Что такое требник?

Что такое требник?

Значение слова Требник по словарю Брокгауза и Ефрона:

Требник — богослужебная книга, употребляемая в частных или особенных случаях. Т. содержит в себе священнодействия и молитвословия, совершаемые по нужде одного или нескольких христиан в особых условиях места и времени. Эти священнодействия и молитвословия обозначаются общим именем треб, откуда и самая книга получила свое название. Наименование треб принадлежит по преимуществу таинствам. Т. разделяется на две части, из которых первая излагает последованиесовершения таинств, за исключением евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит вообще молитвословия на всякую требу. Т., по количеству излагаемых в нем молитвословий, разделяется на большой,малый и дополнительный. Малый Т. есть сокращение большого и заключает требы, которые совершает приходский священник для прихожан. Кроме основного содержания, Т. имеет приложения: законоправильник или номоканон (и в большом, и в малом Т., только в разном числе статей), индиктион и зрячую пасхалию (только в малом Т.). Все обряды,указанные в нашем Т., без сомнения, запечатлены характером глубокойдревности. С течением времени Т. увеличивался в своем составе. В церкви греческой он, в соединении со Служебником, составлял одну книгу под именем евхологиона или молитвослова. С какого именно греческого издания сделан был первоначальный перевод нашего Т. — неизвестно. Первоначальный Т., перешедший к нам от болгар и переведенный Кириллом и Мефодием, был в употреблении только до времени вел. князя Иоанна Даниловича Калиты.

При этом князе грек Феогност, поставленный в митрополита всероссийского, повелел сделатьновый перевод Т. с греческого яз. на славянский и сам исправил этот перевод (1328). Его Т. вошел во всеобщее употребление в русской церкви. При патриархе Иосифе, около половины XVII в., был напечатан большой Т.. при патриархе Никоне, в 1655 г., он был исправлен вместе с другими богослужебными книгами. ПатриархИоасаф, в 1662 г., сократил его, поместив в нем нужнейшие для священника последования, молитвы и правила. Этот сокращенный Т. и употребляется в настоящеевремя в русской церкви. Дополнительный Т. содержит в себе чины освящения храмов и вещей, принадлежащих храму, но освящаемых иногда не при самом освящении храма, а перед их употреблением в освященном храме (напр., освящение креста на храме, священных сосудов и священных одежд, икон, иконостасов, колокола, артоса и проч.). В этом же Т. содержатся молитвы на освящение предметов и вещей, употребляемых христианами и вне храма, в домашнем быту (таковы молитвы на освящение кладезя, пчел, благовонного зелья и всякой вещи). Дополнительный Т. в первый раз издан в Киево-Печерской лавре в 1863 г. Т. малый и дополнительный издаются иногда совместно в одной книге, под названием Т. Малый, в двух частях. В этот Т. входят и некоторые молитвы из большого Т., именно: на всякую немощь, чин, бываемый на разлучение души от тела, и молитва во еже устроитикорабль. См. П. Лебедев, «Наука о богослуженииправославной церкви» (ч. I, М., 1890, стр. 157—159). Епиф. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (ч. I, Курск, 1895, стр. 279—284).

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).

Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины.

При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс. 90:10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).
Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12:23) и… древо жизни вечной.

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Азбука веры

К оглавлению Библиотеки / Полнотекстовый поиск

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Требник

Требник (лат. rituale) богослужебная книга, содержащая чинопоследования таинств и сакраменталий.
В греч. визант. традиции последования евхарист. богослужений первоначально были объединены с последованиями др. таинств и священнодейственных обрядов, а также молитв на различные случаи в одну книгу — Евхологий (греч. Εύχολόγιον — Молитвослов); лишь позже первые выделились в самостоятельную книгу — Ιερατικόν (слав, соответствие — Служебник), а остальные — в Άγιασματάριον (Т.). Слав, переводы евхологиев стали появляться, по-видимому, уже со времени просвещения в IX в. слав, народов Кириллом и Мефодием, а также их учениками. Самый ранний из сохранившихся (XI в.) представляет собой выборочный перевод молитв и служб на разные случаи, а также Заповедей св. Отцов (с латыни). В 1328 грек Феогност подготовил новый перевод, ставший общеупотребительным в Рус. Церкви. Вошедший в обиход на Руси термин «Т.», или «потребник» (последний закрепился у старообрядцев), происходит от слова «треба» — в древнерусском языке «жертва, молитва, священный обряд» (распространенное толкование значения этого слова как богослужения, совершаемого по просьбе верующих, — гораздо более позднее, свидетельствующее об утрате понимания первоначального смысла; к тому же в состав Т. входит немало чинопоследований, которые не могут быть заказными, поскольку их совершение диктуется литург. календарем). Старейшие рус. Т., составлявшиеся в монастырях, иногда назывались постригальниками, поскольку в них входили также чины монаш.

пострижений и др. обряды и молитвы, касающиеся монашествующих.
В 1646 Киевский митр. Пётр Могила составил Т. на основе греч. и слав, рукописей, включив в него отд. молитвы и чинопоследования из Римского требника 1614. Впоследствии некоторые части этого Т. были внесены в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве.
Осн. видом Т. на Руси стал к XVII в. Большой требник в 2 т., 2-й из которых содержал в осн. календарные обществ. богослужения, в т.ч. совершаемые архиереями. В 1662 по постановлению патр. Иоасафа II на его основе был составлен Малый требник, обязательный для всех священников. В него вошли самые необходимые в церк. обиходе чинопоследования, а также извлеченные из Номоканона правила, относящиеся к священникам и мирянам, и «зрячая» (наглядная) пасхалия. В таком виде Т. был впервые напечатан в 1687. В 1980-84 Моск. патриархия издала Т. в 3 частях, в нем состав Малого требника был дополнен рядом текстов из др. видов Т. и иных богослужебных книг.
В рим. литург. традиции самые ранние собрания чинопоследований таинств и сакраменталий содержатся в понтификалах. В позднее Средневековье подобные последования стали сводиться также в книги, предназначавшиеся для священников. Состав таких книг варьировался, как и их названия: Manuale, Agenda, Liber agendarum, Sacramentale, Rituale. Со временем последний термин вытеснил остальные. В 1614 состав Т. римского обряда был унифицирован Папой Павлом V и получил название Rituale Romanum (Римский требник). Впоследствии он неоднократно переиздавался (последнее офиц. издание — 1953); некоторые из Римских пап подвергали его незначительной ревизии.
В ходе литургической реформы, начатой II Ватиканским собором, постепенно подготавливалась новая редакция Римского требника. Начиная с 1968 пересмотренные чинопоследования таинств и сакраменталий стали публиковаться в виде отд. книг: Ordo initiationis Christianae adultorum (Чин христианского посвящения взрослых), Ordo baptismi parvulorum (Чин крещения детей), Ordo poenitentiae (Чин покаяния), Ordo celebrandi matrimonium (Чин венчания), Ordo unctionis infirmorum eorumque pastoralis curae (Чин елеопомазания больных и пастырского о них попечения), Ordo consecrationis virginum (Чин посвящения дев), De benedictionibus (О благословениях), Ordo exsequiarum (Чин погребения) и др.
Первый Т. рим. обряда на рус. языке, включающий чинопоследования всех таинств (в т.ч. чин мессы) и осн. сакраменталий, а также тексты для некоторых паралитург. обрядов, опубликован в Москве Издательством францисканцев в 2004.
П. Сахаров, Ф. Капица
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 1433-1434.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • ТРЕБНИК

    Церковно-славянский требник издания 1882 года, Москва, Синодальная типография.
    Требник в формате JPG.

    Титульный лист
    Предисловие
    Оглавление
    Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча
    Молитва во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего
    Молитвы жене родильнице по четыредесятих днех
    Молитва жене, егда извержет младенца
    Молитва во еже сотворити оглашеннаго
    Последование святяго крещения
    Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго
    Предисловие и сказание, о еже како подобает быти духовнику, и сказовати невозбранно приходящим к нему
    Последование о исповедании
    Последование бываемое о обручении
    Последование венчания
    Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в Церкви, или в дому
    Чин егда случится вскоре вельми больному дати причастие
    Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякаго правовернаго
    Последование мертвенное мирских тел
    Указ о провождении усопших на Святую Пасху, и во Светлую неделю бываемый
    Последование мертвенное над скончавшимся священником
    Чин погребения младенческаго
    Последование малаго освящения воды
    Последование великаго освящения святых Богоявлений
    Молитва на Рождество Христово, сыном духовным
    Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы
    Молитва во еже благословити брашна мяса, во святую и великую неделю Пасхи
    Молитва во еже благословити сыр и яйца
    Молитва в причащении гроздия в шестый день Августа
    Молитва о приносящих начатки овощей
    Молитва на основание дому
    Молитва егда кто имать внити в дом нов
    Молитва о копании кладязя
    Молитва над кладязем новым
    Чин бываемый, аще случится чесому скверному якоулюбо впасти в кладязь водный
    Молитва хотящему отити в путь
    Молитва запрещальная святаго Василия над страждущим от демонов
    Чин бываемый, аще случится чесому скверному или нечистому ново впасти в сосуд вина, или елеа, или меда, или иного чесого
    Молитва о скверноядших
    Молитва над сосудом оскверншимся
    Молитва над пшеницею оскверншеюся или мукою, или видом некиим
    Молитва над солию
    Молитва над гумном
    Из Номоканона нужнейших правил изъявление
    Соборник двунадесяти месяцей
    Месяц Септемврий
    Месяц Октоврий
    Месяц Ноемврий
    Месяц Декемврий
    Месяц Ианнуарий
    Месяц Февруарий
    Месяц Март
    Месяц Априллий
    Месяц Маий
    Месяц Иуний
    Месяц Иулий
    Месяц Август
    Ключь вкратце с 7296 лета, от сотворения мира, обращения индиктиона пяти сот тридесяти двою лет, четвертаго надесять
    Пасхалия азбучная, зрячая и неисходная до конца века
    Архив 1 часть
    Архив 2 часть
    Архив 3 часть
    Архив 4 часть
    Архив 5 часть
    Архив 6 часть
    Архив 7 часть
    Архив 8 часть
    Архив 9 часть
    Архив 10 часть
    Архив 11 часть
    Архив 12 часть

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *