Духовно нравственное воспитание

Духовно нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание в традициях православия

Относительно недавно в обществе нередко обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании культурного наследия православия. В настоящее время актуальной становится другая тема — как это сделать практически. Проблем здесь множество. Мне хотелось бы остановиться лишь на одном, на мой взгляд, весьма важном вопросе. Важен он и в теоретическом плане, и в плане применения практических методик в процессе преподавания предметов духовной направленности. Это вопрос — что же имеется в виду, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании? Ведь не секрет, что практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот вопрос — что же под этим понимается? Ответов, в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека, очевидно, будет множество. Соответственно и методик воспитания будет множество. Поскольку мы говорим о духовно-нравственном воспитании на основании культурных традиций Православия, давайте рассмотрим, как понимаются эти понятия в православии.

В мирском языке духовность обычно отождествляется с развитием интеллекта и усвоением большого объема знаний в различных областях искусства, культуры, науки. А под воспитанием понимается планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни.

Очевидно, это определение далеко не единственное, но оно, на мой взгляд, достаточно точно определяет светский взгляд на духовность. Можно ли согласиться с этим определением? Я приведу два примера из современной жизни, которые, я думаю, заставят задуматься над правильностью этого определения. Оба примера о молодых людях, бывших в недалеком прошлом гордостью школ, в которых они учились. Оба молодых человека, о которых пойдет речь, хорошо закончили высшие учебные заведения и устроились на хорошую работу. Оба молодых человека вполне соответствуют сказанному ранее определению духовно-нравственного человека. Но что произошло с ними дальше? Первый поступил работать в коммерческую фирму, и пребывание в этой среде за короткий срок его сильно изменило. По словам его родственников, которые буквально с ужасом рассказывали о происходящих с ним переменах, из доброго, отзывчивого человека он стал превращаться в человека, который «никому ничего не должен», главным критерием отношения которого к другим людям стал вес кошелька. То есть, попав в другую среду, он за короткий срок изменил свои нравственные принципы. Жизнь другого молодого человека закончилась трагически — он погиб от пристрастия к наркотикам. Об этом рассказал возвращавшийся с похорон директор школы, в которой учился этот молодой человек. По словам директора, он и учителя школы дали этому молодому человеку все, что могли, но, очевидно, что-то главное было упущено, не было заложено нечто такое, что дало бы силу ему не пойти на поводу страсти и не погибнуть. Эти примеры показывают, что приведенное ранее определение духовности явно чего-то не учитывает.

Рассмотрим, как определяется духовность в православии. Одно из основных положений православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в Таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».

Таким образом, с позиций православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы.

Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души.

Человек сотворен по образу Божию, и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться, а во втором — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. И в этом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, чтобы это сделать, такому человеку нужно переступить через самого себя.

Теперь можно ответить и на вопрос, чего не хватает в приведенном ранее светском определении духовно-нравственного человека. Не хватает души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека. Ведь если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения. Поэтому в духовном образовании важно не количество знаний, а состояние души. Это знали христианские подвижники еще в начале нашей эры: «Практика, а не теория область педагога, не обучение, а нравственное улучшение — вот его цель; жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать перед нами» (свт. Климент Александрийский (II—III вв.), «Педагог»).

Теперь давайте обратимся к опыту духовно-нравственного воспитания у нас на Руси. В дореволюционное время жизнь людей регламентировалась рамками заповедей Божиих, необходимой составляющей жизни мирян были Таинства, домашняя и церковная молитвы. То есть сам распорядок жизни способствовал духовному становлению людей. Есть и отрицательный опыт. С XVI—XVII вв. в образование начинает проникать схоластика, характерными чертами которой является «знание ради знания». Это привело к постепенному уклонению целей образования от духовно-нравственного становления человека к усвоению большего объема знаний. Собственный кропотливый труд по духовно-нравственному совершенствованию стал подменяться накоплением знаний. Это не могло не сказаться отрицательным образом на духовно-нравственном состоянии общества в целом. Даже в стены духовных школ проникал дух холодности к духовной жизни и неверия. Преподобный Варсонофий, один из последних оптинских старцев, так описывал состояние учащихся духовных школ конца XIX — начала XX вв.: «Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла».

Очевидно, что в настоящее время при преподавании культурологического курса дисциплин духовно-нравственной направленности в общеобразовательных школах в полноте применить имеющийся положительный опыт не представляется возможным. Современная педагогика, следуя светскому пониманию духовности, фактически не только не знает о таком понимании смысла духовно-нравственного воспитания, но и фактически не занимается воспитанием детей в общеупотребительном смысле этого слова. Главная задача современной школы — как можно больше загрузить ум школьника знаниями. Воскресные школы, к сожалению, нередко копируют систему преподавания общеобразовательных школ. Порой из самых лучших побуждений педагоги стараются дать детям как можно больше знаний. Несомненно, знания нужны, но вопрос в том, насколько они актуальны в каждом конкретном случае и для каждого конкретного учащегося? Особенно этот вопрос актуален в наше время, когда наши дети нередко, как поется в популярной песне, «ложатся в двенадцать спать, силы нет раздеться». Если в младшем школьном возрасте дети при хорошо организованном учебном процессе с удовольствием изучают все, что им преподают, то дети старшего возраста в этом отношении гораздо более разборчивы. Чтобы самоопределиться в нашем столь непростом мире, им нужны ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Если преподаваемые им знания не будут для них актуальны, они могут не только потерять к ним интерес, но и отказаться от занятий. В подтверждение этих слов можно привести свидетельство «изнутри» — семнадцатилетней девушки Елизаветы Стариковой, обучавшейся в воскресной школе (Е.Старикова. Чего не знают родители. Размышления вчерашней школьницы. Даниловский благовестник. М., 2009 г.). Приводя примеры из собственных наблюдений, когда мальчики алтарники выходили в облачениях в притвор храма и матерились, а девочки, расположившись на ступеньках храма, листали каталоги с косметикой и сплетничали, она рассуждает: «Почему так происходит? Да потому, что о духовной жизни, о том, что подростков волнует, с ними никто — за редким исключением — не говорит. А „духовная жизнь“ сводится к посещению храма, воскресной школы, периодическим исповедям и причастиям. Жить так, как учит Евангелие, им и в голову не приходит. Может, где-то и по-другому. Но похожие проблемы, думаю, есть почти везде — оттого, что с детьми не говорят на самые главные темы в их жизни, не помогают разобраться в море негатива. Не объясняют, что христианство — это не обряды, а жизнь по другим, христианским законам…

Мне кажется, вряд ли воскресная школа в ее нынешнем виде может стать местом, где подросток решит свои проблемы…» (С. 57).

Таким образом, не следует ставить главным приоритетом работы по духовно-нравственному воспитанию задачу вложить в голову современного школьника накопленное за две тысячи лет богословское наследие православия.

Нужно, очевидно, дав необходимый минимум богословских знаний, постараться увидеть современных учащихся с их внутренним миром, окружением, вопросами, проблемами и на доступном языке, образно, доходчиво изложить духовное понимание тех явлений и проблем, которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Для кого-то это будет более углубленное изучение вопросов богословского характера, а для кого-то — вопрос об отказе от явно безнравственных поступков. Знания нужны, но как средство погрузить детей в красоту православия, как средство возжечь в детской душе искорку желания нравственной жизни. И, конечно, особую роль здесь играет личность педагога, который должен быть не простым ретранслятором знаний, а светом, примером для детей. Духовно-нравственное воспитание — это не столько передача интеллектуальных знаний, сколько возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи. Здесь как нельзя лучше подходят слова древнегреческого писателя и историка Плутарха (45–127 гг.): «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Еще одна проблема, возникающая при преподавании предметов духовно-нравственной направленности, — это степень усвоения полученных знаний. Понятно, что если даже учащийся выучит назубок заповеди, это совсем еще не означает, что он будет ими руководствоваться в своей жизни. Дети живут в мире, имеющем свои законы, которые далеко не всегда совпадают с нравственными нормами православия. И какие принципы перевесят в душе ребенка в каждом конкретном случае — это еще вопрос. К сожалению, преподанные по принципу общеобразовательных школ знания нередко существуют в голове учащихся сами по себе, а жизнь диктует им свои законы. Получается ситуация, схожая с проблемой изучения иностранных языков в общеобразовательных школах: дети годами учат правила, слова, а реально, повстречавшись с иностранцем, подавляющее их большинство не может связать и двух слов. Почему так происходит, понятно — знания не закреплены практикой. Примерно то же нередко происходит и в отношении нравственных норм православия. Просто заученные, они могут стать невостребованным балластом в памяти. Чтобы этого не произошло, необходима их актуализация — учащиеся должны не только их запомнить, они еще должны понять и усвоить, как в каждой конкретной ситуации ими воспользоваться. Больше того, они должны почувствовать, что жизнь в рамках нравственных норм — путь к чистоте и радости, у них должно в душе возгореться желание жить духовно.

Таким образом, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:

— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;

— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном самоопределении;

— актуализировать полученные учащимися знания.

Протоиерей Виктор Дорофеев

Краткая биография Масловой Наталии Владимировны

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 34Следующая ⇒

Президента НАНО – Ноосферной Академии Науки и Образования, Президента Отделения Образования РАЕН, действительного члена ряда российских и зарубежных Академий, доктора психологических наук, кандидата исторических наук, профессора

Маслова Наталия Владимировна, выпускница МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1993 г. защитила диссертацию на степень кандидата исторических наук, в 1997 г. – диссертацию на степень доктора психологических наук.

Научные направления, разрабатываемые Н.В.Масловой: развитие науки, образования, культуры, методология науки и образования, системология, системономия науки и образования, мироздание, естественная потенциальная безопасность личности, образования, государства.

С 1975 г. Н.В.Маслова работала во всех звеньях системы образования (школа − ВУЗ). Исследование наследия выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, физиологов и психологов позволили ей разработать концепцию ноосферного образования, как необходимого эволюционного этапа системы образования. Автор и разработчик концепции «Биоадекватные учебники».

За вклад в развитие науки и системы образования награждена многими наградами, в т.ч. орденами «Звезда Вернадского», «За заслуги» РАЕН, медалями: В.И.Вернадского, лауреата Российской академии естественных наук. Фонд Нобелевского лауреата Ж.Алфёрова в 2002 году наградил Н.В.Маслову Золотой медалью за разработку концепции ноосферного образования и двумя Серебряными медалями за разработку нового типа биоадекватных учебников и концепцию ноосферной школы. Европейская академия естественных наук наградила её двумя орденами «Екатерины Великой». Н.В.Маслова имеет патент РФ № 53199 (приоритет 24.11.2000 г.) на концепцию и методику ноосферного образования. Ряд учеников Н.В.Масловой признаны победителями конкурса «Учитель года» Министерства образования и науки. Ряд школ, работающих в концепции ноосферного образования, стали победителями Российского и региональных конкурсов «Школа года». Труды Н.В.Масловой представляли Россию на Международном саммите 2002 г. в Йоханнесбурге.

Н.В.Маслова автор более 150 публикаций, в том числе книг: «Ноосферное образование» (1999 и 2002 гг., 2014г.), «Русский язык», «Практическая грамматика английского языка» (1997 г.), «Древо английской грамматики» (2000 г.), «Национальная идея как потребность времени» (2002 г.), «Введение в социальное управление, 1-3 тт.» (2002 г.) (в соавторстве), «Основы социального управления, т. 1-3» (2002 г.), Учебник английского языка для 6-го класса (2002 г.) (в соавторстве), «Учебник русского языка для 5-го класса (2002 г.) (в соавторстве), четырёх монографий в области мироздания: «Периодическая система Всеобщих Законов Мира» (2005 г), «Периодическая система Общих законов человеческого общества» (2006 г.), «Периодическая система Общих законов познания и постижения» (2007 г.), Периодическая система Законов образования (2009г.).

Под руководством Н.В.Масловой организованы и проведены более 30 международных и региональных научно-практических конференций по тематике «Ноосферное образование – стратегический ресурс России и цивилизации». Ряд международных инновационных салонов. Ежегодные Международные «Астафьевские чтения». Разработаны более 20 крупных программ в области модернизации образования. Постоянно с 1995 г. ведутся семинары по тематике «Ноосферное образование и Законы Мира».

Под руководством Н.В.Масловой успешно защищены 9 докторских и 29 кандидатских диссертаций. Два десятка лет работает уникальное общественное объединение педагогов, физиологов, психологов, философов-космистов – отделение «Проблемы школьного образования», разрабатывающих пути модернизации (реинжиниринга) системы образования. В 2006 г. в Москве создан научно-просветительский центр «Планета Семь-Я». Создала программу «Образование для устойчивого развития России», принятой Фондом устойчивого развития в Государственной Думе РФ.

Ученики Масловой Н.В. трудятся во многих городах и странах СНГ, успешно развивая и внедряя идеи ноосферного образования в школьные и вузовские программы.

. Н.В. Маслова открыла: 1. Периодическую систему Всеобщих Законов Мира. 2. Периодическую систему Общих законов человеческого общества. 3. Периодическую систему Общих законов познания и постижения. 4. Периодическую систему Законов образования.Благодаря открытию только первой из названных периодических систем наши знания о Всеобщих Законах Мира теперь расширились от нескольких десятков до 170! До 170!

Она открыла не одну, и даже не две, а целых четыре периодических системы, четыре фундаментальных системы законов, посредством которых всё управляется в Мире и в человеческом обществе.

Не четыре закона, а четыре периодических системы законов. Вдумайся только. А никто наверху об этом, как говорится, ни ухом, ни ….

Она же, Наталия Маслова, является основателем целостной педагогической системы ноосферного образования. Лучшей в мире системы!

Создала прекрасную науку о Законах: СИСТЕМОНОМИЮ, на основе которой её учениками и последователями открыты ещё 9 периодических систем Законов.

Можно привести аналогию с открытием таблицы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, которая стала быстро пополняться новыми химическими элементами после её опубликования. По крайней мере, ясно, что её открытия не менее значимы, чем данная свыше русскому гению Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая система химических элементов.

Ко всему прочему, она прекрасная русская женщина с великой русской душой, и прекрасный поэт. У неё несколько сборников стихотворений. А кое-что прямо сейчас и зачитаю:

— «По тем Законам, что родится колос,

И Солнца луч струится с высоты,

В гармонии Вселенского созвучья

Живёшь и ты»…

Всё понятно, дорогой читатель? И ещё:

— «В зерне вибрация зародыша звучит,

Аккордами колосьев прорастая,

Пшеничной гаммой поле выстилая,

Хорал Любви Всевышнему дарит!»….

«Вибрация, зародыш, зерно, колос, поле – многоголосие земного природного хорала и, наконец, Вселенная… — семь символических уровней развития жизни, её восприятия и постижения Мира».

Каково? А Сказы какие у неё? Чудесные сказы, космические, можно сказать.

Она же, Наталия Маслова, автор прекраснейшей серии «Золотые уроки психологии», кои всем нам надобно незамедлительно пройти. Очень даже серьёзная полезная вещь. И душой, и телом станем намного сильней, краше. И умней, конечно, не в обиду будет сказано.

***

То, что сотворила проф. Маслова Н.В. – есть переворот в системе образования и воспитания. Разворот на 180 градусов. Уход от отрицательной жреческой системы к настоящей, божественной, соответствующей грядущему светлому этапу развития человечества.

Достаточно сказать, что использование науки образности даже на самом примитивном уровне позволяет сократить продолжительность изучения школьных предметов в несколько раз. То, что изучается ныне годами при низкой запоминаемости и усвояемости, с помощью новых методов даёт возможность сократить сроки изучения того же самого материала до нескольких недель. При стопроцентной запоминаемости материала практически на всю жизнь!

При этом здоровье детей значительно укрепляется. Т.е. это здоровьесберегающие методики обучения, точнее, здоровьеукрепляющие, развивающие, в отличие от современных, здоровьеразрушающих, навязанных нам насквозь прогнившим вражеским Западом. Чего греха таить, здоровых детей уже практически нет. Медицинский факт! В армию призывать уже некого, Родину защищать скоро будет некому при действующей Системе.

Все мы прошли самую обыкновенную школу кто в СССР, а кто уже и в современной России, кое-кто и (не дай Бог) лучшие зарубежные школы, со всеми их недостатками. Новые знания преподавались под страхом плохих оценок и всевозможных кар, касались лишь иногда и легонечко, временно, нашего сознания, нашей души. И после сдачи экзаменов тут же улетучивались.

***

Как хотелось бы, чтобы вы, дорогие читатели, приобрели книги Н.В. Масловой и Б.А. Астафьева. И тогда я с полным правом и чистой душой мог бы сказать:

— От всей души поздравляю Вас, дорогой читатель: Вы держите в руках уникальнейшие книги-открытия. Уникальные, причём, не побоюсь это утверждать, за всю историю нашей цивилизации. Книги, позволяющие не только ответить на Ваши наболевшие вопросы и удовлетворить неуёмную любознательность, но и найти научно обоснованные решения своих проблем, а всем нам вместе – спасти Землю-Матушку от непоправимой катастрофы.

Разрешите кратко рассказать о профессоре Астафьеве Б. А.

Борис Александрович Астафьев

− профессор, доктор медицинских наук, гранд доктор философии, действительный член Российской академии естественных наук, НАНО – Ноосферной Академии науки и образования, СВА – Славянской Всемирной Академии, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международной академии информатизации, лауреат премии М.В.

Ломоносова, Лауреат Международной премии Мира Гузи (Gusi Peace Prize International) в области физики.

Автор 220 научных публикаций по вопросам космологии, эволюции, философии, экологии, социологии, теории катастроф, паразитологии, патоморфологии и иммунопатологии, судебной медицины, истории науки и др.. В том числе автор 17 монографий, двух книг. Монографии: “Теория единой живой Вселенной” (1997), “Основы Мироздания: Геном, Законы и Творение Мира” (2002), “Всеобщий Закон Творения” (2004), “Стратегический прогноз и управление на основе Генома Мира: теория и практика” (2005), “Стратегический прогноз и управление на основе Генома и Законов Мира: теория и практика” (2007), «Алгоритм эволюции» (2010), «Теория творения и генетического единства мира» (2010), «Мировоззрение Homo Mentis» — человека мудрого» (2011), «Ум, сознание, интеллект, мышление» (2011), Творение Мира. Книги 1-3 (2012), и др.

Профессор Б.А. Астафьев открыл Геном Мира.

Сей учёный муж, то бишь Борис Астафьев, открыл несколько десятков Всеобщих Законов Мира. Точнее, более 80! Автор 220 научных открытий!

Создал научно обоснованную теорию энергоинформационного и генетически единого Мира. Геном Мира и Законы Мира – конституционная основа жизни всех систем Мира, в том числе человечества.

Date: 2016-02-19; view: 445; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2009 № 3 (52)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Эраст Козлов

НРАВСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ:

говорят директора
московских школ

В Российской академии образования разработан полный общенаучный учебный курс светской этики с программами и учебниками для школьников 1 – 11 классов с делением по возрастам: для 1 – 4 классов – это курс «Азбука нравственности», для 5 – 9 классов – «Грамматика нравственности», для 10 – 11 классов – «Основы морали».

Все эти учебные пособия прошли опытно-экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и в настоящее время они предлагаются для массовой апробации в школах Российской Федерации.

Объективно они являются альтернативой пропагандируемому курсу религиозной православной культуры, который преподносится РПЦ (МП) как обязательный предмет школьного обучения вопреки Конституции России, где говорится только о светском характере обучения в школе.

Никакие статьи Конституции РФ о свободе совести, на которые ссылается РПЦ, не имеют ничего общего с обучением детей в школе вообще и со светским обучением нравственности в общеобразовательной государственной школе.

Это другая тема. Школа даёт базовые общенаучные знания, а не учит религиозному или атеистическому мировоззрению, тем более с 1 класса и с начальной школы, что морально просто недопустимо, а юридически – преступно.

Об опыте этического обучения говорит большая группа директоров московских школ, которые шестой год апробируют академический комплект школьных учебников по этике. Вся жизнь современной школы, весь опыт школьного воспитания свидетельствуют о том, что никакие письма Патриарха Кирилла к министру образования Андрею Фурсенко не могут заставить школу ввести предметы религиозной идеологии. Негоже Минобразования, а тем более какой-либо церкви оказывать идеологическое давление на учителей и школьников. И никакие дискуссии о том, как учить православию и другим религиям в светской государственной общеобразовательной школе, недопустимы и неправомерны.

Информацию о религиях в школе должен давать курс обществоведения в том разделе, где говорится о видах общественного сознания, куда входит и религия. Для желающих детей-старшеклассников познакомиться с религиями более подробно, можно ввести специальный курс «история мировых религий», который целесообразно проводить факультативно.

Как легко убедиться из публикуемого материала, директора школ говорят об обязательном нравственном образовании учащихся, которое и поможет им в будущем после окончания школы определиться в своём мировоззрении и в своих нравственных идеалах.

Э. П. Козлов
(зав. Научно-исследовательской лаборатории нравственного образования
Института содержания и методов обучения РАО)

В. Е. Киселев
директор ГОУ СОШ № 1264
с углублённым изучением английского языка
ЮЗОУО ДО г. Москвы, заслуженный учитель РФ,
почётный работник общего образования РФ

Непросто сегодня работать в школе, когда зачастую смешаны и размыты ранее незыблемые нравственные ориентиры, когда классические образцы отечественной культуры уже не достигают ожидаемого учебно-воспитательного эффекта в формировании личности ребёнка, когда самому учителю порой непросто разобраться в происходящем и найти правильное решение…

Перед современной школой стоит ряд стратегических задач, одна из которых – сохранение нравственных знаний, способствующих освоению и осмыслению нравственных и культурных основ личности и общества…

Для реализации выполнения стратегии развития школы нами был поставлен ряд задач, одной из которых стало системное нравственное образование учащихся. Наша школа принимает участие в эксперименте РАО «Нравственное образование в средней школе» с самого его начала. Конкретная цель состоит в том, чтобы сегодняшние пятиклассники пришли к такому же осознанию нравственных понятий, как и нынешние выпускники. Так, например, Катя Солодкова, ученица 11 класса, пишет в своей работе: «Чем больше человек знаком с нравственными категориями, тем больше он обдумывает свои поступки, тем в большей степени можно быть уверенным в следовании им (человеком) высоким моральным принципам». В итоговых творческих работах некоторых из учеников (Батовой Марии, Бухнаева Михаила – 10 классы; Кошлай Ксении, Большаковой Валерии – 11 классы) просматривается стремление к личному нравственному самосовершенствованию, что, на наш взгляд, является лучшим результатом непрерывного нравственного образования.

Для младшей школы наиболее приемлемой формой изучения программы «Азбука нравственности» стала интеграция рекомендательных материалов лаборатории нравственного образования ИСМО РАО и традиций нашей школы по воспитанию нравственных взаимоотношений и этическому поведению.

Тестирование и итоговые зачётные работы в старших классах показали, что ученики успешно освоили, возможно одну из самых трудных и важных тем курса «Основ морали», вопрос о связи нравственных понятий и идеалов с поступками человека, с его повседневной жизнью.

В. А. Дмитриев
окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова,
директор ГОУ СОШ № 1241 ЦАО г. Москвы

…Существуют разные уровни образования, развития, среди которых высшую ступень занимают нравственное и эстетическое. Если в других областях образованность достигается в постоянном процессе информирования ученика и оценку усвоенных им знаний, то задача нравственного образования, которую мы по обыкновению в педагогической среде оцениваем как прикладную и сопутствующую, оказывается на порядок сложнее, а по актуальности значительно выше.

В нравственности, как и в целом в сфере гуманистической культуры, более высокий уровень развития достигается внутренней волевой установкой на всё более широкий спектр ценностей, возвышающих человека над исторически отжившими животными потребностями.

Обучение нравственности предполагает работу интеллекта, логики, предполагает личностное отношение обучаемого к содержанию знаний, самооценку и волевую саморегуляцию в принятии решений и нравственных поступках.

Нравственное образование обогащает интеллектуальный и психический рост ребёнка, он проходит через доверие, прощение, сопереживание, соучастие, взаимоуступки и т. д. В норме оценки нравственного развития детей в большей мере носят не директивный характер, поскольку нравственность индивида – чрезвычайно тонкая материя, она создаётся свободно и естественно, чаще всего незаметно. Её возрастание происходит особенно благоприятно через процесс доброжелательного общения, через взаимоотношения доброжелательности, участия, взаимоподдержки. Этика учит многому, в том числе и смелости, пониманию того, что негативные проявления в поведении ребёнка – это объективный процесс, негативная сторона социализации нравственного опыта, которая поддаётся контролю и ограничению.

В становлении гуманизма и нравственности не может считаться состоятельной педагогика, основанная на внеэтических – биологических или физических – механизмах естественного отбора. Нравственное образование позволяет гармонизировать и согласовать интересы личности и коллектива, сделать их комфортными и конструктивными. Не следует сдавать в архив и принцип: условия нравственного становления каждого – это условие морального развития всех. Важной стороной нравственного обучения является социализация базовых этических принципов, признание индивидами согласия в главных моральных нормах и добродетелях. Процесс социализации нравственных знаний носит объективный характер и проходит через все формы социальных связей, начиная с семьи и идя дальше к мировому человечеству.

Формирование моральных (как и эстетических) ценностей в сознании школьника, думается, и есть самая актуальная задача педагогики, устремлённой в будущее.

Г. С. Микаелян
директор ГОУ СОШ № 1100 г. Москвы

Одним из главных критериев выбора родителями школы, на наш взгляд, является справедливое желание общения ребёнка с хорошими, добрыми, нравственно здоровыми людьми. Это говорит о высоком значении, которое придают родители моральной атмосфере в школе. Но нравственность не только характеристика личности, она может и должна быть образовательной дисциплиной. Наша экспериментальная работа подтверждает как потребность в ней, так и её эффективность. В 2004 г. наше учреждение приступило к освоению программ нравственного образования. Сама идея эксперимента показалась нам очень актуальной и важной. Мы формировали свой образовательный процесс на нравственных принципах и отношениях между всеми его участниками, поставив во главу угла то, что для нас показалось самым главным – осмысление нравственных понятий через собственное поведение, через этический анализ повседневных поступков, через выработку планов достойных отношений, через грамотную оценку поступков и событий.

Важным этапом нашей экспериментальной работы стало её осмысление как нравственного здоровья.

Это стало гиперактуальным после изменения статуса нашей школы на «Школу здоровья».

После пяти лет экспериментальной деятельности все учителя нашей школы замечают главное, то, что тешит наше учительское самолюбие. Это не только повышение образовательного уровня наших обучающихся, сколько их доброта, отзывчивость, понимание и сочувствие.

Разнообразие национальностей наших ребятишек бросается в глаза, но проблемы, связанные с межнациональными отношениями, решаются в школе спокойно, а конфликты на этой почве стали редкими, да и выражаются не в стычках и драках, а в возникающих иногда обидах по поводу неосторожных слов. Но даже и это не самое главное. Изменились отношения между учениками и учителями. Они стали более доверительными, откровенными, и, опять же, стали более добрыми.

Общаясь с коллегами из других школ, с коллегами, которые реализуют программу «нравственное образование в школе», отмечаю одинаковое понимание главной проблемы, а именно: помощь и сопровождение в формировании нравственности наших подопечных – процесс долгий и трудный. Но мы знаем, что и как нам делать.

А. И. Николаева
директор Центра образования № 1420 г. Москвы
заслуженный учитель школы РФ, кандидат педагогических наук,
отличник просвещения РФ

«В оркестре, исполняющем педагогическую симфонию, учителю по праву принадлежит роль первой скрипки, ведущей мелодию детской души, проникающую в глубины человеческого сознания и чувства». И это действительно так. Личность учителя, его интеллект, культура, интеллигентность, патриотизм, гражданская позиция, авторитет учителя определяют в большей степени нравственные качества ребёнка. Уроки нравственности – это одна из главных составляющих духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания. «Влияние нравственное, – считал великий педагог К. Д. Ушинский, – составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы и разъяснение каждому его личных интересов… Нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития».

Однажды я слушала передачу о землетрясении в Японии, где в эпицентр взрыва попал роддом и спасатели очень бережно и осторожно передавали маленькие кулечки новорождённых, и русский журналист, который вёл передачу, сказал: «Посмотрите, как самоотверженно спасают маленьких, только родившихся детей». И верно, это же национальное достояние.

Учитель! Человек! В наших с вами руках национальное достояние, будущее России. Помните об этом.

А. А. Бондарева
директор ГОУ СОШ № 960 г. Москвы

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению основополагающих принципов и приоритетов гражданского, правового, нравственного и патриотического воспитания.

Необходимость формирования нравственно здорового и граждански активного, свободного и ответственного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. По нашему мнению, среди средств, направленных на улучшение воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Изменившиеся условия жизни и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость широкого внедрения современного нравственного образования и воспитания в учебный процесс общеобразовательной средней школы. Поэтому в сотрудничестве с лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО школа работает в экспериментальном режиме по программе: «Нравственное образование в средней школе».

Экспериментальная работа в школе предусматривает не только введение предметов систематического нравственного непрерывного образования в учебный план, но и учебно-исследовательскую и проектную работу школьников, а также соответствующую воспитательную и внеурочно-внеклассную работу.

Наличие в школе специалистов по проблемам нравственности даёт возможность систематически проводить родительский лекторий («Воспитание человечности у подростков», «Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка», «Семейное право», «Значение общения в формировании гражданской, социальной и коммуникативной компетенции учащихся», «Отогреться душой можно только у семейного очага», «Как развивать в семьях учащихся нравственные ценности, ориентированные на укрепление, развитие, сбережение здоровья», «Воспитание нравственной культуры у школьников как важный показатель развития личности», «Новые подходы в воспитании школьника»).

Результаты мониторинговой диагностики свидетельствуют о том, что мы на правильном пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *