Добро и зло в православии

Добро и зло в православии

Дорога домой.

Выпуск ДД-01.2

ПРАВОСЛАВИЕ – НАУКА О ДОБРЕ И ЗЛЕ.
Письмо неверующему.

РУС-ENG ENG

Ибо Господь дает мудрость;
из уст Его – знание и разум.
(Притчи 2:6)(1500 лет до РХ)

Эта работа написана для неверующего человека, со светским, техническим образованием, и почти ничего не знающего о Православии. Объясняется самая суть веры, с житейских и практических позиций.

1. Добро и зло.
Добро это созидательное дело, слово или мысль, а зло разрушительное. Требуется созидание честного и порядочного человека, хорошего семьянина, работника и члена общества. Последствие добра и зла очевидны: добро созидает, зло разрушает; добро любит, зло ненавидит; добро помогает, зло топит; добро побеждает добром, зло силой; добро радостно, зло хмурится; добро красиво, зло уродливо; добро мирно, зло враждебно; добро спокойно, зло раздражается; добро миролюбиво, зло агрессивно; добро прощает, зло злопамятно; добро свято, зло гнусно.

2. Три измерений человека.
Психология и другие светские науки видят человека в двух измерениях: физическое (тело) и душевное (разум). Христианство видит еще и третье измерение – дух (добро и зло в человеке). Поэтому, видение и понимание человека в христианстве, и в особенности в Православии, более полное и глубокое чем в светских науках.

3. Учительница, воспитательница и лечебница.
Православная Церковь сперва нас учит: что добро, а что зло; что хорошо, а что плохо; что добродетель, а что грех; а потом воспитывает в нас эти качества. Поэтому, Православная Церковь является учительницей, воспитательницей и лечебницей.

4. Последствия.
Православие учит нас видеть последствие своих дел. Оно открывает духовный мир добра и зла и их последствий в каждом моменте жизни. Человек ясно видит свои дела, а также и дела других людей и их последствия.

5. Психотерапия.
Так как все выше описанные качества являются составляющими здорового человека, с точки зрения психологии, физиологии и духовной жизни, то в конечном итоге, одна составляющая Православия является психотерапия. Поэтому, многие программы по лечению алкоголизма, наркомании и других зависимостей, включают в себе элементы Православия. .

6. Собранность.
Православный человек, воцерковленный и живущий по-православному, постепенно исправляет свой внутренний мир и согласовывает его с Евангельским учением. Такой человек «собранный», его поведение предсказуемо. На него можно надеяться, он честен, он не солжет, он не предаст и т.п. Такой человек если сделает ошибку, он постарается ее исправить. Не живущий по-православному может поступать хорошо, но может и без всякого стыда поступать плохо т.е. грешить. У него нет точного ориентира, который дает воцерковление.

7. Другие христианские веры.
Другие христианские веры имеют одинаковое с Православием происхождение, однако, они более или менее отошли от основного учения, врачевать человека, и поэтому не имеют полноту учения, которое находится в Православии.

8. Нехристианские религии.
Человеку свойственно верить в Бога, и поэтому не было ни одной цивилизации на земле которая не верила бы в какого-то бога. Бог и высшие силы всегда были к которым люди молились и приносили жертвы, иногда человеческие. Христианство – вера в истинного Бога; Бога правды, истина и любви, которая кроме молитвы, учит еще как жить и этим открывает путь к здоровой и полноценной жизни на земле, а это и говорит о ее божественном происхождении.

Примечания.
• Некоторые места в этом обзоре взяты из прошлых работ. Это сделано для того чтобы она была самостоятельная и законченная (stand by itself) и можно было бы ее читать независимо и без ссылок на другие работы.

Ссылки.
• Жизнь по добру — одна из основ христианства (ДД-01)
• Православная вера воспитала русского человека (ДД-02)
• Искусство жить и наука о добре и зле
• Воспитание разума (Патриарх Кирилл) (ДД-64.8рар)
• Православная психотерапия, святоотеческий курс врачевания души http://st-jhouse.narod.ru/biblio/psychology/vlhs_0.htm
• Библия Ветхий Завет Новый Завет
• Bible KJV Bible KJV


> Рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции»

  • > Рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции»


>● то, что:

  • >● то, что:
  • >- помогает росту души человека;
  • >- помогает другим людям;
  • >- радует Бога.
  • >● то, что удаляет от добрых целей, в православии есть синоним: грех.
  • >● то, что указывает на грех, подсказывает, как должен поступить человек.
  • >● это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.


>зло

  • Содержание

    Кажется, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи.

    Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: » нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано». Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

    • >●Железо ржа съедает, а завист-
      • >●Железо ржа съедает, а завист-
      • > ливый от зависти погибает
      • >●Не ищи правды в других,
      • > коли её в тебе нет.
      • >●Вору потакать – что
      • > самому воровать.
      • >●На свете всё найдёшь,
      • > кроме отца и матери.
      • >●Насилие яд для души.

      >- Разберите слово «милосердие» по составу.

      • >- Разберите слово «милосердие» по составу.
      • >- Объяснят, как могло возникнуть в языке это слово.

      >Стр. 42 – 44.

      • >Стр. 42 – 44.
      • >Притча
      • >о добром самарянине

      Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по-прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна вдруг стала просить себе всё больше еды. Свекровь её недоумевала: «Раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

    >- Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая ваша рука не знает, что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?

    • >- Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая ваша рука не знает, что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?
    • >- А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?
    • — Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание?

    >Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

    • >Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
    • >● Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованный, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.
    • >● Да, потому что соблюдение законов даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.
    • >● Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

    > Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

    • > Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
    • > Что нового вы узнали на сегод-няшнем уроке, какие новые слова запомнили?
    • > Над чем вы задумались на сегод-няшнем уроке?

    >Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.

    • >Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.
    • >Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии.
    • Учебник стр. 40 – 45 читать.

    Дорога домой. Выпуск ДД-01

    ЖИЗНЬ ПО ДОБРУ — ОДНА ИЗ ОСНОВ ХРИСТИАНСТВА.

    Заповедь новую даю вам,
    да любите друг друга.
    (Иоанна 13:34)

    Когда мы встречаемся с христианством, то перед нами появляется огромная гора знаний и мы как маленькая букашка стоим перед ней. Это целый новый мир: мир новых знаний, новых понятий, нового опыта, новой практики, нового ощущения, новых слов и нового мышления. И бывает трудно понять что же здесь самое главное? В этом новом мире есть и молитвы, и правила, и поучительные рассказы, и святые, и история, и разные христианские группировки. Какой же смысл всего этого и к чему все это? Что же самое главное?

    Перед каждым человеком, каждый день, каждый час стоят вопросы на которые нужно найти ответ и принять какое то решение. Нужно ответить на вопросы: «Как мне поступить», «Каким мне быть» и «К чему стремиться в жизни»? Какое мое поведение? Какая окраска всей моей деятельности? Какое мое мировоззрение?

    Нужно тоже ответить на вопрос правильны ли мои ответы или нет, и почему?
    Когда человек живет среди своих, то многие из этих вопросов решаются сами собой. Мы поступаем так как нас учили родители, семья и общество. Когда же мы попадаем в другую среду, где думают и поступают по другому; где другое мировоззрение, где другая культура, и нашей старой мерки нет, то на эти вопросы очень важно ответить. В новых обстоятельствах, на кого же нам равняться? Все поступают так, а как мне поступить и почему?
    Но, даже если человек живет среди «своих» и живет по их советам и правилам, то все равно у думающего человека рано или поздно появляются вопросы: «Как мне поступить», «Каким мне быть и почему», и «К чему стремиться в жизни»?

    Добро и зло. Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать что добро, а что зло; для того чтобы следовать по правильному пути. Многие люди старались понять что добро и что зло, но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло как Христианство. Так что же добро и что зло? Итак: Добро созидает, зло разрушает. Добро любит, зло ненавидит. Добро помогает, зло топит. Добро побеждает добром, зло силой. Добро радостно, зло хмурится. Добро красиво, зло уродливо. Добро мирно, зло враждебно. Добро спокойно, зло раздражается. Добро миролюбиво, зло задирается. Добро прощает, зло злопамятно. Добро свято, зло гнусно.
    Отсюда становится ясно что действительно в мире есть созидательная сила — добро, и разрушительная сила — зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и в конце концов и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться. Нужно только наблюдать за людьми, животными и вообще всем миром чтобы это увидеть.
    Христианская вера ставит как одну из основ своего учения что нужно жить по добру и по христианской любви. На этом фундаменте нужно строить всю свою жизнь, все свои дела, все свои слова и все свои мысли. Для всего этого нужно знать что добро, а что зло, и уметь их различать.
    До христианства, 2000 лет тому назад, люди были на редкость жестокими, существовало рабство и ужасная нравственная распущенность; мир лежал в темноте. Христианство все это изменило и христианские ценности стали постепенно общечеловеческими ценностями.

    Как поступать? На вопрос «Как мне поступить»: поздороваться или нет, улыбнуться или нет, как разговаривать, как писать, как работать, что говорить? На все эти вопросы можно ответить по разному. Скажем разговаривать можно с высока, можно подсмеиваться, а можно говорить и неприятности. Итак, на каждый жизненный случай можно поступать по разному.
    Христианство дает нам ответ, что всегда нужно исходить из христианской любви и доброжелательства к человеку. Это должно быть основой нашего поведения и нашего мировоззрения. Чтобы мы ни делали в жизни, какая бы не была у нас профессия, во всех наших поступках нужно придерживаться любви и добра. Любовь и добро есть ключ ко всей жизни, ко всему миру. Добрые отношения дают добрые, положительные результаты.
    В Церкви нас этому учат при помощи молитв, поучительных рассказов, описания жизни святых, постов, исповеди, и так далее. Вся эта методика для того чтобы научить человека жить по добру и быть в добрых отношениях и христианской любви со всеми и изменить его к лучшему. Этому нас учит любящий нас, наш Отец, Господь Бог.

    Каким мне быть и почему? Вместе с учением о наших поступках связан вопрос «Каким мне быть и почему»? Быть скромным или ничего не стесняться, быть открытым или быть подозрительным. Быть настойчивым, грубым или мягким? На все эти вопросы христианство тоже дает ответы что конечно человек по своему строению должен быть добрым и любвеобильным ко всем. К людям, животным и природе. Если человек добрый то ему конечно легко и даже естественно поступать по добру и любви.
    Почему нужно поступать по любви и по добру? Потому что все хорошее, положительное все исходит из добрых слов и добрых дел. Конечно когда мы живем по добру, то результат наших дел тоже будет добрый и положительный. А это и есть воля Господа Бога.

    К чему стремиться в жизни? Этот вопрос уже более широкий. Стремиться ли к богатству, или к славе, или к учености? Какая должна быть наша идеология, наше мировоззрение? Так вот христианство опять дает нам ответ. Чтобы мы не делали, какая бы не была наша работа или профессия, самое основное это жить, поступать и думать по добру и христианской любви. Это воля нашего Отца, Господа Бога.

    Не забывать что основное. Все полезное может превратиться в отрицательное, если мы им злоупотребляем или не правильно применяем. Например если мы переедаем, слишком много работаем, или занимаемся и т. п. Поэтому и к христианству нужно подходить благоразумно и с рассуждением. Без хорошего руководства и без живого примера, легко запутаться и сойти с правильного пути. Можно забыть что главное и уйти в фанатизм, эмоциональность или ритуальность. Это произошло со многими так называемыми «христианскими» группами. Поэтому, нужно помнить что самое главное это вера и любовь к Богу, который есть источник любви и добра. Это выражается в нашей жизни по Его учению, то есть в доброжелательном и добром отношении и христианской любви к каждому человеку.

    Примечание
    Эта статья является записью одного разговора с девушкой из РФ, в 1992 г., перед тем как она вошла в церковь. Она была только раз в церкви и то с туром и ничего не знала. Нужно было кратко, понятно и ясно изложить самое основное.

    Литература на наших эл. стр.
    О православный христианине (ДД-05)
    Благотворное влияние христианства (ДД-06)
    Что такое христианство? (ДД-38)
    Составляющие христианства (ДД-38.2)
    Как создавалась Православно-Христианская Вера (ДД-38.3)
    Что такое Священное Писание или Библия (ДД-38.4)
    Нагорная проповедь (Апостол Матфей) (ДД-38.5)
    Нагорная проповедь (Архиепископ Аверкий) (ДД-38.6р)
    Православная вера воспитала русского человека (ДД-02)
    Характер русского народа в прошлом (Солженицын) (ДД-06.6р)
    Значение Православия для России (Царевский) (ДД-40)

    Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-01 —
    Жизнь по добру — одна из основ христианства»
    Храм всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ),
    г. Бурлингейм, штат Калифорния
    Church of all Russian Saints (ANM),
    744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
    эл. стр.: http://www.dorogadomoj.com/

    Департамент образования города Москвы
    Московский институт открытого образования
    Факультет повышения квалификации
    Кафедра ЮНЕСКО
    «Международное образование и интеграция детей мигрантов в школе»
    Тема урока
    «Добро и зло в православной традиции»
    Выполнила: Шалыганова Татьяна Борисовна
    направившее учреждение
    моб. телефон
    89030040338
    e-mail: saltata@mail.ru
    Москва 2014
    Цель:
    формирование представлений о понятиях добра и зла.
    Задачи:
    Учебные: установить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
    соотнести нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры.
    Воспитательные: способствовать гуманному поведению учащихся по отношению к людям, установить базовые нравственные установки, укрепляющие к любви к миру, как Божественному творению.
    Техническое обеспечение урока:
    учебник «Основы православной культуры». Рабочие программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
    Учитель. Здравствуйте ребята!
    Тема нашего урока:
    «Добро и зло в православной традиции».
    Начну с того, что православные верят в то, что Бог – Творец мира видимого и невидимого.
    Мы знаем, что в мире есть добро и зло.
    Сотворил ли Бог так же – добро и зло?
    Ответы учащихся.
    Учитель. Нет, православная традиция стоит на твердой вере в то, что Господь – благ, и все делает для нашего блага. Он желает Своему творению только блага, как Отец Небесный.
    Откуда же берется зло?
    Ответы учащихся.
    Учитель. Зло – это уклонения от добра. Оно может быть по ошибке.

    Так, слово «грех» переводится с греческого языка как «промах», то есть «ошибка». Бывает, человек не хотел зла, но нечаянно его совершил. Это промах мимо цели. Это грех.
    Но бывает и добровольное бегство от добра. Тогда мы говорим о человеке – злодей, злонамеренный, зловредный. Какие еще вы знаете слова, в которых содержится указание на зло?
    Ответы детей. Учитель записывает на доске: злопамятный, злокозненный, злоумышленник, злонравный, злорадство, злоречивый, злоязычный, злословие, злыдня, злодей, злодейство, назло.
    Учитель. Давайте разберем эти слова. Что они значат?
    Из каких простых слов сложилось слово злонамеренный?
    Ответы учащихся.

    • Злопамятный?
    • Зловредный?
    • Злорадство?
    • Злодей?

    Учитель. А какие вы знаете слова, несущие в себе корень добро?
    Ответы учащихся.
    (добродетель, добродушный, добропорядочный, добросердечный, доброжелательный, добротный, доброволец, добролюбивый, добронравный, добрососедский)
    Учитель. Из каких простых слов сложилось слово доброжелательный?

    • Добродушный?
    • Добросердечный?

    Учитель. Какие еще есть слова в русском языке, которые мы относим к добру и злу?
    Давайте запишем их в табличку. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части: слева напишите слово «Зло», а справа — «Добро», затем напишите под каждым понятием, какие качества человека к ним относится.

    Зло Добро
    Ненависть
    Обман
    Предательство
    Подлость
    Грубость
    Черствость
    Похвальба
    Жестокость
    Преступление (нарушение закона, писанного или нравственного)
    Клевета
    Неблагодарность
    Зависть, завистливый
    Гордыня
    Вражда
    Сплетни
    Жестокость
    Жадность
    Месть
    Любовь
    Честность
    Выручка
    Благородство
    Вежливость
    Отзывчивость
    Скромность
    Доброта, добросердечность
    Послушание (закону, писанному или нравственному)
    Правда
    Благодарность
    Независтливый
    Смирение
    Дружба
    Молчание или разговор ради дружбы
    Милосердие
    Щедрость
    Прощение

    Учитель. Что у вас получилось?
    Ответы учащихся.
    Учитель. Молодцы! Все верно.
    А что такое добродетель?
    -Это деятельное стремление к добру, к избеганию зла.
    Согласно православной традиции, добродетель — это не только не делать злого, но и не мечтать, не думать, не помышлять о злом. Надо думать о добром, помышлять о добром, творить добро. Но и это не всё. Добродетельностью надо не хвастаться и не гордиться тем, что делаешь добро.
    Добродетель – это не ради оценки «отлично» в книге, которую держит Ангел небес, и не из-за страха наказания.
    Добродетель — истинная, искренняя ради любви к Богу, Творцу добра и всякого блага. Как любящие дети мы должны подражать любимым родителям. Так и добродетель – это то, что творится нами не для того, чтобы избежать наказания, а чтобы не огорчить того, кого любим.
    Люди, далекие от церкви, часто не понимают смысл такой добродетели, как смирение. Что это?
    Смирение в православной традиции – это удаление от страстей, зависти, ревности, гордости, гнева, любви к славе.
    Тот, кто сможет смирить эти свои страсти, тот настоящий воин! Воин против собственного греха. Это труднее, чем победить врага внешнего. Смирение помогает победить этого внутреннего нашего врага.
    Итак, люди, исповедующие православие, трудятся, чтобы победить зло в самих себе. А может ли быть у православного человека враг внешний?
    Ответы учащихся.
    Учитель. Да!
    Вот как написал об этом Митрополит Московский Филарет, который жил во времена А.С. Пушкина: «Врагов своих – возлюби, врагов Отечества – сокруши, врагов Бога – чурайся».
    Учитель. Послушайте дети одну ветхозаветную историю.
    Есть еще на нашей памяти такой образ – древо познания добра и зла. Росло такое дерево в райском саду. Первым людям – Адаму и Еве разрешил Творец пробовать плоды с любого дерева в этом саду. Только с одного дерева не велел Господь срывать плода – с Дерева познания Добра и Зла.
    Что же было дальше? В Райский сад приползает сатана в образе змея. Сатана или дьявол, или денница – это враг Бога. Один из Его архангелов, который сознательно удалился от Добра, сознательно выбрал стать злым, служить Злу. Сатана злонамеренный (у него злое намерение – поссорить человека с Богом). Зловредный (он хочет, чтобы человек потерял рай), злокозненный (он тайно строит козни), злоречивый (он заводит злые речи, обманывает доверчивую Еву, уговаривает ее отведать запретный плод) и злорадный (когда Ева отведала сама и дала Адаму отведать этого плода, Змей злорадствует, радуется, что люди ослушались Бога, удалились от Добра).
    А еще Сатана завистлив (завидует Творцу, но сам ничего нового сотворить не может, а может только очернить, оболгать, оклеветать то, что сотворил Бог). Поэтому есть еще одно имя этому злому архангелу. Его называют Лукавым. Лукавство – это обман, ложь.
    Интересно, что это в русском переводе с древних языков Древо познания стало называться: Древом познания добра и зла. Так бывает – когда переводят что-то с одного языка на другой – часто возникают неточности.
    А точное название того Древа иное. В древних рукописях написано: Древо познания доброго и лукавого. Что означает познание истинного и ложного.
    Что же произошло в тот прискорбный день в Райском саду? Было ли что-то «волшебное», чудесное в самом плоде (его часто изображают на иконах и картинах как яблоко)?
    Ответы учащихся.
    Учитель. Нет. В самом «яблоке» не было ничего чудесного. Оно не содержало микрочипов с информацией о перечне злых и добрых дел. Оно не превратило юных Адама и Еву в мудрых старцев, которые «всё знают».
    Так о чем же эта история? Как Адам и Ева узнали Доброе и Лукавое?
    Они узнали, что Господь все им дал для их блага. Они были сыты и счастливы в Раю. Только один запрет им был дан от Бога (с одного дерева не вкушать). Это было как испытание. Тренировка их воли. Проверка их послушания Богу. Добровольного следования добру.
    А когда первые люди нарушили этот единственный запрет, преступили единственную заповедь, не прошли проверку на послушание, выбрали сами, кого послушаться – Змея, а не Бога. Выбрали послушаться Лукавого. Вот они и узнали доброе и лукавое.
    Так закончилось пребывание первых людей в Раю.
    Адам и Ева жили долго и умерли. Долго жили их дети и внуки и умерли. Новые и новые поколения рождаются на земле. Теперь в мире растет и ваше поколение. И каждое поколение, каждый человек сам решает – каким ему быть, кого ему слушать – Бога, который хочет нам блага и спасения, или врага Его – Лукавого Сатану, который выбрал злословие, злонамеренность, ненависть и вражду.
    Вопросы и задания к уроку:
    1.Опишите своими словами понятия добра и зла?
    2.Когда было совершено первое зло?
    3.Какими качествами должен обладать добрый человек?
    4.От каких качеств человек должен избавиться, чтобы поступать по добру?
    5. Нарисуйте сюжет из ветхозаветной истории про Адама и Еву.
    Урок окончен.
    Желаю вам добра!
    Литература:
    1.Библия. Книга Бытия.
    2.Основы православной культуры. Учебник. М.: Просвещение, 2013
    Изд. «Просвещение».
    3.Методическое пособие к учебнику «Основы православной культуры»
    М.: Русское слово, 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *