Десятина в церкви

Десятина в церкви

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕСЯТИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЦЕРКВИ

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

Десятина — это посвященная Богу десятая часть от материальных ценностей. Основной принцип десятины — признание того, что всё на земле, включая всю частную и общественную собственность, принадлежит Богу, и человек только слуга Его. Десятина является знаком почитания Господа как неоспоримого владельца всего на земле. Традиция приношения десятины была в обиходе семитских народов издревле и практиковалась задолго до того, как закон Моисеев вступил в силу.

Десятина в Израиле включала десятую часть всего годового дохода от сельскохозяйственных угодий и от прироста скота. Все это провозглашалось посвященным Яхве в качестве арендной платы или даже феодального оброка, отдаваемого настоящему Владельцу земли.

Традиция приношения десятины перешла в христианскую церковь не как прямая заповедь, но как хорошее правило, подобно многим другим правилам, усвоенным церковью из ветхозаветного законодательства.

Следует отметить, что Сам Христос осуждал законников, но не за их аккуратное соблюдение религиозных правил, а за то, что они, увлекшись соблюдением буквы закона, перестали оказывать милосердие людям и больше не имели любви к Богу.

Бог не обязывает нас соблюдать ветхозаветный религиозный закон с целью получить спасение. Христос исполнил закон за нас, и только посредством Его подвижничества мы спасаемся, но это совершенно не значит, что мы избавлены от соблюдения тех морально-нравственных принципов закона, которые регулируют наши отношения с людьми и Богом. Допустим, нам следует жертвовать наши деньги в пользу церкви, этим мы выражаем нашу благодарность Богу за Его благословения и заботу о тех людях, которые нуждаются в материальной поддержке.

Безусловно, десятина и все наши пожертвования должны совершаться добровольно. В Новом Завете говорится о «доброхотно дающем» человеке, то есть добросовестно и без принуждения жертвующем Господу часть из того, что он имеет.

Разумеется, нет необходимости долго объяснять, какую практическую пользу приносит делу Божьему десятина. Наши церкви нуждаются в материальной поддержке, и десятина — это один из лучших способов накопления бюджета. Возможно, десятина и не самый большой вклад, который мы можем сделать, но это уже первое благословение, приносимое нами в церковь. Придут и другие благословения, которые будут полезны и нам, например, прекрасные новые церковные здания, образованные, компетентные служители, безбедность членов церкви.

Евреи были отнюдь не первой нацией, практикующей десятину. Она существовала в различных видах во многих древних культурах: в египетской, сирийской, вавилонской, ассирийской, тогда десятины приносились национальным богам. Тем не менее, самая развитая система приношения десятин культивировалась в Израиле.

Задолго до того, как Израиль зарекомендовал себя в качестве нации, Авраам и Мелхиседек были уже знакомы с практикой десятины. «Он (Мелхиседек) был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:19-20). Мелхиседек выполняет здесь роль священника, благословляя Авраама и снабжая его вином и хлебом для празднования победы над враждебным Кедорлаомером.

Приношение Авраамом десятины, вероятно, имело под собой богословскую основу — в знак признания того, что Бог Всевышний подарил ему победу. Заметим, что десятина была отдана Авраамом добровольно. В то время не было особой заповеди, предписывающей ее уплату, но он сделал это по собственному желанию и чистосердечно.

Следующим человеком, дававшим десятину, был патриарх Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим, и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22). Предполагая, что Бог позаботится о нем и благословит его путь и будет его Богом, Иаков обещает отдавать десятину. Десятина пойдет на поддержку «дома Божия»; здесь мы видим как бы раннее упоминание об основном предназначении десятины — попечении о доме Божием (храме, скинии).

Слово «десятина» упоминается 32 раза в Ветхом Завете, из них 17 в Пятикнижии. Помимо предыдущих упоминаний в Библии есть немало еще более важных мест, говорящих о десятине. Например, в книге Левит мы читаем: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня» (Лев. 27:30).

Заповедь — это правило или предписание, данное и установленное Богом. Яхве дал израильтянам заповеди и правила, через исполнение которых они могли бы жить богоугодной, благочестивой жизнью, Закон о десятине также являлся заповедью Господа. Бог ожидал от людей жизни в соответствии с законом, и каждый израильтянин был хорошо осведомлен об этом. Более того, люди понимали, что их земля, их имущество, даже их собственные жизни принадлежали Яхве; и десятина, которую они платили, была лишь маленькой частицей по сравнению с бессчетными благословениями Божиими. Древние евреи не посмели бы удержать даже и части десятины для себя, потому что это расценивалось как воровство у Бога.

Десятина — это «святыня», т. е. отделенная от общего для особой цели часть, и принадлежала она только Господу. Отдавая десятины, израильтяне безмолвно выражали этим свою благодарность Господу за обильное благословение, данное Им.

Израильтяне отдавали в уплату десятины такие части своего имущества, как: зерно, вино, оливковое масло, фрукты, крупный и мелкий скот. Те евреи, которые были в состоянии отдавать деньгами (серебром), должны были прибавить к общей стоимости десятины еще 20% от всей суммы для левитов. На самом деле израильтяне должны были приносить три десятины (3 разных вида). Первая из них шла на поддержку нужд служителей Божиих, левитов и священников (Чис. 18:21,24). Вторая предназначалась для проведения священных праздников (Втор. 12:17-18; 14:23). Третья десятина употреблялась для попечения о бедных, сиротах и вдовах (Втор. 14:28-29; 26:12-13). Первые два вида собирались каждый год, третья десятина уплачивалась раз в три года. Следовательно, десятина составляла в действительности 23% от ежегодного урожая и приплода домашнего скота.

Теперь мы видим, что сбор десятины мотивировался различными причинами. Десятина для бедных, по-видимому, выполняла гуманитарную роль — шла в помощь нуждающимся людям; это осуществление заботы о вдовах и сиротах, которых Сам Бог защищает.

Праздничная десятина употреблялась для проведения праздников, для поддержания духа единства народа Божиего, общения людей между собой, что приближало всех к Богу.

Очевидно, наиболее важной была десятина для левитов: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21). Как известно, левиты не получили земли, как другие колена израильские. Они не имели права принимать участие в других сферах деятельности, помимо духовного служения. Следовательно, не имея возможности самим зарабатывать себе на жизнь, они нуждались в материальной поддержке всего общества. Действительно, весь народ израильский кормил и одевал их, пока они выполняли служение. Своими десятинами израильтяне признавали настоящую роль священников и левитов как представителей Бога, имеющих право получать поддержку, пока они совершали служение перед Богом за весь народ.

Во времена Неемии люди пытались избегать служения в храме, чтобы не платить десятины. Пророк Малахия встретил это резкой критикой, так как уклоняясь от уплаты десятины, люди фактически крадут у Бога Его часть. Пророк Амос в свою очередь осуждал тех, кто, хотя и приносил десятину, делал это без особой радости и без любви к Богу. Пророки призывали людей быть честными по отношению к Богу и любить Его соблюдением Его заповедей, делать это добровольно и с желанием. Господь не требовал многого, но даже то малое, сделанное из чистых побуждений, могло принести Ему радость. Уже за это Создатель обещал великие благословения с неба. Господь ценит тех, кто с радостью отдает Ему, по крайней мере, столько, сколько в состоянии отдать.

Десятина — маленькая благодарность за великие дары Бога; это начало нашей самоотдачи Ему. Никто не мешает нам жертвовать Богу больше, чем 10%, тем не менее, приносить десятину всегда лучше, чем удерживать от Бога Его часть. Если десятина и кажется нам слишком большой, разве это не подтверждает того факта, что Бог уже так обильно благословил нас?

Из того, что закон о десятине был так глубоко укоренен в сознании ветхозаветных евреев, мы можем свободно допустить, что христиане — евреи, доминирующие в первые годы формирования и становления ранней церкви, отдавали десятину в своих поместных общинах. Несомненно, они пошли дальше, чем сбор десятины, об этом мы читаем в первых главах книги Деяний апостолов, но изображенный там прогресс жертвенности вовсе не доказывает того, что десятина была отменена. У нас есть все основания полагать, что ранняя церковь понимала важность десятины как минимума, который необходимо отдавать Господу.

Влиятельный отец ранней церкви Ириней расценивал десятину как минимальный стандарт пожертвований в христианской общине. Он считал, что христианам следует жертвовать не меньше десятины в надежде на будущие блага.

Двумя веками позже Августин также признал десятину за основной стандарт жертвенности. Он утверждал, что десятина — это уплата задолженности, и кто не хочет отдавать десятину, тот виновен в воровстве у Бога. Кто же хочет получить награду, пусть уплачивает десятину и из девяноста оставшихся процентов отдает милостыню нуждающимся. В свою очередь Иероним говорил, что не отдающий десятины обманывает Бога.

Суммируя предыдущие высказывания, мы можем утверждать, что церковь в целом, по крайней мере, в первые 400 лет своей истории, признавала практику десятины и расценивала ее как минимальный стандарт пожертвования.

Что же можно сказать о со временной церкви? Многие христиане сегодня говорят, что закон уже не имеет силы, и мы живем во время благодати, которую Иисус Христос принес на землю. Поэтому они не хотят накладывать на себя такое «иго», как десятина, и жертвуют по благодати (надо понимать, в зависимости от того, сколько каждый пожелает). Журнал «Christianity Today» приводит следующую статистику: в среднем члены разных американских конфессий жертвуют около 2,5% от своего дохода. Теперь сравним эту цифру с 23% десятин в древнем Израиле и попробуем ответить на вопрос, почему пожертвования по благодати оказываются такими незначительными.

Никто не может с уверенностью сказать, что проблема десятины решена в российских церквах. Очень немногие церкви поставили себе за правило собирать десятину. Церкви России (нет смысла скрывать очевидный факт) очень бедны в финансовом отношении, хотя значительная часть членов церкви далеко не бедна. Скорее всего, мы просто не привыкли жертвовать для Господа.

Поговорив с российскими пасторами, узнаешь, что у нас нет точной информации о количестве и форме пожертвований, хотя есть отдельные члены церкви, отдающие десятину.

Во многих церквах популярна теория пожертвований по благодати. Люди просто уверены в своей свободе от закона — это хорошо. Только мы забываем очень важную вещь: мы свободны от закона религиозного (от необходимости приносить жертвы за грех, от храмовых ритуалов, от обрезания), но не избавлены от того, чтобы соблюдать морально-нравственные принципы закона, которые регулируют отношения людей в обществе. К примеру, даже члены светских клубов и обществ платят взносы, подтверждая этим свое членство, а также для того, чтобы их объединения успешно развивались и росло их благосостояние. Мы являемся гражданами наших государств и вынуждены платить налоги; только в том случае наши государства будут сильны, если их граждане будут исполнять свои обязанности. Естественно, мы все хотели бы, чтобы пасторы церквей выполняли свою работу хорошо, но если мы не жертвуем для этого даже минимума, разве мы можем ожидать, и тем более требовать, от них полной самоотдачи в пасторском деле?

Действительно, в течение многих лет наши пасторы старались справиться с непосильной задачей — заниматься светской и духовной деятельностью одновременно, т. е. быть и пасторами, и в то же время работать на производстве. Хотя нельзя не признать того, что многие, несмотря на все невзгоды и трудности, все же продолжали оставаться хорошими пастырями своей паствы.

Печально, что сегодня члены наших церквей и даже многие пасторы не имеют должного образования, и поэтому они, к сожалению, нередко мало компетентны во многих вопросах, связанных с управлением церкви. Чтобы все это изменить в лучшую сторону, нам необходимо учиться жертвовать, и тогда у нас хватит средств не только на образование, но и на удовлетворение многих других потребностей церкви. Первым шагом в этом важном служении, безусловно, может стать десятина.

Рассмотрим один возможный эксперимент: если мы имеем в нашей церкви, по крайней мере, 10 членов, и каждый из них отдает свою десятину, то они уже могут оплачивать труд своего пастора. Ведь общая сумма пожертвований составляла бы 100% т. е. одна минимальная заработная плата. А у нас есть церкви, насчитывающие от 500 до 1000 членов и более; и если бы все они отдавали хотя бы десятину, мы могли бы оплачивать и миссионерскую работу, и образование, и попечение о многодетных и нуждающихся людях, помогать детским домам и домам престарелых. Мы имели бы возможность накормить голодающих, одеть нагих, дать приют бездомным. Если многие христиане, отдавая десятину, будут жертвовать еще и более того, то дело Божье будет умножаться и распространяться гораздо интенсивнее.

В мире есть и немало положительных примеров: большая часть американских церквей, входящих в Южную Баптистскую конвенцию, продемонстрировала духовную силу в приношении десятины. Конвенция образовалась в 1845 г., и на сегодняшний день она имеет самую большую миссионерскую организацию в мире — более 3000 миссионеров. Южные баптисты, собирая десятину, акцентируют свое внимание не только на миссии, не только на помощи миссионерам, но и во многом на нуждах поместных церквей. Члены церквей понимают, что от них ожидается десятина. И без настойчивого воспитания в пользу таковой, очевидно, южные баптисты не имели бы столь сильного влияния ни в своем обществе, ни в плане всемирной евангелизации.

Тем не менее, многие толкователи Библии выступают против десятины, возможно, не сознавая, какое влияние оказывают их слова на умы простых членов церкви. Можно согласиться с точкой зрения тех, кто утверждает, что десятина не имеет значения для нас сегодня, но лишь в том случае, если они и других учат, и сами жертвуют больше десятины. Христианин, выступающий против десятины и жертвующий гораздо меньшую часть (это часто происходит, когда не ведется подсчет своих пожертвований, а отдается сколько заблагорассудится), тем самым заявляет, будто бы Бог занизил Свои стандарты и благодать умаляет обязанности христиан. Если мы так понимаем значение благодати, то мы находимся на опасном пути, ведущем к духовной безответственности. Нам не следует забывать, что десятина во многом связана с тем, в каких отношениях мы находимся с Богом. Десятина отдается не для очистки совести, чтобы потратить остальные 90%, как захочется. Нет, оставшаяся часть также принадлежит Богу, и нам следует согласовывать с Ним наши расходы.

Бог никогда не подводит Своих искренних и доброхотно дающих служителей. Долгая история еврейского народа и современные примеры жертвенности верующих людей в достаточной степени подтверждают это.

Бог хочет воздать благословениями за каждую «лепту вдовы». Он в состоянии излить обильные благословения на церкви, которые предложили свое имущество, финансы и самих себя Ему.

Десятина похожа на первый шаг ребенка, и он очень важен. Первый шаг необходимо сделать, иначе мы никогда не научимся ходить. А, сделав этот шаг в служении Богу, мы уже можем пойти дальше, не ограничиваясь только десятиной. Это, безусловно, может пойти только на благо нашим отношениям с Богом, уже тем. что мы получаем возможность постоянно подсчитывать и оценивать благословения Его, дарованные нам.

Итак, десятина никогда не приносила ущерба верующим, постоянно практикующим ее, напротив, за ней следовали только благословения от Бога. Тем более в процессе нашего исследования мы убедились, что Бог установил особую заповедь для своих людей — отдавать десятину Иисус Христос не отменял закона. Он не сказал, что мы можем ничего не жертвовать Богу. Да, Он принес на землю благодать, которая означает, что мы получаем спасение не исполнением закона, а по милости Божьей, хотя это и не освобождает нас от соблюдения основных морально-нравственных принципов закона.

Ведь мы не можем убивать, говорить неправду, не имеем права красть, тем более не должны обкрадывать Бога. Закон требует от нас любить Бога и ближних, уважать служителей Господних. Все это мы обязаны помнить и хранить в своей жизни, потому что Бог хочет этого от нас. Я верю, что Богу не безразличны мои материальные пожертвования. Если мы не можем отдавать больше чем 10% от нашего дохода, то приносить хотя бы десятину уже хорошо. Пусть Бог обильно благословит вас, если вы стремитесь отдавать Богу как можно больше!

Нашим церквам нужна десятина. Людям необходимо учиться жертвовать Господу. Он хочет, чтобы мы испытали Его. Кто удерживает нас от того, чтобы испробовать это? Через нашу жертвенность Он покажет всему миру, как велики и прекрасны благословения Его Своим служителям!

Если у меня много долгов, могу ли я временно прекратить давать десятину, чтобы выплатить их?

Вопрос: Если у меня много долгов, могу ли я временно прекратить давать десятину, чтобы выплатить их?
Ответ: Для погашения долга прекращение десятины допускается. Возврат долгов – это обязанность; десятина является «необязательной» по той простой причине, что указание о ней было частью Моисеева закона, а христиане не подчиняются ему. Пожалуйста, не поймите превратно – жертвовать на Божью работу крайне важно. Финансовые пожертвования являются частью Божьего призыва к каждому христианину. Но если долг на самом деле невозможно погасить, одновременно продолжая давать десятину/жертвовать, не будет неправильным уменьшить или полностью прекратить жертвование на какое-то время, чтобы погасить возникшие долги.
Наша единственная неизменная обязанность по отношению к другим людям заключается в том, чтобы любить их и относиться к ним так, как мы хотим, чтобы они относились к нам (Матфея 7:12). Все мы хотим, чтобы люди возвращали нам долги. Нам как христианам сказано: «Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон. Потому что все заповеди: «не нарушай супружескую верность, не убивай, не воруй, не желай чужого» – и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: «люби ближнего, как самого себя». Любовь не причиняет ближнему зла.

Поэтому любовь – исполнение всего Закона» (Римлянам 13:8-10; тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Ветхозаветный закон о десятине был предназначен Богом для удовлетворения материальных потребностей священников из колена Левия. Они нуждались в поддержке, чтобы служить в храме и помогать бедным (Числа 18:26; Второзаконие 26:12-15). Поэтому, когда израильтяне не давали храмовую десятину, Бог предостерег: «Может ли человек обмануть Бога? Но вы хотите обокрасть Меня! И говорите: «Чем же мы обкрадываем Тебя?» – Десятиной и приношениями!» (Малахии 3:8).
Десятина была десятой частью доходов человека: «Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама» (Евреям 7:5). Левитское священство продолжало служить в храме на протяжении всей земной жизни Христа, и требование давать десятину оставалось в силе. Но после смерти, воскресения и вознесения Господа Иисуса все изменилось: «Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона» (Евреям 7:12). Он стал нашим Первосвященником. Христиане теперь являются Божьим храмом и Его царственным священством (Евреям 4:14-15; 1 Коринфянам 6:19-20; 1 Петра 2:9-10).
Наш Первосвященник служит нам согласно Новому Завету (Божьему закону, записанному в наших сердцах), даруя нам Святого Духа (Евреям 12:24; 10:16). Этот закон с помощью Духа побуждает нас любить других людей (Галатам 5:22-23). Вот почему Иоанн пишет: «А в том, который в этом мире живет в достатке и видит брата в нужде, но запирает сердце для жалости – разве в нем может жить Божья любовь?» (1 Иоанна 3:17). Божья любовь подталкивает истинного христианина к жертвенности, но ни одно из новозаветных посланий не указывает и даже не рекомендует христианам давать десятую часть или какой-либо другой процент. Христианское жертвование – это результат христианской любви.
Верующие могут, если захотят, отдавать десятую часть своего дохода церкви, ради удовлетворения духовных и материальных потребностей в нашем нуждающемся мире. Некоторые предпочтут давать меньше десятой части, некоторые – больше. Павел призывал о следующем: «Пусть каждый из вас в первый день недели откладывает дома кто сколько может, в зависимости от заработанного…» (1 Коринфянам 16:2).
Нам не следует копить, а жертвовать столько, сколько побуждает Бог. Это – Его деньги и Его награда с лихвой покроет то, что мы жертвуем. «Помните: кто скупится на семена, у того и урожай будет скуден, а кто сеет щедрой рукой, и урожай соберет щедрый. Пусть каждый даст, сколько ему подскажет сердце, но без уныния и без принуждения. Ведь «Бог любит дающего с весельем». Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке, и тогда у вас всегда и всюду будет все необходимое и еще с избытком хватит на любое доброе дело» (2 Коринфянам 9:6-8). English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Если у меня много долгов, могу ли я временно прекратить давать десятину, чтобы выплатить их?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Здравствуйте.

Уже не первый год, изучая один и тот же мидраш о том, что иное прочтение отделяй десятину — асэр тэасэр, толкуется как ашэр тэашэр — отделяй десятину, и ты разбогатеешь.

Я, отделяя десятину от дохода, тем не менее, значимо не богатею.

Позволю себе немного пояснить свой вопрос еще примером. Раввин моего шурина сказал ему, когда тот задал ему тот же вопрос, что речь идет не про десятину, а про 1/5 часть дохода и посоветовал ему убедиться, что Всевышний не подведет его, если тот отделит 1/5 часть дохода, и потом только купит лотерейный билет (было в Израиле, раввин — действительно ортодоксальный).

Мой шурин так и поступил, однако результат оказался проигрышным, и он разбогател потом, по прошествии нескольких лет после этого случая.

А тогда он спросил того раввина, который советовал, как это понимать, и тот ему ответил, что не знает, что означает этот странный случай.

Ronnie
Belarus

Отделяя десятину (10 процентов) или 20 процентов от своих доходов, Вы и Ваш шурин поступаете абсолютно правильно — так, как и полагается поступать еврею.

Но откуда берутся именно эти цифры «10» и «20»? В контексте данного ответа это требует разъяснения.

В Торе записаны заповеди, предполагающие обязанность каждого еврея отделять десять процентов (десятину; на иврите — маасер) от своего урожая и приплода скота, которые предназначены служителям Храма — левитам и коэнам (и те и другие — из колена Леви).

Существует и заповедь о второй десятине — плоды, которые нужно съесть в Иерусалиме.

Подробнее — см. на сайте в материалах Заповедь 395 — Отделение первой десятины, Заповедь 473 — Вторая десятина, Заповедь 360 — Десятина кошерного скота по годам (в разделе «Заповеди Торы».) А также — Мишна, раздел Зераим, трактат Маасрот, Мишна, раздел Зераим, трактат Маасер шени.

Все эти заповеди Торы, как понятно, связаны с Храмом. И в периоды, когда Храма у нас нет, большинство из них выполняются по постановлениям Учителей.

Заповедь о цедаке (филантропические пожертвования на высокие цели, определяющиеся нуждами нашего народа) — очень важная заповедь.

О том, как отделять от дохода и куда направлять отделенные средства — см. на сайте, к примеру, в ответе «Еще раз — о цедаке» и «Как правильно распределять цедаку?» — с ответами, на которые в них даны ссылки.

Заповедь об отделении десятины — отражение одного из «механизмов» в Устройстве мира, в котором заложено, что 10 процентов от дохода, образно говоря, получателю дохода — не принадлежит, что и служит фундаментом для ответа на вопрос о размере цедаки, которую нужно отдавать на благотворительность.

Заповедь о второй десятине добавляет еще 10 процентов. Однако, поскольку вторая десятина отделяется, но — остается хозяину, который, в соответствии с заповедью Торы должен принести и съесть плоды в Иерусалиме, то и для цедаки вторые 10 процентов — не обязанность, но — право.

Таким образом, получается, что общий размер цедаки, установленный Устной Торой — от 10 до 20 процентов от дохода.

Слово эсер (десять) — однокоренное со словом ошер (богатство). Наши Учителя говорят, что, аккуратно отделяя десятину от своего дохода, можно рассчитывать на безбедное существование, а если отделять 20 процентов — состояние преумножится.

В общем случае, нельзя ожидать, что за выполнение какой-либо заповеди или вообще — за правильное действие будет еще при жизни видимое вознаграждение. «Проверить» Всевышнего разрешается только десятиной.

При этом нельзя забывать, что обещания Всевышнего — лишь некие модели. Невозможно заранее знать, когда и каким образом они реализуются в жизни. И тем более — нельзя «указать» Небесам, как и когда должно произойти какое-либо событие.

То есть человеку не может быть известно, когда он, к примеру, разбогатеет — завтра или через 20 лет. Нельзя также предугадать, как именно это произойдет — выиграет ли он в лотерею или, допустим, преуспеет в бизнесе. Об этом можно говорить только постфактум.

И ничего необычного в этом утверждении нет. Ведь все, что с нами происходит, регулируется Небесами. И только Творец знает, когда и при каких обстоятельствах наступит нужный момент. Нам же будущее — не ведомо. Пример Вашего шурина, думаю — прекрасная, наглядная иллюстрация этому. Он, как Вы пишите — разбогател. То есть обещание было — выполнено. Но случилось это — не так, как он предполагал. И — не сразу, как он рассчитывал, но — через несколько лет, в то время, которое определил для этого Всевышний.

Чтобы лучше во всем разобраться — «усложним себе жизнь». Зададимся вопросом, который ставит под сомнение вышесказанное. Попутно отмечу, что такой способ поиска и анализа Истины очень часто применяется в наших книгах.

Итак, начинаем рассуждать.

Скептик может увидеть в данном разъяснении «подвох». Всевышний конечно — над временем, — скажет он, — но у нас-то оно ограничено. Если человек спросит, почему я, отделяя 20 процентов на цедаку — не разбогател, ему всегда можно ответить, что время для этого еще не пришло. Ведь Планы Всевышнего нам — не ведомы. Таким вот образом, можно до бесконечности «оттягивать» выполнение обещания Небес…

Для того, чтобы дать скептику достойный ответ, нам нужно уяснить себе, что такое богатство, в более широком значении этого понятия.

Богат человек или нет — фактически определяется не количеством денег. Основной фактор тут — его душевное состояние, его удовлетворенность или неудовлетворенность своим положением, что зависит от соотношения «возможности – потребности».

Если запросы велики — для ощущения комфорта и финансовые возможности должны быть достаточно большими. Если же потребности — минимальны, то и весьма ограниченные средства могут порождать в человеке ощущение достатка.

Отделение десятины — великий акт веры в Творца. 10, и тем более, 20 процентов от дохода — сумма, в общем-то, значимая. Заработок достается, как правило — усердным, нелегким трудом. Есть, разумеется, и исключения. Но в большинстве случаев, реальную картину отражают записанные в Торе слова Всевышнего: «в поте лица будешь есть хлеб».

Так почему, спрашивается, я должен отдавать совсем «нелишние» для меня деньги из собственного дохода, заработанного «в поте лица»?

Мы верим, что Всевышний устанавливает размеры нашего заработка. Каждый из нас заработает ровно столько, сколько назначат ему Небеса. Но, как и при выполнении любых других заповедей, осознание глубины заповеди приходит только в процессе ее практической реализации. Поэтому Всевышний заведомо дает больше, чтобы после отделения цедаки у человека оставалась та сумма, которая изначально для него планировалась.

Всем, полагаю, ясно, что аргументов против необходимости отдать свои деньги на цедаку можно придумать сколько угодно. В конце концов, расстаться со «своими кровными» — совсем не просто. Поэтому выполнение заповеди о цедаке (в установленных Устной Торой размерах, 10-20 процентов) — очень высоко оценивается Небесами. Ведь для этого надо, как минимум, приглушить в себе стремление к низменной материальности. И главное — беззаветно верить в Творца и в то, что только Он Один (и никто другой) управляет миром.

Отделение десятины по уже ясным причинам — возвышает человека, способствует его значимому духовному росту. И, чем больше Торы, чем больше духовности в жизни человека — тем возвышеннее его устремления и желания. Одновременно — уменьшается тяга к материальности, и у человека появляется и нарастает осознание, что материя не имеет самостоятельной ценности, представляя собой — базу для духовной работы и духовного развития.

На этом пути — зачастую снижаются материальные запросы. И тогда, даже если заработок не изменился — можно ощущать, что Всевышний дает тебе все, что требуется.

Кроме того, благодаря цедаке — могут уменьшиться расходы.

Например — на лекарства и врачей, если, допустим, болезнь «неожиданно» отступила.

Да и вообще, чувство внутреннего удовлетворения не зависит от того, сколько у тебя денег. Нередко бывает, что обладатели огромных денежных сумм этого чувства — не испытывают. Потому что истинное богатство — в другом. Как написано в Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 4, ст. 1) от имени Бен Зома (раби Шимон бен Зома, великий Учитель Мишны, 2-й век): «Кто богат? — Тот, кто довольствуется тем, что у него есть».

При правильном настрое и правильном понимании сути дела упомянутый процесс «обогащения» начинается сразу, и вопрос о «затягивании» — отпадает.

В заключении добавлю, что приведенная здесь схема — не просто «красивая теория». В ней отражена реальная жизненная практика. И это хорошо знают евреи, которые стараются жить по еврейским законам.

Одной из обязанностей средневекового христианина было содержать церковь. Размер выплат паствы своим пастырям был четко определен — одна десятая часть от дохода. Проще говоря — десятина Если народ выражал недовольство поборами, церковные власти отвечали просто: так заповедал Господь.

Церковную Десятину собирали под страхом смертной казни (Бенгт Норденберг. «Сбор десятины в Скане». 1865 год).

О церковной десятине в Новом Завете сказано всего несколько раз. При этом слова Иисуса по этому поводу довольно туманны. Но если в Новом Завете вопрос церковных сборов обойден молчанием, то Ветхий Завет о десятине знает все.

Заповеди патриарха

В первый раз десятина упоминается в связи с патриархом Авраамом. Авраам разбил войско эламского царя Кедорлаомера и его союзников и захватил много добычи. По возвращении его вышел приветствовать правитель города Салима, священник Мелхиседек, единоверец Авраама. Он дал победителю небесное благословение. Авраам же, как пишет Библия, «дал ему десятую часть из всего». Поскольку Мелхиседек был не только светским, но и духовным лидером, эта десятая часть была пожертвованием Богу.

Выделение десятой части военной добычи было в те дни явлением обыденным. Так поступали не только иудеи, но и жители всего Ближнего Востока. Делалось это в знак большой любви и уважения к одаряемому. Чаще всего пожертвование шло на украшение храмов. Ведь лучше всего наглядно показать мощь светских и духовных вождей могли красивые и богатые культовые сооружения.

Внук Авраама, Иаков, богатством не располагал. Он мечтал о высоком положении и достойной жизни. Но для этого ему нужно было во что бы то ни стало добиться милости Творца. Так что Иаков заключил со своим Богом соглашение: «Еели Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Вот и все упоминания о десятине до времени Моисея, который получил от Бога скрижали с правилами поведения и ввел новые законы для своего не слишком послушного народа. Ветхозаветный патриарх так боялся возвращения своего народа к язычеству, что готов был дать священническому колену Ле-вия дополнительный стимул -материальный. Он законодательно закрепил получение прежде добровольной десятины за левитами. Именно при Моисее одноразовое пожертвование превратилось в ежегодный храмовый сбор.

Хитрая арифметика

В Моисеевом законе вменялось брать десятую часть от всего, что произрастает на земле, и каждое десятое животное в стаде. Народу нововведение объяснили просто: левиты никаких доходов не имеют, но служат посредниками между человеком и Богом. Бог Израиля достоин хорошей жертвы -именно на эти цели и идет собираемая десятина. Проведение ритуалов было занятием недешевым, левиты использовали дорогостоящие воскурения, золотую и серебряную утварь. Одежда для священнослужителей изготавливалась из дорогих тканей. Даже скиния (переносной храм) собиралась из дорогих материалов. А помимо всего прочего левитов нужно было еще и кормить.

Когда у израильтян появился постоянный храм в Иерусалиме, десятину стали приносить в главное святилище страны. На праздник собирались люди со всех концов государства. Они принимали участие в праздничном богослужении и трапезе. Десятину нельзя было заменить деньгами, она принималась только натуральными продуктами и животными. Если по какой-то причине доставка в главный храм была невозможна, то разрешалось купить замену натуральной десятины в самом Иерусалиме.

Но так происходило не каждый год. Если бы жители Израиля возили десятину только в Иерусалим, местные храмы скоро бы захирели, а вдовы и сироты, которым выделялась часть десятины, умерли с голоду. Так что периодически часть собранной десятины оставляли на местах. Был разработан особый семилетний цикл сбора и распределения десятины. Праздничная десятина собиралась каждые два года с пропуском третьего. Десятина на бедность собиралась через два года на третий. Каждый седьмой год, который приравнивался к седьмому дню творения, когда Бог отдыхал, сборов не было.

При этом всем собираемая десятина вовсе не равнялась десяти процентам! Каждый год десятая часть собиралась на нужды левитов. И каждый год так же добровольно собиралась «дополнительная десятина» — либо на праздники, либо на бедных. Этот сбор был равен не десяти, а девяти процентам. Так что израильтяне фактически отдавали на религиозные и богоугодные цели не десять, а девятнадцать процентов своего урожая и приплода.

Десятиной не облагались продукты животного происхождения, ремесленные изделия, ткани — только плоды земли и животные. Правда, ко времени новой эры редко кто уже соблюдал предписание свозить десятину в Иерусалим. Город был богатый. Все, что требовалось, покупали за деньги. Покупку можно было сделать прямо в Иерусалимском храме.

Яблоко раздора

Иисус учил, что все пожертвования и милостыни должны быть добровольными, иначе они ничего не стоят в глазах Бога. И первые христиане признавали только добровольные пожертвования. Размер таких даров, конечно же, не был твердо установлен.

Но по мере превращения церкви в мощнейший институт была законодательно закреплена и ветхозаветная десятина.

Отцы церкви сначала ввели это новшество сугубо для истинно верующих. На Турском соборе в 567 году верных христиан лишь «приглашали» поддерживать церковь в соответствии с ветхозаветными установлениями. А менее чем через двадцать лет на Маконском соборе десятину сделали обязательной. Причем тех, кто отказывался платить, отлучали от церкви! Церковь к тому времени владела уже огромными земельными наделами. К концу VIII века, во времена правления императора Карла Великого, отказ от выплаты десятины стал караться светскими властями смертной казнью.

Первоначально десятину обязали платить только крупных феодалов, но постепенно эта обязанность легла на все население. Десятину стали брать не только с полей, садов, огородов и стад. Теперь ее платили ремесленники, торговцы и менялы. А при папе Александре III десятиной обложили даже проституток!

Святых отцов интересовал только доход. И доход был колоссальный. Служители церкви научились умножать и приращивать десятину. Иногда они передавали право ее сбора местным феодалам в обмен на защиту и поддержку. А иногда споры о том, кому собирать десятину, приводили к серьезным распрям между духовенством и светской знатью. Случались даже вооруженные конфликты. Вплоть до XIX века десятина ежегодно оседала в церковных закромах.

Византийский пример

С началом движения Реформации часть Европы ушла из-под власти католической церкви. Протестанты секуляризировали церковные земли и прекратили сбор десятины. А первой католической страной, отменившей добровольно-принудительную жертву, стала революционная Франция. Конвент упразднил сбор обязательной дани. Вслед за этим десятина постепенно исчезла и в других европейских странах. Дольше остальных продержалась Англия, где ее собирали еще в середине XIX века.

Православные священники действовали точно так же, как их западноевропейские собратья. Церковная десятина собиралась и в Византии, и в принявшей православие Киевской Руси. Недаром, наверное, первая христианская церковь в Киеве носила название Десятинной.

Правда, на начальном этапе десятину платили только князья. Но по мере упрочения православия эта обязанность легла и на всех жителей страны. Монгольское завоевание значительно помогло приучить народ выплачивать требуемую сумму — монгольский сбор на церковные нужды был равен как раз десяти процентам. Так что и после развала Золотой Орды православные беспрекословно отдавали священнослужителям десятипроцентный налог.

Для удобства сбора средств страна была даже разделена на десятины — так назывались епархиальные округа, которые сегодня именуются благочиниями. Во главе каждого такого округа стоял десятильник — мытарь, занимающийся изъятием десятин. Отменили десятину в России только к концу XVIII века — как в Европе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *