Дисграфия у детей

Дисграфия у детей

Виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме, но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак – лак; стол – штол ;жук – зук ; ковёр – ковёл; кожа – коза; бублик – пуплик).
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

2. Акустическая диcгрaфия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

Приведем пример таких ошибок:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии:

  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
  • нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
  • синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
  • грубые нарушения последовательности слов;
  • рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
  • замена форм ед.числа существительными мн.числа;
  • замена окончаний слов;
  • замена приставок, суффиксов ( словообразование).
  • неправильное употребление предлогов, окончаний, некоторых приставок и суффиксов, нарушение согласования.

Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ.

ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

  • искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом ( п — т, ш — и, л — м ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве ( п — н, м — ш ).

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Смешанные формы дисграфии

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)
  • асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Проблемы ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ могут быть решены с помощью Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию Фонетико-фонематических нарушений у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы выявлено более 50% детей с нарушениями процессов чтения и письма.

В результате регулярной работы детей в программе «Речевые технологии» нарушения процессов чтения и письма разной степени выраженности у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают высокого уровня развития процессов чтения и письма, необходимых для успешного обучения в школе.

Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.

О Программе «Речевые технологии»

Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.

Дисграфия и дислексия – что это?

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:

  • наследственной и генетической предрасположенности;
  • неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
  • нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
  • патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
  • развития соматических заболеваний;
  • инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
  • наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
  • недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
  • наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
  • малого количества речевых контактов;
  • неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
  • слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
  • завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма.

В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

Дисграфия — это заболевание, о котором родители очень часто узнают, когда отдают ребенка в школу. Заболевание выражается в невозможности освоить письменную речь.

В первую очередь такое положение обусловлено несформированными психическими функциями. Проявляется дисграфия у детей в наличии постоянных, стойких, повторяющихся изо дня в день, ошибок при письме. Ребенок может прекрасно знать орфографические правила, но ошибок, когда он выполняет письменные упражнения, не становится меньше. Специалисты будоражат общественность статистикой о том, что дисграфия, в той или иной степени, встречается у каждого третьего школьника. Родители склонны обвинять в проблеме новые образовательные программы, которые, по их мнению, перегружают мозг ребенка. Это мнение не соответствует действительности. Также неправильно думать, что заболевание — признак умственной отсталости. Все проще. И вместе с тем, сложнее — как в жизни.

Заболевание одно, а виды у него разные

Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:

  • артикулярно-акустический. Это когда у ребенка нарушен сам процесс правильного произношения звука. Естественно, что и слова он начинает писать неправильно. Получается, что свое произношение он пытается передать в письме: «Что слышу, то и пишу». Понятно, что коррекция дисграфии данной формы будет заключаться в том, что врач подберет специальные упражнения, чтобы исправить звукопроизношение;
  • акустический. Малыш школьного возраста старается заменить правильные буквы на те, что близки по звучанию — Ж-Ш, В-Ф, Ш-С. Интересно, что произношение слов у ребенка будет правильным, неправильно он их будет записывать;
  • аграмматический. Дисграфия вызвана тем, что недоразвитым является сам грамматический строй речи. Дети совершают постоянные ошибки, не обращая внимание на то, что существуют грамматические правила. В этом случае диагностика формы возможна только у тех, кто ходит в 3-й класс. Раньше заболевание не проявляется;
  • оптический. У ребенка нарушен пространственный и зрительный анализ. Он не в состоянии уловить различия, между всеми этими палочками и крючочками, из которых состоят буквы. При таком виде дисграфии, сколько бы школьник не пытался правильно списывать упражнения из учебника, у него ничего не выходит;
  • моторный. Нарушена гармония между движением руки и зрительным образом звука.

Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.

Устраняем дисграфию с помощью упражнений

Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения.

Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:

  • исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;
  • вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра — великолепная профилактика дисграфии;
  • лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;
  • напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание. Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;
  • поиграем в буквы. Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.

Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией

С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.

Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.

Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.

Никогда не ругайте малыша за ошибки, старайтесь даже не шутить и не иронизировать. В семье желательно установить режим полного благоприятствования. Настройте вашего школьника на серьезный лад. Борьба с таким заболеванием, как дисграфия — это, в первую очередь, труд. Кропотливый и нелегкий.

Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.

Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего «дисграфика» скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже «отбыл» свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *