Давид из библии

Давид из библии

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
Ветхий Завет

Царь Давид

После смерти царя Саула царем еврейским стал Давид. Давид был самый лучший из всех царей еврейских. Он непоколебимо веровал в Бога истинного и старался исполнять Его волю. Он очень много перенес преследований от Саула и других врагов, но не озлоблялся, не поднял руки на Саула, как на помазанника Божия, а всю надежду возлагал на Бога, и Господь избавлял его от всех врагов. Давид был кроток и благочестив.

Но случалось Давиду впадать и в великие грехи. Тогда он до глубины сердца раскаивался в них, слезами омывал ночами ложе свое, и после становился еще лучше и еще больше любил Бога.

Так, вот, однажды под вечер царь Давид прогуливался на кровле (на крыше) царского дома и увидел очень красивую молодую женщину.

Давид захотел иметь ее своею женою. Он узнал, что эту женщину зовут Вирсавия и она жена Урии Хеттеянина. Урия же в это время был на войне (война тогда была с аммонитянами). У Давида появилось сильное желание, чтобы Урия умер.

Этого злого, греховного желания царь не победил в себе и приказал начальнику войска поставить Урию во время сражения так, чтобы его убили. Желание Давида было выполнено. Вирсавия, узнав о смерти мужа, плакала о нем.

Когда кончилось время плача Вирсавии, царь Давид послал за ней и взял ее в дом свой, и стала она его женою. Так царь Давид совершил большое зло, двойной грех, пред очами Божиими.

Скоро у Вирсавии родился сын, а Давид и не замечал, что он совершил великий грех перед Богом.

Тогда, по повелению Божию, пришел к царю Давиду пророк Нафан и сказал: «в одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькой и растил ее вместе со своими детьми; она ела, пила, спала вместе с ним и была для него как дочь. Но пришел к богатому человеку странник. Чтобы угостить странника, богатый пожалел своих овец и волов, а взял овечку у бедняка и заколол ее для своего гостя».

Царь Давид сильно разгневался на такого человека и сказал Нафану: «жив Господь (т. е. клянусь Богом), человек, сделавший это, достоин смерти, а за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это и не имел сострадания».

Тогда Нафан сказал Давиду: «этот человек — ты. Так говорит Господь Бог: Я помазал тебя в цари над Израилем, Я избавил тебя от руки Саула, зачем же ты пренебрег слово Господа? Жену Урии ты взял себе, а его ты убил мечем аммонитян. За это меч не отступит от дома твоего. Я воздвигну на тебя зло из дома твоего».

И сказал Давид Нафану: «согрешил я перед Господом».

Нафан ответил ему: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь, но умрет родившийся у тебя сын». И пошел пророк Нафан в дом свой.

Давид понял, как зло поступил он и глубоко покаялся. Он со слезами молился Богу, постился, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер.

Велик был грех Давида, но и раскаяние его было искреннее и великое. И Бог простил его. За время своего покаяния, царь Давид написал покаянную молитву-песнь (50-й псалом), которая является образцом покаяния и начинается такими словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой Меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня…»

По церковно-славянски эти слова читаются так:

За великую веру, кротость и послушание царя Давида, Господь благословил его царствование и помогал ему во всем.

Он успешно вел войны с соседними народами.

Давид завоевал город Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Вместо обветшавшей Моисеевой скинии, он поставил в Иерусалиме новую скинию и торжественно перенес в нее ковчег завета. Давиду хотелось построить и постоянный храм, но Господь сказал: «Ты не построишь храма, потому что много воевал и пролил много крови; построит его сын твой, который будет царем после тебя».

Иерусалим

Но в то же время Господь возвестил Давиду: «Престол твой устоит во веки». Это значило, что от его потомства произойдет Спаситель мира — Христос, Который будет царствовать во веки. И мы знаем, что Иисуса Христа часто называли сыном Давидовым.

Давид написал много священных песней, или псалмов, которые он воспевал в молитве к Богу, играя на гуслях или других музыкальных инструментах. В этих песнях-молитвах Давид взывал к Богу, каялся в своих грехах пред Ним, воспевал величие Божие и предсказывал пришествие Христово и страдания, который будет терпеть Христос за нас. Поэтому святая Церковь называет царя Давида псалмопевцем и пророком.

Псалмы Давидовы часто читаются и поются в Церкви при богослужении. Священная книга, в которой находятся все эти псалмы, или песни, называется псалтирью.

Псалтирь — лучшая книга Ветхого Завета. Многие христианские молитвы составлены словами из псалмов этой книги.

Давид царствовал сорок лет и умер в глубокой старости. Он еще при жизни своей назначил себе наследником сына своего Соломона. Первосвященник Садок и пророк Божий Нафан помазали его на царство. Перед смертью Давид завещал Соломону, чтобы он обязательно построил храм Божий.

Защемление нерва в коленном суставе: симптомы и лечение колена

Чаще всего причиной того, что пациент ощущает защемление нерва в коленном суставе, является усиленное давление окружающих тканей – костей, мышц, хрящей или сухожилий – на окружающие ткани.

При таком давлении нарушается функция нерва, появляется сильная боль, покалывание, слабость и онемение.

Почему появляется защемление

К неприятным ощущениям могут приводить всевозможные виды травм, частое напряжение нижних конечностей, из-за чего происходит защемление коленного сустава. В том числе причиной может стать излишняя масса тела, частое занятие спортом.

Из-за давления наблюдается воспаление нерва в колене и нарушение нервных функций. В том случае, когда защемление нерва длится короткое время, повреждения тканей не происходит и при уменьшении давления двигательная активность коленного сустава возобновляется без последствий.

Между тем, если давление продолжительное, защемление нерва может стать причиной развития хронических заболеваний и серьезных повреждений нервных окончаний.

Защемление нерва в области колена может быть спровоцировано:

  1. Неправильным положением тела.
  2. Наличием патологических костных наростов на костных тканях.
  3. Артритом, при котором воспаление нередко приводит к неприятным ощущениям.
  4. Ожирением, из-за чего значительно увеличивается давление на нервы.
  5. Физическими нагрузками, при которых происходит постоянное повторение одного типа движений.
  6. Беременностью, из-за чего происходит значительное увеличение массы тела и нагрузки на нервы в колене.
  7. Наследственными факторами, в результате чего предрасположенность к заболеванию передается генетически.

Симптомы заболевания

Защемление нерва в области колена выявляется в случае разрыва мениска, травм и отрывов надколенника. Обычно появление деформирующего артроза связано с возрастными факторами. В результате у пациента разрастается костная ткань, которая сдавливает нервные волокна.

В том числе симптомы сопровождаются появлением отечности окружающих мягких тканей коленного сустава. При этом хронический воспалительный процесс оказывает заметное влияние на защемление нерва в области колена.

Само по себе защемление нерва коленного сустава проявляется в виде острых простреливающих болей. При сгибании и разгибании нижних конечностей пациент обычно ощущает дискомфорт. Также из-за неприятных ощущений может меняться походка.

Чаще всего у пациента при защемлении нерва коленного сустава наблюдаются следующие признаки:

  • Чувство онемения или уменьшение чувствительности в месте защемления сустава;
  • Боли острого или жгучего характера, которые распространяются на ближайшую область;
  • Покалывание в месте поражения;
  • Слабость в мышцах или подергивание в пораженном суставе;
  • Частая слабость в ногах.

Особенно часто симптомы заболевания могут давать о себе знать в ночной период времени.

Лечение коленного сустава

Диагностируют заболевание при помощи осмотра, после которого хирург предпринимает меры, чтобы устранить причины появления болезненных ощущений.

Также диагностика защемления нерва в суставе проводится при помощи:

  1. Исследования проводимости нервных окончаний. К кожным покровам присоединяются электроды, после чего нервы стимулируются при помощи слабых электрических импульсов. После проведения тестирования выявляются поврежденные нервные окончания.
  2. Электромиографии, в ходе которой в мышцы вводится тонкая игла – электрод. Пациент поочередно расслабляет и напрягает мышцы. При помощи данного тестирования врачи определяют наличие повреждений в нервах, ведущим к мышцам.
  3. МРТ коленного сустава, которая позволяет выявить защемленные нервы.

Первым делом врач назначает прием противовоспалительных лекарственных средств, чтобы устранить болевые ощущения. Если препараты не помогают, выписываются сильные анальгетики.

В том числе, чтобы избавиться от болей и остановить воспалительный процесс, применяют инъекции кортикостероидов. В том случае, когда защемление не проходит спустя несколько недель, назначается проведение хирургической операции.

После того, как основные симптомы будут устранены, в лечении применяется мануальная терапия, лечебная физкультура, лечебный массаж. Чтобы боли прекратились полностью, важно при повышенной массе тела снизить излишний вес, чтобы на коленный сустав дополнительная нагрузка не оказывала влияние на состояние коленного сустава. Также рекомендуется регулярно заниматься спортом.

Как правила, если у пациента наблюдается защемление нерва в области колена, данное заболевание лечится достаточно быстро. Болевые ощущения и ограниченная подвижность устраняется практически после первого лечебного сеанса мануальной терапии, лечебного массажа или иглоукалывания.

При помощи данных процедур удается достаточно быстро и эффективно:

  • Устранить мышечный спазм;
  • Высвободить нервные окончания, которые оказались зажатыми;
  • Вернуть подвижность нижним конечностям;
  • Избавиться от болей.

Чтобы защемление нрава коленного сустава в будущем не возникало, используется комплексное лечение с прогреванием, вакуум-терапией, массажем нефритом и иными процедурами традиционной или китайской медицины.

Лечение народными средствами

При лечении заболевания используются мази, ванны, настои и целебные сборы.

  1. Хвоя можжевельника смешивается с лавровым листом соотношением 1 к 6 и растирается до образования порошка.

    Полученная смесь заливается растопленным сливочным маслом. Данное средство избавляет от болей и расслабляет напряженные мышцы.

  2. Шишки хмеля растираются и тщательно смешиваются с одной столовой ложкой сливочного масла или свиного жира. Полученная масса втирается в пораженные суставы.
  3. Аналогичным образом готовится мазь из сливочного масла и одной столовой ложки нашатырного спирта. После втирания в кожу сустав следует тщательно укутать теплым платком или шарфом.
  4. Почки сирени отвариваются и смешиваются в свином жире, после чего масса втирается в сустав.
  5. Столовая ложка чесночного масла разводится с 0.5 литрами водки, после чего используется в качестве обезболивающего средства.

При защемлении нервов используются лечебные ванны с добавлением отваров и настоев. Температура воды должна составлять 37 градусов.

Для лечебных ванн используется следующий отвар: 250 г корней аира смешиваются с тремя литрами воды и кипятятся. Также используют кору ели или дуба: килограмм коры заливается пятью литрами воды, кипятится на протяжении 30 минут. Полученная смесь добавляется в ванну.

Злаковые цветки также эффективны в лечении. Один килограмм цветков заливается пятью литрами воды и варится на протяжении 30 минут. После чего отвар процеживается и добавляется в ванну. В том числе его применяют для компрессов.

Настои из полыньи считаются эффективным средством, которое снимает боль. Для приготовления одна столовая ложка полыньи смешивается с 350 мл кипятка. Полученная смесь втирается в место поражения.

Также для этих целей используется настойка из брусничных листьев. Одна чайная ложка листьев заливается 1,5 стаканами кипятка и настаивается. Принимать целебное средство нужно трижды в сутки по 0.5 стакана.

Подробно о нервах в видео в этой статье — интересные факты и объяснение болевых ощущений в колене.

Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?

Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…

Читать далее «

Давид Найдис

Родился в 1940-м году в Одессе. Печатался в областной и республиканской прессе с 1955-го года. Первая книжка рассказов была издана во время службы в армии, в 1961-м году.
В 1967-м году был исключен из членов КПСС, отчислен с пятого курса факультета журналистики Киевского университета (заочное отделение), уволен с работы (зам. редактора городской газеты), осуждён за антисоветскую деятельность (дружба с Вячеславом Черновилом, «клеветнические» стихи и «антисоветские» листовки) на три года лишения свободы. Срок был сокращён наполовину по амнистии к 50-летию Октября.
Был внесен в «чёрные списки» пожизненно. Об этом — в «Мемуарах» и некоторых рассказах о Железном Феликсе.
В дальнейшем работал художником, дизайнером, гравёром. Гравёр-медальер высшей квалификации.
С 1986-года — частный предприниматель. С 1996-го по 2005-год жил в Чехии. Имел свою фирму.
С 2005-года живу на юге Украины, под Одессой.
В конце прошлого века многие мои родственники и знакомые «ударились» в религию. Что поломало некоторые судьбы и семьи. Я решил самостоятельно разобраться в этом.
Результат — три атеистические сатирические книги. «Библейская правда» издана в бумажном виде в 2003-м году. Получила популярность в интернете. Многочисленные отклики, обсуждения на форумах. Полный текст книги — на сайтах нескольких сотен виртуальных библиотек, а также — на 28-и тысячах сайтов (по состоянию на май 2010-го года).

Написать личное сообщение Добавить в список избранных

Произведений: 168
Получено рецензий: 404
Написано рецензий: 28
Читателей: 82629

Мифы народов мира
ДАВИД

В начало словаря

По первой букве
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

ДАВИД

ДАВИД (евр. Dâvîd, возможно, «любимец»), царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н. э.), ветхозаветное повествование о котором (1 Царств 16 — 3 Царств 2, 11; 1 Парал. 10-29) придало ему черты эпического героя, царя-воителя, а последующая иудаистическая и христианская традиция связала с ним (и его родом) мессианские чаяния (см. Мессия).

Согласно ветхозаветному повествованию, Д. — выходец из иудейского города Вифлеема, младший сын Иессея (из колена Иуды), пастух; предание характеризует его как юношу, «умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах, и видного собою», пользующегося покровительством Яхве (1 Царств 16, 18). Он появляется при дворе израильско-иудейского царя Саула. Об этом сообщается в двух версиях: Д. был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, когда того тревожил злой дух (16, 14-23); Д. снискал расположение Саула, одержав победу в поединке с Голиафом.

Рассказ о поединке Д. и Голиафа (1 Царств 17), отразивший борьбу израильских племён против филистимлян, содержит более всего фольклорно-сказочных мотивов. Когда филистимляне собрали войска и стали против стана израильского, вперёд выступил Голиаф, великан-филистимлянин (ростом «шести локтей и пяди») из города Гат (Геф). Подробно описывается его вооружение: медный шлем, чешуйчатая броня (весом «пять тысяч сиклей меди»), медные наколенники и щит, копьё «в шестьсот сиклей железа». Сорок дней выставлял себя филистимлянин, но не находилось никого в израильском стане, кто бы вышел на единоборство с ним. И только юноша-пастух Д., оставивший свои стада и пришедший в стан царя Саула, услышав, что Голиаф поносит израильтян, выражает готовность сразиться со страшным противником. Он отказывается от полного вооружения (т. к. к нему не привык), которое даёт ему Саул, и выступает против Голиафа только с пращой. Со словами: «Ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя… бога воинств израильских», — Д. поражает великана из пращи так, что камень вонзается в его лоб и он падает на землю; затем, наступив ногой на Голиафа, Д. отсекает ему голову. Это обеспечивает победу израильтянам: филистимляне, увидев, что силач их умер, обращаются в бегство. Согласно более краткому изложению героического мотива поединка с Голиафом (2 Царств 21, 19), победу над великаном одержал воин по имени Элханан. Многие исследователи полагают, что это и есть подлинное имя героя, тогда как Д.- его позднее прозвище.

Пожалованный в царские оруженосцы, прославившийся в боях с филистимлянами, отваживавшийся на схватки со львом и медведем, искусный музыкант и поэт, Д. стал вскоре любимцем народа. Он снискал преданную любовь Ионафана, старшего сына Саула, добился руки царевны Мелхолы (Михали), дочери Саула. Но тем несноснее становится Д. для Саула (когда бы ни возвращались с очередного сражения, повсюду народ говорил: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»). Царь замышляет убить Д. Далее идёт полное драматизма описание преследования Д. Саулом. Д. бежит от Саула, скрываясь в пустыне, в пещере, в лесу. Сплотив вокруг себя вольницу, Д. держит в страхе население. Он переходит на службу к царю города Гат. В борьбе с Саулом Д. удаётся расположить к себе жрецов из Новы, Саул же навлекает гнев поклонников Яхве, истребляя жрецов этой святыни (1 Царств 22, 11-19). После гибели потерпевшего поражение от филистимлян Саула и его сыновей военачальник Саула Авенир провозглашает царём Иевосфея (Ишбаала), оставшегося в живых сына Саула, Д. же провозглашён царём в Хевроне (т. е. над Иудеей); «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет» (2 Царств 5, 4). Ишбаал вскоре был убит своими стражниками (Д. их публично казнит за цареубийство, демонстрируя свою непричастность к гибели Саулидской династии), Д. же провозглашается царём и израильтянами, и иудеями.

Далее следует рассказ о многочисленных военных победах Д., о завоевании у иевусеев города Иерусалима («град Давидов») и перенесении сюда ковчега завета, о попытке воздвигнуть в Иерусалиме храм Яхве и о других его деяниях. Повествование об исторических событиях облекается в легендарно-эпическую форму. Военные предприятия Д. сопровождаются «вопрошанием» Яхве, благословляющего его на победы или предупреждающего об опасностях. Рассказ о проведённой по повелению Д. переписи населения (рассматривающейся как нарушение суеверного запрета считать людей) дополняется сообщением о том, что этот поступок Д. навлёк «гнев Яхве», который насылает на израильтян в наказание моровую язву; ангел, посланный Яхве, прекращает поражать народ лишь после того, как Д. ставит жертвенник Яхве и приносит ему жертвы. Намерение Д. построить в Иерусалиме постоянный храм Яхве не осуществляется (в повествовании это облекается в предуведомление от Яхве, который через пророка Нафана сообщает Д., что храм будет дано воздвигнуть не Д., но его потомку).

Д. изображается как патриарх, как отец множества детей, рождённых его многочисленными жёнами и наложницами. Известностью пользуются рассказы о любви Д. к умной и красивой Авигее и особенно к Батшебе (Вирсавии), которую он увидел купающейся и затем взял в жёны, а мужа её, верного воина Урию Хеттянина, отослал на войну с аммонитянами заведомо на смерть. Яхве наказывает Д. смертью младенца, рождённого Вирсавией; однако второй сын Вирсавии — Соломон оказывается угодным богу (пророк Нафан нарекает ему имя Иедидиа, «возлюбленный богом»). Распря с сыном Авессаломом (начавшаяся с убийства тем Амнона, сына Д., как месть за изнасилование Амноном, сводным братом Авессалома, Фамари, родной сестры Авессалома); перерастающая в открытый мятеж, в ходе которого Д. вынужден бежать из Иерусалима, оканчивается подавлением мятежа и гибелью царевича (он убит военачальником Иоавом); Д. оплакивает сына (к недоумению тех, кто победой спас царя). Другой сын Д. — царевич Адония стремится воцариться при жизни престарелого отца, но пророк Нафан умело склоняет Д. назначить наследником Соломона.

Ветхозаветный образ Д. противоречив. Это, с одной стороны, свидетельствует о наличии достоверных сведений об исторической личности, а с другой — способствует развитию легенды путём усиления одних черт и сглаживания других. Летописцы — современники Д. воплотили в его жизнеописании концепцию нелицеприятного божьего покарания порочного царя через пророков, уделив поэтому в книгах Царств значительное внимание описанию проступков Д. В дальнейшем, когда положение династии Давидидов упрочилось, в кругах последователей пророков сложилась легенда, согласно которой пророк Самуил по велению Яхве ещё при жизни Саула сам помазал на царство юношу Д., младшего отпрыска незнатной пастушеской семьи (1 Царств 16, 1-13). Отсюда исходит представление о Д. как мессии («помазаннике») и о богоизбранности не только Д., но вообще царской власти у евреев, а затем и христианский обряд оформления монархии через помазание елеем. В силу легенды о помазании Д. Самуилом потомком Д. считали помазанниками божьими.

В книге израильского пророка Амоса (6, 5) Д. упоминается как искусный музыкант. По более поздней традиции Д. приписывается составление псалмов (объединённых в библейской книге Псалтирь). В книгах Исаии (11, 1) и Иеремии (30, 9) — пророков, живших в период нависшей над иудейским царством угрозы утраты независимости, выражены надежды на предстоящее восстановление «царства Давидова» (его единство к тому времени было уже утрачено). Образ Д., потомки которого продолжали править в Иудейском царстве около 400 лет, до завоевания его в 587/586 до н. э. вавилонским царём Навуходоносором II, приобретает со времени вавилонского пленения эсхатологические черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» — Иерусалим (хотя он и был разрушен) как место будущего избавления народа и торжества Яхве. Эсхатологическая вера в мессию как «сына Давидова» была воспринята христианством: по Евангелию от Матфея (1, 20-21), Иисус является прямым потомком Д. — только в силу такого происхождения Иисус (как и Д., родом из Вифлеема), будучи «помазанником» (букв. значение слова «Христос»), имел право на «престол Давидов» и царский титул (Лук. 1, 27-33).

В духе богословского т. н. типологического толкования ветхозаветных персонажей сам Д. оказывается всего лишь «прообразом», «типом», т.

е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Д. истолковываются как спасительные деяния Иисуса (напр., поединок с Голиафом — как поединок Христа с антихристом). Представление об извечности мессии, связывающееся с образом Д., выражено в средневековой каббалистической книге «Зогар»: царь Д. был на этом свете и будет царём в грядущем времени. Ожидание пришествия «помазанника» (самого Д. или его потомков) — один из ведущих мотивов еврейского мессианства и вероучения некоторых христианских сект. Временами пассивное выжидание перерастало в активные народные движения или поддерживалось индивидуально — проповедниками, алчущими приблизить срок прихода мессии и узнать его приметы.

Внешности Д. уделено внимание уже в ветхозаветных текстах: он белокур, с красивыми глазами и приятным лицом (1 Царств 16, 21). В послебиблейской литературе (талмудическая книга «Берешит рабба» 73) рассказано, что когда Самуил впервые увидел Д., которого должен был помазать на царство, пророк выразил опасение, что этот «рыжий» будет проливать кровь, как Исав, о котором рассказывали, что и он был красным; однако бог успокоил пророка, сказав, что Д. будет проливать кровь только по приговору синедриона. В каббалистической книге «Зогар» говорится, что глаза Д. были цвета радуги и блестели, но после «греха» (с Вирсавией?) стали тускнеть.

Лит.: Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ. 1908; Фрезер Д. Д., Фольклор в ветхом завете, пер. с англ., М.-Л., 1931; Weill К., La cité de David, , P., 1947; Desnoyers L., Histoire du peuple hébreu, des Juges a la captivité, t. 2, P., 1930; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tübingen, 1964.

Образ Д. широко представлен в европейском искусстве. Наиболее популярно изображение Д. как победителя Голиафа (пластика раннехристианских саркофагов, росписи в римских катакомбах, скульптура собора в Реймсе, 13 в., позднее — статуи Донателло, А. Верроккьо, Микеланджело, у которого образ Д. отличается мощью и героичностью; в живописи 15-18 вв.- картины А. Поллайоло, Я. Тинторетто, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, П. Ластмана, Н. Пуссена и др.). Часто Д. предстаёт как музыкант с инструментом (обычно арфой) в руках (книжная миниатюра Псалтири — т. н. Хлудовской псалтири 9 в., хранящейся в Историческом музее в Москве, Парижской псалтири Ю в.- в Национальной библиотеке в Париже и др.; каменная резьба фасадов церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире, 12 в., витражи Шартрского собора, 13 в.; картины «Д. играет на арфе перед Саулом» Пинтуриккьо. Луки Лейденского, Рембрандта, М. Прети и других художников).

Широко разрабатывается в живописи и круг сцен, связанных с любовью Д. к Вирсавии (картины X. Мемлинга, Л. Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Ластмана, Я. Йорданса, Пуссена, Рембрандта, Дж. Б. Тьеполо и др.). Среди других сюжетов, отражённых в живописи, — «Самуил помазывает Д. на царство» (П. Веронезе, К. Лоррен, Тьеполо), «Авигея перед Д.» (Мартен де Воc, Ф. Бассано, Рени, Рубенс, Гверчино и др.), «Д. и Ионафан» (Рембрандт) и др. Создаются циклы, посвящённые разным эпизодам жизни Д. (фрески Рафаэля и его учеников в ватиканских лоджиях, фрески Джулио Романо в Палаццо дель Те в Мантуе и др.).

В художественной литературе сюжету поединка Д. с Голиафом посвящён ряд драматических произведений уже в 16 в.; в числе произведений 20 в. на этот сюжет — драма А. Пауля «Д. и Голиаф». Ещё большей популярностью пользовалась в драматургии начиная с 16 в. (Г. Сакс) история любви Д. к Вирсавии (в 19 в. — произведения А. Мейснера, Э. фон Гартмана и др., в 20 в. — Л. Фейхтвангера, А. Гейгера, М. Бетхера и др.). Драматические столкновения Д. и Саула послужили сюжетом трагедий Вольтера и Альфьери, драмы Ф. Рюккерта и др. произведений. Всю историю Д. пытались освоить в 17 в. Л. Мазюр (в его трилогии Д. наделён чертами молодого протестанта-гугенота), Й. ван дер Вондел («Царь Д.»), А. Коули, в 18 в. — Г. Лемс (его трёхчастный роман — первый опыт обращения к истории Д. в прозе), позднее — Ш. Коген, И. Нейман, Р. Беер-Гофман, Г. Шмитт. Переложение псалмов Д. сделано многими поэтами, в т. ч. русскими (Симеон Полоцкий, 17 в., «Псалтырь рифмованная» которого была положена на музыку В. Титовым; М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков); в виде вставок даны псалмы и в экспрессионистской драме 20 в. Р. Зорге «Царь Д.». Трагедию музыканта-гения, обреченного стать царём, показал в своей драме X. X. Янн.

Среди композиторов, обращавшихся к истории Д. в 15-17 вв., — Жоскен де Пре, Г. Шюц; в числе произведений 18-19 вв. — оперы М. А. Шарпантье «Д. и Ионафан», А. Кальдара («Кающийся Д.»), Н. Порпоры («Д. и Вирсавия»), И. Рейтера, П. А. Гульельми («Триумф Д.»), оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Бизе «Д.». Наиболее значительные из произведений 20 в. — симфоническая поэма Й. Вагенара «Саул и Д.», оратория А. Онеггера «Д.», симфония М. Авидома «Д.», оперы Л. Кортезе «Д., царь-пастух» и Д. Мийо «Д.». В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский («Симфония псалмов»), А. Шёнберг и другие композиторы.

Давид.

Давид.

Бронзовая статуя работы Донателло.

1440—43.

Флоренция.

Национальный музей.

Давид.

Давид.

Скульптура Микеланджело.

1501—04.

Флоренция.

Галерея Академии художеств.

Давид с головой Голиафа.

Давид с головой Голиафа.

Картина Караваджо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *