Дарвин и религия

Дарвин и религия

Эволюция и религия. Уже Чарльз Дарвин размышлял о возможности эволюционного объяснения происхождения религий

⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 73Следующая ⇒

Уже Чарльз Дарвин размышлял о возможности эволюционного объяснения происхождения религий. Вот, например, что он написал в книге «Происхождение человека и половой отбор» о так называемых «вредных суевериях»: «Эти печальные и косвенные результаты наших высших способностей можно сравнить с побочными и случайными ошибками инстинктов низших животных». Мысль звучит на удивление современно (что, впрочем, свойственно многим дарвиновским идеям).

Сегодня существуют и развиваются такие научные направления, как нейротеология и эволюционное религиоведение.

Нейротеология изучает нейрологические основы субъективных религиозных ощущений. Выяснилось, что при различных духовно‑религиозно‑мистических переживаниях (таких как состояние медитации, чувство выхода за пределы тела, утрата представления о границах между собой и другими личностями, чувство единства со Вселенной и т. п.) возбуждаются многочисленные отделы лобных, теменных и височных долей, а также подкорковые области. Специфического «религиозного центра», или «органа религии», в мозге не обнаружено, хотя, как мы знаем, многие другие ментальные функции имеют в мозге свои довольно четко обособленные «представительства». Предрасположенность к мистическим переживаниям складывается из особенностей работы многих участков мозга, а не какого‑то одного.

Зато обнаружился компактный участок в задней нижней части левой и правой теменных долей, в задачи которого, похоже, входит обуздание излишней спиритуальности.

Итальянские нейробиологи в 2010 году установили, что у людей, которые в результате операции лишились этого участка мозга, заметно возрастает склонность к мистическим и религиозным переживаниям (для оценки этой склонности существуют специальные тесты, а сама склонность на формальном психологическом жаргоне называется самотрансценденцией, self‑ transcendence) (Urgesi et al., 2010 ).

Чтобы это выяснить, большую выборку больных, ожидающих операции на различных участках мозга, протестировали перед операцией, а затем еще несколько раз, с различными интервалами, – после выздоровления. Оказалось, что у больных, у которых в ходе операции пострадал один из двух небольших участков теменных долей, и только у них, достоверно и надолго увеличилась тяга к потустороннему.

В других исследованиях, основанных на близнецовом анализе, было показано, что склонность к мистике, как и положено любому приличному психологическому признаку, в значительной мере наследственна (примерно на 40 % определяется генами, остальное – различающимися условиями среды; влияние семьи статистически не значимо). Была обнаружена связь между степенью выраженности этого признака и некоторыми аллельными генетическими вариантами.

В рамках эволюционного религиоведения можно выделить две основных идеи или направления мысли:

1. религия – случайный побочный продукт (не обязательно полезный) эволюционного развития каких‑то других свойств человеческого мышления;

2. склонность человеческого мозга к генерации и восприятию религиозных идей – полезная адаптация, развившаяся в ходе эволюции наряду с другими адаптивными свойствами мышления.

Эти две идеи не являются взаимоисключающими. Ведь в эволюции нередко бывает, что побочный продукт какого‑то адаптивного изменения случайно оказывается (или впоследствии становится) полезной адаптацией. Как мы помним из главы «Мы и наши гены», даже встроившаяся в геном наших предков вирусная ДНК со временем может пригодиться естественному отбору для создания чего‑то полезного.

Дарвин был продуктом как своего времени, так и своего собственного характера. Он пытался постичь мир, в котором жил. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Дарвин учился на ученого? Да и нет. В те дни никто не учился на ученого.

Обучение включало такие области, как медицина, гуманитарные науки или теология, а заниматься наукой было чем-то вроде хобби. Дарвин начал изучать медицину в Эдинбурге, а закончил обучение в Кембридже, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в надежде стать приходским священником. Учась в школе, ему больше всех давалась естественная история, которую ему лично преподавали профессора медицины и теологии, известные как опытные геологи, зоологи и ботаники.

Были ли родители и прародители Дарвина эволюционистами?

Дед Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, доктор, был политическим вольнодумцем, преданным эволюционным идеям. Дедушка по линии матери Джосая Веджвуд был зажиточным промышленником и другом Эразма, но имел унитарианские взгляды и был немного обеспокоен этим вопросом. Его дед Роберт Дарвин стремился к благопристойности и не высказывал публично свои взгляды по этому вопросу.

Какое отношение имеет Бигль к Дарвину?

Огромное! По рекомендации преподобного Джона Хенслоу, Дарвин был приглашен в поездку на британском корабле под названием Бигль, с целью исследования побережья Южной Америки. Капитан, аристократ Роберт Фитцрой, хотел, чтобы на борту его корабля был такой джентльмен, который бы проводил исследования в области естествознания и с которым он мог бы подружиться. Дарвин сполна использовал эту возможность, чтобы получить признание как опытный геолог и биолог.

Что говорится в работе происхождение видов о происхождении человека?

Ничего. На самом деле Дарвин знал, что в 1859 году этот вопрос был самым горячо обсуждаемым вопросом. Он подождал, пока научное общество приняло теорию эволюции, а затем в 1871 году он опубликовал свою работу Происхождение человека.

Что общего у зябликов и Дарвина?

На Галапагосских островах Дарвин собрал коллекцию из множества видов птиц. Он счел образцы этих птиц неясными и понял, что все они были разновидностями зябликов уже после того, как вернулся в Англию и исследовал их. Однако Дарвин сразу же установил, что обнаруженный им на острове вид пересмешника принадлежит одной неустойчивой группе, что заставило его сомневаться в том, что виды не могут изменяться.

Раскаялся ли Дарвин перед смертью?

Нет. Этот слух пустила леди Элизабет Хоуп, которая во время миссионерской поездки в те края, где жил Дарвин, навестила однажды его за шесть месяцев до его смерти. Ее история была опубликована в издании Baptist Watchman-Examiner в 1915 году, после того как она иммигрировала в США, она на протяжении многих лет активно писала брошюры с проповедями. Она без сомнений приукрасила свою историю, которая сводилась к тому, что леди Элизабет Хоуп видела, как Дарвин читает Библию (что вполне могло быть правдой, учитывая его интерес к сравниванию философий). Она говорила о его восхищении Писанием, но не сказала, что он покаялся перед смертью или отказался от эволюции.11

Почему Дарвин похоронен в Вестминстерском монастыре?

На этом настояли его ученики. Дарвина должны были похоронить на кладбище в деревеньке Даун. Однако его кузин Фрэнсис Галтон и «дарвиновский бульдог» Томас Хаксли успешно воспользовались своим влиянием в научных и политических кругах и написали петицию в Парламент с просьбой разрешить похоронить Дарвина в самой известной англиканской церкви Лондона.

Роджер В. Сандерс

1831 р. из Англии вышел в кругосветное плавание небольшой парусник «Бигль». Никто из немногочис­ленных провожающих и членов экипажа не подозревал, что через неполных 30 лет об этом путешествии будет знать каждый просвещенный человек, а его участник- 22-летний натуралист Чарлз Дарвин станет знаменитым ученым.

Дарвин с детства увлекся изучением природы, но, уступая воле отца, закончил богословский факультет Кембриджского университета. Страсть к науке оказалась все же сильнее. Она заставила его отказаться от заман­чивой перспективы мирной жизни приходского священ­ника и бросила в полное опасностей и тревог плавание по бурным волнам океанов и морей, а затем в не менее грозные бури научных сражений.

Быстро пролетели пять лет неутомимых исследований животного мира на Галапагосских островах и в горах Анд, в тропических лесах Южной Америки и на Огнен­ной Земле. Накопленные факты убеждают ученого в том, что все виды животных и растений непрерывно из­меняются, под влиянием окружающей среды, что совре­менные виды должны были произойти естественным пу­тем от немногих простых предковых форм. Как и любо­го истинного ученого, эти факты заставили Дарвина со­вершенно по-иному взглянуть на библейские мифы о сотворении всех животных и растений богом, выз­вали страстное желание найти действительное объяс­нение разнообразия и целесообразности животного царства

Понятно, что этот спор ученого с самим собой не мог разрешиться в один день. Самое трудное в науке (и в жизни!) ломать укоренившиеся, ставшие привычными представления. Вспоминая о своем путешествии, Дар­вин писал: «Я был вполне верующим, ортодоксальным христианином, и припоминаю, как некоторые офицеры (которые также были верующими) от всей души смея­лись надо мной, что я по какому-то вопросу о нравст­венности цитировал Библию, как неопровержимый авто­ритетный источник». «Но, — продолжает он, — в тече­ние времени, от октября 1836 до 1839 г., я постепенно пришел к сознанию того, что Ветхому Завету нельзя ве­рить больше, чем священным писаниям индусов».

Но Дарвин не сразу стал атеистом. Сначала он пола­гал, что открытые им закономерности эволюции живот­ного мира да и сами первые существа были созданы бо­гом. Но по мере развития своей теории все больше убеж­дался в неправильности такого представления.

Дарвин пришел к основным своим идеям еще в 1839 г. Но он не решался публично выступать с ними, пока они не получили всестороннее обоснование. К тем фак­там, которые он получил во время путешествия, ученый прибавил очень большой материал, накопленный селекци­онерами, раскрывший основные законы быстрого измене­ния пород домашних животных и сортов культурных растений, причины их целесообразного устройства (для людей). Раскрытие сущности искусственного отбора человеком лучших особей животных и растений дало Дар­вину, вместе с ранее познанными фактами, основу для открытия главного закона эволюционной теории — естест­венного отбора. Выживают и оставляют наибольшее по­томство лишь те особи, индивидуальные изменения кото­рых оказались наиболее соответствующими переменам в окружающей среде. И наоборот, те особи и виды, кото­рые по своим свойствам менее пригнаны к условиям су­ществования, неизбежно вымирают.

Этот закон разрешил неразрешимые задачи, ставив­шие до сих пор в тупик ученых.

Для всякого непредубеж­денного человека стало очевидным, что именно естест­венный отбор лежит в основе прогрессивного развития ор­ганического мира, что все разнообразие органического мира возникло не сразу и не по воле творца. Почему, на­пример, появился новый вид травоядных с длинной шеей? Ж. Б. Ламарк, не знавший действия естественного отбо­ра, вынужден был объяснять это явление «внутренним стремлением» предков жирафа приспособиться к изме­нившейся среде. Отсюда был один шаг до признания бо­га, как конечной причины данного сверхъестественного стремления. Для Дарвина такого рода объяснения уже были не нужны. Те предки жирафа, у которых шея слу­чайно оказывалась длиннее, имели преимущество перед остальными в добывании пищи и обнаружении врагов и, естественно, выживали, оставляли большее потомство. Постепенное накопление этого признака у их потомства и привело к появлению современного жирафа. Таким же образом возникли и все остальные виды растений и жи­вотных, вплоть до человека.

Страницы: 1 2

Метки: Бог, вера, христианин, Чарльз Дарвин
Категория: Ученые и Мыслители

Здоровье Дарвина стало темой ежегодной конференции в Балтиморе (США), которая посвящена диагностированию исторических деятелей. С 1995 года учёные, созываемые Университетом штата Мэриленд, успели рассмотреть истории болезни и загадочные смерти Александра Великого, Вольфганга Амадея Моцарта, Букера Вашингтона и др.

Дарвин родился в 1809 году, скончался в 1882-м. На своём третьем десятке он объездил весь мир, каталогизируя и наблюдая дикую природу. Эти наблюдения легли в основу книги «О происхождении видов».

В течение всей жизни учёный страдал от целого букета недугов, главным из которых считался следующий: при обострении загадочного заболевания после каждого приёма пищи у Дарвина случался приступ рвоты желудочным соком.

Учёному поставили несколько диагнозов — от аппендицита и непереносимости лактозы до шизофрении, но ни один из них не был верным, по мнению современных медиков. Горькая ирония: отец и дед великого исследователя были врачами.

Гастроэнтеролог Сидней Коэн из Университета Томаса Джефферсона (США) на основании ряда документов, в том числе писем самого натуралиста, решил, что в начале жизни Дарвин страдал синдромом циклической рвоты. Его вес и питание оставались нормальными, и его редко рвало пищей — только желудочной кислотой и другими секретами. Затем во время пятилетнего турне вокруг света на судне «Бигль» Дарвин приобрёл болезнь Шагаса — паразитарный недуг, который может не проявляться в течение многих лет. Известно, что исследователя кто-то укусил в Аргентине. Именно эта болезнь привела в дальнейшем к сердечно-сосудистым проблемам, которые убивали Дарвина в последние годы и в итоге послужили причиной его смерти.

Кроме того, Дарвин наверняка страдал от пептической язвы, вызванной Helicobacter pylori — бактерией, часто сопутствующей болезни Шагаса.

Поразительно, что всё это почти никак не влияло на завидную трудоспособность учёного. А ещё немного обидно: описанные заболевания сегодня вполне излечимы. С другой стороны, у Дарвина на редкость успешная судьба. Он принадлежал известной семье Дарвин-Уэджвуд, получил признание при жизни и был богат.

Многие ученые, посвятившие свою жизнь науке, были верующими людьми и признавали существование Бога. Некоторые посещали церковь и поддерживали ее материально, до конца своей жизни.

Вот примеры:

Чарльз Дарвин

Автор теории естественного отбора, английский биолог (1809-1882). На протяжении всей своей жизни «Дарвин выражал свое отношение к религии весьма неопределенно, с многочисленными оговорками».

«В 1831 году Дарвин окончил теологический факультет Кембриджского университета, и считал истинным каждое слово Библии». Он верил в то, что «будут найдены старые письма и рукописи авторитетных римлян, с подтверждением всего изложенного в Евангелиях». Но так, как при жизни Дарвина таких открытий не произошло, он на 40-м году жизни стал терять веру. Подействовало также то, что он наблюдал несоответствие жизни священников их призванию. Вместо того, чтобы искать истинный путь, Дарвин допустил сомнение в свою душу. Однако, на склоне лет он все же признал Бога как Творца. «Заканчивая свою книгу «Происхождение видов», Дарвин писал: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну». Впоследствии он изменил смысл этого выражения, на прямой вопрос, считает ли он себя атеистом, он отвечал: «Нет, я скорее агностик (человек, который не берется ни доказывать, ни отрицать бытие Бога) и теист». Только перед смертью Дарвин полностью осознал свою ошибку и глубоко раскаивался. Жена Дарвина до конца жизни оставалась ортодоксальной англиканкой.

И.П. Павлов

Советский ученый, академик, создавший учение о высшей нервной системе и ее деятельности, оставался до конца своей жизни глубоко верующим в Бога человеком, посещал церковь и оказывал ей материальную поддержку. Один из учеников и последователей Павлова пишет: «Мне посчастливилось побывать у них (Павловых) несколько раз в гостях. Серафима Васильевна (жена Павлова) каждый раз встречала меня такими словами: «Господин коммунист, не пора ли вам подумать о спасении своей души?»

Больше того, я видел, как сына Павлова, Всеволода Ивановича, хоронили по церковному обряду. Я первый раз в жизни видел этот церковный обряд у русских, сравнивая с тем, как это бывает у армян, а Павлов стоял со свечкой в руке».

Несмотря на эти прямые доказательства материалисты атеисты пытаются причислить к классу атеистов как Павлова, так и Дарвина, хотя те прямо и недвусмысленно отвергали это.

А. Эйнштейн

Ученый физик и математик, автор Теории относительности времени и пространства. В статье «Несовместимы ли религия и наука?»… писал: «Можно с уверенностью сказать, что доктрина личного Бога, управляющего событиями природы, никогда не может быть опровергнута наукой».

Смарт

Английский астроном, в 1953 году писал: «Когда мы изучаем Вселенную и оцениваем ее огромность и закономерность, мне кажется, что это приводит нас к признанию Творческой Силы и Мировой Воли, что превышает все, что наш ограниченный разум может постичь».

Милн

Английский астрофизик, свою книгу о строении Вселенной, начинает словами Библии: «Вначале Бог сотворил небо и землю».

Александер

Американский ученый, писал в свое время: «Наука не может проникнуть через таинственный покров пространственного бытия… Вера одна проникает туда и находит за ним трон Божества, Которое творит… бытие…»

Б. Варуламский

Естествоиспытатель, говорит: «Только поверхностное знание природы может отводить нас от Бога, более же глубокое и основательное, напротив, возвращает к Нему».

Ф. Вольтер

Ярый противник религии и в частности христианства.

Он посвятил свою жизнь борьбе против религии, однако, когда это было связано с личной выгодой, Вольтер доказывал, что Бог есть. «Когда, однажды, его гости стали защищать атеизм, он поспешно удалил присутствующую при этом прислугу и сказал: «Теперь, господа, вы можете продолжить ваши речи против Бога. Я не желаю, чтобы мои слуги зарезали и обокрали меня нынешней же ночью, поэтому я предпочитаю, чтобы они вас не слушали». А об известном французском мыслителе Пьере Бейле, который считался апостолом атеизма, Вольтер отозвался так: «Если бы ему пришлось управлять пятью или шестью стами крестьян, он не преминул бы провозгласить перед ними существование Бога, Который награждает и наказывает».

Кепплер

Астроном, говорит: «В творении я ощущаю Бога как бы руками». Свое важнейшее произведение о гармонии мира, он заключает такими прекрасными словами: «Благодарю Тебя, Творец и Владыка, что Ты сподобил меня радости восхищаться делами рук Твоих…»

Геер

Ботаник, восклицает: «Кто поверхностно рассматривает природу, тот легко теряется в безграничном «Все», но кто глубже внимает ее чудесам, тот постоянно приводится к Богу, Владыке мира».

Карл Маркс

В 1835 году писал: «Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку Божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя…

…Божество никогда не оставляет совершенно смертного без руководителя. Голос этот (сердца) говорит тихо, но уверенно. Но это легко заглушаемый голос…

Мы должны поэтому серьезно взвесить, действительно ли нас воодушевляет избранная профессия, одобряет ли ее наш внутренний голос, не было ли наше воодушевление заблуждением, не было ли то, что мы считали призывом Божества — самообманом».

Фридрих Энгельс

В 1842 году писал в статье «Шелинг — философ во Христе»:

Все враги Бога ныне соединяются и нападают на верующих со всевозможным оружием, равнодушные, которые предаются светским удовольствиям, и для которых слишком скучно было слушать о Христе, объединяются теперь, терзаемые совестью, с атеистическими мирскими мудрецами и хотят, посредством их учения заглушить угрызения совести. С другой стороны, эти последние открыто отрицают все то, чего нельзя видеть глазами, Бога и всякое «загробное» существование, и тогда само собой разумеется, что они всего выше ставят этот мир с его плотскими наслаждениями, с обжорством, пьянством и развратом. Это худшие язычники, которые ожесточились и сами довели себя до упорного отрицания Евангелия… Это… открытая явная вражда… противников Христа. Но те, у кого есть глаза для того, чтобы видеть, пусть видят и не ослепляются потому, что теперь не время для сна и оговорок, когда знамения времени свидетельствуют так ясно, когда следует обращать на них внимание и вникать в смысл пророчеств, которые не напрасно даны нам… С обдуманным богохульством… они… проповедуют свои сатанинские учения… увлекая за собой бедную молодежь, чтобы ввергнуть ее в глубочайшую бездну ада и смерти. Искушение неслыханным образом усилилось и невозможно, чтобы Господь допускал это без особого намерения… Мы должны раскрыть глаза и смотреть вокруг: Время грозное и следует бодрствовать и молиться, чтобы мы не впали в искушение, и чтобы Господь, Который придет, как тать в ночи, не застал нас спящими…»

В.И. Ленин

Писал: «Если природа есть творение, то само собой понятно, что она может быть сотворенной только от того, что больше, что могущественнее природы. От чего-то такого, что уже существует, так как для того, чтобы сотворить природу, надо чему-то существовать уже независимо от природы. Значит существует что-то помимо природы и притом такое, что творит природу. На русском языке это называется Бог».

Видим, что даже «глубоко неверующие» не осмеливались до конца отрицать существование Бога, а иногда даже открыто признавали Его. Нам говорят, что это делалось из-за того, что они жили в такое время и в таких условиях, и что они вынуждены были делать вид, что верят в Бога. Однако факты говорят не в пользу этого. Почему же многие их сверстники и соотечественники не придерживались, а всецело отрицали Бога: Мы имеем многие примеры таковых: Гольбах, Гоббс, Бейле, Вольней, Бебель и многие другие.

Почему многие советские ученые верили и верят в Бога?

Не потому ли, что они убедились, что Бог есть?!.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *