Что такое пятидесятница

Что такое пятидесятница

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Пятидесятница

пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин.20: 24–29). Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – радоница . Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин.5:1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин.4:5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин.9:1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне . В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора . Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой . В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы.

Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых . С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост . В Русской православной церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди .

праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым . Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов : на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения ), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2: 24; см. также далее).

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».

Руководство для сельских пастырей, 1889, 19

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Пасха длится дольше других праздников – 40 дней, и Православная Церковь празднует его особенно торжественно.

В церквях в дни Пасхи Царские врата не закрываются, чтобы все знали, что никогда небо не бывает так близко от нас, как на Пасху.

Наш народ думал всегда, что на Пасху Христос с апостолами выходит в нищенских рубищах странствовать по земле и приходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие.

Вот почему мы приготовляем в таком изобилии всякие яства на Пасху – куличи, пасхи, яйца и мясо, чтобы иметь возможность угостить всякого, кто войдёт в дом; вот почему мы радуемся приходу каждого человека, не разбирая, любим его или нет, и никого не отпускаем из дому, не угостив.

На Пасху мы вспоминаем с особенным сочувствием, что есть на свете больные и несчастные. Поэтому всегда в этот день принято посылать подарки – кулич, пасху и красное яичко – больным в больницах и детям-сиротам. Существует поверье, что за добрые поступки в дни Пасхи Господь прощает людям грехи.

Всю пасхальную (Светлую) неделю сопровождает беспрестанный колокольный звон. А вокруг храмов – торжественные крестные ходы. И вновь и вновь звучит по всей земле: «Христос воскресе – воистину воскресе!» Милые дети, пусть и ваши сердца наполнятся пасхальной радостью и любовью к Воскресшему Спасителю.

От Красной Пасхи до дня рождения Церкви

Перед нами пролегает путь на расстоянии восьми недель, ведущий от Святого праздника Пасхи ко дню сошествия Святого Духа на апостолов.

Проводником в этом путешествии будет для нас большая церковная книга. Она называется весело: Цветная Триодь. По этой книге совершаются церковные богослужения того времени, когда и в душе, и в природе все ликует и расцветает. Цветная Триодь обращается к нам радостным голосом, в противоположность Постной Триоди – книги, по которой совершались службы Великого поста.

«Днесь весна душам, ибо Христос, как Солнце, воссиял из гроба, Тридневен, и отогнал мрачную бурю нашего греха», — говорит Цветная Триодь.

Та же глубокая мудрость, с какой расположены были покаянные чтения и песнопения в течение Великого поста, действуют и в Цветной Триоди для нашего уверения в спасительном воскресении Христовом.

Неделя о Фоме

В первый воскресный день после Пасхи (неделя 2-я по Пасхе) Церковь напоминает нам о кратком неверии апостола Фомы. Его не было среди других в горнице, когда Воскресший первый раз явился апостолам, пройдя через затворенные двери. И это не случайность.

Рассказ апостолов о явлении Воскресшего Христа очень удивил Фому. Он любил Господа и хотел удостовериться в Его воскресении. А просто поверить не мог. Такое удивление – состояние творческое. Без него невозможны великие открытия и глубокое познание.

Через восемь дней Спаситель снова вошел в горницу через запертые двери и явился теперь уже всем ближайшим Своим ученикам, сказав: «Мир вам!» Потом, обращаясь к Фоме, велел ему дотронуться до ран на Своих руках и до раны в ребрах. А для Фомы как раз это и было необходимым условием, чтобы всем сердцем уверовать в Воскресение. И апостол уверовал. И воскликнул из глубины души: «Господь мой и Бог мой!»

Все это произошло ради многих и многих людей, ищущих пытливой мыслью подтверждения евангельской истины. И Спаситель допускает такую проверку, в какой-то момент Он открывает им тот неопровержимый факт, который полностью убеждает их в истинности бытия Божия. Тогда сердце загорается живой, горячей верой. Иисус Христос становится их личным Господом и Богом, а не где-то там далеко существующим Божеством.

Обращаясь к каждому, Церковь говорит: «Обнови, душа, все твои чувства, чтобы узреть Бога».

А от лица тех блаженных, которые не видели, но уверовали, Церковь говорит такие слова: «Ныне Тебя, Всецаря, видим не очами, но сердечной любовью, веруем в Тебя, как в Бога и песньми величаем».

Неделя жен-мироносиц

В следующее, третье после Пасхи, воскресенье (неделю) вспоминается подвиг святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа с Никодимом.

Их объединяет сила любви ко Господу, которая превзошла страх смерти. Они пришли на служение к Распятому Спасителю, окруженному врагами, тогда, когда ближайшие ученики покинули Его.
Такая самоотверженная любовь и верность превозносится выше всех подвигов и добродетелей.

Воскрес!
День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть – гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» — и воскрес!
Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что – будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

К.Случевский

Неделя о расслабленном

Затем следует воскресенье, которое называется «неделей о расслабленном». О нем повествует евангелист Иоанн Богослов.
Возле Овечьих ворот в Иерусалиме (через эти ворота гоняли овец в город на продажу) была купальня – бассейн с целебной водой. Возле купальни было пять крытых построек-притворов. Бассейн вместе с притворами назывался «домом милосердия».

Там, возле воды, лежало множество больных различными болезнями. Все они ожидали движения воды и верили, что это ангел Божий время от времени возмущает воду. Кто первым входил в купель после возмущения воды, тот выздоравливал. Здесь и лежал человек, тридцать восемь лет страдавший расслаблением всего тела. Проходя мимо, Господь Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Тот ответил, что хочет, конечно, но нет такого человека, который помог бы ему окунуться в воду в нужный момент.

Тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Расслабленный тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Было это в субботу. Потом Спаситель встретил его в храме и сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Образ этого человека трагичен. Исцелившись телом, он не исцелился душой, остался душевно расслабленным. Он рассказал иудеям, что Спаситель приказал ему нести постель в субботу – день покоя, то есть дал повод для осуждения Того, Кто исцелил его после стольких лет тяжелой болезни. Видно, он не принял слов Христовых к сердцу, не трудился над своей душой, чтобы больше не грешить.

Нам важно понять, что это за болезнь такая – душевная расслабленность. Бывает, что человек чувствует в себе какой-то Божий дар, какое-то большое призвание, но не может найти в себе сил, чтобы его осуществить. Это один вид болезни.
О худшем душевном состоянии апостол Павел говорит так: «Несчастный я человек, что люблю, того не делаю, а что ненавижу, то делаю». Это случается даже с верующими людьми.

В противоположность таким душевно расслабленным святые нашли в себе силу, которая их совершенно преобразила и сделала истинными последователями Христовыми. А ведь они имели все слабости человеческой природы. Этой силой была великая любовь к Господу Иисусу Христу и глубокое, искреннее покаяние. Поэтому в неделю о расслабленном мы молимся так: «Душу мою, Господи, во грехах всяческих люто расслабленную, воздвигни божественным Твоим предстательством!»

Неделя о самарянке

В следующее, пятое по Пасхе воскресенье вспоминается встреча Спасителя с самарянкой. Жизнь этой женщины складывалась сложно и не была счастливой. Но она всерьез задумывалась о смысле жизни, о том, как должно веровать в Бога.

Однажды она пошла за водой к колодцу. А возле него сидел Сам Спаситель, утомившийся от тяжкого пути. Иудеи и самаряне враждебно относились друг к другу из-за религиозных различий и даже не общались. И вдруг Христос первым заговорил с самарянкой и попросил у нее попить воды.

Иисусу Христу, как истинному Богу, была открыта каждая человеческая душа, и Он знал, как привести ее ко спасению. Между ними завязался разговор. Во время беседы Спаситель открыл женщине глубочайшую истину нашей веры. «Бог есть Дух, — сказал ей Господь, — и поклоняться Ему должно в духе и истине». Кроме того, Спаситель открылся ей как Мессия, Христос, Которого с надеждой ожидали и иудеи, и самаряне.

Тогда самарянка, пораженная этим разговором, пошла в город и стала рассказывать всем о встрече со Спасителем. И многие жители уверовали в Него. По их просьбе Господь остался в этом самарянском городе еще на два дня. В это время он крестил самарянку и нарек ей имя Фотиния, что значит «светлая», «просветленная».

Фотиния стала неустрашимой проповедницей Евангелия. Вера ее была велика, а лицо светилось благочестием. За веру она вместе со своими сыновьями претерпела мучения и смерть. Фотиния почитается Церковью как святая мученица.

Неделя о слепом

Следующая, шестая неделя по Пасхе – «о слепом». Вся жизнь этого слепца была как одна темная ночь. Проходя мимо, Господь сжалился над ним и велел ему пойти на купальню Силоам и умыться. Слепорожденный так и сделал и сразу прозрел — не только телесно, но и душевно – уверовал в Господа Иисуса Христа.

Нам кажется, что и мы участвуем в празднике исцеления слепорожденного, потому что мы знаем – Господь есть истинный Свет, «просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Но действительно ли наши души прозрели, чтобы видеть этот Свет?

Для многих из нас Свет Христов уже блеснул, но мы не имеем еще зоркости, чтобы видеть по-настоящему.

Поэтому Церковь и молится в этот день о даровании нам этой духовной зоркости: «Душевными очами оскаплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый». В четверг «недели о слепом» празднуется Вознесение Господне.

Воскресение

Тяжкий камень отвален от гроба,
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Ваших темных и безумных сил!
Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
И сама земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.
Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.

Неделя святых отцов Первых Вселенских Соборов

Седьмое воскресенье по Пасхе посвящено памяти Первых Вселенских Соборов. Вселенский Собор – это сбор всех святителей, учителей и отцов церкви Христовой для обсуждения важнейших вопросов веры и церковной жизни. Всего Вселенских Соборов было семь. Первый Собор состоялся в 325 году в городе Никее.

Среди его участников был Святитель Николай Чудотворец. Собор охранял Церковь от ереси Ария. Для того чтобы все православные христиане могли точно знать истинное церковное учение, оно было ясно изложено в Символе веры. Это изложение почти без изменений вошло в первые семь членов ныне употребляемого нами Символа веры.

День Святой Троицы

Но вот, наконец, и приблизился праздник Святой Троицы. Накануне, в Троицкую родительскую субботу, совершается поминовение всех усопших, чтобы и они сподобились, посредством молитвы, благодати Божией, готовой излиться на их живых собратий.

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме.

Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов.

Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Придя в храм утром Троицына дня, мы ощущаем радость праздника, вдыхая душистый аромат полевых трав и молодых березок, украшающих церковь. В этот день вновь звучит отрадная молитва Утешителю: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

А придет ли к нам Царь Небесный – то каждый явно почувствует своим сердцем…

При составлении текста использованы проповеди отца Сергия Мечева; статья Н.С.Киреевой (Журнал «Православная беседа» за 1992 г.) и др.

Главная —> Православный церковный календарь —> Праздники —> День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника

День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника.

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей.
Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились.

Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества — Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека. Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
В пятидесятый день после Пасхи совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день — в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). В Троицын день, тотчас после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.
Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии — Троицын день). Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостаснoму Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь.
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10—17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе.
В понедельник по Пятидесятнице бывает праздник в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единого от Троицы, единосущного и единославного Отцу и Сыну. Это отдельное богослужение и прославление Святого Духа на следующий день праздника совершается «чести ради Всесвятого Духа».

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».
День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.
На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.
Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

» Назад::Далее:Православные праздники…

Весь Православный раздел …

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Значение слова ПЯТИДЕСЯТНИЦА по словарю Ушакова:
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
пятидесятницы, ж. 1. Женск. к пятидесятник (публиц.). 2. Один из т. наз.

двунадесятых праздников у христиан, то же, что троицындень (церк.).

Значение слова ПЯТИДЕСЯТНИЦА по словарю Брокгауза и Ефрона:
Пятидесятница — второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в памятьдарования народу закона при горе Синай, праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первыеначатки которых приносились в жертву в храме, куда народотовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq., XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемоеиногда и другими — день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счет богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом. А. Л. В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямаязаповедьпраздновать П. (кн. V, гл. 20); в другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаженного Августина и др. часто встречается упоминание о праздник сошествия Св. Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первыйхристианский храм, который в IV в. возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иоанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многиепеснопения, которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы,составленные св. Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но, вместе с тем, указывает на обновление людей силой нисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресвятого Духа (см. Духов день). См. П. Лебедев, «Наука о богослуженииправославной церкви» (М., 1890); прот. Г. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. II, СПб., 1887); прот. К. Никольский, «Пособие к изучению устава богослужения православной церкви» (СПб., 1888).

ПЯТИГРАННЫЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦА ПЯТИСЛОЖНЫЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *