День Ивана Денисовича

День Ивана Денисовича

Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича

Юрий Язовских

Публикация повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году в журнале «Новый мир» сразу же сделала автора знаменитым писателем. Так получилось, что это было первое литературное произведение, напечатанное в СССР, в котором рассказывалось о жизни политических заключенных в лагерях ГУЛАГа. Именно эта тематика сделала повесть событием не только в культурной, но и в политической жизни Советского Союза. В историю нашей страны «Один день» вошел как символ хрущевской «оттепели» — наряду с докладом Первого секретаря Н.Хрущева на 20 съезде КПСС «о культе личности». Кстати, и здесь не обошлось без Хрущева — без его решения о публикации повести она бы так и не увидела свет в СССР.
Вряд ли в будущем какому-либо литературному произведению удастся повторить судьбу этой повести. Она вышла именно тогда, когда в обществе существовал гигантский запрос на такую литературу. Сама тема необоснованных репрессий не была секретом для советских людей — на самом верху было признано, что миллионы людей при Сталине пострадали от необоснованных репрессий и те, кто находился в лагерях или ссылке были выпущены на свободу, но тема репрессий и тем более жизни людей за колючей проволокой оставалась культурным табу для советского общества и не находила отражения ни в периодических изданиях, ни в художественных произведениях. То, что испытали миллионы людей, пройдя через ГУЛАГ, было как бы вычеркнуто из сферы общественной жизни, а значит коллективной памяти народа. Этого не было — забудьте! А люди не хотели забывать! Разумеется, за исключением тех, кто сам фабриковал уголовные дела, осуждал невиновных, убивал их и сторожил в лагерях.
У каждого репрессированного была своя трагическая история, но истории народа прошедшего через ГУЛАГ не существовало. В докладах о репрессиях можно было найти цифры: репрессировано — столько-то, убито — столько. Но ни в каком выступлении с трибуны или даже исторической книге не опишешь трагедию миллионов людей, пострадавших от сталинской политики геноцида — цифры репрессированных говорят лишь о масштабах бедствия. Только талантливое литературное произведение способно на примере одного или нескольких его героев рассказать об изувеченных и загубленных судьбах миллионов советских граждан. И вот такое произведение появилось.

Солженицын всего на 120 страницах сумел рассказать о судьбе и жизни за колючей проволокой русского человека, который попал под каток системы.
Формально повесть представляет собой подробную хронику одного дня зэка Ивана Денисовича Шухова: он просыпается в бараке ранним утром, готовится к выходу на работу, идет с бригадой работать за зону — строить ТЭЦ, а потом возвращается, ужинает и ложится спать. Вот и вся повесть — Солженицын даже назвал ее первоначально рассказом. Но, несмотря на такой ограниченный по времени сюжет, Солженицын с помощью детальнейшего перечисления бытовых деталей жизни Шухова и его лагерной семьи — бригады, а также мыслей Шухова по тому или иному поводу, смог рассказать о лагерной жизни в ГУЛАГе миллионов шуховых.
Правильный выбор героя произведения — большой плюс повести. Когда тема репрессий всплывала в речах государственных деятелей, то, прежде всего, упоминались известные фамилии большевиков или военачальников, которые были репрессированы. Но ведь таких было всего несколько десятков тысяч человек, а репрессированных набралось несколько миллионов! Про простых людей, оказавшихся в ГУЛАГе, с трибун не говорили — о них рассказал Солженицын.
Вторая находка Солженицына как писателя, которая явно усилила воздействие произведения на читателей — это выбор дня Ивана Денисовича, который описан в повести. Этот день — и писатель специально подчеркивает — был очень удачным для Шухова. Тот встал утром разбитым, но не заболел, в карцер не попал, работа пошла хорошо, удалось получить дополнительную порцию каши, а вечером табачку купить: «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Никого не убили, особых зверств охраны тоже не было — обычный день людей живущих в нечеловеческих условиях. А ведь этот «хороший день» Ивана Денисовича просто ужасен с точки зрения тех, кто находится по другую сторону колючей проволоки!
Литературные достоинства этой повести несомненны: проза Солженицина очень краткая и точная — один день из жизни Шухова мы видим глазами такого же, как сам Шухов человека, который тоже отсидел в ГУЛАГе и говорит хоть и на хорошем русском языке, но, разумеется, иначе, чем классики русской литературы. В сущности, так оно и было — Солженицын по своей биографии и был таким человеком.

Образ Шухова в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Главная / Сочинения по русской литературе / Солженицын А.И. / Образ Шухова в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

В рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича» приоткрывается занавес на происходящее в сталинских лагерях. Судьбы тысячи военных после попадания в плен навсегда загублены и искорежены на собственной родине. Все они объявлены изменниками родины и почти каждый второй здесь оказался из-за жестокой несправедливости, выбирая между «деревянным бушлатом» и смертью.

Таким «бравым солдатом» признавшим себя «изменником» после долгих пыток, стал Иван Денисович Шухов. Автор уточняет, что герою около сорока лет, восемь из которых он провел в «местах не столь отдаленных». Между тем мужчина даже в таком положении не перестал быть человеком. Он не пошел по несложному пути доносчика и в то же время не сломался под гнетом обстоятельств. Мужчина честно зарабатывал всеми возможностями «свой хлеб» и пользовался уважением у сокамерников.
С утра до вечера мужчина анализировал ситуацию и по возможности действовал. Это могло быть с одной стороны незначительное действие, на пример вовремя и невзначай занять место в очереди тому, кто должен получать посылку или сшить тапочки. В лагере все имело свою цену. К то же каждый шаг должен быть продуман, ведь кругом на вышках стояли часовые, которые при малейшем поводе могут отправить в карцер.
Шухов никогда не избегал и физической работы. Он был мастером на «все руки» и хорошо разбирался как в строительстве, так и в любой другой области. Поэтому в бригаде ему доставалось в основном работа каменщика. Предусмотрительный Шухов на этот случай, припрятал себе хороший мастерок. Даже в этом вопросе он по максимуму был предусмотрителен и бережлив.
Жизнь заставила его находиться в постоянной суете. Он никогда и ничего не просил у других, а так же не откровенничал. Здесь хоть и была большая бригада, а все же Шухов старался держаться сам по себе. В то же время он не был изгоем. Такое положение позволяло мужчине отвечать только за самого себя и свои действия.
Мужчина был не только прилежным трудягой, но и старался не нарушать порядка, и вставал всегда строго по «подъему», чтобы не провоцировать лишний раз надзирателей и не искушать и без того нелегкую судьбу. Ведь карцер это не просто полная изоляция от общества, это безвозвратная потеря «нажитого», а так же собственного здоровья.
Нужно ли говорить о том, что Шухов был очень бережливым?! Он старался всегда припасти хлеба, а потом в случае сильного голода – съесть его и продлить свое существование. Прятал он его в своем матрасе, каждый раз зашивая «пайку».
Нитки и иголку мужчина так же бережно хранил, как и ножик, сделанный своими руками. Шухов постоянно перепрятывал эти «ценнейшие» вещи, так как они так же были под запретом. Он хоть и жил одним днем, все же успевал продумать и даже построить четкие планы на день грядущий.
Иван Денисович в неволе жил так, как и в обычной жизни. Он не рассчитывал, что после завершения срока выйдет на свободу, так как знал, что с его статьей, могут продлить заключение. Однако мужчина никогда не подавал вида, а наоборот, ему было приятно, что сокамерники завидуют его «маленькому» двухгодичному оставшемуся сроку.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  • Сравнительная характеристика Шухова и Платона Каратаева
  • Главная мысть рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  • Чему учит Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича»
  • / Сочинения / Солженицын А.И. / Один день Ивана Денисовича / А. И. Солженицын: «Один день Ивана Денисовича»

    А. И. Солженицын: «Один день Ивана Денисовича»

    «Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но описания этого дня читателю достаточно для того, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, многое узнать о жизни заключенных, ужаснуться этой жизни.
    Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
    «Слава тебе, Господи, еще один день прошел!» — заканчивает свое повествование Иван Денисович, «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева; миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, клал весело; миновал благополучно шмон, и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное — то, что не заболел, перемогся.
    Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое именно оно было — так никто и не смог придумать. У Шухова такая же судьба, что и у многих других людей, которые воевали за Родину, но по окончании войны из пленников немецких лагерей оказались пленниками ГУЛАГа. Как человек, он не может ни вызывать уважения: несмотря на все условия существования, он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним. Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста, чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот «всем угождает, а заработать не может». А как Иван Денисович относится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын. Это герой мне глубоко симпатичен, в отличие, например, от шакала Фетюкова, бывшего высокого начальника, который привык командовать, но не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счет объедков других. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят — для него обычное дело. Он не может не вызывать отвращения, даже зэки отказываются с ним работать. В зоне у него не осталось ни капли мужской гордости: он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок. Действительно, здесь, в зоне, каждый выбирает для себя путь выживания, но наиболее недостойный путь — это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зэков. Под предлогом болезни он остается в зоне и добровольно стучит оперу. В лагере ненавидят таких людей, и тот факт, что было зарезано трое, никого не удивил. Смерть здесь это обычное дело, а жизнь превращается в ничто. Это больше всего пугает. В отличие от них, Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем крепче утверждался». Он не выпрашивает, не унижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить, «подмазаться». Как и любой крестьянин, Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать. Уважения заслуживает и бывший капитан второго ранга Буйновский, который «на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать — значит делай». Он не старается увильнуть от общих работ, привык все делать на совесть, а не для показухи. Шухов говорит, что «осунулся крепко за последний месяц, а упряжку тянет». Буйновский не может смириться с произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовного кодекса, за что и получает десять суток карцера. Симпатичен бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Для бригады он как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо, чтобы его людей не выгнали на строительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что «хороший бригадир вторую жизнь даст», полностью подходят для характеристики бригадира Тюрина. Эти люди, несмотря на все, выживают за счет своего труда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, но очень слабодушный — «им не командует только тот, кто не хочет». Заключение для него — это воля Бога; в своем заключении видит только хорошее, он сам говорит, что «здесь есть время о душе подумать». Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесь не протянет. Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает Гопчик, шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности урвать кусок. Он был осужден за то, что носил молоко в лес бендеровцам. В лагере ему прочат большое будущее: «Из Гопчика правильный будет лагерник… меньше, как хлеборезом, ему судьбы не прочат». На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины, когда попал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарь находится уже довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: обсуждает с другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он сторонится остальных заключенных, придерживается только Буйновского, вспоминая о существовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи.

    Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира и посылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Он обладает деловой хваткой, знает, кому и сколько надо дать. Лично у меня этот герой не вызывает никаких чувств. Рассказ Солженицына написан простым языком, он не прибегает к каким-либо сложным литературным приемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много «блатных» слов и выражений. «Шмон, стучать куму, шестерка, придурки, падла», все эти слова можно встретить в повседневной речи зэков. В рассказе в изобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые из них изменены Солженицыным в написании, но смысл у них остается тот же: «…бальник, …яди, грёбаный». Особенно много их употребляет зав. столовой, когда старается столкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Я думаю, чтобы показать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто нельзя было обойтись без такой лексики. Время уходит, а выражения остаются, их используют не только в зонах, но и в обычном общении.

    Добавил: ale4k92

    Беру!

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *