Диптих

Диптих

Слово «диптих» происходит от греческого — διπτυχον, что значит в переводе — «сложенный вдвое». Первоначально диптихом назывались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (греч. — τριπτυχα), пентаптихами (греч — πενταπτυχα) или вообще полиптихами (греч. — πολυπτυχα). На этих табличках записывались списки имен, поминаемых во время Евхаристии в древней Церкви. Такой чести удостаивались приносившие дары и иные выдающиеся члены общины, правящие епископы, иные архиереи, святые мученики и исповедники, а также праведно скончавшиеся члены общины.

Сегодня в Церкви, как правило, под термином «диптих» понимается список Поместных Автокефальных Православных Церквей, которые расположены друг за другом в определенной строгой последовательности. Эта же последовательность сохраняется, когда поминаются и их Предстоятели во время богослужений. На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета.

На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов.

В настоящее время диптихи, принятые в разных Церквах, порой отличаются друг от друга. Этот вопрос становится порой камнем преткновения и предметом для полемики.

Следует отметить, что одним из вопросов, который собираются выносить на так называемом Всеправославном соборе, который, как предполагается, вскоре состоится, — является проблема диптиха, а конкретно — правила взаимного канонического признания Православных Церквей. В чем суть вопроса? Каков в настоящее время порядок в диптихе Поместных Православных Церквей? Давайте разберемся.

В настоящее время порядок размещения Церквей в диптихе следующий:

Константинопольская.

2. Александрийская.

3. Антиохийская.

4. Иерусалимская.

5. Русская.

6. Грузинская.

7. Сербская.

8. Румынская.

9. Болгарская.

10. Кипрская.

11. Элладская.

12. Албанская.

13. Польская.

14. Чешских земель и Словакии.

15. Православная Церковь в Америке.

Каноническим основанием этого порядка служит 36-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит: «Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».

В 1054 году Римский престол впал в ересь и Константинополь стал первым по чести среди Православных Патриарших Престолов. В 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия II (Транос), подвижник святой жизни, находясь в Москве, даровал Русской Церкви Патриаршество. Тогда же с согласия своих собратий восточных Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Русской Церкви дано было пятое место в диптихе вслед за этими древними Церквами, каковой порядок сохраняется и доныне. Остальные Церкви заняли место по старшинству дарования им автокефалий.

Правда, есть Церкви, которые получили автокефалию раньше, чем Русская Церковь. Однако и Константинопольская Церковь возникла гораздо позже Иерусалимской или Антиохийской, о которой в Деянии Святых Апостолов сказано, что там впервые ученики стали называть себя христианами (Деян.11:26). Однако Святые Отцы Второго Вселенского Собора третьим правилом даровали этому Патриаршему Престола честь и права, равные с Римским престолом, «потому что город оный есть новый Рим», т.е. имперская столица.

Исходя из логики Святых Отцов, можно было бы и Московскому Патриарху даровать второе место после Константинополя, поскольку Москва долгое время оставалась Третьим Римом – городом, в котором жили православные Цари, блюстители Православия во Вселенной. При этом в других странах уже не было православных государей или же, если были, то они во всем зависели от Русского Царя. Однако наши благочестивые предшественники за лучшее почли не изменять 36-е правило Шестого Вселенского Собора, а сохранить указанный в нем порядок размещения Церквей в диптихе.

В настоящее время предстоятель Кипрской Церкви претендует на 5-е место, занимаемое Русской Церковью, поскольку его Церкви была дарована автокефалия еще во времена Вселенских Соборов. 39-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Понеже брат и сослужитель наш Иоанн, предстоятель острова Кипра, купно со своим народом, по причине варварских нашествий, и дабы освободиться от языческаго рабства, и верно покорствовать скипетру Христианской державы, из упомянутаго острова переселился в Геллеспонсткую область, промышлением человеколюбиваго Бога, и тщанием Христолюбиваго и благочестиваго царя нашего, то мы постановляем: да будут сохранены неизменными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, от Богоносных отец, во Эфесе некогда собравшихся, да имеет новый Иустинианополь права Костантинополя, и учреждаемый в оном Боголюбезнейший епископ да начальствует над всеми епископами Геллеспонския области, и да будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши рассудили, да будут соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и епископ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Иустинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластых вышереченному Боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от котораго, когда потребно будет, и самаго Кизика града епископ да поставляется».

Впрочем, претензии кипрского митрополита вызваны не реальным положение дел, а его непомерными амбициями, поощряемыми «восточным папой» Патриархом Варфоломеем. Ибо крупнейшей Поместной Церковью на планете является Русская Православная Церковь, которая пользуется самым большим влиянием в православном мире. Потому тщеславие кипрских экуменистов, являющихся верными вассалами «восточного папы», не может и не должно быть удовлетворено, поскольку это для него не спасительно и не полезно.

Таким образом, изобрести нечто новое и получить причитающиеся изобретателю лавры у Патриарха Варфоломея не получится. Лучше диптихи оставить в том порядке, в каком они складывались веками. А чтобы легче происходило взаимное каноническое признание Церквей, необходимо отказаться от ереси экуменизма и вернуться к канонической практике избрания епископов народом. Тогда достойные смиренные архипастыри возглавят Поместные Православные Церкви. А смиренным людям легче обо всем договориться. Сам же 4-й вопрос необходимо исключить из соборной повестки за ненадобностью и надуманностью.

Лишь собственными усилиями мы можем превратить свой дом в то самое место, куда всегда приятно возвращаться и проводить там время. Постоянно дизайнеры придумывают что-то новенькое для интерьеров, и особо актуальным элементом в интерьере сегодня становится полиптих.

История модульных картин

На самом деле диптих – это не сегодняшнее изобретение. Первоначально диптихи были изобретены еще древними греками и римлянами. Это были простые таблички, покрытые воском, и предназначались они для записей. Между собой эти таблички соединялись, и получался своеобразный диптих.

Некоторое время спустя, когда християнство восторжествовало, такие таблички использовались в церкви для записи умерших, и в тот же момент служили своеобразным украшением из двух сегментов.

Начиная с 9 века иконы стали изготавливать в виде складных диптихов, которые стали украшать дома простых христиан. По сей день такие картины есть в домах многих людей.

Спустя время появились церковные триптихи, в которых две боковые части закрывались, и получался закрытый предмет.

Спустя долгий период времени художники превратили полиптихи из церковных, в предметы современного интерьера. Стоит признать, смотрятся они просто великолепно, а их многогранность и разнообразие дает возможность выбирать тематику, размер, цветовые гаммы и так далее.

Модульные картины полиптих, диптих, триптих в современном интерьере

Сегментные картины представлены в разных тематиках, но есть у них еще одна интересная особенность, они бывают одного размера и вешаются на одном уровне, но бывают и другие варианты – разные по размеру картины вешаются на разном уровне, образуя шикарную композицию.

Сами по себе картины – полноценное украшение любой комнаты, и поэтому дизайнеры интерьеров советуют вешать такое украшение на однотонные стены, дабы излишние рисунки и принты на обоях не отвлекали внимания от самой картины.

Ранее мы уже рассказывали вам о современных фотообоях, которые получили новую жизнь и вновь стали популярными.

Стильный вариант интерьера комнаты: на одну из стен клеятся фотообои на ваш вкус.

Найти сегментную картину на такой же мотив, как и фотообои не проблема. Ее желательно повесить на противоположной стене. Остальные две стены должны оставаться однотонными.

Полиптихи могут быть изображены просто на полотне, а могут быть помещены в раму, все зависит от вашего желания, и интерьера вашего дома. Если вы за модернизм и современность, то и рамы вам ни к чему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *