Что значит не прелюбодействуй

Что значит не прелюбодействуй

Прелюбодеяние в Библии имеет два значения — физическое и духовное. Седьмая заповедь Закона Божьего относится к физической части. Она охватывает весь спектр грехов, относящихся к области меж половых взаимоотношений, начиная от уклонения от чистоты в мыслях и заканчивая супружеской изменой.

Христос учил: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:27,28). Это высказывание определяет нижнюю границу действия заповеди — мысли, мотивы, побуждения…

К этому тексту можно прибавить следующие слова: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8) — это общий принцип.

Седьмая заповедь называет грехом и осуждает всякое действие, наносящее вред меж половым отношениям.

А сюда относятся:

— всякие мысли, слова, действия, совершенные в одиночестве, но влияющие на меж половые взаимоотношения. Здесь требуется пояснить, что многие эротические мечтания и действия, хотя не наносят конкретного вреда другой личности, но оставляют неизгладимый след в самом человеке, что потом сказывается на меж оловом отношении этого человека с другим;

— всякие половые отношения с лицом противоположного пола, совершенные до брака, даже по взаимному согласию. Несмотря на взаимное согласие, подобные взаимоотношения подвергают обоих партнеров серьезному риску и лишают их важных благословений. Риск заключается хотя бы в том, что вне брака взаимоотношения не гарантированы ничем, а следовательно нет ни моральной, ни материальной защищенности, нет семьи, нет того полного единения, которое должно бы венчать физическое единство тел. Благословения, которые должны сопровождать полноценный брак, также являются реальными — сознание того, что супруги всецело и без остатка принадлежат друг другу, не может быть заменено ни чем иным. И если это утеряно, то так же с ним безвозвратно утеряна и огромная доля счастья. Потому, любые физические меж половые взаимоотношения до брака являются грехом, потому что обкрадывают обоих партнеров в важных жизненных ценностях;

— всякие гомосексуальные действия также подпадают под эту заповедь, так как они помимо нарушения природы человека, состоящего по замыслу Творца из единения двух полов (Быт 1:27), также наносят непоправимый физический, моральный и эмоциональный вред как себе, так и партнеру;

— всякие супружеские измены любой степени и любого рода, от мечтаний и легкого флирта до полной измены и развода. Эти действия наносят вред не только супругам, но также их детям, родителям и близким родственникам;

— разного рода излишества, извращения, угнетения, неуважения партнера, эгоизм в половых взаимоотношениях даже между супругами также является нарушением этой заповеди. Некто назвал брак «законным изнасилованием». К сожалению, это часто имеет место во внешне благополучных семьях. Однако, это также есть нарушение седьмой заповеди.

Как видите, Закон Божий всеобъемлющ, и всего два слова могут значить так много!

Как можно исполнить эту заповедь? Только имея любовь Божью в сердце, и руководствуясь Божьими принципами. Христос говорил: «без Меня не можете делать ничего». И это включает в себя также и исполнение седьмой заповеди.

Господь да благословит Вас быть безукоризненными и чистыми во всем: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13:4).

Продолжая сравнивать ветхозаветный кодекс морали с новозаветными заповедями, Иисус Христос сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:27–28). Для того, чтобы правильно понимать эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев седьмая из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14). Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае. Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь. «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.» (Лев.20:10).

Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. С появлением римских чиновников и войск в Палестине, начали активно распространяться языческие обычаи и нравы, развлечения и забавы, пронизанные всеми видами невоздержанности и разнузданности. Римские чиновники уже с утра прогуливались по улицам Иерусалима и других городов Палестины со своими разнаряженными любовницами и открыто предавались различного рода развлечениям. Все это осуждающе воспринимали и с отвращением на это смотрели старейшины израильского народа. Поэтому евреи и надеялись услышать от Иисуса Христа во время Нагорной проповеди осуждение языческих нравов римлян. Но к их удивлению слова Иисуса Христа были направлены на разоблачение зла в их собственном сердце и мыслях.

По представлениям евреев прелюбодеянием считалось совершение сексуальной связи одного из супругов с другими женатыми людьми, хотя еврейскому мужчине разрешалось иметь наложниц.

Однако Иисус Христос дополняет эту заповедь, уточняя «что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем». Перед этим Иисус Христос сказал евреям о том, что «блаженны чистые сердцем» (Матф.5:8). Таким образом, по учению Христову, чистоту сердца нельзя осквернять даже мыслями о прелюбодеянии. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии.

Святой Иоанн Златоуст в связи с этим спрашивает: «Почему Иисус Христос в словах Своих не касается женщины? Он знает, что муж и жена суть единое существо, почему нигде и не различает пола» (Беседы на Матфея 17). О том, какой же взгляд на женщину запрещен новозаветной заповедью, Святой Иоанн Златоуст дает следующее пояснение. Он говорит о том, что под запретом вожделенного взгляда на женщину, запрещено не просто плотское желание (потому, что такое желание может возникнуть без вида женщин), а запрещается лишь то желание, которое возникает как последствие, вызванное любострастным взглядом на женщину. Это разъяснение можно дополнить мыслью о том, что любострастное желание может возникнуть как под воздействием взгляда на обольстительную женщину, так и без созерцания женщины телесными глазами. Подтверждением этой мысли является тот факт, что перед своим мысленным взором человек может вызвать образ привлекательной женщины и созерцая его, испытывать плотские желания, а при встрече с женщиной не смотреть в её сторону и не обращать на женщин внимание, чтобы избежать взгляда с вожделением на женщину. Конечно такой поступок будет формальным исполнением заповеди Христовой.

На вопрос о том, любой ли взгляд на женщину осуждает данная заповедь, Святой Антоний Великий ответил так: «Любодействует с женою в сердце, кто согласен на дело, но препятствуют ему в том или место или время или страх гражданских законов». Осуждая плотское желание и вожделенный взгляд, направленный на женщину, Иисус Христос не нарушил седьмую ветхозаветную заповедь о прелюбодеянии, а дополнил её также, как и дополнил ветхозаветную заповедь «не убий» тем, что воспретил даже проявление гнева. Осуждая вожделенный взгляд, обращенный к женщине, Иисус Христос осуждает, прежде всего, плотские помыслы и чувства, бушующие в человеческом сердце. Эта мысль подтверждается тем, что перед этой заповедью Иисус Христос провозгласил о том, что «блаженные чистые сердцем». В Библии Господь, обращаясь к пророку Самуилу, говорил: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» (1Цар.16,7).

Таким образом, призывая к чистоте сердца, Иисус Христос, прежде всего, призывает к чистоте мыслей и чувств, от которых зависят поступки людей. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч.4:23). А помыслы человека, по учению Иисуса Христа, должны быть чисты и свободны от плотских страстей и животных вожделений. Ведь сердце человека это вместилище переживаний и чувств, и в противоположность уму, вместилищу мыслей, символизирует собой чувственную сферу человеческого бытия. Поэтому из сердца и нужно изгнать греховные чувства, чтобы душа человека была чиста и не находилась в оковах зла.

Ситуация, при которой человек с вожделением смотрит на женщину, как раз и выявляет зло в виде похоти, которое задолго до встречи с соблазнительной женщиной таилось в тайниках сердца такого человека. А при встрече с женщиной это зло и проявилось в виде взгляда, полного вожделения. Осуждая такой взгляд, Иисус Христос осуждает также и склонность людей к безнравственным зрелищам, к «похоти очей», которые разжигают в человеке греховные мысли и толкают людей на безнравственные поступки. И не важно, как человек смотрит на женщину, физическим взором или мысленным взглядом, он не должен смотреть с вожделением. А для того, чтобы на самую соблазнительную женщину смотреть спокойно и без вожделения, человек должен уметь управлять своими эмоциями, сдерживать и контролировать свои чувства.

Как видим, в этих кратких словах Иисуса Христа содержится целая этическая программа по духовному развитию человека. Так как из этих мудрых слов Иисуса Христа следует, что человек, задолго до встречи с соблазнительной женщиной, должен развивать и совершенствовать свою духовно-нравственную сферу, изгнать из своей души греховные, в том числе и похотливые мысли и чувства. И тогда такой человек, оказавшись в ситуации искушения, встретив соблазнительную женщину, не допустит по отношению к ней вожделенного взгляда и даст отпор злу тем, что проявит свою освобожденность от греха, плотских мыслей и похотливых переживаний, и продемонстрирует чистоту сердца своего. Именно об избавлении человека от похоти, как одного из видов греха, и говорит Иисус Христос, призывая людей не смотреть на женщину с вожделением, противоставляя низменным чувствам и развращенности, чистоту сердца и души и морально-нравственное самосовершенствование.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *