Деяния 10 глава

Деяния 10 глава

Видения Петра и Корнилия
1 В Кесарии был некий муж по имени Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,

2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня ангела Божьего, который вошел к нему и сказал ему: «Корнилий!»

4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: «Что, Господи?» Ангел отвечал ему: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.

5 Итак, пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.

6 Он гостит у некоего Симона, кожевника, дом которого находится у моря; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».

7 Когда ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем

8 и рассказав им все, послал их в Иоппию.

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.

10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем как приготовляли, он пришел в исступление

11 и видит открытое небо и сходящий к нему некий сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;

12 в нем находились всякие четвероногие животные, и пресмыкающиеся земли, и птицы небесные.

13 И был голос к нему: «Встань, Петр, заколи и ешь».

14 Но Петр сказал: «Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого».

15 Тогда во второй раз был голос к нему: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

16 Это повторилось трижды; и сосуд опять поднялся на небо.

17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот

18 и, крикнув, спросили: «Здесь ли Симон, называемый Петром?»

19 Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: «Вот три человека ищут тебя;

20 встань, сойди и иди с ними, нисколько не сомневаясь, ибо Я послал их».

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: «Я тот, которого вы ищете; по какому делу пришли вы?»

22 Они же сказали: «Корнилий, сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом иудейским, получил от святого ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать слов твоих».

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил.

А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братьев иоппийских пошли с ним.

24 На следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: «Встань, я тоже человек».

27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: «Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Поэтому я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю: по какому делу вы призвали меня?»

30 Корнилий сказал: «Четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мной муж в светлой одежде

31 и говорит: „Корнилий! Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак, пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона у моря; он придет и скажет тебе“.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога».

Речь Петра
34 Петр отверз уста и сказал: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен,

35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:

38 как Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса из Назарета; и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, угнетаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.

39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране иудейской и в Иерусалиме и что Его убили, повесив на древе.

40 Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41 не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, – нам, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых.

42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.

43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его».

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово.

45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,

46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47 «Кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?»

48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Толкование Библии, Деяния Апостолов 10 глава

1) Видение Корнилия (10:1-8).

Деян. 10:1. Видениями, которые Петр и Корнилий получили независимо друг от друга, оба были подготовлены к тому важному, что должно было произойти. Вначале Лука говорит о Корнилии и его видении. Корнилий был сотник, т. е. римский офицер, командовавший ста воинами Италийского полка, состоявшего из 600 воинов.

На страницах Нового Завета командиры римских «сотен» неоднакратно выступают в благоприятном свете (сравните Матф. 8:5-10; 27:54; Мар. 15:44-45; Деян. 22:25-26; 23:17-18; 27:6,43). После дня Пятидесятницы сотник Корнилий оказался одним из первых язычников, принявших Благую Весть о прощении грехов, даруемом Иисусом Христом.

Деян. 10:2. Из описания Лукой Корнилия следует, что это был человек благочестивый боящийся Бога (в 10:22 о нем сказано как о «добродетельном и боящемся Бога»). Здесь, возможно, содержится намек на то, что Корнилий принял иудаизм и поклонялся Яхве, но, очевидно, был «неполным» прозелитом (не подвергшимся обрезанию; 11:3). По всей видимости, он посещал синагогу и, как мог, следовал ветхозаветным Писаниям. Однако в сферу Новозаветного спасения он еще не вошел (11:14).

Деян. 10:3-6. Около девятого часа дня соответствовало примерно трем часам пополудни, времени вознесения молитвы (сравните 3:1). Видимо, Корнилий молился, когда Господь предстал перед ним в облике Ангела. Позднее Корнилий назовет этого Ангела «мужем в светлой одежде» (стих 30). Явившийся окликнул сотника, и тот испуганно ответил вопросом: что, Господи? (греческое слово «кири» могло быть употреблено в значении «господин»; сравните толкование на 9:5). Благочестие Корнилия и его неизменная готовность помогать бедным вознаграждены были особым благоволением к нему Господа, которое передано фразой, что добродетели Корнилия пришли на память пред Богом. Далее Ангел наставляет Корнилия послать за Симоном… Петром, гостящим у Симона кожевника.

Деян. 10:7. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, тот призвал троих преданных ему людей (двух слуг и благочестивого воина), которые несомненно находились под влиянием своего богобоязненного господина.

Деян. 10:8. И рассказав им все, послал их в Иопию (находившуюся примерно в 50 км. на юг от Кесарии) за Петром (стих 24).

2) Видение Петра (10:9-16).

Деян. 10:9. Около шестого часа соответствовало полудню. Логично предположить, что Петр молился утром и вечером, в обычные часы молитвы. Но вот мы видим, что он молился и днем. Хотя в Писаниях не сказано, чтобы молиться три раза в день, Петр, очевидно, следовал примеру людей, известных своим благочестием (Пс. 54:18; Дан. 6:10). Итак, он взошел на верх дома (т. е. на кровлю), чтобы в уединении помолиться.

Деян. 10:10-12. Будучи голоден, Петр пришел в исступление (впал в транс), и в этом состоянии Бог дал ему увидеть сходящее к нему с неба как бы большое полотно, в котором были всякие… звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

Деян. 10:13-14. На повеление «есть» то, что было «в полотне», — Петр ответил: нет, Господи; и это было третьим «прекословием» Петра Богу (Матф. 16:23; Иоан. 13:8). Петр знал, что закон запрещает употреблять в пищу «нечистое» (Лев. 11). Если «в полотне» были и «чистые» и «нечистые» животные, то, возможно, апостол понял сказанное ему с неба как повеление «есть» и тех и других; а, может быть, ему были явлены лишь «нечистые» животные.

Деян. 10:15. Что Бог очистил, того… не почитай нечистым. Это «возражение свыше» на «прекословие» Петра, будучи исполнено глубокого духовного смысла, особое значение придает и тому, что записано в Евангелии от Марка (Мар. 7:14-23; сравните 1-Тим. 4:4). (Общепризнано, что Марк многое написал со слов Петра.

Петр же, возвращаясь в воспоминаниях к прошлому, не мог не сознавать, что все нечистое церемониально очищается Иисусом как Мессией.)

Деян. 10:16. Почему Петр трижды отказывался есть «нечистое»? Прежде всего, это представляется «приемом усиления». Но стоит за этим и нечто большее, а именно желание подчеркнуть, что в своем стремлении тщательно исполнять закон Петр выходит из Божией воли. Это тот случай, когда «добрые намерения» ведут к неповиновению высшей Силе. Можно тут усмотреть и своеобразную параллель с троекратным отречением Петра от Господа (Иоан. 18:17,25-27) и троекратным же заверением апостола, что любит Его (Иоан. 21:15-17).

3) Приход посланных (10:17-23а).

Деян. 10:17-22. И время встречи посланцев Корнилия с Петром, и сама она были определены свыше. Святой Дух, повелевший Петру идти с ними, очевидно, говорил с апостолом и ранее, и это Его голос слышал он в своем видении. Люди Корнилия, высоко отозвавшись о своем господине, сообщили Петру цель своего визита.

Деян. 10:23а. Тогда Петр, пригласив их, угостил. Возможно, в совместной трапезе с ними ему стал открываться смысл урока, только что преподанного ему с неба!

4) Посещение Петром язычников (10:23б-43).

Деян. 10:23б. Выходить в путь в тот же день было уже поздно, и они отправились в Кесарию, в двухдневное примерно путешествие, на другой день. Петр взял с собой кое-кого из братьев Иоппийских. В Евангелиях и в книге Деяний Апостолов мы, как правило, видим людей, путешествующих по двое. На этот раз Петра сопровождало шестеро (11:12). Так что свидетелями того, чему предстояло произойти, должны были стать семь человек.

Деян. 10:24. Корнилий был так уверен, что Петр придет и с таким волнением ожидал его, что созвал по этому случаю в дом свой родственников своих и близких друзей.

Деян. 10:25-26. Встречая Петра, Корнилий пал к ногам его, но такое поклонение вызвало протест со стороны апостола: встань, я тоже человек, — сказал он, поднимая Корнилия.

Деян. 10:27-29. Несмотря на то, что закон не одобрял сближения иудеев с язычниками и входить в их дома считалось для иудеев зазорным (11:2-3), Петр отлично понял значение своего видения: повеление «есть» нечистых животных равносильно было повелению не считать ни одного человека скверным или нечистым. Посему и, будучи позван, и пришел беспрекословно, заявил Петр.

Деян. 10:30-33. Изложив Петру обстоятельства, которые побудили его пригласить его в свой дом, Корнилий сказал: теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Деян. 10:34-35. Слова, произнесенные затем Петром, имели революционный характер. Они не оставляли места предрассудкам и доктринерству, господствовавшим в иудаизме на протяжении жизни многих поколений. Хотя (необходимо оговориться) учение о спасении язычников было евреям известно еще из Ветхого Завета (книги Пророка Ионы; Быт. 12:3).

Но если в Ветхом Завете евреи все-таки являются избранным народом Божиим — особым восприемником Его обетовании и откровений, то здесь Петр в сущности говорит о начале осуществления Божиего плана в отношении всего мира, посредством Церкви Его. Нет единой точки зрения на слова Петра, что во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему: Провозглашения спасения по делам здесь усматривать не следует, потому что в качестве первой обязанности человека перед Богом тут назван страх его перед Ним (что равнозначно доверию Ему и почитанию Его). Это место можно рассматривать как Новозаветную параллель к Мих. 6:8. Люди, отвечающие «вышеназванным условиям», «приятны» Богу потому, что по вере во Христа они поддерживают правильные отношения с Ним (сравните Деян. 11:14).

Деян. 10:36-37. Петр прослеживает затем жизненный путь Христа (стихи 36-43), Господа всех, чрез Которого Бог послал …слово… благовествуя мир. Изучающие Библию часто обращают внимание на явную «параллельность» этого места Евангелию от Марка. Марк, начав с Иоаннова крещения, как и Петр здесь, прослеживает служение Господа Иисуса от Галилеи к Иудее и к Иерусалиму, заканчивая описание распятием, воскресением и великим поручением Его Своим последователям.

Деян. 10:38. Слово «Мессия» означает «Помазанник»; так что говоря, что Бог… помазал Иисуса из Назарета, Петр в сущности говорит, что «Бог объявил Его Мессией» (сравните Ис. 61:1-3; Лук. 4:16-21; Деян. 4:27). Произошло это при крещении Господа (Матф. 3:16-17; Мар. 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:32-34). Исаия говорил о совершении Помазанником великих дел (Ис. 61:1-3), подобно этому, и Петр провозглашает: Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.

Деян. 10:39-41. Далее апостол заявляет, что он и его товарищи были свидетелями всего, что сделал Иисус. Но потом Его убили, повесивши на древе, т. е. предали самому унизительному виду казни. Прежде Петр говорил, обращаясь к иерусалимлянам, что они «Начальника жизин убили» (3:15), а их руководителям — «вы распяли… Иисуса Христа Назорея» (4:10); синедриону он сказал: «Иисуса… вы умертвили, повесивши на древе» (5:30).

В этом же обвинил членов синедриона и Стефан перед тем, как сам был убит ими: «Праведника… убийцами сделались… вы» (7:52). Пять раз на страницах книги Деяний Апостолов говорят апостолы о том, что были свидетелями воскресения Христова (2:32; 3:15; 5:32; 10:41; 13:30-31). После Его воскресения ученики ели и пили… с Ним (сравните Иоан. 21:13). И в этом было неопровержимое доказательство, что Господь Иисус, Которому Бог… дал… являться… свидетелям, предоизбранным от Него, не был бесплотным призраком.

Деян. 10:42-43. Петр ясно говорит о том, что служение Христа было в конечном счете направлено на совершение суда (стих 42) или дарование прощения (спасения) — стих 43. Ключевая фраза стиха — всякий верующий в Него, ибо залогом спасения является вера в Иисуса Христа. Эта весть о прощении грехов (2:38; 5:31; 13:38; 26:18) по вере провозглашалась еще ветхозаветными пророками (к примеру, Ис. 53:11; Иер. 31:34; Иез. 36:25-26).

5) Подтверждение от Духа Святого (10:44-48).

Деян. 10:44-45. Речь Петра внезапно была прервана Духом Святым, Который сошел на всех, слушавших слово об Иисусе и уверовавших в Него. Шестеро (стих 23; 11:12) верующих из обрезанных… изумились столь явному свидетельству о том, что Бог приравнял язычников к иудеям.

Деян. 10:46. В знак спасения язычников Бог дал им заговорить языками. (О значении «говорения на языках» в книге Деяний Апостолов в ком на 19:1-7.)

Деян. 10:47-48. По крайней мере, три богословских и практических вывода сделал Петр из происшедшего. 1) Не ему спорить с Богом (сравните 11:17). 2) Корнилий и его домашние, хоть и необрезанные (11:3), были крещены, потому что уверовали во Христа, что было удостоверено сошедшим на них Духом Святым. Они уверовали в Господа Иисуса, получили Святого Духа, заговорили языками, величая Бога, после чего были крещены в воде. 3) Петр счел нужным остаться на несколько дней с новообращенным Корнилием, вероятно, с тем, чтобы наставить его в обретенной им вере.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

АПОСТОЛОВ

ГЛАВА 10

16. Распространение к язычникам — 10:1—11:18

а. Видение Корнилия — 10:1-8

1 А в аКесарии был один человек по имени Корнилий, сотник из так называемой 1Италийской 2когорты,

21аНабожный и ббоящийся Бога со всем своим домом, подающий много милостыни народу и постоянно молящий Бога.

3 Он ясно увидел в 1авидении около 2бдевятого часа дня вангела Божьего, который вошёл к нему и сказал ему: Корнилий!

4 И он, всмотревшись в него и ужаснувшись, сказал: Что, Господь?

— И тот сказал ему: Твои амолитвы и твоя милостыня взошли в 1бнапоминание перед Богом.

5 И теперь пошли людей в Иоппию и пошли за неким Симоном, прозвище которого Пётр;

6 Этот человек гостит у некоего Симона, акожевника, чей дом находится у моря.

7 И когда ангел, говоривший с ним, ушёл, он позвал двоих из слуг и набожного воина из тех, что состояли при нём;

8 И, рассказав им всё, он послал их в Иоппию.

б. Видение Петра — 10:9-16

9 А на следующий день, когда те совершали путь и приближались к городу, Пётр поднялся на акрышу дома 1бпомолиться около 2шестого часа.

10 И он почувствовал сильный 1голод и хотел 2есть. А пока готовили, на него нашло 3аисступление;

11 И он видит, что 1небо аоткрыто и вниз сходит какой-то 2сосуд, подобный большому полотну, который за четыре угла спускается на землю.

12 В нём были всякие земные 1четвероногие и пресмыкающиеся и небесные птицы.

13 И раздался голос к нему: Встань, Пётр; заколи и 1съешь!

14 Но Пётр сказал: Ни за что, Господь, ибо я 1аникогда не ел ничего 2бскверного и внечистого.

15 И опять, во второй раз, раздался голос к нему: 1То, что Бог аочистил, ты 2не оскверняй.

16 И это произошло трижды; и сразу же сосуд был вознесён на небо.

в. Приход Петра — 10:17-33

17 А пока Пётр крайне недоумевал про себя, что бы значило 1авидение, которое он увидел, вот, люди, посланные Корнилием, расспросив, где дом Симона, встали у ворот.

18 И, крикнув, они спросили, здесь ли гостит Симон по прозвищу Пётр.

19 А пока Пётр размышлял о видении, аДух сказал ему: Вот, тебя ищут три человека.

20 Встань же, спустись и иди с ними, ни в чём не сомневаясь, потому что 1Я их послал.

21 И Пётр, спустившись к этим людям, сказал: Вот, я тот, кого вы ищете; какова причина, по которой вы пришли?

22 И они сказали: Корнилий, сотник, человек праведный, и абоящийся Бога, и бимеющий о себе доброе свидетельство от всего иудейского народа, получил от всвятого ангела божественное указание послать за тобой, чтобы ты пришёл в его дом, и услышать от тебя гслова.

23 Тогда он позвал их в дом и оказал им гостеприимство. И на следующий день он встал и пошёл с ними; и 1анекоторые братья из Иоппии сопровождали его.

24 И на следующий день они вошли в Кесарию. А Корнилий ждал их, созвав своих родственников и близких друзей.

25 И когда Пётр входил, Корнилий встретил его и, апав к его ногам, поклонился ему.

26 Но Пётр поднял его и сказал: Встань, я сам тоже ачеловек.

27 И, беседуя с ним, он вошёл и нашёл многих, которые сошлись туда.

28 И он сказал им: Вы понимаете, что человеку, если он иудей, непозволительно соединяться или сближаться с аиноплеменником; однако мне Бог показал, чтобы я ни одного 1человека не называл бскверным или нечистым.

29 Поэтому я даже беспрекословно пришёл, когда за мной послали. Итак, я спрашиваю, по какой причине вы за мной послали?

30 И Корнилий сказал: Четыре дня назад в этот час я молился в девятом часу у себя дома, и вот, передо мной встал человек ав светлом одеянии

31 И говорит: «Корнилий, ауслышана твоя молитва, и твоя милостыня бпришла на память перед Богом.

32 Итак, пошли в Иоппию и позови Симона, прозвище которого Пётр; этот человек гостит в доме Симона, кожевника, у моря».

33 Итак, я тотчас послал к тебе, и ты благородно поступил, что пришёл. Итак, теперь мы все перед Богом, чтобы услышать всё, что повелел тебе Господь.

г. Сообщение Петра — 10:34-43

34 И Пётр, открыв уста, сказал: Поистине я понимаю, что Бог не аоказывает лицеприятия;

35 Напротив, во авсяком народе тот, кто ббоится Его и творит вправедность, 1принимается Им.

36 Слово, которое Он послал сыновьям Израиля, благовествуя амир через Иисуса Христа (Он бГосподь 1всех),

37 Вы сами знаете; 1слово, прозвучавшее по всей Иудее, начиная с аГалилеи, после крещения, которое проповедовал Иоанн:

38 Иисуса, который из аНазарета, — как Бог бпомазал Его Святым вДухом и гсилой; Он ходил повсюду, делая добро и исцеляя всех дугнетаемых дьяволом, потому что Бог был ес Ним.

39 И мы асвидетели всего того, что Он сделал и в иудейской земле, и в Иерусалиме; и с Ним брасправились, повесив Его на вдереве.

40 Его 1Бог авоскресил на бтретий день; и дал Ему 2вявить Себя —

41 Не всему народу, а асвидетелям, которые были заранее назначены Богом, — нам, тем, которые бели и пили с Ним после того, как 1Он воскрес из мёртвых.

42 И Он аповелел нам проповедовать народу и твёрдо бзасвидетельствовать, что это Тот, кого Бог определил быть1вСудьёй гживых и мёртвых.

43 О Нём все апророки свидетельствуют, что Его бименем всякий, кто вверит в Него, получит 1гпрощение грехов.

д. Крещение верующих из язычников в Святом Духе — 10:44-46

44 Когда Пётр ещё говорил эти слова, Святой аДух 1пал на всех, кто 2слушал это слово.

45 И верующие из 1аобрезанных, бвсе, которые сопровождали Петра, изумились, потому что и на вязычников был 2излит 3гдар Святого Духа;

46 Ибо они слышали, как те 1аговорят на языках и 2возвеличивают Бога. Тогда заговорил Пётр:

е.

Водное крещение верующих из язычников — 10:47-48

47 Разве может кто-нибудь отказать в воде, чтобы не были акрещены эти люди, которые получили Святого Духа, 1бкак и мы?

48 И он велел им, чтобы они были 1крещены 2в 3имени Иисуса Христа. Тогда они попросили его остаться на несколько дней.

вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *