – 151
34 «Со всеми нами, дитя мое, случаются эти изменения» – 155
35 «Прерывается молитва. Замирают члены. И только ум созерцает в ослепительном свете» – 159
36. «Круговая молитва в сердце никогда не боится прелести» – 166
37. «…Хочу ради любви к вам и пользы вашей души кратко описать мою жизнь» – 171
38. «Возлюбленная моя матушка со всеми моими братьями, сестрами, родственниками и друзьями…» – 182
39. «Сестра моя возлюбленная, радуйся о Господе» – 186
40. «Бог всегда помогает, всегда предваряет, но желает терпения» – 193
41. «Весна приближается. Зима скорбей мало-помалу исчезает» – 198
42. «Это, сестра моя, искусство искусств и наука наук» – 201
43. «Ибо я поистине видел брата, который пришел в исступление, сидя ночью в полнолуние» – 206
44. «Будь внимательна, моя добрая доченька, потому что ты уже выросла и начинают изменяться помыслы» – 211
45. «Радуйся о Господе, возлюбленный и желаннейший мой сын!» – 215
46. «…Этот мир, дитя мое, суетнейший» – 217
47. «Мы же, избравшие здесь небесное любомудрие…» – 219
48. «Услышь мой глас, добрый мой сын!» – 221
49. «Так прошла моя жизнь — в страданиях и болезнях» – 225
50. «Кто знает, дитя мое, суды Божии?» – 228
51. «…Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней» – 230
52. «Увы мне, смиренному и окаянному! Какой ответ дам я в час Суда?» – 232
53. «Ах, дитя мое! Человек никогда не бывает совершенно плохим» – 235
54. «Одни брани в пустыне, и другие, многочисленные и разнообразные, в миру» – 238
55. «И учи всех молиться, непрестанно произносить молитву Иисусову» – 241
56. «Тот, Кто сотворил веки, был и прежде веков, и в полном молчании создал небесные силы святых ангелов» – 247
57. «Богословствуют безгласные богословы — прекрасные скалы и вся природа» – 250
58. «Когда священник кадил…» – 253
59. «Поставим радостный пятый глас» – 255
60. «Итак, хотя бы сейчас постарайся снова вернуться назад» – 259
61. «Суетный мир! Лживый свет! Нет в тебе ничего доброго!» – 262
62. «Напишу для моего сына маленькое сочинение…» – 264
63. «У нас нет брачной одежды. Поэтому нужно очиститься» – 267
64. «Сердце не принимает разделений; только Богу твоему поклоняйся и Ему служи» – 270
65. «Очень Вас прошу отогнать печаль от своей души» – 273
66. «Когда человек исповедуется, его душа очищается и делается как сияющий бриллиант» – 276
67. «Это показывает, что Ваша жизнь угодна Богу» – 279
68. «Если не оставишь грех, то все, что ты делаешь, пропадет даром» – 281
69. «Не сомневайся, что тебе пора облечься в схиму» – 283
70. «Начало и конец всякого блага есть Христос» – 285
71. «Положи доброе начало, чтобы и конец был добрым» – 287
72. «Все должно сопровождаться постоянной и непрестанной умной молитвой» – 290
73. «От тебя не просит многого многий в милости Христос» – 293
74. «Чем больше любишь, тем больше Она любит тебя» – 295
75. «Положи сто твоих оболов, чтобы я положил десять тысяч моих золотых» – 298
76. «Только будь внимательным и бойся, избегай греха» – 300
77. «Если будешь читать жития святых и немножко трудиться ночью…» – 302
78. «И ты без больших трудов – достигаешь великой меры» – 304
79. «То есть все желание души должно поглотить Бога» – 307
80. «Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя» – 309
81. «Я никуда не выезжаю – здесь почию, с отцами моими» – 311
Часть 2. ПИСЬМО ИСИХАСТУ-ПУСТЫННИКУ
Предисловие – 315
1. О монашеском уставе и житии, или как проводить двадцатичетырехчасовые сутки – 317
2. В ответ на вопросы того же – 320
3. О духовном делании разума и о том, как мы должны мыслить – 322
4. О внимании: если придет к нам Божественная помощь, как нам бороться с помыслом самомнения – 326
5. О том, как приходит Божественная благодать и как ее отличить от прелести, и о кратком пути – 330
6. О том, как впадают в прелесть таковые подвижники, когда у них нет наставника, и каково лекарство для их исцеления – 336
7. О том, как возвращается Божественная благодать после того, как сперва хорошо нас воспитает – 342
8. О другой прелести – 348
9. О разновидности той же прелести – 353
10. О двоякой брани бесов и о том, что они воюют с подвижниками умело – 356
11. О трех состояниях естества, до которых поднимается и нисходит человек: естественном, противоестественном и вышеестественном. И о трех образах Божественной благодати, которую он может получить, понуждая человеческое естество: очистительной, просвещающей и совершенной – 359
12. О любви – 364
Эпилог – 370
Стихи того же – 372
Часть 3. ДЕСЯТИГЛАСНАЯ ДУХОДВИЖИМАЯ ТРУБА
Предисловие – 375
Начало, с Богом, первой главы. Первый глас трубы по образу имени Единого Божества, возвещающий нам СТРОЙ ТЕЛЕСНОГО БЛАГОЧИНИЯ – 377
Второй глас трубы, носящий образ двух природ Спасителя нашего, равно как и двусоставности человеческого естества, возвещающий нам О МЫСЛЕННОМ ДЕЛАНИИ – 381
Третий глас трубы, носящий образ Святой Троицы и возвещающий нам КАК БОРОТЬСЯ С ПОМЫСЛАМИ САМОМНЕНИЯ – 386
Четвертый глас трубы, носящий образ четырех стихий, из коих составлен человек, и возвещающий нам ПРОСВЕЩЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТЬЮ – 493
Пятый глас трубы, носящий образ пяти чувств и пяти мудрых дев, которые встретили нашего Жениха, возвещающий нам ОТНЯТИЕ БЛАГОДАТИ – 403
Шестой глас трубы, носящий образ совершившегося в течение шести дней творения и шестидневного труда, служащего для пропитания человека, возвещающий нам ВОЗВРАЩЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ – 414
Седьмой глас трубы, изображающий число семи таинств и множество иных предметов, а также устанавливающий день покоя по повелению Господа, возвещающий нам ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕЛЕСТИ – 424
Восьмой глас трубы, носящий образ будущего общего воскресения, возвещающий нам РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, РАЗДЕЛЕННЫЕ НА ВОСЕМЬ ЧАСТЕЙ – 434
Девятый глас трубы, носящий образ девяти чинов ангельских и возвещающий нам О СОВЕРШЕННОЙ ЛЮБВИ – 442
Десятый глас трубы, носящий образ десяти заповедей Господа нашего, возвещающий нам СЫНОПОЛОЖЕНИЕ ПО БЛАГОДАТИ И ТРЕТЬЕ РАЗДЕЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ДАРОВАНИЙ – 448
Оглавление – 458

Категории: Поучения и наставления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *