Дуб мамврийский в хевроне

Дуб мамврийский в хевроне

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

В Хевроне обрушился Мамврийский дуб, при падении засохшего дерева молодой побег не пострадал.

Мамврийский дуб, или Дуб Авраама — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб, которому, как полагают, около 5000 лет.

Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.

Дерево обнаружил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После Октябрьской революции земля перешла во владение РПЦЗ, с 1997 года передана РПЦ.

По мнению специалистов, в результате строительных работ, проведенных в 70-е годы XX столетия, когда вокруг древнего дерева была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши, начался постепенный, но необратимый процесс отмирания корней дуба.Спустя четверть века это привело к тому, что и ствол дерева полностью засох. Последний зелёный лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. До засыхания дерева считалось, что две части дерева символизируют два завета, засохшая часть — Ветхий Завет (период исполненного закона, завет на смену которому дан новый: Мат.5:17, Рим.10:4, Евр.8:13), зеленая — Новый Завет (завет по закону духа жизни: Рим.8:1,2).

Согласно православному преданию, смерть этого дерева является одним из признаков конца света. Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег, что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За 20 лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце.

Что касается пророчеств, то это не первое из сбывшихся.

В октябре, в Мертвом море, где жизнь до сих пор считалась невозможной из-за высокого содержания соли в воде, были обнаружены рыбы. Согласно предсказанию ветхозаветного пророка Иезекииля, перед приходом Мессии Мертвое море «оживет» и там в изобилии будет водиться рыба.

А в сентябре стало известно о том, что впервые за две тысячи лет в Израиле родилась «корова апокалипсиса» – священная красная телка, предвещающая конец света.

Источник: Союз православных журналистов

>Мамврийский дуб засох. Скоро конец света? Как реагировать на пророчества

Время чтения: 4 мин

Мамврийский дуб — почему великая святыня погибла и что это означает.

С этим материалом читают:

  • Оскар-2019 — победители и красная дорожка
  • Что Николай Чудотворец делал в Палестине и как защитил храм в 2003 году
  • Патриарх Иерусалимский: «Приезд в Киев помог мне служить на Святой земле»

В последнее время в храмах можно услышать о «новом пророчестве Мамврийского дуба» (где Аврааму явилась Святая Троица). Суть этого пророчества в том, что Мамврийский дуб, который находится на территории Хевронского подворья в Палестине, засох, что якобы символизирует конец света. Однако от дуба появился отросток, а значит Господь дает нам еще шанс покаяться.

Мамврийский дуб. Что говорят местные

Как рассказали «Сегодня» монахи Хевронского подворья, действительно есть предание, что 6000-летний свидетель Святой Троицы засохнет перед концом света.

Мамврийский дуб имеет три ствола — верующие связывают это с символом Троицы, которая явилась Аврааму

Однако засох он еще в 90-х годах ХХ века и держится исключительно благодаря железным подпоркам.

«Пока за ним следили арабы, все было хорошо, — рассказали нам монахи. — Как только за ним стали ухаживать беглые монахи из зарубежной церкви, он стал резко засыхать. Его заключили в бетонное кольцо, а паломники оборвали всю кору. К началу 90-х здесь оставалась только одна зеленая ветка, а в 1997-м она окончательно засохла.
Но через несколько месяцев рядом пробились два молодых побега! Думали, что это от корней, но оказалось — от желудей. Старожилы говорят, что один из росточков очень похож на старый дуб (ствол расходился на три ветви — в память о Святой Троице)».
«Мамврийский дуб — свидетельство библейской истории, — добавил настоятель подворья, отец Парфений. — Возле него есть икона Троицы — к ней можно подойти, попросить у Святой Троицы помощи. А по поводу пророчеств о конце света и чудесах так скажу: не будет покаяния, ничего не будет».

Отец Парфений с чудотворной иконой старца Игнатия, обладавшего даром предвидения

  • Хеврон — дуб Авраама, Троица и усохшее пророчество в проекте Паломники

Мамврийский дуб. Мнение священника

«Без козней человеческой руки, ведомой дьяволом, ни одно «пророчество» не обходится, хотя то, что Господь дает нам шанс покаяться — звучит очень по-христиански, — комментирует наместник Киево-Печерской лавры, владыка Павел. — Да, Мамврийский дуб имеет историческое значение.

Под ним, по библийному писанию, Авраам встретил живоначальную Троицу.

Икона «Явление Святой Троицы Аврааму» в храме Св. Праотцев в Хевроне

Там он и жена его Сарра получили обетование о рождении первенца Исаака. Они теперь называются не иначе, как родоначальники церкви Христовой, ведь от Авраама начинается вся история богословия Ветхого и Нового Заветов.
Этот дуб рос на равнине, но когда туда пришли раскольники, обложили его гранитом и бетоном, он полностью засох. А может, просто уже пришло его время. Но люди все время ищут какого-то божества и готовы найти его даже в дубе.

Мамврийский дуб. «Печать дьявола»

Я, как священнослужитель, этим «пророчествам» не придаю значения. Ну, засох дуб, так что — заканчивается наша жизнь? Нет. Но люди любят легенды.

Главное кинуть «фейк» журналистам, и они раздуют из этого конец мира. Вспомните, как в 90-х подняли бунт против идентификационных кодов, говорили, что это «печать дьявола» и ссылались на книгу Апокалипсиса в Священном Писании.

Но если открыть Апокалипсис, мы узнаем, что «печать дьявола» появится тогда, когда человек будет публично отрекаться от Христа и ему будут ставить на правую руку и на лоб печать.

  • Путь Христа и украинки — Александровское подворье в Иерусалиме

Истинные и ложные пророчества

Есть два вида пророчеств: истинные и ложные. Истинные — те, которые есть в Священном Писании и которые Христос открывает через святых людей. Как правило, они повторяются до трех раз, как в случае с Самуилом, апостолами Павлом, Петром.

И есть пророчества ложные, которых в Писании и житиях святых нет, но они есть в интернете. Ложные пророки живут человеческой слабостью — желанием узнать наперед, что с ними будет. Как узнает вор, где что лежит? Слежкой, доносами, расследованиями. Так бес и работает. Предсказатели и прорицатели — это те, кто занимается слежкой и доносами для дьявола.
Как реагировать, когда в церкви услышишь подобное «пророчество Мамврийского дуба»? Перекрестись и отойди от зла. Потому что наше любопытство нас и погубит».

Владыка Павел: «Наши люди любят легенды» (Фото Александра Яремчука)

С этим материалом читают:

  • Галилея — лечение пираньями и миф о блуднице
  • Иерусалим — суд над Христом и ошибка Иуды
  • Молитвы о детях — какие иконы помогают в рождении и кто такая Маланка

Понравилась статья? Что думаете? Расскажите нам

Мамврийский дуб

Мамврийский дуб. Фото 1890—1900 годов.Мамврийский дуб в 2008 году.
В правом нижнем углу снимка виден молодой побег в виде небольшого кустаЭтот же куст спустя 10 лет

Мамври́йский дуб, или Дуб Авраама — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт. 18:1). Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт. 18:4). Согласно преданию, дерево сохранилось до наших дней, это вечнозелёный палестинский дуб (лат. Quercus calliprinos), которому, как полагают, около 5000 лет.

Находится на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне, в 3 км северо-западнее пещеры Махпела, на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии.

История

Дуб известен по преданиям христиан, евреев и мусульман, которые издавна отождествляли эту местность с библейской дубравой Мамре, собственно дуб и есть остаток этой дубравы. Сохранилось описание дуба, сделанное русским паломником игуменом Даниилом в начале XII века:

Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нём много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Рисунок с фотографии 1862 года

Дерево обнаружил начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Он исследовал окрестности Хеврона, сверял свои наблюдения с библейскими текстами и рассказами местных жителей. В 1868 году он приобрёл участок земли, на котором произрастал дуб. Место стало привлекать русских паломников, и постепенно площадь владений Русской церкви расширялась. В XX веке поблизости был выстроен монастырь Святой Троицы. После революции 1917 года земля перешла во владение Русской православной церкви заграницей, с 1997 года при участии Ясира Арафата передана Русской православной церкви.

По мнению специалистов, в результате строительных работ, проведённых в 1970-х годах, когда вокруг древнего дерева была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши, начался постепенный, но необратимый процесс отмирания корней дуба. Спустя четверть века это привело к тому, что и ствол дерева полностью засох. Последний зелёный лист на основном стволе Мамврийского дуба наблюдали в апреле 1996 года. Вероятно, это связано с паломниками, которые отрывали от дерева куски коры. До засыхания дерева считалось, что две части дерева символизируют два завета, засохшая часть — Ветхий Завет (период исполненного закона, завет на смену которому дан новый: Мф. 5:17, Рим. 10:4, Евр. 8:13), зелёная — Новый Завет (завет по закону духа жизни: Рим. 8:1, 2). Существует православное предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света. Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег, что дало верующим основание считать, что мир в очередной раз помилован. За двадцать лет он превратился в кустистое зелёное молодое деревце.

С 2016 года усердием ключаря подворья Русской миссии в Хевроне иеромонаха Алексия (Елисеева) ведутся работы по консервации Мамврийского дуба от гниения, обработке древесины от вредителей и болезней. К участию в этих уникальных работах привлечены специалисты Национального научного центра РАН «Никитский ботанический сад», Санкт-Петербургского лесотехнического университета и Нижегородского университета.

В феврале 2019 года пришло известие, что металлические подпорки, удерживавшие самую старую сухую часть дуба от падения, прогнили, и этот ствол Мамврийского дуба рухнул. Российские специалисты ведут работы по освобождению ветхозаветного дерева от отмерших частей, которые препятствуют росту молодых побегов из корневой части дуба: сейчас из его корня растут два новых ствола. Все собранные фрагменты упавшей древнейшей части дуба будут выставлены в храме подворья святых Праотцев.

В начале XX века Филипп Луганский как благословение Святой земли привёз из паломнической поездки веточку Мамврийского дуба. Невдали от станции Старая Ильенка Ростовской области он посадил веточку, а на вопросы отвечал: «Здесь она нужнее будет». Вскоре из веточки вырос молодой дуб, а у корней забил источник, названный в честь Параскевы Пятницы.

Галерея

  • Гравюра из «БЭАН»

  • Рисунок, 1887 год.

  • Открытка, ок. 1890 года.

  • Фото, 1912 год.

> См. также

  • Монастырь Святой Троицы в Хевроне

Примечания

  1. Мамре (недоступная ссылка)
  2. Авраамов дуб // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Иерусалимская патриархия // Трубников А. Ближний Восток — Колыбель Православия.
  4. Хождение игумена Даниила (недоступная ссылка). Дата обращения 24 января 2009. Архивировано 25 мая 2011 года.
  5. Брегеда В. Пути паломнические по Святой Земле.
  6. В Хевроне пытаются спасти от гибели библейский Мамврийский дуб. Православие и мир. Дата обращения 10 февраля 2019.
  7. День Святой Троицы. Пятидесятница (недоступная ссылка). Дата обращения 28 октября 2010. Архивировано 12 августа 2014 года.
  8. Российские специалисты проанализировали состояние Мамврийского дуба. Православие.ru.
  9. В Хевроне ведутся работы по сохранению Мамврийского дуба. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Дата обращения 10 февраля 2019.
  10. Килияс Росикос. Грозное и страшное знамение — В Хевроне упал Мамврийский дуб. Соборяне (9 февраля 2019). Дата обращения 10 февраля 2019.
  11. Мамврийский дуб уступает место новой жизни. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Дата обращения 11 февраля 2019.
  12. Исток. Источник..
  13. Авдюгин А. Не убили и не посадили // Начало. — 2013. — № 1 (52—201). — С. 11. (недоступная ссылка)

Литература

  • Отшибихин А. Мамврийский дуб // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1869. — Т. 2, № 42. — С. 243.
  • Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. — Т. 35. — М., 1999.- С. 216-232.
  • Мамврийский дуб: Русская святыня в Палестине. — М.: Индрик, 2007. — ISBN 978-5-85759-413-1.

Ссылки

Мамврийский дуб

Интервью Российской Газете, 2019 г.

Ведущая: Мария Городова

На днях Интернет взорвала тревожная весть: знаменитый Мамврийский дуб, что в Хевроне, Израиль, упал. Древний дуб, рядом с которым, по преданию, библейскому Аврааму явилась Троица. Святой дуб, который векам почитали христиане, мусульмане, иудеи. Ссылаясь на пророчества афонских монахов, СМИ наперебой сообщали: падение Мамврийского дуба – один из признаков конца света. Желая выяснить, пора нам уже пугаться, или еще рано, «РГ» обратилась к доктору богословия, профессору Московской духовной академии Алексею Осипову.

Алексей Ильич, два дня убила на поиски: кто именно произнес пророчества? Когда? Где первоисточник? Все без толку. Алексей Ильич, как найти канонический вариант этих пророчеств?

Алексей Осипов: Таковых не знаю. Канонических вариантов этих пророчеств нет. Боюсь, речь идет или о каких-то устных словах кого-либо из афонских монахов, или это просто какие-то истории, связанные с преданием о Мамврийском дубе. Но никаких прямых пророчеств от кого-либо из известных афонских монахов–подвижников нет. Поэтому ссылка носит темный характер.

То есть фейк.

Алексей Осипов: Это варварское слово точно передает ситуацию. Но именно современные монахи афонского монастыря Кутлумуш предупреждают об опасности увлечения пророчествами: «такая одержимость есть признак неверия и нежелания людей довериться Богу».

Но почему регулярно всплывают такие «пророчества»? То сообщат, что впервые за две тысячи лет «красная телка» родилась – «корова апокалипсиса», и надо готовиться к худшему. То ролик снимут, как змея нападает на голубя у Стены плача, и это тоже дурное предвестие. Что за страсти такие?

Алексей Осипов: Еще в XIX образованнейший человек, аристократ Игнатий Брянчанинов, святой, писал: «одной из бед нашего времени является жажда чудес, более, нежели когда либо». А это XIX век! Что бы он сказал сейчас! Такое пагубное состояние Игнатий Брянчанинов объяснял тем, что, во-первых, «исчезли знаменоносные мужи, умалились до предела». Знаменоносные мужи – это великие святые. А во-вторых, тем, что люди потеряли уважение и благоговение ко всему священному, потеряли смирение, и ищут то, что мы бы сейчас назвали словом «шоу».

Зрелищ, того, что нас развлекло бы и поражало – чуда, это и сейчас.

Алексей Осипов: Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими пророчествами, предсказаниями, искание чудес – явление чрезвычайно вредное для психики верующего. Святые пишут о гибельности легковерия чудесам. Наш святой Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: когда люди в упоении самомнением, опрометчиво и самонадеянно стремятся ко всему чудесному, и даже сами становятся участниками в совершении чудес, то это чрезвычайно опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, – пишет Брянчанинов, – в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Смысл таких ложных чудес – «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».

Но, как говорит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни».

Но разве не бывает истинных чудес и знамений?

Алексей Осипов: Да, бывают. Поэтому Игнатий Брянчанинов, ссылаясь на опыт святых отцов, объясняет, как относиться к чудесам: «Не хули и не принимай»! Не хули, то есть не ругай, не говори, что все это чепуха и вздор – чтобы не оказаться противником божественного события, но и не принимай – чтобы не попасться в лапы, известно кому. На нашем, обычном языке, совет святых звучит так: «Не беспокойтесь, Бог не обидится, если вы по смирению не примите того, что исходит от Него. Но вот если вы примите дьявола, берегитесь!».

С пророчествами и чудесами разобрались. А что с концом света? В Евангелии сказано, что никто не знает о дне и часе, даже Ангелы небесные, только Сам Бог.

Алексей Осипов: Конечно, день и час мы не можем знать. Но по совокупности признаков мы можем сказать, ближе мы становимся, или дальше.

И что это за признаки?

Алексей Осипов: Священное писание, Евангелие, апостолы особо указывают на развращенность, на рост аморальности. Смотрите, как сегодня на западе насаждается попрание норм нравственности – на государственном уровне. Такого никогда не было. Да, сами по себе факты были всегда, но они считались отклонениями, извращениями природы вещей. А сейчас их признают нормой. И если какой-нибудь западный чиновник только попробует выступить против такой политики, его тут же уберут! Его не будет!

Еще один признак – рост гордыни, когда люди становятся все более самолюбивыми. «Главное мое «я», не трожь мое «я», потому что это моё». Отсюда и третий признак, который называют святые отцы: потеря веры. Веры не вообще как человеческого свойства, а веры христианской. Веры в то добро, о котором говорит христианство. И все большее уничтожение самого понятия истины. Истина низводится до частного мнения. Есть мнение, а не истина. У вас такое мнение, а у меня другое. «Вы считаете, что есть Бог, а я считаю, что нет. Это ваше мнение, всего лишь».

То есть, нет ничего абсолютного? И добро, и зло превращают в вещи относительные. «Что для кого-то зло, для кого-то, с другой точки зрения, может оказаться добром».

Алексей Осипов: Да, и это очень серьезно, это утрата самого главного. Утрата понятия Истины. Иоанн Богослов говорит: «Бог – это любовь». Но если у человека культивируется эгоизм, если главное – гордыня, мое «я», ego, то здесь уже не до любви. Христос так формулирует один из законов духовной жизни, который прямо указывает на один из важнейших признаков кончины века сего: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Но это все не конкретные даты, это признаки, связанные с нравственным состоянием одного человека и всего общества. Алексей Ильич, а почему от человека сокрыта эта дата?

Алексей Осипов: Попробуй скажи здоровому человеку, что он точно через два дня в три часа умрет. Сказать это – значит связать его нравственную свободу. Не зная этого, он живет так, как будто вечен на земле. А здесь вдруг конец. Его душевное состояние и всё поведение сразу изменится. Возможно и отчаяние, и озлобленность – и добро, и зло. И всё это не в силу нравственных принципов его жизни, а только потому, что она вдруг кончается.

Апостол Павел говорит, что если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, в частности, сообщит дату конца века сего, то «да будет ему анафема». То есть для всех предсказателей одно – церковное проклятие, именно так переводится греческое слово «анафема»?

Алексей Осипов: Нет, анафема – это не проклятие, а отлучение от Церкви, от возможности участия в ее таинствах и всей жизни. К предсказателям же нужно относиться как к заблуждающимся. Сам Христос сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, и отказался говорить о конце света. Они же усиленно этого ищут и нередко придумывают всякие небылицы. Не на то внимание обращают. В том, что дуб упал, нет ничего удивительного. Когда я там был, дуб уже держали железные опоры, но я видел и зеленые ростки. В монастыре Святой Троицы в Хевроне был очень радушный настоятель, он давал мне и кору этого дуба, и желуди. Что произошло с дубом – это естественный процесс…

Что-то отмирает, что-то возрождается. Алексей Ильич, а как к самому Мамврийскому дубу относиться? Как к свидетелю явления Аврааму Троицы, или как к дереву, растущему на этом месте?

Алексей Осипов: Думаю, последнее. Ведь что такое народные предания? Они как ком снега, катящийся сверху, с годами обрастает все бо́льшими наслоениями. Люди ассоциировали библейский эпизод явления Аврааму Троицы с конкретным местом, с конкретной дубравой и относились к этому с благоговением. То же произошло и выделение среди всех деревьев одного дерева из этого места, которое особенно почиталось. Кстати, еврейское слово святыня «кодеш», которое чаще всего переводится словом «святой», происходит от корневого слова «кадаш» – «отделять для особой цели». Но соединение почитания дуба и конца его жизни с идеей предвестника всемирной катастрофы не имеет под собой никакого ни библейского, ни святоотеческого основания.

Алексей Ильич, но если приближение конца света определяется не предзнаменованиями, а зависит от нравственного состояния людей, может, нам дано его отдалить?

Алексей Осипов: Вы правы. Именно в силу этой причины Христос и отказался говорить о дне и часе его Второго Пришествия. Одним из центральных понятий в православном богословии, чрезвычайно важном, является понятие синергии, то совместности усилий человека и Бога в деле спасения. Как Христос Богочеловек, так и дело спасения Богочеловечно. Это первое. Второе – не Бог каждый раз решает все жизненные обстоятельства, не Он. Но как существуют физические законы, точно так же, с еще большей твердостью и непоколебимостью, существуют законы духовные, по которым совершается все течение жизни и происходят события – как у отдельного человека, так и всего человечества. Об этом пишет преподобный Марк Подвижник: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению , как думают некоторые, не знающие духовного закона». Не Бог Сам действует, а по Его законам духовным это происходит. И высшим законом является закон любви, ибо Бог есть любовь.

Алексей Ильич, а можно это сформулировать так: «Если я, вы, читатель сегодня сделает что-то по законам любви, по заповедям – не для себя и не для члена своей семьи, а просто для ближнего, и, наоборот, мы не сделаем ничего, чтобы нарушило этот закон любви, то этим мы отдалим конец света»?

Алексей Осипов: Тут я могу сказать и «да», и «нет». Потому что не сам по себе факт определяет качество дела, а та причина, та мотивация, которая побуждает нас что-то сделать. Я могу сделать добро по лицемерию, по расчету, из тщеславия, ради самомнения. А могу сделать ради исполнения воли Божьей, которая является любовью. Понуждая себя. Мне, может, не нравится этот человек, а я сделаю для него доброе – только ради исполнения Его заповеди. И тогда да, каждое деяние, сделанное из любви, отодвигает катастрофу. Тут можно вспомнить слова нашего замечательного философа И. В. Кириевского: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Как часто нам обещали конец света?

Хотя традиционные религии не объявляют конкретного дня конца света, во все времена находились предсказатели точной даты. До 1000 года нам известно о 7 «последних днях». С 1000 г. до 1990 гг. точная дата конца света предсказывалась как минимум 20 раз. С 1990 г. до 2000 г. о грядущем судном дне объявлялось не менее 40 раз. Самым плодовитым был 1999 г. — тогда мы пережили 14 хорошо анонсированных апокалипсисов. С 2000 г. пока промахнулись с 30 пророчествами. Надеемся, не в последний раз.

Русская миссия: Мамврийский дуб не упал, из него выросли два новых побега

Как рассказали в Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме, специалисты убирают отмершие части, которые препятствуют росту молодых побегов из корня дерева.

Мамврийский дуб, который по преданию растет на месте явления Святой Троицы патриарху Аврааму, почитается как святыня. Недавно в социальных сетях стали публиковать сообщения о том, что ствол дуба, поддерживаемый металлическим каркасом, упал.

В РДМ отметили, что Мамврийский дуб засох от старости в 1996 году и с тех пор считался совершенно безжизненным. Однако несколько лет назад из его корней произросли два новых дерева. Сейчас ствол дерева бережно освобождают от отмерших частей, мешающих росту молодых побегов.

В представительстве Русской Православной Церкви на Святой земле добавили, что все удаленные фрагменты древнего дерева собираются. Они доступны для паломников в храме хевронского подворья святых Праотцев, на территории которого находится святыня.

В РДМ планируют реконструировать ствол дерева, законсервировать его и защитить от воздействия осадков и света специальной стеклянной витриной. Ствол установят вблизи молодых побегов как почитаемую представителями трех монотеистических религий реликвию и памятник природы.

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

Эти записки представляют собой воспоминания о паломничестве, совершенном нашей семьей на Крестопоклонной неделе Великого поста 2009 года. В марте 2016 года мы совершили еще одно паломничество, которое частично дополнило впечатления первой поездки. После долгих раздумий над тем, как подступиться к этой ответственной задаче, было принято решение строить отчет хронологически, в соответствии с событиями, о которых повествует Ветхий Завет и Евангелие, а не в том порядке, в каком мы посещали святые места.
Паломническая группа перемещается в соответствии с географическим расположением святынь, но для более логичного построения рассказа правильнее будет избрать иной порядок. Мы будем сопровождать рассказ подробными цитатами из Евангелия, чтобы читатель вне зависимости от уровня знания священных текстов смог составить более полное впечатление. Однако в целом рассказ будет носить характер путевых заметок и личных впечатлений, не претендуя на глубокие исторические и фактические данные, которые, при необходимости, можно почерпнуть из более компетентных источников.

Фотографии и записи 2016 года решено было добавить в ранее опубликованные материалы, тем самым дополнив их. Некоторые места (например, Иерихон) мы впервые посетили в 2016 году. Другие, например, Назарет и гору Кармил, мы не посещали повторно, поэтому рассказ о них не дополнялся. В рассказ об Иерусалиме будут, кроме того, добавлены фотографии, сделанные во время небольшого самостоятельного путешествия в этот святой город, которое мы предприняли в 2014 году. В тот раз мы не покидали пределов Иерусалима, где провели пять дней, внимательно изучив его с разных ракурсов. Впрочем, для изучения Иерусалима не достаточно было бы, наверное, и целого года.

Итак, мы начинаем наш рассказ с самого древнего места из посещенных нами — Хеврона.

Хеврон расположен к югу от Иерусалима и Вифлеема

Хеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

Хеврон — один из древнейших непрерывно населенных городов на планете. Иосиф Флавий, описывая захват Идумеи Шимоном Бар-Гиорой в 69 г. н. э., указывает на то, что Хеврон — самый древний город Эрец-Исраэль («…древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300»).

В Библии многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. В Хевроне в пещере Махпела похоронены Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ребекка и Лия.

В настоящее время Хеврон находится на территории палестинской автономии и населен исключительно арабами-мусульманами. Он является местом террористической активности, поэтому посещение Хеврона паломниками не всегда возможно и зависит от текущей обстановки.

На иконе Святой Троицы традиционно изображают дерево, в тени которого праотец Авраам устроил трапезу для Господа, явившегося ему в образе Трех Путников. Невероятно, но это дерево дожило до наших дней, и еще более замечательно, что оно находится на участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии.

Храм был освящен в 1925 году в честь святых Праотцев, с приделами во имя Святой Троицы и святителя Николая; также на участке возведен двухэтажный дом для паломников.

Храм свв. Праотцев на русском участке в Хевроне

Дом для паломников

Листва Мамврийского дуба

Мамврийский дуб принадлежит к особой палестинской породе с очень мелкой листвой. На участке много более молодых деревьев той же породы.

Мамврийский дуб в начале XX века

В начале XX века ствол дуба имел в окружности семь метров, затем разделялся на три массивных ветви, как бы символизирующие Святую Троицу. Невдалеке от дуба растет еще два дубка, которым около 200 лет. Паломники окрестили их дубом Авраама и дубом Сарры. А сам Мамврийский дуб в начале XX века начал медленно засыхать. Процесс усугубляли паломники, старавшиеся отщипнуть и унести с собой частицу святыни. Последний зеленый листок видели на дубе в 1995 году.

Есть поверье, что конец света не наступит до тех пор, пока жив Мамврийский дуб. Несколько лет назад Господь послал чудо: от корня засохшего великана пророс маленький росток. Его высота сейчас около 20 см. К великой радости верующих, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.

Мамврийский дуб в 2009 году

Мамврийский дуб в 2016 году. За 7 лет молодая поросль у корней дуба стала гораздо выше и пышнее.

В наши дни в Хевроне живут всего 3 православных человека: священник и две монахини. Ворота отпирает мусульманин, сторож в 11-м поколении. Он предлагает желающим приобрести открытку 60-х годов прошлого века, на которой показывает себя-мальчика на фоне Мамврийского дуба.

2009 год

2016 год

В отдаленной части русского участка в Хевроне, позади храма, есть древняя гробница. Именно так выглядели погребальные пещеры евреев. Такова была гробница Лазаря, вход в которую впоследствии был значительно расширен. Приблизительно так же выглядел и гроб Господа Иисуса Христа, который позднее был превращен в часовню — Кувуклию (часть подлинной скалы можно увидеть позади открывающейся иконы Божией Матери, висящей слева над Гробом Спасителя).

А в Хевроне можно спуститься в погребальную пещеру и даже примерить себя к погребальному ложу. Камень, которым закрывался вход, лежит рядом. Форма позволяет плотно притереть его к отверстию входа.

Об истории приобретения участка в Хевроне подробно повествует архимандрит Киприан (Керн):

Одной из первых и едва ли не самой замечательной покупкой архимандрита Антонина Капустина для Русской Духовной Миссии был знаменитый Мамврийский или Авраамов дуб близ Хеврона, около которого согласно Бытописателю патриарх, отец верных, принял Трех Таинственных Странников (Быт. ХШ, 18; XVIII, 1—5). С древнейших времен в преданиях местного населения сохранилось убеждение, что принадлежащее ныне русским урочище, так называемое «Хирбэт-эн-зибта» в получасе ходьбы от Хеврона и есть библейская именитая дубрава. Это предание передавалось из поколения в поколение, и об Авраамове Дубе говорят многие свидетели древности, историки и паломники. Огромный дуб, особой палестинской породы, «Quercus ilex pseudococcifera» с тремя широко разросшимися ветвями, выделяющийся своей величиной среди виноградников и маслин, с давних пор является объектом религиозного почитания местного населения, именно как дуб Авраамов.

Следует заметить, что арабское население Хеврона считалось всегда наиболее фанатическим из всех мусульманских племен Палестины. Непримиримость хевронских шейхов была общеизвестной. Христиане проникают туда очень поздно и доныне в малом числе. Первым христианским просветителем, не убоявшимся поселиться в Эль-Халиле (арабское название Хеврона) был наш о. Антонин.

Передается любопытное местное предание мусульман-арабов, предвозвещающее тяжкие бедствия, едва ли не гибель Ислама, как только в Хевроне, месте погребения (в Махпеле) патриархов Авраама, Исаака и Иакова, зазвучит колокольный звон. Лет 80 назад тому это было бы поистине немыслимо. Следует однако указать, что в 1925 году патриархом Дамианом в сослужении русского архиепископа Анастасия и греческого епископа Елевферопольского Анастасия освящен богатый трехпрестольный русский храм вблизи Дуба, и колокольный звон с тех пор неприятно напоминает хевронским шейхам древнее мусульманское предание. Фанатической непримиримостью отличились хевронские арабы и в тревожные дни еврейско-арабских волнений в августе 1929 года, напомнив о ней исключительно жестокими выступлениями. Но вернемся к истории приобретения нами этого знаменитого места.

После тщательных разведок на месте и серьезного размышления о. Антонин решился попытаться приобрести Дуб. Как ни рискованной и маловероятной могла бы показаться подобная мысль, у о. архимандрита для этого были и свои основания. Это решение поддерживал в нем и драгоман Миссии Я. Е. Халеби. Самый участок с библейским древом, сравнительно небольшой, принадлежал уже более 70 лет некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца Османа. Ибрагим, кроме чисто религиозных соображений, дорожил своей собственностью также как довольно выгодной статьей дохода и продавал заезжим туристам — немцам и евреям (которых арабы очень недолюбливали всегда) — ветки, сучки и листики от священного древа для столярных поделок.

На основании тщательно и осторожно собранных сведений являлась вероятность предполагать, что Ибрагим непрочь будет продать даже и самую святыню. Трудность была только в формальности, как узаконить продажу. Конечно, нельзя было и думать о том, чтобы действовать открыто и законным путем купить Дуб на русское имя. Тут-то и оказал неоценимую услугу Яков Егорович. Снабженный деньгами, соответствующими документами и всем необходимым для своей неожиданной и новой роли, зимой 1868 года он явился в Хеврон переодетый под видом купца из Алеппо.

Была та специфическая для Палестины зимняя непогода с дождями и ветром, в тот год особенно сильными. Я. Е. осторожно играя свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл в Хевроне довольно долго. Дело двигалось вперед очень медленно, но все же была надежда на сговорчивость Шаллуди. Как-то раз, когда перестала непогода и настали несколько ясных, теплых дней, неожиданно радующих взор среди палестинской дождливой зимы, Яков Егорович решил провести ночь под самым священным древом. Как только он устроился на ночлег и завернулся, чтобы уснуть, вдруг раздался выстрел, и над его головой просвистела пуля какого-то фанатика араба, спрятавшегося вблизи, по-видимому, имевшего какие-нибудь основания подозревать таинственного алеппского купца. Покушение, слава Богу, не удалось, но показало ясно опасность, которой подвергался смелый путник, и оправдало столь известный фанатизм хевронцев. Все же, наконец, после длительных и томительных переговоров, затягивать которые арабы такие мастера, комбинаций предосторожности, бесчисленных бакшишей, тоже столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт («кушан») на его же, Якуба Халеби имя.

От очевидцев пришлось слышать о встрече его с о. Антонином в Иерусалиме. О. архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру о. Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая кушаном и крича: «Дуб — русский, дуб — русский!» О. Антонин широко раскрыл ему свои объятия и, радостно обняв его, расцеловал.

На этом заботы о. архимандрита о Мамврийском участке не остановились. После этой сделки удалось купить еще несколько прилегающих к Дубу смежных владений и, таким образом, округлить нашу там усадьбу. Но фанатизм шейхов все же не мирился с вторжением неверных в священные пределы мамврийские. Особенно много неприятностей пришлось пережить при покупке (на совершенно впрочем законных основаниях) одного из соседних владений от очень уважаемого в народе шейха Салеха Мжагеда. Протестовало и местное население, и турецкая администрация. В дело вмешались и паша-губернатор Иерусалима, хевронский каймакам, муфтий, кади и весь хевронский меджлис. Особенно был настроен нетерпимо муфтий, который, как пишет о том о. Антонин консулу Кожевникову, «не затрудняется публично говорить весьма почтенному и считаемому в народе за святого шейху Салеху Мжагеду, что он стоит того, чтобы снять с него чалму, повесить ее на шею ему и водить его с позором по городу за то, что продал свою землю христианам…». Но как бы то ни было, в результате этой энергичной, осторожной и умелой деятельности о. архимандрита Миссия владеет у Дуба Мамврийского участком в общей сложности площадью в 72 354,74 квадр. метра. Уже 22 мая 1871 года под сенью Дуба была совершена первая Божественная литургия, и по установившемуся потом обычаю духовенством Миссии и теперь на третий день Пятидесятницы литургия совершается на переносном престоле под деревом, явившимся родоначальником всех наших троицких березок и по преданию видевшим таинственную Троицу небесных Путников. На самый день Пятидесятницы литургия служится в Иерусалиме в соборе Св. Троицы, на второй день в приделе Св. Духа хевронского нового храма, а на третий уже под самым Дубом.

Со временем, над свидетелем славы патриарха Авраама устроен был железный навес, а самое основание ствола было окружено особым каменным фундаментом, на котором и совершается богослужение. Надо сказать, что прошедшие тысячелетия не пощадили маститого старца и значительно сказались на его внешнем виде: дерево заметно гниет, подвергается червоточине и сильно сохнет, что, по словам самого о. Антонина, начало усиливаться особенно со времени перехода дерева в наши руки. Одна из отсохших и бурей сломленных ветвей его хранится в Миссии в виде распиленных дощечек, на которых пишутся иконки св. Троицы для благословения богомольцев.

Ныне на этом обширном участке красуется прекрасный приют для паломников, сторожевая башня, две цистерны для дождевой воды — все это сооружения о. Антонина, не говоря уже о величественном новом храме, начатом постройкой в 1907 году при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове) и освященном, как сказано выше, в 1925 году.

Архимандрит Лионид хотел освятить храм в честь Святой Троицы, но поскольку Троицкий собор уже был у Русской Миссии в Иерусалиме, патриарх Иерусалимский Дамиан решил освятить центральный придел храма в Хевроне в честь святых Праотцев, южный — в честь Святой Троицы. а северный — в честь святителя Николая. Так у Русской церкви появился чуть ли не единственный храм в честь Праотцев.

Храм в Хевроне был постороен огромный. Многим такой размах казался неоправданным: местной паствы здесь не было (и нет), монастыря тоже не было, а из паломников до Хеврона доезжали немногие. Но отец Леонид верил, что в свое время этот храм наполнится богомольцами.

Фото из архива автора и коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества.

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *