Что такое система осмогласия

Что такое система осмогласия

Осмогласие (греч. οκτωηχος, букв. — восьмигласие) — система музыкальной организации богослужебных песнопений по восьми гласам — различным ладово-мелодическим комплексам или наборам напевов (музыкальное понимание термина «глас» весьма различно в разных культурах и в разные исторические периоды).

Есть основания полагать, что система гласов (сперва четырех, позднее восьми) начала формироваться в Византии в IV веке, оказав влияние на зарождение на Западе сначала амвросианского пения, а позднее — григорианского (по имени свт. Григория Двоеслова, принесшего эту византийскую традицию в Рим).

Свое окончательное оформление система осмогласия получила трудами преп. Иоанна Дамаскина.

Осмогласие представляет собой совокупность определенным образом соотнесённых друг с другом богослужебных текстов и напевов. Почти все (за редким исключением) богослужебные песнопения имеют указание на глас, которым они должны петься.

В рамках каждого гласа также существует определенная иерархия: указание на глас может быть простым, а может содержать ссылку на конкретный образец — «подобен» например, указание «подобен Доме Евфрафов» требует распеть данный текст по образцу одной из стихир предпразднства Рождества Христова «Доме Евфрафов», которая в свою очередь является «самоподобном», т.е. образцом); есть также немногочисленные «самогласны» — песнопения, распеваемые особым образом, не имеющим аналогов.

Системе осмогласия строго подчинен один из богослужебных кругов — восьминедельный, тексты которого собраны в книге «Октоих» («Осмогласник»); он начинается с Фоминой недели после Пасхи, после чего каждая седмица имеет свой глас, и круг повторяется несколько раз до следующего Великого поста.

На Светлой седмице осмогласие представлено в уникальном «концентрированном» виде — каждый ее день из Октоиха берется воскресная служба очередного гласа (таким образом, с богослужебной точки зрения в пасхальной седмице нет понедельника, вторника и т.д., а есть только одни воскресенья!)

Все другие песнопения (Минеи, Триоди и проч.) также относятся к тому или иному гласу, но уже исходя из иной логики, связанной со смыслом и характером текста (так, 1-й глас, которым поются каноны самых главных праздников — пасхальный и рождественский — очевидно, является самым радостным и торжественным, и т.п. Однако, всё это было основано на ладово-мелодических особенностях византийской церковной музыки, где и возникло осмогласие, а в иных певческих традициях ясно проследить такие музыкально-смысловые соответствия уже может быть затруднительно или невозможно).

Если в византийском церковном пении понятие «гласа» было преимущественно ладовым (как и в григорианском), то в древнерусском певческом искусстве глас означал в большей степени набор характерных мелодических формул («попевок»). Системе осмогласия в этом смысле были подчинены распевы знаменный, путевой, «греческий», «болгарский», киевский и некоторые местные.

Развитие собственно мелодической стороны песнопений постепенно привело к изменению принципов системы осмогласия. Этот процесс затронул и знаменный распев, имеющий наиболее древние традиции. Так, значительное число попевок встречается в песнопениях нескольких гласов, в связи с чем некоторые гласы отчасти утратили ладово-мелодическую характерность (напр., второй, шестой и восьмой гласы). Ряд распевов перестал подчиняться системе осмогласия (демественный распев); в авторских композициях («разводах») конца XVI-XVII вв. указание на глас становилось почти условностью.

В современной русской богослужебной практике под «гласом» понимается определенный набор напевов или мелодических шаблонов, которые (в рамках одного и того же гласа) могут происходить из разных источников и не иметь какого-либо музыкального родства (например, в московской традиции стихиры 3-го гласа распеваются упрощенным киевским распевом, тропари — «греческим», а подобны — «Оптиной пустыни», и все они по характеру и мелодике совершенно не похожи друг на друга).

См. также церковное пение.

Православные ноты

Последнее обновление страницы: 21.12.2012 18:41:08

На этой странице собраны ноты, которые в разное время были набраны для клиросных нужд и могут оказаться полезными для регентов и певчих. Как правило, подтекстовки к нотам сделаны на церковно-славянском языке шрифтами семейства Orthodox; для изображения номеров тактов и прочей вспомогательной информации используется шрифт AcademyC (в формате Type 1), который можно загрузить отсюда.

Осмогласие

Стихирные гласы:

Воскресные ирмосы:

Страстная седмица

Прокимен в Великий Пяток и Великую Субботу «Разделиша ризы Моя себе:» архиеп. Никанора:

Опевы Страстных Евангелийв формате PDF (19 кб) — обыкновенные.

Припевы на паремиях в Великую Субботув формате PDF (31 кб) — обыкновенные. Особенностью второй паремии является то, что в некоторых местах текст, который нужно петь, отличается от остальных строк — что своей неожиданностью может поставить певчих в полное замешательство.

Канон «Волною морскою», поемый на утрени в Великую Субботу и на Пасхальной полунощнице в формате PDF (148 кб) и в формате Encore 4.0 (22 кб). Выложен в виде «как есть».

Пасха

Канон Пасхи, один из вариантов обиходного распева в формате PDF (82 кб) и в формате Encore 4.0 (17 кб). Выложен в виде «как есть».

Стихиры Пасхи, один из вариантов обиходного распева в формате PDF (133 кб) и в формате Encore 4.0 (20 кб). Выложены в виде «как есть». Подтекстовка выполнена шрифтом Evangelie, и к тому же неправильным способом, поэтому выглядит криво.

Задостойник «Ангел вопияше» Валаамского распева в переложении Е. Ст. Азеева в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (13 кб).

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Входные молитвы во всю Светлую седмицу в формате PDF (25 кб) в размерах карманного Служебника изд. МП. Правда, к нотам они никакого отношения не имеют, зато хороший подарок к Пасхе священникам и диаконам. Содержимое обеих страниц файла нужно распечатать на двух сторонах листа и разрезать по указанным линиям — получается из одного листа 4 экземпляра.

Рождество Христово

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:», гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:»;
  • последующие тропари «День прешед:»;
  • последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское:».

Рождественская песньФ. Груберав формате PDF (28 кб) и в формате Finale 2000 (13 кб): переписана в одном из храмов СПб, по их утверждению — в авторском изложении. Подтекстовка сделана Елизаветинским шрифтом в старой русской орфографии.

Благовещение

Стихиры «Совет превечный» знаменного распева в ред. Д. Соловьева в формате PDF (105 кб) — только первые две: третья только что нашлась в Церковно-Певческом Сборнике (том 2, ч. 2, кн. 2, с.

524). Поются также на вечерни перед Субботой Акафиста (т. е. на литургии Преждеосвященных даров в пятницу утром). В конце файла приложено величание на Благовещение.

Кондак 13 акафиста «О Всепетая Мати» Киевского распева, как поют в Троице-Сергиевой Лавре (с незначительными изменениями) в формате PDF (44 кб) и в формате Finale 2000 (19 кб).

Песнопения Божественной литургии

Милость мира «Сергиевская» (на стихиру прп. Сергию Радонежскому), подобен «Приидите Триипостасному», в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (58 кб) и в формате Finale 2000 (26 кб).

Разные ноты

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:», гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:»;
  • последующие тропари «День прешед:»;
  • последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское:».

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Стихира прп. Сергию Радонежскому, подобен «Приидите Триипостасному» в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (23 кб).

Псалом 41 «Имже образом желает елень:»П. Мироносицкого в формате PDF (84 кб) и в формате Finale 98 (27 кб). Можно петь по запричастном стихе, особенно хорошо — во время постов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *