Догмат о боговоплощении

Догмат о боговоплощении

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

А. И. Осипов. Лекции по Основному богословию прочитанные в 4-м классе МДС

4.7. О Боговоплощении

Инкарнации и аватары. Метемпсихоз

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.

Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда – все различно до неузнаваемости. Так, Пресвятую Деву Марию Евангелия изображают как личность, исполненную ангельским целомудрием и кротостью, духом самых молитвенных возвышенных настроений и созерцаний (см. Лк. 1,26-55). Ничего подобного не видим в языческих сказаниях о девах, рождающих сынов-спасителей.

Напротив, Венера, рождающая Геркулеса, изображается как богиня чувственной любви и разврата. Артемида отличается кровожадностью. Кроме того, мифические сказания о девах, рождающих богов, крайне сбивчивы и противоречивы. По одним сказаниям матерью Адониса была дева Мирра, а по другим Адонис был сыном Сирийского царя, жившего со своей дочерью как с женою. Богиня Герра попеременно называется то вдовой, то девой. Аполлону приписывается рождение то от девы, то от Зевса и Латины или Леты. Будда только по позднейшим сказаниям рожден от девы, по всем древним – от царя Соббоданны и жены его – Махи-Майи.

И сама идея боговоплощения в христианстве имеет совершенно иной характер, чем в язычестве. Боговоплощения в христианском смысле языческий мир не знал совершенно. Зевс, по верованиям язычников, превращался в быка, сатира, орла, золотой дождь. Юпитер превращался в дракона – крылатого змия с рогами на голове. Богиня Кибела превращается в дерево, Латона – в перепела. Нужно ли доказывать, что между этими фантастическими невероятными превращениями языческих богов и воплощением Сына Божия нет ничего общего? У язычников были не воплощения в собственном смысле, а только принятие божествами на известное время тех или иных масок. «Боги, – говорит Эпикур, – не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными». Языческие боги воплощаются не однажды, а десятки раз. Мы же исповедуем не призрачное или кажущееся, но действительное Боговоплощение, и докетизм считаем ересью (1 Ин.4,2-3; 1 Тим.3-6, и др.). Событие воплощения Сына Божия – исключительное, не повторяющееся, единственное в мировой истории.

Все эти отличия от христианства мы видим и в индуистских «аватарах» (воплощениях Вишну), в которых заключено индуистское учение о воплощении, инкарнации божества. По выражению ведийских текстов, Вишну, воплощаясь, уподобляется актеру, который меняет костюм и надевает маску. Так что аватары – это чисто призрачные, только кажущиеся воплощения, а не действительные, лишь «симуляция» христианского учения о Боговоплощении. Кроме того, в отличие от христианского учения о Боговоплощении как о единственном и единичном факте всемирной истории, индуистское учение об аватарах характеризуется тем, что боговоплощений признается неопределимое и безграничное множество – как в порядке временной преемственности, так и в пространственной совместимости. Так, Кришна, высшее (20-е) воплощение Вишну, имеет не только свою ко-аватару в лице Рамы (19-е воплощ. Вишну), но и множество второстепенных ко-аватар, в непрерывно нисходящем порядке до вепря и даже до рыбы включительно, равно как имеет и современных друг другу ко-аватар, которые при том нередко соперничают друг с другом.

«Ясно, – скажем словами профессора Введенского, – что такое учение о боговоплощениях по существу радикально не имеет ничего общего с христианским учением о воплощении Бога Слова… «.

Халкидонский догмат является принципиально новым учением о боговоплощении по сравнению со всеми до того бывшими представлениями.

Его особенности следующие:

1. Христианство учит о воплощении не Бога, но Логоса, Второй Ипостаси Единосущной Троицы-Бога.

2. Христос не явился аватарой другого божества.

3. Он родился безмужно, в отличие от мифических богов (за немногими исключениями).

4. «Рождается Христос Бог, ставший человеком через присоединение плоти, обладающей разумной душой» (Максим Исповедник. Т.1, 258).

5. Он воплотился однажды и действительно, а не как языческие боги, которые меняют плоть как маски (например, Юпитер).

6. Бог Слово, став Богочеловеком, действительно родился, жил, страдал, умер, воскрес и вознесся.

7. Божественная и человеческая природы во Христе соединены в одном Лице Бога Слова: неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно), чего совершенно не знает языческая мифология.

8. Он воплотился добровольно. Поэтому Его страдания и смерть не случайны, не бессмысленны, как, например, у Адониса, Аттиса или Озириса.

9. Бог-Слово воплощается по любви к человеку (Ин.3,16), чтобы «прежде падший воскресити образ» (тропарь праздника Рождества Христова), а не для каких либо земных целей.

10. «Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими» (Максим Исповедник 1,238). «… чтобы Самому стать Человеком, как знает Сам, и человека сделать богом через соединение с Собой» (Максим Исповедник, 2,75).

11. Христос чист от всякой страсти – в отличие от языческих божеств (у Кришны, например, по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тысяч сыновей).

12. Он воскрес единожды, а не как те же Адонис, Аттис или Озирис и другие боги, умирающие и воскресающие ежегодно, являясь лишь символами переходных периодов природы (осени и весны).

13. Боговоплощение есть начало обожения человечества во Христе и источник всеобщего Воскресения. Ни того, ни другого язычество никогда не знало.

14. Через воплощение Бога-Слова падший человек приобрел «надежду Воскресения и вечной жизни», унаследовать которую он призван приобщением Иисусу Христу, Кто «послушанием расторгнул осуждение прародительского греха и смертью упразднил державу смерти, дабы «как в Адаме все умирают, так в Нем все оживут» (Первое послание Коринфянам 15,22) (Прем. Максим Исповедник 1,75).

Преподобный Максим Исповедник придавал Таинству Воплощения первостепенное значение, так как Оно «содержит в себе смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей» (Т.1,226).

С языческим учением о перевоплощениях (аватарах) богов непосредственно связана идея о т.н. перевоплощениях личности (метемпсихоз). Эта идея не имеет под собой каких-либо оснований, хотя бы потому, что:

1. Нет фактов подтверждающих ее. Приводимые же случаи «воспоминания» т.н. предшествующих воплощений имеют совсем иную природу. Это:

  • внушения, которому особенно легко поддаются люди т.н. медиумического склада (особенно дети, женщины);
  • непроизвольное самовнушение;
  • телепатические воздействия (см., например, святитель Лука. «Дух, душа и тело»);
  • психические заболевания;
  • прямые бесовские воздействия, беснования;
  • проявление т.н. генетической памяти (механизм дейсвия которой представляет пока для науки тайну), которая может при определенных условиях воспроизводить в сознании человека впечатления и переживания предков.

Если бы и эволюция действительно имела место, то генетическая память могла бы воскрешать и дочеловеческие формы самоощущений.

2. О метемпсихозе ни слова не говорит Библия, признаваемая за Откровение последователями учения о перевоплощениях (в частности, индуизмом, теософией). Напротив, апостол пишет: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9,27).

3. Молчат все без исключения христианские святые, в том числе и самые великие из них, которых в качестве великих мистиков признают теософы и оккультисты разных направлений. Напротив, св. Исаак Сирин пишет: «Кто не старается здесь стяжать эту жизнь в душе своей, да не обольщает себя тщетною надеждою».

4. На Пятом Вселенском Соборе (551 г.) это учение было осуждено.

Учение о перевоплощении вносит в сознание человека искусительную мысль о возможности потом, в серии следующих перевоплощений заняться своим духовным совершенствованием, что в подавляющем большинстве случаев усыпляет духовную активность человека и обесценивает уникальное время этой жизни.

***

Языческие мифы о воплощении богов – это своего рода куклы, с которыми играет маленькая девочка, еще не знающая, что означает рождение ребенка. Их фантазии о боговоплощениях есть не что иное, как выражение религиозного инстинкта, подсознательного чувства близости Бога и ожидания Его грядущего видимого пришествия – Воплощения.

Воплощение 8 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: воплощение 8 букв

8 букв
Евфорион У Гете в «Фаусте» Евфорион — сын Фауста и Елены, воплощение мятежного духа
Кабаниха Монументальный образ Кабанихи — живое воплощение «жестоких нравов», о которых Борис говорит: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»
Камалока Это особая полуматериальная сфера, где осуществляется развоплощение личности
Нехлюдов Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире
Сольвейг Сольвейг — воплощение извечной мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени
Фальстаф Первым воплощением образа героя на музыкальной сцене явилась опера А. Сальери (1799).
Фроттола (итальянское frottola, от frotta — толпа), поэтическая форма, главным образом любовно-лирического содержания, близкая к балладе и вильянсико, а также её музыкальное воплощение в виде многоголосной светской песни
Хеваджра в буддийской мифологии ваджраяны один из идамов, эманация будды Акшобхьи, воплощение мудрости
Хуньдунь мифологическое существо, представлявшееся в Древнем Китае воплощением недифференцированного хаоса, из которого возникла Вселенная
Черепаха Культ черепахи был более свойствен традициям народов Центральной Азии, где на черепаху смотрели как на воплощение бога Вишну, хранителя миров
Похожие запросы: воплощение • 7 букв • 6 букв • 4 буквы • 3 буквы • 5 букв • 2 буквы • 9 букв • 13 букв • 12 букв • 16 букв • 10 букв • 11 букв
Смотрите также: • Сопровождение 4 буквы • Фискал 11 букв • Патриарх 12 букв • Электричество 9 букв • Зоомагазин 10 букв • Интернационал 17 букв • Патриарх 11 букв • Равноденствие 11 букв • Ректор 11 букв • Собачьи
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Ссылка на эту страницу:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *