Дихотомия в философии

Дихотомия в философии

ДИХОТОМИЯ

ДИХОТОМИЯ (греч. διχοτομία – сечение на два) – 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) метод классификации делением объема понятия (класса, множества – totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме «противоречивой противоположности». При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fundamentum divisionis), а другим – его логическое дополнение. Т.о., при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным «запасом прочности» – любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид «лестницы», где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления – истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия «истинно – неистинно»). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), а в псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.

M.M.Новосёлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me>Значение слова Дихотомия по Ефремовой:

Дихотомия — Последовательное деление целого на две части.

Значение слова Дихотомия по Логическому словарю:

Дихотомия — (от греч, dicha и tome — рассечение на две части) — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объемпонятия «человек» можноразделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату. Напр., объемпонятия «человек» можноразделить по признаку пола на «мужчин» и «жен­щин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логичес­кого противоречия,поэтомуздесьнельзяговорить о дихотомичес­ком делении. В объеме понятия не-а можновыделить вид b и вновьразделитьпонятие не-а на две части — b и не-b: Полное дихотомическое деление получает такой вид: Напр.: Дихотомическое делениепривлекательно своей простотой. Дей­ствительно, при Д. мы всегда имеем делолишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о., дихотомичес­кое делениевсегда соразмерно. членыделения исключают друг друга, т. к. каждыйобъект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А. деление проводится по одному основа­нию — наличие или отсутствие некоторого признака. Обозначив делимоепонятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можноразделитьобъем A на две части — а и не-а: Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объе­ма понятия на два противоречащих понятиякаждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится части­ца «не». Еслиразделить ученых на историков и не-историков, то втораягруппа оказывается весьма неясной. Крометого,если в начале дихотомического деленияобычнодовольнолегко устано­вить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательныйприем при установлении клас­сификации.

Определение слова «Дихотомия» по БСЭ:

Дихотомия (греч. dichotomнa, от dнcha — на две части и tome — разрез, сечение)
тип ветвлениярастений, при котором ось разделяется на 2 новые, обычноодинаковоразвитые ветви (см.

Ветвление). Д. свойственна и некоторым беспозвоночным животным (например, дихотомическое деление кишечнополостных).

(от греч, dicha и tome — рассечение на две части) — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразуюшего признака. Напр., объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. От Д. следует отличать обычное деление, приводящее к тому же самому результату.

Напр., объем понятия «человек» можно разделить по признаку пола на «мужчин» и «женщин». Но между понятиями «мужчина» и «женщина» нет логического противоречия, поэтому здесь нельзя говорить о дихотомическом делении. Дихотомическое деление привлекательно своей простотой. Действительно, при Д. мы всегда имеем дело лишь с двумя классами, которые исчерпывают объем делимого понятия. Т. о., дихотомическое деление всегда соразмерно; члены деления исключают друг друга, т. к. каждый объект делимого множества попадает только в один из классов A или не-А; деление проводится по одному основанию — наличие или отсутствие некоторого признака. Обозначив делимое понятие буквой A и выделив в его объеме некоторый вид, скажем, а, можно разделить объем A на две части — а и не-а: Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объема понятия на два противоречащих понятия каждый раз остается крайне неопределенной та его часть, к которой относится частица «не». Если разделить ученых на историков и не-историков, то вторая группа оказывается весьма неясной. Кроме того, если в начале дихотомического деления обычно довольно легко установить наличие противоречащего понятия, то по мере удаления от первой пары понятий найти его становится все труднее. Д. обычно используется как вспомогательный прием при установлении классификации.

Смотреть значение Дихотомия в других словарях

Дихотомия — дихотомии, ж. (греч. dichotomia — рассечение надвое) (книжн. науч.). Последовательное деление на два. || Разветвление ствола на две ветви, каждой ветви опять на две и т. д. (бот.).
Толковый словарь Ушакова

Дихотомия Ж. — 1. Последовательное деление целого на две части.
Толковый словарь Ефремовой

Дихотомия — -и; ж. Последовательное и поочерёдное деление чего-л. на части. Классификационная д.
◁ Дихотоми́ческий, -ая, -ое. Д. принцип классификации. Д-ое членение.
Толковый словарь Кузнецова

Дихотомия — (гр. dicha на две
части + tome сечение —
разделение надвое) —
способ классификации:
классы, понятия,
термины и др. разбиваются на пары соподчиненных элементов.
Экономический словарь

Дихотомия Классическая — разделение теории стоимости и теории денег.
Экономический словарь

Дихотомия — — свойство линейной системы обыкновенных дифференциальных уравнений с ограниченными непрерывными коэффициентами обладать такими положительными постоянными К,……..
Математическая энциклопедия

Дихотомия — Разделение или классификация на две, не обязательно равные, части.
Психологическая энциклопедия

Дихотомия — (от греч. dichotomia — разделение на две части) — англ. dichotomy; нем. Dichotomic. 1.Влогике — подразделение на два ряда. 2. В статистике — переменная, имеющая только два возможных значения……..
Социологический словарь

ДИХОТОМИЯ — ДИХОТОМИЯ, -и, ж. (книжн.). Сопостав-ленность или противопоставленность двух частей целого. || прил. дихотомический, -ая, -ое. Дихотомическое разбиение по классам и подклассам.
Толковый словарь Ожегова

ТЕМПЕРАТУРНАЯ ДИХОТОМИЯ — ТЕМПЕРАТУРНАЯ ДИХОТОМИЯ различие в температуре двух слоев воды одного и того же водоема. См. также Стагнация водоема.
Экологический словарь

Божественная дихотомия

⇐ ПредыдущаяСтр 135 из 187Следующая ⇒

Важно знать о Божественной Дихотомии и отчетливо понимать ее, если вы хотите жить в нашей Вселенной в благости.

Божественная Дихотомия предполагает, что две видимо противоречивые истины мoгyт сосуществовать одновременно и одном пространстве.

На нашей планете многим людям трудно это принять. Они любят порядок, и все, что не вписывается в картину их представлений, автоматически отвергается. И вот, когда начинают проявляться две реальности и кажется, что они противоречат друг другу, незамедлительный вывод таков, что одна из них неправильна, ошибочна, ложна. Нужно быть очень зрелым, чтобы увидеть и принять, что они обе могут быть правильными.

Но в сфере абсолютного — в отличие oт сферы относительного, в которой мы живем, — ясно, что единая истина, которая ecть Все Сущее, иногда производит эффект, который, если его paccматривать с позиции относительности, выглядит как противоречие.

Это называется Божественной Дихотомией, и это — совершенно реальная часть человеческого опыта. И, практически невозможно жить благостно, не приняв эту Дихотомию. Человек постоянно недоволен, сердит, он мечется в напрасных поисках «справедливости» или упорно пытается примирить противодействующие силы, которые никогда и не должны примиряться, но которые, в силу самой природы напряжения между ними, дают нужный эффект.

Фактически, вся сфера относительного существует благодаря этим напряжениям. Для примера возьмем напряжение между добром и злом. В конечной реальности нет ни хорошего, ни плохого. В сфере абсолютного все любовь. Но в сфере относительного мы создали опыт, который называем «злом», и сделали мы это по вполне разумной при чине. Мы хотели испытывать любовь, а не просто “знать”, что любовь есть Все Сущее. Но невозможно испытать что-то, если нет нечего, кроме этого. Поэтому мы создали в нашей реальности (и продолжаем создавать каждый день) полярность между добром и злом, чтобы при помощи одного, мы могли испытать второе.

В этом и заключается Божественная Дихотомия — две видимо противоречащие истины сосуществуют одновременно на одном пространстве. А именно: Существует добро и зло. Существует только любовь, точней любовь это сумма всего, всех противоположностей.

Итак, сейчас перед нами величайшее проявление Божественной Дихотомии. Есть только Одно Существо, и, соответственно, только Одна Душа.

И в Одном Существе есть много душ.

Так работает Дихотомия: нет отдельных душ. Единая Душа — это энергия жизни, которая существует внутри и снаружи (как аура) всех физических объектов. В некотором смысле, она “держит” все физические объекты на своих местах. “Душа Бога” содержит в себе Вселенную, а “душа человека” содержит в себе тело каждого конкретного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *