Детям о спорте

Детям о спорте

В настоящее время все родители знают, что спорт полезен для здоровья и в особенности, что он необходим для гармоничного развития ребенка.

а) Занимающийся спортом ребенок обладает лучшим здоровьем. Физические упражнения вызывают обильное потение, благоприятствуя и ускоряя выведение токсинов, отравляющих организм. Спорт оказывает также благоприятное влияние на оксигенирование красных кровяных шариков и на пищеварение. Занимающийся спортом ребенок лучше растет — у него хороший аппетит и он лучше ассимилирует пищу.

б) Занимающийся спортом ребенок более уравновешен физически

  • сильные мышцы
  • гибкие суставы
  • прямая спина
  • плоский живот
  • более тонкая талия
  • более грациозные движения
  • лучшие рефлексы

и психически

  • самообладание
  • уравновешенность
  • готовность соревноваться

в) Следует выбирать наиболее подходящий для данного ребенка спорт. Мы не намереваемся слишком распространяться о спорте; у нас нет для этого ни места, ни надлежащей подготовки. Школьный врач, спортивный врач и преподаватель физкультуры могут определить, способен ли ребенок заниматься тем или иным видом спорта; в случае детей, для которых требуются восстанавливающие упражнения, предписания, вырабатываются в сотрудничестве с нейропсихиатром и с врачом-специалистом в области спортивной медицины.

Возраст между 6 и 11 годами период расцвета физических возможностей ребенка. Целью физических упражнений является не накопление силы, а развитие «поддерживающего тонуса», то есть закаливание мускулатуры, чтобы сделать ее способной поддерживать и помогать гармоничному развитию скелета.

Спорт — наилучшее средство борьбы с недостатками школьной жизни, особенно против искривления позвоночника, которое является профессиональным недугом школьника (80 % из них страдают этим).

г) Следует избегать специализации. Нельзя заниматься только одним видом спорта, так как это благоприятствует развитию отдельных частей тела за счет других.

Нельзя допускать, чтобы любой ребенок посвящал себя соревнованию. Если какой-нибудь вид спорта, пусть и самый здоровый, практикуется усиленно в детском возрасте, в разгаре роста, это оказывает неблагоприятное влияние на общее гармоничное развитие организма.

Лишь в совершенно исключительных случаях допускается для отдельных личностей (с особым призванием и физической и психической выдержкой) интенсивная тренировка для соревновании.

д) В основном, запрещаются силовые упражнения. Если они практикуются слишком регулярно, такие упражнения сильно развивают мускулатуру. Чрезмерно развитые мышцы, вместо того, чтобы содействовать росту, замедляют его: они теряют растяжимость, не могут сопровождать импульс удлинения костей, тормозят и иногда даже блокируют его. Поэтому следует исключать гири и все, что заставляет усиленно работать мускулатуру. Возникает опасность превращать таких детей в маленькие, коренастые, слишком мускулистые существа.

е) Ребенок должен достаточно отдыхать. Учебные занятия сами по себе уже достаточно трудоемкие, так что ребенка не следует нагружать внешкольной деятельностью. Какой-нибудь вдумчиво выбранный вид спорта достаточен.

Уроки физкультуры, не должны обусловливать чрезмерное утомление из-за слишком нагруженного расписания или далекого пути. Перед тем как начать заниматься спортом следует посоветоваться с врачом. Некоторые виды спорта, превосходные для здоровых детей, могут быть абсолютно противопоказаны в случае заболеваний сердца, легких или позвоночника.

Легкая атлетика рекомендуется, начиная с 10 лет девочкам и мальчикам, так как она развивает грудную клетку и благоприятствует правильному дыханию, обеспечивая полную оксигенацию организма.

Легкая атлетика является хорошей подготовительной основой для всех видов спорта. Она развивает гибкость и резистентность, уравновешивает нервную систему, заставляет гармонично работать все мышцы тела. Вопреки тому, что полагают некоторые родители, легкая атлетика вполне подходит для девочек, которым она формирует хорошую фигуру. Беганье является прекрасным упражнением для дыхания, кровообращения, для всех мышц тела и одним из лучших стимулов роста.

Метание развивает ловкость, сосредоточенность и детанту (разрядку). Для девочек не рекомендуется толкание ядра в раннем возрасте, так как для этого необходимы слишком мужественные жесты. Зато метание диска им вполне подходит.

Прыжки развивают упругость, содействуют образованию тонких и длинных мышц, закаляют лодыжки и укрепляют голенные суставы.

Плавание рекомендуется как мальчикам, так и девочкам. Из всех видов спорта плавание является наиболее всесторонним. Его главный недостаток состоит в том, что он практикуется большую часть года в закрытых бассейнах. Его следует дополнять деятельностью на чистом воздухе.

Плавание развивает исключительную дыхательную способность, выпрямляет спину, укрепляет мускулатуру, поддерживающую позвоночник. Стили «брасс» и «на спине» — прекрасные упражнения для исправления некоторых искривлений спины. Зато стиль «крауль» (ноги двигаются в другом ритме, чем руки, голова, находясь как можно больше в воде) не рекомендуется.

Плавание благоприятствует росту в длину и экстензии мышц. Для девочек с красными голенями и негибкими толстыми суставами повторные удары ногами в воде особенно полезны. У мальчиков, плавание расширяет плечи и сужает бедра, у девочек оно содействует образованию красивого бюста.

Среди родителей бытует страх перед микробами в воде бассейнов. В этом отношении опасность невелика, так как вода контролируется и находится под надзором Государственной санинспекции. Единственная опасность возникает со стороны дезинфицирующих средств для детей с чувствительными глазами; им рекомендуется носить специальные плотно прилегающие очки.

Катание на коньках рекомендуется с 5-6 лет для девочек и мальчиков. Его можно начинать и раньше; в Швеции дети учатся кататься на коньках одновременно с ходьбой. Этот вид спорта развивает ловкость, равновесие, владение жестами, оказывает влияние на мышцы голеней и ляжек и на силуэт. Для маленьких детей — это прекрасное подготовительное упражнение для лыж.

Лыжи. Дети горных местностей становятся на лыжи рано. Обучение лыжам может начинаться к 6 годам. Наилучшим возрастом для обучения считается 10-11 лет.

Польза катания на лыжах состоит в первую очередь в благотворном влиянии горного климата. С точки зрения физического упражнения, катание на лыжах вовлекает в движение все мышцы тела, формирует равновесие и уверенность. Это прекрасное средство для закаливания и привыкания к холоду.

Многие родители хотят сделать своего ребенка маленьким чемпионом; пусть они не забывают, что подвергая его слишком большому усилию, они рискуют переутомление сердца.

Велосипед. До 8-и лет езда на велосипеде должна ограничиваться объездами садов, парков или ездой по тротуарам улиц вокруг дома. Начиная с 8-9 лет ребенку можно разрешать более длинные прогулки. Лишь к 12-и годам разрешаются более длинные маршруты (более 10 км).

Велосипед — спорт обоюдоострый. Если его практикуют как игру, этому нет возражений. Велоспорт развивает резистентность и является идеальной гимнастикой для голеней и ляжек (в том числе и для бедренных, коленных, лодыжечных суставов). Однако если им занимаются как конкурсным спортом, возникает ряд отрицательных явлений, как например, чрезмерное развитие голеней за счет остальных частей тела, вплоть до торможения роста. Мышцы живота совершенно не работают, грудная клетка не развивается, а дыхательная емкость не увеличивается. Велоспорт также не рекомендуется для детей с отдельными искривлениями позвоночника.

Футбол рекомендуется с 12 лет мальчикам. Все мальчики 6-7 лет развлекаются, ударяя ногой мяч: они называют это «футболом». Этот род игры, который заставляет их бегать, дышать, тратить энергию — превосходен для детей и его не надо запрещать.

Что касается настоящей футбольной тренировки, следует соблюдать некоторую осторожность.

Этот вид спорта развивает больше нижнюю часть тела за счет верхней. Во время футбольной игры участники много бегают, но спринты с внезапными остановками, в отличие от атлетического бега, развивают мышцы больше в смысле силы, чем элонгации.

Ребенок, который играет слишком много в футбол, будет иметь, в конечном счете, чрезмерно мускулистые ляжки, что не благоприятствует удлинению нижних конечностей (как и в случае велоспорта).

Игры с мячом (волейбол, гандбол, баскетбол). И у мальчиков, и у девочек, волейбол начинается сравнительно рано; для баскетбола, минимальный возраст — 9 лет. Последним надо заниматься умеренно, так как это является большой нагрузкой для сердечнососудистых функций.

Эти виды спорта особенно полезны для мальчиков и девочек между 12 и 16 годами. Это спорт элонгации мышц, которые они развивают в длину. Они представляют собой прекрасные упражнения для мышц спины и обеспечивают хорошую поддержку позвоночника. Кроме этого они формируют стройную и изящную фигуру, развивают ловкость и быстроту рефлексов, воспитывают дух солидарности.

Эти виды спорта рекомендуются в особенности для низкорослых детей, так как они благоприятствуют росту. Они превосходны для девочек, так как формируют красивый бюст, плечи, тонкие ляжки, изящные голени и лодыжки.

Гребной спорт рекомендуется девочкам и мальчикам, начиная с 14 лет. Если используется сидение на роликах (скиф), гребля представляет собой всесторонний спорт, в котором участвуют все мышцы тела (руки, живот, спина, голени), что влечет за собой гармоничное развитие. Гребля содействует гибкости суставов и, в особенности, является прекрасным упражнением для регулирования дыхания.

Дзюдо рекомендуется, начиная с 7 лет. В последнее время этот вид спорта стал очень популярным. Им занимаются главным образом мальчики, но не существует никаких противопоказаний и для девочек.

Дзюдо содействует развитию физического и нервного равновесия, воспитывает ловкость и уверенность движений, представляет собой прекрасную школу дисциплины и самообладания, придает уверенность застенчивым и успокаивает драчунов.

Однако этот вид спорта противопоказан в случае заболеваний или слабости позвоночника и представляет тот недостаток, что у детей с чувствительной- кожей или хрупкими сосудами вызывает синяки из-за падений, происходящих во время игры.

Теннис представляет тот недостаток, что это односторонний вид спорта. Он улучшает мышечную детанту, придает гибкость суставам, но противопоказан раньше 10-12 лет, так как развивает одну половину тела больше чем другую. Следует делать одновременно и компенсирующие упражнения, заставляющие работать и левую руку (для игрока, работающего правой рукой), иначе существует риск образования правого спинного сколиоза.

В тех случаях, когда теннис начинается рано, надо соблюдать осторожность и подвергать ребенка регулярному медицинскому контролю.

Гимнастика рекомендуется девочкам и мальчикам, начиная с 6-8 лет Ее не следует смешивать с простой физкультурой. Гимнастика — спорт полноценный, который приводит к почти совершенному владению собственным телом и максимально развивает гибкость и ловкость.

Девочкам гимнастика особенно полезна: это один из видов спорта, который создает наиболее красивые типы спортсменок; он придает грациозность, изящество, уверенность движений.

После олимпийских игр вообще, и после успехов наших гимнасток, многие родители склонны пытаться сделать своих дочерей участницами состязаний по гимнастике. Как и для всякого вида спорта, вообще, и для гимнастики в частности, выбор должен делаться специалистами, рассудительно, на основе селекции, учитывающей физико-психические способности и состояние здоровья ребенка.

Следует напомнить, что гимнастика представляет тот недостаток (впрочем единственный), что ею можно заниматься главным образом в зале, следовательно без достаточного проветривания. Поэтому ее следует дополнять спортом на чистом воздухе и проведением каникул в горном и морском климате.

Танец. Это вид спорта, который начинается очень рано, около 3 лет для ритмического и около 6-7 лет для классического.

Ритмический танец является коррективной гимнастикой и средством психического и моторного перевоспитания. Это источник разрядки и уравновешивания для неустойчивых детей, с реакциями негативизма.

Классический танец придает уверенность в себе, выдержку, грациозность и изящество. Это одна из лучших школ терпения. Он учит ребенка владеть своей физической силой и формирует веретенообразную мускулатуру.

Классический танец особенно полезен для девочек с комплексом неполноценности, нервных, застенчивых; он способствует их благоприятной эволюции, позволяет им выражать себя и обретать уверенность в себе. Кроме того, классический танец полезен для мальчиков и девочек, которые труднее включаются в социальную группу и для физически менее одаренных, придавая им гибкость, грациозность, легкость и некоторую долю кокетливости.

Однако танец может оказываться вредным если им не занимаются под наблюдением серьезного и компетентного педагога. Следует выбирать танец, который наиболее подходит для каждого ребенка. Ошибочное руководство кроет серьезную опасность: правильное развитие ребенка нарушается благодаря возможным искривлениям голеней или позвоночника. Поэтому нельзя преследовать получение, любой ценой, блестящих результатов.

В заключение следует напомнить, что перед тем как начать заниматься каким-нибудь видом спорта, независимо от возраста, ребенка должен обследовать врач, который дает соответствующий отзыв. Рекомендация возраста, с которого можно начинать тот или иной вид спорта, имеет ориентировочный характер и относится к обычным детям.

Для конкурсного спорта отбор производится преподавателями физкультуры, а медицинский отзыв дается врачами-специалистами по спортивной медицине, которые наряду с клиническим осмотром, подвергают ребенка параклиническим исследованиям специальной аппаратурой, при помощи которой они обнаруживают любую аномалию, а также и способность при нагрузке талантливых детей, отобранных тренерами.

Вообще, врачи весьма сдержаны в своих отзывах относительно возраста и испытаний, которым можно подвергать ребенка раньше 10-12 лет.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Поделиться, сохранить:

Предложения со словом «прочили»

Мы нашли 50 предложений со словом «прочили». Также посмотрите синонимы «прочили».
Значение слова

  • Сборной СССР большинство мировых специалистов прочили незавидную судьбу всех европейских сборных.
  • Горбачёв избавлялся от команды Гришина, которого после смерти Черненко прочили на пост Генерального секретаря.
  • Я особенно интересовался судьбою одного, по фамилии Ревелэн, в котором тогда прочили будущего Гамбетту.
  • Ему прочили блестящее будущее, и он был вполне удовлетворен своим личным и творческим благосостоянием.
  • Тогда на должность художественного руководителя балета прочили Геннадия Янина.
  • В 1739 году его даже прочили в мужья Елизавете Петровне, а потом из-за слухов о произошедшем тайном венчании отослали в Париж.
  • Ему прочили блестящее будущее, и Борис был вполне удовлетворен своей личной и творческой жизнью.
  • При этом все, кто только ни взглядывал на ее прелестное, цветущее личико, прочили ей блестящую партию.
  • Ему прочили многообещающее первое место.
  • Ни Ассагаи, которого прочили в победители, ни французский фаворит Васко да Гама, пытавшиеся обойти Анилина, не могли угрожать ему.
  • И ее сыну, в котором рано пробудился интерес к науке, также прочили карьеру в области юриспруденции.
  • Его называли «вторым Есениным», прочили ему мировую славу.
  • После премьеры фильма актрисе прочили такую же счастливую судьбу и в реальной жизни.
  • Человек, которого прочили в главы финансовой династии, был, мягко говоря, не вполне удачлив в делах.
  • Его прочили в политические агитаторы, задачей которых было сделать все, чтобы солдаты не поддались коммунистическому влиянию.
  • Мальчикам прочили карьеру, а девочкам, кроме рисования, преподавали языки, музыку, рукоделие и домоводство.
  • Кстати, кого только ни прочили на его место.
  • Журналы охотно покупали, над публикациями смеялись, автору прочили большое будущее.
  • Ей прочили большую сценическую карьеру, и не только участники труппы «Лицедеи старой школы».
  • Родители Фрэнсиса прочили ему медицинскую карьеру.
  • Как ее умудрились выбрать на роль, которую прочили таким звездам, как Элизабет Тейлор и Джин Симмонс?
  • Успехи Лены в игре на скрипке были столь выдающимися, что ей прочили блестящее будущее.
  • Училась она самозабвенно, и ей прочили большое будущее примы балета.
  • Ермолова прочили членом Временного революционного правительства.
  • Позже ему, одному из основателей кадетской партии, в случае свержения монархии прочили пост президента республики.
  • https://sinonim.org/
  • Многие его партнеры по съемкам из числа звезд прочили ему блестящую карьеру.
  • Ему прочили успешную карьеру в армии, которая стала настоящей академией жизни для него.
  • Поборники старины в цари прочили девятилетнего Петра, сына замученного царевича Алексея.
  • С его голосом и красотой ему прочили стать вторым Шаляпиным.
  • Сослуживцы и сам профессор В. Е.

    Грум-Гржимайло прочили Артуру Фраучи блестящую карьеру инженера, однако он пошел иным путем.

  • Мне прочили быть композитором, дирижером, пианистом, как мой дед, а я стал певцом.
  • Ему прочили удачную карьеру, блестящее будущее.
  • Александру прочили военную карьеру, но его увлекало искусство и странствия в качестве способа с ним знакомиться.
  • Ему прочили скорое повышение по службе и в 1892 г.
  • Хорошенькая барышня, которую прочили ему в жены, завела раз с Декартом небезопасный разговор о «различных видах красоты».
  • Многие прочили ей прекрасное будущее и включение в сборную СССР.
  • Коммунисты прочили своего генерального секретаря на место Бога, они видели себя на месте святых, они требовали молитв к партии.
  • А по плаванию ему прочили спортивную карьеру.
  • Возможно ли, чтобы ребенок, которому врачи прочили жизнь в четырех стенах специального заведения, так посрамил специалистов?
  • Храбрый и решительный, он рано обратил на себя внимание командиров, и они прочили юноше удачную военную карьеру.
  • И нет нужды добавлять, что все индийские и английские профессора считали его «гением» и прочили ему великое будущее.
  • Кроме того, в это самое время Анну уже прочили в жены Джеймсу Батлеру.
  • Она была красавица, в мужья ей прочили родственника императора, претендента на трон Болгарии.
  • Все друзья-кавалеристы, хотя и изображали страдания из-за нашего отъезда, прочили мне огромную удачу в Виши.
  • Два противостоящих лагеря тянули его каждый к себе и прочили успех именно в своей области.
  • Фигура Джека Келли и его обаятельная улыбка считались неподражаемыми, и ему прочили большую карьеру в Голливуде.
  • Амшеля Маера Джеймса как раз на эту должность и прочили.
  • Колеватова, и на его место прочили Никулина.
  • Многие музыкальные критики прочили ему провал, а Горовиц вновь оказался победителем.
  • А ведь во время учебы во ВГИКе Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комедийном поприще.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Синонимы «прочили»
Значение слова
Поиск предложений онлайн

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.036 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Почему спорт полезен для детей

Занятия физкультурой полезны для любого ребенка, потому что укрепляют не только здоровье, но и формируют личность. Кроме того, спортивные тренировки — это еще и отличный способ проведения досуга.

Физическое здоровье

Все мы с детства помним лозунг: «В здоровом теле — здоровый дух». Как раз спорт и формирует это здоровое тело и дух, способствует увеличению выносливости и физической силы. Также формирует здоровый костный и мышечный корсет, понижает уровень тревожности и устраняет проявления стресса, уменьшает вес и нормализует давление. А еще увеличивает объем легких и нормализует уровень холестерина в крови.

Психологическое здоровье

Согласно проведенным психологическим исследованиям, дети, регулярно занимающиеся спортом и участвующие в различных соревнованиях, имеют более высокую самооценку своей личности и адекватнее воспринимают критику в свой адрес. Немаловажную роль в формировании самооценки и трудолюбия играют не только родители, но и тренер. Ребенок, который занимается спортом реже болеет и меньше подвержен депрессиям и апатии.

Социальные навыки

Спорт учит детей быть ответственными, особенно командные виды спорта, где от каждого участника зависит общий успех. На тренировках у детей развивается здоровая конкуренция — почти каждый стремится показать лучший результат и заслужить похвалу.

Также тренировки формируют у детей лидерские качества. Кроме того, ребенок проходит важный этап социализации: учится взаимодействовать в коллективе, где-то уступать, где-то настаивать на своем, подчиняться правилам и нормам.

Авторитет

Ученые доказали, что успешные в спорте дети также преуспевают и в повседневной жизни: более коммуникабельны, быстрее схватывают и усваивают информацию, чем дети, которые не занимаются спортом. Систематические тренировки развивают и улучшают психическую деятельность организма благодаря которой ребенок легко борется с возникающими проблемами как в межличностном общении, так и в учебной деятельности.

Будущее

Если ребенок занимается спортом и достигает в нем определенных успехов и высот, его хвалит тренер, то, возможно, в будущем ваше чадо сможет построить спортивную карьеру или благодаря завоеванным высотам без проблем поступить на спортивное отделение в любой ВУЗ.

Главное, чтобы ребенок ходил на тренировки с удовольствием и возвращался с них уставшим, но довольным. Помните, что спорт приносит плоды только если он в радость.

С какого возраста отдавать ребенка в спорт?

Самое важное при выборе секции — это то, чтобы сам ребенок имел влечение к этому виду спорта. Если же ребенок будет заниматься тем, что ему не нравится, в дальнейшем это может сказаться на его психологическом развитии. Затем расспросите родителей, которые отдали детей в различные спортивные секции, с какого возраста они начали приучать ребенка к спорту, и не было ли впоследствии проблем?
После того, как с видом спорта определились, не спешите сразу отдавать ребенка на секцию. Перед этим обязательно надо проконсультироваться с врачом, чтобы в будущем не было печальных последствий.
Как известно, многие виды спорта стремительно «молодеют», к примеру, в художественную гимнастику, синхронное плавание и другие виды спорта, которые основаны в большей степени на координации, набирают детей от трех лет. Нередкими бывают случаи, когда тренеры посещают детские садики, чтобы найти талантливого и перспективного ребенка.
Если у вас дочь, то уже в четыре года можно отдавать ее в художественную гимнастику (конечно, если ребенок сам этого хочет). Если гимнастика не подходит, и при этом ребенок достаточно уверенно держится на воде, можно отдать на синхронное плавание. Кстати, серьезные соревнования в этих видах спорта начинаются уже с 8-10 лет. Но стоит предупредить, что гимнастика требует колоссальных нагрузок, поэтому различные растяжения и вывихи практически неизбежны. Но зато у ребенка развивается гибкость, грация, красота.

Однако, если для ребенка занятия гимнастикой даются тяжело, не стоит его водить на данную секцию, ведь те же самые качества можно развить и на танцах, балете, но с меньшими нагрузками.
Плавание — один из самых безопасных и полезных видов спорта. Плавание развивает хорошую фигуру, ровную осанку, а заниматься этим видом спорта можно уже с нескольких месяцев. Но, если ваша дочь собирается серьезно заниматься плаванием, учтите, что плавание формирует широкие плечи. Но, в принципе, это не так и важно. Теперь рассмотрим более мужские виды спорта.
Начнем с боевых искусств. Заниматься таким видом спорта, как борьба, можно уже с восьми лет. К тому же, занятия боевыми искусствами развивают гибкость, координацию и дисциплину. Бокс в раннем возрасте не рекомендуется для детей, так как в будущем это может очень плохо сказаться на здоровье человека. А вот отдавать своего сына на дзюдо или карате можно уже с пяти лет, потому что эти виды боевых искусств являются практически безопасными.
Футбол — бесспорно, самая популярная игра в мире и многим детям, в частности мальчикам, хочется заниматься этим видом спорта. Идеальный возраст для занятий футболом — с семи лет, но если есть задатки, можно отдать ребенка на секцию и в пять или шесть лет. Но знайте, что интенсивные тренировки в раннем возрасте могут остановить рост ребенка. Футбол повышает функциональные возможности, а именно: координация, реакция, ловкость и т.п.
Ворота в мир хоккея для ребенка открываются уже в четыре года. Занятия хоккеем улучшают нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также опорно-двигательный аппарат. Для тренировок необходимо приобрести форму, а также весь необходимый инвентарь: шлем, коньки, перчатки, щитки и пр.
Спорт помогает ребенку стать уверенным в себе, помогает преодолеть свои страхи и заставляет верить в себя и свои силы.

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
Цель: Формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
План:
Основные подходы к организации оздоровительной работы в школе.
Компоненты здоровья.
Школьные факторы риска.
Здоровьесберегающая образовательная технология Н. К. Смирнова.
Школьная программа “Здоровье”.
В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И.

Ожегова).
В последнее время, наряду с этим определением, упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.
Не правомерно винить только школу в неблагополучном состоянии здоровья детей, подростков.
Факторы, влияющие на здоровье детей
Экологические: Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.
80% детей с дефицитом развития проживают в зонах химического, радиоактивного загрязнения окружающей среды, вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных регионах страны. В таких условиях особенно важно заниматься проблемой здоровья, учитывая особенности социально-экономических условий нашей действительности.
Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.
Педагогические.
К педагогическим факторам следует отнести:
Факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.);
Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки;
Организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования;
Динамика хронической и общей заболеваемости;
Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);
Санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.);
Двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
Рациональное питание (меню и режим питания);
Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
Стрессовая педагогическая тактика;
Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);
Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов);
Функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
Межличностные отношения между сверстниками;
Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.);
Направления здоровьесберегающей деятельности (Из приложения к письму МО РФ от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 заместителя министра Чепурных Е.Е.):
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
Организацию рационального питания;
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
Психическое здоровье
Понятие “психическое здоровье” в последние годы все прочнее завоевывает приоритетные направления в самых разных видах жизнедеятельности человека. Мы все чаще слышим рассуждения о “психическом здоровье нации” и о “психологическом комфорте” на рабочем месте, о “психическом благополучии” школьников и об их “психосоциальной компетентности”. Однако найти определение понятия “психическое здоровье” не так-то просто.
Сказкотерапия
В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.
Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.
Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
Музыкотерапия
Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную песню. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонии взаимоотношений в ней. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Пение как средство лечения назначается детям с заболеванием дыхательных путей. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.
Физическое здоровье
Профилактика глазных заболеваний
Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей во многом зависит не только от врача, но и от педагога. Дефекты зрения формируются под влиянием многочисленных факторов. Особенно большое значение в детском возрасте имеют характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Например, 6-7 летний ребенок за несколько часов, проведенных над книгами и тетрадями, нагружает мышцы глаза в такой же степени, как он нагрузил бы другие мышцы, занимаясь столько же времени штангой. Последствия не заставляют себя долго ждать: уже к концу первого года обучения у каждого четвертого ученика выявляется близорукость или предшествующее ей состояние. В обычной жизни мы неправильно пользуемся зрением. Чаще всего глаза фиксируются на короткие дистанции продолжительное время. Это относится и к учащимся. Необходимо переключать фокус зрения, смотреть вдаль, хотя бы 2 мин.(надо 5-10 мин.), потом следует закрыть глаза на 1-2 мин., дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз.
Профилактика нарушения осанки
Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. Нарушение осанки влияет на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости, питания мозга и др. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее формировать. Специалисты рекомендуют такой прием. Ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене так, чтобы он касался стены пятками, ягодицами, спиной и затылком. Учитель объясняет, что такая поза является правильной осанкой. Потом ученика просят отойти от стены, сохраняя ту же осанку. Все учащиеся проделывают этот прием. Затем учитель отбирает 2-3 человек, просит их пройти перед остальными детьми, обращая внимание на то, как красива правильная осанка. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля.
Игровые оздоровительные технологии
Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Согласно статистике, до 24 часов в неделю учащиеся уделяют просмотру телепередач, старшеклассники 85% времени бодрствования вынуждены проводить сидя за рабочим столом.
Появившиеся компьютерные игры еще больше усугубили обездвиженность детей и подростков. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается неграмотно, детренированность закономерно сужает диапазон приспособительных возможностей, приводя к функциональным нарушениям, росту инфекционных и нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.
Нравственное здоровье — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность – наивысшая мера человечности. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, и особую роль призвано сыграть слово – слово учителя, слово писателя.
Библиотерапия
От состояния психического и нравственного здоровья во многом зависят счастье и долголетие отдельного человека, процветание всей нации. В последнее время в состоянии психического и нравственного здоровья населения России наметилась четкая тенденция к ухудшению. Поэтому на современном этапе потенциал библиотерапии значителен. Библиотерапевтическая технология имеет двойственную направленность – клиническую и гуманистическую: способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, с другой – помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.
Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) понимается совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов.Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются как раз ЗОТ.
Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. И это не тождественно учебному курсу “основы анатомии, физиологии и медицинских знаний”. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ), понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Литература
“Здоровьесберегающие технологии” И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.О. Соколова.
Журнал “Начальная школа” № 7, 1979 г., № 8, 1979 г., № 5, 1990, № 6, 1990 г.
Журнал “Народное образование” № 9, 1999 г.
“Игровые оздоровительные технологии” О.А.Степанова.
“Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе” Н.К. Смирнов.
“Обучение и здоровье” Киколов А.И.
“Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы” Н.К. Смирнов, М.В. Аносова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *