Десятина сколько

Десятина сколько

Десятина

(Tithing).

Передача десятой части собственности или произведенного продукта в распоряжение религиозных институтов и духовенства. Эта древняя практика была широко распространена в античности, в иудаизме и соседних ближневосточных культурах.

В. з. заповедями о десятине подчеркивается величина (десятая часть) дара, что отражает веру в непосредственное право Бога распределять зерно, вино и масло, крые дозволено производить людям. В различные исторические периоды Израиля действовали различные предписания, относящиеся к десятине. До кодификации Второзакония передачей десятины сопровождались местные культовые праздники в святилище напр., Амос (вероятно, в связи с обетом Иакова, Быт 28:22) упоминает о десятине, принесенной в Вефиль (Ам 4:4). Первый приплод скота и десятина от урожая предназначались для праздничной трапезы. Священник, крый служил в святилище, путники, вдовы и сироты разделяли трапезу с теми, кто приносил десятину. Неизрасходованная часть десятины отдавалась священникам, их помощникам, а также нуждающимся(Втор 14:22идал.).

Согласно Втор, первый приплод скота и десятину приносили в главное святилище, в Иерусалим (*на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там», 14:23), семьи и левиты из разных городов обязаны были посещать Иерусалим для участия в праздничной трапезе. Если путешествие затягивалось и доставить десятину оказывалось слишком трудным, разрешалось продать десятину и купить все необходимое для Иерусалима (ст. 24 и дал.). Но все же данная система не обеспечивала в надлежащей степени потребности нуждающихся, поэтому каждый третий год предписывалось оставлять десятину в родном городе (ст. 2829; 26:1215). Ее распределяли между левитами, пришельцами, сиротами и вдовами, крые сами не могли добыть себе пропитание.

Доставка десятины в Иерусалим изменила само ее содержание. Она в значительной мере превратилась из пожертвования части урожая в нечто похожее на культовый налог. К-ром е того, концентрация богослужебного культа в Иерусалиме повлекла за собой потребность храмового священства в чем-то вроде постоянного дохода. В период плена десятина стала одним из налогов, уплачиваемых духовенству. В послепленных текстах культовая трапеза уже не упоминается; в этот период десятину клали на хранение в склады (Неем 10:38; Мал 3:10). Ее уже не доставляли в Иерусалим, а отдавали местным левитам (Неем 10:3738). Т.о., десятина фактически превратилась в налог.

В НЗ лишь несколько упоминаний о десятине. Иисус обличал фарисеев за то, что они платят десятину (греч.apodekatoo), но не исполняют другие важные требования закона о справедливости, милосердии и вере (Мф 23:23; ср. Лк 11:42). В Лк рассказывается о молящемся в Храме фарисее: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (18:12).

В Евр 7:6; 8:9 есть три ссылки на Быт, с упоминанием десятины.

В ранней Церкви ее членам предписывалось платить десятину. В отличие от в. з. правил ее рассматривали как абсолютный минимум необходимых пожертвований, крый платили со всего дохода; «Дидахе» предписывает, чтобы «первые плоды» отдавались с «денег, одежды, всего имущества» (13:7).

В позднейшей церковной истории обязанность платить десятину всегда вступала в противоречие с заповедью Христа продать все имущество и раздать деньги нищим (Мф 19:21), а также с Павловым учением, согласно к-ром у Христос несет свободу от предписаний за:кона(Гал 5:1). КVVIbb. практика десятины твердо установилась в исторических христианских регионах на Западе, а вVIII в. каролингские правители еделали уплату церковной десятины частью государственного закона.

КXII в. монахам, крым раньше было запрещено непосредственно принимать десятину (и крую они сами выплачивали), предоставили некрую свободу позволили непосредственно получать десятину и не выплачивать ее. Нередко разгорались споры: одни старались уклониться от уплаты, другие присвоить доходы от десятины.

Средневековые десятины делились на земельные (плоды урожая), личные (результаты труда) и смешанные (продукты животноводства). К-ром е того, они подразделялись на большие (ячмень, овес, дерево), крые передавали приходскому священнику или настоятелю местного монастыря, и малые, включавшие все остальные виды земельных десятин плюс смешанные и персональные десятины.

В Англии, особенно к XVIXVII вв., вопрос о десятине стал предметом постоянного конфликта, поскольку благосостояние государственной Церкви зависело от ее уплаты. Попытки архиепископа Лодадо 1640 г. повысить объем десятинных выплат обусловлены серьезными социальнополитическими и экономическими причинами. Английские пуритане и другие группы ратовали за отказ от десятины в пользу добровольных пожертвований, предназначенных для духовенства. Но самую жаркую и ожесточенную полемику вызвал вопрос о десятине во время Гражданской войны. После нее законодательно предусмотренная практика десятины просуществовала до XX в.

Одно из благословений, дарованных членам Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, – это честь платить десятину. Живя по закону десятины, вы участвуете в созидании Царства Божьего на Земле.

Определение слова «Десятина» по БСЭ:

Десятина (лат. decima)
1) десятаячасть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов.

В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала Д. в 585. С 779 Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Д., взимавшаяся в средние века католической церковью, бралась с урожая зерна и винограда (так называемая большая Д.), огородных и технических культур (малая Д.), скота и продуктов скотоводства (Д. крови).
Канонически Д. распределялась: 1/3 на содержание церковного здания,1/3священнику,1/3 на помощь беднякам прихода. Но с развитием феодальных отношений она фактически стала почтицеликомвзиматься в пользу высшего духовенства. Основной тяжестью Д. ложилась на крестьянство (высшие слои населения часто от неё освобождались). Отмена Д. (или её ограничение) была одним из требований крестьян во многих восстаниях. Во Франции была отменена в 1789-90, в других странах в течение 19 в. На Руси Д. была установлена в 10 в. (князем Владимиром Святославичем). позже церкви было предоставленоправовзамен Д. собирать пошлину с дел, рассматривавшихся церковным судом, но в отдельных случаях продолжалось и взимание Д. различными церковными организациями (но не монастырями). Окончательно ликвидирована в конце 19 в.
В исламе разновидностью Д. является Закат.
2) Русская поземельная мера. Известна с конца 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собойквадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 квадратных саженей). Межевой инструкцией 1753 размерказённой Д. был определён в 2400 квадратных саженей (1,0925 га). В 18 — начале 20 вв. употреблялась также хозяйственная, или косая, Д. (80 Х 40 = 3200 квадратных саженей), хозяйственная круглая Д. (60 Х 60 = 3600 квадратных саженей), сотенная (100 X 100 = 10000 квадратных саженей), бахчевая (80 Х 10 = 800 квадратных саженей) и др. ПослеОктябрьской революции, в связи с переходом к метрической системе мер, в соответствии с декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918, применение Д. было ограничено, а с 1 сентября 1927 запрещено.
Лит.: Каменцова Е. И. и Устюгов Н. В., Русская метрология, М., 1965.

Десятинна церква;

Василівська церква;
Успенська церква.

Першим відомим письменником з місцевого населення в Київській Русі був:

митрополит Іларіон;

монах-літописець Нестор;

Митрополит Климент Смолятич.

Уже в VI – VII ст. на широких просторах між ріками Горинем і Вепром утворилося об’єднання слов’янських племен:

дулібів;

древлян;
білих хорватів.

Галицько-Волинська Русь – це:

Переважно землеробський край;

край солеваріння;

центр міжнародної торгівлі.

все перелічене в пунктах а), б), в).

Покровителем освіти та письменства, “книжником великим і філософом” в Галицько-Волинській Русі був:

Володимир Василькович;

Данило Романович;

Лев Данилович.

Центром переписування книг стало місто:

Володимир-Волинський;

Галич;
Львів.

Мовою політики та міжнародної дипломатії в Галицько-Волинському князівстві була:

Латинська мова;

Грецька мова;

Руська мова.

Галицько-Волинський літопис охоплює:

90 років;

майже 100 років;
майже 110 років.

Галицько-Волинський літопис зазнав:

п’ять редакцій;

шість редакцій;

вісім редакцій.

Галицько-Волинський літопис ґрунтується на:

Святому Письмі;

Грецьких хронографах;

західноєвропейських джерелах з історії Литви, Польщі, Пруссії, Угорщини; все перелічене в пунктах а), б), в).

Одна зі складових частин Галицько-Волинського літопису – “Повість про Куремсу і Бурундая” – описує:

Батиєве побоїще;

Напад татарського темника на Волинь;

мученицьку смерть чернігівського князя Михайла Всеволодовича.

З Галицько-Волинського літопису дізнаємося час заснування міста Львова. За новим літочисленням це 1256 р., якому у згаданому джерелі відповідає рік:

Пересопницьке Євангеліє датоване:

1556 – 1561 pp.;

1566 – 1571 pp.;
1656—1661 pp.

Острозька Біблія датована:

1681 p.;
1581 p.

Костянтин Острозький заснував вчений гурток:

1576 p.;
1597 p.

Діяльність Петра Могили мала велике значення в історії української культури, оскільки він:

здійснив реформу церкви;

очолив культурний осередок при Києво-Печерській Лаврі;
створив першу у східнослов’янському світі школу вищого зразка.

все перелічене в пунктах а), б), в).

Серед засновників Київської братської школи був:

Кирило Ставровецький;

Лаврентій Зизаній;

Петро Конашевич-Сагайдачний.

Берестейська унія відбулася:

Козацько-гетьманська держава проіснувала:

понад 100 років;

понад 200 років;

понад 300 років.

Києво-Могилянська академія на початку XVIII ст. стала одним із провідних науково-освітніх центрів православного світу завдяки фінансовій підтримці:

гетьмана Мазепи;
української шляхти;
царя Петра І.

Львівський університет був відкритий згідно з грамотою короля Яна II Казимира в:

Р.;

1661 р.;
1981 р.

Греко-католицька духовна семінарія була відкрита у Львові в:

1783 р.;
1873 р.;
1993 р.

“Літопис Самовидця”, а також літописи Г.Грабянки та С.Величка належать до:

історичних творів;
романтичних творів;
паломницької літератури.

Центральна постать “Літопису Самовидця” –

І.Виговський;

Б.Хмельницький;
І.Мазепа.

Батурин став гетьманською резиденцією в:

Особняком стоит такая мера площади, как ДЕСЯТИНА, постоянно встречающаяся в старой русской литературе при определении величины землевладения. Десятина равнялась 2400 квадратным саженям, или 1,092 гектара. Одним словом – и это полезно запомнить, – десятина почти то же самое, что гектар.

Теперь нам станет ясна гигантская разница между количеством земли у крепостного крестьянина и помещика. Земельный надел крестьянина состоял обычно из двух-трех десятин, совсем нищенским считался надел в десятину. Вспомним строки А.В. Кольцова из «Песни пахаря»: «Ну, тащися, сивка, / Пашней, десятиной». Эта площадь была совершенно недостаточной для того, чтобы прокормить в год многодетную, как правило, крестьянскую семью, тем более что помещик наделял крестьянина худшей землей, дававшей низкую урожайность. Зато количество земли у помещика исчислялось сотнями и тысячами десятин.

У Константина Левина («Анна Каренина») – 3000 десятин в Калязинском уезде.

Мать Нехлюдова («Воскресение» Л. Толстого) «получила в приданое около 10 тысяч десятин».

У князя Лиговского тяжба с казной о 20 тысячах десятин лесу («Княгиня Лиговская» Лермонтова).

Таких данных в русской литературе множество.

После крестьянской реформы 1861 года помещичьи земли стали переходить в руки предприимчивых и оборотистых кулаков. В повести Горького «Фома Гордеев» миллионер Щуров говорит: «…был я в молодости мужик, а земли имел две с четью (четвертью. – Ю.Ф.) десятины, а под старость накопил одиннадцать тысяч десятин и все под лесом».

Полезно представить себе и величину усадебных садов, в которых происходит действие русских классических произведений.

Сад, окружающий дом Федора Карамазова, «был величиной с десятину или немногим более». Зато у Шелестовых («Моя жизнь» Чехова) «сад был большой, на четырех десятинах».

Впрочем, десятина не всегда равнялась 2400 квадратным саженям. В старину была и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕСЯТИНА, поболее, – в 3200 или 3600 квадратных саженей. О такой-то и мечтает Иудушка в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина: «Тогда десятина-то хозяйственная была, против нынешней в полтора раза побольше».

Если речь шла не о сельскохозяйственных угодьях, то площадь обычно исчислялась не в десятинах, а в квадратных верстах. В «Молохе» Куприна читаем: «…открылась огромная панорама завода, раскинувшегося на пятьдесят квадратных верст».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *