Давайте и дастся вам мерою доброю

Давайте и дастся вам мерою доброю

Давайте и дастся вам

⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 43Следующая ⇒

Рассмотрим один из самых цитируемых стихов Нового Завета. Слова Господа, обращенные к нам, напрямую отно­сятся к пожертвованиям и, соответственно, касаются каж­дого из нас.

ЛУКИ 6:38

38 давайте, и дастся вам: МЕРОЮ ДОБРОЮ, УТРЯСЕН­НОЮ, НАГНЕТЕННОЮ и ПЕРЕПОЛНЕННОЮ отсып­лют вам в лоно ваше; ибо, КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ, ТАКОЮ ЖЕ ОТМЕРИТСЯ И ВАМ.

В этом стихе говорится, что дающему воздается доброю мерою. Но далее, обратите особое внимание, каким возвра­щается ваше благословение: не просто доброю мерою, но мерою утрясенною, нагнетенною и переполненною!

Вам не кажется, что этот отрывок напоминает место писание из Книги Малахии? В Малахии (3:10) говорится, что благословения Божьи изольются на нас до избытка.

Здесь же, в Евангелии от Луки, сказано, что благослове­ния будут утрясенными, нагнетенными и переполненны­ми. Оба отрывка описывают изобилие Господних благо­словений.

Звучит заманчиво, не правда ли? Но смотрим далее: «Ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам!» Здесь появляется прямая взаимосвязь между вашей и Божь­ей мерами!

Помню, я как-то проповедовал в Техасе. Мой друг, жив­ший в городе, где я должен был проводить служение, по­звонил мне и попросил заглянуть к нему перед служением.

Я приехал. В процессе общения он изъявил желание дать мне чек на сто долларов. Кроме того, в два моих сле­дующих приезда в тот город он также нашел меня и дал еще по сто долларов.

Вы должны понимать, что тогда люди не разбрасыва­лись стодолларовыми бумажками хотя бы потому, что у большинства их вообще не было! Редко когда кто жертво­вал пять или десять долларов, обычное же пожертвование того времени составляло не более доллара.

Как правило, свой дар этот человек сопровождал лишь несколькими словами:

— Брат Хейгин, я даю десятину в свою церковь, так что эта сумма не имеет к ней никакого отношения. Я просто хочу сделать чуть больше и дать вам это небольшое по­жертвование.

И вот как-то в один из приездов он спросил меня:

— Проповедовали ли вы когда-нибудь о место писании из Евангелия от Луки (6:38)?

Нет, не проповедовал, — ответил я, — мне еще не приходилось делать его темой своей проповеди, хотя я не­однократно ссылался на эти строки.

— Вы знаете, — продолжил он, — один евангелист про­водил у нас в церкви служения пробуждения. И на протя­жении двух недель своего пребывания здесь, каждый вечер он брал за основу своей проповеди этот отрывок. Хочу за­метить, — говорил он, — это были одни из лучших слу­жений пробуждения, проводившихся когда-либо в нашей церкви. Ни одно из тех служений не оканчивалось без мо­литв покаяния. Люди принимали спасение каждый вечер. Они все словно ждали призыва к покаянию. — Затем он сказал: — Когда подходило к концу последнее служение, пастор нашей церкви предложил собрать пожертвования для этого евангелиста. Но тот неожиданно встал и, в оче­редной раз прочитав тридцать восьмой стих шестой главы Евангелия от Луки, сказал: «Братья и сестры, я каждый ве­чер читал этот стих. И Бог побуждает меня говорить сейчас о пожертвованиях лишь для вашей церкви. Ваше церков­ное здание нуждается в новых кондиционерах».

Когда-то много лет назад церковь купила это здание и сделала его своим молитвенным домом. Кондиционеры там были установлены еще до Второй мировой войны, и теперь почти все не работали.

Если вы когда-либо бывали в Техасе, то знаете, каково там приходится в летнее время. Та церковь действитель­но нуждалась в новых кондиционерах. Нужно было око­ло 10000 долларов, чтобы оборудовать ими весь дом. Сей­час, это кажется довольно умеренной суммой, но тогда это были огромные деньги.

Евангелист продолжил:

— Я просто открою мою Библию на странице, где нахо­дится тридцать восьмой стих шестой главы Луки, и положу ее на алтарь. Желание моего сердца, чтобы ваши пожертво­вания целиком основывались на этом место писании. Эти пожертвования пойдут исключительно на покупку конди­ционеров для вашей церкви.

Находясь под прямым водительством Духа, он предло­жил им сделать особое пожертвование. Он сказал:

— Я не хочу, чтобы вы давали сейчас то, что всегда мо­жете себе позволить. Но желаю, чтобы сегодня вы сделали то, что обычно себе не позволяете. Слово Божье говорит: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагне­тенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше». И я знаю, что Бог не лжет.

И тут мой друг, поведавший мне эту историю, сказал:

— Я сидел на этом служении и думал. Этот евангелист говорит, чтобы мы дали сегодня то, что обычно себе не позволяем. Тогда я дам все, что у меня сейчас есть. Ведь это ничто в сравнении с той ценою, что Иисус за меня уп­латил. Фактически я положил все деньги, которых должно было мне хватить на то, чтобы прожить следующую не­делю. У меня не осталось и десяти центов в кармане. Не на что было даже купить еды. Я размышлял: «Надеюсь, у жены есть хоть какие-то припасы, потому что все, что было в моем бумажнике, я отдал на пожертвования».

Он добавил:

— Как раз в тот период я посещал братскую библейскую школу. И еще до приезда этого евангелиста в наш город два брата из библейской школы подошли ко мне после за­нятий. Они были бизнесменами и попросили помолиться за них. Оба были на грани разорения, и им посоветовали объявить о банкротстве, потому что они были не в состоя­нии оплатить ни один счет.

И вот что сказал мой друг далее:

— На том служении они также сделали пожертвования. Я знал, что уж кто-кто, а они точно не могут позволить себе нечто подобное. И если они сделали этот шаг веры, то тем более не должен ли был сделать это и я. Я сам тому свидетель, как в течение следующих тридцати дней они расплатились со всеми своими кредиторами, и дела их сно­ва пошли в гору!

Окна Небесные отворились, и Божьи благословения обильным потоком стали изливаться на них.

Может ли Бог использовать грешников для того, чтобы благословить нас?

Друг, поведавший мне следующую историю, работал плотником. Небесные окна отворились и для него.

Он рассказал об одном случае, который стал прямым следствием его особого пожертвования. По работе ему ну­жен был один специальный инструмент. Он начал копить на него деньги, но со временем понял, что просто не может позволить себе столь дорогостоящую покупку.

Вот что он рассказал: «У одного моего коллеги был этот, столь важный Для меня инструмент. Он не был христиани­ном. Когда мне было нужно, я иногда одалживал инстру­мент у него. В понедельник, после вечернего воскресного служения, на котором я сделал мое первое особое пожер­твование, я пошел на работу. Там ко мне подошел тот че­ловек. В руках он держал свой дорогой инструмент. Я еще острей осознал, сколь мне одновременно и необходим, и недоступен этот предмет. Неожиданно он положил инстру­мент передо мной и сказал: „Я хочу подарить его тебе». Только подумайте! Неверующий человек!

И тут я вспомнил слова Иисуса: „давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполнен- ною отсыплют вам люди (в английском переводе Библии прибавлено люди) в лоно ваше»».

Кто отсыплет вам? Отсыплют люди. Более того, вовсе необязательно, что ими должны быть христиане. Бог мо­жет использовать неверующих, чтобы благословить вас!

Плотник продолжал свой рассказ: «Я спросил этого не­верующего человека: „Что ты хочешь, чтобы я тебе за него дал?»

„Даже не знаю, — ответил тот, — я работал наверху, ре­монтировал крышу, и на меня что-то нашло. Мне вдруг захотелось подарить тебе этот инструмент!»

Затем он спросил меня: „Так ты возьмешь его?»

„Конечно, возьму!» — ответил я».

Бог может использовать неверующих, чтобы благосло­вить нас! В Библии сказано, что нам отсыплют люди.

Позвольте рассказать вам другую историю, приключив­шуюся с Бадом Робинсоном, методистским проповедни­ком из Техаса, несшим свое служение на заре двадцатого столетия. Он с женой и тремя детьми жил в провинциаль­ном городке. Брат Бад регулярно давал десятину и делал пожертвования.

Проснувшись однажды утром, он обнаружил, что дома абсолютно нечего есть. Когда проснулась вся семья, он уса­дил всех за стол, веря, что Господь усмотрит им пищу. Они поблагодарили Бога и стали молиться за стол, на котором не было и крошки съестного!

Брат Бад так рассказывал о дальнейших событиях: «Я просто сказал своей семье по вере: „Я запрягаю лоша­дей и еду в город». В те времена люди готовили в дровяных печах, так что он сказал своей жене: „Пусть печь разогрева­ется, а я пока поеду и привезу продукты. Сегодня вас ждет настоящий пир»».

В своей автобиографии брат Бад писал: «Я действовал исключительно по вере. На самом деле, у меня не было и малейшего представления, где взять еду, но я верил Богу».

Итак, брат Бад сел в повозку и поехал в город. Оставив лошадей в отведенном месте, он отправился на поиски пищи, В те дни центральные улицы имели деревянный на­стил, вот по нему он и стал прохаживаться взад и вперед. Тогда еще в каждом городе были салуны.

«Вдруг, — продолжал свой рассказ Бад, — во время моей своеобразной прогулки, из салуна, едва держась на ногах, вышел один подвыпивший посетитель. Проходя мимо меня, он неожиданно остановился как вкопанный». Этот вдрызг пьяный человек умудрился узнать Бада. — Здравствуйте, брат Бад! — заплетающимся языком проговорил тот.

Брата Бада хорошо знали в этом городе, поскольку он был одним из самых активных проповедников в той ок­руге.

Не долго думая, пьяный двумя руками полез во внут­ренний карман своего пиджака и достал оттуда две полные пригоршни серебряных долларов. Надеюсь, вы понимае­те, что деньги в те времена были совсем другими. Они не знали сегодняшней инфляции и ценились намного выше, чем сейчас.

Тот человек сказал ему:

—Вот, брат Бад, это вам! Пойдите купите себе что-ни­будь поесть. Мы не позволим вам голодать! Купите себе самых лучших продуктов!

Брат Бад рассказывал:

— Мне ничего не оставалось, как взять протянутые мне деньги. Затем изрядно подвыпивший горожанин продол­жил свой путь, будоража округу веселыми песнями.

Бад продолжал:

— Я пошел и накупил продуктов. На эти деньги в те времена вы могли сделать немалые покупки. Я до отказа нагрузил свою повозку провизией и отправился домой, и вы знаете, я тоже не мог удержаться от песен!

«Кто-то спросил меня однажды, — пишет Бад, — как вы думаете, это Бог побудил того пьяницу дать вам денег? — Конечно, Бог, — отвечал я. — Кто же еще? Каким образом, этот человек мог узнать, что у нас нет еды? Он сказал мне: „Идите купите себе продуктов. Мы не позволим вам тут умереть с голоду». Откуда он мог все это знать?»

Давайте еще раз вернемся к нашему отрывку из Еван­гелия от Луки (6:38). «Давайте, и дастся вам: мерою доб­рою, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсып­лют вам люди в лоно ваше». Здесь имеются в виду какие-то конкретные люди? Вовсе нет. Более того, здесь не сказано, что единственными желающими помочь вам будут лишь христиане!

Иисус не сказал: «Только христиане отсыплют вам в лоно ваше» или «Только верующие, знакомые вам лично, отсыплют в лоно ваше». Нет, Иисус просто сказал «отсып­лют люди». Это может быть кто угодно, как спасенные, так и нет.

Вы не можете дать больше Бога!

У истории про человека, давшего мне три чека по сто долларов в качестве пожертвований, есть продолжение. Он поведал мне еще об одном непосредственном результате того особого пожертвования.

Он рассказывал: «Моя старая машина уже совсем при­шла в негодность, и я собирался купить новую. Я думал, что продав старую и чуть добавив, смогу приобрести на­конец что-то получше. Итак, я отправился на автомобиль­ный рынок и стал выбирать машину.

Среди множества разнообразных моделей мне сразу же приглянулся один новенький автомобиль. Любуясь этой красивой машиной, я думал: „Эта покупка мне точно не по карману, даже если приобрести машину в рассрочку». Итак, мне не оставалось ничего, кроме как остановиться на компромиссном варианте — купить подержанную модель. Я утешал себя следующим образом: „По крайней мере она на год или два моложе моей предыдущей машины».

Наконец ко мне подошел продавец и спросил, чем он может помочь.

„Я хочу приобрести этот подержанный автомобиль, — ответил я, — в обмен на свой старый и небольшую до­плату».

Продавец сказал: „Я заметил, что вы присматривались до этого к совсем другой машине».

На это я ответил: „Да, но тот автомобиль новый, и, от­кровенно говоря, он мне не по карману. Даже если я буду выплачивать сумму в течение нескольких месяцев».

Тогда продавец сказал мне: „Я являюсь владельцем это­го рынка и вот что собираюсь вам предложить. Я продам вам этот новый автомобиль за ту цену, за которую сам его приобрел. Более того, мы возьмем вашу старую машину по максимально высокой цене, и ежемесячные выплаты будут для вас вполне приемлемы»».

Мой друг продолжал: «Я просто не мог в это поверить! Но чуть погодя я вспомнил место из Евангелия от Луки (6:38), где говорится: „давайте, и дастся вам: мерою доб­рою, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсып­лют вам люди в лоно ваше».

Пока продавец подписывал бумаги о продаже автомо­биля, я спросил его: „Почему вы решили помочь мне?»

Он ответил: „Не знаю, мне словно кто-то сказал это сде­лать. И как только я принял решение помочь вам, я словно помог сам себе. От мысли, что смогу быть вам чем-то по­лезен, мне вдруг стало так хорошо и радостно»».

Затем он обратился ко мне: «Знаете, брат Хейгин, сейчас я переживаю лучшую пору своей жизни. С тех пор как я стал жертвовать на дело Божье, происходят удивительней­шие вещи. Что же касается денег, то после моего перво­го особого пожертвования я заработал больше, чем за всю предыдущую жизнь.

Я регулярно даю десятину, но не путаю ее с пожертвова­ниями. Десятину я даю в свою поместную церковь. Жерт­вую же совершенно разным людям.

Более того, на протяжении недели я стараюсь найти че­ловека, нуждающегося в финансовой помощи. Вы знаете, я раздал людям почти все, что заработал за целую жизнь. Но, благодарение Богу, я теперь и зарабатываю больше, чем за всю предыдущую жизнь. Чем больше пожертвование, тем больше последующее благословение. Самым же ценным для меня является радость, наполняющая сердце, когда я помогаю людям. Радость, которой я не знал прежде. Так отрадно видеть, каким благословением для людей обора­чиваются эти финансы!»

Вы видите? Этот человек не давал для того, чтобы по­лучить еще больше. Конечно, вполне естественно, когда вы даете по вере и желаете получить вознаграждение. Но не это было его главным мотивом. Он хотел благословить Божьих тружеников и содействовать продвижению Божь­его дела. Бог же всегда чтит Свое Слово.

Дорогой друг, конечно, мы не можем дать больше Бога, и Он никогда не останется должником! Желаешь ли ты ви­деть открытыми все Небесные двери и окна? Бог сделал для этого все и указал тебе путь к ним.

Это путь послушания Его Слову, в том числе и в вопросах десятины и пожертво­ваний.

Одна очень простая молитва невероятно обогатила мою жизнь. Звучит она следующим образом: «Господи, да буду я благословением для всех, к кому ты меня посылаешь».

Когда вашим главным мотивом является желание бла­гословить человека и вы слушаетесь Бога во всем, в том числе и в вопросе о десятине и пожертвованиях, Бог, вер­ный Своему Слову, благословит ваше послушание. Он от­кроет для вас окна Неба и сделает вас благословением для всех людей. Помните, вы не можете дать больше Бога!

Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Валерий Кириогло

Вера – источник жизни человека. Двигатель действия – осуществление ожидаемого в невидимом. Неверие убивает даже любовь. Молодые люди безумно любят друг друга. Однако ревность порождает недоверие. На этой почве возникают скандалы и ссоры, которые чаще всего приводят к ненависти и распаду великого дара – любви.
Казалось бы, в этом случае ничего не остаётся, как только позавидовать людям, верующим в Бога. К примеру, христиане благоговейно относятся к Учению Спасителя и не допускают даже мысли в чём-то не согласиться с Ним. И, тем не менее… в священном писании (Лук. 18 : 8) мы находим таинственные слова Иисуса «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Хотелось бы на этих словах остановится более подробно, потому что они вызывают интерес связанный с вопросами: эти слова были сказаны верующим или людям, которые не верят во Христа? Тем более, что Апостолы на эти слова не обратили внимания. Не смотря на то, что в Иисуса есть ещё одна фраза, имеющая подобную направленность, и она слышится в обращении к ученикам: «Но истинно говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня…» (Ин.16:7-9).
Казалось бы, что эти слова говорят о том, что утешитель придёт обличить мир неверующих. Однако в этой же главе во втором стихе мы читаем: всякий убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу. И это не пустословие пример, которому распятие Иисуса Христа. Выходит, это надо понимать так, что именно христиане не веруют тому, что сказано Богом. Об этом же говорят следующие слова (Матф.7:22-23): «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». О ком эти слова? Во-первых, Иисус их сказал о тех, кто творит чудеса его именем, то есть не просто о христианах, но об активных христианах – миссионерах ведущих за собой людей. Во-вторых, судя по тексту, они верят в то, что делают это правильно, по слову Божьему. Такая категория верующих часто и сейчас обличает в беззаконии других только не себя.
О вере
Как-то раз Спаситель, Он же слово,
В проповеди выразил своей:
Когда Я вернусь на землю снова.
То найду ли веру средь людей?
А вокруг растут до неба храмы,
Верующих больше каждый год,
Каждый видит свою веру правой,
Знать не скоро Господа приход?
А они твердят:- приход мол близко,
День и час?

Им это не вопрос,
Перед ними кланяются низко:
Ведь они богаче, чем Христос.
Голосом, как Еве искуситель,
Предлагают жизни вечный плод,
И спешит в небесную обитель
С верой, но обманутый народ.
(Стихи автора.)
Множество верующих в Иисуса Христа уверены в том, что только их вера в Бога истинная. Проповедники и многие писатели радостно извещают о глобальных успехах евангилизации во всём мире. Восторженно обращают внимание на прирост численности членов своей церкви. В таком случае, почему так печален прогноз Спасителя? Даже трудно себе представить такую картину: по местам жительства ходит огромное количество верующих христиан, а Иисус, словно иголку в стоге сена, ищет тех, кто верен Господу!
Хотим мы этого, или не хотим, но Иисуса слово истинно. Слово, которое мы считаем правдивым через некоторое время может показать, что оно ложно, а истина вечна.
Так значит вера большинства христиан ложная?! «Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?».
Давайте задумаемся над этой фразой: не говорит ли она нам о серьёзности нашего положения? — Не выбираю ли я, из Священного писания только то, что укладывается в мировоззрение моей жизни, а теми повелениями, которые противоречат моим убеждениям – пренебрегаю. Верю на свой вкус, не подчиняясь воле Божьей. И, к сожалению, там же в Библии стараюсь найти себе оправдание, и даже если оно ложно беру его себе на вооружение.
Валерий Кириогло

© Copyright: Валерий Кириогло, 2012
Свидетельство о публикации №212121800341

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Валерий Кириогло

Рецензии

Написать рецензию

Посланник Иисуса христа,сын Бога давно за Земле.Но узрил ли ты его,Слышишь ли о чем он говорит? Построил Он храм свой для каждого,но все ли вошли туда?Это главное.И я стараюсь войти туда если силы хватят.И тебе желаю войти в храм небеса!
Аста Гуасба 15.12.2018 15:30 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Валерий Кириогло

Давайте и дастся Вам

Всякому, всякому просящему дай, а мы никогда не исполняем этого завета Христова.

Когда просят люди о помощи, мы начинаем рассуждать, а надо ли помочь: может быть, это тунеядец, может быть, есть и другие, более достойные помощи; ищем более достойного, не находим и никому не помогаем, никому не даем, ибо скупы мы, ибо нет в нас любви, сострадания, милосердия к людям.

Если бы были чисты сердца наши, если бы была любовь Христова в них, и сострадание, и милосердие, то не рассуждали бы, надо или не надо давать просящему у нас. С чистым сердцем, без всякого смущения, давали бы всякому просящему. Не беда, если и ошибемся, не беда, если и не заслуживающий получит -всякому дадим, ибо Господь и эту незаслуженную милостыню зачтет во спасение наше.

«От взявшего твое не требуй назад».

Когда ссудите что-нибудь ближним своим, не требуйте назад, тем паче с лихвой, как ростовщики. Давая братьям своим, будем творить милосердие, ибо если просят люди помочь, то в большинстве случаевпросят действительно нуждающиеся люди, а от таких надо ли требовать обратно?

Господь запрещает требовать, велит давать без возврата. «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38).

Давайте, давайте, без оглядки давайте — и дастся вам, ибо рука дающего не оскудеет: сколько бы ни давали, рука ваша не оскудеет.

Давайте, и дастся вам, дастся от Бога, приемлющего, как милостыню Самому Себе, всякую милостыню, которую даете, нуждающимся ближним вашим.

Он всегда возвратит все то, что даете, возвратит не просто, не той мерой, которой вы сами отмерили, а гораздо большей. Воздаст не той малой мерой, которой отсыпаете нуждающимся братьям вашим, а мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше.

Гораздо более воздаст нам Бог, чем даем мы сами. Неизмеримо больше получим от Него, ибо знает Он каждую милостыню нашу, знает каждое проявление сострадания и любви нашей, и воздаст нам радостью вечной в Царстве Небесном.

Будем же и мы стараться мерить не скудной, не скупой мерою — мерой щедрой, ибо сказал Христос: «Какою мерою мерите, такою мерится вам».

Если будет мера ваша мерою доброю, не скудною, не скупою мерою, если будете помогать братьям вашим с любовью к ним, с жалостью к ним, велика, велика будет награда ваша, ибо получите бесчисленно больше от Отца Небесного, чем сами отдали ближним вашим.

Приглашаем посетить сайт

Фразеологический словарь русского языка (Е.Н. Телия)
НЕ ОСТАНЕТСЯ КАМНЯ НА КАМНЕ

В начало словаря

По первой букве
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУХЦЧШЭЯ

НЕ ОСТАНЕТСЯ КАМНЯ НА КАМНЕ

Будет совершенно уничтожено.

Имеется в виду ликвидация социального коллектива или политического союза (Y), полное разрушение духовных ценностей и материальных объектов (Z), реже — снятие эмоционального и физического напряжения (S). Чаще говорится с неодобрением. ✦ Не останется камня на камне .

В роли сказ.

От телекомпании не останется камня на камне. На шестой кнопке больше не будет федерального канала. Агентство политических новостей, 2003.От антииракской коалиции скоро не останется камня на камне. Российские вести, 2003.

А здесь два по два килограмма — от виллы не останется камня на камне. Тогда же, разбираясь в причинах гибели Жеребцова, Голубков и изучил эту новинку. А. Таманцев, Их было семеро…

Если этот план будет реализован, отмечает журнал, «то от инфраструктуры Ирака не останется камня на камне». Американские военные стратеги, скорее всего, уже избрали конкретные объекты и цели для нанесения ракетно-бомбовых ударов и использования наземных вооружённых сил. Страна.Ru, 2002.

«Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется», — шутили советские люди <…>. Огонёк, 1999.

Попробовав данную терапию, вы убедитесь, что от стрессов и плохого настроения не останется камня на камне. Домовой, 2003.

Будут задержки пенсий, и 40-миллионная армия пенсионеров, выйдя на улицы, сметёт всё на своём пути. Начнётся в стране повальная безработица и не менее грозная людская масса сможет устроить такие беспорядки, что камня на камне не останется. Вёрсты, 2003.

культурологический комментарий:

фразеол. восходит к евангельскому тексту, в котором Иисус предсказывает гибель Иерусалима, превращение его в руины, в развалины: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено» (Мф. 24: 2).

Образ фразеол., основу которого формируют древнейшие архетипические оппозиции «бытиё — небытиё», «жизнь — смерть», «верх — низ», восходит к архаичной мифологической форме осознания мира, показывающей, какую таинственную олицетворённую природу и силу первобытные народы приписывали неодушевлённой материи. У многих народов поклонение камням занимало важное место на разных стадиях развития культуры, от низшей до самой высокой ступени цивилизации. (Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000. С. 351-360.) Культ, почитание камней, вера в их серхъестественную сущность (фетишизм) и их олицетворение (анимизм), сохранившиеся и дошедшие до наших дней как отголоски отдалённых эпох, по мнению многих учёных, имели большое значение для религиозного развития человеческого рода.

Компонент фразеол. камень соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, компонент «на» — с пространственным, а компонент не оставить, указывая во фразеол. на несохранение, уничтожение того, что есть, — с антропно-деятельностным кодом.

В основе создания образа фразеол. лежит метафора, уподобляющая деятельность, направленную на сокрушение, приведение к гибели, исчезновению кого-л., чего-л., действию, целью которого является убрать один камень с поверхности другого. Метафорический образ фразеол. выстраивается с помощью двух понятий — созидания и разрушения. Созидание, формируемое представлением о технике строительства — камень на камень (ср. с выражением камни класть «основывать что-л.»), представлено во фразеол. как «уже имеющаяся данность», т. е. как то, что уже существует, а понятие разрушения выражено действием — не оставить/не оставлять. Лейтмотивом в формировании образа в целом является идея предельности, конечности совершаемого действия — разрушить до самого основания, разобрать до последнего камня, пока не останется ни одного камня на поверхности другого. Усиление выразительности этого действия осуществляется путём повтора компонента камень.

В фольклоре и мифологии славянских народов камень наделён неоднозначной символикой.

Он понимается и как некая основа, и как центр мира, и как источник двух стихий мироздания — огня и воды. В образе фразеол. компонент камень символически осмысляется как «фундамент, опора», разрушение которых ведёт к неминуемой гибели, к краху, а также как «некая нижняя предельная граница, точка на поверхности земли» (являющаяся указанием на место перехода от мира земного к миру подземному), достижение которой символизирует смерть, прекращение существования. Восприятие камня как магической сущности отражается в древнейших славянских обрядах и ритуалах, связанных, напр., со строительством, начинавшимся, как правило, с закладки первого камня, и со значимостью собственного жилища. Особое значение имел выбор места будущей застройки, для чего часто прибегали к гаданию с использованием камней, чтобы узнать, является ли оно (место) «добрым» или «недобрым». Приглядев место, «хозяин будущего дома приносил с четырёх разных полей по камешку и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. Через три дня приходил смотреть камни: если они оказывались неповреждёнными, значит, можно было строиться». (Семёнова М. Быт и верования древних славян. М., 2000. С. 132.)

фразеол. в целом отображает стереотипное представление о ситуации, о способах приведения кого-л., чего-л. к абсолютному крушению, гибели, к уничтожению, истреблению, зачастую не оставляющим шанса на возрождение, восстановление.

Близкие обороты были известны и ранее — напр., у Цицерона: «<…> кирпича на кирпиче в Италии не оставить». (цит. по кн.: Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 271.) Существование близких по образу выражений в др. современных европейских языках свидетельствует о древности такого мифопоэтического восприятия; ср. англ. not to leave a stone standing, to raze to the ground, франц. détruire de fond en comble.

И. В. Зыкова

В начало словаря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *