Дивногорский успенский монастырь

Дивногорский успенский монастырь

В Успенском соборном храме Священноархимандрит обители митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Лискинского церковного округа протоиерей Василий Вылуск, наместник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря игумен Максим (Лапыгин) и братия монастыря в священном сане.

За богослужением молились многочисленные прихожане и паломники.

После отпуста литургии был совершен крестный ход и возглашены уставные многолетия.

По отпусте Литургии Владыка Сергий обратился к молящимся со словом поздравления и духовного назидания:

«Дорогие отцы, братья, сестры, паломники святой обители! Сердечно поздравляю всех с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Каждый год мы встречаем этот праздник, предваряя его двухнедельным строгим постом. В этом труде поста – напоминание о том, что Пресвятая Дева Мария за чистоту сердца и добродетели была избрана Богом стать Матерью Бога-Слова. Трудом, постом и молитвой Она внутренне готовила Себя к предстоящему служению. Господь призрел на Ее смирение, молитвенные подвиги и сердечное сокрушение, любовь к людям. Благодаря Ей человечество обрело воплотившегося Сына Божия – Христа Спасителя.

Матерь Божия нам являет пример светлой жизни – от самого младенчества, когда Она была посвящена Богу и воспитывалась в Иерусалимском храме. Затем совершилось обручение Ее со старцем Иосифом. После рождения Христа Она воспитывала Его, передавая Ему Свой опыт человеческой жизни. Евангелист сообщает, что Отрок Иисус был в послушании у Пресвятой Девы и старца Иосифа до времени выхода своего на проповедь, то есть до 30-летнего возраста. (См. Лк.

2:51). Все это – пример нам для подражания! Мы должны изменить свои привычки и приоритеты, избавиться от гордости, ненависти и зависти, сделать правилом жизни добродетели, основанные на любви к Богу и ближнему.

Без любви к ближнему мы не можем любить Бога! Так учит нас Священное Писание: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин., 4: 20). Братьев своих мы видим каждый день, но подчас ненавидим их! У нас недостаточно чувства такта, уважения, доброжелательности, чтобы проявить искреннюю любовь к своему ближнему.

Мы люди грешные, нарушаем данные Богом заповеди и правила жизни. Но, несмотря на это, Матерь Божия слышит наши молитвы и оказывает нам необходимую помощь. Она – первая наша Заступница, простирает Свой омофор над нами, защищает нас от злых последствий нашего греховного состояния. Она внушает нам мысли об исправлении жизни, побуждает к святости, к уподоблению Ей в своих стремлениях и поступках.

Праздник Успения Божией Матери напоминает нам о любви Ее к роду человеческому. Вся жизнь Пресвятой Богородицы состояла в том, чтобы служить Христу, затем помогать апостолам в деле проповеди, а они находили в Ней утешение и отраду, духовную и молитвенную поддержку. Мы с вами в своих нуждах тоже просим Божию Матерь о помощи, получаем просимое и должны благодарить Ее. Мы имеем надежду своего спасения в том, что находимся под Ее покровом.

Счастливы мы, воронежцы, оттого, что имеем эту Дивногорскую обитель, славную своим прошлым, в трудах и молитве созидающую настоящее. Верим, что и в будущем обитель, посвященная Успению Божией Матери, будет вести ко спасению своих насельников и всех, с верой сюда приходящих.

Да сохранит всех вас Царица Небесная и да покроет честным Своим омофором!».

В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны возвышаются многочисленные известняковые горы, вершины которых увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, за свой причудливый облик названными в народе дивами. От них получила свое название и вся окружающая местность. В глубине горы дерзновенная человеческая рука создала иную красоту — многочисленные пещеры. С давних времен в этих пещерах обитали православные подвижники, возжегшие здесь лампаду монашеской жизни.
По преданию, монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом — греками, выходцами с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними были погребены византийские монахи.
Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от притеснений польских католиков.
В 1786 г. монастырь был упразднен, а в 1828 г. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Вознесенского Коротоякского монастыря. С 1864 г. — 2-го класса необщежительный мужской монастырь.
Храмов было 3: каменный соборный в честь Успения Божией Матери (освящен в 1658 г.) с 2 приделами: во имя свт. Николая Чудотворца (освящен в 1851 г.) и во имя свт.

Митрофана Воронежского (освящен в 1852 г.); в меловом столпе, на верхнем скате горы, в честь Рождества Иоанна Предтечи (высечен в скале в 1693 г.); каменный в честь Сицилийской иконы Божией Матери.
Настоящее разорение обители началось в 1927 г., когда монастырский комплекс был отдан под санаторий героев революции.

Новые хозяева жгли иконы, разворовывали утварь и оставшееся монастырское имущество, оскверняли пещеры.
Летом 1997 г. Дивногорский Успенский монастарь передали Русской Православной Церкви. Был приведен в порядок один из пещерных храмов, в котором начали совершать богослужения; появились первые прихожане. К радости верующих, уцелела одна из главных святынь Воронежского края, которая возвратилась в возрожденный Дивногорский монастырь — Сицилийская икона Божией Матери.
Святыни: ковчежец с мощами святых.

Костомарово
Подгоренский район Воронежской области отличается от других необычным рельефом местности. Холмы, пересеченные логами, меловые горы. Вокруг села Костомарово эти холмы и горы приобретают какое-то особое величие. А православная молитва звучит над ними уже 1200 лет. До гражданской войны эти места посещались паломниками, которые приравнивали их к святым местам Иерусалима или Киево-Печерской лавры.
Ландшафт Костомаровской земли практически повторяет Голгофу в Иерусалиме.

Не на каждой карте найдешь деревеньку Костомарово — уж больно она маленькая. Но расположенный неподалеку от нее Свято-Спасский женский монастырь вот уже много лет вписан в справочник паломника. По преданию, сам Андрей Первозванный обратил свой взор на эти места две тысячи лет назад. Апостол был послан на Восток обращать в христианскую веру скифские народы…
С гор ему открылся вид, который поразил его своим сходством с тем местом, где он совсем недавно был. Старец стоял на вершине Голгофы у подножия креста — того самого, на котором распяли его Учителя. Святой Андрей долго в раздумьях и с болью в сердце смотрел на пейзаж, поразительно напоминавший Иерусалимскую землю. Потрясенный своим открытием, он повелел поставить на вершине одной из меловых гор каменный крест и основать пещерный монастырь.
Среди разных народов побывал апостол Андрей, проповедуя Евангелие, а вот русичи ему более всего по душе пришлись: «Сильные, красивые ликом, добрые душой. У этих зерно христианства в свое время даст росток. Пока они язычники и поклоняются разным богам, но благая весть о Едином Истинном Боге останется в их сердцах и прорастет в сердцах потомков через многие, многие годы. А это место пусть всегда будет напоминать всем ту Святую Землю, где принял мученическую смерть, а затем воскрес Иисус».
Это, конечно, легенда, но те, кто бывал в Иерусалиме, действительно отмечают удивительное сходство между Иерусалимской и Костомаровской землей. Здесь, как и на Святой Земле, есть и причудливо иссеченная лентой дороги равнина, и свой Гефсиманский сад на склоне холма, и своя Голгофа в натуральную величину, почти ничем не отличающаяся от настоящей, и гора Фавор.
Храм

Все это — восхитительное создание природы, а не творение рук человеческих. Но этот каприз природы стал загадкой, которую люди не могу разгадать на протяжении двух тысячелетий. Человек лишь обустроил ее творения, придав им ту форму, которую посчитал необходимой. Сегодня на местной Голгофе возвышается деревянный крест, а на фоне всего этого природного великолепия у подножия гор стоит монастырь — Свято-Спасская женская обитель. До сих пор сохранился большой двупрестольный пещерный собор.

Главный престол его освящен в честь Нерукотворного образа Спаса, второй престол — в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови.
На запад по склону — храм Серафима Саровского, заложенный в 1803 году и освященный во имя святого Серафима. Неподалеку есть еще один храм, называемый Пещерой покаяния. В нем священник принимал «покаянную исповедь». Только жаль, что мы не попали в эту пещеру.


Тридцатые годы двадцатого столетия стали для монастыря роковыми. Обитель была разрушена. Но в 1945 году ее вновь открыли как приходской храм для жителей сел Юдино и Костомарово. В годы хрущевского правления храмы Костомаровской обители снова были закрыты. Но обитель не могли покинуть несколько сестер-насельниц. Тогда богоборцы облили постройки керосином и подожгли. Все погибло в огне: служебные книги, иконы, церковная утварь…
Прошли десятилетия. Наступили девяностые годы, и снова возродились скитские пещерные храмы, которые были переданы Воронежской епархии. В праздничные и воскресные дни в них стали совершаться службы. А в самом начале 1997 года попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия возрождается Свято-Спасская женская обитель.

В Серафимовском храме и пещерках?затворах иногда слышится пение. В Спасском храме чудный аромат исходит от ниши, где раньше лежала плащаница Божией Матери. Уже очень давно исчезла плащаница, а аромат все не исчезает…
Однажды в суете мирской строители без должного почтения подошли к затворенным дверям Серафимовского храма и, открыв замок, увидели внутри старца-монаха. Он был белобород и молился пред Царскими вратами. Напуганные увиденным, строители убежали… «Дедушку» в храме не раз видели и дети. По всем описаниям облик его напоминает святого Серафима Саровского.
А вот более древняя история. Монах, молившийся в одной из пещер, увидел, как своды пещеры раздвинулись и оттуда хлынул свет, а вслед за ним вышла Божия Матерь. Видение продолжалось недолго. О тех временах напоминает глубокая трещина в пещерной стене и потолке. И веет от нее прохладным ветерком… Бывавшие здесь геологи утверждают, что возможность существования такой трещины исключается законами природы. Даже при землетрясении не может произойти такого. Может разрушиться все, но чтобы раздвинулись одни своды в глубокой пещере, — такое противоречит всем сейсмическим канонам.
В главном пещерном храме на самом почетном месте висит написанная на металле икона Валаамской Божией Матери, по преданию, подаренная монастырю Александром I и простреленная богоборцами в лихие революционные годы. От этой святой иконы произошло несколько чудесных исцелений. А с января 2002 года икона кровоточит…

Послушницы монастыря учатся грамоте и пролчим премудростям у опытных наставниц. На уроках рукоделия вышивают шелком и бисером. В свободное время ухаживают за животными в своем подсобном хозяйстве. Летом собирают грибы, ягоды и лекарственные травы. Из трав по специальному старинному рецепту варят исцеляющий множество болезней бальзам. На тщательно обработанных огородах овощи зреют. В птичнике — индоутки да курочки гуляют. На скотном дворе каждый раз прибавление — то телочка, то бычок.
Паломники приезжают в это святое место со всех концов России. А из детского дома Саратова каждое лето приезжают ребятишки. Им очень нравится в обители, уезжают со слезами. За эти годы сделано то, на что ранее понадобилось бы не менее пятнадцати лет. С Божией помощью не напрасными оказались общие труды сестер, настоятельницы матушки Серафимы, владыки Мефодия, благочинного Александра отца Долгушева, служащего здесь батюшки иеромонаха Кирилла и многочисленных благодетелей обители.
Поднимаясь на Голгофу, чувствуешь, как где-то глубоко под землей отдается эхом звук твоих шагов. Это сокрытые подземные храмы. Но почему же они не открыты? Монахини говорят: «Не пришло еще время. Бог Сам решит, когда открыть их людям».
Да, много еще тайн хранят в себе Костомаровские горы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *