Чувства человека

Чувства человека

Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Наши ощущения суть образы внешнего мира. Являясь простейшей первоначальной формой отражения материального мира в нашем сознании, ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании человека: для восприятия (см.), представления (см.), для различных форм мысли ( понятие см., суждение — см., умозаключение — см.).
Поэтому ощущения являются источником всех знаний об окружающей нас материальной действительности. «Иначе, как через ощущения, мы пи- о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем». Материальные предметы и явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают возбуждение нервной ткани, когда же это возбуждение передаётся в кору больших полушарий головного мозга по центростремительным нервам, возникает ощущение. Весь этот анатомо-физиологический аппарат, необходимый для возникновения ощущения, И. П. Павлов (см.) назвал анализатором. Отсюда следует, что процесс возникновения ощущения представляет собой не что иное, как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, и что этот процесс неразрывно связан с центральной нервной системой.
Ощущения у животных организмов появились лишь на известной ступени их развития. Чем более высокую организацию имеет животное, чем сложнее его нервная система и его поведение, тем более многообразны и совершенны его ощущения. Развитие ощущений у человека обусловлено его практикой, усложнением его трудовой, общественно-производственной деятельности.
Ощущения человека неразрывно связаны с мышлением (см.), как с формой обобщённого и опосредствованного познания действительности, и потому они всегда носят осознанный характер. Все ощущения можно подразделить на две группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений материального мира. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные. Органы этих ощущений расположены на поверхности нашего тела или близко от неё.
2. Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. К ним относятся: двигательные ощущения, ощущения равновесия и органические ощущения. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов. Махисты, позитивисты и прочие субъективные идеалисты утверждают, что ощущение отгораживает познающий субъект от окружающего его мира. Они заявляют, что ощущения человека не являются отражением свойств предметов и явлений материальной действительности и являются лишь знаками, иероглифами, не имеющими сходства со свойствами предметов и явлений.
Согласно такой ненаучной точке зрения человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и познать свойства вещей и явлений, которые существуют вне и независимо от него. В. И. Ленин в произведении » Материализм и эмпириокритицизм» (см.) разоблачил софизмы и выверты субъективных идеалистов по всей линии гносеологических вопросов, в том числе и по вопросу об ощущениях. «Софизм идеалистической философии,— писал Ленин,— состоит в том, что ощущение принимается не за связь сознания с внешним миром, а за перегородку, стену, отделяющую сознание от внешнего мира,— не за образ соответствующего ощущению внешнего явления, а за «единственно сущее».

В. И. Ленин показал, что практика человека, являющаяся критерием истины наших знаний, опровергает все измышления субъективных идеалистов по вопросу об ощущениях.

ЧУВСТВА

высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Ч. обозначают разнообразные психические феномены. В повседневной жизни к Ч. относят ощущения голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства и т.д. Ч. охватывают широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т.д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важное условие развития человека как личности, гл. цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных условий.

Обычно Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в них связей под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий. Воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. Из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече и т.п. В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Чувства делают жизнь человека яркой и насыщенной. Роль эмоций трудно переоценить – они настолько важны и значимы для каждого из нас. Чувства помогают понять личности, в правильном ли направлении она движется, не забыла ли чего-то очень важного и ценного. Значимость каждого чувства в отдельности не требует доказательств. Существует несколько видов чувств. Отдельные виды связаны между собой, и в одну группу входят такие чувства, которые отвечают за какой-то один признак. Сами чувства можно объединить по нескольким значимым характеристикам.

Виды чувств человека в психологии

Высшие чувства

К ним относят любовь, благодарность. Они свойственны только человеку. Когда мы проявляем эти высшие чувства по отношению к окружающим, то ощущаем себя самодостаточными и счастливыми.

Чем больше человек способен отдавать, тем больше ему приходит взамен. Тот, кто проявляет высшие эмоции, никогда не остается обманутым и одиноким. Высшие чувства способны согреть при любых невзгодах. Любовь и благодарность выступают здесь главными составляющими счастья и благополучия. Все виды чувств, так или иначе, направлены на то, чтобы выразить свое истинное отношение к миру. Высшие чувства тем и отличаются от прочих, что заставляют сохранять свое человеческое достоинство и не терять нравственности.

Эстетические чувства

К ним относят восхищение, удивление, влюбленность, вдохновение. Данный вид чувств характеризуется повышенной чувствительностью к проявлениям своего мнения, выражением эстетического удовольствия. Так, например, восхищение и вдохновение помогают осваивать и изучать что-то новое. Влюбленность окрыляет человека, заставляет его испытывать ощущение полета, открывать в себе новые грани и перспективы. Эстетическая направленность сама по себе помогает человеку расти духовно, совершенствовать свои знания в какой-либо области.

Нравственные чувства

К ним относят чувство долга, ответственности. Нравственность – черта характера личности, которая формируется постепенно. Невозможно представить себе, чтобы люди могли отказаться от таких важных и значимых ценностей. Однако на сегодняшний день много людей о них забыло. Ответственность обязательно должна присутствовать во всем, что касается жизни, деятельности, семьи, общества в целом. Долг – это то, без чего невозможно воспитать нравственную личность, жителя своего города, страны, планеты. Нравственность заключается в том, что люди прилагают определенные усилия для взращивания и воспитания в себе этих значимых составляющих.

Низшие чувства

К ним можно отнести следующие: ненависть, страх, ревность, разочарование, вина. Все они угнетают эмоциональное состояние человека, действуют на него удручающим образом. Личность, которой приходится много страдать, постепенно утрачивает веру в себя и собственные перспективы. У нее не остается ресурсов для достижения желаемого. Агрессия, бесконечные обвинения, плохое настроение, стрессы и депрессия – вот основные способы выражения низших чувств. Они не ведут к развитию, а только мешают сосредоточиться на важной задаче.

Таким образом, все виды чувств так или иначе касаются мироощущения и главной ценности человека – самой жизни. Каждый человек выстраивает свой внутренний мир самостоятельно.

ДУХОВНЫЕ ЧУВСТВА

II. СОСТОЯНИЕ ЧУВСТВЕННЫХ СИЛ ДУШИ

Душе свойственно проявлять себя через чувства, эмоции. Человек переживает свое отношение к окружающему миру и к самому себе чувствами. Чувства здоровы, когда вкушают истинные блага, тогда душа блаженствует, и она настраивает все свои силы на правильное функционирование. С помощью чувств душа создает настроение. Чувства выходят из сердца, удовлетворение сердечных вкусов дает сладкий покой.

После грехопадения в сердце вошел грех и извратил чувства. Сердце лишилось покоя и блаженства, восчувствовав терзания и муки. Чувственные силы дают неверные состояния души, вкусы извращаются, другие силы души направляются не в должную сторону.

Они принадлежат духу и рождаются от созерцания предметов и явлений мира духовного. Созерцая Бога, являются духовные чувства. Нет созерцания, нет духовных чувств. Закрылись духовные очи – нет и духовных чувств. Ощутить присутствие Бога можно разумом и сердцем (чувством).

Духовное чувство проявляет себя в любовном ощущении всего прекрасного в духовном мире и главное к Богу.

Адам, согрешив, умер душой, «закрылось» духовное зрение.

Утрата благодати приводит сердце человека в состояние окамененного нечувствия. Духовные предметы перестают существовать – нет в сердце духовных чувств. Бог становится как бы несуществующим, непонятным и неприятным. Все силы сердца направлены к одному вещественному, суетному и греховному, этим и услаждается человек. Потеря духовного чувства дает холодную, сухую молитву, нет желания душеполезного чтения, нет памяти смертной, есть ложное ощущение, что земная жизнь бесконечна.

Извратилось отношение к людям, другой стал чужаком, к нему равнодушие и холод, сочувствие лишь к одному себе, себя только любить и делать себе приятное. Извратив свои чувства, человек стал бесконечно чувствовать и стремиться к тому, что губит его, т.е. желая себе добра, делает себе зло. Почему? Нет истинного критерия, по которому можно оценить разные пожелания. Грех, зло извратили разум, падшая воля идет на поводу плоти, появилась жажда чувственных наслаждений.

(это эмоциональные переживания)

Достигаем поставленный целей – положительных эмоций, не достигаем – отрицательные эмоции. Повторяющиеся и устойчивые эмоции порождают чувства, связанные с предметом деятельности.

До грехопадения душевные чувства тесно связаны с духовными чувствами, благодаря чему появилась способность без помощи рассудка узнавать истинную сущность вещей.

После грехопадения чувство истины утеряно, появилось сочувствие лжи и рабство греху. Стремление к знанию истины заменяется любопытством. Правильное предугадывание и предчувствие событий есть в здоровом человеке, а в падшем – бесполезные переживания. В здоровом человеке чувство выражается как жертвенная любовь и сочувствие к другому. В падшем состоянии как эгоизм, стремление к наслаждению и материальному для себя. Что ему не принадлежит, то мешает ему – ненависть или равнодушие, или же порочная любовь (лицо влечения употребить в орудие своего удовольствия).


Любовь состоит не в приятных ощущениях, а в искреннем расположении души к другому, желание блага не себе, а другому.

Чувства эстетического характера – любовь по отношению к искусству, красоте тварного мира дает сердцу покой. Эстетическое чувство может помочь увидеть и ощутить духовную реальность в земных реалиях, понять идею Бога через внешнее восприятие предмета. С грехопадением, сердце не воспринимает духовную, внутреннюю красоту и устремилось к изображениям страстным и сладострастным, возбуждающим движение крови – чувства разгоряченные, которыми приводятся душевные страсти.

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix — энергия, затраченная на представле­ние понятий, идей, образов, символов) — первоначально понятие ка­тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут­реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге­дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис — соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos — деятель­ный) — чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо­вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти — абсолютно доминирующие чувства, которые захва­тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен­ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее­ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со­ответствующим объектом.

ЧУВСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Как мы уже отметили, человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем испытывает по отношению к ним те или иные чувства. Источником такого внутреннего личного отношения являются деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, закрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Чувства всегда тесно связаны с эмоциями человека. Не случайно в литературе можно встретить рассмотрение чувства как вида эмоций, а также эмоции как результат переживания того или иного чувства.

С одной стороны переживание чувства выступает как особое, испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят как особом эмоциональном состоянии человека.

Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценить жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс, своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это значит эмоционально пережить что-то.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства всегда носят отчетливо выраженный предметный характер. Это всегда чувство к чему-то. Но предмет чувств может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Как утверждает В.К. Вилюнас, это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные или отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания в семье, школе и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.

Чаще всего при попытке классификации чувств можно встретить выделение такого понятия как «высшие чувства», поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Высшие чувства — это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены моральные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психические и физиологические состояния человека отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»). Эстетическое наслаждение приносит эмоциональное потрясение и эмоциональное прозрение. На этом основана эстетопсихотерапия.

Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключаются в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н.В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними. Эстетические чувства часто влияют на воспитание и формирование нравственных чувств и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности, является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. А. Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».

Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую способность некоторых ученых.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» — деяние, деятельность) – это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *