Духовный лидер у иудеев

Духовный лидер у иудеев

Талмуд

Устные толкования библейских положений впервые были собраны и отредактированы в 210 г. Иегудой га-наси. В виде 63 трактатов они вошли в так называемую Мишну (Повторение закона). Вскоре после своего появления Мишна сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) в Палестине и Вавилонии. Объяснение Мишны называется Гемарой.

Палестинская Гемара в соединении с Мишной получила название Талмуда Иерушалми (III в.), а вавилонская — Талмуда Бавли (V в.). Среди религиозных евреев наиболее распространён и наиболее авторитетен Талмуд Бавли. Таким образом, Талмуд как иудейский религиозно-литературный памятник обязан своим происхождением не одному лицу, а многим, которые к тому же жили в разное время и в разных местах. Однако во всех предписаниях и поучениях этого огромного по объёму сборника (2947 листов или 5894 страницы) довольно чётко выступает стремление его составителей во что бы то ни стало сохранить иудаизм, приспосабливая его к отмирающим общественным отношениям рабовладельческой формации и нарождающимя отношениям феодализма.

Талмуд содержит в себе правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судопроизводства уголовных и гражданских дел, богословские рассуждения по культу и догматике, этические нормы, примитивные сведения по математике, астрономии, естествознанию, медицине, истории, сказки и легенды, притчи, пословицы, басни, мифы и т.п. Весь этот громадный и разнообразный материал расположен крайне беспорядочно, а форма изложения отличается бессистемностью.

Идеологи иудаизма стремились создать всеохватывающий кодекс, который стоял бы на страже интересов господствующих классов — светской и духовной аристократии. Талмуд твердит о вечности и справедливости общественного неравенства, при помощи разного рода притч, пословиц и сказок внедряет в сознание народных масс религиозную идею о полной зависимости человека от бога. Авторы Талмуда внушают верующим покорность и терпение, не позволяя угнетённым массам подняться на борьбу против гнёта и эксплуатации. В Талмуде нашло отражение не только мировоззрение господствующих классов еврейского населения, но и персов, вавилонян и других народов, в общении с которыми находились евреи.

Представления Талмуда о боге, рае и аде, о сотворении мира и человека, о наградах и наказаниях суть фантастические образы реальной, земной жизни людей. Разработанная в Талмуде ангелология и демонология отражает иерархическую лестницу феодальных общественных отношений.

Представляя мир как иерархическое целое, возглавляемое богом и существа которого в зависимости от степени совершенства находятся в незыблемом соотношении и вечном соподчинении, талмудисты проповедуют косность, застой и неизменяемость мира, призывая людей мириться с эксплуатацией и гнётом.

Отвергая науку и философию, Талмуд преподносит наивные и искажённые сведения о природе и человеке. Талмудисты защищают антинаучную библейскую легенду о сотворении мира из ничего в течение шести дней и о создании человека из праха в течение нескольких часов. «Каким образом создан Адам?» — спрашивает рабби Натан. Ответ гласит: «В первый час был создан прах, во второй час был создан его образ, в третий — сделан голем (остов), в четвёртый — связаны члены его, в пятый — раскрылись его отверстия, в шестой — дана ему душа, в седьмой — он стал на ноги, в восьмой — ему дана Ева, в девятый — он введён в рай, в десятый — он получил заповедь, в одиннадцатый — согрешил, а в двенадцатый — он изгнан и ушёл» (трактат Абот рабби Натана, 1, 5–6). Эта религиозная история о происхождении человека не только ничего общего не имеет с наукой, но её нельзя, как это пытаются сделать современные богословы, примирить с наукой. Наука доказала длительный эволюционный процесс появления и становления человека. Приведённый рассказ талмудиста о создании человека, о его грехопадении и изгнании из рая не отличается от подобных сказок, бытующих среди многих народов седой старины.

Талмуд исполнен презрения к человеку, как к «праху земному». «Только тот,— говорил рабби Элханон,— вполне утвердит слова учения, кто станет при этом рассматривать себя как ничто» (Сота, 21б). Воспитывая в человеке сознание своего ничтожества перед богом, талмудисты запугивают людей адом и вечными муками. На вечное счастье и блаженство в потустороннем мире может рассчитывать лишь «кроткий, смиренный, входящий нагнувшись и выходящий нагнувшись, занимающийся постоянно Торой» (Сангедрин, 88б).

Забитый, покорный, лишённый чувства достоинства, не желающий дерзать, познавать жизнь и бороться за её усовершенствование, скудоумный и хилый — вот идеал человека по Талмуду.

«Учёные» защитники иудаизма утверждают, что в иудейской религии надо выделить её ведущее начало, основные принципы, которые сводятся к этике. Иудейская религия, твердят они, совсем не религия, а этическая система, кодекс нравственности, пригодный для всех времён и народов. В действительности же этика Талмуда — эта этика рабовладельцев, нравственность Талмуда — нравственность эксплуататоров.

Этика Талмуда отстаивает основную религиозную идею о бренности земной жизни, о том, что она дана человеку лишь для того, чтобы приготовить себя к будущей потусторонней жизни на небесах.

Заповеди «возлюби ближнего», «не убивай» и др. толковались создателями Талмуда в интересах эксплуататоров. Религиозная этика, призывая трудящегося быть покорным рабом, превозносит угнетателя, которому якобы сам бог дал право господствовать над другими людьми.

Талмуд проповедует бесприкословное подчинение царю и его приближённым. Рабби Ханина, наместник первосвященника, говорит: «Молись за благополучие верховной власти, ибо, если не страх перед нею, люди живьём поглотили бы друг друга» (Абот, III, 2). Рабби Иудан сказал: «Кто поступает дерзко по отношению в царской особе, тот поступает дерзко как бы против самого бога» (Берешит-раба, 94). «Царь,— проповедует талмудист,— это тень бога на земле, которая безразлично осеняет богатых и бедных. Кто не исполняет повелений царских, с того снимается защита божеской тени» (Млехет Махшевет, 96).

Через весь Талмуд красной нитью проходит проповедь о том, что бедность, страдания, болезни и всякие бедствия — на пользу людям. Турний Руфий спросил однажды рабби Акибу: «Если бог ваш любит бедных, то почему он не доставляет им пропитания?» Акиба ответил: «Это для того, чтобы мы милостыней спаслись от адских мук» (Баба Батра, 10а).

В течение веков Талмуд помогал богатым угнетать бедных, насаждал темноту и невежество среди еврейских народных масс.

О еврейских лидерах

Вячеславович Станислав

Прежде, чем писать о еврейском лидере следует понять, кто может таковым считаться, то есть дать определение, хотя бы в первом приближении. Разумеется, в дальнейшем, наше приблизительное определение может измениться — рассмотрение конкретных образов внесет свои поправки. Перед нами стоят два важных вопроса, ответы на которые помогут нам составить первичное описание еврейского лидера. Во-первых, одна из ключевых черт еврейской истории — это чередование времен политической самостоятельности и зависимости, при этом любопытно, что переход из одного состояния в другое влечет за собой и перемену ведущей силы в народе. Пророк, а затем и мудрец, как правило, гоним властью, он ее частый порицатель и не прошеный наставник, платящийся за это своё наставничество, народ также не торопиться исполнять его наказы и отказываться от привычной комфортной жизни в пользу отвлеченного идеала. Когда же государственное устройство рушится, люди обращаются к носителю идей, объединяются вокруг него. Думается, что так происходит не только потому, что царство разрушено, но и потому, что ни одна из его составляющих черт не дает приемливого ответа на вызов извне, угрожающий растворением в другом народе или другой культуре. Конечно, независимая власть исчезает, но ведь остаётся богатство, остаётся иногда и возможность военной карьеры, и всяческих привилегий, однако всё это не способно сохранить народ, возможно люди как-то подсознательно чувствуют это… Часто лихолетье приводит многих к запоздалому раскаянию в своей прежней глухоте к словам пророка или мудреца. Так или иначе, исчезает, на первый взгляд, возможность однозначного определения еврейского лидера, перед нами два основных образа главы еврейского народа. Разрешить обозначенную выше сложность нам поможет рассмотрение второго вопроса: всегда ли лидер евреев это и еврейский лидер тоже. Если под лидером евреем понимать такого человека, за которым следует большинство народа, то вполне естественно, что под это определение попадут и служители Вааля, за которыми, случалось, шла большая часть евреев, и высшее жречество – сторонники принятия греческого образа жизни в эпоху эллинизма и т.д. Однако если бы старания этих деятелей увенчались успехом, то привело бы это к растворению в другом, чужом народе – ассимиляции. На счастье евреев с такими «главами народа» вели борьбу люди, выступающие за сохранение еврейской самобытности и образа жизни: пророки – со жрецами Вааля, Маккавеи – с эллинистами. Поэтому, для будущего еврейского народа, как народа важны именно еврейские лидеры и, более того, они оказываются в исторической перспективе и подлинными лидерами евреев, ибо все иные сходят со сцены и растворяются среди других народов и культур, и влекут за собой своих последователей. Этот вывод помогает и в решении раздвоения понятия лидера в зависимости от наличия самостоятельности или ее отсутствия, ибо подлинный лидер – это последовательный поборник сохранения самобытности народа. Заметим, что духовные вожди всегда были еврейскими лидерами, главы же государства – совсем нет.
Еврейский лидер, будучи, как правило, лидером духовным, как сказано выше, не имел силовых способов принуждения и должен был обладать огромным авторитетом, людям должно быть стыдно не исполнять его приказов. Кроме праведности, еврейский лидер должен обладать незаурядными умственными способностями, ведь практически все главы поколений писали книги, захватывающие умы читателей. Быть выдающимся мыслителем – вещь для народного вождя необходимая, это способ воздействия на ту часть общества, у которой рациональное начало преобладает над эмоциями. Два этих качества: безукоризненное поведение и острый ум примечательны тем, что они основаны на праве общества выбирать, они суть критерии выбора. К этой же группе мы отнесем и точное следование религиозному закону, которое оценивает народ. Когда легитимность главы зависит от признания подчиненных, тогда отношения между ними особенно прочны, в этом заключается тайна преданности вождю. Такой способ властвования исключает несправедливость, когда какая-либо кучка людей с помощью насилия хочет утвердить в качестве лидера неприспособленного к этому человека. С другой стороны, полностью всесторонне развитый человек – этого еще недостаточно, чтобы стать еврейским лидером, ведь тогда у других вполне развитых людей будет возможность заявить, что они тоже могут руководить, и тогда общественного признания добиться будет практически невозможно, так как неочевидно преимущество одного умного и авторитетного человека над другим. Посему, обладание некими сверхъестественными качествами: способность сделать правильный прогноз будущих событий (пророчество) излечение безнадежных больных, абсолютная память – важный признак лидера. Зачастую трудно понять, где разумный расчет граничит с чудом предвидения, однако и насущная действительность, и «предания старины глубокой» еврейского народа ясно указывают на это поразительное умение: дать должный ответ на вызов времени.
Еврейский народ, как народ, начал складываться еще в Египте, об этом упоминается и в Торе: «Или попыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа…»1. Естественно, что у семейства Яакова ко времени переселения в Египет существовали и общие привычки, и общий язык, и несколько поколений общего прошлого. Мидраш говорит, что евреи в Египте не изменили своего языка, имен и традиционной одежды2, отсюда, из этого следует, что все это уже существовало и до переселения в Египет. Как же из семьи Яакова получился народ? Во-первых, спокойная жизнь в изобильной земле Гошен способствовала быстрому росту численности, во-вторых, последующее порабощение силой отделило всех евреев от остального населения и сплотило их в единый народ. В одной из своих бесед, Любавический Ребе отмечает, что общности языка и территории еще не достаточно для полноценного существования народа, ибо должно быть получено право самостоятельно принимать решения – суверенитет3. Верно, впрочем, что хотя получение этого самого суверенитета сделало бы еврейский народ народом полноценным, подобным другим народам, однако оно не сделало бы его уникальным. Подобно ангелам во сне Яакова, народы мира рождаются, крепнут, расцветают и погибают, тут можно вспомнить и этногенез Гумилева, и теорию культур, как живых организмов, Шпенглера. У еврейского народа такой цикличности нет, со времени дарования Торы она исчезла, Израиль стал коренным образом отличаться от других народов. Итак, законы и обычаи, введенные Торой, или уже существовавшие, но подкрепленные ее авторитетом, суть подлинное выражение еврейства, невозможно быть по-настоящему еврейским, не будучи проникнутым учением Торы. Духовный лидер, о котором мы говорим, противопоставляя его официальным правителям, это всегда носитель истинной сути еврейства – Торы. В этой связи можно взглянуть на цепочку передачи Торы, которую приводит Мишна, как на последовательность еврейских лидеров тоже: «Моше получил Тору на горе Синай и передал её Иеѓошуа, Иеѓошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания»4.
Теперь попытаемся, наполнить данное выше приблизительное определение конкретным содержанием, для этого рассмотрим два образа из многотысячелетней летописи еврейского народа: Моше и Рамбама5. Если Моше Рабейну, как известно, был получателем и первым толкователем Торы, то Рамбам, наверное, известнейшим ее кодификатором. В Средние века была распространена поговорка «От Моше и до Моше не было подобного Моше», она высечена и на надгробии Маймонида.
Со времени Синайского откровения и до конца земной жизни Моше, его, несомненно, можно рассматривать, как еврейского лидера, но отнюдь не всегда, как лидера евреев. Периоды послушания израильтян повелениям Моше чередовались с периодами ропота и восстания против них. Это было время, когда явная помощь Вс-вышнего была необходима, у людей не было полученного из опыта знания о том, что следование Торе спасает еврейский народ, отсюда и не всегда уважительное отношение к Моше, как проводнику этой власти Торы. Однако, кроме отношений лидера и народа, нам интересно также рассмотреть личные качества Моше, это сделает портрет еврейского вождя полнее. Самое детство Моше уже обращает на себя наше внимание: рожденный в еврейской семье, он воспитывается при дворе фараона, он – приёмный сын его дочери, в нем не пустило своих корней рабское самосознание. Конечно, особые обстоятельства детства – это не его личная заслуга, а данность, но часто «объективные» обстоятельства жизни способствовали складыванию будущего вождя. Поворотное решение в своей судьбе Моше принимает, убивая египетского надсмотрщика, бившего еврея. Так, из немногих штрихов биографии пророка, переданных в Писании, начинает вырисовываться образ лидера, его неотъемлемыми свойствами являются способность принимать непростые решения, остро ощущаемое чувство общности своей частной судьбы и судьбы всего народа. Очень важно отметить, что убийство египтянина перевело Моше на один уровень с остальными евреями, он лишился всяких рычагов власти, основанной на принуждении, теперь степень его влияния на народ зависела от его личных качеств и действий. Спасаясь от гнева фараона, Моше бежит из Египта в пустыню, там он совершает еще один примечательный поступок: защищает девочек-пастушек от притеснений взрослых пастухов, и помогает первым напоить скот. Он знал, что они не принадлежат к его народу, но, тем не менее, решил им помочь, не ожидая благодарности. Итак, мы отметим еще одно важное качество – чувство справедливости, стремление помогать всем людям.
Следующая важная веха в раскрытии перед нами личности Моше – это Откровение, а точнее, обращенное к нему повеление Всевышнего вызволить еврейский народ из Египта, которое Моше отказывается принять, полагая, что есть люди, более достойные для выполнения этой задачи. Об удивительной скромности Моше свидетельствует Тора: «Этот муж, Моше, был скромнейший из всех людей на земле».
Остро ощущаемая принадлежность к своему народу, любовь к каждому еврею, деятельное стремление к справедливости, в том числе, когда речь идет о других народах, скромность – такие черты мы можем выделить, говоря о личности еврейского лидера.
Второй образ предводителя еврейского народа, который хотелось бы рассмотреть – это Рамбам – рабейну Моше бен Маймон – философ, комментатор Устной Торы, кодификатор еврейского закона. Особенно известны два его труда: философская книга «Путеводитель растерянных» и собрание законов «Яд hа-хазака», где Рамбам выбрал наиболее правильные, с его точки зрения, мнения из талмудических споров и обсуждений. Первый письменный труд Рамбама, написанный им в виде послания, был призван оправдать насильственно обращенных в ислам евреев и обосновать их неотъемлемую принадлежность к еврейскому народу. Господствующим мнением тогда было, в том числе, и среди законоучителей, что вероотступник отсекается от народа Израиля. Рамбам, во-первых, проанализировал ислам и постановил, что эта религия не является многобожием ни в коей мере6, во-вторых, поверхностное обращение в ислам еще большее облегчает ситуацию. Назвалась эта работа «Послание о гонениях». Безусловно, занятие такой позиции по отношению к отступникам было продиктовано глубокой любовью к своему народу, переживанием за судьбу каждого еврея. Вспомним, что и у Моше мы видели сильную любовь к евреям, которая не считается даже с самопожертвованием – случай с убийством египтянина. Рамбам также проникнут любовью к Б-гу и Его Торе, поэтому он отказывается от возможности жить своим раввинством, и обучается ремеслу врача.

Такой выбор примечателен: врач помогает всем, в том числе и неевреям, и Рамбам, действительно, лечит всех, кто приходит к нему. Выше мы упоминали, что основная опасность отхода от еврейства во времена Моше исходила от враждебного окружения: как природного (злоключения странствий по пустыне), так и человеческого (военная угроза со стороны египтян, амалекитян и проч.) – быть евреем было опасно. Моше пытался справится с этими вызовами: иногда железной рукой наводя порядок, повелевая, например, убить всех, идущих за Баал-Пеором7, иногда взывая к б-жественной помощи, как в случае с ропотом народа на недостаток воды8. Во времена Рамбама существовали две основные причины для ассимиляции: насильственное обращение и влияние философии, ставящей веру предков под сомнение. Пытаясь снизить влияние первой причины, Рамбам написал вышеупомянутое «Послание о гонениях», в ответ на вторую им была написана книга «Путеводитель растерянных».
На основании двух портретов еврейского лидера ясно, что обладая превосходными личными качествами (праведность), они сходятся еще в одном – в умении адекватно ответить на вызов времени и окружающих условий. Этот вызов был у каждого свой, поэтому разнятся и ответы.
Конечно, утверждение, что успех и прогресс зависят от ответа на некий вызов извне, преуменьшает значение внутренних закономерностей развития, но, думается, что еврейская история представляет собой постоянный ответ на враждебные вызовы извне, поэтому наш вывод о еврейском вожде, как о лидере, умеющем правильно ответить на некий вызов существованию народа, имеет право на существование.
Если заводить речь о современности, то, в качестве предположения, можно сказать, что Вызов сегодня – это отход от еврейства, попытка растворится среди народов, как в культурном, так и в самом простом смысле этого слова…
Получается, что вождем рождаются, но переход из потенциала в реальность зависит уже от окружения. Признание не создание, а констатация факта, поэтому глава поколения – это и глава ассимилированных евреев тоже, несмотря на то, что они своего одобрения ему не выражали, и вообще далеки от всего еврейского. Даже если человек знает только одно о еврействе: я – еврей, то он должен знать: у меня есть вождь.
Почему же между различными течениями ведутся споры о лидерстве, если фигура главы поколения так уж очевидно возвышается над остальными? Дело в том, что некоторые признаки лидера подлежат проверке лишь с течением длительного времени, такие как пророческий дар, другие, такие как абсолютная память и излечение больных сначала известны лишь окружению лидера, но не людям, живущим далеко, кого-то одолевает скепсис, кто-то привык жить рядом с гением и не замечает этого. Часто только постфактум, после смерти вождя он получал всеобщее признание.

© Copyright: Вячеславович Станислав, 2015
Свидетельство о публикации №215021601845

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Вячеславович Станислав

Рецензии

Написать рецензию

Вячеслав, вы Слава «вяче» как вечной памяти. Ваше имя старославянское, а старорусское означает большая слава. Страсть и старость, рост ума ваше имя символизирует. Лидер не дерево, а древо — личность. Евреи опа Европа и «ж» забыли. Евреи не поняли сути Бога, Европа была ближе к истине, но Бог любит троицу. Где третий завет? Завет Ильича «Учись, учись и ещё раз учись». Три слова — магия. Иисус был еврейский сын как сон, а Ленин — еврейский внук как наука. «Ау» лес и сел, пень и лень. Человек не растёт, а обрастает. Смерть не жизнь. Смысла не находим, суету путаем с счастьем. Смысл — мысль мы слово. Проблемы мы пробел. Душа должна думать не плакать. Плач получается палач души, слёзы и слезай.
Иисус воскрес в 33 года. Религия основана на речи. Чей язык Божий? Русский, в нём 33 буквы, которые Ленин установил в 1918 году. Конец религии.
Нат Арт Ант 16.02.2015 21:54 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Вячеславович Станислав

Основные эпохи история Иудаизма. Эпоха «патриархов»

Материалы » Иудаизм » Основные эпохи история Иудаизма. Эпоха «патриархов»

В отличие от канонической версии происхождения иудаизма, как религии богооткровения, реальный иудаизм прошел долгие стадии своей эволюции, начинаясь в мифологиях древней Месопотамии и примитивных верованиях полукочевых племен. История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части — Ветхого завета. Племена Аврам, Нахор, и др, упомянутые в Библии, первоначально жили в землях между Тигром и Евфратом в их верховьях, между Кархемишем на западе и Ниневией на востоке . Библия зафиксировала древние истории о миграции части этих племен в Египет, под именами так называемых «патриархов». В начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови). И поэтому сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет. Уникальной в этой вере была идея особой близости между богом и человеком (или группой людей) и требование исполнять все заповеди этого бога. Некоторые библеисты определяют сущность религии патриархов как генотеизм, так как из библейских источников видно, что патриархи допускали существование различных божественных наименований . Богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого они поступали, стал считаться один и тот же – Яхве. Эта вера, не будучи обычным политеизмом, была началом того пути, который завершился бескомпромиссным монотеизмом Моисея, провозгласившего Яхве «единым Богом вселенной» . Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств — покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа. Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа.

Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок. Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой.

С рождением младенца Моисея еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. Палестину . Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне, утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. д.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом .

Законодательное обеспечение свободы совести в Украине
Свобода совести является одной из фундаментальных общечеловеческих ценностей и неотъемлемым атрибутом демократического общества. Именно поэтому вопросам обеспечения конституционных гарантий прав человека, свободы мировоззрения и вероиспо …

Принятие христианства на Руси. 1 попытка.
В 860 году был предпринят поход на Византию, однако он окончился неудачей. Русский флот, состоявший из однодеревок, был разбит бурей, и лишь остатки его вернулись на родину. Несомненно, поражение у Константинополя сказалось весьма отрицат …

Религиозная вера в жизни ученых
Традиционная схема, в которой научное знание вытесняет предшествующее ему религиозное, не объясняет, почему учёные, чей вклад в мировую науку очевиден, продолжали оставаться верующими людьми. Протоиерей Александр Мень приводит длинный пер …

Возникновение раввинистического иудаизма.

Отправная точка нового этапа в истории иудаизма – изгнание евреев из Палестины после поражения восстания против римлян, т. н. «Иудейских войн» (вторая половина I в. – первая половина II в. н.э.). Иудейские войны были вызваны, с одной стороны, политикой властей Римской империи (в 40-м г. император Калигула попытался установить свою статую в Иерусалимском храме), с другой стороны, усилением радикального националистического крыла (зелотов) в самом еврейском обществе.

Первое иудейское восстание началось в 66 году: зелоты вырезали римский гарнизон Иерусалима. В ответ император стянул легионы к Иерусалиму и осадил его. В 70 г. после шестимесячной осады Иерусалим был взят, город подвергся разорению, был разрушен Храм. Однако сопротивление евреев продолжалось. Только в 73 г. пал последний оплот повстанцев – крепость Масада, защитники который, изможденные голодом, покончили собой.

Спустя полвека, в 130 г. император Адриан предпринял попытку деиудаизации евреев. Он запретил обрезание, переименовал Иерусалим в Элию Капитолину, на месте разрушенного Храма было построено святилище Юпитеру Капиталийскому. В ответ на эти действия в 132 г. зелоты снова подняли восстание. Возглавил восстание Шимон Бар-Кохба («сын звезды»). Один из авторитетных религиозных учителей – рабби Акива объявил его мессией. Однако в 135 г. восстание потерпело поражение, Иерусалим был захвачен римскими войсками, а Бар-Кохба убит.

После поражения восстания евреям было запрещено селиться в Иерусалиме и его окрестностях, архитектурные планы Адриана были реализованы. Большинство евреев оставило Палестину и перебралось в другие города Римской империи, где уже существовали еврейские общины. Началась эпоха диаспоры – рассеяния, по-еврейски, «галут» (изгнание).

Иудейские войны вызвали в еврейском обществе противостояние двух стороны. Первая сторона – зелоты, непримиримые, цель которых состояла с том, чтобы во что бы то ни стало восстановить еврейское государство, препятствием чему и было римское господство. Лидером этого движения был Элеазар бен Яир; именно он возглавлял оборону Масады, и Шимон Бар-Кохба, командовавший обороной Иерусалима. Другая сторона – противники непримиримых, большинство из них – фарисеи, хотя некоторые из фарисеев, например, уже упомянутый рабби Акива, поддержали восстание. Сторонники мирного решения полагали, что еврейский народ может жить и в нееврейском государстве, и сохранение народа и традиции передачи Торы важнее, чем восстановление еврейского государства любой ценой под лозунгом «Иудейское царство или смерть». Именно фарисеям после поражения Иудейского восстания довелось организовывать жизнь народа в новых условиях – в рассеянии и без Храма.


У истоков религиозной реформы, результатом которой стало появление новой исторической версии иудаизма, стоял фарисей Иоханан бен Заккай (I в.). Во время осады Иерусалима будущим императором Веспасианом бен Заккай покинул город, распустив слухи о своей смерти и приказав своим ученикам вынести его тело для погребения за пределы городских стен. Оказавшись в лагере римлян, он встретился с Веспасианом, приветствовал его как будущего императора и добился разрешения открыть школу изучения Торы в городе Явна (Йамния), в Галилея на севере Палестины. После разорения Иерусалима в Явну переместился синедрион, большинство которого теперь состояло из фарисеев. Таким образом Иоханан бен Заккай решил проблему сохранения религии и народа.

Вторая проблема – сохранение единства еврейского народа в ситуации рассеяния. К тому времени только 1/6 или 1/7 еврейского народа проживала в Палестине. Как и во время Вавилонского плена, оставшись без Храма как консолидирующего центра, евреи сделали ставку на Закон. После того, как прекратил свою деятельность синедрион, как высший религиозный орган управления, обладавший высшим авторитетом в деле толкования Торы, его функции перешли к йешивам (академиям),где ключевую роль играли фарисеи. Наиболее влиятельными были две академии, расположенные в Вавилонии – Сурская и Пумбедитская (по названиям городов, соотвественно: Сура и Пумбедита). Влиянием также пользовались три палестинские йешивы – в твери, Кесари и Цфате.

Трудами вавилонских и палестинских раввинов был кодифицирован текст комментариев (Устной Торы) к Торе – Талмуд. Необходимость составления Талмуда объясняется жесткими условиями, в которые власти Римской империи поставили еврейские общины. Многим общинам не хватало квалифицированных раввинов, способных толковать Тору, знакомых с традицией Устной Торы. Талмуд призван был компенсировать нехватку квалифицированных комментаторов. Правда, позднее выяснилось, что использование Талмуда предполагает не мене высокую квалификацию, чем изучение Торы.

За основу Талмуда были взяты комментарии таннаев – наиболее авторитетных раввинов рубеже эр: Гиллеля, Иоханана бен Заккая, рабби Акивы и др. Из них была составлена Мишна («повторение»).

Позже, в III – V вв. амораи – знатоки таннаических комментариев составили сборник комментариев уже к Мишне – Гемару («достижение совершенства»).

В VI в. сабореи (савораим) завершили составление Талмуда, кодифицировав результаты трудов амораев. Были составлены два Талмуда – Вавилонский (пространный) и Иерусалимский (краткий

В средневековье к Мишне и Гемаре была добавлена Тосефта («Дополнения») – комментарии к Гемаре.

В жанровом отношении тексты Талмуда делятся на законодательные – «Галаха» и притчевые – «Агада».

В VI – нач. VII века значение академий возрастает, и вместе с ним растет и авторитет глав академий – гаонов. Гаоны выступают как авторитетные комментаторы Талмуда. Обычно комментарии гаонов составлялись в виде «респонсов» — ответов на вопросы разных еврейских общин, вопросов, касающихся норм религиозной и светской жизни евреев. Академии просуществовали до XI века.

Важную роль в оформлении раввинистического иудаизма сыграла канонизация священных текстов. Дело в том, что книги, являющиеся достоянием иудаизма и вошедшие в состав христианской Библии (через посредство Септуагинты), не были собраны в один свод и бытовали по отдельности. В культовой практике как древнего, так и раввинистического иудаизма использовались Тора (соответствующая христианскому Пятикнижию Моисея) и сборник пророческих книг – Невиим (букв. «пророки»). Кроме того, религиозным авторитетом пользовался еще рад книг, созданных в конце I тыс. до н.э. хакамами. Формирование христианского канона Библии в эпоху Вселенских соборов (IV – VIII вв.) побудили еврейских учителей составить свой канон. За это дело принялись масореты – знатоки традиции. Они тщательно собрали имеющиеся в обиходе религиозные тексты, перепроверили их подлинность и составили ТаНаХ – Библию иудаизма. В целом ТаНаХ совпадает с Ветхим Заветом Библии. Отличаются они в небольшой мере составом и порядком книг. Масореты не включили в ТаНаХ некоторые книги, вошедшие в христианский библейский канон, а именно Макковейские книги.

Формальным поводом для невключения было то, что эти книги существовали только на греческом языке и в обиходе еврейских общин не было их ивритских вариантов.

Консолидация иудеев предполагала резкое отмежевание от течений, отклоняющихся от учения раввинов. Уже в I в. по инициативе Шмуэля ха-Катана в одну из главных молитв – Амиду были включены проклятия в адрес «миним» (отступников), среди них были и христиане – «ноцрим».

17. Религиозная литература иудаизма: Танах и Талмуд.

После разорения Иерусалима(конец I- начало II века), возникает проблема сохранения единства еврейского народа в ситуации рассеяния. К тому времени только 1/6 или 1/7 еврейского народа проживала в Палестине. Как и во время Вавилонского плена, оставшись без Храма как консолидирующего центра, евреи сделали ставку на Закон. После того, как прекратил свою деятельность синедрион, как высший религиозный орган управления, обладавший высшим авторитетом в деле толкования Торы, его функции перешли к йешивам (академиям),где ключевую роль играли фарисеи. Наиболее влиятельными были две академии, расположенные в Вавилонии – Сурская и Пумбедитская (по названиям городов, соотвественно: Сура и Пумбедита). Влиянием также пользовались три палестинские йешивы – в твери, Кесари и Цфате.

Трудами вавилонских и палестинских раввинов был кодифицирован текст комментариев (Устной Торы) к Торе – Талмуд. Необходимость составления Талмуда объясняется жесткими условиями, в которые власти Римской империи поставили еврейские общины. Многим общинам не хватало квалифицированных раввинов, способных толковать Тору, знакомых с традицией Устной Торы. Талмуд призван был компенсировать нехватку квалифицированных комментаторов. Правда, позднее выяснилось, что использование Талмуда предполагает не мене высокую квалификацию, чем изучение Торы.

За основу Талмуда были взяты комментарии таннаев – наиболее авторитетных раввинов рубеже эр: Гиллеля, Иоханана бен Заккая, рабби Акивы и др. Из них была составлена Мишна («повторение»).

Позже, в III – V вв. амораи – знатоки таннаических комментариев составили сборник комментариев уже к Мишне – Гемару («достижение совершенства»).

В VI в. сабореи (савораим) завершили составление Талмуда, кодифицировав результаты трудов амораев. Были составлены два Талмуда – Вавилонский (пространный) и Иерусалимский (краткий). Текст был разделен на главы, где комментарии были сгруппированы по тематике.

Было выделено 6 глав.

1. Зраим («Посевы») включает законы, касающиеся земледелия.

2. Моэд («Срок») – законы, регламентирующие соблюдение субботы, праздников, постов.

3. Нашим («Женщины») – брак и развод.

4. Нэзикин («Вред») – гражданское и уголовное право.

5. Кодашим («Святыни») – храмовые службы, жертвоприношения.

6. Тохорот («Чистота») – законы ритуальной чистоты.

В средневековье к Мишне и Гемаре была добавлена Тосефта («Дополнения») – комментарии к Гемаре.

В жанровом отношении тексты Талмуда делятся на законодательные – «Галаха» и притчевые – «Агада».

В VI – нач. VII века значение академий возрастает, и вместе с ним растет и авторитет глав академий – гаонов. Гаоны выступают как авторитетные комментаторы Талмуда. Обычно комментарии гаонов составлялись в виде «респонсов» — ответов на вопросы разных еврейских общин, вопросов, касающихся норм религиозной и светской жизни евреев. Академии просуществовали до XI века

Однако не все евреи признали Талмуд. В VIII в. как реакция на талмудический (раввинистический) иудаизм в еврейской среде возникло антиталмудическое движение караимов (читающих). Основал это движение Анан бен Давид (740 – 800). Большая караимская община проживала в Крыму.

Важную роль в оформлении раввинистического иудаизма сыграла канонизация священных текстов. Дело в том, что книги, являющиеся достоянием иудаизма и вошедшие в состав христианской Библии (через посредство Септуагинты), не были собраны в один свод и бытовали по отдельности. В культовой практике как древнего, так и раввинистического иудаизма использовались Тора (соответствующая христианскому Пятикнижию Моисея) и сборник пророческих книг – Невиим (букв. «пророки»). Кроме того, религиозным авторитетом пользовался еще рад книг, созданных в конце I тыс. до н.э. хакамами. Формирование христианского канона Библии в эпоху Вселенских соборов (IV – VIII вв.) побудили еврейских учителей составить свой канон. За это дело принялись масореты – знатоки традиции. Они тщательно собрали имеющиеся в обиходе религиозные тексты, перепроверили их подлинность и составили ТаНаХ – Библию иудаизма. В целом ТаНаХ совпадает с Ветхим Заветом Библии. Отличаются они в небольшой мере составом и порядком книг. Масореты не включили в ТаНаХ некоторые книги, вошедшие в христианский библейский канон, а именно Макковейские книги. Формальным поводом для невключения было то, что эти книги существовали только на греческом языке и в обиходе еврейских общин не было их ивритских вариантов.

Само название ТаНаХ – аббревиатура трех частей, из которых состоит этот сборник: Тора (Пятикнижие Моисея), Невиим (пророки) и Ктувим (Писания). Иногда этот сборник называют Масоретский канон. Порядок расположения книг в ТаНаХе таков:

Тора

· Берешит («В начале»)

· Шмот («Имена»)

· Ва-икра («И сказал»)

· Ба-митбар («В пустыне»)

· Дварим («Слова»)

II. Невиим

1. Ранние пророки

· Иегошуа бен Нун («Иисус Навин»)

· Шофтим («Судьи»)

· Шмуэль I («Самуил I»)

· Шмуэль II

· Млахим I («Царства I»)

· Млахим II

2. Поздние пророки

1) Большие пророки

· Ишаягу (Исайя)

· Иермиягу (Иеремия)

· Иехезкель (Иезекииль)

2) Малые пророки

· Гошея (Осия)

· Иоэль (Иоиль)

· Амос

· Овадия (Авдий)

· Иона

· Миха (Михей)

· Нахум (Наум)

· Хаваккук (Аввакум)

· Цфания (Софония)

· Хаггай (Аггей)

· Зхария

· Малахия

III. Ктувим

· Тегилим (Псалтирь)

· Мишлей (Притчи)

· Иов

· Шир га-Ширим (Песнь Песен)

· Рут

· Эйха (Плач)

· Когелет (Екклезиаст)

· Эстер (Есфирь)

· Даниэль

· Эзра

· Нехемия

· Диврей га-Ямим I (1-ая кн. Паралипоменон)

· Диврей га-Ямим II

Консолидация иудеев предполагала резкое отмежевание от течений, отклоняющихся от учения раввинов. Уже в I в. по инициативе Шмуэля ха-Катана в одну из главных молитв – Амиду были включены проклятия в адрес «миним» (отступников), среди них были и христиане – «ноцрим».

Поиск Лекций

Вероучение иудаизма и его источники

Основные положения иудаизма:

1) Признание единого Бога — Яхве.

Иудаизм резко выступает против многобожия и суеверий. В центре иудаизма великий и единый Бог — Иегова. Он Спаситель всего человечества, Творец неба и земли. Отличительная черта иудаизма -исключительная вера во Всемогущество Иеговы.

2) Утверждение богоизбранности еврейского народа.

Мотив богоизбранности имел большое значение в истории еврейского народа. Эта твердая вера в свою исключительность, избранность выработала ту приспособляемость, с которой рассеянные по всему миру евреи находили оптимальные формы своего существования, несмотря на притеснения, гонения, гетто и прочее. Их укрепляла вера в то, что они владеют истиной, знают Бога, Единого и общего для всех.

3) Вера в Мессию — евр. Машиах, т.е. Помазанный.

Мессия — это небесный Избавитель. Он будет судить живых и мертвых, приведет послушных и верующих в Иегову в Обетованную землю.

Вера в Мессию означает в иудаизме веру всему тому, что говорили о Нем пророки Ветхого Завета.

Его имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый должен соединить в Своем лице три служения, на которые посвящались помазанием, то есть Он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Обетования о Мессии проходят красной нитью через весь Ветхий Завет. Пророк Даниил предсказывал в своих видениях, что грядет «Сын человеческий», царство Которого будет вечным и справедливым. Вера в Мессию у евреев связана с надеждой на укрепление Израильского царства на этой земле.

Истинного Мессию — Иисуса Христа — большинство народа Израиля не признали, ибо Он сказал, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18,36).

По учению иудаизма мир, который Бог сотворил для человека, является хорошим миром, человек создан свободным, он сам может выбирать добро и зло. Иудаизм не признает в человеке наследственного врожденного греха. Человек должен свое богатство, свои возможности, способности использовать на благо человечества и служение Богу. Хотя иудеи верят в воскресение мертвых, они придают жизни на этой земле то же самое значение, что и жизни после смерти. Ожидаемый ими Мессия в значительной мере — земной Правитель. Об этом свидетельствует и вопрос апостолов Христу перед восхождением Его на небо: «… не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1,6).

4) Иудаизм признает святость Ветхого Завета и Талмуда.

5) Иудаизм предписывает выполнение Закона — Торы, состоящего из 613 установлений, из которых 248 заповедей, подлежащих выполнению, и 365 — запрету. Эти предписания являются проявлением воли Бога и обязывают каждого верующего выполнять их перед Богом и людьми.

Источниками иудейского вероучения являются: Библия (Танах), Мишна и Гемара. Последние две являются основными структурными элементами Талмуда. Библия (евр.Танах), Ветхий Завет, написана в течение одной тысячи лет.

Танах состоит из трех отделов:

1) Пятикнижие или Тора — законы Моисея, подразделяющиеся на:

а) Нравственный закон — 10 заповедей;

б) Обрядовый закон;

в) Гражданский закон.

Тора была и остается наиболее почитаемой частью Ветхого Завета у евреев. Именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

2) Пророки.

3) Писания.

Мишна — это обширный комментарий к Библии. Написана около второго столетия и содержит ритуальные и этические предписания, которые основываются на Библии-Танахе. Гемара — собрание толкований к трактатам Мишны.

Талмуд: имеются Палестинский Талмуд и Вавилонский Талмуд. Талмуд, составленный в 3-5 вв. до Р.Х., стал основным сводом религиозных предписаний иудаизма.

Талмуд — это многотомный сборник еврейских догматических, правовых, религиозно-философских, моральных и бытовых предписаний, сложившихся с 4 в.

до Р.Х. по 4 в. после Р.Х. Это приспособление Библии к историческим обстоятельствам. Фактически Талмуд — это нагромождение комментариев сначала к Ветхому Завету, затем комментариев к этим комментариям и дополнений к последним.

Богослужение в иудаизме

Разрушение Иерусалима в 133-ем году положило конец существованию древнееврейского государства и одновременно Древнему иудаизму. В диаспоре (рассеянии) возникла новая религиозная организация — синагогальная. Синагога (дом, где собрание имело свое помещение — евр. бейт а — Кнессет) появилась уже после возвращения евреев из Вавилонского плена.

Синагоги строились на возвышенном месте на общинные средства, изредка на средства отдельных благотворителей. Во время богослужения мужчины надевают специальные головные уборы и белые шарфы. На женщинах тоже головные уборы, без шарфов. Для отдельных верующих для совершения молитв синагога открыта весь день. В иудаизме молитвам придается особое значение, в них отражаются неисчислимые бедствия, страдания еврейского народа, рассеянного по Европе, Азии, Африке, по всему миру.

Если в какой-то местности проживало не менее десяти евреев-мужчин, то они могли создать синагогу, в которой совершались богослужения, проводилось обучение, решались специальные вопросы. В религии иудаизма центральное место занимает семья. Родственным отношениям и семье как духовному очагу придается исключительно большое значение. В семье торжественно отмечаются все праздники иудаизма, во время празднования всегда произносятся тексты Ветхого Завета, совершаются молитвы и псалмопения.

Значение иудейской семьи в религиозном воспитании, в укреплении веры и сознании избранности трудно переоценить. Это был и есть очаг духовной религиозной жизни иудаизма, несмотря на гонения, физическое истребление, унижение и притеснение.

В богослужении иудаизма значительное место занимает пост. «Хотя пост и изнуряет наше тело, зато просветляет нашу душу и возвышает ее до престола Яхве» (Израильский теолог И.Бург).

По иудейскому календарю постов много; посты совершаются в дни покаяния, очищения от грехов, по поводу бедствия.

В иудаизме омовение предусмотрено накануне шабата и других праздников, а также перед молитвой, у входа в синагогу и во многих других случаях.

В иудаизме нашего времени имеются следующие праздники:

1) Новый Год (Рош Хашана);

2) Судный день (Иом Киппур);

3) Праздник кущей (Суккот);

4) Симхат-Тора (Радость Торы);

5) Ханука;

6) Пурим;

7) Пасха (Песах);

8) Пятидесятница.

Пасха — восьмидневный праздник весною, воспоминание об освобождении евреев из Египетского рабства. Через семь недель после праздника Пасхи празднуется Пятидесятница — начало жатвы. На этом празднике вспоминают получение Закона от Иеговы у горы Синая.

Праздник кущей — Суккот — веселый праздник Жатвы, когда строят хижины из ветвей деревьев, в основном пальмы и маслины, вспоминая странствования израильского народа в пустыне. Упоминаются в молитвах усопшие.

Весною празднуется Пурим — воспоминание об избавлении иудеев от Персидского господства, как написано в книге Есфирь. Зимою празднуется праздник Ханукка — в честь восстановления второго храма в Иерусалиме Иудой Маккавеем в 65 г. до Р.Х.

Особое священное значение в наше время имеют праздники Нового Года — Рош Хашана — в первый день месяца тишри и Иом Киппур — десятый день Нового Года — Судный день. Это день покаяния, и 24 часа соблюдается абсолютный пост (т.е. не принимается ни пища, ни напитки, ни даже вода). В эти дни праздников синагоги переполнены, туда приходят и такие евреи, которые мало или совсем не посещают богослужения. По учению иудаизма от молитв в эти дни зависят благополучие, удача и здоровье в течение всего наступающего года, ибо в эти дни все жители мира как бы приходят перед Яхве, и Бог — Всемогущий и Всезнающий — выносит приговор каждому человеку в отдельности по заслугам. Праздник Иом-Кигшур — это время духовного очищения от грехов. К этому празднику готовятся в течение месяца молитвами и соблюдением постов.

В иудаизме Ветхий Завет, особенно Тора и Талмуд, определяют и направляют жизнь еврея от колыбели до гроба.

Рождение мальчика, обряд обрезания — это пышное праздничное событие в еврейской семье. Рождение девочки не вызывает особого ликования. С 13 лет еврейский мальчик становится сыном Закона (бар-митцва), в синагоге его приглашают к кафедре читать Закон, и он уже имеет свои права и обязанности.

Для девочек другой порядок посвящения во взрослые — он совершается на шабат — день после дня рождения, когда исполняется 12 лет.

Свадьбу евреев характеризуют одновременно и ликование, и серьезность. Перед свадьбой жених и невеста совершают пост. Жених молится, из рук своей невесты он получает рубашку для погребения, которую он бережно сохраняет. Потом играет музыка, в церемонии участвуют родители, но сам праздник преднамеренно скромный, простой. После слов благословения жених надевает кольцо бракосочетания на указательный палец правой руки невесты. Снова читается текст наставления, потом происходит благословение бракосочетания. Молодые два раза пьют из одной чаши вино, потом два раза из второй чаши — чаши бракосочетания. В светильниках горят свечи, присутствующие поют песни, танцуют. Свадебный стол — это стол иудейской местной общины. Если жених может, то он в тот же день выступает с докладом поучения.

В своей жизни семья должна совершать добрые дела, помогать страдающим и нуждающимся.

Верующий еврей желает конца жизни подобного завершению дня шабата. Он, если может, кается во всех возможных грехах, дает свое благословение детям и при наступлении смерти шепчет: «Он — Бог, Он — Бог, Он — Бог». Родственники и близкие говорят: «Он царствует, Он царствовал, Он будет царствовать ныне и во веки веков. Хвала и слава Его слову ныне и во веки веков (3 раза). Он — Бог (7 раз), слушай, Израиль, Он наш Бог, Он единственный». На покойника надевают его рубашку, все убранство очень простое, похороны без цветов и пышных надгробных памятников. Родственники соблюдают траур один месяц. Если похоронили отца или мать, то траур продолжается одиннадцать месяцев, дома или в синагоге специально для умерших горит один светильник. На каждой простой надгробной плите слова: «Его душа сохраняется в узле жизни», то есть в вечной жизни.

Оценка иудаизма

«Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин.1,11).

«Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10,4).

Полная оценка иудаизма дана в самом Евангелии и посланиях апостолов. Божьи истины этого вероучения сравниваются со «святым начатком» и «святым корнем», соком которых питаются язычники, ставшие христианами (Рим. 11,16-24).

Христиане полностью приняли Ветхий Завет, являющийся основой вероучения иудаизма, приняли на том основании, что Сам Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5,39). Для христиан Новый Завет стал ключом к уразумению Писаний и их осуществлением, Христос подчеркивал единство Ветхого и Нового Заветов и утверждал Свое единство с Богом: «Я пришел во имя Отца Моего» (Ин.5,43).

С явлением в мир Христа, с явлением Бога во плоти, иудаизм как религия перестал быть Божьей верой для иудеев, о которых сказано: «Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Ин.5,44). Иудаизм и доныне полагается на Тору (Пятикнижие Моисея), уповая на Моисея как на основоположника религии — «мозаизма», но, по слову Христа, именно он и будет их обновителем: «Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5,46).

Христос говорил, обращаясь к первосвященникам и старейшинам народа: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших». Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21,42-43).

Храм, вокруг которого группировались иудеи, был разорен: он утратил значение духовного центра в Новозаветное время. В храме прекратились жертвоприношения, не стало священников и левитов, умолкли пророки. У евреев отнялось Царствие Божие и передалось язычникам. С воскресением Христа все древние обетования — величайшая надежда человечества, обрели действительность. Христиане рукою веры взяли себе все Божьи обетования. Все они связаны со Христом — Мессией. Отвергая Христа как своего Спасителя и обещанного Богом Мессию, евреи отвергают и все Божий обетования.

Именно это доставляло такую скорбь апостолу Павлу, что израильтяне, «которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования», Израиль, «искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона, ибо преткнулись о камень преткновения» (Рим.9,4 и 31-32).

Христос во время Своей земной жизни единственное горькое обличение направил против учителей народа израильского, фарисеев и саддукеев, которые и сами не входят в Царствие Божие, и не дают желающим войти, уча учениям ложным — преданиям старцев, заповедям человеческим (Мф.15,3-9), связывают бремена тяжелые и неудобносимые и возлагают на плечи людям (Мф.23,4), оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Он называет их «безумными и слепыми», ведущими свой народ к гибели. Пророк Осия так говорит об этом: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос.4,6). Когда Христос плакал об Иерусалиме и о всем Своем народе, отвергающем Его спасение и мир, Он сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сокрыто ныне от глаз твоих… И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения своего» (Лк. 19,42 и 44).

Современный иудаизм, таким образом, уже не является Божьим откровением Своему народу: он не принимает ни Бога, ни Сына Его, ни пророков, ни Моисея, ни Авраама, во всяком случае, он не принимает их такими, как написано в Библии, ибо «все пророки от Самуила и после него, сколько их не говорили, также предвозвестили дни сии… Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас…» (Д.Ап.3,24-26).

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *